Литература:
1. Абакумова Е.Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе / Е.Б. Абакумова // Актуальные задачи педагогики: сбор. матер. междун. заочной науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2012. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/59/2474/ (дата обращения 29.11.2018).
2. Баликаева М.Б Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография / М.Б. Баликаева. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2013. - 197 с.
3. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного самообразования: Дис. ... д-ра пед. наук - Ставрополь, 2004. - 342 с.
4. Глузман Н.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов учебных заведений / Н.А. Глузман, Т.В. Пожидаева. - Симферополь, ИТ «Ариал», 2018. - 312 с.
5. Глузман Н.А. Высшая школа и система компетенций педагога / Н.А. Глузман // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 3 (47). - Режим доступа: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=52 (дата обращения: 29.11.2018).
6. Глузман Н.А. Категория профессионализма в подготовке будущего педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-2 (65). С. 170-172.
7. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: методическое пособие. / М.А. Измайлова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 64 с.
8. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: Дис. ... д-ра пед. наук - Челябинск, 2009. - 343 с.
9. Коровина И.А. Реализация самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности студента-медика: монография / И.А. Коровина. - М.: Дом педагогики, 2015. - 158 с.
10. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.
11. Оскар Уайльд Афоризмы / Составитель К. Душенко. М.: Эксмо, 2014.
12. Романов В.А. Подготовка учителя начальных классов в аспекте новой образовательной парадигмы: монография / В.А. Романов. - Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2016. - 208 с.
13. Романов В.А. Психолого-педагогические условия успешности обучения бакалавров в вузе / В.А. Романов // Research Journal of International Studies (Международный научно-исследовательский журнал). 2014. № 8 (27) Часть 2. С. 90-91.
14. Романов В.А. Самообразование учителя как средство непрерывного профессионально-педагогического образования // Materialy V mezinarodni vedecko-prakticka conference «Dny vedy - 2009». Dil 11. Pedagogika: Praha. Publishing House «Edication and Science», s.p.o - 112 stran - 2009. С. 54-56.
15. Сарсенбаева Б.И. Педагогическое сопровождение профессионального самосовершенствования будущего учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - Самара, 2006. - 416 с.
16. Сериков Г.Н. Влияние образования на развитие человека / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. - 2014. - Т.6. № 2. - С. 11-17.
17. Gluzman N.A. Professional image formation of a future social care teacher. The Education and science journal. 2017. Т. 19. № 9. С. 52-69. (In Russ.) D0I:10.17853/1994-5639-2017-9-52-69).
Педагогика
УДК 796.332.015.12
кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Кильнесов Вячеслав Михайлович
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО СУДЬИ ПО
БАДМИНТОНУ
Аннотация. В статье представлена технология моделирования профессиональной деятельности спортивного судьи по бадминтону с учетом методологических подходов к созданию модели судьи по бадминтону как субъекта профессиональной деятельности. Моделирование профессиональной деятельности судьи по бадминтону необходимо рассматривать в структурном, функциональном, информационном и психологических аспектах. Важным компонентом модели высококвалифицированных судей по бадминтону являются параметры, характеризующие специфику судейской деятельности: соблюдение участниками правил соревнований, выполнение условий игровой деятельности, оперативное отслеживание параметров игры, своевременное и и точное определение нарушений в ходе игры.
Ключевые слова: спортивный судья, судья по бадминтону, профессиональная деятельность судьи, моделирование профессиональной деятельности.
Annotation. The article presents the technology of modeling the professional activity of a sports badminton judge taking into account methodological approaches to the creation of a model of a badminton judge as a subject of professional activity. Modeling of professional activity of a badminton judge should be considered in structural, functional, informational and psychological aspects. An important component of the model of highly qualified badminton referees are the parameters that characterize the specifics of judicial activity: compliance with the rules of the competition by the participants, fulfillment of the conditions of gaming activity, operational monitoring of the game parameters, timely and correct fixation of game errors, evenness in the line of refereeing.
Keywords: sports judge, badminton judge, professional activity of the judge, modeling of professional activity.
