Педагогика
УДК 796.332.6+378.037.1
кандидат биологических наук, доцент Миннахметова Лариса Тагировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук Мартынова Анна Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (г. Омск)
СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ
МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема недостаточной разработанности теоретического обоснования содержания творческой педагогической деятельности учителя физической культуры в процессе формирования спортивной культуры учащейся молодежи. Авторами рассматриваются два вида творческой педагогической деятельности: научное педагогическое творчество и профессиональное педагогическое творчество учителя. Необходимость выделения и рассмотрения педагогического творчества учителя физической культуры обусловлена спецификой решаемых педагогических задач и особенностями содержания процесса обучения избранному виду спорта.
Ключевые слова: творчество, творческая педагогическая деятельность, учитель физической культуры, спортивная культура личности.
Annotation. In article the problem of insufficient readiness of theoretical justification of content of creative pedagogical activity of the teacher of physical culture in the course of formation of sports culture of the studying youth is considered. Two types of creative pedagogical activity are considered by authors: scientific pedagogical works and professional pedagogical works of the teacher. Need of allocation and consideration of pedagogical works of the teacher of physical culture is caused by specifics of solvable pedagogical tasks and features of content of process of training in the chosen sport.
Keywords: creativity, creative pedagogical activities, teacher of physical culture, sporting culture of the personality.
Введение. На современном этапе развития системы среднего образования учителю физической культуры необходимо постоянно развивать свой творческий потенциал с целью достижения высокого уровня развития профессиональной культуры. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования творческой педагогической деятельности учителя физической культуры в процессе формирования спортивной культуры учащейся молодежи свидетельствует о недостаточной разработанности содержательного обеспечения развития креативных способностей будущих учителей физической культуры. Современные философские и психологические представления о роли и месте творчества в человеческой деятельности являются исходным основанием для рассмотрения сущности педагогического творчества [2, 8, 19, 20].
Актуальность теоретического исследования обусловлена наличием объективного противоречия, с одной стороны, между социальной необходимостью формирования готовности учителя физической культуры к творческой педагогической деятельности в процессе формирования спортивной культуры учащейся молодежи, с другой, отсутствием знаний о сущности и содержании качественной специфики содержания творческой педагогической деятельности учителя [10, 11].
Изложение основного материала статьи. Исходя из анализа творческой педагогической деятельности учителя физической культуры выделяется два вида педагогического творчества: научное педагогическое творчество и профессиональное педагогическое творчество в процессе практического решения педагогических задач. Выделение двух видов педагогического творчества: научного и профессионального, основано на качественных различиях в личностном смысле творческой деятельности и особенностях решаемых творческих задач. В научном педагогическом творчестве в роли субъектом деятельности выступает ученый-исследователь, активность которого направлена на решение познавательных теоретических задач. Непосредственный личностный смысл его деятельности состоит в создании объективно нового продукта - теоретического знания, социально значимого для решения педагогических задач. В профессиональном педагогическом творчестве субъектом деятельности является учитель, а его творческая активность связана с постановкой и решением педагогических задач, связанных с формированием спортивной культуры личности ученика [1, 12, 13].
Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик считают, что эвристическим ядром педагогического процесса является педагогическая задача, поэтому в педагогической деятельности элементы творчества актуализируются в связи с постоянной нацеленностью учителя на поиск оптимальных в данных условиях решений. Большинство современных исследователей в спортивно-педагогической сфере видят специфичность педагогического творчества в своеобразии деятельности учителя и своеобразии ее результата - развивающейся, формирующейся спортивной культуре личности ученика. С одной стороны, сущность педагогического творчества состоит в создании новых способов воздействия на учащихся, с другой, творческая деятельность учителя характеризуется неповторимостью ее продукта - сформированной личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия.
Как полагает В.И. Загвязинский, качественное своеобразие педагогического творчества проявляется: 1) в условиях ограниченности времени и способностью к принятию правильных решений; 2) в способности учителя к творчеству; 3) в результатах - компетенции в творчестве учеников и уровне развития креативного компонента спортивной культуры личности.
Под спортивной культурой мы понимаем часть культуры общества, совокупность материальных и духовных ценностей личности, социальной группы и общества в целом, направленных на физическое
совершенствование в процессе спортивной деятельности [6, 7, 14].
Деятельность учителя направлена на решение конкретных задач развития, обучения, воспитания и совершенствования личности учащихся. Качественное своеобразие педагогических задач определяет специфические особенности творческой деятельности учителя, как в отношении отбора содержания, так и в отношении способов осуществления учебного процесса. В связи с этим выдвигается положение о необходимости выделения различных видов педагогического творчества для более полного содержательного их понимания и решения вопросов их развития в ходе профессионально-педагогической подготовки. Одной из основных дидактических задач, решаемых учителем физической культуры, является обучение двигательным действиям. Необходимость выделения и исследования творческого обучения двигательным действиям, как самостоятельного вида педагогического творчества, не сводимого к творчеству в сфере воспитания или оздоровления учащихся, обусловлены спецификой задач обучения, определяющих качественное своеобразие деятельности учителя физической культуры [16, 18].
