УДК 378
РОЛЬ ВАРИАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ТОВАРОВЕДОВ-ЭКСПЕРТОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2013 С. Э. Мороз,
аспирант e-mail: [email protected]
Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко, г. Полтава
В данной статье автор акцентирует внимание на важной роли вариативных дисциплин в обеспечении профессиональной подготовки будущих товароведов-экспертов. Представлен опыт обучения специалистов данного профиля в Полтавском университете экономики и торговли. Показана роль межпредметных связей дисциплин цикла профессиональной и практической подготовки в процессе формирования готовности будущих товароведов-экспертов в таможенном деле к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: вариативные дисциплины, профессиональная подготовка, таможенные услуги, товаровед-эксперт.
Постановка проблемы. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к профессиональной деятельности предполагает создание соответствующих педагогических условий. Поскольку согласно образовательным стандартам перечень профессиональных (специальных) компетентностей бакалавров товароведения и торгового предпринимательства разрабатывается вузами в вариативной компоненте [Галузевий стандарт 2012: 19], исследование роли вариативных дисциплин в обеспечении профессиональной подготовки будущих товароведов-экспертов приобретает особую актуальность.
При этом приоритетными задачами любой из вариативных дисциплин становятся: обеспечение реального вклада в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку бакалавра к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; обеспечение мотивации к изучению каждой последующей дисциплины; развитие интегрального мышления, интеллекта на основе целостного подхода к обучению.
Анализ исследований и публикаций. К проблемам подготовки товароведов обращались Г. Багрий, Л. Карташова, Е. Морозова, В. Муратов, Н. Николкина, А. Пахолюк, А. Передрий, М. Полищук, А. Попова, Н. Сорокина, А. Цопанова. Перспективы подготовки конкурентоспособных специалистов ученые напрямую связывают с реализацией компетентностного подхода в образовании.
Различные аспекты применения компетентностного подхода в образовании изучали Н. Бибик, С. Бондарь, И. Ермакова, О. Пометун, О. Савченко, О. Овчарук, и др. Следует отметить, что понятие «компетентность» многие исследователи отождествляют с понятием «готовность».
Компетентность одновременно характеризуется наличием у выпускника прочных знаний, сформированных умений, опыта деятельности, способностью принимать обоснованные решения в различных жизненных ситуациях и в то же время свидетельствует о готовности молодого специалиста к выполнению широкого круга действий и операций, то есть к профессиональной деятельности.
С позиций компетентностного подхода становится актуальным изучение роли отдельных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих товароведов-экспертов.
Целью данной статьи является исследование роли вариативных дисциплин в формировании готовности будущих товароведов-экспертов к профессиональной деятельности на рынке таможенных услуг.
Изложение основного материала. За многие десятилетия в вузах сложилась хорошо отлаженная система обучения товароведов. Вместе с тем либерализация международной торговли, расширение и совершенствование товарного рынка предопределили процесс специализации товароведной профессии с выделением в отдельные направления подготовки товароведа-коммерсанта, товароведа-предпринимателя, товароведа-консультанта, товароведа-эксперта в таможенном деле. На наш взгляд, такая дифференциация профессии подчеркивает важность подготовки товароведов для конкретных сфер применения.
В условиях глобализации и интернационализации мировой торговли особый интерес вызывает таможенная подготовка товароведов-экспертов. В контексте становления рынка таможенных услуг, как неотъемлемого элемента рыночной экономики, должны быть решены вопросы обеспечения данной отрасли высокопрофессиональными кадрами.
Таможенные брокеры играют исключительно важную роль в обеспечении продвижения внешнеторговых грузов, являются гарантом поступления таможенных платежей и налогов в государственный бюджет, облегчают выполнение контрольных функций таможенных и налоговых органов, оказывают импортерам и экспортерам различные специфические услуги, связанные с внешнеторговой деятельностью. Таким образом, компетенции и навыки будущих товароведов в области таможенного дела во все большей степени становятся востребованными всеми участниками внешнеэкономического рынка.
Наш многолетний опыт обучения товароведов-экспертов в Полтавском университете экономики и торговли показывает, что конкурентоспособность выпускников на рынке труда повышается, если у будущих специалистов сформирована профессиональная компетенция - «декларирование товаров», как наиболее
затребованная работодателями [Мороз]. О важности формирования компетенции «осуществлять таможенно-брокерскую деятельность» упоминает и М. Полищук [Полищук 2008: 113] в своей «идеальной» модели профессиональной компетентности товароведов-экспертов.
Для достижения педагогических целей в формировании профессиональных компетенций необходимо иметь четкое описание их структуры и установить вклад дисциплин цикла профессиональной и практической подготовки в ее формирование. Это позволит оптимизировать наполнение отдельных дисциплин, методику их освоения, а значит усовершенствовать структуру и содержание подготовки в целом.
Проанализируем функциональные обязанности декларантов на рынке таможенных услуг. Статьей 257 Таможенного кодекса Украины предусмотрено, что таможенное оформление товаров осуществляется таможенными органами на основании таможенной декларации, в которую декларантом, в зависимости от таможенных формальностей, установленных для определенных таможенных режимов, и заявленной цели перемещения, вносятся определенные сведения, в том числе в виде кодов [Митний кодекс... 2013: 101]. Детальное изучение норм данной статьи показывает, что для того, чтобы заполнять таможенную декларацию, декларант как минимум должен уметь:
1) классифицировать товары для таможенных целей;
2) определять страну происхождения товара;
3) рассчитывать таможенную стоимость товаров и начислять таможенные платежи;
4) применять таможенные режимы;
5) определять меры нетарифного регулирования;
6) работать с программным обеспечением таможенного брокера.
С учетом вышеизложенного для формирования готовности будущих товароведов-экспертов к профессиональной деятельности на рынке таможенных услуг в Полтавском университете экономики и торговли в учебный план подготовки бакалавров специальности «Товароведение и экспертиза в таможенном деле» были введены следующие таможенные дисциплины цикла профессиональной и практической подготовки (рис.).
Вертикальные междисциплинарные связи таможенных дисциплин цикла профессиональной и практической подготовки. Вузовская вариативная составляющая
На пропедевтическом этапе, во время изучения курса «Основы таможенного дела» у студентов формируется общее представление об особенностях профессиональной деятельности в сфере таможенных услуг; они приобретают навыки контекстного осмысления будущей профессии и своего места в ней. Воспитанники изучают понятийный аппарат таможенного дела, элементарные процессы, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров.
Преподаватели выпускающей кафедры предоставляют возможность студентам анализировать актуальные проблемы таможенного дела, тем самым заинтересовывая студентов в углубленном изучении вариативных дисциплин цикла профессиональной и практической подготовки. Благодаря этому формируется мотивация не только к изучению таможенных дисциплин, но и к будущей профессиональной деятельности.
Умение классифицировать товары для таможенных целей имеет большое значение в практической подготовке будущих товароведов-экспертов. Навыки кодирования товаров согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (далее - УКТВЭД) приобретаются во время изучения дисциплины «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности».
По общему мнению профессионалов, классификация товаров является самым сложным этапом как в работе декларантов, так и в работе должностных лиц таможенных органов. Ошибки в классификации приводят к неверному начислению таможенных пошлин и налогов, к непредставлению документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством, что в свою очередь может повлечь за собой административную ответственность декларанта за нарушение таможенных правил.
Продолжает цикл вариативных таможенных дисциплин курс «Таможенные платежи». Программа дисциплины предусматривает изучение таможенно-тарифной
политики государства, механизмов начисления и взимания таможенных платежей при осуществлении ВЭД. Цель изучения дисциплины - формирование у будущих специалистов целостной системы знаний и умений, связанных с расчетом таможенных платежей.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать алгоритм расчетов таможенных платежей, который состоит из следующих этапов:
- определение кода товара согласно УКТВЭД;
- определение таможенной стоимости товара с учетом влияния базисных условий поставок;
- определение страны происхождения товара;
- определение ставок и начисление таможенной пошлины, акцизного налога и налога на добавленную стоимость;
- анализ факторов, влияющих на применение льгот или освобождений от уплаты таможенных платежей.
Дисциплина «Таможенные платежи» помогает углубить теоретические знания таможенного дела, изучить особенности начисления таможенных платежей в различных таможенных режимах, приобрести навыки практического применения законодательных актов, нормативных и ведомственных документов в деятельности таможенных органов Украины.
Своеобразным итогом изучения таможенных дисциплин является освоение студентами интегрированного курса «Декларирование». Задачи курса - сформировать профессиональную готовность товароведов-экспертов к декларированию товаров. Во время изучения дисциплины «Декларирование» уже знакомая, системно выстроенная информация, изученная на предыдущих курсах, осмысливается студентами в деятельностном плане, «примеряется» на конкретные профессиональные ситуации.
На этом этапе незаменимым является метод сквозного проектирования, направленный на развитие профессиональных компетенций и мотивацию усвоения знаний, умений и навыков в контексте их применимости в деятельности на рынке таможенных услуг.
Программа дисциплины «Декларирование» предусматривает:
- закрепление, углубление и обобщение знаний дисциплин «Основы таможенного дела», «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности», «Таможенные платежи»;
- структурирование междисциплинарных связей с целью объединения в единый процесс отдельных понятий и действий, выполняемых при декларировании товаров;
- моделирование бизнес-процессов и решение практических задач, связанных с декларированием товаров, на основе сочетания элементов вариативных таможенных дисциплин;
- рассмотрение существующей практики работы с различными видами деклараций.
Дисциплина «Декларирование» завершает цикл профессионально ориентированных специальных таможенных дисциплин, раскрывает их взаимосвязь и взаимозависимость, способствует развитию умений студентов творчески применять знания этих предметов при решении конкретных профессиональных задач и закладывает фундамент для профессионального становления молодых специалистов во время прохождения таможенной практики.
Выводы данного исследования и перспективы последующих изысканий в данном направлении. Роль вариативных дисциплин в формировании готовности будущих товароведов-экспертов к профессиональной деятельности на рынке таможенных услуг трудно переоценить. Если в вариативных дисциплинах выделять
базовые и профессиональные компетенции, идентифицировать их с учебными элементами, через них формулировать цели обучения и проектировать соответствующие педагогические технологии для достижения результата, формирование готовности будущих товароведов-экспертов к профессиональной деятельности на рынке таможенных услуг будет успешным.
Последующие изыскания связаны с разработкой критериев, которые позволят выявить степень сформированности профессиональной готовности будущих товароведов-экспертов в таможенном деле к профессиональной деятельности.
Библиографический список
Галузевий стандарт вищої освіти України ГСВОУ 6.030510-2012 : Освітньо-кваліфікаційна характеристика бакалавра галузі знань 0305 «Економіка і
підприємництво» напряму підготовки 6.030510 «Товарознавство і торговельне підприємництво» / Видання офіційне. Міністерство освіти і науки, молоді і спорту України. К., 2Gl2. З2 с.
Митний кодекс України : за станом на 1 лютого 2013 р. // Вісник податкової служби України. 2013. № 5. 224 с.
Мороз С. Э. Компетентностная направленность проблемно-деятельностного обучения товароведов-экспертов в таможенном деле: опыт Полтавского университета экономики и торговли // Проблемы современной педагогики в контексте развития международных образовательных стандартов: материалы XL Междунар. науч.-
практической конф. / Международная Академия Науки и Высшего образования, Великобритания. [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu/ru/node/l26GG (дата
обращения: 13.06.2013).
Поліщук М. М. Теоретико-методологічні основи підвищення кваліфікації фахівців з товарознавства і експертизи в митній справі // Наукові записки Рівненського державного гуманітарного університету. 2008. № 11. С. 107-113.