Введение. Современная система судейства в спорте является сложным многофакторным процессом с учетом определения цели, задач, средств, методов, организационных форм и материально-технических условий соревновательной деятельности [3, 8, 22]. В определении подходов к созданию профессиональной модели специалиста - «судья по спорту» (в частности - «судья по бадминтону») ведущую роль сыграли исследования М.М. Корзуна на основе рассмотрения дидактически ориентированной модели субъекта деятельности. Такой подход послужил методическим ориентиром, определяющим функционирование модели специалиста - «судья по бадминтону». Моделирование профессиональной деятельности судьи по спорту рассматривается нами на структурном, функциональном, информационном и психологических уровнях развития субъекта деятельности [18, 21, 26, 27].
Изложение основного материала статьи. Субъект деятельности оценивается нами в зависимости от вклада, который он вносит или может потенциально внести в профессиональную деятельность, с учетом особенностей, способностей и возможностей личности.
Дидактически ориентированная модель специалиста является отображением профессиональной деятельности субъекта на сущностном уровне (структура субъекта) и содержательном (качества субъекта) [10, 13, 14, 25]. Дидактически ориентированная модель специалиста представлена в таблице 1.
Таблица 1
Модель субъекта деятельности
Структура субъекта Ст руктура качеств
Составные части структуры субъекта Функциональные компоненты подструктур Базисные качества: функциональные Объединяющее качество Названия групп качеств
Информационные компоненты Информационные
Подструктура взаимодействия Механизмы обработки информации Способности, умения, навыки: мыслительные (познавательные, поисковые, исполнительские) Познавательный и созидательный потенциал (деятельностный потенциал) Деловой облик
Речевые и сенсомоторные механизмы Коммуникативные (лексические, голосовые), сенсомоторные (перцептивные двигательные)
Память на сведения Знания, представления (образные, понятийные) Общая и профессиональная эрудиция
Подструктура побуждений к активности Механизмы переживаний (чувства, эмоции) Потребностные побуждения (к познанию, развитию, творчеству, общению) Моральные установки (совесть, долг, ответственность) Сбалансированност ь мотивов Моральный облик
Память на переживания Эмоциональные и моральные установки (отношение к людям, к себе, своим обязанностям, труду, к нравственным принципам) Интересы Убеждения
Подструктура регуляции активности Механизмы согласования побуждений и поддержания активности Устойчивость следования принципам Устойчивость активности к воздействию внешних и внутренних факторов (помех) Владение собой (воля) Эмоционально -волевой облик
Память на стереотипы активности Стереотипы поведения и общения Стереотипы преодоления трудностей Привычки
Предложенная модель представляет собой множество, иерархию личностных качеств различной степени интегрированности, которые должны быть предметом внимания при решении задач профессиональной подготовки специалиста, в том числе в судейской деятельности. Это означает, что все эти качества следует рассматривать как профессионально важные.
Итак, процесс профессиональной подготовки судьи по бадминтону включает в себя формирование профессионально необходимых качеств трех видов, отраженных в рассмотренной общей модели субъекта деятельности - качеств, объединенных в группы (блоки) «деловой облик», «моральный облик» и
«эмоционально-волевой облик». Если качества морального и эмоционально-волевого облика играют в указанном процессе роль факторов, влияющих на эффективность подготовки, то качества, составляющие деловой облик, имеют определяющее, решающее значение: отсутствие необходимых знаний, умений исключает саму возможность достижения профессионального мастерства. Именно поэтому постановка целей профессиональной подготовки традиционно связывается в основном с формированием совокупности профессиональных знаний и представлений, умений и навыков. К этой совокупности добавляются еще одни способности - когнитивные (аналитико-синтетические и поисковые способности мышления), являющиеся необходимыми и важнейшими для всех видов профессиональной деятельности [6, 15, 16]. Чтобы целенаправленно осуществлять подготовку судей по бадминтону необходимо хорошо представлять предъявляемые к ним требования. Тогда, в соответствии с установленными требованиями, оптимальным образом может быть выработана и структура процесса их подготовки.
Сегодня практически каждый из судей в бадминтоне - это человек, который освоил дополнительно к основной профессии профессию «спортивного судьи». Особо отметим, что каждый судья по бадминтону не имеет специальной (спортивного судьи) профессиональной подготовки [2].
