Научная статья на тему 'Проблема социализации личности в контексте современного образования учащейся молодежи'

Проблема социализации личности в контексте современного образования учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / SOCIALIZATION / SOCIALIZATION STAGES / SOCIALIZATION FACTORS / EDUCATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норден Александр Петрович, Леженина Светлана Валерьевна, Исмагилов Камиль Рифкатович

В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование проблемы социализации личности в контексте современного образования учащейся молодежи. Авторами раскрываютсясущность и содержание понятия «соﮦциализация» как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в межличностном общении и социальной деятельности, рассматриваются этапы и факторы социализации личности в коﮦнтексте обрﮦазовательноﮦй деятельностﮦи учащейся моﮦлодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Норден Александр Петрович, Леженина Светлана Валерьевна, Исмагилов Камиль Рифкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATION OF STUDENTING YOUTH

In author's aﮦrticle on tﮦhe basis oﮦf the analysﮦis and geneﮦralization oﮦf modern scﮦientific aﮦnd methodicﮦal and psycﮦhology and pedﮦagogical lﮦiterature tﮦhe theoretﮦical reseaﮦrch of a pﮦroblem of socﮦialization oﮦf the persoﮦnality in tﮦhe context oﮦf modern educﮦation of tﮦhe studying youtﮦh is conducted. Autﮦhors the esseﮦnce and the mﮦaintenance oﮦf the concept "socﮦialization" reveﮦal as the pﮦrocess and resuﮦlt of assiﮦmilation aﮦnd active repﮦroduction by tﮦhe individuﮦal of sociﮦal experieﮦnce which is cﮦarried out iﮦn interpersoﮦnal communﮦication and socﮦial activity aﮦre consideﮦred stages aﮦnd factors oﮦf socializﮦation of tﮦhe personaﮦlity in the coﮦntext of educﮦational actﮦivity of tﮦhe studying youtﮦh.

Текст научной работы на тему «Проблема социализации личности в контексте современного образования учащейся молодежи»

- положительный эмоциональный баланс самообразования.

Рассматривая педагогическую организацию самообразования на уровне теории, нельзя не сказать и о ряде противоречий, с которыми она сталкивается.

Другим противоречием выступает низкая методическая проработанность курсов самообразования, которые сегодня, да и в последнее время вообще, предлагаются через интернет. Ранее, на начальном этапе развития дистанционных форм обучения, стояла такая же проблема, когда потребителям предлагалось огромное количество «знаний по почте», то есть разнородных учебных курсов неизвестного качества. Сегодня эта проблема перетекла в интернет и сферу e-learning, когда наряду с действительно высокопробными учебными курсами и системами предлагаются и продвигаются на бесплатной основе и широко рекламируются учебные курсы сомнительного качества, служащие прикрытием для скрытой рекламы, в том числе и с использованием так называемого «25 кадра».

Третьим противоречием выступает появление, в связи с диджитализацией общества в целом, новейших форм получения «самостоятельного» образования, в том числе «между делом». Так, сегодня приобрели большую популярность образовательные рассылки по e-mail, подкасты, специализированные гаджеты и виджеты. Образовательный компонент сегодня включает в том числе и большое количество компьютерных игр типа «Квест» или «Стратегия». Всё это, по мнению большого количества педагогов, является псевдообразованием, несмотря на то, что большинство из них содержит информацию из официальных источников - учебников по конкретным дисциплинам и научных статей.

Выводы. Итогом этапа реализации становится констатация достижения или не достижения поставленной цели. В первую очередь, закономерно, на этот вопрос учащийся отвечает для себя сам, и в то же время педагогу, как стороннему наблюдателю, некоторые аспекты могут быть видны существенно более ярко. Именно поэтому по завершению курса самообразования или большого этапа данного курса обязательным является проведение беседы с учащимся, в которой преподаватель как сторонний наблюдатель подводит текущие или окончательные итоги самообразования учащегося, имея задачу не просто констатировать достижение им или не достижение поставленной цели, но и выявления позитивных и негативных сторон его деятельности, его успехов и провалов, что более важно попытаться определить причины такого положения и наметить пути преодоления проблем.

Литература:

1. Коблов Ф.Ч. К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 189-191.

2. Коркмазов А.В. Понятие и представление о «смысле» как о фундаментальной составляющей характеристики личности. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 54-55.

3. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 18-20.

4. Нагоева М.А. Самообразование курсантов в вузах системы МВД РФ. // В сборнике: Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2019. С. 25-28.

5. Нагоева М.А. Самоподготовка важнейший компонент работы преподавателя. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 203-205.

6. Сурцев А.В. Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 263-266.

7. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.

