Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в вузе'

Педагогические условия формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / СПЕЦИАЛИСТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION OF MORAL QUALITIES / CUSTOMS OFFICER / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боликова Людмила Юрьевна, Куц Анна Вячеславовна

Актуальность и цели. В современных условиях развития Российского государства, на фоне его интеграции в мировое сообщество возникла объективная необходимость приведения института таможенной службы в соответствие с международными нормами таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности. Определяя направления дальнейшего развития таможенного дела, Федеральная таможенная служба выделила в качестве одного из приоритетных кадровое обеспечение таможенной службы. Решение проб­лемы качества профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в рамках вузовского образования специалисты связывают с повышением требовательности к уровню их профессиональной воспитанности [1]. Цель исследования выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования системы взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных целям работы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта профессиональной подготовки студентов вуза, эксперимент). Методологическую основу исследования составили основные положения системного, аксиологического, личностно-деятельностного, компетентностного и средового подходов к формированию нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела. Результаты. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы следующие педагогические условия: включение студентов в социально-профессиональную общность работников таможенной службы; информационное обеспечение сущности профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки; конструирование профессионально-нравственной среды на базе таможенного поста; педагогический мониторинг сформированности нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки. Выводы. Педагогические условия, выявленные в ходе опытно-эксперимен­тального исследования, обеспечивают эффективность формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боликова Людмила Юрьевна, Куц Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MORAL QUALITIES FORMATION IN FUTURE CUSTOMS OFFICERS AT UNIVERSITIES

Background. In modern conditions of development of the Russian state, against the background of its integration into the world community, there is an objective need to bring the institution of customs service to the level of international standards of customs and foreign trade regulation. When determine the direction of further deve­lopment of customs, the Federal Customs Service identified staffing of the Customs Service as a priority target. Solution of the problem of the customs officer professio­nal training quality at universities is associated by experts with the increased demands to the level of their professional education [1]. The research purpose is to identify and substantiate pedagogical conditions that ensure the efficiency of formation of moral qualities of future customs specialists in the process of training. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved through the use of a system of interrelated and complementary methods, adequate to the study aims: theoretical (analysis, comparison, compilation, synthesis, classification, modeling); empirical (observation, questionnaires, interviews, testing, study and generalization of the advanced experience of university students training, experiment). The methodological basis of the research included the main provisions of the system, axiological, student-activity, competence and environmental approaches to formation of moral qualities of future customs specialist. Results. In the course of experimental work the authors identified and scientifically substantiated the following pedagogical conditions: inclusion of students in the social and professional community of customs officers; information support of the essence of professional activity in the course of vocational training; design of professional and moral environment on the basis of the customs office; pedagogical monitoring of moral qualities formation in future customs specialists in the process of training. Conclusions. Pedagogical conditions that we identified during the pilot studies, provide the efficiency of formation of moral qualities of future customs officer during training.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в вузе»

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

УДК 37.01

Л. Ю. Боликова, А. В. Куц

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ВУЗЕ

Аннотация.

Актуальность и цели. В современных условиях развития Российского государства, на фоне его интеграции в мировое сообщество возникла объективная необходимость приведения института таможенной службы в соответствие с международными нормами таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности. Определяя направления дальнейшего развития таможенного дела, Федеральная таможенная служба выделила в качестве одного из приоритетных кадровое обеспечение таможенной службы. Решение проблемы качества профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в рамках вузовского образования специалисты связывают с повышением требовательности к уровню их профессиональной воспитанности [1]. Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования системы взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных целям работы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта профессиональной подготовки студентов вуза, эксперимент). Методологическую основу исследования составили основные положения системного, аксиологического, личностно-деятельностного, компетент-ностного и средового подходов к формированию нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела.

Результаты. В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы следующие педагогические условия: включение студентов в социально-профессиональную общность работников таможенной службы; информационное обеспечение сущности профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки; конструирование профессиональнонравственной среды на базе таможенного поста; педагогический мониторинг сформированности нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.

Выводы. Педагогические условия, выявленные в ходе опытно-экспериментального исследования, обеспечивают эффективность формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: педагогические условия, формирование нравственных качеств, специалист таможенного дела, профессиональная подготовка.

L. Yu. Belikova, A. V. Kuts

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MORAL QUALITIES FORMATION IN FUTURE CUSTOMS OFFICERS AT UNIVERSITIES

Abstract.

