Научная статья на тему 'Реализация программы «Таможенное дело» во Владивостокском филиале рта'

Реализация программы «Таможенное дело» во Владивостокском филиале рта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭТАПНАЯ АТТЕСТАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вольнов Игорь Николаевич

Рассматриваются проблемные вопросы методического, технологического, содержательного, организационного характера, связанные с реализацией во Владивостокском филиале Российской таможенной академии основной образовательной программы 036401.65 «Таможенное дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вольнов Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация программы «Таможенное дело» во Владивостокском филиале рта»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 378 ББК 74.48

И. Н. ВОЛЬНОВ

Реализация программы «Таможенное дело» во Владивостокском филиале РТА

Рассматриваются проблемные вопросы методического, технологического, содержательного, организационного характера, связанные с реализацией во Владивостокском филиале Российской таможенной академии основной образовательной программы 036401.65 «Таможенное дело».

Ключевые слова: основная образовательная программа, компетенции, фонды оценочных средств, уровни сформированности компетенций, этапная аттестация компетенций.

Реализация образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) 036401.65 «Таможенное дело» требует от профессорско-преподавательского состава определенного опыта разработки ком-петентностно-ориентированного учебно-методического обеспечения, развития и оценивания компетенций, их составных элементов. Следует отметить, что работа по формированию и документированию основной образовательной программы (ООП) 036401.65 еще не завершена. В частности, не утверждены окончательные версии паспортов компетенций, находятся в стадии обсуждения программы практики и научно-исследовательской работы, не выстроены образовательные траектории для специализации. Последствия незавершенности процесса документирования ООП, в частности, проявляются в том, что трудно подтвердить при внешней экспертизе факт, что существующий фонд оценочных средств позволяет решать задачи мониторинга

ВОЛЬНОВ Игорь Николаевич — кандидат физико-математических наук, доцент, декан таможенного факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

73

динамики формирования компетенций выпускника, определенных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело» (квалификация «специалист»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 № 1117.

В процессе реализации ООП 036401.65 во Владивостокском филиале Российской таможенной академии выявлен ряд проблемных вопросов, касающихся методических, технологических, содержательных, организационных аспектов учебного процесса студентов специальности «Таможенное дело».

Согласно пункту 8.4 ФГОС ВПО 036401 «Таможенное дело», для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить уровень приобретенных компетенций [1].

Кафедрами филиала сформированы и применяются на этапе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации элементы фонда оценочных средств дисциплинарного уровня (для дисциплин, изучаемых студентами 1, 2, 3 курсов). Образовательную программу, реализующую ФГОС ВПО, можно рассматривать как совокупность образовательных траекторий, соответствующих компетенциям, определенным образовательным стандартам. Под образовательной траекторией в данном контексте понимается последовательность изучения дисциплин учебного плана, формирующих некоторую компетенцию. Фонд оценочных средств (ФОС) должен служить инструментом диагностики уровня сформированности отдельных компетенций. В процессе его применения возникают такие вопросы методического характера, как: На каком этапе обучения, посредством какой измерительной процедуры делается заключение об уровне сформированности компетенции конкретного студента в соответствии с паспортом компетенции? Позволяют ли применяемые для промежуточной аттестации средства оценивания судить о том, что студент приобрел конкретные компетенции после завершения изучения всех дисциплин, ответственных за формирование отдельных элементов этих компетенций? Должен ли ФОС по дисциплине, завершающей формирование компетенции носить междисциплинарный характер, диагностировать заявленные в паспорте компетенции признаки уровней ее сформированности? [2].

Для студентов 3 курса специальности 036401.65 «Таможенное дело», завершивших в целом изучение дисциплин гуманитарной направленности, отвечающих за формирование общекультурных компетенций специалиста таможенного дела, актуальны следующие вопросы: Можно ли на основании записей в зачетной книжке студента сделать заключение об уровне его общекультурных компетенций? На основании какой аттестационной процедуры можно сделать такое заключение?

Методическая неопределенность усугубляется еще и тем обстоятельством, что ФОСы по дисциплинам разработаны до утверждения паспортов

74

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

компетенций, следовательно, требуется их экспертиза на предмет соответствия уровням сформированности компетенций.

