Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MOTIVATIONAL SPHERE / VALUE ORIENTATIONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Елена Ивановна, Зенкова Людмила Александровна

Мотивационно-ценностное отношение к познавательной деятельности, с точки зрения психолого-педагогической оценки, наиболее полно показывает готовность личности к саморазвитию и самореализации. Вопросы воспитания мотивации и формирования ценностных ориентаций приобретают ведущее значение в условиях изменения образовательной среды в связи с информатизацией общества. Поддержание познавательного интереса к познанию, особенно обучающихся основной школы, возможно в условиях цифровой образовательной среды только при личной заинтересованности обучающихся к учению. В статье рассматриваются педагогические условия, при которых мотивационная и ценностная сферы личности обучающихся получают стимул к формированию и развитию. Педагогические условия рассматриваются с позиции принципов: интерактивности, вариативности, открытости, не формальности, личностной ориентированности. В статье предлагаются способы реализации разработанных в ходе исследования педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санина Елена Ивановна, Зенкова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF MOTIVATIVE-VALUE ATTITUDE TO COGNITIVE ACTIVITIES IN STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL

Motivational-value attitude to cognitive activity, from the point of view of psychological and pedagogical assessment, most fully shows the readiness of the individual for self - development and self-realization. Issues of education motivation and formation of value orientations are becoming of leading importance in the changing educational environment in connection with the Informatization of society. Maintaining cognitive interest in learning, especially for primary school students, is possible in a digital educational environment only if students are personally interested in learning. The article considers the pedagogical conditions under which the motivational and value spheres of students ' personality receive an incentive to form and develop. Pedagogical conditions are considered from the position of principles: interactivity, variability, openness, non-formality, personal orientation. The article suggests ways to implement the pedagogical conditions developed during the research.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

28. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

30. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

31. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1(15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК 37.013

доктор педагогических наук, профессор Санина Елена Ивановна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (г. Москва); аспирант кафедры комплексной безопасности и физической культуры Зенкова Людмила Александровна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО

ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Мотивационно-ценностное отношение к познавательной деятельности, с точки зрения психолого-педагогической оценки, наиболее полно показывает готовность личности к саморазвитию и самореализации. Вопросы воспитания мотивации и формирования ценностных ориентаций приобретают ведущее значение в условиях изменения образовательной среды в связи с информатизацией общества. Поддержание познавательного интереса к познанию, особенно обучающихся основной школы, возможно в условиях цифровой образовательной среды только при личной заинтересованности обучающихся к учению. В статье рассматриваются педагогические условия, при которых мотивационная и ценностная сферы личности обучающихся получают стимул к формированию и развитию. Педагогические условия рассматриваются с позиции принципов: интерактивности, вариативности, открытости, не формальности, личностной ориентированности. В статье предлагаются способы реализации разработанных в ходе исследования педагогических условий.

Ключевые слова: педагогические условия, цифровая образовательная среда, мотивационная сфера, ценностные ориентации, воспитание.

Annotation. Motivational-value attitude to cognitive activity, from the point of view of psychological and pedagogical assessment, most fully shows the readiness of the individual for self - development and self-realization. Issues of education motivation and formation of value orientations are becoming of leading importance in the changing educational environment in connection with the Informatization of society. Maintaining cognitive interest in learning, especially for primary school students, is possible in a digital educational environment only if students are personally interested in learning. The article considers the pedagogical conditions under which the motivational and value spheres of students ' personality receive an incentive to form and develop. Pedagogical conditions are considered from the position of principles: interactivity, variability, openness, non-formality, personal orientation. The article suggests ways to implement the pedagogical conditions developed during the research.

Keywords: pedagogical conditions, digital educational environment, motivational sphere, value orientations, education.

Введение. Вопросы воспитания мотивации к познанию и формирования ценностей к познавательной деятельности, рассматриваются как основные вопросы развития личности на всех исторических этапах развития общества. Мотивационно-ценностное отношение к познавательной деятельности, с точки зрения психолого-педагогической оценки, наиболее полно отображает готовность личности к саморазвитию и самореализации.

В настоящее время в связи с информатизацией общества и изменением условий образовательной среды, с продвижением ее в направлении цифровизации, встает вопрос воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности, особенно обучающихся среднего школьного возраста. Цифровая образовательная среда - это особые условия коммуникации и познавательной деятельности. Недостаточная теоретическая обоснованность и практическая разработанность педагогических основ, для применения инструментов цифровой среды и индивидуализации образовательного процесса, вопросы воспитания мотивации и формирования ценностных ориентаций приобретают ведущее значение.

