Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование синдрома психоэмоционального выгорания работников педагогической сферы в процессе профессиональной деятельности'

Экспериментальное исследование синдрома психоэмоционального выгорания работников педагогической сферы в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / PSYCHOEMOTIONAL BURNING OUT / PEDAGOGICAL WORKERS / PROFESSIONAL ACTIVITY / SUBJECTIVE FACTORS OF PROFESSIONAL BURNING OUT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евграфов Иван Евгеньевич, Игошина Нелли Витальевна, Тагирова Наталья Петровна

В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы представлено экспериментальное исследование проблемы психоэмоционального выгорания работников педагогической сферы в процессе профессиональной деятельности. Авторами статьи установлено, что психоэмоциональное выгорание представляет собой психический процесс изменения аффективной, когнитивной, конативной и мотивационной сферы человека в процессе профессиональной деятельности. В результате психоэмоционального выгорания происходит трансформация психической сферы личности связанной с нарушением механизмов адаптации к психоэмоциональной нагрузке. Следствием такого рода дезадаптации является снижение порога чувствительности к неблагоприятным факторам социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евграфов Иван Евгеньевич, Игошина Нелли Витальевна, Тагирова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILOT STUDY OF THE SYNDROME OF PSYCHOEMOTIONAL BURNING OUT OF WORKERS OF THE PEDAGOGICAL SPHERE IN THE COURSE OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The pilot study of a problem of psychoemotional burning out of workers of the pedagogical sphere in the course of professional activity is presented in author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature. By authors of article it is established that psychoemotional burning out represents mental process of change of the affective, cognitive, konativny and motivational sphere of the person in the course of professional activity. Psychoemotional burning out is resulted by transformation of the mental sphere of the identity of the adaptation to psychoemotional loading connected with violation of mechanisms. Reduction of the threshold of sensitivity to adverse factors of the social environment is a consequence of such disadaptation.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование синдрома психоэмоционального выгорания работников педагогической сферы в процессе профессиональной деятельности»

Также можно изучать и описывать индивидуальные характеристики персонала, демонстрирующего данное поведение, искать психологические причины в данном поведении, например, предположив, что присвоение имущества организации сотрудниками связано с локусом контроля, удовлетворенностью социальным статусом, личной жизнью, уровнем самооценки.

Можно искать способы управления данным феноменом, на основе полученных данных выстраивать рекомендации по профилактике присвоения организационного имущества сотрудниками. Для этого, например, можно, с помощью постулатов бихевиоризма, подбирать различные стимулы таким образом, чтобы с их помощью добиться реализации феномена.

Наконец, несомненный интерес представляют кросскультурный, гендерный, и возрастной аспекты проявлений данного феномена.

Литература:

1. Дубровина О.И., Богданова М.В. Представления персонала об отношении к собственности организации // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / Отв. Ред. А.Н. Занковский, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 923-935.

2. Жукова Е.В. Воровство сотрудников - проблема работодателя / Е.В. Жукова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2012. - № 9.

3. Захаров, Н. Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения / Н.Л. Захаров // Социс. - 2001. - № 6. - С. 67-72.

4. Комаров, В. Противодействию корпоративному мошенничеству и хищениям [Электронный ресурс] / В. Комаров. - Режим доступа: http://sec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=1156 (дата обращения 19.02.19)

5. Николаенко, М. Угрозы нового века. Враг рядом, он в каждом из сотрудников [Электронный ресурс] / М. Николаенко. - Режим доступа: http://www.globalitv.ru/ show/717_ugrozyi_novogo_veka_vrag_ryadom_on_v_kaj dom_iz_sot.html (дата обращения 19.02.19)

6. Сердюк, В.А. У «них» тоже воруют?! [Электронный ресурс] / В.А. Сердюк. — Режим доступа: http://www.kapr.ru/articles/2003/5/534.html (дата обращения 19.02.19)

7. Mather, R. Protect Investments / R. Mather // Executive Excellence - 2001 - Vol. 18/ - No. 10. - P. 8.

Психология

УДК 159.923.31

кандидат педагогических наук Евграфов Иван Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Игошина Нелли Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Тагирова Наталья Петровна Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Набережные Челны)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы представлено экспериментальное исследование проблемы психоэмоционального выгорания работников педагогической сферы в процессе профессиональной деятельности. Авторами статьи установлено, что психоэмоциональное выгорание представляет собой психический процесс изменения аффективной, когнитивной, конативной и мотивационной сферы человека в процессе профессиональной деятельности. В результате психоэмоционального выгорания происходит трансформация психической сферы личности связанной с нарушением механизмов адаптации к психоэмоциональной нагрузке. Следствием такого рода дезадаптации является снижение порога чувствительности к неблагоприятным факторам социальной среды.