Предполагается, что если студент освоил пороговой уровень для каждой дисциплины образовательной траектории конкретной компетенции, то он должен обладать пороговым уровнем в целом по данной компетенции, а студент-отличник имеет высокий уровень сформированности компетенции. Суждение об уровне компетенции студента, показавшего разные уровни (пороговый, повышенный, высокий) для разных дисциплин не столь очевидно.

Паспорт компетенции задает ориентиры (критерии), позволяющие определить для каждой дисциплины шкалу оценивания. Попытка судить об уровне сформированности отдельной компетенции неизбежно приведет к излишней формализации учебного процесса. Достаточно, чтобы совокупность аттестационных процедур текущей, промежуточной и итоговой аттестаций давала основание делать заключения о том, что положительно аттестованный студент должен обладать в целом заявленным набором компетенций. Для этого необходимо, чтобы фонды оценочных средств соответствовали критериям сформированности каждой компетенции, содержащимся в паспорте компетенции.

Любая компетенция имеет междисциплинарный характер. Междисциплинарными признаками обладают некоторые процедуры оценки: защита практики, представление результатов научно-исследовательской работы, итоговая государственная аттестация выпускников. Наиболее формализованная процедура из них - государственная итоговая аттестация, которая позволяет оценить выпускника, уровень его некоторых компетенций, установленных образовательным стандартом. Оценивание компетенций в отличие от аттестации по дисциплине должно носить этапный характер.

Анализ разрабатываемых другими вузами ООП показывает, что в структуре ООП присутствует пункт - «Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО».

Этапами комплексных испытаний ООП 036401 «Таможенное дело» могут являться учебная и производственная практика, научно-исследовательская работа. Каждый из этих видов учебной деятельности студента завершается его аттестацией, в рамках которой можно оценить уровень сформированно-сти тех компетенций, чьи образовательные траектории к данному моменту в целом завершены. Следовательно, содержание аттестационных процедур, связанных с защитой студентом результатов практики, должно приобрести компетентностный характер.

На факультете таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии ранее, при реализации ООП 080115.65 «Таможенное

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

75

дело», был приобретен опыт применения этапных средств оценивания [3]. Этапные испытания проводились в ходе защиты результатов учебной, первой и второй производственных практик студентами 2, 3 и 4 курсов. В дополнение к защите отчета и индивидуального задания для оценки уровня компетентности студента использовались средства контроля: тесты, деловая игра, анкетирование, ситуационные задачи (кейсы), портфолио, индивидуальные или групповые проекты. Для оценки уровня компетенций студента при проведении государственной итоговой аттестации использовались, помимо установленных положением о итоговой государственной аттестации документов, бланки анкет экспертов (руководителя ВКР, рецензента, члена ГАК) [4].

В настоящее время отдельные элементы этапных испытаний продолжают применяться при аттестации студентов специализации «Товароведение и таможенная экспертиза» после прохождения производственной практики. В Российской таможенной академии реализуется единая по структуре и содержанию ООП 036401 «Таможенное дело», ответственными разработчиками которой являются кафедры Академии. Вопрос этапных испытаний для данной ООП еще не обсуждался.

Помимо открытых вопросов содержания этапных испытаний заслуживает более детальной конкретизации технологический аспект оценивания уровня сформированности компетенций студента.

В учебном процессе вузов как один из методов интерактивного обучения широко применяются деловые игры, реализующие модель решения профессиональных задач. Одной из целей игры может быть измерение уровня сформированности одной или нескольких компетенций, оценка достижения результатов обучения либо по отдельной дисциплине, либо по нескольким образовательным траекториям.

Кроме гуманитарных дисциплин, студенты специальности 036401.65 за два года обучения в основном изучили дисциплины, которые формируют компетенции, позволяющие определять и контролировать правильность заявленного в декларации на товары (ТД) кода товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. Так, оценивание профессиональной компетенции (ПК-10 «Владение навыками применения основных правил интерпретации ТН ВЭД и осуществления контроля достоверности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД») можно осуществить в процессе деловой игры. Оценку уровня сформи-рованности компетенции ПК-10 наиболее удобно осуществить на итоговом занятии по дисциплине «Контроль достоверности заявленного кода товара» (7-й семестр) либо как аттестационную процедуру учебной практики студентов 3 курса.

Вопрос о включении междисциплинарной игры в программы учебной или производственной практики является дискуссионным. Следует отметить, что ранее, при реализации ООП 080115.65, было выявлено, что студентам,

76

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

обучавшимся на 4 и 5 курсах, не требовалось применять навыки определения / контроля кода товара. На этапе итоговой государственной аттестации отдельных выпускников, главным образом, заочной формы обучения, отмечался слабый уровень подготовленности при решении практических задач, связанных с определением кода товара в соответствии ТН ВЭД ТС, и ответах на теоретические вопросы, касающиеся применения правил интерпретации. Поэтому по рекомендации ГАК для студентов выпускного курса был разработан факультатив «Практикум по диагностике и классификации объектов таможенного контроля». По новой ООП 036401.65 необходимо включить в учебный план аналогичный факультатив.

Следовательно, требуется осуществлять контроль компетенции ПК-10 в процессе проведения деловых игр со студентами 3-5 курсов. При подготовке междисциплинарных деловых игр возникают проблемы организационного характера. В частности, часы по учебной практике планируются кафедре ОТКиТСТК. Для привлечения преподавателей кафедры ТиТЭ для проведения деловой игры с целью оценивания компетенции ПК-10 нет оснований. Остается открытым вопрос о том, какие компетенции оценивать после окончания трех лет обучения в ходе защиты результатов учебной практики студентами специальности 036401.65 «Таможенное дело», в том числе целесообразность оценивания уровня сформированности компетенций ПК-7 («Умение осуществлять контроль за соблюдением участниками ВЭД законодательства Российской Федерации при таможенных процедурах»), ПК-8 («Владение навыками применения форм и технологий таможенного контроля товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом»).

Комплексные деловые игры могут применяться для оценивания компетентности выпускников специальности («Моделирование таможенных операций. Виртуальный таможенный пост»), отдельных специализаций («Совершение таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру», «Контроль достоверности заявленного кода»). Такие игры можно рассматривать как этапные испытания, завершающие определенный период обучения, предназначенные для оценки уровня сформиро-ванности определенной группы профессиональных компетенций. В рамках их проведения допустимо применение компьютерных тренажеров, в первую очередь - автоматизированных адаптивных тренажеров (ААТ), для имитации применения программных средств на этапах деловой игры. Планирование учебной нагрузки преподавателей для организации проведения подобных игр нормативами Российской таможенной академии не предусмотрено.

Важную роль в мониторинге общекультурных, а также отдельных профессиональных компетенций занимает портфолио студента. Портфолио представляет собой информационный ресурс, характеризующий профессиональное развитие студента, его личные достижения в образовательной деятельности. Цель портфолио - анализ и презентация значимых профессиональных

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

77

достижений студента, свидетельствующих о его умении решать проблемные задачи профессиональной деятельности. В портфолио включаются:

- общая информация о студенте (перечень дипломов конкурсов, грамот, благодарственных писем, других документов, отражающих достижения студента, а также и сведения о наложенных дисциплинарных взысканиях);

- характеристика научно-исследовательской деятельности студента (перечень научных публикаций, участия в проектах, выступления с научными докладами), а также участие студента в профессиональных конкурсах, мастер-классах, развивающих его профессиональную компетентность;

- внеаудиторная деятельность, характеризующая участие студента в мероприятиях, проектах, проводимых в образовательном учреждении, населенном пункте, регионе.

Студент имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, отражающие его индивидуальность и достижения.

Ведение портфолио позволит дать объективную компетентностную характеристику выпускнику. Требуется программное средство, позволяющее специалистам деканата формировать портфолио студентов и анализировать их достижения по отдельным направлениям деятельности. Информация может использоваться руководством деканата как основа для написания характеристики студенту при его трудоустройстве.