Рассматривая возрастные категории обучающихся средней школы, особенно противоречивым является возрастной период с 11-15 лет. С точки зрения физиологии и психологии, это один из самых активных перестроечных периодов. В этом возрасте происходит перестройка всех органов и систем организма. На фоне перестройки психологической сферы в этом возрасте наблюдается изменения во внимании, мышлении, творческих способностях возникает потребность в самовыражении и самореализации. В этом возрасте происходит идентификация себя как членов общества и ценностные ориентации, прежде всего, формируются как ответ на ценности, культивируемые вокруг. Принимая себя членом сообщества, индивид ищет способы

самоутвердиться и раскрыть свой потенциал, в соответствии с личностными потребностями. Поддержание познавательного интереса к познанию возможно в этом возрасте только в условиях личной заинтересованности обучающихся к учению. Возникновение и культивация личной заинтересованности в образовательном процессе зависит от всех компонентов определяющих образовательный процесс как систему. Компонентами системы мы рассматриваем: преподавателей, обучающихся, а также условия, при которых данный процесс осуществляется. Условия, выдвигаемые в процессе образования, для достижения образовательной цели и выполнения образовательных задач обозначают, как педагогические. В.И. Андреев определяет педагогические условия как «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].

Для эффективного воздействия на мотивационно-ценностную сферу обучающегося педагогические условия должны соответствовать определенным требованиям. В них четко должна прослеживаться и быть ясной для участников образовательного процесса цель и конечный результат. Следует отметить, что постановке перспективных целей, на долгосрочное развитие, некоторые педагогические условия могут выступать промежуточными этапами достижений или промежуточными целями [9].

Педагогические условия, при которых процесс воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности имеет перманентный и устойчивый характер определяются психолого-педагогическими особенностями среднего школьного возраста и доминантным типом деятельности, характерным для этого периода. Общение, в данном периоде не просто является ведущим типом деятельности, оно определяет процесс взаимодействия индивида в образовательном процессе и в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. На основании этого мы считаем, что педагогические условия должны соответствовать личностным потребностям обучающихся в их стремлении установки коммуникации с сообществом. Педагогические условия для воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности должны определяться принципами: интерактивности, вариативности, открытости, не формальности, личностной ориентированности [3, 7, 8].

Рассмотрим каждое из них отдельно и во взаимодействии. Интерактивность в целостном понимании этого термина есть "...характеристика взаимодействия (через формулировку непосредственного и опосредованного взаимодействия субъектов обучения), заметим, что обучение не сводится лишь к информационному взаимодействию, а несет в себе также обмен деятельностью, ценностями, смыслами и нацелено не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности"[2]. Иными словами непрерывный диалог ученик ученик, ученик м учитель, ученик м социум, как в образовательном, так и в познавательном процессе и будет полностью отражать термин интерактивность. Интерактивность процессов взаимодействия в современном образовании осуществляется за счет использования средств цифровой образовательной среды. Открытость, информативность и разнонаправленность цифровой образовательной среды дает возможность реализации принципов свободы и личностно-ориентированного обучения. Индивид, через коммуникацию с сообществом получает возможность к самореализации и идентификации себя в социуме и понимание невозможности самореализации без социума. Использование интерактивности как педагогического условия в образовательном процессе способствует приобретению новых навыков в коммуникации и увеличивает качественное значение психологической готовности к общению [5]. С позиции активизации познавательного процесса за счет использования интерактивных методов с использованием цифровой среды мы провоцируем зарождение личностной заинтересованности к процессу добывания знаний. Происходит трансформация процесса образования из бессознательного к осознанному.

Принцип не формальности как таковой определяется толкованием слова "неформальный" - не утвержденный в законном порядке, не признанный официально [6]. С точки зрения педагогики, для нас интересна трактовка понятия "неформальный" в рамках образовательного процесса. Неформальным в образовании может быть как способ образования, например внеурочная форма организации образования, так и форма объединения в сообщества и группы. Во внеурочной деятельности неформальное образование, как педагогическое условие - демократичная форма получения новых знаний [2]. Неформальный в форме образования групп - объединение в сообщества и группы на основе общности интересов, деятельности и потребностей. Вариативность как педагогический принцип в образовании осуществляется за счет выбора содержания, форм, методов и средств обучения в условиях цифровой образовательной и коммуникационной среды. Личностная заинтересованность определяется и стимулируется включением обучающегося в познавательную деятельность на основе свободы выбора им средств цифровой среды в коммуникации и образования, поддержанием интерактивности познавательного процесса.

Среди педагогических условий, влияющих на воспитание мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся среднего школьного возраста в условиях цифровой образовательной среды, были выделены:

интерактивное обучение через ведущий тип деятельности (диалог ученик м ученик, ученик "~> учитель, ученик м социум);

- использование возможностей открытой образовательной среды в свободном выборе форм и методов обучения;

- индивидуализации образовательного и воспитательного процесса за счёт построения образовательных траекторий с использованием средств неформального образования;

- активизации творческого потенциала посредством использования средств исследовательского обучения и форм неформального образования.

