17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 2 (30). - С. 139-146.
18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
19. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
20. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
21. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.
22. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 119-125.
23. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
24. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.
25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.
26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008.- № 6. - С. 16-18.
27. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
28. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 767-771.
29. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
30. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
31. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
32. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
33. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
34. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Психология
УДК: 316.6
кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова" (г. Якутск); студентка 3 курса Лис Ярослава Олеговна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова" (г. Якутск)
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «тревожность» как индивидуальная психологическая особенность личности. Определяются причины и последствия высокого уровня тревожности в подростковом возрасте. Представлены результаты диагностического эксперимента, проведенного среди учащихся среднего звена МБОУ «Ивановская СОШ» Селемджинского района Амурской области.
Ключевые слова: тревожность, личность, педагог-психолог, подросток, обучающийся. Annotation. The article reviews the concept of "anxiety" as an individual psychological feature of a personality, determines causes and consequences of high levels of anxiety in adolescence. The article also presents the results of a diagnostic experiment conducted among middle-level students of Ivanovo Middle School, Selemdzhinsky District, Amur region.
Keywords: anxiety, personality, educational psychologist, teenager, student.
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что тревожность, по мнению большинства исследователей, является основой для многих трудностей в процессе социализации личности, кроме того, ведет к нарушению общего развития человека. В современном обществе успешность и самореализованность личности зависит от высокого уровня стрессоустойчивости, смелости в принятии решений, умении нести ответственность за свои действия, умении находить единомышленников и убеждать их в необходимости реализовать свои идеи, креативности и т.д. Большинство этих качеств не развиваются или развиваются недостаточно при высоком уровне тревожности личности. Широкомасштабные исследования психологов в середине 90-х годов прошлого века показали, что в России у 78% подростков присутствует высокий уровень тревожности как черта характера. Тогда это объяснялось политической и экономической нестабильностью в стране, неуверенности родителей в завтрашнем дне, высоким криминальным фоном и т.д. На сегодняшний день, по мнению психологов, проблема тревожности остается актуальной, о чем свидетельствуют высокий уровень суицида, особенно среди подростков, количество обращений в службу «Телефон доверия», в психологические службы. Актуальность проблемы возрастает на фоне основной задачи, стоящей перед обществом - сохранение психологического здоровья детей.
Изложение основного материала статьи. Исследованием проблемы тревожности занимались многие известные учёные: «Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Карен Хорни, и многие другие. Среди отечественных исследователей можно выделить В.М. Астапова, В.Р. Кисловскую, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и др.» [1]. Психологическую категорию «тревожность» интерпретируют по разному, однако большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику.
По мнению Кулагиной И.Ю.: «Одним из первых, кто сделал попытку объяснить природу тревоги, был З. Фрейд. Согласно учению З. Фрейда, определенные переживания, имевшие место в жизни человека: действия, импульсы, мысли или воспоминания, - мучительно болезненные или порождающие сильную тревогу вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению произошедшего из памяти, мобилизуются, препятствуя их восстановлению в сознании» [4].
Известный зарубежный исследователь (США) Ч.Д. Спилбергер дает следующее определение психологической категории «тревожность»: «два понятия или две формы тревожности - тревога как состояние (СТ) и как свойство (ЛТ)» [2]. Такая классификация тревожности получила широкое распространение среди психологов, т.к. является удобной как в диагностике, так и в использовании в практической деятельности. Тест-опросник, предложенный Спилбергером, также является эффективным инструментарием для дифференцированного выявления уровня ситуативной и личностной тревожности. Для России данная методика переведена и адаптирована Ю.Л. Ханиным.
Как правило, в стрессовой ситуации у любого человека повышается уровень тревожности. Однако, если в каждой ситуации стресса личность испытывает понижение эмоционального фона, нарушение режима сна и отдыха, ощущение дискомфорта, утомляемость и раздражительность, то речь идет о реактивной тревожности (ситуативной). У каждого такое состояние проявляется по-разному, это зависит от силы воздействия стрессовой ситуации на сознание и подсознание личности, а также субъективной реакцией в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей человека.
Вторая шкала, которая определяется как «личностная тревожность» представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.
В современной психологии существует разные классификации тревожности. К примеру, А.М. Прихожан выделяет разновидности тревожности, связанные с обучающим процессом (учебная, в частности школьная), с самооценкой и межличностным общением. Он дает следующее определение тревожности: «Переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Возникновение и закрепление тревожности связанные с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. До подросткового возраста тревожность является производной широкого круга семейных нарушений» [4, с. 102]. В подростковом возрасте, который характеризуется перестройкой всех сфер жизнедеятельности и является кризисным, тревожность как личностное образование приобретает устойчивую форму, напрямую отражающуюся на уровне самооценки личности, определяющую «Я -концепцию» личности. Как отмечает Старшинина И.В.: «Механизм закрепления и усиления тревожности представляется как «замкнутый психологический круг», ведущий к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности» [7].
