Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения при изучении общеобразовательных дисциплин'

Формирование общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения при изучении общеобразовательных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / GENERAL EDUCATION DISCIPLINES / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Ю. Н., Синкина Е. В., Зотова Т. А., Генварева Ю. А.

В данной статье рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций инженера железнодорожного транспорта в условиях образовательной среды вуза. Формирование общекультурных компетенций авторами рассматривается при изучении общеобразовательных дисциплин. Наряду с решением познавательных задач при изучении общеобразовательных дисциплин нами рассматриваются закономерности и тенденции развития науки в мире, что способствует критичности мышления, восприятию проблем и процессов общественной жизни. Авторами предложены приемы и методы формирования общекультурных компетенций. Особое внимание отводится моделированию ситуаций профессиональной деятельности при изучении общеобразовательных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Ю. Н., Синкина Е. В., Зотова Т. А., Генварева Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES OF FUTURE ENGINEERING OF THE WAYS OF COMMUNICATION IN THE STUDY OF GENERAL EDUCATIONAL DISCIPLINES

This article discusses a problem of the development of general cultural competencies of an engineer of railway transport in the conditions of the educational environment of a university. Formation of general cultural competencies by the authors is analyzed when studying general education disciplines. Along with the solution of cognitive problems in the study of general education disciplines, the researchers study the patterns and trends in the development of science in the world, which contributes to critical thinking, perception of problems and processes of social life. The authors propose techniques and methods for the formation of common cultural competencies. Particular attention is paid to the modeling of situations of professional activity in the study of general subjects.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения при изучении общеобразовательных дисциплин»

Библиографический список

1. Алюшин А.Л. Политическая философия Гарольда Лассуэлла: критический анализ. Политический процесс и политическое сознание. Москва: ИФ АН СССР 1984: 37 - 69.

2. Гасанова Д.И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах: Сибирский педагогический журнал. 2014; 5.

3. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум. Составитель ГС. Пьянкова. Красноярск, 2012.

4. Маралов В.Г Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва, 2004.

References

1. Alyushin A.L. Politicheskaya filosofiya Garol'da Lassu'ella: kriticheskij analiz. Politicheskijprocess ipoliticheskoe soznanie. Moskva: IF AN SSSR, 1984: 37 - 69.

2. Gasanova D.I. Refleksivnye tehnologii formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti na raznyh vozrastnyh 'etapah: Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2014; 5.

3. Lichnostnaya iprofessional'naya refleksiya: psihologicheskijpraktikum. Sostavitel' G.S. P'yankova. Krasnoyarsk, 2012.

4. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: uchebnoe posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 05.12.18

УДК 378

Egorova Yu.N, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Acting Dean, Head of Department of General Education Disciplines, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: egorova333@rambler.ru

Sinkm E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Deputy Director for Educatonal and Social Affairs, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: sinkina.eug@yandex.ru

Zotova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: mansi80@mail.ru

Genvareva Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: genvar@mail.ru

FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCES OF FUTURE ENGINEERING OF THE WAYS OF COMMUNICATION IN THE STUDY OF GENERAL EDUCATIONAL DISCIPLINES. This article discusses a problem of the development of general cultural competencies of an engineer of railway transport in the conditions of the educational environment of a university. Formation of general cultural competencies by the authors is analyzed when studying general education disciplines. Along with the solution of cognitive problems in the study of general education disciplines, the researchers study the patterns and trends in the development of science in the world, which contributes to critical thinking, perception of problems and processes of social life. The authors propose techniques and methods for the formation of common cultural competencies. Particular attention is paid to the modeling of situations of professional activity in the study of general subjects.

Key words: competence, general cultural competence, general education disciplines.

Ю.Н. Егорова, д-р пед. наук, проф., и.о. декана, зав. каф. «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения -филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: egorova333@rambler.ru Е.В. Синкина, канд. филол. наук, доц., зам. директора по воспитательной работе и социальным вопросам, Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: sinkina.eug@yandex.ru_ Т.А. Зотова, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: mansi80@mail.ru

Ю.А. Генварева, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: genvar@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

В данной статье рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций инженера железнодорожного транспорта в условиях образовательной среды вуза. Формирование общекультурных компетенций авторами рассматривается при изучении общеобразовательных дисциплин. Наряду с решением познавательных задач при изучении общеобразовательных дисциплин нами рассматриваются закономерности и тенденции развития науки в мире, что способствует критичности мышления, восприятию проблем и процессов общественной жизни. Авторами предложены приемы и методы формирования общекультурных компетенций. Особое внимание отводится моделированию ситуаций профессиональной деятельности при изучении общеобразовательных дисциплин.

Ключевые слова: компетенция, общекультурная компетенция, общеобразовательные дисциплины.

С переходом высших учебных заведений на компетентностную модель выпускника, образовательный процесс ориентирован на овладение общекультурными, профессиональными, общепрофессиональными компетенциями. В данной статье мы рассматриваем формирование общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения при изучении общеобразовательных дисциплин.

Подготовка специалиста заключается не только в освоении профессиональных навыков, но и возможностью реализовывать личностные качества, как в профессии, так и социальной сфере, осознавать социальную значимость и личную ответственность за результаты своей деятельности, понимать необходимость постоянного совершенствования, проявлять конкурентоспособность на рынке труда и готовность к социальной и профессиональной мобильности. С точки зрения компетентностного подхода, уровень образованности специалиста определяется способностью самостоятельно решать задачи и проблемы различного уровня сложности на основе имеющихся знаний, т. е. внимание акцентируется на способности применения полученных знаний, умений и навыков в конкретных ситуациях.

Общекультурные компетенции обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности инженера в широком социальном, культурном, экономическом контекстах. Подготовка современного инженера сложна и многоаспектна. Эффективная деятельность инженеров во многом зависит от овладения ими общекультурными компетенциями, обеспечивающими возможность продуктивных контактов с людьми, живого обмена информацией, выработку стратегий взаимодействия в профессиональном коллективе, взаимодействие в команде специалистов, партнеров.

Опыт работы в техническом вузе показывает, что студенты нередко испытывают значительные затруднения в освоении гуманитарных дисциплин, что является следствием недостаточно систематизированной работы по формированию общекультурных компетенций будущих инженеров [1].

Рассмотрим распределение формируемых общекультурных компетенций в соответствии с изучаемыми общеобразовательными дисциплинами на кафедре «Общеобразовательные дисциплины» Оренбургского института путей сообщения на примере учебного плана специальности 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов» (табл.1).

Таблица 1

Общекультурные компетенции при изучении общеобразовательных дисциплин

Код компетенции Формулировка Общеобразовательные дисциплина

ОК-1 способностью демонстрировать знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии, владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Культурология

ОК-2 способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения, умением отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений Русский язык и культура речи

ОК-3 владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного Иностранный язык

ОК-4 способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, умением анализировать и оценивать исторические события и процессы История Религии мира

ОК-5 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести за них ответственность, владением навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, приемами психической саморегуляции Психология и педагогика

ОК-6 готовностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности Правоведение

ОК-7 готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства, умением разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности и работника, проводить социальные эксперименты и обрабатывать их результаты, учиться на собственном опыте и опыте других Социология

ОК-8 способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Социология

ОК-9 способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, готовностью быть активным субъектом экономической деятельности Экономика

ОК-10 способностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни Политология

ОК-11 способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач Философия

ОК-12 способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности Экология

При изучении дисциплины «История» (ОК-1) студенты изучают исторические процессы и закономерности, систематизируют ранее полученные знания, но и принимают участие в ежегодных конкурсах: Всероссийский конкурс проектов патриотической направленности среди студентов транспортных вузов «Россия начинается с тебя», Всероссийский конкурс-эссе «Кто он, герой нашего времени?». Ежегодно наши студенты становятся победителями в этих конкурсах. Опыт участия в подобных мероприятиях формирует самостоятельность и критичность мышления, способность к восприятию и адекватной интерпретации проблем и процессов общественной жизни. Эти качества необходимы для личностной ориентации молодого специалиста в современном мире, как условие свободного выбора своих мировоззренческих позиций, осознанного участия в жизни государства и общества. Также в рамках освоение дисциплины «История» обучающиеся посещают музеи города Оренбурга, что способствует ознакомлению с базовыми ценностями мировой культуры и развивает готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.

При изучении дисциплины «Иностранный язык» и освоении ОК-3 студенту предоставляется возможность овладеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного. Для современного инженера освоение данной компетенции является важной, так как способность рассматривать актуальную профессиональную информацию с точки зрения не только отечественного, но и зарубежного аспекта, представляется неотъемлемой частью компетенций специалиста-транспортника, стремящегося идти в ногу со временем в рамках исполнения должностных обязанностей.

Значительную роль в формировании общекультурных компетенций инженера путей сообщения играет учебная дисциплина «Психология и педагогика» (ОК-5), задачи преподавания которой, лежат не только в познавательной, но и в ценностно-мотивационной, аксиологической, коммуникативной плоскостях. В результате освоения материала данной дисциплины студенты приобретают опыт выстраивания взаимоотношений, разрешения конфликтных ситуаций. Изучение данной дисциплины может служить мощной мотивацией к дальнейшему саморазвитию и профессиональной самореализации. Участие студентов в тренингах «Эффективное общение», «Ведение переговоров», «Формирование имиджа», «Как найти работу» и других способствовало развитию умения правильного выбора стратегии ведения переговоров в проблемной ситуации, осу-

ществлению общения при правильно построенной модальности обращения к собеседнику, развитию умения рефлексировать, осуществлять оптимальный выбор средств и форм организации своей деятельности с учётом требований социума, развивать собственную стратегию поведения на рынке труда и образовательных услуг.

Развитию коммуникативных умений, социально-ролевого поведения способствовали ролевые игры, позволившие студентам обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации. Участие в ролевых играх, раскрывающих специфику будущей профессиональной деятельности в различных структурных подразделения ОАО «РЖД», помогало студентам обрести опыт эмоционального взаимодействия с ддругими в личностных и профессионально значимых ситуациях; установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению; развивать умения правильно выбрать эффективную коммуникативную позицию в контактах с различными людьми, следовать в своем поведении принципам профессиональной этики, оценить сильные и слабые стороны тактики своего профессионального поведения в данных ситуациях [2].

Деловые игры, заключающие в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, в отличие от ролевых игр, выдвигали на первый план аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности определенных должностных лиц в системе структурных подразделений ОАО «РЖД».

Моделирование в учебной деятельности студентов ситуаций профессиональной деятельности будущего специалиста железнодорожной отрасли позволяло ввести содержание будущего труда в контекст реальных учебных и жизненных отношений, а следовательно, способствовало не только усвоению и творческому применению знаний, но и принятию их как средств профессионально и личностно значимой деятельности. Таким образом, обучение осуществлялось одновременно в двойном контексте: в контексте профессиональной и контексте жизненной ситуации студента.

Моделирование возможных неординарных ситуаций в деятельности специалиста железнодорожной отрасли на учебных занятиях помогало студентам в

формировании умений безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Осознание высокой значимости мотива безопасности являлось мощных фактором в формировании умений предвидения, прогнозирования и ликвидации опасных ситуаций как с позиции профессионала ж/д отрасли, активного деятеля, а также с позиции определения и минимизирования опасности и создания условий комфорта для участников движения [3].

В ходе изучения дисциплины «Культурология» (ОК-1) студенты - будущие инженеры путей сообщения знакомятся с общими теоретическими представлениями о характере и специфике концепций теории религии, с процессом зарождения религиозных верований в обществе, факторами и условиями, способствовавшими этому, различными типами и формами религий, их взаимосвязи и возможности а также границы влияния на развитие общества в прошлом и на современном этапе, формируется представления о религиозной политике в России на различных исторических этапах, выявляются наиболее существенные и значимые события в государственно-церковных взаимоотношениях в Российской империи, СССР и РФ в XX веке, определяется значение религиозных организаций в современной России, формируется толерантное отношение к различным религиозным культурам.

Важным в развитии данной компетенции является организация дискуссии. Дискуссия может быть организована как в ходе проведения лекционного, так и в ходе практического занятия. Для эффективного хода дискуссии обучающиеся могут быть поделены на группы, отстаивающие разные позиции по одному вопросу. Преподаватель контролирует течение дискуссии, помогает обучающимся подвести её итог сформулировать основные выводы и оценивает вклад каждого участника дискуссии в соответствии с критериями.

В условиях глобального возникшего экологического кризиса, необходимость его преодоления предполагают включение экологических критериев в качестве обязательных и приоритетных для всех отраслей человеческой деятельности. Реализация стратегии инновационного развития России в сложившихся обстоятельствах требует подготовки кадровых ресурсов, нацеленных на оптимизацию взаимоотношения человека и природы, повышение экологической безопасности на основе передовых отечественных и зарубежных достижений. С целью экологического образования (ОК-12) инженеров путей сообщения происходит формирование социально активной личности с высокой экологической культурой, личности, ориентированной на непрерывное саморазвитие, способной не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экологическим

Библиографический список

условиям, но и отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности современников перед потомками за свое экологическое поведение. К показателям сформированности экологической компетентности студентов вуза - будущих инженеров относятся: способностью предусматривать меры по сохранению и защита экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности [4].

Таким образом, общеобразовательные дисциплины в структуре образовательной программы подготовки инженера путей сообщения направлены не только на овладение знаниями в области конкретных наук, но и на становление личности, осознающей значение своих профессиональных и социальных функций, имеющей устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям, нацеленной на совершенствование и развитие общества.

Важным условием формирования общекультурных компетенций является использование интерактивных технологий в преподавании дисциплин, которые повышают мотивацию к изучаемому материалу, делают материал более доступным для восприятия. На кафедре «Общеобразовательные дисциплины» учебный материал размещен в электронной образовательной среде на базе М^1е. Что делает материал доступным каждому студенты в удобное для него время, используются различные формы изучения материала: тестовые задания, лекции, представлены учебные видео ролики и презентации. Со студентами ведется обратная связь в виде контроля выполнения заданий. Это позволяет получить результат по группе, отследить успеваемость каждого студента [5].

Преподавателями кафедры ведется активная работа по вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность. Проводятся дискуссии, деловые игры, мини-конференции, используется проблемное обучение. Такие методы открывают новые возможности для развития познавательных способностей студентов: памяти, мышления, воображения, для активизации творческой инициативы.

Таким образом, молодому специалисту в современном обществе необходимо быть готовым к деятельности в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях, к непрерывному обучению в течение всей жизни. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения, обладать коммуникативными навыками. Все это входит в состав общекультурных компетенций, формирование которых является одной из важнейших задач высшего профессионального образования.

1. Социально-экономические и психолого-педагогические основания инноваций в железнодорожной отрасли: монография. Архипов А.А., Егорова Ю.Н., Конова М.А., Малахова О.Ю., Нецымайло К.В., Островая В.В., Панина Д.С., Пузиенко Ю.В., Синкина Е.В., Чехонадская Ю.А. Самара. Оренбург, 2015.

2. Егорова Ю.Н., Анпилогова Л.В., Пак Л.Г и др. Реализация инновационного потенциала современных технологий в социальной сфере. Оренбург: ОИЭиК, 2011.

3. Егорова Ю.Н., Анпилогова Л.В., Пак Л.Г Социально-педагогические аспекты подготовки будущего специалиста в вузе. Оренбург: ОИЭиК, 2008.

4. Зотова Т.А Формирование профессиональной ответственности студента. Самара: СамГуПС, ОрИПС, 2014.

5. Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А. Использование инновационных технологий в формировании общекультурных компетенций будущего инженера путей сообщения Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество. 2018. Чебоксары, 20 - 23 августа 2018: 2б7 - 268.

6. Егорова Ю.Н., Генварева Ю.А. Электронная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студента железнодорожного вуза. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018; 2 (33): 21 - 26.

References

1. Social'no-'ekonomicheskie i psihologo-pedagogicheskie osnovaniya innovacij v zheleznodorozhnoj otrasli: monografiya. Arhipov A.A., Egorova Yu.N., Konova M.A., Mala-hova O.Yu., Necymajlo K.V., Ostrovaya V.V., Panina D.S., Puzienko Yu.V., Sinkina E.V., Chehonadskaya Yu.A. Samara. Orenburg, 2015.

2. Egorova Yu.N., Anpilogova L.V., Pak L.G. i dr. Realizaciya innovacionnogo potenciala sovremennyh tehnologij v social'nojsfere. Orenburg: OI'EiK, 2011.

3. Egorova Yu.N., Anpilogova L.V., Pak L.G. Social'no-pedagogicheskie aspektypodgotovkibuduschegospecialista v vuze. Orenburg: OI'EiK, 2008.

4. Zotova T.A Formirovanieprofessional'nojotvetstvennostistudenta. Samara: SamGUPS, OrIPS, 2014.

5. Egorova Yu.N., Genvareva Yu.A. Ispol'zovanie innovacionnyh tehnologij v formirovanii obschekul'turnyh kompetencij buduschego inzhenera putej soobscheniya Tendencii razvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizaciya, obschestvo. 2018. Cheboksary, 20 - 23 avgusta 2018: 267 - 268.

6. Egorova Yu.N., Genvareva Yu.A. 'Elektronnaya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studenta zheleznodorozhnogo vuza. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2018; 2 (33): 21 - 26.

Статья поступила в редакцию 18.12.18

УДК 378.016

Goncharova V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of TEFL and Business Communication,

Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: v-goncharova@yandex.ru

Abramova G.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: ab.galina@gmail.com

GETTING SOCIALIZED IN A CITY: CHALLENGING PEDAGOGICAL EDUCATION? The article grounds the necessity to design related educational products for secondary and higher education within a present-day tendency to integrate social cultural resources of the city and the subject sphere of education. The main goal of that is building existential competence of learners to design and process creative interaction with the social environment (within the city of Moscow, in particular) as well as building urban multilateral thinking. This goal is considered to be paramount for professional teacher-training education. To exemplify the article presents the analysis of the experimental course of social cultural practice in Moscow City Pedagogical University for the first year Bachelor students, majoring in Pedagogy.

Kew words: pedagogical (teacher-training) education, social cultural practice, social cultural resources of a city, existential competence.

В.А. Гончарова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. методики обучения английскому языку и деловой коммуникации,

Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: v-goncharova@yandex.ru

Г.С. Абрамова, канд. филол. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва,

E-mail: ab.galina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.