Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ОБРАЗ Я / SELF-AWARENESS OF THE INDIVIDUAL / CONCEPTUAL APPROACHES / SELF-IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннахметов Рустем Рафикович, Абдрашитова Татьяна Викторовна, Шафикова Наталья Юрьевна

В авторской статье изложены основные результаты теоретического анализа концептуальных подходов к исследованию самосознания личности на основе критериев и показателей физического, психического и социального развития, определяющие представление человека о самом себе в качестве самоидентификации своего я, Я-образа, Я-концепции. Авторами статьи рассматривается феномен самосознания личности с точки зрения следующих подходов: психоаналитического, социального, феноменологического, генетического и исторического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннахметов Рустем Рафикович, Абдрашитова Татьяна Викторовна, Шафикова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF CONCEPTUAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF THE PERSONAL CONSCIOUSNESS

The author's article presents the main results of the theoretical analysis of conceptual approaches to the study of self-consciousness of the individual on the basis of criteria and indicators of physical, mental and social development, which determine a person's idea of himself as a self-identification of his self, self-image, Self-concept. The authors of the article consider the phenomenon of self-consciousness of the individual from the point of view of the following approaches: psychoanalytic, social, phenomenological, genetic and historical.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

поиск социальной поддержки, вносить изменения в свою систему самоуправления. Получая удовлетворение от социальной поддержки в стрессовых ситуациях, они чувствуют себя уверенно и комфортно, что не может способствовать профессиональному и личностному развитию.

Стратегия избегания, по мнению Д. Амирхана, является одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании псевдосовладающего поведения. Использование этой стратегии, по мнению автора методики, обусловлено недостаточным уровнем развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако, она может иметь и адекватный характер в определенных ситуациях. Важно, чтобы эта стратегия не становилась единственной и часто выбираемой при решении проблем, что может затруднить формировании ПВК педагога. В реальной жизни человек чаще всего использует все три поведенческие стратегии, в зависимости от ситуации.

Литература:

1. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 23 с.

2. Дикова В.В. Возможности методов психологической диагностики в оценке компетенций выпускников педагогического вуза // Современные технологии оценки качества образования в вузе: материалы Международ. науч.-практ. конф. (г. Нижний Тагил, 06 апреля 2017 г.). Нижний Тагил. 2017. С. 26-31.

3. Дьяченко Е.А., Кузнецова Е.Н. Потенциал олимпиады в высшем образовании // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы Международ. науч.-практ. конф. (г. Нижний Тагил, 25 апреля 2019 г.). Нижний Тагил. 2019. С. 10-17.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. доп. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга. 2003. 336 с.

5. Лысуенко С.А. Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки // Образование и наука. 2014. № 10 (119). С. 47-59.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманиатр. Фонд «Знание». 1996. 308 с.

7. Мешкова И.В., Завьялова Л.П. Адаптивный копинг как ресурс формирования психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 163-171. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-49-3-152

8. Прохорова И.К. Использование кейс-технологии при оценке сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы Международ. науч.-практ. конф. (г. Нижний Тагил, 25 апреля 2019 г.). Нижний Тагил. 2019. С. 23-31.

9. Скоробогатова Ю.В. Особенности эмоционального выгорания студентов педагогического вуза и его профилактика с помощью тайм-менеджмента // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). -С. 284-294. doi: 10.32744^е.2019.2.21

10. Сыченко Ю.А., Сыченко Ю.В. Личностная детерминация копинг-стратегий будущих педагогов // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы Третьей Междунар. науч. конф. (г. Казань, 08-10 ноября 2018 г.). Казань: Изд-во Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. С. 475-479.

11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.

Психология

УДК 159.923.2

кандидат биологических наук, доцент Миннахметов Рустем Рафикович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Абдрашитова Татьяна Викторовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Шафикова Наталья Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ

САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В авторской статье изложены основные результаты теоретического анализа концептуальных подходов к исследованию самосознания личности на основе критериев и показателей физического, психического и социального развития, определяющие представление человека о самом себе в качестве самоидентификации своего я, Я-образа, Я-концепции. Авторами статьи рассматривается феномен самосознания личности с точки зрения следующих подходов: психоаналитического, социального, феноменологического, генетического и исторического.