Значительные межиндивидуальные различия в исходном уровне готовности учащихся к овладению двигательными действиями, чрезвычайная вариативность условий обучения (спортивный инвентарь и оборудование, место занятия, погодные условия), разнообразие физических упражнений, нацеленность на достижение максимально высоких результатов обучения для успешности соревновательной деятельности и многое другое обуславливают значимость творческого подхода учителя физической культуры к решению педагогических задач. Становится очевидным, что современная профессиональная подготовка должна быть нацелена на формирование готовности самостоятельно на основе приобретенных знаний и умений разрабатывать и реализовывать технологии обучения конкретным двигательным действиям [9, 21]. Проблема качественного своеобразия и природы данного вида творческой деятельности является на сегодняшний день малоисследованной. Существование противоречия между необходимостью подготовки учителя физической культуры к творческому обучению двигательным действиям и отсутствием научно обоснованных знаний о сущности и содержании этого вида педагогического творчества указывает на актуальность и практическую значимость исследований, направленных на его разрешение. При рассмотрении содержания педагогического творчества необходимо исходить из функционального сходства процессов обучения с процессами управления, отмечаемого многими авторами. Наиболее адекватным творческой педагогической деятельности является подход к определению технологии управления, при которой цикл управления разбивается на ряд относительно самостоятельных видов деятельности, сменяющих друг друга в строгой последовательности [3, 17, 22].
На основе анализа и обобщения публикаций, посвященных вопросам определения основных функций управления, В.А. Якунин приходит к выводу, что управление в педагогических системах включает в себя последовательные и взаимосвязанные этапы, полный состав которых образует единый управленческий цикл: цель, информация, прогнозирование, принятие решения, организация исполнения, коммуникация, контроль и коррекция. Завершение одного цикла является началом нового, и таким образом обеспечивается управляемость образовательного процесса [4, 5, 15].
A.М. Матюшкин в структуре решения педагогической проблемной задачи выделяет этапы: порождения проблемы; поиска возможных решений; принятия и изложения решения; оценки решения; корректировки решения в ходе реализации задачи.
М.И. Махмутов считает, что алгоритм решения проблемы включает такие шаги, как: создание проблемных ситуаций; анализ проблемной ситуации; осознание сущности затруднения; постановка проблемы; словесная формулировка проблемы; выдвижение, предложение и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы и решение проблемы; проверка решения проблемы; повторение и анализ процесса решения.
B.И. Загвязинский отмечает, что процесс педагогического творчества включает стадию проектирования и стадию воплощения намеченного.
Сравнивая подходы авторов к раскрытию содержания процесса педагогического творчества можно отметить различия, с одной стороны, в количестве выделяемых этапов (стадий, функциональных звеньев), с другой, в качественном содержательном наполнении каждого из этих этапов, если М.А Матюшкин рассматривает порождение проблемы в качестве одного из этапов, то М.И. Махмутов разделяет процесс рождения проблемы на пять этапов.
Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования сущности и содержания творческой педагогической деятельности учителя физической культуры в процессе формирования спортивной культуры учащейся молодежи следует заключить, что:
• под творчеством понимается деятельность человека, порождающая качественно новое явление, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью;
• творческая деятельность раскрывается в отношении способов и результатов организации различных видов учебно-познавательной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности;
• педагогическое творчество является одним из видов творческой деятельности. С учетом личностного смысла деятельности и особенностей творческих задач (теоретических или практических) различаются научное педагогическое творчество и профессиональное педагогическое творчество;
• целью, содержанием и результатом творческой педагогической деятельности является создание нового как в виде достигнутого уровня развития спортивной культуры личности ученика, так и в виде нестандартных способов педагогического воздействия. Педагогическое творчество осуществляется в специфических условиях физкультурно-спортивной деятельности, в которых необходимо принимать оперативные, гибкие и оригинальные решения;
• необходимость выделения и рассмотрения педагогического творчества учителя физической культуры обусловлена спецификой решаемых посредством его педагогических задач и исходя из этих задач особенностями содержания и процесса обучения;
• анализируя и обобщая содержательные характеристики процесса творчества, можно выделить ряд этапов, которые в своей совокупности составляют необходимое и достаточное количество функциональных звеньев, обеспечивающих успешное решение творческой задачи, к ним относятся: 1) этап выявления и выделения проблемы; 2) этап анализа объективных и субъективных условий; 3) этап выдвижения гипотез и прогнозирования их эффективности; 4) этап целеполагания, принятия решения; 5) этап планирования; 6) этап практического воплощения результатов планирования; 7) этап контрольно-корректировочных действий;
• одним из условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи является творческая деятельность учителя физической культуры.