Background. In modern conditions of development of the Russian state, against the background of its integration into the world community, there is an objective need

212

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

to bring the institution of customs service to the level of international standards of customs and foreign trade regulation. When determine the direction of further development of customs, the Federal Customs Service identified staffing of the Customs Service as a priority target. Solution of the problem of the customs officer professional training quality at universities is associated by experts with the increased demands to the level of their professional education [1]. The research purpose is to identify and substantiate pedagogical conditions that ensure the efficiency of formation of moral qualities of future customs specialists in the process of training.

Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved through the use of a system of interrelated and complementary methods, adequate to the study aims: theoretical (analysis, comparison, compilation, synthesis, classification, modeling); empirical (observation, questionnaires, interviews, testing, study and generalization of the advanced experience of university students training, experiment). The methodological basis of the research included the main provisions of the system, axiological, student-activity, competence and environmental approaches to formation of moral qualities of future customs specialist.

Results. In the course of experimental work the authors identified and scientifically substantiated the following pedagogical conditions: inclusion of students in the social and professional community of customs officers; information support of the essence of professional activity in the course of vocational training; design of professional and moral environment on the basis of the customs office; pedagogical monitoring of moral qualities formation in future customs specialists in the process of training.

Conclusions. Pedagogical conditions that we identified during the pilot studies, provide the efficiency of formation of moral qualities of future customs officer during training.

Key words: pedagogical conditions, formation of moral qualities, customs officer, professional training.

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.

В научной литературе встречаются различные определения понятий «условие» и «педагогическое условие». Выявление условий в философском понимании имеет смысл в отношении к предмету, явлению, процессу или системе, так как в данном случае оно рассматривается в отношении существования, функционирования и развития того или иного предмета, явления, состояния. В педагогике предмет исследования тесным образом связан с постановкой цели выделения педагогических условий.

Анализ позиций различных исследователей (В. И. Андреева, С. А. Ды-ниной, М. В. Зверевой, Н. В. Ипполитовой, Б. В. Куприянова, А. Я. Найна, Н. М. Яковлевой и других) относительно определения понятия «педагогические условия» позволил выделить ряд положений, важных для нашего исследования:

1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том числе и целостного педагогического процесса);

2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаи-

Humanities. Pedagogy

213

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

модействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;

3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы;

4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы.

Остановимся на ключевом определении педагогического условия, на котором базируется наше исследование. Это понятие определено в работе А. Я. Найна, который под педагогическим условием понимает «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [2, с. 102-107].

В процессе экспериментальной работы были выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.

В качестве одного из важнейших условий формирования нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела можно отметить включение студентов в социально-профессиональную общность работников таможенной службы.

Общность как философская категория характеризует совокупность людей, объединяемую исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающую рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. В педагогике понятие «общность» рассматривается как устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры [3, с. 286]. Для социально-профессиональных (корпоративных) общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, они объединяют людей, работающих в одном учреждении или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении и т.д. [4, с. 300].

Контекст приобщения студентов к социально-профессиональной общности задают преподаватели, поэтому была проведена работа с преподавательским составом: встречи с представителями таможенных органов, государственных и общественных организаций; мастер-классы экспертов и специалистов с целью формирования нравственных качеств обучающихся. Для преподавателей выпускающей кафедры были организованы специальные семинары, целью которых являлось формирование целостного представления о совокупности этических норм профессионального поведения специалиста таможенного дела:

- модельный кодекс этики и поведения сотрудников таможенной службы;

- кодекс чести таможенника;

214

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

- принятие присяги должностными лицами таможенных органов;

- основные этические проблемы взаимоотношений таможенной службы и клиента;

- основные этические принципы в таможенном деле;

- основные причины и стратегия борьбы с коррупцией в таможенных органах, Арушская декларация ВТО.

В ходе повседневного общения преподавателей и студентов последние усваивают нормы профессиональной этики и поведения. Включение в социально-профессиональную общность работников таможни осуществляется также во время производственной практики.

