Научная статья на тему 'Социокультурная обусловленность воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни'

Социокультурная обусловленность воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / EDUCATION / VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS / VALUABLE RELATION / TEENAGERS / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хурамшин Илнур Гумерович, Симзяева Елена Николаевна, Рукавишников Денис Анатольевич

В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы представлено теоретическое исследование проблемы воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни. Авторами установлено, что систему ценностных отношений подростков отличают:особенности потребностно-мотивационной сферы; целостность, структурированность, иерархичность ценностных ориентаций в группировке ценностных блоков; изменчивость ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хурамшин Илнур Гумерович, Симзяева Елена Николаевна, Рукавишников Денис Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL CONDITIONALITY OF EDUCATION OF THE VALUABLE RELATION OF TEENAGERS TO THE HEALTHY LIFESTYLE

The theoretical research of a problem of education of the valuable relation of teenagers to a healthy lifestyle is presented in author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature. By authors it is established that the system of the valuable relations of teenagers is distinguished: features of the potrebnostno-motivational sphere; integrity, structure, hierarchy of valuable orientations in group of valuable blocks; variability of valuable orientations.

Текст научной работы на тему «Социокультурная обусловленность воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни»

12. Gribanov, D. V., Kovalenko, K. E., & Kovalenko, N. E. Educational business games in the educational process. Conrado, 14 (61), 2018. - pp. 191-194.

13. James W.B. Learning styles: Implications for distance learning - New Dir. Adult Contin. Educ. - 1995, 67 -P.: 19-32.

14. Tanner K.D. Cooperative learning in the science classroom: beyond students working in groups. - Cell Biol. Educ. - 2003, 2 - P.: 1-5.

11. Gorghiu, G., Draghicescu, L. M., Cristea, S., Petrescu, A. M. & Gorghiu, L. M. (2015). Problem-Based Learning An Efficient Learning Strategy In The Science Lessons Context. Procedia Social and Behavioral Sciences, 191, 1865 - 1870.

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат биологических наук, доцент Хурамшин Илнур Гумерович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат биологических наук, доцент Симзяева Елена Николаевна Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары);

кандидат педагогических наук, доцент Рукавишников Денис Анатольевич

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы представлено теоретическое исследование проблемы воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни. Авторами установлено, что систему ценностных отношений подростков отличают:особенности потребностно-мотивационной сферы; целостность, структурированность, иерархичность ценностных ориентаций в группировке ценностных блоков; изменчивость ценностных ориентаций.

Ключевые слова: воспитание, ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, подростки, здоровый образ жизни.

Annotation. The theoretical research of a problem of education of the valuable relation of teenagers to a healthy lifestyle is presented in author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature. By authors it is established that the system of the valuable relations of teenagers is distinguished: features of the potrebnostno-motivational sphere; integrity, structure, hierarchy of valuable orientations in group of valuable blocks; variability of valuable orientations.

Keywords: education, values, valuable orientations, valuable relation, teenagers, healthy lifestyle.

Введение. Формирование здорового образа жизни школьников должно осуществляться через решение в управляемом педагогическом процессе комплекса оздоровительных (создание объективных условий и факторов для повышения адаптивных возможностей организма), воспитательных (формирование научного мировоззрения в области здорового образа жизни) и образовательных (вооружение знаниями, умениями и навыками ведения здорового образа жизни) задач [1, 5, 7, 13, 14, 30].

Изложение основного материала статьи. Система ценностных ориентаций и отношений образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Она формируется лишь к началу подросткового этапа онтогенеза, что обусловлено повышением уровня развития самосознания детей, только к 10 - 11 годам начинающими осознавать свое «Я» в системе общества, свою личностную позицию в сфере социальных отношений. В отличие от многих других личностных характеристик ценностные отношения подростков в значительной степени определяется индивидуальными представлениями о социальной желаемости, поскольку нормы социума и являются одним из важнейших источников ее формирования. Другими словами, субъективная система ценностных отношений подростков состоит из элементов исторически и социально данной ему объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональное и рациональное отношение к составляющим объективной системы ценностей [1, 3, 7, 10, 19, 31].

По утверждению M. Rokeach [33], система ценностных отношений подростков, так же, как и взрослых, включает два класса ценностей: ценные сами по себе (терминальные) и используемые для достижения обычных целей (инструментальные).

Д.А. Леонтьев [28] приводит возможные группировки терминальных и инструментальных ценностей подростков, представляющие собой полярные системы ценностных отношений подростков.

