Научная статья на тему 'Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков'

Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
624
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ПОДРОСТКИ / VALUE / VALUABLE ORIENTATIONS / VALUABLE RELATIONS / SYSTEM OF VALUABLE ORIENTATIONS / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурцев Владимир Анатольевич, Бурцева Евгения Валентиновна, Чапурин Михаил Николаевич

В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков к объектам окружающего мира и самому себе как субъекту психического отражения существующей действительности. Авторами статьи раскрыты механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков в зависимости от возрастных особенностей психофизического развития и социализации личности в обществе, сущность и содержание основополагающих понятий, таких как ценность, ценностные ориентации и ценностные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурцев Владимир Анатольевич, Бурцева Евгения Валентиновна, Чапурин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL RESEARCH OF FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF VALUABLE ORIENTATIONS OF TEENAGERS

In author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature the theoretical research of features of development of a system of valuable orientations of teenagers to objects of the world around and itself as to the subject of mental reflection of the existing reality is conducted. Authors of article opened mechanisms of formation of valuable and semantic orientations of teenagers depending on age features of psychophysical development and socialization of the personality in society, essence and the maintenance of fundamental concepts, such as value, valuable orientations and the valuable relations.

Текст научной работы на тему «Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков»

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.

7. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. — М., 2008.

8. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

9. Культура и этнос. Учебное пособие / Сост. Л.В. Щеглова, Н.Б. Шипулина, Н.Р. Суродина. — Волгоград: Перемена, 2005.

10. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 3: 126-137.

11. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консульти-рования: Учебно-методическое пособие. - Москва, 2005.

12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2004.

13. Султанова З.В., Бесаева А.Г. Особенности базовых жизненных ориентаций у южных и северных осетин // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 320-322.

14. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. - М., 1993.

Психология

УДК 796.332.015.12

кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Бурцева Евгения Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков к объектам окружающего мира и самому себе как субъекту психического отражения существующей действительности. Авторами статьи раскрыты механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков в зависимости от возрастных особенностей психофизического развития и социализации личности в обществе, сущность и содержание основополагающих понятий, таких как - ценность, ценностные ориентации и ценностные отношения.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, ценностные отношения, система ценностных ориентаций, подростки.

Annotation. In author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature the theoretical research of features of development of a system of valuable orientations of teenagers to objects of the world around and itself as to the subject of mental reflection of the existing reality is conducted. Authors of article opened mechanisms of formation of valuable and semantic orientations of teenagers depending on age features of psychophysical development and socialization of the personality in society, essence and the maintenance of fundamental concepts, such as - value, valuable orientations and the valuable relations.

Keywords: value, valuable orientations, valuable relations, system of valuable orientations, teenagers.

Введение. На основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы рассматривается проблема изучения особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков к различным сферам жизнедеятельности человека и самому себе как субъекту социально-культурной деятельности [2, 8, 11, 17, 18]. В результате теоретического исследования выявлено, что изменчивость субъективных ценностно-смысловых ориентаций подростков к окружающему миру взаимосвязана с особенностями восприятия подростком самого себя и своего места в социуме, при котором система развития ценностных ориентаций является отражением существующей действительности. Переоценка жизненных ценностей и смена ценностных ориентаций представляет собой закономерный процесс психического развития личности подростка и ее социализации в коллективе связана с возрастными особенностями. Приобретение новых жизненных и социальных ролей позволяет подростку переосмысливать прежние и создавать новые ценностно-смысловые ориентации, вновь трансформируя систему ценностного отношения к различным сторонам жизнедеятельности. Социализация подростка представляет собой, с одной стороны, процесс, с другой, результат активного освоения, усвоения, присвоения и воспроизводства личностью социального опыта, знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать и развиваться в качестве полноценного и полноправного члена общества. Подростковый возраст представляет собой этап интенсивного становления личности, формирования ценностных ориентаций и ценностных отношений в процессе реализации различных видов деятельности и межличностного общения, преимущественно интимно-личностного характера [5, 6, 10, 14, 23].

Изложение основного материала статьи. Ценности как субъективные образы отражаемой человеком объективной реальности выступают в неразрывном единстве с действием. С одной стороны, ценности побуждают и направляют человека к активности, с другой стороны, только посредством действия человек открывает для себя истинную ценность объектов. Поэтому не случайно большинство исследователей обращают внимание на то, что ценности выполняют функцию ориентации активности человека. На их основе формируются и функционируют ценностные ориентации, обусловливающие направленность активности человека в форме деятельности и поведения [1, 7].

Авторы С. Kluckhohn, F.Strodrbeck подчеркивают, что ценности оказывают влияние на активный выбор личностью из имеющихся в наличии способов, средств и результатов действия. Согласно их теории, ценности обусловливают ценностные ориентации личности. Последние рассматриваются авторами как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем.

В. Франкл отмечает, что ценности позволяют обобщать возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: творчество (то, что мы даем жизни); переживание (то, что мы берем от жизни); отношение, т.е. позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе. При реализации ценностей происходит самораскрытие личности [10].

М. Rokeach определяет ценностные ориентации как «... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Ценностные ориентации личности рассматривается A. Maslov в связи с системой иерархически организованных жизненно важных потребностей, которые побуждают личность к различным видам активности, направляют их и придают им личностный смысл. Высшей ступенью в этой иерархии является потребность в самоактуализации, в наиболее полном выявлении и развитии своих личностных возможностей [4, 19, 26].

И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок личности, которые определяют его дальнейшее поведение. По его словам, «состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией». Наряду с этим В.И. Столяров подчеркивает, что ценности, в отличие от установок, имеют надситуативный характер: они в большей степени определяют характер реализуемых личностью ценностных отношений, чем конкретные ситуативные условия ее взаимодействия с окружающим миром. Таким образом, в ценностных ориентациях как субъективных образах объективной реальности воедино слиты знание, переживание и стремление к действию, побуждаемое и направляемое имеющимся знанием и переживаемыми чувствами.

Ценностные ориентации определяют характер ценностных отношений личности, которые объективируются в виде действий и поступков подростка.

С другой стороны, ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке личности подростка. При этом установка рассматривается как состояние готовности действовать определенным образом в определенной ситуации, а ориентации - как относительно устойчивые избирательные отношения к тем или иным ценностям жизни, имеющие более обобщенный, менее ситуативный характер. Ценностная установка предваряет деятельность, стимулирует и направляет ее, детерминирует отношение личности ко всем явлениям окружающей действительности. Вместе с этим, реализуемые личностью отношения к этим явлениям, оказывают формирующее влияние на содержание ценностных установок. По определению Г.Л. Драндрова, под ценностными отношениями понимается устойчивая избирательная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для общества в целом и каждого конкретного человека в частности [5, 6, 7, 10, 14]. А.А. Бодалев рассматривает отношение как психологический феномен, суть которого в возникновении у человека психологического образования, аккумулирующего в себе результаты восприятия конкретного объекта действительности, интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, в том числе и поведенческих. Автор подчеркивает, что самой важной психической составляющей отношения является мотивационно-ценностная, сигнализирующая о валентности отношения, сила которого зависит от степени включенности отношения в систему ценностей человека [13].

Психологическая сторона отношений многообразна. Отношения не имеют прямой, разовой и однолинейной формы своего выражения, они проявляются в речи, эмоциональных реакциях, в действиях и поступках.

Субъективность личности ограничивается рамками его деятельности, т.к. только по отношению к своей деятельности он ставит цель, выбирает линию поведения, строит отношения с окружающим миром. Деятельность рассматривается как активная форма отношения субъекта к объекту. Деятельность включает сознательно действующего субъекта и предполагает наличие его целей, интересов, мотивов, потребностей, воли. Рассматривая ребенка как активного субъекта деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечает, что в результате деятельности изменяется не только объект, но и сам субъект [3].

М. Rokeach выделяет в структуре ценностного отношения как психологического образования личности когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты:

- когнитивный компонент: содержит информацию о «желаемых конечных состояниях» и предпочитаемых средствах их достижения;

- аффективный компонент состоит в переживании положительных или отрицательных эмоций, которые испытывают люди при взаимодействии со своим окружением в интроспективных размышлениях;

- поведенческий компонент представляет собой действие, направленное на цель, и имеет место тогда, когда ценности активизируются потребностями или воспринимаемыми возможностями реализовать эти ценности [6, 7].

В целом, структуру ценностного отношения можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат знания, на их основе развиваются чувства и идет процесс оценивания предметов и явлений окружающего мира, затем личностью вырабатывается модель, в соответствии с которой она выстраивает линию поведения, совершает поступок, приобретая тем самым личностный опыт. С учетом степени развития структурных компонентов В.И. Столяров с соавторами выделяют три уровня ценностного отношения: когнитивный, проявляющейся в высказываниях, суждениях, мнениях и т.д.; эмоциональный, проявляющийся в чувствах, переживаниях, эмоциональном настрое; поведенческий, проявляющиеся в поведении, в поступках [9, 12, 22].

Значимость объектов окружающего мира определяется не их свойствами самими по себе. Как подчеркивает Е.А. Климов, их не следует отождествлять с чем-то существующим независимо от субъекта.

Ценность - это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде. С другой стороны, С.Л. Рубинштейн отмечает, что «ценности не первичны... они производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории...». Другими словами, ценности не существуют вне отношения «субъект - объект». Необходимым условием их возникновения, функционирования и развития является взаимодействие человека с окружающим миром в виде ценностных отношений. При этом ценности, с одной стороны, и отражаемые ими объекты, с другой, выступают как необходимые составляющие этого взаимодействия, как взаимосвязанные стороны ценностного отношения, являются как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру» [19, 25].

Два полюса ценностного отношения к миру выделяет и О.Г. Дробиницкий:

- предметные ценности - выступают как объекты направленных на них потребностей, есть объекты наших оценок, выражают деятельную потребность человека и являются «знаками» опредмеченных во внешних субъектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде «значения» предметов, получивших социальную санкцию;

- ценности-осознания или ценности-представления, которые выступают в качестве высших критериев для таких оценок.

Предметно-объективные взаимодействия человека с окружающим миром преобразуется в ценностно-субъективные, наполняя ценностными отношениями совместно проживаемые жизненные ситуации. Важно отметить, что только связь между субъектом (личностью) деятельности и объектом рождает ценностное отношение, имеющее личностный смысл [15, 20].

Прожить отношения означает прочувствовать, осмыслить, ощутить в действительности связь своего «Я» и объекта действительности. Установить отношения означает принять, понять, оценить эту связь, осознать личностный смысл этой связи. Содержание жизни человека раскрывается проживаемыми и устанавливаемыми им отношениями к различным явлениям окружающего мира.

При этом, чем богаче и разнообразнее отношения, проживаемые личностью, тем богаче ее духовный мир. Отношения входят в структуру личности и наполняют ее новым содержанием [16].

Определение личности, данное П.И. Пидкасистым, напрямую связывает отношения личности и деятельность: «Личность - это человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, это член общества - с одной стороны, подвергающийся воздействиям среды, а с другой - сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений... способов существования личности в ее взаимодействии с социальным миром» [21, 24, 25].

Выводы. Обобщая результаты теоретического исследования особенностей системы развития ценностных ориентаций подростков, следует заключить:

1. Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства «взрослости», обусловленное изменением социальной позиции через включение в систему ценностных ориентаций различных нравственных качеств, половым созреванием и интенсификацией темпов физического, психического и социального развития.

2. В подростковом возрасте начинается психологическая стадия интенсивного развития эмоций и чувств, которая связана с изменениями психического состояния и новым фокусом интересов подростков к различным видам деятельности и межличностного общения. Наиболее распространенными особенностями завершения этой стадии являются эгоизм, негативизм, нигилизм, максимализм, критическое отношение к себе и окружающему миру, что связано с рассогласованием личных и общественно одобряемых ценностей и изменением собственных взглядов к реальным условиям жизни.

3. Формирование ценностных ориентаций и ценностных отношений происходит при условии трансформации категории «знания» в категорию «значимости». Данный процесс, с одной стороны, определяется личностными особенностями, развитием и осознанием своих интересов и ценностей, с другой, социальными факторами и ценностями, принятыми в обществе.

Таким образом, система развития ценностных ориентаций подростков в структуре жизненных ценностей постоянно видоизменяется и трансформируется в результате освоения различных видов деятельности и межличностного общения, также как изменяется сам личность подростка.

Литература:

1. Баширова Д.М. Психологические особенности проявления мышления в игровой деятельности юных теннисистов // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта Материалы VI международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. - 2016. - С. 642-644.

2. Галанов П.Н. Построение модели победителей парного разряда в настольном теннисе с учетом стилевых особенностей игры и двигательной асимметрии рук, на основе анализов выступления спортсменов на Чемпионатах мира в период с 1991 по 2015 гг. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013: в 3 томах. - 2018. - С. 532-538.

3. Галанов П.Н. Сравнительный анализ аэродинамических свойств мячей для настольного тенниса // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма IV межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. -2016. - С. 642-644.

4. Галанов П.Н. Сравнительный анализ аэродинамических свойств пластиковых (новых) и целлулоидных (старых) мячей для настольного тенниса // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - Т. 12. - № 3 (12). - С. 94-102.

5. Драндров Г.Л., Симонова О.Ю. Особенности образа "Я" высококвалифицированных спортсменов и его влияния на развитие мотивационно-волевой сферы // Теория и практика физической культуры. 2012. - № 1. - С. 3-8.

6. Драндров Г.Л., Сюкиев Д.Н., Румянцева Э.Р. Особенности влияния занятий спортом на формирование позитивной Я-концепции у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья // Фундаментальные исследования. 2014. - № 9-8. - С. 1840-1843.

7. Драндров Г.Л., Тумаров К.Б. Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Т. 6. - № 2. - С. 24-30.

8. Кисапов Н.Н., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н. Формирование интереса у учащихся 6 - 9 классов к физической культуре и спорту // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 3 (13). - С. 155-164.

9. Кузнецова З.М., Мугаллимова Н.Н. Профилактика наркомании в молодежной среде как социально-педагогическая проблема //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - №2(7). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kamgifk/ru/magazin/journal/htm/

10. Кузьмин Е.Б., Денисенко Ю.П., Драндров Г.Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. -№ 1. - С. 57-61.

11. Мугаллимова Н. Н., Кузнецова З.М. Особенности первичной профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - №3 (24). - С. 89-95 [Электронный ресурс] URL: http://www.kamgifk/ru/magazin/journal/htm/.

12. Мугаллимова Н.Н. Двигательная активность как средство первичной профилактики подростковой наркомании //Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.

- 2010. - № 1 (14). - С. 75-83.

13. Мугаллимова Н.Н. Первичная профилактика наркомании среди подростков различными видами двигательной активности: дис.. к.п.н. (13.00.04). - Набережные Челны: Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2010. - 165 с.

14. Никитина Л.В., Сюкиев Д.Н., Драндров Г.Л. Характеристика позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014.- № 7 (113). - С. 132-137.

15. Парфенова Л.А. Основные направления интеллектуализации физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2015. - № 6. - С. 14.

16. Парфенова Л.А. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 60-65.

17. Парфенова Л.А., Тимошина И.Н. Инновационные формы и долгосрочные программы привлечения молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом: монография // Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2016. - 123 с.

18. Парфенова Л.А., Тимошина И.Н., Прищева И.М. Продвижение стандартов здорового образа жизни на основе конверсии славянского историко-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - Т. 4. № 3 (4). - С. 70-77.

19. Пестряева Л.Ш., Драндров Г.Л., Глинкин Б.Н., Орешкина Т.И. Особенности развития мотивов занятий спортом с учетом спортивной квалификации // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. - С. 237-243.

20. Чапурин М.Н., Кисапов Н.Н., Симзяева Е.Н. Личностно-ориентированный подход в обучении студентов технике волейбола в процессе физического воспитания // Образование и саморазвитие. - 2008. - № 4 (10). - С. 192-196.

21. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н. Личностно-ориентированное физическое воспитание студентов в современном вузе // Вестник Чебоксарского кооперативного института. - 2008. - № 1 (1). - С. 180-190.

22. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н. Проблема формирования готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики вузовской науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. -2017. - С. 330-335.

23. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кисапов Н.Н. Обучение основам техники нападения волейбола в физическом воспитании студентов: учебное пособие; АНО ВПО ЦС РФ «Российский ун-т кооп.», Чебоксарский кооп. ин-т. Чебоксары, 2010.

24. Швецова Т.В., Парфенова Л.А. Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-спортивными средствами // Теория и практика физической культуры.

- 2014. - № 12. - С. 70.

25. Bashirova D.M. Table tennis players' attention and thinking during a game activity // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма IV межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2016. - С. 699-700.

26. Bashirova D.M., Volchkova V.I. Psychological features of thinking in a game activity of young tennis players // В сборнике: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». - 2016. - С. 880-881.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Едиханова Юлия Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается фактор развития личностного потенциала детей - самосознание. Проведенное исследование позволило выделить особенности развития каждого компонента самосознания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) в подростковом и юношеском возрасте.

Ключевые слова: самосознание, самоотношение, самооценка, саморегуляция, личностный потенциал, подростки, юноши.

Annotation. The article considers the factor of development of children's personal potential - self-awareness. The study allowed us to identify the features of the development of each component of self-awareness (cognitive, emotional, behavioral) in adolescence and youth.

Keywords: self-awareness, self-attitude, self-esteem, self-regulation, personal potential, adolescents, youths.

Введение. Изучение особенностей развития и протекания личностных механизмов, позволяющих человеку успешно взаимодействовать с окружающим миром, является актуальной в рамках предмета психолого-педагогических исследований. Период завершения формирования этих механизмов приходится на окончание подросткового и юношеский возраст. Но на данном этапе становление личности не завершается, проходя еще довольно долгий путь развития. Человек достигает самоуправления, независимости от внешних побуждений, реализует свои поставленные цели.

В отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, которые отвечают за успешную адаптацию и совладения с жизненными трудностями, эффективное функционирование человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Для измерения «личностного в личности» Леонтьев Д.А. вводит понятие «личностный потенциал». Повседневный опыт даёт нам представление об индивидуальной характеристики каждого человека, а также об определенном стержне личности. Личностный потенциал - системная организация личностных особенностей, образующих «стержень личности» и отражающих уровень личностной зрелости (Д.А. Леонтьев). По мнению, Д.А. Леонтьева, личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности. Основным фактором, влияющим на развития личностного потенциала, является самосознание в целом и отдельные его компоненты: самоотношение, самооценка, саморегуляция.

В современном обществе имеются основания полагать, что динамические особенности самосознания, структура и отношение личности к собственному «Я», оказывают регулирующее воздействие на многие аспекты поведения и деятельности человека, играя важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в кризисных ситуациях, во включенности субъекта в процессы саморазвития и самовоспитания (Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Осницкий А.К., Пантелеев С.Р., Слободчиков В.И., Столин В.В., и др.). Становление устойчивого самосознания, стабильного образа «Я» в подростковом и юношеском возрасте связано, в первую очередь, с перестройкой системы отношений человека к себе и к значимым другим, что выражается в качественных изменениях самоотношения (Брушлинский А.В. Сарджвеладзе Н.И., Рубинштейн С.Л. и др.).

Вопросу формирования личности подростков и юношей уделяется, в настоящее время, значительное внимание. Это связано с самими особенностями периода, который, во-первых, занимает промежуточное положение между детством и взрослостью, во-вторых, отличается противоречивостью и неоднозначностью поведенческих проявлений. У детей в этот период жизни появляются новые интересы, рост творческой активности, но одновременно с этим происходит «дебют» акцентуаций характера и различного рода девиаций. По мнению зарубежных и отечественных психологов такое противоречие обусловлено изменениями, происходящими в психологическом мире, интенсивном личностном развитии (Э. Эриксон, И.С. Кон, В.В. Столин и др.). Именно в данные периоды проявляется сознательное Я, возникает рефлексия, внимание к собственной внутренней жизни, осознание мотивов, т.е. все то, что составляет основу целостного ядра личности.

Изложение основного материала статьи. Для выявления особенностей развития основных компонентов самосознания как фактора личностного потенциала мы применяли ряд психодиагностических методов и методик.

Использование теста Куна «Кто Я? - Двадцать высказываний» основано на убеждении о том, что ответ на поставленный вопрос напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?» испытуемые демонстрируют уровень представлений о самом себе.

Методика проводилась в два этапа:

- на первом этапе подросткам за 12 мин. предлагалось дать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?», после чего проводился подсчет полученных ответов. При этом обращается внимание на повторяющиеся ответы (например - я не красивая, у меня большой нос, я себе не нравлюсь и т.п.), в том случае, если таковые имелись, они засчитывались как один.

- на втором этапе испытуемые оценивали выделенные качества с точки зрения их привлекательности/непривлекательности для себя лично. При этом знак «+» ставился, если эта характеристика нравится; знак «-» - если характеристика не нравится; знак «0» - если нравится и не нравится одновременно и знак «?» - если на сегодняшний день нет определенной оценки рассматриваемого ответа.

На основании анализа полученных данных нами было выделено четыре группы испытуемых, в зависимости от уровня развития когнитивного компонента самосознания: Первая группа (14,7%) - дети с очень низким уровнем развития когнитивного компонента самосознания. Они указывают три и менее ответа на вопрос «Кто Я?», либо указывают повторяющиеся ответы в разных вариациях. Кроме того, приступая к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.