Анализируя особенности профессиональной деятельности специалиста таможенного дела, можно говорить о наличии символики быта (Б. В. Куприянов). По мнению Т. Б. Щепанской, основу культуры составляют знаковые системы, которые отражают внутреннюю неформальную структуру профессиональных сообществ, нормы и обычаи, а также символические механизмы их воспроизводства и функционирования. Согласно данному подходу символика быта включает как знаковые (символы, атрибуты, фольклор), так и социально-поведенческие (формы общения, нормы, стереотипы) отношения, сложившиеся в данной социально-профессиональной среде. Знаки и символы в научной литературе классифицируют на основании способа воздействия на человека и традиционно выделяют: визуальные, оптико-кинетические, экстралингвистические и т.д. (Л. С. Выготский, С. А. Шмаков) [5, с. 237-240].

Посредством символики быта транслируются ценности профессии и содержание культуры социально-профессиональной общности специалистов таможенной службы. Включение студентов в социально-профессиональную общность обеспечивается при наличии символики быта через следующие характеристики:

- демонстрация общественной значимости профессии;

- фиксация на знаково-символическом уровне единства общности;

- демонстрация образцов проявления героизма таможенников в период Великой Отечественной войны и в настоящее время.

По нашему мнению, в процессе профессионально-нравственного воспитания студентов специальности «Таможенное дело» происходит идентификация их как будущих таможенников, вырабатывается четкое осознание собственной принадлежности к социально-профессиональной группе, формируются профессиональная культура и нравственные качества личности. Профессионально-нравственное воспитание должно быть направлено на формирование у студентов представлений о нравственных основах службы в таможенных органах, знаний о профессионально-этических требованиях к поведению на службе и навыков соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения. В этой связи была разработана экспериментальная программа, основной идеей которой являлось максимальное использование возможностей внеаудиторного времени для активизации практического участия студентов в общественной и профессиональной жизни. В экспериментальной программе профессионально-нравственного воспитания специалиста таможенного дела особое внимание уделялось следующим мероприятиям: Дню народного единства, Дню защитника Отечества, Дню России, Дню таможенника, Дню борьбы с коррупцией; экскурсиям в музеи,

Humanities. Pedagogy

215

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

посещениям театров и выставок, просмотрам фильмов, направленных на воспитание патриотизма, гражданственности и чувства служебного долга.

Второе педагогическое условие - информационное обеспечение сущности профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

В работах И. А. Зимней, М. И. Рожкова, А. Е. Подобина, А. И. Тимони-на и других рассматриваются различные аспекты личностно-ориентированного информационного обеспечения. Ценностно-ориентированное информирование предполагает обеспечение студентов информацией о профессии таможенника, ее ценностях, идеалах, эталонах и способах осуществления, вариантах включения в социально-профессиональную общность, а также обеспечение студента информацией о структуре, особенностях и свойствах его собственной личности. Ценностно-ориентированное информационное обеспечение предполагает также педагогическую помощь в процессе самоопределения личности в позиции «Я - профессия».

Информационное обеспечение сущности профессиональной деятельности в содержательном плане включает в себя аксиологический и праксеоло-гический компоненты.

Аксиологический компонент характеризует процесс усвоения ценностей будущей профессии, важнейшими среди которых являются патриотизм, гражданственность и чувство служебного долга. Этому способствуют:

- воспитание у студентов исторического сознания, исторической памяти, культурно-исторической и национальной самоидентификации, развитие потребности знать свое прошлое, использование национальных особенностей в формировании личности студента с опорой в этом процессе на национально-этническую культуру и традиции;

- изучение этических основ таможенного дела, включающих в себя этические принципы, ценности и добродетели;

- усиление нравственной направленности социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, помогающих студентам правильно определить профессионально-нравственную позицию, понять общечеловеческие ценности, приоритеты профессиональной деятельности, мотивы своего поведения.

С этой целью был разработан спецкурс «Деонтология специалиста таможенного дела» (108 ч), направленный на формирование компетенций, в рамках которых формируются нравственные качества, необходимые специалисту таможенного дела при решении профессиональных задач:

- способность проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2);

- владение культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, способность предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим (ОК-3);

- способность противостоять злоупотреблениям в сфере профессиональной деятельности (ПК-25);

- готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (СК-1).

