Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников'

Методологические подходы к исследованию сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ВИДЫ ЗДОРОВЬЯ / ШКОЛЬНИКИ / HEALTH / METHODOLOGICAL APPROACHES / TYPES OF HEALTH / SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Светлана Сергеевна, Игошина Нелли Витальевна, Бобырев Николай Дмитриевич

В авторской статье представлено теоретическое исследование методологических подходов к определению сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников. Авторами статьи установлено, что здоровье представляет собой целостное многомерное состояние функционального развития организма человека как биопсихосоциального субъекта деятельности и поведения, отражающее иерархически взаимосвязанные уровни взаимодействия человека с окружающей средой: биологический (индивид-природа), психологический (субъект поведения и деятельности), социальный (личность-общество).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русакова Светлана Сергеевна, Игошина Нелли Витальевна, Бобырев Николай Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF ESSENCE AND MAINTENANCE OF THE CONCEPT OF HEALTH AS PERSONAL CHARACTERISTIC OF SCHOOL STUDENTS

The theoretical research of methodological approaches to determination of essence and the maintenance of a concept of health as personal characteristic of school students is presented in author's article. By authors of article it is established that health represents a complete multidimensional condition of functional development of a human body as biopsychosocial subject of activity and behavior, reflecting hierarchically interconnected levels of interaction of the person with the environment: biological (individual nature), psychological (subject of behavior and activity), social (personality society).

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников»

3. Военно-музыкальная культура обладает рядом функций, которые невозможно свести в одному виду деятельности. В ходе исследования нами был выявлен комплекс функций, среди которых: а) ритуально-организационная; б) организационно-мобилизующая; в) парадно-демонстративная; г) национально-патриотическая; д) образовательно-просветительская; е) концертно-театральная.

4. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, позволяют нам сделать выводы о том,

что:

а) зарождение, развитие и последующее становление военно-музыкальной культуры происходило в тесной взаимосвязи с особенностями проявлений жизнедеятельности воинских подразделений;

б) воинские ритуалы, возникающие на каждом исторической этапе становления военно-музыкальной культуры, отражали изменения, происходящие в ней.

5. Военно-музыкальная культура, как и любая другая, обладает способностью кодировать события и явления, происходящие в обществе, становясь своеобразным каналом передачи культурной информации от поколения к поколению.

6. Становление военно-музыкальной культуры осуществлялось благодаря непосредственному участию передовых музыкальных и общественных деятелей страны и государственной поддержке, что позволило ей стать важным звеном в системе патриотического воспитания военнослужащих.

Литература:

1. Алехин И.А. Дидактическое проектирование инновационных технологий профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в военном вузе // Казанская наука. 2013. № 10. С. 32-38.

2. Алехин И.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в истории России // Мир образования - образование в мире. 2012. № 3 (47). С. 22-31.

3. Алехин И.А., Авуза А.А., Герасимова Т.Н. Интеграция интеллектуальных технологий в профессиональную подготовку военных специалистов // Мир образования - образование в мире. 2016. № 4 (64). С. 147-151.

4. Герасимов, А.П. Военно-музыкальные традиции как средство формирования гражданско-патриотических компетенций суворовцев / А.П. Герасимов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарных наук. — 2014. — Вып. 6 (134). — С. 113-117.

5. Герасимова Т.Н. Военномузыкальное образование: история, современность и перспективы развития // Мир образования - образование в мире. 2011. № 3 (43). С. 39-47.

6. Герасимова Т.Н. Особенности педагогического мышления преподавателя военного вуза // Мир образования - образование в мире. 2017. № 1 (65). С. 52-59.

7. Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения 22.03.2019).

8. Рапацкая, Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до Серебряного века / Л.А. Рапацкая. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.

9. Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 20162020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения 19.03.2019).

10. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения 20.03.2019).

11. Ярошенко, Н.Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 4 (60). — С. 70-78.

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Игошина Нелли Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Бобырев Николай Дмитриевич

Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Казань)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ КАК ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В авторской статье представлено теоретическое исследование методологических подходов к определению сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников. Авторами статьи установлено, что здоровье представляет собой целостное многомерное состояние функционального развития организма человека как биопсихосоциального субъекта деятельности и поведения, отражающее иерархически взаимосвязанные уровни взаимодействия человека с окружающей средой: биологический (индивид-природа), психологический (субъект поведения и деятельности), социальный (личность-общество).

