7. Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями) [Электронный ресурс1 // Медицинская психология в России. 2011. № 6 (11). URL: http://mprj .ru/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer26.php
8. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
Психология
УДК 378.172-057.8
кандидат педагогических наук, доцент Мугаллимова Надежда Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат биологических наук, доцент Симзяева Елена Николаевна Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Шашкин Николай Геннадьевич Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары)
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Аннотация. В авторской статье на основе анализа и обобщения современной научно-методической литературы проведено теоретическое исследование психолого-педагогической проблемы социального развития старшеклассников. Авторами раскрываютсясущность и содержание понятия «социальное развитие старшеклассника», под которым понимается сложный процесс формирования качественных новообразований в социальной структуре личности, имеющий определенные хронологические границы, выраженный в форме социальной активности и проявляющийся в способности старшеклассника к сознательному рефлексивному проектированию собственной жизни.
Ключевые слова: социальное развитие личности, старшеклассники, структура личности, уровень социального развития.
Annotation. The author's article based on the analysis and generalization of modern scientific and methodological literature conducted a theoretical study of the psychological and pedagogical problems of the social development of high school students. The authors reveal the essence and content of the concept of "social development of a high school student", which refers to the complex process of formation of high-quality neoplasms in the social structure of a person, which has certain chronological boundaries, expressed in the form of social activity and manifested in the high school student's ability to consciously reflexively design his own life.
Keywords: social development of a person, senior pupils, personality structure, level of social development.
Введение. Одним из важнейших вопросов в теории социализации является вопрос об активности личности в процессе социализации. В научной литературе распространено представление о социализации как о процессе приспособления личности к социальной среде, подчинении индивида требованиям общества, принятии господствующих социальных ценностей [18, 22]. В процессе социального становления личность не остается пассивным объектом социального воздействия, а активно воздействует на разные стороны социальных отношений, поэтому правомерно перенести акцент проблемы «социальное развитие личности» с понятия «социальное» на понятие «развитие» [15].
Изложение основного материала статьи. Социальное развитие связано с индивидуальным развитием организма человека, хотя данная взаимосвязь носит больше характер корреляции, чем прямой зависимости. Американский психолог Дж. Левинджер выделила в теоретической психологии пять моделей индивидуального развития [6]. Первая модель предполагает, что хотя темпы развития разных индивидов неодинаковы, вследствие чего они достигают зрелости в разном возрасте (принцип гетерохронности), конечный результат и критерии зрелости для всех одни и те же. Вторая модель исходит из того, что период роста и развития жестко ограничен календарным возрастом: упущенное в детстве позже наверстать невозможно, и свойства взрослого человека можно предсказать уже в детстве. Третья модель исходит из того, что такой прогноз невозможен. Индивид, отставший на одной фазе развития, может в дальнейшем вырваться вперед. Четвертая модель указывает, что развитие направлено не только в интериндивидуальном, но и в интраиндивидуальном смысле: разные подсистемы организма и личности достигают пика своего развития не одновременно. Поэтому ребенок в одних случаях может отставать от взрослого, а в других превосходить его. Пятая модель исходит из того, что каждая фаза индивидуального развития имеет свои внутренние противоречия, способы, разрешение которых предопределяют задачи и возможности следующего этапа [10, 28]. В целом можно сказать, что понятие развитие применяется для обозначения процессов совершенствования, усложнения, улучшения. Понятие социальное развитие в социально-философском плане применяется для обозначения процессов социального изменения и содержит некоторую оценку этого изменения, а также характеризует его направленность [11, 32]. Проведенный анализ психолого-педагогической проблемы социального развития личности в его социальном, педагогическом и философском значении позволяет перейти к определению понятия социальное развитие старшеклассника. В данном случае предметом изучения становится не абстрактная личность, а ученик, т. е. «человек в учебной среде». Ученика можно характеризовать через частные определения: как человека, индивида, индивидуальность и личность. Учащийся старших классов проявляет себя как личность-индивид (модальная личность), деятельность которой обусловлена социально-ролевым поведением. При этом личность ученика характеризуют социально-типические качества, свойственные индивиду данной социальной общности в типичных ситуациях социального взаимодействия (социальные позиции, роли,
