Педагогика
УДК 796.332.6+378.037.1
аспирант Серебренникова Николетта Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Бикмухаметов Роберт Кабирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема недостаточной изученности психолого-педагогических аспектов агрессии и агрессивности спортсменов с учетом уровня развития спортивной культуры личности. Авторами приводится сравнительная характеристика данных экспериментального исследования показателей проявления агрессии, психофизиологического стресса и особенностей смысложизненных ориентаций баскетболистов и волейболистов.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, личностно-поведенческий компонент, баскетболисты, волейболисты, спортивная культура личности.
Annotation. In article the problem of insufficient study of psychology and pedagogical aspects of aggression and aggression of sporstmen taking into account the level of development of sports culture of the personality is considered. Authors provide the comparative characteristic of data of pilot study of indicators of manifestation of aggression, a psychophysiological stress and features the smyslozhiznennykh of orientations of basketball players and volleyball players.
Keywords: aggression, aggression, personal and behavioural component, basketball players, volleyball players, sports culture of the personality.
Введение. В настоящее время в научно-методической и психолого-педагогической литературе уделяется повышенное внимание к исследованию состояния агрессии и агрессивного поведения у спортсменов, что обусловлено особенностями спортивной подготовки в избранном виде спорта. В условиях соревнований от спортсменов требуется максимально мобилизовать свои потенциальные психофизические возможности (психические процессы, свойства и состояния личности) для решения поставленных задач с целью достижения наивысшего соревновательного результата [3, 4, 8, 20, 21, 22].
На формирование личности спортсмена влияет множество психоэмоциональных факторов, одним из которых является агрессивность. Следует отметить, что проявление состояния агрессии и, как следствие, агрессивного поведения в спортивных играх, с одной стороны, связано с особенностями контакта в избранном виде спорта (условно физический, физический, жесткий физический, условно физический, отсутствие физического контакта (Т.Т. Джамгаров), с другой, с индивидуально-типологическими особенностями психики спортсмена (темперамент, характер, способности) и уровнем развития его личностно-поведенческого компонента спортивной культуры, определяющим успешность тренировочной и результативность соревновательной деятельности [6, 7, 18, 19, 20, 23]. Цель функционирования личностно-поведенческого компонента спортивной культуры заключается в формировании волевых качеств спортивного характера, обеспечивающих психологическую готовность спортсмена к различным сторонам спортивной деятельности и ведению спортивного стиля жизни. Развитие личностно-поведенческого компонента осуществляется в процессе актуализации отношений личности к себе, к условиям, процессу, результатам спортивной деятельности и к особенностям психофизической реакции спортсменов на внезапно возникающие в процессе игры экстремальные ситуации. С учетом сформированное™ личностных отношений спортсмена выделяются три уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры личности (низкий, средний, высокий) [1, 2, 5, 9, 10, 16, 17, 18].
Низкий уровень характеризуется зависимостью их актуализации от ситуативных факторов: в одной ситуации они проявляются, в другой - нет. Для их актуализации в тех или иных поступках необходимы внешние управляющие воздействия со стороны педагога. Средний уровень характеризуется тем, что эти отношения становятся привычными, доминирующими: среди факторов, влияющих на их актуализацию, более значимая роль принадлежит самой личности, чем условиям конкретной ситуации. Высокий уровень характеризуется тем, что актуализация этих отношений не зависит от ситуативных факторов, они приобретают высокую устойчивость, поскольку зависят от психических свойств личности, в совокупности образующих спортивный характер [11, 12, 15].
Таким образом, управление развитием личностно-поведенческого компонента идет в направлении от возникновения и развития актуальных ситуативно обусловленных психических состояний к доминирующим, а от них - к формированию спортивного характера как внутреннего личностного фактора саморазвития, определяющего функционирование устойчивых психологических отношений личности и ее психофизических реакций на различные экстремальные условия соревновательной деятельности [5, 13, 14].
Мы полагаем, что агрессивность в спорте обусловлена совокупностью психофизических действий, выходящих за рамки спортивных норм и правил «честной игры», следствием которых является деструкция психических процессов, свойств и состояний личности спортсмена, приводящих к неадекватности его спортивного поведения и наносящих психоэмоциональный и физический ущерб здоровью спортсмена [16, 17].
Формулировка цели статьи. Раскрыть психолого-педагогические аспекты агрессии и агрессивности спортсменов с учетом уровня развития спортивной культуры личности.