Ключевые слова: здоровье, методологические подходы, виды здоровья, школьники.

Annotation. The theoretical research of methodological approaches to determination of essence and the maintenance of a concept of health as personal characteristic of school students is presented in author's article. By authors of article it is established that health represents a complete multidimensional condition of functional development of a human body as biopsychosocial subject of activity and behavior, reflecting hierarchically interconnected levels of interaction of the person with the environment: biological (individual nature), psychological (subject of behavior and activity), social (personality society).

Keywords: health, methodological approaches, types of health, school students.

Введение. На основе контент-анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование сущности и содержания понятия здоровье на основе методологических подходов. О социальной актуальности проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся воспитанников свидетельствует множество нормативно-правовых документов, таких как: Федеральный Закон «Об образовании», Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего образования», Конвенция охраны здоровья населения Российской Федерации до 2020 года» [3, 6, 16, 27].

В частности, в статье 2 Закона РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области образования основывается на таких принципах, как: 1) гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности; 2) адаптивность системы образования к условиям и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». В статье 52 данного закона записано: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Вместе с тем, уровень здоровья школьников неуклонно снижается, о чем свидетельствуют статистические данные ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации», материалы о выполнении Федеральной программы развития образования, отчет межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения, а также результаты научных исследований (П.Д. Тищенко, 1989, Е.М. Рыбинский, 1994, Д.И. Зелинская, 1995, Г.Г. Онищенко, 1997, А.А. Баранов, 1999 , Н.Б. Мирская, 2000, Н.А. Целищева, 2001).

Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная разработанность вопросов формирования положительного ценностного отношения школьников к своему здоровью, что приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни.

Таким образом, в настоящее время существует объективная проблема формирования положительного ценностного отношения школьников к собственному здоровью и здоровому образу жизни в условиях организации учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности общеобразовательной школы. Выход из сложившейся кризисной ситуации мы видим в создание здоровьесберегающей образовательной среды на основе применения здоровьеформирующих педагогических технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Изложение основного материала статьи. В аспекте исследуемой нами проблемы поиска, раскрытия и обоснования методологических подходов к определению сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников мы основываемся на фактическом признании того, что оно является целостным многомерным состоянием функционального развития организма человека как биопсихосоциального субъекта деятельности и поведения, отражающее иерархически взаимосвязанные уровни взаимодействия человека с окружающей средой: биологический (индивид-природа), психологический (субъект поведения и деятельности), социальный (личность-общество). Вместе с тем следует констатировать отсутствие общепринятой научной трактовки в определении сущности и содержания понятия «здоровье» [7, 17, 28].

Представленные в научной литературе методологические подходы к определению сущности и содержания понятия «здоровье» условно следует классифицировать в зависимости от приоритета физического (функционального), психического и социального признаков.

Представители физиологического подхода рассматривают здоровье как функциональное состояние, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность человека. В частности, Н.М. Амосов связывает здоровье с исполнением нормальных физиологических программ, D. Gardus и R.M. Thrall- с состоянием организма, при котором возможно нормальное или правильное его функционирование, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, А.Л. Максимова - с некоторой жесткой формой физиологических процессов [3, 13, 14, 23].

С учетом этого Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, А.Л. Максимова [3, 22] подчеркивают, что здоровье представляет собой выражение совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия органов и окружающей среды. Таким образом, в качестве существенных признаков здоровья как функционального состояния представителями физиологического направления называются: динамическое равновесие на уровне «организм - внешняя среда», функциональные резервы организма. При этом здоровье связывается преимущественно с жизнедеятельностью человека.

Представители биосоциального подхода рассматривают здоровье как состояние, которое обеспечивает возможность нормального осуществления не только жизнедеятельности, но и социальных форм активности человека. Здоровье выступает, по их мнению, одним из важнейших условий выполнения человеком своих социальных функций, что делает его субъектом общественных отношений. А.Т. Щедрина, О.М. Филатов, А.С. Щедрин [3, 9] характеризуют здоровье как процесс реализации генетического потенциала в условиях конкурентной социальной и экологической среды, в которой человек в различной мере реализует свои биологические и социальные функции. А.Н. Фалалеев с соавторами [3, 10] понимают под здоровьем состояние динамического равновесия организма с окружающей природой и социальной средой, при котором все биологические и социальные возможности человека проявляются наиболее полно, а все жизненно важные подсистемы человеческого организма с максимально возможной интенсивностью и отдачей.