Педагогика

УДК 378.172-057.8

кандидат исторических наук Норден Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат медицинских наук, доцент Леженина Светлана Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образовании «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Исмагилов Камиль Рифкатович

Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Казань)

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической и психолого-педагогической литературы проведено теоретическое исследование проблемы социализации личности в контексте современного образования учащейся молодежи. Авторами раскрываютсясущность и содержание понятия «социализация» как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в межличностном общении и социальной деятельности, рассматриваются этапы и факторы социализации личности в контексте образовательной деятельности учащейся молодежи.

Ключевые слова: социализация, этапы социализации, факторы социализации, образование, личность. Annotation. In author's article on the basis of the analysis and generalization of modern scientific and methodical and psychology and pedagogical literature the theoretical research of a problem of socialization of the personality in the context of modern education of the studying youth is conducted. Authors the essence and the maintenance of the concept "socialization" reveal as the process and result of assimilation and active reproduction by the individual of social experience which is carried out in interpersonal communication and social activity are considered stages and factors of socialization of the personality in the context of educational activity of the studying youth.

Keywords: socialization, socialization stages, socialization factors, education, personality.

Введение. Рассматривая учебный процесс как один из факторов социального развития учащейся молодежи, необходимо остановиться на сущности понятий, характеризующих процесс взаимодействия индивида и социальной общности. Для социального развития индивида наиболее значимыми характеристиками являются совместная деятельность членов социума и его развивающая функция. Социальное качество индивида возникает в результате взаимодействия людей и обуславливается различием их места и роли в определенных общественных сообществах.

Изложение основного материала статьи. Принадлежность личности к определенному сообществу обуславливает отношение индивидов и групп индивидов к общественным процессам и явлениям. В этом контексте можно говорить о таком термине, как «социальность», например, «социальность современного образования». Исследователи Е. Хан и Г. Хуманс выделяют ряд признаков принадлежности индивидов к определенной группе: территориальная общность, производственная принадлежность, дружба, этнический признак, возраст. Э.В. Тадевосян считает социальную группу основной формой взаимодействия людей, направленной на удовлетворение потребностей индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. По утверждению Р. Мертона, члены социальной группы идентифицируют себя с ней и признаются другими членами группы [15, 26, 27]. Любая социальная группа всегда социально стратифицирована. На уровне микросоциума социальную стратификацию (социальный страт) можно трактовать как объединение индивидов сходного социального статуса (социальный статус в социальной психологии рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений, определяющее права, обязанности и привилегии человека) [10, 16]. Именно социальный статус является важнейшим условием социализации личности как стихийного процесса усвоения социальных отношений, норм и правил поведения.

Проблема взаимосвязи индивида и общества, поиск путей формирования личности остаются актуальными на протяжении последних столетий. В этом смысле, идеи социализации не являются новыми, хотя сам термин «социализация» введен в оборот сравнительно недавно французским социологом Э. Дюркгеймом [5, 8]. По определению А. Г. Андреевой [12], социализация является ведущей целью социально-педагогической работы. Социализация - усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. А.В. Мудрик определяет социализацию как процесс, который способствует встраиванию человека в общество [11, 17]. С.С. Гиль акцентирует педагогический аспект социализации как условие эффективной адаптации детей, подростков и молодежи к конкретным социальным условиям, средам, микрогруппам, ситуациям [1, 31]. Другими авторами социализация трактуется как двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им системы социальных связей и отношений, в которых он развивается, с другой [2, 14]. Среди трактовок социализации заслуживают внимания следующие. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [4, 20]. Социализация - процесс превращения индивида в человека современного общества, для которого характерно принятие и исследование его ценностей, норм культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в различных социальных взаимодействиях [9]. Социализация - влияние среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [33].