Исходя из все более повышающихся требований к спортивным судьям, назрела необходимость профессиональной подготовки их как специалистов в общем звене специалистов по спорту. Считаем, что одним из шагов в этом направлении должен быть шаг по выработке так называемого стандарта к уровню подготовленности лиц, решивших стать судьями по бадминтону, и, прежде всего группы качеств, определяющих их «деловой облик» (таблица 1), что должно отразиться в перечне их знаний, умений и навыков:
а) деловой облик: понимать роль спорта в развитии человека и подготовке специалиста; понимать роль и место бадминтона в спортивной деятельности; знать требования, предъявляемые к деятельности бадминтониста и тренировочному процессу при подготовке бадминтонистов, обучению их технике и тактике игры в бадминтон; знать эволюционную взаимосвязь развития бадминтона и правил соревнований по бадминтону; знать правила соревнований по бадминтону и методики их применения на практике, постоянно совершенствуя свои квалификационные знания, при исполнении судейских обязанностей быть в опрятной (установленной) судейской форме, не допускать неряшливости в быту; уметь строго и объективно применять правила соревнований по бадминтону в процессе соревнований; уметь планировать, организовывать и вести подготовку судей по бадминтону различной квалификации, передавать свои знания и опыт другим судьям; иметь навык в судействе, что важно, т.к. в доли секунд приходится принимать судейские решения. Самое главное - судья должен непрерывно, честно, беспристрастно, объективно, четко и правильно применяя правила, оценивать правильность или неправильность действий игроков; уметь использовать в своей работе данные научных исследований, передового опыта, изучать и анализировать собственный опыт работы, принимать активное участие в работе судейской коллегии и пропаганде бадминтона; для судей, поставивших целью стать «судьей международной категории», владеть иностранным (как правило, английским) языком.
б) моральный облик: уметь устанавливать отношения со спортсменами, спортивными работниками различных категорий, различными организациями по решению профессиональных задач; быть примером дисциплинированности, организованности и четкости в ходе проведения соревнований.
в) эмоционально-волевой облик: владеть собой и не поддаваться дурным привычкам; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических способностей и психического состояния [1, 11, 12].
Данный перечень требований не следует рассматривать как окончательный, он лишь ориентировочный и, безусловно, может быть при необходимости доработан, но эти требования охватывают структуру деятельности судьи по аналогии с компонентами структуры деятельности тренера: проектировочным, конструктивным, организаторским, коммуникативным, гностическим, двигательным.
Учитывая изложенное, создается модель специалиста - «судья по бадминтону», которая определит структуру и содержание его подготовки, в целом представляя собой конечный результат - «эталон» специалиста.
Обязательным условием подготовки судей по бадминтону является учет модельных характеристик судьи, причем необходимо рассматривать особенности, присущие не только высококвалифицированным судьям, но и так называемые промежуточные модели судей на различных этапах многолетней судейской деятельности. Состав модельных характеристик должны входить показатели, которые являются определяющими. Однако, следует учитывать, что объективно уровни квалификации судьи на различных этапах многолетней подготовки сопровождаются существенными изменениями (подвержены динамике) [9, 19, 20, 24].
Важным компонентом модели высококвалифицированных судей по бадминтону являются параметры, характеризующие специфику судейской деятельности: своевременное и правильное фиксирование игровых ошибок, ровность в линии судейства. Составной частью модели таких высококвалифицированных судей является функциональная подготовка, ведущие физические и морфологические признаки, атакже психологические особенности личности (интерес и стремление к совершенствованию, волевые качества, эмоциональная устойчивость, психофизиологические качества - внимание, сенсомоторика и др.).
Модельные характеристики позволяют более целенаправленно вести процесс подготовки судей к судейской деятельности, своевременно вносить необходимые коррективы, более успешно реализовывать каждому судье личную программу совершенствования [4, 23, 29].
Любая деятельность судьи направлена фактически на оптимальный личностный успех. Она должна строиться в соответствии с его квалификационными знаниями, умениями и навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и психическими свойствами личности. В процессе судейства матча судья находится в условиях постоянного восприятия информации и оценки наблюдаемых явлений, по которым он принимает соответствующие решения. Это осуществляется в результате запоминания и сравнительного анализа действий игроков, разрешенный правилами соревнований, а также действий других судей и помощников.
По сути, процесс деятельности при судействе матча совершается судьей в трех фазах: восприятие и анализ ситуации; мыслительное решение ее и уяснение к принятию двигательного решения и двигательное решение [5, 7, 28].