нормативные ожидания). Учащийся как модальная личность взаимодействует с социумом как на «внешнем» так и на «внутреннем» уровне. Внешняя соотнесенность выражается в системе социальных статусов (объективного положения в обществе) и моделей ролевого поведения. Внутренний уровень представлен совокупностью диспозиций (субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий [3, 8, 17]. Социальные статусы выражают «объективные позиции учащегося в социальном сообществе или пространстве, диспозиции - субъективные позиции. Диспозиции могут соответствовать или не соответствовать социальному статусу. Связующим звеном между ними выступают элементы внешней и внутренней активности. Внешняя активность обуславливает статусные позиции (потребности, интересы, ценности). Внутренняя активность обуславливается ценностными ориентациями, мотивами, целевыми установками. Такая внешняя и внутренняя соотнесенность, выступающая, с одной стороны, в объективном плане как система статусов и ролей, а с другой - в субъективном плане как система диспозиций и ролевых ожиданий, позволяет говорить о социальной структуре личности [1, 5, 30]. Статус или позиция старшеклассника понимается как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определяется как «динамический аспект статуса» [1, 20]. Роль приводит в действие и подтверждает статус личности. Система социальных ролей характеризуется такими чертами, как эмоциональность, способ получения (предписание или достижение), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация. На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции (субъективные позиции) [9, 25]. Основу диспозиции составляет жизненная позиция личности - устойчивая направленность на жизненно важные для данной личности ценности. Под диспозицией понимается готовность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности, а также определенное поведение в этих условиях [12, 23, 31].
В целом, характеризуя социальное развитие старшеклассника, следует учитывать следующие положения: развитие - это процесс социального изменения, содержащий некоторую оценку этого изменения, а также характер его направленности [14, 29]; процесс социального развития старшеклассников имеет определенные хронологические границы, в пределах которых фиксируется уровень и качество социально-сформировавшейся личности, можно говорить об относительности конечного результата [13].
Исходя из того, что словосочетание «социальное развитие старшеклассника» достаточно редко трактуется в современной научной педагогической литературе, нами была предпринята попытка уточнения этого понятия. Проведенный анализ научной литературы позволил нам предложить определение социального развития старшеклассников как сложный процесс формирования качественных новообразований в социальной структуре личности, имеющий определенные хронологические границы, выраженный в форме социальной активности и проявляющийся в способности старшеклассника к сознательному рефлексивному проектированию собственной жизни. Социальное развитие старшеклассника связано с умением осуществлять успешную жизнедеятельность в образовательной социальной среде при чередовании ролей и занимаемого им статуса [16, 19, 33].
Фундаментальная структура личности включает функционально связанные компоненты, необходимые и достаточные для осуществления полноценной деятельности. И. С. Кон использует для описания структуры личности, следующие понятия: социальная позиция (место индивида в системе социальных отношений), социальная роль как социальная функция индивида, социальные интересы (единство выражения внутренней, т. е. деятельностной сущ-ности и отражения объективного мира) и ценностные ориентации [2, 21].
Социальная структура включает и социальные отношения, возникающие в момент вхождения индивида в различные социальные среды. Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом. Социальный статус отражает «внешнюю» соотнесенность как объективное положение человека в обществе. Социальному статусу соответствуют модели ролевого поведения, являющиеся динамической стороной статуса. «Внутренняя» соотнесенность выражается совокупностью диспозиций и ролевых ожиданий [4, 26, 34].
Социальная структура старшеклассника выступает в объективном плане как система статусов и ролей, в субъективном плане как система диспозиций и ролевых ожиданий. Связующим элементом между объективной и субъективной позицией старшеклассника выступает внешняя активность, в основе которой лежат интересы, потребности, ценности, которые обеспечивают статусные позиции, а с другой стороны, ценностные ориентации, мотивы, цели, определяющие диспозиции. Внешние и внутренние отношения структуры личности в ее взаимодействии с социумом являются той константой, которая позволяет отслеживать динамику изменения социальной структуры личности, ее социального развития [7, 24, 27]. Соотнося данные положения теории с понятием «социальное развитие учащегося», остановимся на основных моментах, характеризующих процесс социального развития старшеклассников.
