7. Островерхова Т.А. Педагогизация образовательной среды технического вуза как условие подготовки будущих инженеров к профессиональному взаимодействию [Текст] / Т.А. Островерхова // Психологические и педагогические науки. - №4. - 2012. - С. 203-207.
8. Репринцев, А.В. Учитель и культура: тенденции и проблемы взаимодействия [Текст] / А.В. Репринцев // Картина мира и способы ее репрезентации: сб. науч. докл. / ИНО-Центр, Воронеж. гос. ун-т. конф. «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование», 21-24 апреля 2003 г.; Курск. -Воронеж: ВГУ, 2003. - С. 273-284.
9. Тойнби А.Дж. Постижение истории [Текст] / М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
10. Шамсутдинова Д.В. Педагогический потенциал социально-культурного пространства в системе профилактики и коррекции девиантного поведения [Электронный ресурс] / Д.В. Шамсутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - вып. 3-1. - С. 78-82 ttps://socionet.ru/d/spz:cyberleninka: 11117:14657026/
11. Фахрутдинова Р.А., Фахрутдинов Р.Р. Система педагогического обеспечения социального становления личности школьников // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств № 3. - 2013. - Казань, С. 128-132
12. https://www.psyoffice.ru/6-1010-pedagogizacija-sredy.htm (дата обращения 2.08.2018 г.)
Педагогика
УДК 316.614:378
кандидат педагогических наук, профессор Болтиков Юрий Васильевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Рукавишников Денис Анатольевич Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары); старший преподаватель Шамгуллина Гульшат Равильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В авторской статье проведено теоретическое исследование социального развития личности в условиях образовательной среды на основе анализа и обобщения современной педагогической литературы. Авторами выявлены ведущие характеристики модели социального развития личности на основе анализа опыта освоения учащимися учебной деятельности: создание ситуаций осмысления старшеклассниками социальных последствий осуществления личностью деятельности; собственного социально-ролевого поведения. Авторами установлено, что одним из непременных педагогических условий, обеспечивающих функционирование модели, выступает условие гуманизации образовательной среды учебной деятельности.
Ключевые слова: моделирование, социальное развитие личности, образовательная среда, педагогическая среда.
Annotation. In author's article the theoretical research of aspects of modeling of social personal development in the educational environment on the basis of the analysis and generalization of modern pedagogical literature is conducted. Authors revealed the leading characteristics of model of social personal development on the basis of the analysis of experience of development by pupils of educational activity: creation of situations of judgment by seniors of social consequences of implementation by the identity of activity; own social and role behavior. By authors it is established that the condition of a humanization of the educational environment acts as one of the indispensable pedagogical conditions providing functioning of model.
Keywords: modeling, social personal development, educational environment, pedagogical environment.
Введение. Развитие личности в процессе традиционного обучения происходит в спроектированной и организованной педагогами социальной среде, как в рамках учебного процесса, так и внеурочной деятельности. Процесс социального развития заключается в изменении социальной структуры личности учащегося, появлению устойчивых психических новообразований в социальной структуре и социальной динамике личности старшеклассника [5, 8].
Изложение основного материала статьи. Социальное развитие старшеклассников осуществляется при определенных педагогических условиях. Для обоснования правильности выделения этих педагогических условий остановимся на трактовке понятия «условие». Условие как философская категория выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как внешнее предмету многообразие окружающего мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условия составляют ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются [14, 27, 28].
Рассмотрим, как трактуется понятие «модель» и «моделирование» в методологии научных исследований в педагогике. Проблемам моделирования и применением моделей посвящена обширная литература. Как правило, под «моделью» подразумевают условный образ какого-либо объекта, процесса или явления, созданного по аналогии с этим объектом и являющимся его заместителем. Соответственно «модель» выступает как результат воспроизведения объекта. В то же время функции, выполняемые воспроизведением объекта, могут быть различными. В одном случае мы можем использовать практические свойства воспроизводимого объекта (прикладная функция). В другом случае объект, являющийся результатом воспроизведения, используется в процессе обучения (демонстрационная функция). Модель может использоваться и в исследовательских целях для получения нового знания о воспроизводимом объекте. Именно в этом случае термин «модель» имеет непосредственное отношение к моделированию как методу научного познания. Моделирование тесно связано с процессами абстрагирования и идеализации.
Модель воспроизводит структуру оригинала, отвлекаясь при этом от несущественных черт. Модель аналогична, но не тождественна оригиналу [2, 10]. Следовательно, при моделировании создается объект, на котором исследуемые свойства оригинала могут быть изучены проще, чем при непосредственном рассмотрении на оригинале. Модель является результатом теоретического обобщения практического опыта. Моделирование дает возможность, абстрагируясь от частностей и деталей, представлять процессы и связи, лежащие, согласно предположению, в основе тех или иных явлений. К.А. Романова определяет моделирование как «метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная или искусственная система (квазиобъект), находящаяся в объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом объекте» [4]. М.В. Кларин рассматривает модель обучения как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса. Опираясь на приведенные трактовки понятий «модель» и «моделирование» в соответствии с исходными гипотезами, обоснуем построение идеальной модели школьного обучения, обладающего необходимыми условиями, способствующими социальному развитию учащихся. Метод моделирования позволяет вести исследование не с «чистого листа», а отталкиваться от реально существующих объектов, явлений. Модель позволяет сравнивать то, что уже существует, с тем, что предполагается создать. В этой связи следует отметить, что способность модели быть основой для целенаправленных поисков рассматривается как важный критерий ее эффективности [7, 17, 18]. Модели, применяемые в педагогике, делятся на две основные группы: к первой относятся все предметные, материальные модели, представляющие собой имитацию структуры или функции оригинала, которые могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Вторую группу образуют модели, непосредственно органами чувств не воспринимаемые. Выявление ведущих характеристик модели социального развития старшеклассников решалось на основе анализа опыта освоения учащимися учебной деятельности: создание ситуаций осмысления старшеклассниками социальных последствий осуществления личностью деятельности; собственного социально-ролевого поведения - служило важным ориентиром при создании и апробации соответствующих моделей. Одним из непременных педагогических условий, обеспечивающих функционирование модели, выступает условие гуманизации образовательной среды [1, 15, 29]. К гуманизации образовательной среды существует ряд подходов: педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика, педоцентристская дидактика; модель адаптивной школы. В модели нами реализована концепция педагогики сотрудничества, в основе которой лежит гуманистическая идея развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов деятельности [13, 21]. Гуманизация образовательной среды позволяет формировать у ребенка положительную Я-концепцию. В модель в качестве необходимого педагогического условия, обеспечивающего социальное развитие старшеклассника, включено условие создания ситуаций, способствующих освоению новых социальных ролей, приобретения социального опыта [9, 20, 25]. Различные формы социального общения, нормы и правила поведения принятые в той среде, где проходит жизнедеятельность ребенка, активно усваиваются и присваиваются им в качестве субъективной позиции (диспозиции). Диспозиции определяют способность ребенка руководствоваться нормами и ролевыми требованиями, принятыми в данной общности. Можно предполагать, что создание новых ситуаций в образовательной среде, способствующих освоению разных социальных ролей, будет одним из условий социального развития личности. Данное предположение вытекает из теории Дж. Мида, который рассматривал социальное развитие как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, содержащих в себе культурные значения и символы. Социальная роль (как набор норм, определяющих поведение человека в данной социальной позиции) становится частью структурного-Я в процессе ее внедрения в глубины собственного-Я посредством включения в такие формы деятельности, которые обеспечивают процесс идентификации роли. Вхождение ребенка в традиционную образовательную среду связано с усвоением социальной роли «учащийся». Исполнение данной роли для ученика обусловлено выполнением правил поведения для учащегося. Возможные варианты включения ученика в процесс осознанного принятия роли «учащийся» заключаются в привлечении самого ребенка к выработке норм и правил жизни в образовательном пространстве школы. Сами правила должны иметь побудительный, а не запрещающий характер регламентации жизни. Деятельность, в которую включается ребенок, должна быть им осмыслена и присвоена. В противном случае ученик воспринимает лишь внешнюю (формальную) сторону роли [33, 31, 33]. В соответствии с этой установкой выбирается способ поведения: отказ от инициативы, конформизм, иждивенчество. Социальный статус «учащийся» предполагает три уровня исполнения социальной роли: «хороший учащийся», «средний учащийся» и «неблагополучный учащийся». Такая оценка роли и социальный статус присваивается ученику педагогами и может значительно варьировать (по предмету, по оценке поведения, по социальной активности). Статус, присвоенный педагогами, может не соответствовать статусу на уроне группового взаимодействия. «Хорошему» с точки зрения педагогов ученику может соответствовать низкий статус в группе (классе, кругу сверстников). При такой оценке старшеклассник часто ориентируется на мнение референтной группы, поведение и результаты обучения могут измениться, часто в сторону анормативных действий. Освоение одной социальной роли «учащийся» отражается на социальном опыте старшеклассника. Социальный опыт рассматривается как совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме [3, 19]. Социальный опыт проявляется как умение «встраиваться» (адаптироваться) в различные социальные среды, взаимодействовать с другими людьми, выполнять социальные роли. Процесс адаптации характеризуется приспособлением индивида к среде, группе, конкретным жизненным условиям. На этом этапе индивид усваивает нормы и правила, принятые в данной среде, группе, а также осваивает способы поведения, принятые в данной социальной среде. Следовательно, в плане приобретения социального опыта и социального развития развивающей будет среда, содержащая возможность освоения различных социальных ролей, соответствующих разным социальным позициям (статусам). В конечном итоге социальное развитие личности обеспечивается тремя факторами: обобщением своего опыта (личный социальный опыт); осознание (рефлексия) процесса общения; соблюдением этапов самого процесса развития личности [6, 22, 24]. Способы освоения учащимся достаточного количества социальных ролей требуют педагогического осмысления. На наш взгляд, важно не столько количественное освоение учеником определенного набора ролей, сколько развитие умения осваивать
новые социальные роли. Имитация ролевой деятельности способствует процессу идентификации роли, приобретению необходимого для дальнейшей самореализации социального опыта.
Понятие «идентификация» роли (от лат. identificare - отождествлять) как процесс отождествления человека с чем-либо с кем-либо является одним из важнейших механизмов социализации [11, 32]. Ребенок, осваивая новую роль, выходит на новый уровень социальных отношений, что сопровождается изменением в социальном статусе, а также фиксацией измененного статуса. Изменение социального статуса ребенка сопровождается ритуалом (посвящение в первоклассники, присвоение звания «лучший спортсмен»). Снижение социального статуса ученика (как неприятие ролевого поведения) выражается или формально (исключение из Совета учащихся), или неформально (внешне статус остается, но социальные ожидания меняются). Прохождение по «социальной лестнице» также формирует социальный опыт ученика. Освоения учащимися новой социально-ролевой функции предполагает наличие определенных качеств личности: самостоятельности, ответственности, умения адекватно встраиваться в разнообразные социальные системы, осознания своей «самости» в бытие [16, 23, 26].
Для дальнейшего саморазвития и самореализации имеют значение такие качества, как: любознательность, наблюдательность, умение анализировать, умение находить нужную информацию и обрабатывать ее, а также использовать своевременные средства для поиска и обработки информации. Педагогическая среда содержит в себе необходимые условия для развития указанных качеств личности [12].
Выводы. Таким образом, социальное развитие старшеклассников определяется педагогическими условиями, обеспечивающими проектирование ситуативных обстоятельств, которые позволяют подростку включаться в систему социальных ролей, содержащую в себе культурные значения и символы. Каждая социальная роль предполагает освоение индивидом специфической, имманентно присущей деятельности, что в конечном итоге обеспечивает процесс идентификации выбранной роли. В процессе современного обучения педагог проектирует особую образовательную среду, обладающую комплексом влияний и условий, как правило, внешних, позволяющих осуществлять учебную деятельность. В плане идентификации старшеклассниками себя как социального деятеля в современной школе доминирует роль «учащийся». Преодоление тенденции такого одностороннего социального развития старшеклассников возможно при создании школьного научного сообщества, в котором учащемуся представлен новый набор социальных ролей: «исследователь», «руководитель группы», «консультант», «эксперт», «аналитик», «организатор», «критик».
Литература:
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
2. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.
3. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-2. - С. 369-373.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического
воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
16. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
17. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
18. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.
19. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.
20. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
21. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9-11. - С. 2550-2555.
22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.
23. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
24. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.
25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
26. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.
28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
29. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
30. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.
31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. - 2015. - С. 392-394.
32. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
33. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);
магистрант Педагогического института Бортник Николай Романович
Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности патриотического воспитания учащихся в процессе изучения родного края.
Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, родной край, рекреационные ресурсы. Annotation. This article discusses the features of patriotic education of students in the process of studying their native land.
Keywords: education, patriotic education, native land, recreational resources.