Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНАЯ ИГРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / GAME / GAME ACTIVITY / FOLK GAME / SOCIOCULTURAL ORIENTATION / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Светлана Сергеевна, Муратшина Наталья Юрьевна, Боровик Сергей Геннадьевич

В авторской статье раскрываются подходы к определению сущности и социально-культурного значения игры для детей младшего школьного возраста. Игра как форма деятельности в условно созданных ситуациях, направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в способах осуществления предметных действий. В игре как особом исторические сложившемся виде общественной практики воспроизводятся нормы жизнедеятельности общества, подчинение которым обеспечивает познание, усвоение, освоение и присвоение предметно-социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и трудовое развитие личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русакова Светлана Сергеевна, Муратшина Наталья Юрьевна, Боровик Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL DIRECTION OF PLAYING ACTIVITIES OF YOUNG SCHOOL CHILDREN

The author's article reveals approaches to determining the essence and socio-cultural significance of the game for children of primary school age. The game as a form of activity in conditionally created situations, is aimed at recreating and assimilating social experience, fixed in the ways of implementing objective actions. In the game as a special and established form of social practice, the norms of society's life activity are reproduced, the subordination of which ensures the knowledge, assimilation, development and appropriation of the subject-social reality, intellectual, emotional, moral and labor development of the child's personality.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

раскрывает детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства. Учит техническим навыкам выполнения изделий, выделке оленьей шкуры, развивает двигательные навыки и моторику рук при выполнении тонких процедур и операций, обеспечивающих быструю профессиональную адаптацию, а также способность к перемене характера деятельности. Прививает любовь и интерес к культуре своего народа, воспитывает дух патриотизма и любви к малой родине, тем самым способствует становлению сильной личности с четко выраженной жизненной позицией. Помимо этого, в будущем, выпускники кружка, посредством полученных навыков и опыта, могут самостоятельно зарабатывать выделкой оленьей шкуры и камусов, изготовлением из них изделий и проведением мастер-классов по созданию эвенкийских национальных атрибутов и одежды.

Литература:

1. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методическое пособие. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 118 с.

2. https://detkino.ru/node/187 Тест «Обобщение понятий».

Педагогика

УДК 37

кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Муратшина Наталья Юрьевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань); старший преподаватель Боровик Сергей Геннадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В авторской статье раскрываются подходы к определению сущности и социально-культурного значения игры для детей младшего школьного возраста. Игра как форма деятельности в условно созданных ситуациях, направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в способах осуществления предметных действий. В игре как особом исторические сложившемся виде общественной практики воспроизводятся нормы жизнедеятельности общества, подчинение которым обеспечивает познание, усвоение, освоение и присвоение предметно-социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и трудовое развитие личности ребенка.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, народная игра, социально-культурная направленность, дети младшего школьного возраста.

Annotation. The author's article reveals approaches to determining the essence and socio-cultural significance of the game for children of primary school age. The game as a form of activity in conditionally created situations, is aimed at recreating and assimilating social experience, fixed in the ways of implementing objective actions. In the game as a special and established form of social practice, the norms of society's life activity are reproduced, the subordination of which ensures the knowledge, assimilation, development and appropriation of the subject-social reality, intellectual, emotional, moral and labor development of the child's personality.

Keywords: game, game activity, folk game, socio-cultural orientation, children of primary school age.

Введение. Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования игровой деятельности детей младшего школьного возраста свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса социокультурной направленности игры как формы познания ребенком окружающего мира [22, 28, 31].

Выдающийся вклад в методологическую разработку теории игры внесли такие великие мыслители как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, которые рассматривали данную теорию с позиции возникновения игры как формы происхождения искусства [1, 19, 27].

Как полагал К. Гросс, игра как форма познания ребенком окружающего мира изначально первична как форма отражения окружающей действительности («теория предупражнения»), поэтому игра как феномен развития человеческого сознания позволяет ребенку прочувствовать период детства и способствует развитию жизненно важных функций и систем организма [16].

В исследованиях немецкого психолога К. Бюлера игровая деятельность определяется как ведущий тип деятельности ребенка, связанный с функциональным удовольствием от процесса и результата игры [5].

Как полагали М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспирова игра представляет собой один из ведущих видов деятельности, осуществляемой ребенком в процессе взаимодействия с другими участниками, где ценность игры заключается не только в результатах, но и в самом процессе взаимодействия, тем самым способствуя снятию стресса, психологической разрядке и установлению гармоничных дружеских отношений внутри детского коллектива [8, 11].