Литература:
1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
4. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов ИЛ. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146
8. Бурцев В.А., Драндров ГЛ., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова H.H. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016.-№ 4. - С. 186.
13. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентации студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
16. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева E.H., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин P.C., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова C.B. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.
17. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.
18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
19. Драндров ГЛ., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
21. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
22. Чапурин М.Н., Симязева E.H., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК: 378.037.1:378.14
кандидат педагогических наук, профессор Миронова Светлана Петровна
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Актуальность исследования вытекает из необходимости обеспечения поступления нужной информации для эффективного осуществления основных функций управления физическим воспитанием в вузе. Решение этих задач детерминировано не просто с модернизацией процесса обучения, но, в первую очередь, с инновационными преобразованиями, связанными с использованием информационных технологий.
Ключевые слова: прямая и обратная связь в управлении, социологическое сопровождение процесса физического воспитания, информационные технологии.
Annotation. The relevance of a research follows from need of ensuring receipt of the necessary information for effective implementation of the main functions of management of physical training in higher education institution. The solution of these tasks is determined not just with training process modernization, but, first of all, with the innovative transformations connected with use of information technologies.
Keywords: straight line and feedback in management, sociological maintenance of process of physical training, information technologies.
Введение. Поведение человека обусловлено информацией [6, с. 203], поэтому понятие «информация» играет большую роль в работах в рамках теории управления. Обмен информацией необходим при реализации любой из функций управления.
В соответствии с общей теорией управления взаимоотношения между управляющей и управляемой системами строятся по законам прямой и обратной связи. Прямая связь в управлении физическим воспитанием представляет собой процесс распространения информационно-аналитических материалов и управленческих документов, исходящих от директора института, заведующего кафедрой физического воспитания и преподавателей в направлении самих преподавателей и студентов, с применением информационных технологий. Прямая информация - это управленческие решения, информационно-аналитические материалы, циркулирующие от директора института, заведующего кафедрой физического воспитания к преподавателям и от преподавателей физической культуры к студентам.
В процессе управления субъекты управления (преподаватели и студенты) не являются пассивными, а активно участвуют в функционировании и развитии системы управления. Обратная связь - процесс получения информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения фактического состояния с плановым. Принцип обратной связи заключается в том, что управление может осуществляться только в том случае, если управляющая система будет получать информацию об эффекте, достигнутом тем или иным действием управляющей системы, о достижении или недостижении запланированного результата [5, с. 75].
Основные направления оптимизации обратной связи в управлении физическим воспитанием состоят в повышении качества информации, которая должна обладать следующими характеристиками:
• достоверность и надежность - данные должны отражать реальный уровень физической подготовленности студентов;
• экономичность - безбумажный характер, обеспечивающий высокую скорость обмена данными, хранение большого объема информации, минимальные материальные, временные и кадровые затраты при обработке;
• концентрированность и обработанность - информация должна содержать необходимые и достаточные для эффективной осуществления управления сведения;
• высокая скорость сбора, обработки и передачи, определяющаяся временем, необходимым для анализа;
• своевременность;
• адресность - по типу пользователей информация разделяется на а) информацию, пользователями которой являются директор института, заведующий кафедрой физического воспитания и преподаватели физической культуры; средством распространения такой информации являются аналитические отчеты, методические рекомендации; б) информация, ориентированная на студентов и зафиксированная в журнале, рейтинг-листах, графиках динамики рейтинговых баллов и т.д.;
• наглядность, удобство для восприятия способа и формы передачи, представленность в виде таблиц, графиков, схем и т.д.;
• многократность, продолжительность использования.
Таким образом, система обратной связи в управлении в системе образования - подсистема управления, обеспечивающая циркулирование информации от одних субъектов управления к другим и наоборот, позволяющая руководителю скорректировать деятельность [2, с. 436], а также сведения о реализации цели управления и полученных результатах.
Изложение основного материала статьи. Субъекты управления (студенты) и объект управления (образовательный процесс по физической культуре) являются источником обратной реакции, выявить и проанализировать которую возможно только на основе мониторинга состояния физического развития студентов, чтобы обеспечить поступление нужной информации для обеспечения эффективного осуществления основных функций управления физическим воспитанием в вузе. Необходимо определить контрольные нормативы, разработать методику снятия и анализа информации, организовать каналы коммуникации. Своевременное доведение научно обоснованной информации до субъекта управления является необходимой предпосылкой успеха управления и повышения качества принимаемых управленческих решений.
Управление предполагает наличие обратной информации - о состоянии субъектов управления, о достижении цели управления, о деятельности субъектов управления и ее результатах, о процессе управления и последствиях управляющих действий. Потребность в этом обусловлена зависимостью новых