Терминальные ценности:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, учеба, друзья, спорт) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

2. Ценности самореализации (интересная учеба, творчество, активная деятельная жизнь) - ценности личной жизни (здоровье, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) - ценности межличностных отношений (наличие друзей, дружба, счастливая семейная жизнь, счастье других).

4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная учеба) -пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Инструментальные ценности:

1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

2. Индивидуальные ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

4. Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно - эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Из приведенной классификации видно, что ценности здоровья рассматриваются автором как терминальные ценности: конкретные жизненные, ценности личной жизни, индивидуальные ценности.

Изучая ценностные ориентации и ценностные отношения подростков, авторы установили, что в иерархии терминальных ценностей предпочитаемыми ценностями (1-6 ранг) стали: счастье, дружба, свобода, здоровье, уважение, материальное благополучие; индифферентными ценностями (7-12) оказались: безопасность, полноценная любовь, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, воодушевление; к отвергаемым ценностям (13-18) отнесли: комфортную жизнь, удовольствие, развлечения, наслаждение [1, 2, 6, 7, 17, 20, 24]. Как можно заметить, в системе ценностных отношений подростков ценности здоровья в иерархии терминальных ценностей испытуемых оказались предпочтительными. М.С. Яницким [32] была использована методика определения иерархии ценностных ориентаций и ценностных отношений подростков с выделением трех типологий личности.

В качестве основания для группировки использовались выставленные ранги значимости терминальных ценностей (т.е. ценностей - целей) теста М. Rokeach [33]. Методом кластерного анализа подростки были разделены на три группы, представляющие собой достаточно четкие типы, имеющие различные системы ценностных ориентаций и ценностных отношений.

В ходе исследования было установлено, что групповая иерархия ценностных отношений 1-го типа характеризовалась большей значимостью конкретных жизненных ценностей - благополучия семейной жизни, здоровья, дружбы, интересной учебы, материально обеспеченной жизни; незначительными оказались ценности развития и продуктивной жизни, познания и творчества, поставленного ими на последнее место. Испытуемые, отнесенные ко 2-му типу, ставят достоверно выше других ценности любви, дружбы, свободы, развития и творчества. К числу отвергаемых ими ценностей относятся материально обеспеченная жизнь, общественное признание и развлечения. В системе ценностей испытуемых 3-го типа наиболее высокий ранг значимости имеют здоровье, материально обеспеченная и активная деятельная жизнь, уверенность в себе и свобода. Такие ценности, как творчество, благополучие семейной жизни, красота природы и искусства, а также счастье других, занимают в их иерархии последние места.

Групповая иерархия инструментальных ценностей (т.е. ценностей средств) 1-го типа отличается достоверно большей субъективной значимостью честности; 2-го типа - ответственности; 3-ий тип характеризуется ориентацией на ценности независимости, твердой воли, самоконтроля при низкой значимости таких ценностей, как честность, терпимость и чуткость.

Выделенные автором типы личности существенно различаются по ряду психологических характеристик. Так, исследуемые, отнесенные к 1-му типу, характеризовались высокой нормативной обусловленностью поведения, консервативностью, некритичным отношением к традиционным принципам. 2-му типу свойственны опора на собственные ценности, независимость суждений, низкая конформность, некоторая отчужденность, ориентация на свой внутренний мир, высокий творческий потенциал и развитое воображение.

Отличительной особенностью 3-го типа является независимость в поведении, упорство, некоторая агрессивность, властность и стремление к доминированию [1, 4, 9, 18, 22, 23, 27].

Выделенные типы М.С. Яницкий [32] условно обозначил как «консервативный», «творческий», «индивидуалистический».

Он обращает внимание на то, что в системе ценностных отношений подростков ценности здоровья и здорового образа жизни испытуемых 1-го и 3-го типов личности оказались предпочтительными, а 2-го типа индифферентными. Что касается здорового образа жизни, то он рассматривается как инструментальная ценность, т.е. средство достижения терминальной ценности - здоровья как цели. Именно здесь обнаруживается синергическая связь терминальной ценности здоровья как цели и инструментальной ценности здорового образа жизни как средства достижения цели. Автор отмечает, что практически все исследуемые признают ценности здоровья и необходимость вести здоровый образ жизни, который интересен не сам по себе, а как средство достижения жизненных целей: быть сильным, красивым, успешным в делах, быть здоровым, долго и счастливо жить.

Подавляющее большинство подростков под здоровым образом жизни понимают отсутствие вредных привычек и занятия спортом. Гораздо реже говорят о значении рационального питания, тренировки иммунитета, рационального режима. И почти полностью упускают такие важные аспекты, как психофизиологическая саморегуляция, саморазвитие, самовыражение, самосовершенствование, осмысленная жизнь. Более половины подростков считают, что они ведут здоровый образ жизни (с учетом их ограниченных представлений). Среди жизненных обстоятельств, которые могли бы заставить респондентов изменить образ жизни, называются такие экстремальные обстоятельства, как тяжелая болезнь, жизненный кризис, неудачи в делах, неблагополучная обстановка в семье [1, 8, 25, 26].

Специалисты выделяет следующие группы ценностных отношений подростков:

• смыслосодержащие: представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

• универсальные: жизнь, здоровье, личная безопасность, образование, дружба;

• общественного признания: трудолюбие, социальное положение;

• межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность;

• демократические: свобода слова, независимость.

Таким образом, по мнению автора, здоровье относится к разряду универсальных ценностей.

Система ценностных отношений изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена меняющейся социальной средой, статусом личности и возрастом человека. При этом наибольшая

изменчивость ценностных отношений наблюдается в подростковом возрасте, когда они, как отмечает В.А. Бурцев [1, 7, 11, 15, 21, 29]], еще не устоялись и постоянно проверяются и корректируются практикой собственного поведения и поступков окружающих. То, что было для подростка центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою полярность - позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот. Переоценка ценностей, а вместе с ними системы ценностных отношений - закономерный процесс развития личности подростка.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что наиболее существенным фактором, обусловливающим изменения системы ценностных отношений подростков, являются социально-исторические условия (социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе), на фоне которых развивается личность. Высокая изменчивость ценностных отношений подростков связана с объективностью реального процесса жизни в обществе, в котором они проявляются и которое является их отражением [1, 7, 12, 16, 21].

По словам Д.А. Леонтьева [28], отсутствие устойчивых индивидуальных особенностей субъективного структурирования подростком своей системы ценностных отношений свидетельствует о низком уровне ее развития или полной несформированности.

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования социокультурной обусловленности воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни следует констатировать, что систему ценностных отношений подростков отличают:

• особенности потребностно-мотивационной сферы;

• целостность, структурированность, иерархичность ценностных ориентаций в группировке ценностных блоков;

• изменчивость ценностных ориентаций.

При переходе от младшего школьного к подростковому возрасту ценностные отношения начинают складываться в сложную и устойчивую систему, определяющую становление активной жизненной позиции подростка. Именно в это время происходит осознание подростком себя как самодеятельной личности и система ценностных отношений начинает выполнять в структуре личности весьма важные функции.

Литература:

1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

7. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике. - Чебоксары, 2014.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

12. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

13. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 3. - С. 73-78.

15. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т.6. - № 28. - С. 119-125.

16. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

17. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

18. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2016. - № 2. - С. 8-15.

20. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

21. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.

23. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014

24. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

25. Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Применение бригадных форм работы тренеров в управлении многолетней спортивной подготовкой учащихся детско-юношеских спортивных школ: монография. - Чебоксары, 2014.

26. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.

27. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов: монография. - Чебоксары, 2014.

28. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М: Высшая школа, 1992. - 17 с.

29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 4. - С. 100-105.

30. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

31. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

32. Яницкий М.С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и практические вопросы психологии. - Вып. 3. - Ч. 1. - СПб, 1997. - С. 391-398.

33. Rokeach M. Belief, Attitudes and Values. San Francisco. -1968. - 32 p.

Педагогика

УДК 371

аспирант кафедры межкультурной коммуникации Чакушкина Анна Сергеевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКИ, СОДЕРЖАЩЕЙ ОЦЕНКУ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, В

СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается объем и лингвокультурологический потенциал оценочной лексики, выступающий в качестве предмета обучения русскому языку как иностранному. Данная лексика содержит значительный коннотативный потенциал, этноспецифичный для каждой культуры. К таким единицам можно отнести обширную группу лексики, содержащей оценку внешности человека. Поскольку оценочное содержание лексики нередко «закодировано» для иностранных студентов, необходимо создать её методически ориентированное описание. Для определения объема лексики, необходимой для включения в содержание обучения студентов II—III сертификационных уровней, целесообразно воспользоваться различными идеографическими словарями, а также критериями отбора лексики для учебных целей.

Ключевые слова: лингвокультурология, обучение русскому языку как иностранному, идеографический словарь; лексика, содержащая оценку внешности человека; оценочная лексика, ограничительные пометы, переносное значение, парадигматические и синтагматические связи.

Annotation. In this article, the volume and the lingvoculturological potential of evaluating vocabulary is considered the subject of teaching the Russian language as a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.