Рассматривая игру как деятельность вышеперечисленные авторы обусловливают данный феномен как потребность в интеллектуальной и двигательной активности, которая реализуется через общение и получение умений и навыков взаимодействия участников игры между собой, такой подход к определению игры называют биологизаторским [10, 18].

Таким образом, в игре у детей развивается самопознание, самовосприятие, самопожертвование, взаимовыручка для достижения коллективных целей, которые способствуют установлению дружеских отношений, в которых бы развивались самые лучшие человеческие качества - доброта, справедливость, благородство.

Сторонники материалистического подхода к определению игры, такие как Г.В. Плеханов, Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, полагают, что она возникла из трудовой деятельности [4, 7, 20].

В педагогических мемуарах К. Д. Ушинский особое внимание придавал игре, рассматривая ее как единое целостное начало развития и воспитания ребенка. К.Д. Ушинский замечал, что одно без другого не могут существовать - игра без ребенка, также как и ребенок без игры. Он придавал значительное внимание социокультурной направленности детских игр, формирующих ценностное отношение к окружающему миру и сверстникам, так как игровая деятельность является социокультурной средой для воспитания всесторонне гармонично развитой личности [13].

Знание значения игровой деятельности для ребенка школьного возраста позволило сформулировать научно-понятийный аппарат теории и методики дошкольного и школьного обучения и воспитания.

Современные взгляды на теорию и методологию игровой деятельности помогают понять социальную и культурную сущность игры как целостного явления в понимании физических, психических и социальных свойств, способностей и возможностей ребенка младшего школьного возраста [3, 12, 23].

Д.Б. Эльконин в своем научно-исследовательском труде «Проблемы психологии игры» отмечает, что детская игра - это тот фундамент, на котором создаются социально-культурные межличностные взаимоотношения, способствующие развитию человеческих качеств, таких как доброжелательность, коллективизм, сплоченность в решении жизненно важных проблем, стоящих перед обществом. В тоже время, Д.Б. Эльконин сопоставляет игровую деятельность с искусством, связывая человеческую игру с ориентировочной деятельностью в познании окружающего мира и управления собственным поведением для осуществления творческой деятельности. Он считал, что в игре воссоздаются социальные отношения между людьми в искусственно созданной деятельности, которая позволяет познать нормы человеческой жизнедеятельности [15].

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в двигательной активности, общении, взаимодействии и получении информации об объектах окружающей действительности. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора, с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности [2, 6].

Прослеживая культурно-историческую эволюцию игры как формы специфической деятельности человека мы отмечаем, что игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни с учетом особенностей их взаимоотношений с окружающей действительностью. Практически у всех народов мира сформировались национальные подвижные игры, которые позволили ребенку приобщиться к миру национальной культуры своего народа, создали возможность сблизиться с национальным этносом предков, понять свою роль в жизни, установить границы общения с окружающими, с природой, способствуя приобретению знаний и трудовых навыков [9, 26, 30].

Народная игра обладает большим воспитательным потенциалом и отражает образ жизни людей, уровень культуры народа, особенности национальных традиций и обычаев; специфику языка, многогранность сюжетов исторических событий и героев, тем самым обеспечивая образовательную, оздоровительную и воспитательную направленность социально-культурного развития народности [14, 17, 29].

Обобщая вышеизложенное можно заключить, что в игровой деятельности отображаются конкретные формы объективной действительности, характерные для данного народа - это его жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурные связи и многое другое.

Для детей младшего школьного возраста игровая деятельность является ведущей для удовлетворения потребности в движении, развития социально значимых качеств личности, таких как самостоятельность, настойчивость, инициативность, уверенность в себе, умение играть по правилам.

Отличительной особенностью игровой деятельности является ее высокая эмоциональность, именно поэтому игра используется как воспитательный инструмент в работе с детьми [1, 20].

В игре происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, так как игровая деятельность побуждает к рациональности мышления (анализ, синтез, сопоставление), контролю своих эмоций, быстроте реакции на действия и события, проявлению волевых усилий и самоконтролю [24].

Стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю. К тому же развиваются физически, совершенствуют в игре многие умения, двигательные навыки, а также такие качества, как быстрота и ловкость, сила и выносливость. Следует иметь в виду, что изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требует от участников верных решений и действий [21, 25].