Ключевые слова: самосознание личности, концептуальные подходы, образ Я.

Annotation. The author's article presents the main results of the theoretical analysis of conceptual approaches to the study of self-consciousness of the individual on the basis of criteria and indicators of physical, mental and social development, which determine a person's idea of himself as a self-identification of his self, self-image, Self-concept. The authors of the article consider the phenomenon of self-consciousness of the individual from the point of view of the following approaches: psychoanalytic, social, phenomenological, genetic and historical.

Keywords: self-awareness of the individual, conceptual approaches, self-image.

Введение. Авторы отечественной и зарубежной психологии рассматривают феномен самосознания личности с точки зрения следующих подходов: психоаналитического, социального, феноменологического, генетического и исторического. Самосознание личности авторами трактуется через следующие понятия и определения: "Я", "Я-концепция", "образ Я", которые близкие друг к другу по значению, но различные по сути и содержанию [2, 10, 15, 18, 22, 24, 31].

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ и обобщение научно-психологической литературы отечественных и зарубежных источников позволил нам рассматривать феномен самосознания личности с точки зрения различных подходов.

Психоаналитический подход З. Фрейда рассматривает самосознание личности как бессознательное влечение, определяющее его психоэмоциональные импульсы, тем самым преувеличивая значимость врожденных факторов в раскрытии самосознания [4, 7, 16].

С точки зрения социального подхода на развитие самосознания влияют социальные условия, определяющие его социальное развитие [20, 23].

С позиции феноменологического подхода, развитие самосознания происходит в процессе социализации личности в условиях межличностного общения [9, 13, 30].Представители генетического подхода, рассматривая самосознание личности, делают основной акцент на эволюцию развития человеческого самосознания [26].

Теоретическими предпосылками понимания сущности и содержания самосознания в отечественной психологии является принцип социальной детерминированности. Данный методологический принцип раскрывается в культурно-исторической концепции психического развития личности Л.С. Выготского [19], в теории деятельности А.Н. Леонтьева, [1, 11], в исследованиях С.Л. Рубинштейна [17]. При этом следует отметить, что эволюция самосознания личности понимается как взаимосвязь в системе межличностных отношений, установок и самооценок, а общая предметная деятельность является условием для дальнейшего саморазвития в общении.

Самосознание личности непременно сопровождается развитием психических процессов, формированием самостоятельности и установлением ценностных отношений с окружающими людьми [6, 25].

По мнению А.Г. Спиркина [8, 12] самосознание представляет собой осознание человеком своих мыслей, помыслов, ориентиров, установок и мотивов поведения.

Как полагает В. В. Столин, значимость социальных ценностей личностного саморазвития влияет на формирование представлений о самом себе, в прошлом, настоящем и будущем [5, 14].

Рассматривая самосознание личности как психическое явление и составляющих его структурных компонентов не всегда соотносится с концептуальными представлениями авторов. Следует отметить, что большинство авторов в структуре самосознания выделяют когнитивный, конативный и аффективный компоненты [3, 7, 28, 29, и др.]. Когнитивный компонент рассматривается как результат развития самопознания в виде системы знаний личности о самом себе. В аффективном компоненте проявляется результат соотношения представления личности о самой себе. При этом конативный компонент развития самосознания формируется через совместную предметную деятельность.

С точки зрения И.И. Чеснокова [21] в психологической структуре самосознания личности присутствуют: самоопределение, самоанализ, самопознание и саморегулирование психической деятельности.

По мнению B.C. Мерлина [27] в психологической структуре самосознания личности выделяются следующие компоненты, которые рассматриваются как периоды его развития:

•осознание своей идентичности и тождественности, зарождающееся у ребенка в 11-месячном возрасте;

•осознание своего целостного "Я" как исходного начала для осуществления деятельности, проявляющееся в возрасте 2-3 лет и сопровождающееся установкой "Я сам";

•осознание своих личностных психических особенностей, свойств и качеств как процесса самонаблюдения и внутренней саморефлексии;

•осознание морально-нравственного самоопределения как способности свою само идентичность в подростковом и юношеском возрасте нс учетом имеющегося опыта.