Каждый человек в своей жизни неизбежно сталкивается с различными трудностями. То, как мы справляемся с нашими страхами, реагируем на конфликты, каким образом переживаем наши тревоги и неудачи, во многом определяет качество нашей жизни. Невозможно избежать тревоги - она неотъемлемая часть жизни, основа естественной и обязательной активности личности. У каждого человека существует оптимальный уровень тревожности. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [2].
Мы провели тест-опросник Спилбергера - Ханина (шкала личностной и ситуативной тревожности). Участниками тестирования стали подростки в возрасте 12-17 лет, обучающиеся в МБОУ «Ивановская СОШ» Селемджинского района Амурской области. В опросе приняло участие 32 подростка, по количеству
обучающихся в школе. Им был предложен перечень утверждений со шкалой оценки, из которых они должны выбрать наиболее соответствующий их состоянию. При инструктировании обучающихся мы акцентировали внимание на том, что не стоит зацикливаться на вопросах, отвечать не с позиции: «Правильно ли я отвечаю?». Сначала мы предложили учащимся бланк, в котором представлено 20 суждений, на каждое суждение респондент дает ответ: «никогда», «почти никогда», «часто», «почти». За каждый выбранный ответ начисляются баллы по следующей схеме: «никогда» - 1, «почти никогда» - 2, «часто» - 3, «почти» - 4.
Во время тестирования особое внимание уделялось тому, чтобы респонденты правильно понимали смысл того или иного суждения. Некоторые позиции теста вызывали трудности в понимании, особенно среди учащихся 7-го класса. Например, такие суждения как: «Вы хотели бы быть таким же счастливым, как и другие; бывает, вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения; вы слишком переживаете из-за пустяков; вы бываете вполне счастливы; чувствуете себя в безопасности; вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей; вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть; вы уравновешенный человек; вас охватывает беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах» [3].
Также мы определили уровень ситуативной тревожности для выявления особенностей состояния личности в конкретной сложной ситуации по шкале ситуативной тревожности.
Учащиеся выполнили тест во время классного часа в присутствии педагога-психолога школы. Больших затруднений в выполнении теста не возникло. Мы определили показатели уровня тревожности по ключу, представленному в тесте-опроснику. Большинство задаваемых вопросов было о назначении теста. В результате диагностики получили следующие результаты:
- по шкале «личностная тревожность» (ЛТ) у 19 подростков выявлен средний уровень тревожности, что составило 59,37% от числа всех респондентов. Высокий уровень тревожности показали 9 школьников, это составило 28,12 %. У 4-х подростков (12,5%) определен низкий уровень.
- по шкале «ситуативная тревожность» (СТ): 43,75% респондентов показали средний уровень тревожности - это 14 человек. 10 учащихся (31,25%) - высокий уровень тревожности, 8 человек (25%) -низкий уровень тревожности.
В целом, у трети всех опрошенных подростков наблюдается высокий уровень тревожности по обеим шкалам, что имеет негативные последствия как для развития личности подростка, так и для психологической атмосферы в школьном и классном коллективах, поскольку высокотревожные личности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма болезненно. Это дает основание предполагать появление состояния тревожности у подростков в разнообразных ситуациях, особенно когда дело касается оценки их компетенции и престижа.
Для объективности мы провели беседу на тему: «Тревожность у подростков» во время классного часа в 7-ом и 8-ом классах, а также совместно с педагогом-психологом школы провели индивидуальные беседы с обучающимися, показавшими высокий уровень тревожности. Во время беседы, многие подростки признались, что у них в семьях не принято обращать внимание на чувства или ощущения человека. Общение ограничивается расспросами о том, что ребенок сделал за день, т.е. родителей интересуют действия, а не эмоции членов семьи. Кроме того, у подростков вызывает тревогу социум, в котором они проживают. Они не видят перспектив развития в своем поселке, где много социальных проблем: безработица, алкоголизм, бытовая неустроенность, высокий процент разводов и т.д. Большинство подростков однозначно заявило, что «надо уезжать туда, где лучше». Кроме того, выяснилось, что все подростки с высоким уровнем тревожности воспитываются в неполной семье, или в полной, но где отец по разным причинам подолгу отсутствует. По мнению педагога-психолога, у подростков из неполных семей страдает самооценка, не формируется модель взаимоотношений «мужчина-женщина».