Анализ исследований, посвященных воспитанию мотивации и формированию ценностных ориентаций к познавательной деятельности, выявил отсутствие форм в образовательном процессе, в которых используются все рассматриваемые педагогические условия одномоментно. В процессе проведения исследования в данном направлении, нами была разработана и реализована, на базе общеобразовательной школы, программа разговорного клуба на основе исследовательского обучения в условиях цифровой образовательной среды. А так же были внедрены индивидуальные образовательные маршруты с использованием в них средств неформального обучения в рамках внеурочной деятельности [10].

Целью программы разговорного клуба является повышение личностной заинтересованности обучающихся в получении знаний и формирование у них ценностных ориентаций средствами исследовательского обучения на основе индивидуальной увлеченности с использованием инструментов цифровой образовательной среды. При разработке программы разговорного клуба за основу был взят принцип исследовательского обучения, потому что исследовательская деятельность позволяет объединять знания в нескольких областях науки в одном исследовании за счет межпредметного взаимодействия и способствует развитию навыка в применении полученного опыта в различных сферах теоретического и практического знания, инспирируя появление новых идей. Исследовательская деятельность - метод воспитания мотивации к познавательной деятельности, активизирующий познавательную и коммуникативную деятельность [4].

Применение интерактивных методов и средств в организации работы разговорного клуба на основе исследовательского обучения, использование ресурсов цифровой образовательной среды, форм неформального образования в рамках внеурочной деятельности создало условия для изменения образовательного процесса в направлении индивидуализации, не только с изменением направления обучающей деятельности (на конкретного обучающегося), но и способствовало переходу познавательной деятельности от категории субъект-объект на субъект-субъект. Это позволяет утверждать, что знание, полученное в процессе образования послужит катализатором зарождения процесса направляемого познания -процесса мышления, направленного на получение знаний, согласно личностным запросам и интересам. Использование средств неформального образования позволяет реализовывать принципы гуманизации образования, в целом, и реализацию принципа свободы, в частности, в отношении каждого субъекта образовательного процесса. Учащиеся имеют свободу в путях самореализации, преподаватели в выборе методов и форм работы, в соответствии с личностными психолого-педагогическими характеристиками учеников. Каждый из участников образовательного процесса получает возможность роста личностных достижений, общественное признание собственных компетенций, как основу для самоактуализации личности обучающегося.

Выводы. Педагогические условия, основанные на принципах интерактивности, вариативности, открытости, не формальности, личностной ориентированности, позволяют создать образовательную среду, при которых мотивационная и ценностная сферы личности обучающихся получают стимул к формированию и развитию. Потенциал цифрового образовательного пространства расширяет выбор методов, форм, средств, используемых в системе воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся среднего школьного возраста. Интерактивность образовательного процесса создаёт прочную основу для повышения уровня мотивации к познавательной деятельности и возможность для повышения уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся основной школы.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. // Инновационный курс: Учеб. пособие для вузов по спец. "Педагогика" / В.И. Андреев; Казанский государственный университет Поволжское отделение РАО. - Казань: Издательство Казанского университета, 1996. С. 568.

2. Ардабацкая И.А. Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №1.

3. Артюхина М.С. Интерактивны средства обучения: теория и практика применения: монография / Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. 168 с.

4. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в свете идей непрерывного неформального образования // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 14. - № 1.

5. Гавронская Ю.Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. №7.

6. Ефремова Т.В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000 https://www.efremova.info/ 07.08.2020

7. Исроилова С.М. Понимание "интерактивность" и "интерактивное обучение" в образовательной среде. // The Internet TESL Jornal. Vol. III. № 12, 1997 г.

8. Ройтблат О.И. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России // ЧиО. 2013. №1 (34).

9. Санина Е.И., Артюхина, М.С. Методология, теория и практика интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза: монография / Москва: АСОУ, 2016. - 188 с.

10. Федотова Г.Р., Валеева Н.Ш., Ахметзянова Г.Н. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №17.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ВОЗМОЖНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В новом тысячелетии образование, реализуемое в специально ориентированных заведениях согласно официально зафиксированному государственному стандарту, в большинстве случаев не может обеспечить высокой результативности выпускников данных организаций. Представляется, что современный учитель или преподаватель обязан обладать не только высоким уровнем квалификации в выбранной им сфере, но и творческим мышлением, способностью использовать в своем труде передовые методики и технологии, современные подходы. В связи с данным обстоятельством следует отметить, что наиболее интенсивному совершенствованию интегрированных способностей педагога благоприятствует активное и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.