С позиции B.C. Мухиной [32] самосознание личности рассматривается как некая психологическая система совокупности составляющих ее элементов, которая развивается по определенным возрастным закономерностям. При этом структурными компонентами самосознания являются ценности, ценностные установки, ценностные ориентации, направленные на: осознание своей психической и физической идентичности; признание своего социального тождества в соответствии с психической, физической, социальной и гендерной принадлежностью; осознание для себя ценности во временных рамках прошлого, настоящего и будущего; признание за собой права и ответственности перед самим собой и обществом.

Следует отметить, что наполнение самосознания личности индивидуально для каждого отдельного человека.

По мнению В.В. Столина [8] существует многоуровневая система самосознания личности, в которой происходит постоянное взаимодействия самопознания и самоотношения на трех уровнях развития: организменном, личностном и индивидуальном.

Рассматривая развитие самосознания личности на уровне жизнедеятельности организма, субъект деятельности руководствуется внутренними потребностями в физическом и функциональном благополучие и потребности в самосохранении от факторов, нарушающих нормальную жизнедеятельность организма. Таким образом, на данном уровне формируется Я-образ организма, который отражает внутреннее состояние функциональных систем организма человека.

На втором уровне социального развития личности происходит регуляция своего социального поведения в соответствии с культурологическими нормами, традициями, обычаями, существующими в данной социальной среде, поэтому формирование Я-образ происходит на основе системы самоидентичности в соответствие с возрастом, полом, психологическим статусом и социальной ориентацией.

Рассматривая самосознание на уровне личности, активность субъекта деятельности определяется, прежде всего, в соответствие с Я-образом, направленным на выделение личности из окружающего его социума с последующей его самореализацией.

Таким образом, в процессе социального развития самосознания происходит формирование образа самого себя, позволяющего личности, с одной стороны, отождествить себя с обществом, с другой, дифференцировать себя как индивидуальность [18, 24].

Выводы. Обобщая результаты теоретического исследования концептуальных подходов к исследованию сущности и содержания самосознания личности как движущей силы его самореализации в обществе позволяет заключить, что большинством авторов понимает самосознание не только как процесс познания человеком самого себя, но и как результат образования представления о себе в качестве субъекта действий и переживаний (образ Я) как значимой предпосылки для полноценного психического развития личности как

субъекта деятельности и складывающихся вокруг него межличностных отношений.

Литература:

1. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В.Исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 5. - С. 9.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.

7. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

8. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

15. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107

17. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

18. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

19. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н.Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.

22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

23. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.

26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6-1. - С. 170-174

29. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

30. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

32. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1(15). -С. 76-80.

Психология

УДК 316.6

кандидат исторических наук Норден Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому исследованию синдрома эмоционального выгорания как механизма психологической защиты личности. Представлены данные о механизме формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания, влиянии различных факторов на возникновение данного синдрома. Авторами представлены симптомы, характеризующие наличие синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, симптомы, стрессовые факторы, механизм психологической защиты, модели.

Annotation. The article is devoted to the theoretical study of the emotional burnout syndrome as a mechanism of psychological protection of the personality. The data on the mechanism of formation of preconditions for the emotional burnout syndrome, the influence of various factors on the occurrence of this syndrome are presented. The authors present the symptoms that characterize the presence of burnout syndrome.

Keywords: burnout syndrome, symptoms, stress factors, psychological defense mechanism, models.

Введение. В современных условиях жизнедеятельности личности в социокультурной среде своего существования одной из актуальных проблем психического реагирования на стрессовые воздействия окружающей среды является психоэмоциональное выгорание как механизм психологической защиты [6, 18, 27]. Впервые о данном синдроме было упомянуто в т1974 году в одной из статей американского психиатра H.J. Freudenberger, посвященной выживанию личности в современных условиях ее существования [1, 20].

Данное психическое явление было описано у практически здоровых людей, интенсивно задействованных в сфере деловой коммуникации. Наиболее общими симптоматичными признаками данной категории людей было психосоматическое и эмоционально-волевое истощение энергетических ресурсов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.