Все эти фазы, отражающие так называемый психомоторный процесс, находятся в тесной взаимосвязи, причем решающую роль здесь играет память. Качество восприятия зависит от объема и поля зрения, устойчивости внимания и его концентрации, от опыта судейской деятельности. Мыслительное решение зависит от быстроты протекания мыслительных процессов.
Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования можно заключить, что технология моделирования профессиональной деятельности спортивного судьи по бадминтону должна строиться с учетом методологических подходов к созданию модели судьи по бадминтону как субъекта профессиональной деятельности. Моделирование профессиональной деятельности судьи по бадминтону необходимо рассматривать в структурном, функциональном, информационном и психологических аспектах. Важным компонентом модели высококвалифицированных судей по бадминтону являются параметры, характеризующие специфику судейской деятельности: соблюдение участниками правил соревнований, выполнение условий игровой деятельности, оперативное отслеживание параметров игры, своевременное и правильное фиксирование игровых ошибок, ровность в линии судейства.
Литература:
1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
7. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике. - Чебоксары, 2014.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
12. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
13. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
14. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т.6. - № 28. - С. 119-125.
15. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.
16. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.
17. Галанов П.Н., Бурцев В.А. Специфика подготовки игроков выступающих в парном разряде настольного тенниса // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы студенческой межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией И.Т. -Насретдинова, 2017. - С. 47-52.
18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
19. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771
20. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
21. Драндров, Г.Л. Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
22. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014
23. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
24. Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Применение бригадных форм работы тренеров в управлении многолетней спортивной подготовкой учащихся детско-юношеских спортивных школ: монография. - Чебоксары, 2014.
25. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
26. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.
27. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
28. Сюськин А.В., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // В сборнике: Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы V Международной научной конференция студентов и молодых ученых: в 2 томах. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 153-155.
29. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). - С. 76-80.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Рыбаков Георгий Павлович
Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Егоров Виктор Юрьевич Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Фокин Александр Михайлович
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт - Петербург)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ
ПРОЦЕССЕ ГАНДБОЛИСТОВ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос эффективного использования сопряженных воздействий на организм гандболистов в целях совершенствования физической и технико-тактической подготовки.
Ключевые слова: гандболисты, скоростно-силовые способности, учебно-тренировочные занятия, сопряженный метод, технико-тактическая подготовка, соревновательная деятельность, корреляционный анализ.
Annotation. The article deals with the issue of the effective use of conjugate effects on the body of handball players in order to improve physical and technical-tactical training.
Keywords: handball players, speed-strength abilities, training sessions, adjoint method, technical and tactical training, competitive activity, correlation analysis.
Введение. Одним из основных направлений совершенствования системы тренировочного процесса в гандболе является применение научно обоснованной методики его построения. Процесс тренировки должен строиться на основе принципов теории управления. Поэтому возникает необходимость разработки и применения методов системного подхода к изучению изменений в организме спортсмена с целью рационального контроля его состояния в условиях тренировки (В.К.Бальсевич, 2000) приближенных по интенсивности и нагрузке к экстремальным условиям соревнований [1].
Изложение основного материала статьи. Игра выдвигает перед спортсменами такие требования, как наличие способностей быстро оценить возникшую ситуацию, принять правильное решение, выбрать целесообразный игровой прием, выполнить его рациональным способом с расчетом времени, пространства, дозировки мышечных усилий; быть готовым к переключению на выполнение следующей двигательной задачи. При современном уровне развития гандбола наблюдается тенденция выравнивания уровня специальной подготовленности игроков у сильнейших команд мира [2, 3].
В условиях жесткого противодействия соперников, при непрерывно меняющемся комплексе движущихся объектов (мяч, партнер, противник и т.д.) необходимо быстро и точно выполнять игровые приемы. Ведущее значение в тренировке гандболистов принадлежит средствам комплексного технико-тактического и одновременно психофизиологического характера. Этому способствует широкое использование игрового, соревновательного и сопряженного методов выполнения упражнений [3, 7, 8].
При имеющейся тенденции развития гандбола, выраженной в доминировании высокого темпа перемещений, как мяча, так и гандболистов, с активным противодействием соперника во всех фазах игры,