2. Густокашина Л.А. Муниципальная методическая служба на современном этапе. Муниципальная методическая служба в условиях реализации ФГОС: поиски, находки, решения: электронный методический сборник / сост. Густокашина Л.А. - Пермь: АНО ДПО ОИПО, 2016. - с. 78
3. Жукова О.В., Соколова Л.В. Модель методического сопровождения образовательных организаций и педагогов в условиях введения ФГОС ООО посредством диссеминации инновационного педагогического опыта // Научно-практический журнал " Человеческий капитал " №4/2014, с 137- 142.
4. Методическая служба Республики Татарстан: организация, структура, перспективы. -Казань, 2015. - 171 с.
5. Нарыкова Г.В. Формы методической работы в контексте активизации самообразования педагогов / Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке» (Том 6) / под общей редакцией А.И. Вострецова - Прага: Vydavatel «Озуюеш», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. - 80с.
Педагогика
УДК 796.332.6+378.037.1
кандидат исторических наук Норден Александр Петрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доцент Асанин Владимир Юрьевич
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары); старший преподаватель Шамгуллина Гульшат Равильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В авторской статье рассматривается проблема недостаточной разработанности программного обеспечения личностно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта в процессе формирования спортивной культуры личности. В статье представлено научно-теоретическое и организационно-методическое обоснование содержания базового и вариативного компонентов личностно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта.
Ключевые слова: личностно ориентированное физическое воспитание, избранный вид спорта, спортивная культура личности, базовый и вариативный компоненты учебной программы, студенты.
Annotation. In authoring article the problem of insufficient readiness of the software of personally oriented physical training of students on the basis of the selected sport in the course of formation of sporting culture of the personality is considered. In article scientific-theoretical and organizational and methodical reasons for maintenance of basic and variable components of personally oriented physical training on the basis of the selected sport are provided.
Keywords: personally oriented physical training, the selected sport, the sporting culture of the personality, basic and variable components of the training program, students.
Введение. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования спортивной культуры студентов свидетельствует о недостаточной разработанности программного обеспечения личностно ориентированного физического воспитания студентов, что требует научно-теоретического и организационно-методического обоснования содержания базового и вариативного компонентов личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта [1, 3, 5, 10, 11, 20].
Формулировка цели статьи. Раскрыть специфические особенности построения базового и вариативного компонентов содержания учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта.
Изложение основного материала статьи. С целью формирования спортивной культуры личности в процессе личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта нами был проведен формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты 1,2-го курсов ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», которые были разделены на две учебные группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). В КГ вошли студенты физико-математического факультета, а в ЭГ студенты факультета естественнонаучного образования. Обучение студентов КГ дисциплинам физической культуры и спорта проводилось на основе рабочих программ по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту». ЭГ была скомплектована из студентов, проявивших активный интерес к одному из предлагаемых видов спорта (мини-футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика). Физическое воспитание испытуемых ЭГ проводилось на основе разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания студентов на основе углубленного изучения избранного вида спорта с учетом индивидуального своеобразия индивидуальных потребностей и мотивов учащейся молодежи.
Для решения поставленных задач, направленных на формирование спортивной культуры студентов ЭГ в процессе личностно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта нами были учтены требования федерального государственного образовательного стандарта к усвоению содержания дисциплин физической культуры и спорта для студентов вузов, обеспечивая тем самым усвоение студентами теоретических, организационно-методических и практических основ избранного вида спорта. Усвоение
базового и вариативного компонентов содержания личностно ориентированного воспитания осуществлялось в единстве и взаимосвязи между собой. При усвоении теоретического раздела учебной программы содержание базового компонента включало знания о месте, роли и значении избранного вида спорта в формировании спортивной культуры личности, с целью создания у студентов общего представления об изучаемом виде спорта [2, 8, 9, 15, 17, 18, 21, 22].
В частности, при изучении темы «Место и роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов» бакалавры изучали историю возникновения, становления и развития избранного вида спорта с учетом его оздоровительного, развивающего и воспитательного значения для различного контингента занимающихся. Изучение темы «Характеристика базовых видов спорта и современных систем физических упражнений» мы совместили с темами «Характеристика избранного вида спорта как средства физического воспитания», «Правила соревнований по избранному виду спорта», «Классификация и анализ техники и тактики избранного вида спорта». Проведенный нами педагогический эксперимент показал, что раскрытие наиболее общих закономерностей и механизмов возникновения, становления, развития и функционирования физической культуры в единстве и взаимосвязи с изучением специфики избранного вида спорта усиливало образовательный эффект и обладало рядом педагогических преимуществ. Во-первых, студенты раскрыли для себя, с одной стороны, что является общим в содержании, объединяя избранный вид спорта с другими средствами физической культуры, с другой, выделили проявление общего в частном. Во-вторых, студенты открыли для себя, в чем состоит специфичность избранного вида спорта, а в чем состоит его качественное своеобразие как вида человеческой деятельности и как средства физического воспитания. В-третьих, установление выявленной взаимосвязи позволило активизировать интерес студентов к усвоению содержанию теоретического раздела базового компонента учебной программы личностно ориентированного физического воспитания, поскольку он воспринимался студентами как взаимосвязанный с личностно значимыми знаниями об избранном виде спорта.
Изучение базового компонента организационно-методического раздела, предназначенного для обучения студентов рациональным способам организации занятий физическими упражнениями для их практического применения в процессе занятий избранным видом спорта. Рассматривая тему «Методика организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями» студенты ознакомились с основными комплексами упражнений для развития физических качеств, функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем; профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и развития телосложения, с комплексами упражнений современных оздоровительных систем. С одной стороны, овладение знаниями и умениями подбора и применения этих упражнений позволило существенно обогатить опыт самостоятельной организации занятий физическими упражнениями для решения развивающих и оздоровительных задач физического воспитания. С другой, приобретенный личностный опыт был использован студентами для рациональной организации занятий избранным видом спорта. Для закрепления полученного опыта по заданию преподавателя студенты систематически выстраивали на практике индивидуальную траекторию самостоятельных занятий избранным видом спорта. После изучения темы «Методы регулирования психоэмоционального состояния в процессе занятий физическими упражнениями», «Средства и методы мышечной релаксации» студенты выполняли практические задания по применению приемов психической саморегуляции в условиях соревновательной деятельности. В целом, как показал опыт, усвоение содержания организационно-методического раздела базового компонента тесно связывалось с практикой применения освоенных способов в организации занятий избранным видом спорта. С одной стороны, это позволило активизировать познавательный интерес студентов к занятиям избранным видом спорта. С другой, применение студентами выработанных способов способствовало совершенствованию умений и навыков их применения в спортивной деятельности [6, 7, 12, 13, 14].
Вариативный компонент организационно-методического раздела учебной программы включал в свое содержание две темы — «Основы методики судейства соревнований по избранному виду спорта» и «Основы методики обучения технике и тактике избранного вида спорта». Изучение учебного материала проводилось одновременно с обучением основам техники и тактики избранного вида спорта, с выполнением организационно-методических заданий и судейства соревнований [4]. В практическом разделе нами выделялись два взаимосвязанных направления - развитие физических качеств (физическая подготовка) и обучение основам техники и тактики избранного вида спорта (технико-тактическая подготовка). В отличие от двух предыдущих разделов учебной программы данный раздел включал дополнительно вариативный компонент. Развитие физических качеств в процессе личностно ориентированного физического воспитания осуществлялась студентами как составная часть спортивной подготовки в избранном виде спорта. Значительным преимуществом личностно ориентированного физического воспитания является направленность учебной деятельности студентов на углубленное изучение техники выполнения физических, специальных и соревновательных упражнений из арсенала избранного вида спорта, что позволило повысить эффективность их усвоения. В отличие от экспериментальной группы, в контрольной не наблюдалось положительной динамики, так как учебные достижения были менее личностно значимыми, ввиду их малой привлекательности. Чувство удовлетворенности от достигнутых результатах в овладении базовыми основами избранного вида спорта послужило мотивационным фактором, усиливающим интерес студентов к занятиям выбранным видом спорта. Во-первых, за время педагогического эксперимента студенты ЭГ четко осознавали результаты своих занятий по дисциплинам физической культуры и спорта, в отличие от студентов КГ.
Во-вторых, задача усвоения основ техники и тактики избранного вида спорта занимала в физическом воспитании студентов доминирующее место: принятие этой задачи как основной при изучении дисциплин физической культуры и спорта придавало личностный смысл в овладении содержанием теоретического и организационно-методического разделов экспериментальной учебной программы. В целом, как показал педагогический эксперимент, усвоение базовой части экспериментальной учебной программы в целом обеспечивало формирование физической культуры личности студентов, а вариативной части — формирование спортивной культуры личности студентов. Данные виды культур формировались в тесном взаимодействии между собой, поскольку общим основанием является физическая активность студентов. С одной стороны, происходило обогащение структурных компонентов физической культуры студентов новым содержанием. Обобщенное, недифференцированное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом усиливалось глубоким и устойчивым интересом к избранному виду спорта (мотивационный
компонент). Происходило развитие психических свойств личности, обусловливающих устойчивое положительное отношение к себе как субъекту спортивной деятельности (уверенность в себе), к условиям (спокойствие), к процессу и его результатам (целеустремленность и настойчивость), к спортивному стилю жизни (конативный компонент). Осуществлялось специализированное развитие физических качеств с учетом требований к их проявлению в условиях соревновательной деятельности в избранном виде спорта, повышение функциональных возможностей организма студентов (физический компонент). Теоретические, организационно-методические и практические знания, приобретаемые в процессе занятий избранным видом спорта конкретизировали общие знания в области физической культуры и спорта (информационный компонент). Студенты овладевали способами организации самостоятельных занятий избранным видом спорта, приобретали умения и навыки выполнения технико-тактических приемов (операционный компонент). В целом, занятия избранным видом спорта (вариативная часть) содействовали формированию физической культуры студентов, переводя ее на качественно новый уровень - уровень спортивной культуры личности студентов. С другой стороны, усвоение базового компонента содержания экспериментальной учебной программы создавало необходимые предпосылки для успешного освоения содержания вариативного компонента [16, 19].
Выводы. Таким образом, обобщая результаты экспериментального исследования, следует заключить, что рациональное построение содержания учебной программы обеспечивает единство и взаимосвязь усвоения базового и вариативного компонентов личностно ориентированного физического воспитания студентов на основе углубленного изучения избранного вида спорта.
Литература:
1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 4-1. - С. 76-79.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146
6. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
10. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
11. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т.6. -№ 28. - С. 119-125.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
14. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771
15. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.
16. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
17. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
18. Драндров, Г.Л. Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-8. - С. 1836-1839.
19. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
20. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
21. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
22. Фонарев Д.В. Пути преобразования муниципальной системы физического воспитания в организационно-управленческую структуру спортивно ориентированного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 19-22.
Педагогика
УДК 371
доктор философских наук, профессор кафедры эстетики философского факультета Оганов Арнольд Арамович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (г. Москва), заведующий кафедрой философии и культурологии Высшее театральное училище (институт) имени Щепкина М. С. (г. Москва); доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии образования Хангельдиева Ирина Георгиевна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (г. Москва)
ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу основных вызовов современному образованию. В ней дается характеристика особенностей развития современного общества, которое характеризуется высокой степенью изменчивости, ускоренным развитием социальных процессов. Этим обусловлена востребованность образования нового типа с высоким уровнем мотивации, неординарности форм и методов подготовки представителей новых поколений, базирующееся на их психологических особенностях и достижениях информационных и цифровых технологий, учитывающее потребности современной цивилизации в когнитивной гибкости и креативности.
Ключевые слова: постиндустриализм, образование, цифровая эпоха, социальная нестабильность, социальная неопределенность и социальная непредсказуемость, нелинейное развитие, поколения миллениалов и центениалов, образование как ценность, образование как технология.
Аииогагюи. The article is devoted to the identification and analysis of the main challenges to modern education. It describes characteristics of the development of modern society, which is characterized by a high degree of variability, accelerated development of social processes. This is the reason for the demand for a new type of education with a high level of motivation, originality of forms and methods of training representatives of new generations, based on their psychological characteristics and advances in information and digital technologies, taking into account the needs of modern civilization in cognitive flexibility and creativity.
Keywords: post-industrialism, education, digital age, social instability, social uncertainty and social unpredictability, non-linear development, millenial and centenarian generations, education as value, education as technology.
Образования - лекарство от «болезни перемен» Э. Тоффлер
Введение. Основные вызовы современному образованию были обусловлены ускоренением постиндустриализма во второй половине ХХ века. Некоторые из западных исследователей, таких как Э. Тоффлер и Д. Белл к 70-м гг. прошлого столетия высказали ряд гипотез, предсказывающих вектор социального развития. Известно, что Д. Белл в книге «The Coming of Post'Industrial Society» («Грядущее постиндустриальное общество») разделил развитие человечества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. В силу общественных потребностей ведущую роль в постиндустриальном обществе приобретают наука, а, следовательно, и образование.
Книга о постиндустриальном обществе Д. Белла была высоко оценена не только современниками, но и представителями последующих поколений. М. Кастальс 33 как исследователь уже информационно-сетевого общества о ней отозвался именно так. «Это одна из самых плодовитых работ за последние 50 лет... и за следующие 50 лет». Сам автор о книге писал, что она посвящена социальному прогнозированию. Успех Д. Белла на этом поприще очевиден, так как постиндустриальное общество стало реальностью, а ключевые тенденции и особенности его развития, о которых было заявлено впервые, практически в полном объеме воплотились в жизнь. В 80-х гг. ХХ века концепция постиндустриального общества дополнилась теорией «информационного общества» Е. Масуда, Дж. Нейсбита и других. К концу прошлого столетия информационное общество стало особой формой актуализации постиндустриализма.
Еще одной знаковой работой, связанной с осмыслением развития эпохи постиндустриализма является книга Э. Тоффлера «Футорошок», в которой был дан прогноз перемен в обществе последней трети ХХ века. Самыми главными автор считал конец постоянства, эскалацию ускорения, конфликт между скоростью протекания биологических, психических и социальных процессов.
Общеизвестно, что на период развития постиндустриального общества пришлось сразу два кардинальных научно-технических преобразования: информационная и цифровая революции. Именно в это время происходит превращение науки в непосредственную производительную силу, на чем настаивал К. Маркс за долго до возникновения постиндустриального общества и о чем свидетельствует современное
33 См. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.