В заключении стоит отметить, что игровая деятельность детей младшего школьного возраста является ведущей формой познания окружающего мира во всем многообразии форм его проявления, способствует развитию социальных и культурных ценностей, позволяющих сформировать активную гражданскую позицию и личностные качества, необходимые для понимания своего места и роли в обществе.

Выводы. Таким образом, игра как форма деятельности в условно созданных ситуациях, направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в способах осуществления предметных действий. В игре как особом исторические сложившемся виде общественной практики воспроизводятся нормы жизнедеятельности общества, подчинение которым обеспечивает познание, усвоение, освоение и присвоение предметно-социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и трудовое развитие личности ребенка.

Литература:

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Педагогические науки. - 2015. - С. 2.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.

5. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 5. - С. 9.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.

8. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

13. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

14. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

15. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

16. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.

19. Бурцев В.А., Черенщиков А.Г., Герасимов Е.А. Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 136-140.

20. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

23. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.

26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

28. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

30. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

31. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1(15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК 37.013

доктор педагогических наук, профессор Санина Елена Ивановна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (г. Москва); аспирант кафедры комплексной безопасности и физической культуры Зенкова Людмила Александровна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО

ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Мотивационно-ценностное отношение к познавательной деятельности, с точки зрения психолого-педагогической оценки, наиболее полно показывает готовность личности к саморазвитию и самореализации. Вопросы воспитания мотивации и формирования ценностных ориентаций приобретают ведущее значение в условиях изменения образовательной среды в связи с информатизацией общества. Поддержание познавательного интереса к познанию, особенно обучающихся основной школы, возможно в условиях цифровой образовательной среды только при личной заинтересованности обучающихся к учению. В статье рассматриваются педагогические условия, при которых мотивационная и ценностная сферы личности обучающихся получают стимул к формированию и развитию. Педагогические условия рассматриваются с позиции принципов: интерактивности, вариативности, открытости, не формальности, личностной ориентированности. В статье предлагаются способы реализации разработанных в ходе исследования педагогических условий.

Ключевые слова: педагогические условия, цифровая образовательная среда, мотивационная сфера, ценностные ориентации, воспитание.

Annotation. Motivational-value attitude to cognitive activity, from the point of view of psychological and pedagogical assessment, most fully shows the readiness of the individual for self - development and self-realization. Issues of education motivation and formation of value orientations are becoming of leading importance in the changing educational environment in connection with the Informatization of society. Maintaining cognitive interest in learning, especially for primary school students, is possible in a digital educational environment only if students are personally interested in learning. The article considers the pedagogical conditions under which the motivational and value spheres of students ' personality receive an incentive to form and develop. Pedagogical conditions are considered from the position of principles: interactivity, variability, openness, non-formality, personal orientation. The article suggests ways to implement the pedagogical conditions developed during the research.

Keywords: pedagogical conditions, digital educational environment, motivational sphere, value orientations, education.

Введение. Вопросы воспитания мотивации к познанию и формирования ценностей к познавательной деятельности, рассматриваются как основные вопросы развития личности на всех исторических этапах развития общества. Мотивационно-ценностное отношение к познавательной деятельности, с точки зрения психолого-педагогической оценки, наиболее полно отображает готовность личности к саморазвитию и самореализации.

В настоящее время в связи с информатизацией общества и изменением условий образовательной среды, с продвижением ее в направлении цифровизации, встает вопрос воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности, особенно обучающихся среднего школьного возраста. Цифровая образовательная среда - это особые условия коммуникации и познавательной деятельности. Недостаточная теоретическая обоснованность и практическая разработанность педагогических основ, для применения инструментов цифровой среды и индивидуализации образовательного процесса, вопросы воспитания мотивации и формирования ценностных ориентаций приобретают ведущее значение.

Рассматривая возрастные категории обучающихся средней школы, особенно противоречивым является возрастной период с 11-15 лет. С точки зрения физиологии и психологии, это один из самых активных перестроечных периодов. В этом возрасте происходит перестройка всех органов и систем организма. На фоне перестройки психологической сферы в этом возрасте наблюдается изменения во внимании, мышлении, творческих способностях возникает потребность в самовыражении и самореализации. В этом возрасте происходит идентификация себя как членов общества и ценностные ориентации, прежде всего, формируются как ответ на ценности, культивируемые вокруг. Принимая себя членом сообщества, индивид ищет способы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.