Таким образом, в качестве критериев здоровья как состояния организма представителями биосоциального направления называются: генетическая программа в условиях социально-культурного бытия, состояние динамического равновесия организма с окружающей природой и социальной средой. При этом здоровье связывается преимущественно с социальной активностью человека.

Представители социально-психологического подхода рассматривают здоровье как благо и ценность человеческой жизни, совокупность физических и духовных качеств человека, выступающих условием удовлетворения потребностей человека, осуществления трудовой деятельности, реализации личностных возможностей. В частности, Ю.П. Лисицин [3, 12] видит в здоровье основополагающее условие свободного выполнения человеком его трудовых, морально-нравственных и других функций, что делает его социальным существом. Г.Л. Апанасенко [3, 24] подчеркивает, что физическое здоровье является основой осуществления социальных и биологических функций.

Таким образом, в качестве признаков здоровья как ценности человеческой жизни представителями социально-психологического направления называются: общепризнанное благо, основополагающая ценность,

ценностно-мотивационная сфера, условие полноценной жизни. При этом здоровье связывается преимущественно со сферой психической деятельности личности.

Приведенный выше обзор определений понятия «здоровье» свидетельствует о многогранности этого явления. Они не противоречат друг другу, а отражают иерархически взаимосвязанные уровни взаимодействия человека с окружающей средой: биологический (индивид - природа), психологический (субъект поведения и деятельности - природа и общество), социальный (личность - общество) [3, 30, 31]. В определении понятия «здоровье», приведенном в преамбуле Устава ВОЗ, записано: «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1, 3, 15, 20, 26]. Наиболее полную характеристику содержания понятия «здоровье» дает Г.Л. Апанасенко [2, 3, 19], который выделяет несколько сторон (видов) здоровья. Соматическое здоровье -текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Физическое здоровье -уровень роста и развития органов и систем организма - основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Психическое здоровье - состояние психической сферы - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию, обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями и возможностями их удовлетворения. В его основе лежит способность психики к самоорганизации, саморегуляции, самообновлению, самовосстановлению. При этом авторы отмечают, что определяющим критерием состояния психического здоровья является высокая умственная работоспособность [3, 18, 29]. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида, т.к. оно связано с общечеловеческими ценностями добра, любви и красоты [3, 5, 25].

Приведенные выше определения различных видов здоровья отражают качественную сторону этой категории. Наряду с определением качественных характеристик здоровья исследователями ставится вопрос о разработке подходов к определению его количественных характеристик на основе измерения и оценки функциональных резервов человека на всех уровнях его функционирования: индивида, субъекта и личности [8, 11].

Количественный подход позволяет оценить состояние здоровья человека путем определения величины функциональных возможностей в данный момент времени. Такой подход ориентирует человека на увеличение количества здоровья и его поддержание [3, 4, 21].

Выводы. Обобщая результаты теоретического исследования методологических подходов к определению сущности и содержания понятия здоровья как личностной характеристики школьников, следует заключить, что здоровье:

•представляет собой целостное многомерное состояние жизнедеятельности человека (физическое - как индивида, психическое - как субъекта и социальное - как личности), характеризующее его физическое, психическое и социальное здоровье;

•обусловливает оптимальные характеристики жизнедеятельности, деятельности и поведения через сохранение динамического равновесия, с одной стороны, между человеком как индивидом, субъектом и личностью, с другой, природой и обществом;

•связано с присущими человеку физическими, психическими и социальными резервами на уровне индивида, субъекта и личности, определяющие адаптацию человека к постоянно меняющимся условиям внутренней и внешней среды.

В раскрытии сущности и содержания понятия здоровья как целостного и многомерного явления выделяются три основных подхода: функционально-физиологический; социально-биологический и социально-психологический. Соответственно им выделяется три стороны здоровья: физическое, социальное и психическое.

В аспекте исследуемой нами проблемы наиболее значимыми являются положения о том, что: здоровье школьника является одной из наиболее значимых для личности жизненных ценностей; ценность здоровья обусловлена его значимостью для удовлетворения школьником жизненно важных, социально обусловленных потребностей в эффективном осуществлении различных видов деятельности (игра, учение, труд) и поведения.

Литература:

1. Баширова Д.М., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Особенности проявления свойств игрового внимания у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // В сборнике: Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 2 томах. 2015. - С. 33-35.

2. Баширова Д.М., Бурцева Е.В. Экспериментальное обоснование эффективности применения методики формирования игрового внимания у юных теннисистов // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. 2015. - С. 193-195.

3. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

5. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Бурцева Е.В. Инновационные технологии личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта // В сборнике: Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2013. - С. 81-84.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. -С. 186.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике. - Чебоксары, 2014.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 3.

- С. 73-78.

14. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2016. - № 2. - С. 8-15.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Экспериментальное исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий настольным теннисом // Международный журнал экспериментального образования, 2018. - № 4. - С. 12-18.

17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры в бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.

20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Социально-психологические особенности представления об имидже учителя физической культуры // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 146-148.

21. Бурцева Е.В., Баширова Д.М. Методика формирования игрового внимания у юных теннисистов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т.9. - № 4 (9). - С. 99-104.

22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

23. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.

24. Бурцева Е.В., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов физкультурного вуза с учетом спортивной квалификации // В сборнике: Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона. Международная научно-практическая конференция, 2013. - С. 244-246.

25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

26. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014

27. Евграфов И.Е., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Теоретическое обоснование методики оздоровительной тренировки женщин зрелого возраста с учетом соматотипа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 3. - С. 78-83.

28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

29. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Анисимов Н.И. Обучение технике легкоатлетических метаний: учебное пособие. - Чебоксары, 2016.

30. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов: монография. - Чебоксары, 2014.

31. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 4. - С. 100-105.

Педагогика

УДК: 376.3

кандидат педагогических наук Русинова Стелла Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент Кабушко Анна Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук Шипилова Евгения Валерьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО И ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей зрительного и осязательного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения в условиях специального и инклюзивного образования. В статье рассмотрены особенности нарушения зрительного восприятия, которые препятствуют полноценному формированию зрительных представлений и образов предметного мира в полном объеме, без целенаправленного обучения. Нарушение зрения у детей влечет за собой специфическое восприятие окружающих предметов, развитие которого влияет на познание мира, овладение речью и навыками самообслуживания. В рамках данной статьи рассматриваются не только особенности зрительного восприятия, но и осязательного, поскольку оно становится ведущим анализатором в компенсаторной системе ребенка со зрительной патологией.

Ключевые слова: инклюзивное образование, интегрированное образование, предметно-развивающее пространство, сенсорные эталоны, нарушение зрения, развитие, зрительное восприятие, осязательное восприятие, сенсорное воспитание.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of visual and tactile perception in preschool children with visual impairment in special and inclusive education. The article deals with the peculiarities of visual perception disorders that prevent the full formation of visual representations and images of the objective world in full, without targeted training. Visual impairment in children entails a specific perception of surrounding objects, the development of which affects the knowledge of the world, the mastery of speech and self-service skills. This article examines not only the features of visual perception, but also tactile, as it becomes the leading analyzer in the compensatory system of a child with visual pathology.

Keywords: inclusive education, integrated education, subject-developing space, sensory standards, visual impairment, development, visual perception, tactile perception, sensory education.

Введение. В настоящее время тема инклюзивного образования и проблемы специального образования для детей с особыми образовательными потребностями привлекают особое внимание специалистов и широкой общественности. Изменения нормативно-правовой базы потребовало от общеобразовательных организаций решения целого ряда задач, среди которых приоритетной является необходимость создания единой образовательной и аксиологической среды в процессе получения образования детьми с ОВЗ и организация эффективного психолого-педагогического образовательного процесса.

Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. Инклюзивное образование, как форма получения образования детьми с ОВЗ, на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Внедрение в практику образовательных учреждений инклюзивного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Однако, попадая в образовательное пространство, ребенок с особыми образовательными потребностями требует к себе иного подхода по сравнению с ребенком с нормальным психофизическим развитием. Следовательно, педагоги всех дошкольных учреждений должны иметь знания не только психолого-педагогической характеристики детей с каждым отклоняющимся развитием, но и понимать трудности, которые дети каждой категории испытывают в процессе обучения, а также владеть специальными методиками обучения детей с различным типом отклоняющегося развития.

Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее часто встречающихся отклонений в развитии являются нарушения зрения, проявляющиеся в миопии, косоглазии и амблиопии и других заболеваниях. Дети с этими диагнозами становятся основной категорией дошкольников, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.