Выводы. Обобщая результаты теоретического исследования, следует заключить, что:
1. Учащийся старших классов - индивид в особой социальной среде (образовательной), которая представляет систему влияний и условий для формирования личности по заданному образцу. Данная среда может быть охарактеризована как стабильная и непротиворечивая в плане предъявляемых индивиду требований освоить нормативные социальные роли. В то же время для отдельного индивида ввиду несформированных диспозиций она может оказаться противоречивой, поскольку у старшеклассника отсутствует готовность выполнять требования, регулирующие социальные взаимоотношения, принятые в данной среде. Такая ситуация приводит к отторжению старшеклассника от сообщества, в котором он находится, способствует его маргинализации.
2. Социальное развитие старшеклассника как модальной личности, происходит в деятельности, обусловленной освоением социально-ролевого поведения, характерного для данной среды, посредством как собственной активности, так и внешнего влияния (родителей, учителей и пр.).
3. Социальное развитие старшеклассника предполагает, что, помимо основной социальной роли учащийся, в образовательной среде возможно освоение и других социальных ролей. Набор таких ролей зависит от типа образовательного учреждения, форм и методов организации образовательного процесса. Чем больше социальных ролей освоит старшеклассник, тем больший социальный опыт, понимаемый как умение социального взаимодействия в разных социальных сообществах, он приобретет.
4. Для социального развития старшеклассника важно считаться с тем, что каждому социальному статусу соответствует определенная роль. Ученик старших классов может освоить несколько ролей и
подтвердить свой статус, а может не освоить ни одной роли. Тогда статус «учащийся» он будет носить формально. Другие же социальные статусы, если для их возникновения отсутствуют условия в образовательном процессе, будут осваиваться стихийно либо вовсе не будут освоены.
5. Освоение старшеклассником диспозиции высокого уровня позволяет ему адаптироваться к разнообразным социальным общностям (от микро до макросоциума).
6. Освоение рефлексивных механизмов: рефлексивной абстракции и пропозициональных операций, определение стратегии и модели жизни, оформление границ Я в Я-концепции и др. позволяют старшекласснику целостно оформить свое Я.
7. Способность старшеклассников к сознательному проектированию собственной жизни свидетельствует о том, что ученик становится субъектом жизненных стратегий как социально развитый индивид.
8. Социальное развитие старшеклассников может быть оценено интегральным показателем, который представляет собой сочетание социально-психологических свойств личности, характеризующих выпускника школы как субъекта собственной жизнедеятельности.
Таким образом, под социальным развитием старшеклассников мы понимаем сложный процесс формирования качественных новообразований в социальной структуре личности, имеющий определенные хронологические границы, выраженный в форме социальной активности и проявляющийся в способности старшеклассника к сознательному рефлексивному проектированию собственной жизни и экстраполяции собственного социального опыта на освоение новых жизненных ситуаций.
Литература:
1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007
2. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-21. - С. 4750-4754.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-2. - С. 369-373.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2 (30). - С. 139-146.
18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
19. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
20. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
21. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.
22. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.
23. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
24. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.
25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.
26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008.- № 6. - С. 16-18.
27. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
28. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.
29. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
30. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
31. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
32. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
33. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
34. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Психология
УДК: 316.6
кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова" (г. Якутск); студентка 3 курса Лис Ярослава Олеговна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова" (г. Якутск)
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «тревожность» как индивидуальная психологическая особенность личности. Определяются причины и последствия высокого уровня тревожности в подростковом возрасте. Представлены результаты диагностического эксперимента, проведенного среди учащихся среднего звена МБОУ «Ивановская СОШ» Селемджинского района Амурской области.
Ключевые слова: тревожность, личность, педагог-психолог, подросток, обучающийся. Annotation. The article reviews the concept of "anxiety" as an individual psychological feature of a personality, determines causes and consequences of high levels of anxiety in adolescence. The article also presents the results of a diagnostic experiment conducted among middle-level students of Ivanovo Middle School, Selemdzhinsky District, Amur region.