Выводы. Анализируя полученный диагностический материал можно отметить, что соотношение показателей уровня тревожности по обеим шкалам теста-опросника Спилберга-Ханина примерно равное. Треть опрошенных подростков показали высокий уровень как ситуативной тревожности, так и личностной. Однако, это не одни и те же подростки. Высокий уровень и личностной, и ситуативной тревожности выявилось у 22 % учащихся. В ходе беседы подростки затруднялись формулировать некоторые свои ощущения и состояния. Объяснение причин также вызывает некоторые затруднения в определении. Во многом высокий уровень тревожности объясняется нездоровой психологической атмосферой в семье, неудачами в учебе и неуверенностью в своем будущем, т.е. определенными неудачами и рисками в ведущих видах деятельности.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Есть необходимость также обратить внимание педагогов на категорию подростков с низким уровнем тревожности. Для них, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Перспективы нашего исследования мы видим в определении причин и факторов относительно конкретного социума в формировании уровня тревожности у подростков и разработке методических рекомендаций для педагогов-психологов по работе с подростками с высоким уровнем как ситуативной, так и личностной тревожности. А также в дальнейшем планируем исследовать влияние определенных аддикций (Интернет-зависимость, игровая аддикция и др.) на уровень тревожности и самооценку подростков в сельском социуме.
Литература:
1. Корепанова, Н.Л. и др. Тревожность. Её причины и следствия: статья / Н.Л. Корепанова, О.В. Лебедева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 35-37. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56462.htm.
2. Малыгина, А.С. Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации: статья / А.С. Малыгина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Т. 39. - С. 3346-3350. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970996.htm.
3. Тест «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина): эл. ресурс. -[www.psylist.net]
4. Кулагина, И.Ю. и др. Психология развития и возрастная психология: Полный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический Проект «Трикста», 2011. - 420 с.
5. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: учебн. пособие / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2000. - 304 с.
6. Психолого-педагогический словарь: справочное издание / П.И. Пидкасистый - М., 1998. - 544 с.
7. Старшинина, И.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности: автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.В. Старшинина. - М., 2012. - 30 с.
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук Платонова Зинаида Николаевна
«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Прокопьева Юлия Петровна
«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Также представлены результаты проведенного исследования среди общеобразовательных учреждений г. Якутска и основные направления работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Использование арт-терапии во время занятий развивает эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, младший школьник, классный коллектив, арт-терапия, эмоциональная сфера.
Annotation. This article deals with the problem of the emotional sphere of younger schoolchildren with disabilities in general education institutions. It also presents the results of the study among educational institutions of Yakutsk and the main areas of work on the development of the emotional sphere of children with disabilities. The use of art therapy during class develops the emotional sphere of children with disabilities.
Keywords: children with disabilities, junior schoolchild, class team, art therapy, emotional sphere.
Введение. В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция увеличения в Российской Федерации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2018 года в Республике Саха (Якутия) проживают 6283 детей с инвалидностью [6].
Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции - это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды [1, с. 81].
Изложение основного материала статьи. Возникновение эмоций связано с процессом удовлетворения потребностей. Например, ребенок получает удовольствие, когда удовлетворяет свои потребности полностью, а чувство неудовольствия - когда не удовлетворяет свои потребности. В связи с этим эмоции принято разделять на стенические и астенические. Стенические связаны с чувствами, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности, сопровождающимся состоянием возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Астенические - это окрашенные негативными тонами чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха [5, с. 86].
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточный уровень эмоциональной сферы. Как правило, эмоциональная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется быстрой сменой настроения и эмоций, их неустойчивостью. Часто наблюдается состояние беспокойства. Младшие школьники постепенно начинают владеть своими эмоциями, но не всегда могут сдерживать проявления своих эмоций. Поэтому для специалистов нужно найти правильный подход для развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ.
Недостатки характера детей, преимущественно эмоционально обусловленные:
1. Неустойчивость, противоречивость (внезапная смена настроения).
2. Повышенная возбудимость аффектов (раздражительность, эмоциональные реакции проявляются необузданно и безудержно).
3. Сильная острота симпатий и антипатий к людям (приятные и неприятные ощущения).
4. Импульсивность поступков (эмоциональная неуравновешенность).
5. Иступленный гнев (состояние кратковременного безумия).
6. Пугливость и болезненные страхи (фобии).
7. Пессимизм и чрезмерная веселость.
8. Равнодушие, безучастность (действия и слова не запечатлеваются психикой).
9. Нечистоплотность. Педантизм.
10. Страстное чтение (игнорирование окружающего мира) [3, с. 50].
С целью изучения эмоциональной сферы детей с ОВЗ в классном коллективе нами было проведено исследование среди общеобразовательных учреждений г. Якутска. Всего приняли участие 40 детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве метода исследования выступают: «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д. Андреевой), «Цветовой тест» (М. Люшера), «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Дукаревич).
Чтобы определить уровень познавательной активности, тревожности и гнева младших школьников с ОВЗ, мы использовали методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреевой).