Литература:
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2006. - 275 с.
2. Гатиатулин Р.Р. Медицинское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения / Р.Р. Гатиатулин, С.И. Гончарова, Р.Р. Гатиатулин // Проблемы и перспективы интегрированного инклюзивного образования лиц и ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийского обучающего семинара. - Красноярск. -2010. - С. 86-96.
3. Голикова Е.М., Торшков А.А. Социальное развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных образовательных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2016. № 11. С. 23-25.
4. Горская И.Ю., Афанасьева И.В., Ревенко Е.М. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов: монография. Омск: СибАДИ, 2014. 213 с.
5. Катцина Т. А. Опыт реабилитации детей-инвалидов посредством физ. культ. и спорта в красноярском крае / Т.А. Катцина // Физическая культура и спорт XXI века: сб. тр. регион. науч.-практ. конф. - Красноярск: Гротеск. 2002. - С. 131-134.
6. Захарова Л.В. Формирование здоровьесберегающей деятельности студенток с различными адаптивными возможностями в условиях реализации интегрального подхода // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 885-887.
7. Захарова Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: дис....канд. пед. наук / Захарова Лариса Вячеславовна. - Красноярск, 2017. - 270 с.
8. Московченко О.Н.. Совершенствование психомоторных способностей у студенток с заболеванием опорно-двигательного аппарата / О.Н. Московченко, Л.В.Захарова // материалы всероссийской научно-практической конференции «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современных условиях: результаты, проблемы, приоритеты развития» - Иркутск: ООО «Мегапринт». - 2012. Т. 2. - С. 77-81.
9. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: монография. - М.: ФЛИНТА, Наука. 2012. - 312 с.
10. Московченко О.Н., Захарова Л.В., Люлина Н.В. Модель адаптивно-развивающей среды для студенток специальных медицинских групп // Ежеквартальный журнал Адаптивная физическая культура. 2013. СПб. № 4 (56). С. 55-58.
11. Moskovchenko O.N., Shubin DA., Zakharova L.V., Shubina T.A. Social and Pedagogical Rehabilitation of Female Students with Disabilities // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 8 (2012, 5). P. 1069-1082.
12. Tretyakova N.V., Fedorov, V.A., Dorozhkin, E.M., Komarova, M.K. &Sukhanova, E.I. (2016).Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving. International Journal of Environmental and Science Education, 11(15), 8281-8290.
Педагогика
УДК 796.332.6+378.037.1
кандидат педагогических наук, доцент Мугаллимова Надежда Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Мартынова Анна Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (г. Омск); преподаватель Бадилин Илья Олегович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема недостаточной методической разработанности содержания учебно-тренировочной деятельности студентов, занимающихся избранным видом спорта. Авторами статьи определены структурные элементы содержания учебно-тренировочной деятельности студентов на основе избранного вида спорта в процессе формирования спортивной культуры личности. В статье рассматриваются два направления учебно-тренировочной деятельности - тренировочное и образовательное.
Раскрываются дидактические особенности содержания личностно ориентированной учебно-тренировочной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности.
Ключевые слова: учебно-тренировочная деятельность, личностно ориентированное физическое воспитание, избранный вид спорта, спортивная культура личности.
Annotation. In article the problem of insufficient readiness of content of educational and training activity of the students doing the chosen sport is considered. Authors of article have defined structural elements of content of educational and training activity of students on the basis of the chosen sport in the course of formation of sports culture of the personality. In article two directions of educational and training activity - training and educational are considered.
Didactic features of content of personally focused educational and training activity of students in the course of formation of sports culture of the personality are revealed.
Keywords: educational and training activity, personally focused physical training, the chosen sport, the sports culture of the personality.
Введение. На современном этапе развития системы высшего образования одним из приоритетных
направлений модернизации является его гуманистическая направленность, обусловленная внедрением инновационных технологий личностно ориентированного обучения, с учетом индивидуального своеобразия образовательных потребностей учащейся молодежи. Одним из приоритетных подходов в системе физического воспитания студентов является личностно ориентированная направленность на основе избранного вида спорта, обеспечивающая повышение эффективности учебно-тренировочной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности [4, 12, 13].
Анализ проблемы исследования формирования спортивной культуры личности свидетельствует о недостаточной разработанности содержания учебно-тренировочной деятельности с учетом индивидуального своеобразия образовательных мотивов, что обусловливает необходимость разработки личностно ориентированного содержательного обеспечения учебно-тренировочной деятельности студентов в избранном виде спорта [1, 2, 15, 21, 22, 23, 24]. Под спортивной культурой мы понимаем интегральную личностную характеристику студентов, отвечающую индивидуальному своеобразию образовательных потребностей в избранном виде спорте.