В настоящее время проблемы социализации личности изучаются в пределах своей специфики разными науками. Философы вкладывают в это понятие более общее содержание и рассматривают социализацию как процесс социального формирования человека в филогенезе. В процессе социализации выделяются ее этапы (адаптационный и интеграционный), а также факторы (средовой, семейный, институциональный, этнокультурный, психологический) [32]. В качестве условий социализации выделяют политико-экономические, культурные, духовные, виктимологические [32]. Кратко остановимся на этих характеристиках социализации. Процесс адаптации характеризуется приспособлением индивида к среде, группе, конкретным жизненным условиям. На этом этапе индивид усваивает нормы и правила, принятые в данной среде, группе, а также осваивает способы поведения, принятые в данной социальной среде. Адаптация играет значимую роль в процессе социализации, однако сводить процесс социализации к социальной адаптации означало бы сужение рамок понятия «социализация». Второй этап указанного процесса - этап интеграции, характеризующийся переводом внешнего восприятия мира во внутреннее качество личности, называется интериоризацией. На этом этапе индивид формулирует и принимает систему ценностей, моральные нормы и правила, мотивы поведенческой деятельности, социальные ориентиры. Алгоритм социализации можно представить как последовательную смену этапов адаптации (узнавания, приспособления, осознания, усвоения) и интериоризации (присвоения). Для лучшего понимания процесса социализации имеет смысл кратко охарактеризовать средовые и институциональный факторы социализации как наиболее значимые для исследования. Социальная среда окружает человека с момента рождения и включает в себя общественные, материальные и духовные условия существования человека. Социальная среда характеризуется «степенью благополучия» [22, 34]. А.К. Лукина дает следующее развернутое определение понятия «социальная среда» - многомерное, иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие компоненты: физический мир и природно-географические условия; систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство», или «набор возможных и доступных «деятельностей»; условия непосредственной жизнедеятельности и хронотоп как субъективную пространственно-временную организацию, обеспечивающую процесс настройки контуров внутреннего психического регулирования [6, 24]. Психологический подход к анализу средового фактора заключается в определении референтной для данного индивида социальной микросреды, так как этап социальной интеграции успешно протекает только в референтной (значимой) социальной микросреде. Данное положение имеет для исследования определяющее значение. Одной из социальных сред, окружающих человека, является образовательная среда. Следовательно, в образовательной среде процесс социальной интеграции будет протекать успешно в том случае, если данная среда будет референтной для индивида.

Социализация индивида происходит в определенных условиях, которые являются существенным компонентом комплекса объектов, из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления. Социальные условия - это условия, обеспечивающие существование социальных явлений [19, 29].

Условия могут способствовать или препятствовать процессу социализации. Социальные условия образовательной среды характеризуются тем, что они специально проектируются педагогами и предусматривают набор обстоятельств, необходимых для эффективной социализации индивида. Однако следует отметить, что в традиционной (нормативной) образовательной среде набор обстоятельств (норм и правил общения и поведения, набор социальных ролей) ограничен и не отражает всего многообразия социальных связей и отношений. В то же время образовательная среда позволяет педагогу проектировать и конструировать такие виды деятельности, в процессе освоения которых учащиеся выходят на новый уровень социального взаимодействия, осваивают новые социальные роли. Немаловажными обстоятельствами, оказывающими влияние на процесс социализации, являются факторы социализации. Фактор есть данность, которую человек не может изменить. Под социальным фактором понимается социальные явление, влияющее на жизнедеятельность отдельных социальных групп (уровень благосостояния населения, отношение к образованию, отношение к ребенку в семье) [18]. Рассмотрим еще один фактор социализации - институциональный фактор. Образовательные и воспитательные институты, которыми являются: школа, детско-юношеские центры, клубы по интересам, призваны создавать условия для эффективной интериоризации интеллектуальных и духовных ценностей новыми поколениями (В.С. Шеметов, Р.П. Жданов) [18, 32]. Таким образом, образование выступает в качестве важного фактора социализации, а проблема социализации также является педагогической проблемой. Как отмечал Я.И. Гилинский, «школа - это первый институт социализации, специально созданный обществом именно для этой цели» [3]. Роль образовательной организации как одного из институтов социализации в современных условиях существенно возрастает в связи с усилением процессов гуманизации и демократизации образования.

Образование как единый процесс обучения и воспитания представляет собой не что иное, как фактор и средство социализации. Стремясь подчеркнуть эту миссию образования, Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский определяют образование как «процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной социализации человека» [7, 25]. Необходимо отметить, что в последнее десятилетие появилось немало новых условий и факторов, оказывающих не столько позитивное, сколько негативное влияние на процесс социализации. Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на процесс социализации, стал значительный разрыв в материальном благополучии учащихся. В обеспеченных семьях дети погружаются в виртуальные компьютерные миры, они меньше общаются вне школы, неохотно участвуют в различных мероприятиях. С другой стороны, дети из семей с небольшим достатком организуются в группы с антисоциальной направленностью. Поэтому для школы актуальна проблема поисков новых форм организации социального взаимодействия учащихся, способствующая их социальному развитию [13].

В этом контексте Н.Ф. Голованова определяет педагогическую проблему процесса социализации, утверждая, что педагогика должна выявить: «структуру социализации, ее взаимосвязи с воспитанием и самовоспитанием личности; пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения; педагогические условия, которые помогают ребенку познавать социальную действительность и проявлять первые признаки социальной активности» [21, 23]. В настоящее время процесс социализации для педагогики приобретает особое значение в связи с изменением представлений о целях и задачах образования. Новое понимание целей образования все более адекватно современной трактовке задач социализации. Современное образование рассматривается прежде всего как процесс освоения социального опыта, как умение решать значимые жизненные проблемы. Акцент образования переносится на общий уровень социального развития учащихся, а не на умение решать формальные учебные задачи [28, 30].

Выводы. Таким образом, развитие личности в процессе традиционного обучения происходит в спроектированной и организованной педагогами социальной среде, как в рамках учебного процесса, так и внеурочной деятельности. Процесс социального развития заключается в изменении социальной структуры личности учащегося, появлению устойчивых психических новообразований в социальной структуре и социальной динамике личности старшеклассника. Социальное развитие учащейся молодежи определяется педагогическими условиями, обеспечивающими проектирование обстоятельств, которые позволяют личности включаться в систему социальных ролей, содержащую в себе культурные значения и символы. Каждая социальная роль предполагает освоение индивидом специфической, имманентно присущей данной роли, деятельности, что в конечном итоге обеспечивает процесс идентификации роли.

Литература:

1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007

2. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-21. - С. 4750-4754.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного

ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-2. - С. 369-373.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2 (30). - С. 139-146.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.

19. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

20. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

21. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.

22. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.

23. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

24. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.

25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.

26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008.- № 6. - С. 16-18.

27. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.

28. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.

29. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.

30. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

31. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

32. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.

33. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.

34. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК:371; 371.14; 37.018.43

доктор педагогических наук, доцент Нугуманова Людмила Николаевна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Шайхутдинова Галия Айратовна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань); кандидат педагогических наук Яковенко Татьяна Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань)

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье авторы представляют опыт Института развития образования Республики Татарстан по реализации современной модели наставничества в условиях повышения квалификации работников образования. Модель реализуется и поддерживается через серию проектов: «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия», «УЧИТЕЛЬ 2.0», медиапроекты - печатный журнал «Актуальная педагогика», электронный журнал «Современное образование: актуальные вопросы и инновации», печатная серия брошюр «Традиции и инновации». Каждый проект нацелен на выявление, внедрение и популяризацию лучших наставнических практик, которые можно реализовать в современном образовательном пространстве.

Ключевые слова: наставничество, модель, система повышения квалификации, педагогические и руководящие работники, проект.

Annotation. In the article the authors present the experience of the Institute of education development of the Republic of Tatarstan on the implementation of the modern model of mentoring in the conditions of advanced training of education workers. The model is implemented and supported through a series of projects: "Regional system of organization of mentoring of pedagogical and managerial personnel on the basis of network interaction", "TEACHER 2.0", media projects - printed magazine "Actual pedagogy", electronic magazine "Modern education: topical issues and innovations", printed series of brochures "Traditions and innovations". Each project is aimed at identifying, implementing and promoting the best mentoring practices that can be implemented in the modern educational space.

Keywords: mentoring, model, system of professional development, pedagogical and managerial workers, project.

Введение. Ориентация на будущее образования является основным залогом успешного развития нашей страны. Именно поэтому первой национальной целью в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» объявлено «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поставленные цели заставляют нас взглянуть на привычное по-новому. Повышение квалификации мы рассматриваем сегодня как систему взаимодополняющих мероприятий (курсов, конференций, форумов, семинаров, консультаций, участия в сетевых профессиональных сообществах и ассоциациях и др.), направленных на непрерывное профессиональное развитие учителя.

Учитель - ключевая фигура в системе образования, и его деятельность в условиях стремительно развивающегося общества и перехода на более высокую экономическую ступень достаточно быстро трансформируется, что требует выделения комплекса новых компетенций в связи цифровизацией образования, проблемами инклюзивного образования, работы с одаренными детьми.

Факт значительного расширения компетенций, ожидаемых от педработников, обуславливает возникновение у педагогов ряда трудностей:

подача учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами,

обеспечение продуктивного взаимодействия с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничество с родителями,

улучшение широко распространенных педагогических методик, разработка передовых приемов работы,

проектирование программ коррекционной деятельности для участников образовательного процесса, внедрение педагогических и технологических инноваций в учебно-воспитательный процесс. В настоящее время имеется много различных форм, программ и т.д. для решения вышеназванных трудностей, нами предлагается новый формат ликвидации профессиональных дефицитов — наставничество.

Изложение основного материала статьи. Наставничество - эффективная модель профессионального развития педагога, один из самых наименее затратных способов обучения педагогов на местах. [5] Мы считаем, что наставничество - это также эффективная форма обучения молодых учителей, способствующая их быстрому "вхождению" в профессию.

Хорошо известно, что традиционно сегодня используются следующие формы обучения преподавателей: очное повышение квалификации; обучение без отрыва от основной работы; научно-исследовательская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.