Праксеологический компонент обусловлен:

- развитием операционально-нравственной сферы будущего специалиста таможенного дела на основе изучения основных направлений профессио-

216

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

нальной деятельности специалистов данной категории, требований, предъявляемых к ним в аспекте реализации профессиональных функций, с учетом нравственной составляющей деятельности, с опорой на профессиограмму;

- владением организаторскими, коммуникативными, предметно-практическими умениями, необходимыми для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Информационное обеспечение сущности профессиональной деятельности предполагает наличие в вузе адекватной воспитательно-профессиональной среды, влияние которой осуществляется посредством использования традиционного (нормативные знания, получаемые из семьи и ближайшего окружения), институциального (общественно одобряемый опыт, усваиваемый посредством взаимодействия воспитательной системы, вуза с профессиональной средой), рефлексивного (моральная ответственность личности и осознание субъективной принадлежности к социально-профессиональной общности) механизмов, обеспечивающих процесс формирования нравственных качеств, основанный на познании окружающего мира, профессиональной среды и своей роли в обществе в целом и в процессе выполнения профессиональных функций в частности.

Третье условие формирования нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки - конструирование профессионально-нравственной среды на базе таможенного поста в период производственной практики.

Средовой подход в педагогике разработан Ю. С. Мануйловым как целостная педагогическая теория и технология, которая позволяет разобраться в составляющих среды, оценить их возможности, смоделировать влияние, спроектировать средообразовательный процесс и практически реализовать заложенный в них воспитательный потенциал. Средовой подход - основа стратегии опосредованного управления процессами развития и формирования человеческой личности. В технологическом плане он представляет собой систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования педагогического результата. Значение среды в воспитании рассматривали А. С. Макаренко, М. М. Пистрак, В. Н. Сорока-Росинский, К. Д. Ушинский и другие [6, с. 65].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать определение понятия «профессионально-нравственная среда» - совокупность предметных и социальных условий труда, в результате взаимодействия с которыми происходит профессионально-нравственная подготовка будущего специалиста.

Профессионально-нравственная среда, окружающая специалиста таможенного дела, включает: культуру делового общения, традиции, требования, режим, правила ношения форменной одежды, орденов, медалей и других знаков отличия, специфический юмор, особенности взаимоотношений таможенника и клиента (подконтрольного лица), иными словами, субкультурное содержание, отражающее гуманистически ориентированную систему ценностей данной общности. В процессе организации деятельности формализованных групп (коллективов), организации взаимодействия членов группы с клиентами и сотрудниками, а также обучения взаимодействию происходит интерио-ризация этих ценностей, идентификация с социокультурным окружением,

Humanities. Pedagogy

217

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

личностное становление студента и вместе с этим формирование чувства служебного долга.

При выделении данного педагогического условия использовалась «концепция социальных проб», которая была разработана в результате исследований, проводимых группой ученых под руководством М. И. Рожкова. Согласно данному подходу, «социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций. Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей». Социально-профессиональные пробы - это включение студентов в деятельность по решению социальных и профессиональных проблем в реальных условиях и имитируемых ситуациях [7].

Опираясь на подход М. И. Рожкова, под профессионально-нравственными пробами мы понимаем ограниченную во времени совокупность профессиональных действий, предполагающих принятие решений в условиях нравственного выбора.

Профессионально-нравственная проба требует сопровождения педагогом и специалистом (таможенником), предназначена для преодоления студентом собственных заблуждений, испытания себя, проверки своих взглядов в реальных и имитируемых ситуациях. Определяющим фактором в данном случае становится подготовленность учащегося к решению данных проблем.

Профессионально-нравственные пробы, организуемые в период производственной практики, предполагают проектирование студентом собственных вариантов участия в деятельности, способствуют ее эмоциональному окрашиванию.

Реализация данного условия предполагает:

- стимулирование самопознания студентов в различных социальных и профессиональных ситуациях, определение профессионально-нравственной позиции и способа адекватного поведения в ситуациях нравственного выбора;

- координацию взаимодействия социальных институтов (университета и таможенной службы), оказывающих влияние на профессиональное становление студента;

- обеспечение комплекса социально-педагогической помощи студентам при проектировании их поведения во взаимодействии с участниками ВЭД, клиентами (подконтрольными лицами) в анализе социальных отношений.

Четвертое педагогическое условие - педагогический мониторинг сформированности нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.

Профессиональное образование невозможно без постоянной диагностики соответствия фактических результатов деятельности данной педагогической системы ее промежуточным и конечным целям. Главное условие эффективности профессионального обучения - включение в него диагностического блока, предоставляющего студентам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но

218

University proceedings. Volga region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития. Мы пришли к выводу о необходимости разработки непрерывного мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела, включающего несколько этапов.

Организационно-подготовительная работа предполагает определение критериев и показателей изучаемого явления. Критерием сформированное™ нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки определена профессионально-нравственная позиция, которая представляет собой совокупность четырех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного. Сформированность каждого из компонентов конкретизировалась рядом показателей. Показатели мотивационно-ценностного критерия - ценностное отношение к получаемой профессии. Показатели когнитивного критерия - академическая успеваемость. Показатели деятельностного критерия - компетенции, в рамках которых формируются нравственные качества специалиста. Показатели рефлексивного критерия - сформированность нравственной самооценки.

Педагогический мониторинг предполагает: сбор информации с помощью подобранных методик в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей студентов, уровня их подготовленности; количественную и качественную обработку полученных результатов с ориентацией на критериально-уровневый подход; постановку педагогического диагноза посредством следующих аналитических действий - сравнение результатов, полученных при обработке с данными, установление и анализ причинно-следственных зависимостей, которые определили уровень сформированности нравственных качеств студентов [8].

Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Все это требует наличия у мониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля:

1) сравнительный характер мониторинга дает возможность сравнения уровня сформированности нравственных качеств студентов, групп;

2) пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом студентов;

3) констатирующий характер предусматривает обследование, направленное главным образом на выявление и описание уровня сформированности нравственных качеств студентов;

4) диагностирующий характер предполагает обследование, направленное на установление причин выявленного уровня сформированности нравственных качеств студентов;

Humanities. Pedagogy

219

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

5) прогнозирующий характер обеспечивает обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности профессиональной подготовки в будущем, исходя из возможностей на данный момент.

Анализ результатов диагностики связан с процедурой поиска и определения причин сложившегося положения. Коррекция содержания образования предполагает проведение коррекционной работы. Коррекция внешних условий предусматривает устранение причин или преодоление факторов, тормозящих процесс формирования нравственных качеств студентов, процессуально-технологическое обеспечение данной процедуры формами, методами и средствами обучения.

Комплекс педагогических условий, выявленных нами в ходе опытноэкспериментального исследования, обеспечивает эффективность формирования нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Путин, В. В. Дело государственной важности / В. В. Путин // Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С. 5-11.

2. Найн, А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. - Челябинск : Изд-во Че-ляб. филиала Ин-та проблем образования М-ва обр. РФ, 1995. - 288 с.

3. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Зактрова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязин-ского, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.

4. Краткий словарь по социологии / сост. П. Д. Павлёнок. - М. : ИНФРА-М, 2001.

5. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сластёнина. - М. : Академия, 2004. - 368 с.

6. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Мануйлов Ю. С. - М., 1997. - 192 с.

7. Рожков, М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 1994. - № 1. - С. 16-19.

8. Калиновская, Т. С. Педагогические условия эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования / Т. С. Калиновская // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5.

References

1. Putin V. V. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2003, no. 1, pp. 5-11.

2. Nayn A. Ya. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. filiala In-ta problem obrazovaniya M-va obr. RF, 1995, 288 p.

3. Zagvyazinskiy V. I., Zaktrova A. F., Strokova T. A. et al. Pedagogicheskiy slovar’: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogical dictionary: tutorial for students of teacher training universities]. Moscow: Akademiya, 2008, 352 p.

4. Kratkiy slovar’po sotsiologii [Brief sociological dictionary]. Comp. by P. D. Pavlenok. Moscow: INFrA-M, 2001.

5. Belozertsev E. P., Goneev A. D., Pashkov A. G. et al. Pedagogika professional’nogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogy of professional education: tutorial for students of teacher training universities]. Moscow: Akademiya, 2004, 368 p.

6. Manuylov Yu. S. Sredovoy podkhod v vospitanii: dis. d-ra ped. nauk: 13.00.01 [Environmental approach in education: dissertation to apply for the degree of the dactor of pedagogical sciences]. Moscow, 1997, 192 p.

220

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

7. Rozhkov M. I. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 1994, no. 1, pp. 16-19.

8. Kalinovskaya T. S. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2013, no. 5.

Боликова Людмила Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: bolikova@bk.ru

Куц Анна Вячеславовна аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: kuts_a.v@mail.ru

Bolikova Lyudmila Yurevna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Kuts Anna Vyacheslavovna Postgraduate student, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 37.01 Боликова, Л. Ю.

Педагогические условия формирования нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в вузе / Л. Ю. Боликова,

А. В. Куц // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 212-221.

Humanities. Pedagogy

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.