Изложение основного материала статьи. Нами было проведено исследование по выявлению специфики проявления агрессии у спортсменов от 2 разряда до МСМК, в возрасте 18-24 лет, занимающихся баскетболом (10 юношей и 10 девушек) и волейболом (10 юношей и 10 девушек). Оценка достоверности различий между показателями агрессии показывает значимую динамику показателей, что свидетельствует о диагностических качествах методики, а различия в динамике показателей по группам спортсменов о специфических особенностях видов спорта (таблица 1).
Таблица 1
Средние показатели проявления агрессии ме^ду спортсменами
Категории испытуемых Косвенная Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Физ. агрессия Вербальная Чувство вины
Баскетболисты 5,1 4,5 5,3 5,9 5,5 5,7 4,2 3,3
Волейболисты 3,2 3,4 3 4,1 3,1 3,3 3 2,8
t эмп. 9,1 4,2 5,5 5,1 5,9 9,3 6,2 4,1
Баскетбол является, по сути, неконтактным видом спорта, однако научные исследования ряда специалистов показали увеличение проявления агрессии среди спортсменов-баскетболистов. Волейбол -комбинационный, неконтактный вид спорта, где каждый из игроков имеет на площадке строгую специализацию, следовательно, проявление агрессии для данного вида спорта не свойственно проявлении агрессии - есть только противник и цель. По нашему мнению это связано с большей эмоциональной подвижностью представителей волейбола. Спортсмены-баскетболисты более агрессивны, чем волейболисты. Сами спортсмены это объясняют необходимостью концентрироваться на скорости и точности движений. У баскетболистов по сравнению с волейболистами наблюдается большая физическая агрессия и значимо меньшая косвенная агрессия. По раздражительности спортсмены-баскетболисты оказались более уравновешенными, чем волейболисты, спортсмены показали самую высокую неустойчивость к раздражающим факторам. По нашему мнению это связано с большей эмоциональной подвижностью представителей волейбола.
Нами было проведено исследование на определение уровня психологического стресса по шкале PSM-25 Лемура - Тесье-Филлиона (таблица 2).
Таблица 2
Средние показатели проявления психологического стресса по шкале Р8М-25 Лемура - Тесье-Филлиона
Категории испытуемых Псих с. Орг с. Самопознание Интересы Ценности Гибкость Активность
Баскетболисты 162,6 54,9 10,35 18,1 17,55 10,15 18,1
Волейболисты 67,2 48,35 18,7 12,15 10,65 15,65 11,65
t Эмп. 92,1 5,1 18,2 12,4 11,3 12,8 9,3
В результате исследования, мы выявили, что баскетболисты получили высокий уровень стресса, ППН больше 155 баллов, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни. Баскетболисты, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. В результате исследования, мы выявили, что волейболисты получили низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к тренировочным нагрузкам. Волейболисты быстро «входят» в тренировочный процесс, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Важнейшим системообразующим фактором личности и одновременно ее интегративной характеристикой является смысл жизни индивидуума. С помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптированной Д.А.Леонтьевым и соавт. (1993), у спортсменов исследовались системные свойства личности, которые отражали её смыслы жизни в субшкалах теста: цели в жизни; процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни и удовлетворенность самореализацией; локус контроля Я (Я - хозяин жизни); локус контроля - жизнь или управляемость жизнью; определялся также общий показатель осмысленности жизни (рисунок). Наиболее соответствуют предмету нашего исследования ценностные ориентации, отраженные шкалами: «Процесс жизни» и «Результат жизни».
Рисунок. Средние значения смысложизненных ориентаций
По результатам исследования по методике СЖО можно сказать следующее, в группе волейболистов в основном преобладают высокие показатели (рисунок). Таким образом, данную группу можно охарактеризовать как людей, в достаточной мере обладающими целями в жизни, удовлетворенной самореализацией и контролем над жизнью. Спортсмены данной группы уже нашли свой смысл в жизни, они
четко знают, чего они хотят от жизни и идут к своей цели. Спортсмены-волейболисты, в большинстве своем считали, что их жизнь сложилась более или менее нормально, она волнующая и захватывающая, наполненная смыслом и содержанием; каждый новый день не похож на другие и приносит много впечатлений. Спортсмены-баскетболисты отмечали, что многое в жизни из того, что было запланировано, не осуществилось, не удалось добиться тех или иных спортивных целей. Нередко указывалось на то, что иногда игра не приносит полного удовлетворения, но они стремятся достичь высоких спортивных результатов, надеются, что все еще впереди. В группе волейболистов показатель «результативность жизни» оказался самым высоким. Здесь чаще, чем у баскетболистов, фигурировали утверждения о том, что многое в жизни осуществилось, удалось преодолеть трудности, справиться с проблемами, что жизнь наполнена интересными делами, и многое еще предстоит сделать, что повседневные дела приносят удовлетворение и собою, и жизнью в целом. Спортсмены баскетболисты оценивали признаки своего самоконтроля выше стандартного для нормы уровня. Они были уверены, что высокие спортивные результаты зависят, прежде всего, от них самих, как и последующее приспособление к жизни.
Таким образом, обобщая результаты исследования, следует заключить, что по конкретным показателям агрессивности у представителей вида контактного вида спорта (баскетбол) больше физическая агрессия, а косвенная меньше, чем у спортсменов-волейболистов. Уровень тревожности значительно выражен в группе баскетболистов, по сравнению со спортсменами - волейболистами. Анализ СЖО между спортсменами выявил существенные различия в группах, что важно для дифференциации оказываемой им в психологической помощи.
У баскетболистов происходит глубокая проработка всей жизни и переоценка личностных смыслов и ценностей. При этом предшествовавшая жизнь (ее процесс, результативность и локус контроля) оцениваются либо занижено, либо близко к норме. В то же время происходит мобилизация личности, значительно возрастает уровень целеполагания и желание управлять жизненной ситуацией, отражающий общий показатель смысла жизни. У спортсменов-волейболистов оказались завышенными показатели результативности жизни, локуса контроля Я и локуса контроля жизни. Общий показатель СЖО также был выше нормы.
Выводы. Таким образом, состояние агрессии как личностной характеристики зависит не только от индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена, но и от уровня сформированное™ его личностно-поведенческого компонента гуманистической спортивной культуры как проявление социокультурного феномена в спорте.
Литература:
1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. - С. 76-79.
4. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146
8. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова H.H. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016.-№ 4. - С. 186.
13. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых
ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
16. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева E.H., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин P.C., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова C.B. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.
17. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
19. Драндров, ГЛ. Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
21. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
22. Софронов И.Л., Драндров ГЛ., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
23. Чапурин М.Н., Симязева E.H., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 371.321.1
кандидат педагогических наук, доцент Серёгина Олеся Станиславовна
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖАНРОВЫХ ФОРМ УРОКА
Аннотация. В статье рассмотрены особенности урока как ведущего профессионального высказывания, определены его специфические черты как дидактической единицы и как учебно - научного поликодового полилога, обоснована необходимость организации коммуникативной подготовки студентов педагогических вузов и учителей в системе послевузовского повышения квалификации по созданию жанровых форм урока и их реализации в практической деятельности, а также представлено место урока в системе профессионально значимых текстов.
Ключевые слова: педагогическое образование, урок, учебное занятие, профессиональная подготовка учителя, профессиональная деятельность педагога, профессиональное общение.
Annotation. This article is about features of the lesson as the leading professional utterance, also specific features of the lesson as a didactic unit and as an educational and scientific polycode polylogist are defined. The necessity of organization of communicative preparation of students of pedagogical universities and teachers in the system of postgraduate training in the creation of genre forms of the lesson and their implementation in practical activity is substantiated. Also, the place of the lesson in the system of professionally significant texts is presented.
Keywords: pedagogical education, lesson, training session, teacher training, professional activity of the teacher, professional communication.
Введение. Процессы модернизации в области педагогического образования, многообразие и сложность задач формирования педагога XXI века выявляют одну из актуальных проблем современной высшей школы -проблему качественной подготовки будущего учителя, способного в современных условиях успешно осуществлять педагогическую деятельность в общеобразовательной организации. Эта подготовка требует общекультурной, предметной, профессиональной, коммуникативной компетенции и складывается из многих компонентов: лингвистического, литературоведческого, психолого-педагогического, методического, риторического, которые важно соединить в процессе обучения и воплотить в виде совершенного с точки зрения содержания и языковой реализации главного речевого произведения - школьного урока как учебно-научного поликодового полилога.
Урок как компонент классно-урочной формы организации обучения реализуется в школьной практике вот уже несколько столетий. В разные временные периоды его развитием занимались известные педагоги: Дж. Сил (проводил обучение на родном языке, ввел деление учащихся на классы и порядок их перевода в следующий класс), Я. Штурм (рассматривал необходимость на одном уроке изучать один учебный предмет и работать на нем по определенной учебной программе), Я.А. Коменский (разработал и научно обосновал классно - урочную систему обучения, ключевые принципы обучения), И.Ф. Гербарт (внес значительный вклад в разработку структуры урока), Ф.А.В. Дистервег (ввел систему принципов и правил обучения, аргументировал значимость для организации урока возрастных особенностей учащихся), К.Д. Ушинский (создал теорию урока, в частности научно обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков).