5. Петрунина М. А. Формирование социальной активности обучающихся: учебное пособие / М. А. Петрунина; Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 56
6. Попова В. И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология»: учебное пособие / В.И. Попова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 136 с.
7. Попова, В. И. Поликультурная составляющая элективного курса «Регионоведение» для старшеклассников / В. И. Попова // Русский язык в национальной школе. 2009. № 2. С. 25—29.
8. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности магистра в образовательном пространстве: учебное пособие / В. И. Попова; Мин-во образования и науки РФ; Оренб. гос. пед. ун-т. -Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 75 с.
9. Попова В. И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты. -Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В, И. Попова. - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. - С. 7- 19.
10. Щуркова Н. Е. Педагогика высокого полета / под ред. проф. Н. Е. Щурковой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 128 с.
11. Якимов П. А. Поликультурная деятельность школьника как социально-педагогический феномен. -Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / составит. и науч. ред. проф. В.И. Попова; Оренб. гос. пед.ун-т. - 2-е изд., переработ. и доп. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2013. С. 198-223.
Педагогика
УДК 796.332.6+378.037.1
кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат биологических наук Файзрахманов Ильнар Илдарович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Кильнесов Вячеслав Михайлович Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары)
СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема недостаточной разработанности содержания учебной деятельности студентов, занимающихся спортом, что обусловливает необходимость разработки содержательного обеспечения спортивно ориентированной учебной деятельности нацеленной на формирование спортивной культуры личности. Раскрываются дидактические особенности содержания спортивно ориентированной учебной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности.
Ключевые слова: учебная деятельность, спортивно ориентированное физическое воспитание, избранный вид спорта, спортивная культура личности.
Annotation. In article the problem of insufficient readiness of content of educational activity is considered that causes need of development of substantial ensuring educational activity in the course of formation of sports culture of students. In article didactic features of content of educational activity of students in the course of formation of sports culture of the personality are revealed.
Keywords: educational activity, the focused physical training, the chosen sport, the sports culture of the personality.
Введение. В настоящее время приоритетным вектором развития физического воспитания студентов является его спортивно ориентированная направленность, связанная с поиском инновационных форм, средств и методов учебной деятельности, обеспечивающих эффективность спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности.
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования спортивной культуры студентов свидетельствует о недостаточной разработанности содержания учебной деятельности, что обусловливает необходимость разработки программного обеспечения содержания спортивной ориентированной учебной деятельности в процессе формирования спортивной культуры студентов [10, 14, 19, 21].
Формулировка цели статьи. Выявить дидактические особенности содержания спортивно ориентированной учебной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности.
Изложение основного материала статьи. С целью формирования спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта нами была разработана и экспериментально обоснована учебная программа спортивно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта. Для усвоения содержания учебной программы спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта нами применялись три вида учебно-познавательной деятельности, связанных между собой общей направленностью на формирование спортивной культуры: 1) учебная деятельность; 2) учебно-тренировочная деятельность; 3) соревновательная деятельность. Данные виды деятельности различались между собой по составляющим их содержание действиям (структурным элементам) и решаемым с их помощью педагогическим задачам. Каждый вид учебно-познавательной деятельности осуществлялся с учетом
значимости его результатов для других видов деятельности [3, 7, 8, 20]. Ведущая системообразующая роль в структуре учебно-познавательной деятельности принадлежит учебной деятельности, направленной на вооружение студентов теоретическими, организационными и методическими знаниями и способами организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, необходимыми для успешного выполнения учебно-тренировочной деятельности (развитие физических качеств, функциональных возможностей организма, овладение технико-тактическими приемами из арсенала избранного вида спорта) и участия в соревнованиях по избранному виду спорта. С другой стороны, в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности осуществлялась актуализация, уточнение и закрепление усвоенных знаний и организационно-методических умений.
Учебная деятельность в процессе спортивно ориентированного физического воспитания была направлена на обучение студентов теоретическим и организационно-методическим и практическим знаниям, составляющим содержание базового и вариативного компонентов учебной программы. Усвоение студентами этих знаний обеспечивало формирование информационного компонента спортивной культуры [18, 22].
В качестве средства организации учебной деятельности нами применялись репродуктивные и проблемные задания. Репродуктивные задания были направлены на усвоение: транслируемых преподавателем или содержащихся в учебно-методической литературе знаний о физической культуре как социокультурном феномене и избранном виде спорте, о теоретико-методических основах применения физических упражнений и упражнений из арсенала избранного вида спорта в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов. Часть учебного материала, содержащего знания об основных понятиях, характеризующих предмет обучения (физическая культура и избранный вид спорта), и знания о технологии обучения данному предмету были представлены нами в виде системы теоретических и методических учебных проблем. При разработке содержания данных видов учебных проблем учитывался системный характер отражаемых в теоретических и методических знаниях объектов и явлений, связанных с физической культурой и избранным видом спорта. Они обладают системной организацией и характеризуются качественным своеобразием цели, содержания, внутренней структуры, внешних связей, закономерностей функционирования и развития, поэтому мы стремились формулировать учебные проблемы таким образом, чтобы их решение позволяло студентам открыть для себя знания о характерных особенностях избранного вида спорта.
С учетом характерных особенностей содержания учебной деятельности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания нами были сформулированы пять групп учебных проблем. Первая группа проблем связана с открытием и усвоением знаний о целевом назначении системы в рамках более широкой системы, элементом которой она выступает (Например: обоснуйте место, роль и значение избранного вида спорта в системе физического воспитания студентов). Решение второй группы проблем вооружало студентов знаниями о сущности изучаемого понятия. Усвоение знаний позволяло выделить, с одной стороны, связь изучаемого понятия с более широкими по содержанию понятиями «физическая культура», «спорт», обеспечивая выделение их родовых признаков (Например: обоснуйте, почему данный вид физических упражнений можно рассматривать как элемент физической культуры или как элемент избранного вида спорта); с другой, определить его качественное своеобразие, установить видовые отличия (Например: выделите существенные признаки, по которым избранный вид спорта отличается от других видов). Третья группа учебных проблем нацеливала студентов на открытие и систематизацию содержания изучаемого понятия по различным критериям, выделение в нем необходимого и достаточного количества структурных элементов (Например: определите, по каким критериям и показателям можно систематизировать содержание техники избранного вида спорта. Выделите его структурные элементы в соответствии с этими критериями). Четвертая группа проблем содержала знания о характере взаимосвязей между отдельными структурными элементами вида спорта (Например: охарактеризуйте все возможные виды связей между содержанием соревновательной деятельности и правилами соревнований в избранном виде спорта). Пятая группа проблем содержала знания о закономерностях развития системы в связи с изменениями ее места и роли в рамках более общей системы и изменениями собственного внутреннего содержания и характера внутреннего функционирования (Например: выделите внешние и внутренние факторы по отношению к избранному виду спорта, от которых зависит его возникновение, состояние и дальнейшее развитие).
Вторым направлением учебной деятельности являлось обучение способам организации занятий физическими упражнениями и избранным видом спорта на уровне обобщенных умений и навыков, обеспечивающих формирование операционного компонента спортивной культуры студентов.
В качестве средств решения этой задачи применялись репродуктивные и проблемные задания. Репродуктивные задания предполагали воспроизведение изучаемых способов организации по усвоенному алгоритму (Например: определите уровень физической работоспособности и физического развития студентов с учетом нормативных требований). Проблемные задания были личностно ориентированными: в основу их содержания были положены проблемные ситуации, отражающие осознаваемые студентами (с помощью преподавателя) противоречия между актуальным уровнем развития спортивной культуры и личностно принятыми целями ее дальнейшего совершенствования (Например: разработайте комплекс упражнений для коррекции нарушений осанки. Оцените функциональные возможности своего организма и разработайте план самостоятельных занятий для их развития) [2, 15, 16].
Проблемные задания подразделялись, в свою очередь, на задания, требующие: во-первых, оптимизации предлагаемых преподавателем способов решения личностно значимой для студентов проблемы, сформулированной совместно с преподавателем; во-вторых, самостоятельного поиска способов решения выделяемых студентами личностно значимых проблем.
Учебная деятельность студентов в обоих рассмотренных выше направлениях осуществлялась в зависимости от степени сложности учебного материала на основе основных методов — информационно-рецептивный, репродуктивный и эвристический методы [1, 12, 17]. С помощью информационно-рецептивного метода через учебные действия восприятия, осмысления, запоминания и воспроизведения учебной информации, сообщаемой преподавателем, осуществлялось усвоение теоретических и организационно-методических знаний. Применение информационно-рецептивного и репродуктивного методов обеспечивало усвоение знаний и способов деятельности на уровне применения их в стандартных и в вариативных ситуациях. Репродуктивный метод применялся при выполнении репродуктивных
организационно-методических практических заданий, при выполнении которых студенты ориентировались на имеющиеся в методической литературе и излагаемые преподавателем образцы деятельности. Данный метод обеспечивал овладение студентами умениями и навыками организации спортивной деятельности, связанной с избранным видом спорта [4, 5, 6].
Эвристический метод применялся при организации учебной деятельности студентов по решению личностно значимых организационно-методических проблемных заданий. Преподаватель формулировал совместно со студентом личностно значимую для него проблему в виде эвристических вопросов и направлял учебную деятельность на их решение. Сложные вопросы разрешались самим преподавателем, ответы на относительно легкие вопросы студенты искали самостоятельно с помощью преподавателя путем разложения проблемы на ряд более простых вопросов или при помощи подсказок, определяющих направление поиска или ошибочность принятого решения.
Учебная деятельность осуществлялась с применением фронтальной и групповой форм организации обучения, самостоятельной работы и соответствующих им видов занятий. Фронтальная форма применялась для организации учебной деятельности студентов, направленной на усвоение теоретических и организационно-методических знаний, входящих в содержание базового компонента учебной программы. Данная форма реализовывалась на лекционных занятиях в рамках информационно-рецептивного метода. Групповая форма обеспечивала усвоение организационно-методических знаний и умений, относящихся к вариативному компоненту учебной программы. Предлагаемая форма применялась на организационно-методических занятиях. Эти занятия проводились с использованием информационно-рецептивного (сообщение новых организационно-методических знаний), репродуктивного (выполнение репродуктивных организационно-методических заданий) и эвристического (формулирование и решение личностно значимых проблемных заданий совместно с преподавателем) методов. Самостоятельная работа осуществлялась в рамках информационно-рецептивного метода обучения и была направлена на восприятие, осмысление и запоминание теоретических знаний через работу с источниками информации (рекомендуемая преподавателем учебно-методическая литература, информационные ресурсы глобальной сети Internet). Вторым направлением самостоятельной работы являлось выполнение репродуктивных и проблемных организационно-методических заданий, сформулированных преподавателем. Третьим направлением выступало написание реферата, связанного с обобщением и систематизацией имеющихся в литературе знаний по отдельным аспектам избранного вида спорта с последующей его защитой в рамках итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура».
Выводы. Таким образом, обобщая результаты исследования, следует заключить, что выявленные дидактические особенности содержания учебной деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания обеспечивают формирование информационного и операционного компонентов спортивной культуры студентов.
Литература:
1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146
6. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016.-№ 4. - С. 186.
11. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
13. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т.6. -№ 28. - С. 119-125.
14. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771
15. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.
16. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
17. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
18. Драндров, Г.Л. Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-8. - С. 1836-1839.
19. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
20. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
21. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
22. Фонарев Д.В. Пути преобразования муниципальной системы физического воспитания в организационно-управленческую структуру спортивно ориентированного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 19-22.
Педагогика
УДК: 378.2
доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск) аспирантка Риве Юлия Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ «ЖИВОГО ЗНАНИЯ» СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрывается проблема профессиональной подготовки специалистов в высшей школе через «живое знание». Одним из путей является актуализация витагенного опыта обучающихся на основе сотрудничества преподавателей и студентов в образовательном процессе. «Живое знание» является основой развития интереса к научному знанию. А сам преподаватель является носителем «живого знания» в системе профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, витагенный опыт, «живое знание». Annotation: The article reveals the problem of professional training of specialists in higher education through "living knowledge". One of the ways is the actualization of the vital experience of students on the basis of cooperation between teachers and students in the educational process. "Living knowledge" is the basis for the development of interest in scientific knowledge. And the teacher himself is the bearer of "living knowledge" in the system of professional training of students.
Keywords: vocational training, vital experience, "living knowledge".
Введение. Современный процесс профессиональной подготовки предполагает личностную вовлеченность студента в образовательный процесс. Реальный процесс профессионального становления богаче заданных нормативов. Поэтому перед вузовскими преподавателями стоит проблема выбора и воплощения их в «живые человеческие мысли и эмоции». Главным в перспективе развития образования должно стать «живое знание». Мысли о сущности и важности развития «живого знания» мы находим в трудах М.М. Бахтина, В.П. Зинченко, Д. А. Леонтьева, С.Л. Франка и др. Характерными особенностями «живого знания» выступают:
- слияние значения и личностного аффективно окрашенного смысла в нем;
- совокупность разных знаний (знания до знания, знания как таковое, знание о знании -отрефлексированные знания, знания о незнании);
- «живое знание» - источник саморазвития, ибо человек узнает себя в нем;
- оно целостно, что проявляется непосредственно в мироощущении, самочувствии, интуиции, последнее характеризуется непосредственным чувством уверенности в достигнутом результате;
- при всей своей неизмеримости и концептуальной неопределенности оно есть «жизнь, истина, путь»;
- оно не может быть усвоено в процессе образования, «живое знание» должно быть «построено»;
- «это встречный текст» [1], продукт сотрудничества преподавателя и студента.
Последняя особенность позволяет нам определить технологическую основу развития «живого знания». Важную роль в ней призвано сыграть педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентом. При этом следует заметить, что суть его должна выражаться не столько в передаче информации, сколько в обмене жизненным опытом. Мы считаем, что это позволит обеспечить педагогическому взаимодействию ценностный характер.