Портфолио может содержать информацию и о чисто профессиональных достижениях студента. В этом случае документ формируется лично студентом и представляется выпускающей кафедре в рамках профессиональной аттестации (профессиональных конкурсов). Кафедра на основе презентации может определять рейтинг выпускников, который мог бы использоваться как основа их ранжирования при распределении. Баллы рейтинга можно учитывать при формировании комплексной бальной оценки выпускника в ходе защиты ВКР. Портфолио мог бы представляться студентом 4 курса в ходе аттестации его исследовательской деятельности и в качестве средства, характеризующего уровень освоения компетенции ОК-7 «Способность применять иностранный язык в сфере профессиональной деятельности». Представляет интерес проведение такого эксперимента кафедрой иностранных языков Владивостокского филиала РТА.

Помимо вопросов методического и технологического характера проявились проблемы содержательного характера, связанные с формированием правоохранительных компетенций, в частности, компетенции ПК-24 («Умение квалифицировать факты и обстоятельства в сфере таможенного дела, совершать юридически значимые действия»). Студенты 2 курса изучают дисциплины «Правоведение» (3-й семестр) и «Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов»

78

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

(4-й семестр). Формально образовательная траектория содержит шесть дисциплин; фактически основные элементы компетенции ПК-24 должны быть сформированы после двух лет обучения.

По итогам летней сессии можно сделать вывод, что большая часть студентов факультета таможенного дела Владивостокского филиала показала пороговый уровень овладения компетенцией ПК-24. В отличие от ООП 080115.65 учебный план новой ООП 036401.65 не содержит классических дисциплин, связанных с изучением определенных отраслей права, а предусматривает изучение дисциплины «Правоведение» и четырех дисциплин прикладного характера. В итоге некоторая часть студентов оказалась подготовленной к глубокому пониманию содержания правовых норм, не получила комплексного представления об административном и таможенном праве. Представляется целесообразным, чтобы в формировании компетенции ПК-24 участвовали не только правовые дисциплины, но и дисциплины модуля «Таможенные операции и процедуры», изучаемые на 3 курсе. Формирование высокого уровня владения компетенцией ПК-24 в части «умения квалифицировать факты и обстоятельства в сфере таможенного дела» является сложной методической задачей.

Применение компьютерных тренажеров не может существенно облегчить ее решение. В работе со студентами требуются иные формы учебной деятельности, в первую очередь - обсуждения ситуаций, дискуссии, и т. п. Задача усложняется в связи с небольшим объемом аудиторной работы, предусмотренной учебным планом для изучения дисциплины «Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов» (34 часа). На мой взгляд, этой дисциплине должна предшествовать дисциплина, посвященная изучению основ административного права.

Целый ряд вопросов, связанных с координацией учебно-методической деятельности кафедр филиала и Академии при реализации и документировании ООП 036401 «Таможенное дело», требуется определить локальными актами Российской таможенной академии.

В Российской таможенной академии и ее филиалах реализуются единые образовательные программы, применяются единое методическое обеспечение и фонды оценочных средств, приняты отдельные локальные акты, в частности, приказ РТА от 19.09.2013 № 482 «Об утверждении Положения о рабочей программе дисциплины» [2]. Следовательно, необходимо разработать регламент, определяющий порядок и сроки взаимодействия подразделений филиалов и Академии в процессе разработки и документирования ООП.

Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 036401 «Таможенное дело» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_10/prm1117-1.pdf

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

79

2. Азарова Р. Н. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 52 с.

3. Вольнов И. Н. Об эксперименте по оцениванию компетенций студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» / И. Н. Вольнов, Н. В. Берлова // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 4. С. 77-84.

4. Михайлова Н. С. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ / Н. С. Михайлова, М. Г. Минин, Е. А. Муратова. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. 204 с.

Кучерена А.Г. Адвокатура России: А.Г. Кучерена. - 3-е изд., перераб. -ИНФРА-М, 2012. - 784 с.

учебник / М.: Норма:

В Общей части учебника рассмотрены адвокатура как наука и учебная дисциплина, история становления и развития института адвокатуры, организация и деятельность российской адвокатуры в настоящее время, особенности оказания отдельных видов правовой помощи. В Особенной части исследовано участие адвоката в системе органов судебной власти; представлены новации в процессуальном законодательстве.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех интересующихся вопросами адвокатуры и судебной реформы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.