Научная статья на тему 'Содержательная характеристика методов воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни'

Содержательная характеристика методов воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / EDUCATION METHODS / THE VALUABLE RELATION / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / THE STUDYING YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дигуева Ольга Геннадьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Агеева Ульяна Павловна

В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы представлено теоретическое исследование проблемы поиска, определения и раскрытия наиболее эффективных методов воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни. Авторами статьи установлено, что воспитание ценностных отношений учащейся молодежи осуществляется на основе применения трех групп методов воспитания: 1) повседневного систематического, целенаправленного и свободного общения, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (педагогическое требование, уважение к личности ребенка, убеждение); 2) педагогического и психологического прикосновения педагога к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (обращение и самообращение к сознанию, чувству и воле); 3) детской самодеятельности (самоорганизации, саморегуляции, самообразования, самодисциплины, само-совершенствования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дигуева Ольга Геннадьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Агеева Ульяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT CHARACTERISTICS OF THE METHODS OF EDUCATION OF THE VALUE RELATION OF THE LEARNING YOUTH TO HEALTH AND HEALTHY LIFE STYLE

The theoretical research of a problem of substantial characteristic of methods of education of the valuable attitude of the studying youth towards health and a healthy lifestyle is presented in author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature. By authors of article it is established that education of the valuable relations of the studying youth is carried out on the basis of use of three groups of methods of education: 1) daily systematic, purposeful and free communication, confidential interaction in ordinary and extreme situations (the pedagogical requirement, respect for the identity of the child, belief); 2) pedagogical and psychological touch of the teacher to the identity of the child for correction of his consciousness and behavior, stimulation or slowing down of activity, the address to the personality in life situations (the address and the self-appeal to consciousness, feeling and will); 3) children's amateur performance (self-organization, self-control, self-education, self-discipline, self-improvement).

Текст научной работы на тему «Содержательная характеристика методов воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни»

Педагогика

УДК 159.913

старший преподаватель Дигуева Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Яковлева Лариса Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Агеева Ульяна Павловна

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары)

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО

ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы представлено теоретическое исследование проблемы поиска, определения и раскрытия наиболее эффективных методов воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни.

Авторами статьи установлено, что воспитание ценностных отношений учащейся молодежи осуществляется на основе применения трех групп методов воспитания: 1) повседневного систематического, целенаправленного и свободного общения, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (педагогическое требование, уважение к личности ребенка, убеждение); 2) педагогического и психологического прикосновения педагога к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (обращение и самообращение к сознанию, чувству и воле); 3) детской самодеятельности (самоорганизации, саморегуляции, самообразования, самодисциплины, само-совершенствования).

Ключевые слова: методы воспитания, ценностное отношение, здоровье, здоровый образ жизни, учащаяся молодежь.

Annotation. The theoretical research of a problem of substantial characteristic of methods of education of the valuable attitude of the studying youth towards health and a healthy lifestyle is presented in author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature.

By authors of article it is established that education of the valuable relations of the studying youth is carried out on the basis of use of three groups of methods of education: 1) daily systematic, purposeful and free communication, confidential interaction in ordinary and extreme situations (the pedagogical requirement, respect for the identity of the child, belief); 2) pedagogical and psychological touch of the teacher to the identity of the child for correction of his consciousness and behavior, stimulation or slowing down of activity, the address to the personality in life situations (the address and the self-appeal to consciousness, feeling and will); 3) children's amateur performance (self-organization, self-control, self-education, self-discipline, self-improvement).

Keywords: education methods, the valuable relation, health, a healthy lifestyle, the studying youth.

Введение. Статистические данные ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации» [2015, 2016, 2017] материалы о выполнении Федеральной программы развития образования, отчет межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения [2015], а также результаты научных исследований [1, 7] свидетельствуют о крайне низком уровне состояния здоровья детей и подростков.

В настоящее время у учащейся молодежи наблюдается тенденция снижения уровня здоровья. Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи усматривают в условиях организации учебно-воспитательного процесса, а именно в недостаточной разработанности вопросов формирования положительного ценностного отношения учащихся к своему здоровью, это приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни. В целом ряде научных исследований рассматривались вопросы создания базовых педагогических условий, способствующих решению оздоровительных задач [1, 2, 4, 7, 10, 18, 27].

В них можно выделить два подхода, первый из которых сосредоточен на поиске путей оптимизации объективных условий, способствующих реализации здорового образа жизни в различных сферах жизнедеятельности учащейся молодежи.

Второй подход сосредоточен на создании субъективных условий, обеспечивающих ценностное отношение учащейся молодежи к собственному здоровью и здоровому образу жизни [1, 7, 9, 20, 29, 30]. Это возможно через реализацию личностно ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Наряду с этим вопросы использования учебно-воспитательной деятельности в качестве основного инструмента воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни недостаточно исследованы [1, 7].

Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между практической и социальной необходимостью воспитания ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью как субъективной личностной предпосылке здорового образа жизни и недостаточной научно-методической и психолого-педагогической разработанностью вопросов педагогического управления его развитием в условиях учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности общеобразовательной школы [1, 7].

Изложение основного материала статьи. Предметом педагогической науки принято считать воспитание как педагогический процесс, направленный на формирование положительных качеств личности.

Рассуждая о смыслах воспитания, В.В. Краевский [28] выделил такие: 1) широкий социальный смысл, подразумевающий воздействие на человека всей окружающей действительности; 2) широкий педагогический смысл, подразумевающий целенаправленную деятельность, охватывающую весь учебно-воспитательный процесс; 3) узкий педагогический смысл, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная

работа; 4) еще более узкий смысл, когда решаются задачи, связанные с формированием ценностных ориентаций и ценностных отношений.

П.И. Пидкасистый [31] отмечает, что в теории и практике достаточно часто можно встретить толкование воспитания как процесса социального формирования личности. И.З. Гликман, показывая содержательную близость понятий «воспитание» и «формирование», отмечает, что если имеется в виду достижение человеком того уровня развития, при котором он становится членом общества, говорят о социализации, если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов человек обрел черты личности, то употребляет термин «формирование», если указывается влияние на систему отношений личности к окружающей среде, то понимается категория «воспитания» [31].

Таким образом, воспитание и формирование имеют синергетическую связь, основанную на педагогических принципах: целостности; субъективности; ориентации на ценности и ценностные отношения.

Целостным воспитание становится, на наш взгляд, только тогда, когда ключевым объектом внимания педагога становятся отношения.

Данное понимание термина «воспитание» позволяет представить его в виде процесса, результатом которого является формирование заданных целью воспитания определенных социальных качеств личности, в том числе ценностных ориентаций и ценностных отношений.

Эффективность формирования ценностных ориентаций и ценностных отношений учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни напрямую зависит от методов, используемых в воспитании [1, 6, 14, 15, 22, 32].

Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение), способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

С педагогической точки зрения в определении понятия «метод» мы придерживаемся определения, данного П.И. Пидкасистым [31], который практикует его как упорядоченный способ совместной деятельности (общения) учителя и учеников, позволяющий влиять на сознание, чувства и поведение последних.

При воспитании ценностных отношений учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни мы придерживаемся трех групп педагогических методов.

1. Методы повседневного систематического, целенаправленного и свободного общения, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях.

2. Методы педагогического и психологического прикосновения педагога к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях.

3. Методы детской самодеятельности.

К первой группе методов как наиболее оптимальных по достижению цели и эффективности относятся: педагогическое требование, уважение к личности ребенка, убеждение.

Каждый из перечисленных методов позволяет создать систему отношений на гуманистической основе, так как в центре внимания находится личность подростка.

Метод педагогического требования характеризуется применением способа четкого указания, алгоритмизацией деятельности. Воздействие учителя рассчитано на переход требования учителя в требование подростка к самому себе.

Метод уважения личности предполагает гуманизацию организуемого образовательного пространства. Об этом свидетельствуют характерные черты отношения преподавателя к учащимся: доброжелательность, вежливость, требовательность, искренняя заинтересованность их жизнью.

Метод убеждения характеризуется построением причинно-следственной связи явлений, обосновывающей необходимость принятия подростком соответствующего решения.

Убеждение осуществляется через последовательное применение целостной системы приемов, таких, как: обсуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика. Соответственно формами организации совместной деятельности преподавателя и учащихся, в рамках которых применяется метод убеждения, являются беседа, рассказ, дискуссия.

Убеждение, используемое в качестве метода, трансформируется в процессе взаимодействия с учащимся в убежденность, именно в этом состоит его ценность [5, 16, 17, 26].

Методы педагогического и психологического прикосновения педагога к личности подростка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в реальных жизненных ситуациях представлены тремя группами методических приемов:

•обращение и самообращение к сознанию. Формами применения этого метода являются: пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения;

•обращение к чувству заключается в воздействии на чувства человеческого достоинства подростка, его личной ответственности перед собой и окружающими его людьми. Оно реализуется в чувствах моральной неудовлетворенности своим поведением, нарушением норм поведения. Педагог обращается к совести ребенка, его достоинству, самолюбию, чести;

•обращение к воле. Это предполагает использование таких приемов, как требование, упражнение, поощрение и наказание [3, 13, 24, 25].

Методы детской самодеятельности представляют собой способы самоорганизации творческой деятельности. К группе методов детской самодеятельности относятся следующие способы: самоорганизации, саморегуляции, самообразования, самодисциплины, самосовершенствования. Об их эффективности свидетельствует внутренняя готовность подростка принимать педагогические воздействия и самостоятельно следовать им. Этот процесс был описан В.А. Сухомлинским и получил название воспитуемости [1, 7, 8, 19, 23].

Воспитуемость и сопротивляемость имеют три уровня развития:

1) пассивный; 2) активный; 3) уровень творческой деятельности (в отношении воспитуемости) или уровень негативизма поведения (в отношении сопротивляемости).

Связь между воспитуемостью и сопротивляемостью носит обратно пропорциональный характер: чем выше воспитуемость (творчески деятельная) и ниже (пассивная) сопротивляемость по отношению к

педагогическим воздействиям, тем результативнее процесс формирования положительных ценностных отношений личности к окружающей действительности [11, 12, 21].

Выводы. Таким образом, воспитание ценностного отношения учащейся молодежи к здоровью и здоровому образу жизни осуществляется на основе применения, выявленных нами наиболее эффективных методов воспитания: 1) повседневного систематического, целенаправленного и свободного общения, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (педагогическое требование, уважение к личности ребенка, убеждение); 2) педагогического и психологического прикосновения педагога к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (обращение и самообращение к сознанию, чувству и воле); 3) детской самодеятельности (самоорганизации, саморегуляции, самообразования, самодисциплины, само-совершенствования).

Эффективность применения этих методов зависит от воспитуемости учащегося: готовности к восприятию педагогического воздействия при оптимальном для данного возраста соотношения активности и устойчивости личности, обеспечивающий продвижение в его развитии за счет максимального использования педагогических условий. С другой стороны, воспитуемость, наряду с ценностными отношениями, является результатом применения методов воспитания.

Литература:

1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

7. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике. - Чебоксары, 2014.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

12. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

13. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 3.

- С. 73-78.

15. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т.6. -№ 28. - С. 119-125.

16. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

17. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

18. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2016. - № 2. - С. 8-15.

20. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

21. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.

23. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014

24. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

25. Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Применение бригадных форм работы тренеров в управлении многолетней спортивной подготовкой учащихся детско-юношеских спортивных школ: монография. - Чебоксары, 2014.

26. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2.

- С. 46.

27. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов: монография. - Чебоксары, 2014.

28. Краевский В.В. Воспитание или образование // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 5.

29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 4. - С. 100-105.

30. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

31. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 602 с.

32. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

Педагогика

УДК: 796.011.3-057.87

кандидат педагогических наук, доцент Дюкина Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Игнатьев Сергей Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены показатели физического развития студентов за четыре года обучения, выявлен уровень физической подготовленности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, студенты, тестирование.

Annotation. The article discusses the indicators of physical development of students for four years of study, revealed the level of physical fitness of students in the learning process in higher education. Keywords: physical development, physical training, physical fitness, students, testing.

Введение. Сегодня в век бурного развития нанотехнологий занятия физической культурой или спортом являются самым эффективным способом реализации физиологических потребностей организма человека, потребности в движении.

Создание благоприятных условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных задач стоящих перед государством.

Достижения науки внесли в повседневную жизнь человека вместе с современными технологиями, целый ряд неблагоприятных факторов. К ним, прежде всего, относятся гиподинамия и гипокинезия, физические и нервные перегрузки, стрессы бытового и профессионального характера. Все вышеперечисленные факторы негативно сказываются на здоровье молодых людей. У студентов наблюдается нарушение обмена веществ в организме, избыточная масса тела и т. п. Влияние негативных факторов на состояние здоровья молодого организма до такой степени велико и объемно, что внутренние защитные функции самого организма уже не в состоянии с ними справиться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.