Научная статья на тему 'Психологические детерминанты личностного самоопределения студентов вуза'

Психологические детерминанты личностного самоопределения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОРРЕЛЯЦИЯ / SELF-RELATION / GLOBAL SELF-RELATION / SELF-DETERMINATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / CORRELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петухова Лариса Петровна, Елисеева Елена Владимировна, Савин Александр Владиславович

В работе представлены результаты исследования особенностей личностного самоопределения студентов вуза. Авторами показано, что становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития молодого человека: социокультурных условий жизни, психологических особенностей юношей и девушек, особенностей отношения молодых людей к себе, к собственной деятельности, поведению и взаимодействию с другими. Результаты эмпирического исследования позволили установить значимую корреляцию между характеристики личностного самоопределения в юношеском возрасте и отдельными компонентами самоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петухова Лариса Петровна, Елисеева Елена Владимировна, Савин Александр Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMI-NANTS OF PERSONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVER-SITY STUDENTS

The paper presents the results of a study of the features of personal self-determination of University students. The authors show that the formation of personal self-determination is the result of a complex interaction of external and internal factors of human development: socio-cultural conditions of life, psychological characteristics of boys and girls, especially the attitude of young people to themselves, to their own activities, behavior and interaction with others. The results of empirical research allowed establishing a significant correlation between the characteristics of personal self-determination in adolescence and the components of self-attitude

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты личностного самоопределения студентов вуза»

17. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

18. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2016. - № 2. - С. 8-15.

20. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

21. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.

23. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014

24. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

25. Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Применение бригадных форм работы тренеров в управлении многолетней спортивной подготовкой учащихся детско-юношеских спортивных школ: монография. - Чебоксары, 2014.

26. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2.

- С. 46.

27. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов: монография. - Чебоксары, 2014.

28. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 4. - С. 100-105.

29. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

30. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

Психология

УДК 159.922

кандидат педагогических наук, доцент Петухова Лариса Петровна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, профессор Елисеева Елена Владимировна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, доцент Савин Александр Владиславович

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Аннотация. В работе представлены результаты исследования особенностей личностного самоопределения студентов вуза.

Авторами показано, что становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития молодого человека: социокультурных условий жизни, психологических особенностей юношей и девушек, особенностей отношения молодых людей к себе, к собственной деятельности, поведению и взаимодействию с другими.

Результаты эмпирического исследования позволили установить значимую корреляцию между характеристики личностного самоопределения в юношеском возрасте и отдельными компонентами самоотношения.

Ключевые слова: самоотношение, глобальное самоотношение, самоопределение, личностное самоопределение, корреляция.

Annotation. The paper presents the results of a study of the features of personal self-determination of University students.

The authors show that the formation of personal self-determination is the result of a complex interaction of external and internal factors of human development: socio-cultural conditions of life, psychological characteristics of

boys and girls, especially the attitude of young people to themselves, to their own activities, behavior and interaction with others.

The results of empirical research allowed establishing a significant correlation between the characteristics of personal self-determination in adolescence and the components of self-attitude

Keywords: self-relation, global self-relation, self-determination, personal self-determination, correlation.

Введение. Юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становления психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества.

Личностное самоопределением является основным новообразованием юношеского возраста, оно определяет все другие виды самоопределения.

Становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно, в первую очередь, отнести социокультурные условия жизни, которые, переплетаясь с психологическими особенностями юношей и девушек (мотивами, интересами, опытом и др.), проявляются в особенностях их отношения к себе, к собственной деятельности, в поведении и взаимодействии с другими. Новый характер самоопределения, который формируется в юности, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнедеятельность.

Изложение основного материала статьи. Необходимо отметить, что в современной науке понятие «самоопределение» рассматривается в контексте психологического и социологического подходов. Сторонником психологического подхода выступает С.Л. Рубинштейн. В своих научных работах он рассматривает самоопределение, как самодетерминацию: «...всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [7, С. 3591.

Формирование самоопределения заключается в преломлении внешних причин через внутренние пнричины. Вся суть человеческого существования, по мнению С.Л. Рубинштейна, заключается в том, что сознание человека и его действия помогают соотнести самоопределение с другими условиями и обстоятельствами формирования личности.

В рамках психологического подхода считаем необходимым отметить также работы В.И. Слободчикова, который рассматривает самоопределение, как аспект рефлексии человека по отношению к себе, оценивания себя и своих жизненно-ценностных ориентиров, как составляющее личностного самопределения [1].

Рассматривая понятие самоопределения в социологическом аспекте, исследователи делают акцент на том, что это - момент вхождения молодежи в определённую сферу жизни, социальные структуры, которые стабилизируют качества самой личности [1].

Проблемы самоопределения с позиции социологического подхода затрагивались А.В. Петровским, научные работы которого были направлены на изучение становления самоопределения в социуме. В результате данных исследований, автор сумел сделать выводы о том, что в подростковом и юношеском возрасте на становление самоопределения оказывают влияние в большей степени ценности, которые закладывает общество. Например, коллективистское самоопределение проявляется в особых, ситуациях группового давления, в которых это давление осуществляется наперекор принятым самой этой группой ценностями. Оно является «способом реакции на групповое давление» [6].

Подход к изучению самоопределения личности в группе был обоснован В.Ф. Сафиным и Г.Н. Никовым. По их мнению, главной особенностью человека, находящегося в обществе, является формирование коллективных и общественных ценностей. При этом на личностное самоопределение оказывают воздействия внешние факторы, которые, в свою очередь, проходят через собственные представления человека. Поэтому проблема формирования самоопределения есть не что иное, как взаимодействие индивида и общества, в котором он находится. Таким образом, на процесс формирования личностного самоопределения оказывает воздействие не только социум, но и собственная активность человека [8].

На основании изложенного выше, можно утверждать, что самоопределение личности — это динамический процесс формирования и осмысления своего «я», своих ценностей и жизненных ориентиров, позиций и мировоззрения в целом. Проблема личностного самоопределения является ключевой для становления личности.

Мы полагаем, что при рассмотрении личностного самоопределения необходимо так же сделать акцент на механизмах его формирования и становления.

В работах В.Ф. Сафина и Г.П. Никова отмечается, что в процессе становления личностного самоопределения действуют противоречия между «могу-хочу-есть-обязан». В результате этого противоречия происходит формирование такого понятия, как «я обязан это сделать, иначе не могу». Следовательно, одним из основных механизмов становления личностного самоопределения является самооценка личности [8].

По мнению А.В. Мудрика, самоопределение личности формируется с учетом накопленного и передаваемого из поколения в поколение человеческого опыта, путем подражания и подобия старшему поколению, а также идентификацию себя с другими, путем нахождения общих характеристик и свойств. Но, несмотря на это, у индивида будут складываться и свои неповторимые свойства, которые присуще только ему. Такое явление было названо персонализацией, то есть обособлением себя от других, не похожих [5].

Таким образом, идентификация и обособление также являются процессами и механизмом для формирования личного самоопределения.

Освещая проблему личного самоопределения, обратим внимание и на работы зарубежных психологов. Так, например, Э. Эриксон ввел понятие «психосоциальная идентичность», которое рассматривал в контексте самоопределения. По мнению ученого, механизмы формирования идентичности происходят по-разному, и большинство людей имеет проблемы с поиском и вырабатыванием собственной идентичности. При этом в своих работах Э. Эриксон делает акцент на ошибочном принятии своего «я» за чужое, которое в процессе может перерасти в чувство неопределённости, растерянности и сомнений [9].

В работах ряда исследователей [1], [8], [9] показано, что личностное самоопределение включает в себя деятельный и ценностно-смысловой характер. Выбор, который осуществляет человек, может длиться

непрерывно в течение всей жизни, а с другой стороны, может зависеть от неопределённого действия, в момент разрешения определённой ситуации.

Выделяя критерии личного самоопределения, Л.Н. Кузнецова берет за основу следующие: информированность, которая подразумевает собой знания о различных ориентирах и представлениях; коммуникативный критерий, куда входят умения управление конфликтами, умение выходить из них; адекватная самооценка, где индивид должен дать адекватное представление о себе и своих возможностях [4, С. 235].

Нельзя не согласиться с мнением ряда исследователей [2], [3], [4] о том, что студенческий возраст выступает сенситивным для осознания, переосмысления и выбора своих дальнейших планов на будущее. Главными новообразованиями в этом возрасте выступают: рефлексия, осознание жизненных планов, перестройка своих ориентиров, становление своей индивидуальности, установки на сознательное построение собственной жизни.

Таким образом, на основании изложенного выше, мы предположили, что на становление личностного самоопределения в юношеском возрасте оказывает влияние такая характеристика личности как самоотношение.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами проведено эмпирическое исследование на базе Брянского государственного университете имени академика И.Г. Петровского, на факультете педагогики и психологии. В исследовании приняли участие 40 студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика» в возрасте от 19 до 23 лет.

Методики исследования: тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Леонтьева Д.А; опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

В качестве методики позволяющей оценить успешность личностного самоопределения мы использовали тест смысложизненных ориентаций Леонтьева Д.А. Шкала цели в жизни - результаты по данной шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Шкала процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни, позволяет нам делать вывод о том воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Шкала результативность жизни отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Шкала локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) и шкала локус контроля-жизнь или управляемость жизни.

Анализ результатов, полученных по методики тест «Смысложизненные ориентации» показал следующее.

По шкале «Цели в жизни» у большинства испытуемых средние показатели (73%), следовательно, они еще не уверены в своих целях и своем будущем. У 6% испытуемых высокие показатели. Это характеризует не только целеустремленного человека, но и человека, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Особо следует отметить что 13 % испытуемых имеют низкие показатели. Низкие баллы по этой шкале будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. По шкале «Локус контроля - жизни» у 73 % испытуемых наблюдаются средние показатели, то есть, по их мнению, человек может контролировать свою жизнь, принимать самостоятельные решения, воплощать их в жизнь лишь отчасти. 27% испытуемых имеют высокие показатели по данной шкале, это говорит об их убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. У большинства испытуемых (80%) показатели по шкале «Локус контроля - Я» - так же средние, следовательно, большинство испытуемых еще не считают, что могут в полной мере построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле, не всегда уверены в своих возможностях контролировать события собственной жизни. 20 % испытуемых считают о себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора. По шкале «Процесс жизни» у большинства испытуемых показатели также средние (80%), это говорят о достаточной удовлетворенности студентов своей жизнью, они воспринимают ее как интересную, эмоционально насыщенную. Низкие показатели у 6 % испытуемых - они неудовлетворенны своей жизнью в настоящем, но при этом придают ей смысл воспоминая о прошлом, или строя планы на будущее. По шкале «Результативность жизни «у большинства испытуемых (80%) показатели средние, то есть, оценив пройдённый жизненный отрезок они не вполне удовлетворены полученными результатами жизни. «20 % испытуемых имеют низкие показатели - это говорит об их неудовлетворенность прожитой частью жизни.

На втором этапе исследования был нами использовался опросник В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, предназначенный для выявления уровня самоотношения испытуемого. Анализ полученных результатов показал, что у опрашиваемых студентов наиболее выражены результаты по таким шкалам, как: «глобальное самоотношение» (69,78%), «самоуважения» (52,88%), «аутосимпатии» (56,47%), «самоинтерес» (51,89%), «самопринятие (56,87%), «самопоследовательность» (54,16%), «самообвинение» (56,91%), «самоинтерес» (51,83%), «самопонимание (62,56%). Самые низкие показатели получены по таким шкалам, как «ожидаемое отношение от других» (32,16%), «самоуверенность» (47,40%), «отношение других» (47,60%).

Таким образом, в рассматриваемой экспериментальной выборке ярко выраженными являются виды самоотношения: «самопонимание» и «глобальное самоотношение». Это выражается в понимании и способности большинства студентов воспринимать, постигать и осознавать мотивы своего поведения, в умении объяснить причину воссоздаваемых действий и поступков, способности понимать природу своих подавленных желаний, намерений, проявлений чувств, движений ума. Самый низкий результат получен по шкале «ожидаемое отношение от других».

Для проверки статистической значимости выдвинутой гипотезы, о том, на становление личностного самоопределения в юношеском возрасте оказывают влияние такие характеристики личности как: самооценка, обобщенные представления об окружающем мире и самом себе, мы применили корреляционный анализ Пирсона.

В результате нами была выявлены значимые двухсторонние корреляции между показателями «цели в жизни» и «самоуверенность» (г = 0,717 0,05) - достигнутая и реализованная цель способствует повышению самоуверенность человека, а более уверенный человек в свою очередь уверенно идет к достижению

поставленной цели; «процесс жизни» и «самоуверенность» (r = 0,710, р=0,05) - уверенный в себе человек воспринимает процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенней и наполненный смыслом; «локус контроля Я» и «ожидаемое отношение от других» (r = 0,708, р=0,05) - положительное отношение других к действиям, поступкам влияет на ощущением себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Так же нами установлена корреляционная зависимость между показателями по шкале «результат жизни» и такими показателями самоотношения, как «самоинтерес» (r = 0,704, р=0,05), «самоуверенность» (r = 0,856 р=0,01), «ожидаемое отношение от других» (r = 0,822, р=0,01),«аутосимпатия» (r = 0,705, р=0,05), «самоуважение» (r = 0,684 , р=0,05), «глобальное самоотношение» ((r = 0,09, р=0,01).

По нашему мнению, это объясняется тем, что вера человека в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценка своих возможностей, умение контролировать собственную жизнь, одобрение себя в целом, позитивная самооценка, в совокупности позволяет адекватно оценивать результативность пройденного участка жизни, в полней мере ощущать её продуктивность.

Выводы. Личностное самоопределение в студенческом возрасте имеет значимую ориентацию на достижение определённого уровня социальных отношений и требований. Именно на этом жизненном этапе у человека вырабатываются собственные представления, формируется собственная позиция в обществе.

В процессе личностного самоопределения происходит обретение ценностно-смыслового единства, которое в дальнейшем будет реализовано в деятельности и поможет в построении жизненных ориентиров.

Результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы о том, что, значимой психологической детерминантой становления личностного самоопределения у студентов вуза является самоотношение.

Литература:

1. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988. - №2. - С. 19—26.

2. Елисеева Е.В., Петухова Л.П., Митюченко Л.С., Морозова С.И., Осипова Л.А. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и поведения студентов вуза в конфликтных ситуациях // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. - №.51 - 5. С. 576-584.

3. Елисеева Е.В., Вейлер В.П., Макарова Г.В., Гуляева И.В., Петухова Л.П. Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности и поведения в коллективе студентов // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал), 2016. - №3-2. - С. 295-301.

4. Куканова, Е.В. Социально-психологическая характеристика современного студента // Образование и наука, 2013. - № 8. - С. 5-6.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Электронный ресурс]. - URL: http://www.litru.ru/ (дата обращения: 11.11.2018 г.).

6. Психология: Словарь / Сост. Л.А.Карпенко / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 496 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер Ком, 1999, С. 289.

8. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения [Электронный ресурс]: URL: http://www.naukarus.com(дата обращения: 11.11.2018 г.).

9. Шульгина, Т.А. Социально-психологические условия личностного самоопределения старшеклассников [Текст] / Т.А. Шульгина. - Курск: КГУ, 2010. - 194 с.

Психология

УДК 159.96

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию понятия «тренинг». В статье представлены данные проведенного исследования влияния социально-психологического тренинга на социальную дезадаптацию подростков. Дана характеристика тренинговой группы. Сформулированы выводы о положительном влиянии тренинга на дезадаптацию подростков.

Ключевые слова: тренинг, подросток, дезадаптация, социально-психологический тренинг. Anmtation The article is devoted to the theoretical justification of the concept of "training". The article presents the data of the study of the impact of socio-psychological training on the social maladaptation of adolescents.

The characteristic of the training group is given. The conclusions about the positive impact of training on the maladaptation of adolescents are formulated.

Keywords: training, teenager, maladjustment, socio-psychological training.

Введение. Социальная ситуация в современном обществе констатирует большое возникновение психогенно обусловленных депрессивных состояний у подростков, которые чаще всего бывают причиной и в дальнейшем следствием социальной дезадаптации. В этой возрастной группе она ярко видна, так как затрагивает биологические, личностно-психологические и психопатологические стороны развития подростка.

К сожалению, проявившееся личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации подростков и повышенной криминальной их активности.

К проблеме социальной дезадаптации подростков обращались такие ученые как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, С. Раттер и другие).

Социальная дезадаптация в этом возрасте ведет к тому, что подростки в дальнейшем противопоставляют себя всему обществу и демонстрируют не желание принимать те нормы и требование, по которым живет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.