Ключевые слова: психоэмоциональное выгорание, педагогические работники, профессиональная деятельность, субъективные факторы профессионального выгорания.

Annotation. The pilot study of a problem of psychoemotional burning out of workers of the pedagogical sphere in the course of professional activity is presented in author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature. By authors of article it is established that psychoemotional burning out represents mental process of change of the affective, cognitive, konativny and motivational sphere of the person in the course of professional activity. Psychoemotional burning out is resulted by transformation of the mental sphere of the identity of the adaptation to psychoemotional loading connected with violation of mechanisms. Reduction of the threshold of sensitivity to adverse factors of the social environment is a consequence of such disadaptation.

Keywords: psychoemotional burning out, pedagogical workers, professional activity, subjective factors of professional burning out.

Введение. Психоэмоциональное выгорание в профессиональной сфере представляет собой психический процесс изменения аффективной, когнитивной, конативной и мотивационной сферы человека в процессе профессиональной деятельности. Симптомами психоэмоционального выгорания являются: повышенная напряженность, раздражительность, вспыльчивость, возбудимость, конфликтность, психоэмоциональная усталость, хроническая утомленность, стресс неустойчивость, пониженное настроение, индифферентное отношение к окружающей действительности, отсутствие интереса и мотивации к педагогической

деятельности, развитие фобий и фрустрации. Причинами психоэмоционального выгорания педагогических работников являются: ригидность мышления, однотипность сознания, стереотипность восприятия, консервативность взглядов, пессимистическое отношение, сниженная психорегуляция, повышенная тревожность и слабость нервных процессов [2, 3, 14, 15, 18, 25, 26].

Изложение основного материала статьи. С целью выявления субъективных факторов синдрома психоэмоционального выгорания у педагогов нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие педагоги МОУ СОШ № 44, г. Чебоксары. В основную выборку вошли: 143 педагога (женщины) разных предметных областей от 23 до 59 лет (41,01±9,79), стаж педагогической работы от 1 года до 37 лет (18,31±9,91). Образование высшее. Анализ результатов по интегральному показателю профессионального выгорания показал, что крайне высокое выгорание имеют 13% (п=19), сильное выгорание

- 31% (п=49%), среднюю выраженность выгорания имеют 34,5% (п=49) и выгорание отсутствует 21,5% (п=30).Таким образом, выделились четыре группы педагогов, различающихся между собой степенью выраженности профессионального выгорания.

В исследуемой выборке (п=143) сильное и крайне сильное «выгорание» было отмечено у 44% педагогов. Это подтверждает известный факт, что синдром «выгорания» является достаточно распространенным явлением среди педагогов как представителей «помогающих» профессий [5, 7, 8, 29, 30].

Согласно доктрине К. Маслач, профессиональное выгорание может быть выражено определенным типом

- деперсонализация, редукция личных достижений, эмоциональное истощение или же их сочетание.

Изучение количественного распределения педагогов по субъективным факторам профессионального выгорания выявило, что наибольшее количество педагогов (43%) имеют высокий уровень деперсонализации

- дегуманизации (таблица 1). В связи с чем педагоги вынуждены применять жесткие меры психолого-педагогического воздействия. Такое влияние не проходит для педагогов бесследно, происходящие интенсивные психоэнергетические затраты вызывают психоэмоциональное истощение.

Таблица 1

Количественное распределение педагогов по степени выраженности субъективные факторов профессионального выгорания (п=143)

Общее число учителей

Субъективные шкалы с разным уровнем профессионального выгорания

низкий уровень средний уровень высокий уровень

Эмоциональное 32% 36% 32%

истощение (45 чел.) (52чел.) (46 чел.)

Деперсонализация 21% 36% 43%

циничность (30 чел.) (52 чел.) (61 чел.)

Редукция личных 32% 35% 33%

достижений

(45 чел.) (50 чел.) (48 чел.)

Исследования профессионального выгорания в зависимости от возраста, стажа работы по специальности, квалификационной категории, ступени образования позволили выявить особенности «выгорания» педагогов. Данные выборки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика возраста и стажа работы педагогов (п=143)

Возрастные группы педагогов Возрастной размах лет Среднее значение возраста Размах педагогического стажа в годах Среднее значение педагогического стажа

До 30 лет (п=28) 24-30 27,7 1-10 5,5

31-40 лет (п=44) 31-40 35,9 4-20 13,3

41-50 лет (п=40) 41-50 46,7 12-29 22,8

Более 50 лет (п=31) 51-59 54,4 20-37 31,3

Изучение влияние возраста на выраженность «выгорания» (таблица 3) производилось с возрастным интервалом в 10 лет. Даная возрастная градация была произведена с учетом нормативных кризисов в жизни человека [1, 12, 17, 19, 27]. В соответствии с выбранной временной градацией совокупная выборка (п=143) была разделена на четыре группы до 30 лет; 31 - 40 лет; 41 - 50; более 50. Сравнение полученных результатов обнаружило, что вторая группа (31-40 лет, п=28) достоверно отличается от двух групп (20-31 лет, п=28; 41-50 лет, п =40) более высоким уровнем деперсонализации. Данный факт свидетельствет о том, что у педагогов в возрасте 31-40 лет самая высокая выраженность дегуманизации, т.е. выделившаяся возрастная группа, характеризуется, обесцениваем отношений с субъектами делового общения. В этом возрасте педагоги чаще всего склонны проявлять педагогическую агрессию, цинизм. Можно предположить, что увеличение

дегуманизации в данной возрастной группе связано с неудовлетворенностью профессиональными достижениями на фоне переживаемого смыслового кризиса. Тенденция к высокому уровню деперсонализации-дегуманизации обнаружена у учителей старше 50 лет. Данное явление можно объяснить особенностями тем, что с выходом на пенсию по старости, значительно ограничиваются возможности строить свое профессиональное будущее. Результаты исследования так же показали, что самые низкие показателя по субъективному фактору деперсонализация-дегуманизация встречается у учителей в возрасте от 20 до 30 лет. Это можно объяснить тем, что устремление в свое профессиональное будущее вселяет надежды, силы и уверенность в том, что все еще впереди. Если есть вера в себя, интерес к избранной профессии, желание общаться с окружающими, то педагоги более устойчивы к профессиональному выгоранию. Сравнение показателей по субъективному фактору эмоциональное истощение у учителей разных возрастных групп не показало статистически значимых различий между ними. Однако было выявлена тенденция развития переживаний опустошенности и бессилия в группе учителей в возрасте 31-40 лет и более 50 лет. Эмоциональное истощение испытуемых в возрасте 31-40 лет, при среднем значении возраста 35,9 лет, скорее всего, связано с тем, что педагоги переживают «женский персональный кризисный возраст». С 30 до 36 лет женщины в профессиональной деятельности воспринимают себя «универсальными работниками». Самые низкие показатели эмоционального истощения продемонстрировали педагоги в возрасте 20-30 лет и 41-50 лет. Результат можно объяснить тем, что 20-30 лет это первое десятилетие труда. За это время еще не наступило разочарование в труде, идет процесс накопления профессионально-жизненного опыта. Преобладает ощущение, что все еще впереди. Педагоги в возрасте 41-50 лет эмоционально устойчивы, скорее всего, потому, что после всплеска истощения происходит восстановление сил, за счет поиска новых смыслов в труде.

Исследование редукции личных достижений не показало статистически значимых различий среди учителей разного возраста. Между тем, следует отметить тенденцию снижения редукции личных достижений у учителей в возрасте 31-40 со средним значением возраста 35,9 лет (таблица 3) Согласно периодизации жизни и профессионального развития [4, 9, 10, 20, 23] это кризис «середины жизни». Он является наиболее тяжелым, рубежным, сопровождается изменениями физиологических функций, угасанием физических сил, изменением социального статуса. В этом возрасте впервые появляется чувство, что «время начинает сокращаться».

Увеличение эмоционального истощения у учителей в возрасте более 50 лет со средним значением возраста 54,4 лет можно объяснить уходом педагогов на пенсию и утратой уверенности в дальнейшем профессиональном росте. Кроме этого сказываются возрастные изменения.

Согласно полученным результатам меньше всего подвержены редукции персональных достижений педагоги в возрасте 41-50 лет. Наибольшее выгорание по данному фактору отмечается у лиц старше 50 лет, это может быть обусловлено уменьшением позитивного подкрепления как со стороны учеников, так и со стороны администрации. Мы предполагаем, что это связано с тем, что предыдущий период был более эмоционально благополучным. Гитерохронный характер развития выгорания характеризуется увеличением показателей синдрома выгорания после его стабилизации и имеет вид неравномерного развития выгорания характеризуется увеличением показателей синдрома выгорания после его стабилизации и имеет вид неравномерного развития [13, 22, 24, 28].

Исследование особенностей профессионального выгорания у учителей с разным педагогическим стажем проводилось с группами до 5 лет (п=13); 6-10 лет (п=30); 11-15 лет (п=26); 16-20 (п=27); 21-25 (п=22); более 25 лет (п=25). В основе деления на группы лежат классификационные схемы кризисных или переходных периодов в профессии педагоги [6, 11, 16, 21]. Результаты средних значений субъективных факторов профессионального выгорания у педагогов разного возраста представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели синдрома психоэмоционального выгорания у педагогов с разным педагогическим

стажем (в баллах)

Педагогический стаж Интегральный показатель Эмоциональное истощение Дегуманизация Редукция личных достижений

до 5 лет 6,35±0,63 16,98±1,85 7,95±1,20 32,37±1,44

уровень средний средний средний средний

6-10лет 6,3±.0,4 20,05 ±1,71 8,64±0,97 33,20±1,18

уровень средний средний средний средний

11-15лет 7,44±0,51 22,01±1,65 10,88±0,72 33,45±1,40

уровень высокий средний средний средний

16-20лет 6,74±0,24 19,31±1,47 11,08±1,10 33,00±1,46

уровень средний средний средний средний

21-25лет 6,30±0,32 20,55±1,65 8,07±0,96 33,11±1,25

уровень средний средний средний средний

Более 25 6,95±0,39 22,97±2,40 10,2±0,74 33,04±1,40

уровень средний средний средний средний

Из таблицы видно, что выраженность профессионального выгорания у разных групп педагогов соответствует среднему уровню, за исключением группы со стажем 11-15 лет. Это объясняется так называемым «педагогическим кризисом», который выражается в том, что педагоги преодолев десятилетний профессиональный рубеж больше всего подвержены переживанию кризиса неудовлетворенности своей самореализацией и статусом в профессии. Выраженность синдрома выгорания в зависимости от стажа работы по специальности проявляется в том, что педагоги со стажем 21-25 лет меньше подвержены редукции личных достижений в сравнении с показателями учителей 6-10 лет стажем работы, согласно существующему мнению ученых, что критическими периодами рисков «выгорания» является 7-летний и 25-летний период труда [20], полученные результаты позволяют сделать предположение о том, что у испытуемых со стажем работы 21-25 лет предыдущий период был достаточно благополучным в смысле профессиональной самореализации, что позволило сохранить баланс профессиональных ресурсов и тем самым избежать возникновение синдрома психоэмоционального выгорания.

Анализ показателей субъективных факторов выгорания педагогов с учетом предмета (естественно-математический цикл, п=19; начальная школа п =18; физическая культура, п=22) показал, что учителя физической культуры в отличие от учителей естественно-математического цикла (математика, физика, химия) в меньшей степени подвержены психоэмоциональному истощению. Данный факт можно объяснить тем, что содержание труда учителей физической культуры направлено на поддержание хорошего физического состояния, укрепление здоровья, что позволяет избегать психологического перенапряжения и достигать психоэмоционального баланса в труде.

Выводы. Таким образом, обобщая результаты экспериментального исследования синдрома психоэмоционального выгорания педагогических работников в процессе профессиональной деятельности следует заключить, что работники педагогической сферы склонны к проявлению данного синдрома, с одной стороны, в силу особенностей психических свойств личности, с другой, характера условий и содержания профессиональной педагогической деятельности.

Литература:

1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

7. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике. - Чебоксары, 2014.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

12. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

13. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 3. - С. 73-78.

15. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т.6. -№ 28. - С. 119-125.

16. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

17. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

18. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2016. - № 2. - С. 8-15.

20. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

21. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.

23. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014

24. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Применение бригадных форм работы тренеров в управлении многолетней спортивной подготовкой учащихся детско-юношеских спортивных школ: монография. - Чебоксары, 2014.

26. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2.

- С. 46.

27. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов: монография. - Чебоксары, 2014.

28. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 4. - С. 100-105.

29. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

30. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

Психология

УДК 159.922

кандидат педагогических наук, доцент Петухова Лариса Петровна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, профессор Елисеева Елена Владимировна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, доцент Савин Александр Владиславович

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Аннотация. В работе представлены результаты исследования особенностей личностного самоопределения студентов вуза.

Авторами показано, что становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития молодого человека: социокультурных условий жизни, психологических особенностей юношей и девушек, особенностей отношения молодых людей к себе, к собственной деятельности, поведению и взаимодействию с другими.

Результаты эмпирического исследования позволили установить значимую корреляцию между характеристики личностного самоопределения в юношеском возрасте и отдельными компонентами самоотношения.

Ключевые слова: самоотношение, глобальное самоотношение, самоопределение, личностное самоопределение, корреляция.

Annotation. The paper presents the results of a study of the features of personal self-determination of University students.

The authors show that the formation of personal self-determination is the result of a complex interaction of external and internal factors of human development: socio-cultural conditions of life, psychological characteristics of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.