Формулировка цели статьи. Раскрыть содержание структурных элементов учебно-тренировочной деятельности студентов в избранном виде спорта в процессе формирования спортивной культуры личности.
Изложение основного материала статьи. Содержание учебно-тренировочной деятельности студентов на основе избранного вида спорта было представлено нами в теоретически разработанной и экспериментально обоснованной учебной программе личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта с целью формирования спортивной культуры личности. Для эффективного освоения содержания учебной программы личностно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта нами были выделены три вида учебно-познавательной деятельности, связанных между собой общей направленностью на формирование спортивной культуры личности - учебная, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность. Представленные виды деятельности различались по составляющим их содержание структурным элементам для решения поставленных педагогических задач [3, 7, 8, 9, 11, 20].
Учебно-тренировочная деятельность, с одной стороны, создавала необходимые предпосылки для успешного осуществления соревновательной деятельности через развитие в управляемом образовательном процессе физических качеств, функциональных возможностей организма и успешного овладения технико-тактическими приемами из арсенала избранного вида спорта. С другой, соревновательная деятельность служила в качестве эффективного средства повышения уровня физической, функциональной и технико-тактической подготовленности студентов.
Учебно-тренировочная деятельность была направлена на развитие двигательных способностей, совершенствование функциональных возможностей организма (физический компонент спортивной культуры) и освоение техники и тактики избранного вида спорта (операционный компонент спортивной культуры). Структурными элементами учебно-тренировочной деятельности выступали двигательные действия, а также мыслительные операции по качественному восприятию, осмыслению, запоминанию, воспроизведению, обобщению и систематизации учебной информации о технике и тактике избранного вида спорта [5, 6, 10, 17, 19].
Нами выделены два направления учебно-тренировочной деятельности -тренировочное и образовательное. Тренировочное направление нацелено на развитие двигательных способностей, образовательное на обучение технике и тактике избранного вида спорта. Поскольку оба направления непосредственно связаны с двигательной активностью, предъявляющей высокие требования к функционированию различных систем организма, то их реализация, наряду с решением своих специфических задач, содействовала повышению его функциональных возможностей и оздоровлению организма в целом.
Средствами, применяемыми в тренировочной деятельности, выступали физические упражнения, дифференцируемые с учетом их направленности на развитие отдельных двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных, выносливости и гибкости [14].
Выполнение этих упражнений осуществлялось в рамках разработанных в теории и методике спортивной тренировки методов развития двигательных способностей. Выбор и применение методов развития силовых способностей и выносливости осуществлялись с учетом уровня физической подготовленности студентов. Метод повторных усилий применялся со студентами, имеющими относительно низкий уровень физической подготовленности, а методы максимальных и динамических усилий применялись исключительно со студентами, имеющими уровень физической подготовленности выше среднего. Развитие выносливости осуществлялось преимущественно равномерным и переменным методами. Для студентов высокого уровня физической подготовленности применялся метод интервальной тренировки.
Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей и гибкости осуществлялось с применением повторного метода, развитие координационных способностей - методом вариативного выполнения упражнения с постепенным усложнением координационной сложности.
На практических занятиях применялась групповая форма организации занимающихся, а также самостоятельная работа во внеучебное время, в рамках которой студенты выполняли специально-подготовительные физические упражнения для развития отстающих двигательных способностей.
Вторым (образовательным) направлением учебно-тренировочной деятельности являлось обучение студентов способам практического выполнения технико-тактических приемов из арсенала избранного вида спорта.
В качестве средств организации данного направления учебно-тренировочной деятельности применялись:
- теоретические репродуктивные задания, позволяющие усвоить знания о технике и тактике избранного вида спорта;
- физические упражнения - подводящие упражнения, обеспечивающие формирование двигательного образа разучиваемого технико-тактического действия; специальные упражнения, выполняемые в стандартных условиях, в условиях взаимодействия с партнерами без сопротивления со стороны соперника (для ситуативных видов спорта); упражнения с пассивным, полуактивным сопротивлением соперника (для ситуативных видов спорта); игровые и соревновательные упражнения.
Теоретические репродуктивные задания проводились на основе применения методов обеспечения наглядности и словесных методов.
Методы обеспечения наглядности реализовывались как через непосредственный показ разучиваемых техническо-тактических приемов, так и через демонстрацию их на видеозаписи. С помощью данных методов у студентов формировался зрительный образ о способе выполнения разучиваемого приема.
Вторая группа методов реализовывалась через словесное описание:
- способа выполнения технико-тактического приема с выделением решаемой с его помощью общей двигательной задачи, а также входящих в его содержание фаз с учетом решения частных задач;
- необходимых и достаточных требований к выполнению технико-тактического приема;
- организационно-методических и педагогических условий, в которых осуществляется выполнение технико-тактического приема.
Применение данного метода в учебно-тренировочной деятельности позволяло сформировать у студентов логический образ способа выполнения разучиваемого приема. Для повышения эффективности формирования зрительных и логических представлений применялись ориентировочные карты-инструкции, в которых в письменной и графической форме была представлена информация о способе выполнения разучиваемого приема. Нами применялись ориентировочные карты-инструкции, разработанные профессором Г. Л. Драндровым для обучения технике футбола [16].
Выполнение второго вида заданий осуществлялось через применение целостно-конструктивного, расчленено-конструктивного, игрового и соревновательного методов. Метод расчлененного упражнения применялся для формирования двигательных представлений об отдельных элементах разучиваемого приема, метод целостного упражнения - для формирования двигательных умений, игровой и соревновательный - для формирования двигательных навыков. Обучение способам выполнения технико-тактических приемов осуществлялось от усвоения базовых к усвоению частных элементов [16, 18]. Реализация такой последовательности обучения создавала благоприятные предпосылки для осуществления положительного переноса усвоенного учебного материала на изучаемый новый материал, способствовала формированию целостного представления о технике избранного вида спорта как системе взаимосвязанных двигательных действий и, как результат, формированию двигательных умений и навыков высокой степени обобщенности. Такой подход представляется нам важным, поскольку позволяет освоить технику избранного вида спорта за сравнительно короткое время. Обучение технике и тактике избранного вида спорта осуществлялось на практических занятиях в рамках групповой формы организации учебного процесса, а также во внеучебное время в рамках самостоятельной работы.
Групповая форма обеспечивала организацию учебно-тренировочной деятельности по усвоению знаний, формированию умений и навыков выполнения разучиваемых технико-тактических приемов. Самостоятельная работа, осуществляемая в рамках методов практического упражнения, была направлена на совершенствование приобретенных навыков.
Выводы. Таким образом, учебно-тренировочная деятельность создавала необходимые и достаточные предпосылки для эффективного осуществления соревновательной деятельности в избранном виде спорта через развитие в управляемом образовательном процессе двигательных способностей и совершенствование технико-тактической подготовленности студентов, что позволило повысить уровень информационного и операционного компонентов спортивной культуры личности студентов.
Литература:
1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Софронов И.Л. Сущность и содержание физической культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т.2 -№ 30. - С. 139-146
7. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
12. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
14. Бурцев В.А., Софронов И.Л., Тумаров К.Б. Сущность и содержание спортивной культуры личности // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т.6. -№ 28. - С. 119-125.
15. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности эксперименатльной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 24. - С. 141.
16. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 911. - С. 2550-2555.
17. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Кудяшев М.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у взрослого населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 51-57.
18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
19. Драндров, Г.Л. Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
21. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
22. Погудин С.М., Лисовский А.Ф., Фонарев Д.В. Физическое развитие учащихся в условиях социально-экономических реформ и спортизации физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 38-41.
23. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
24. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Мухамедвалеева Елена Анатольевна
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск); старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Мирошниченко Ирина Николаевна
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск)
СТАНОВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация. В статье приведены результаты теоретического анализа содержания понятий «индивидуально-образовательная траектория», «актуализация профессионально-культурного потенциала». Обозначены интегрированные признаки, позволяющие рассматривать становление индивидуально-образовательной траектории студента в процессе актуализации его профессионально-культурного потенциала в единстве и взаимосвязи.
Ключевые слова: индивидуально-образовательная траектория, становление, потенциал, культура, профессиональный потенциал, культурный потенциал.
Annotation. The article presents the results of theoretical analysis of the content of the concepts of "individual-educational trajectory", "actualization of professional and cultural potential". The integrated features allowing to consider formation of individual educational trajectory of the student in the course of actualization of his professional and cultural potential processes in unity and interrelation are designated.
Keywords: individual educational trajectory, formation, potential, culture, professional potential, cultural potential.
Введение. В концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что необходимым условием для формирования инновационной экономики выступает модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. При этом в современном понимании модернизация образования связывается не только со структурными и технологическими преобразованиями в этой сфере, созданием эффективных механизмов интеграция науки,