Научная статья на тему 'СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ'

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1073
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СИМПТОМЫ / СТРЕССОВЫЕ ФАКТОРЫ / МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / МОДЕЛИ / BURNOUT SYNDROME / SYMPTOMS / STRESS FACTORS / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISM / MODELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Норден Александр Петрович, Шувалова Надежда Вячеславовна, Чапурин Михаил Николаевич

Статья посвящена теоретическому исследованию синдрома эмоционального выгорания как механизма психологической защиты личности. Представлены данные о механизме формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания, влиянии различных факторов на возникновение данного синдрома. Авторами представлены симптомы, характеризующие наличие синдрома эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Норден Александр Петрович, Шувалова Надежда Вячеславовна, Чапурин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURN OUT SYNDROME AS A MECHANISM OF PERSONAL PSYCHOLOGICAL PROTECTION

The article is devoted to the theoretical study of the emotional burnout syndrome as a mechanism of psychological protection of the personality. The data on the mechanism of formation of preconditions for the emotional burnout syndrome, the influence of various factors on the occurrence of this syndrome are presented. The authors present the symptoms that characterize the presence of burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ»

22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

23. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.

26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6-1. - С. 170-174

29. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

30. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

32. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1(15). -С. 76-80.

Психология

УДК 316.6

кандидат исторических наук Норден Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому исследованию синдрома эмоционального выгорания как механизма психологической защиты личности. Представлены данные о механизме формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания, влиянии различных факторов на возникновение данного синдрома. Авторами представлены симптомы, характеризующие наличие синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, симптомы, стрессовые факторы, механизм психологической защиты, модели.

Annotation. The article is devoted to the theoretical study of the emotional burnout syndrome as a mechanism of psychological protection of the personality. The data on the mechanism of formation of preconditions for the emotional burnout syndrome, the influence of various factors on the occurrence of this syndrome are presented. The authors present the symptoms that characterize the presence of burnout syndrome.

Keywords: burnout syndrome, symptoms, stress factors, psychological defense mechanism, models.

Введение. В современных условиях жизнедеятельности личности в социокультурной среде своего существования одной из актуальных проблем психического реагирования на стрессовые воздействия окружающей среды является психоэмоциональное выгорание как механизм психологической защиты [6, 18, 27]. Впервые о данном синдроме было упомянуто в т1974 году в одной из статей американского психиатра H.J. Freudenberger, посвященной выживанию личности в современных условиях ее существования [1, 20].

Данное психическое явление было описано у практически здоровых людей, интенсивно задействованных в сфере деловой коммуникации. Наиболее общими симптоматичными признаками данной категории людей было психосоматическое и эмоционально-волевое истощение энергетических ресурсов,

отрицательное отношение к раннее интересной работе, проявление негативной самооценки к своей личности и негативном отношении к другим, а также снижение эмпатии и утрата понимания со стороны коллег [4, 9, 19, 28].

В связи с научной новизной исследуемой проблемы в условиях интенсификации деловой коммуникации и отсутствие необходимого методологического сопровождения и психологического инструментария затрудняло изучение данного психического явления среди ученых и специалистов в психологическом научном сообществе [10].

Изложение основного материала статьи. Первым шагом на пути к научному исследованию этого психологического явления стала разработка тестового опросника Маслач и Дж. Джексон «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволяющего выявить характерные признаки и психологические особенности состояния психоэмоционального выгорания у представителей различных типов профессий в сферах профессиональной деятельности [1, 5, 17, 21].

За это время были достигнуты значительные успехи и появились новые результаты в определении содержания понятия «выгорание», его характерных признаков и симптомов в сравнении с другими психическими расстройствами.

В настоящее время в научно-профессиональном сообществе психоэмоциональное выгорание рассматривается как психологическая категория, раскрывающая механизм психологической защиты как способ адаптации человека к социальной среде. При этом психоэмоциональное выгорание рассматривается учеными с двух специфических методологических подходов, с одной стороны, как разновидность профессионального стресса (процесс), с другой, как следствие профессиональных стрессов (результат) [1, 24].

В связи с чем, в трудах ученых появились различные интерпретации синдрома психоэмоционального выгорания человека в контексте нарушений и расстройств его психологической сферы как реакции на негативное воздействие психосоматического и социального раздражителей [12].

Впервые данное психическое явление рассматривалось специалистами в сфере клинической психологии и психиатрии как психический процесс, психическое свойство и психическое состояния человека во всех его клинических признаках и проявлениях.

Наиболее подробную симптоматическую характеристику данного психологического явления дал американский психиатр X. Фреденбергера, который обозначил данное понятие как комплексную характеристику психосоматических, психофизиологических и психосоциальных дисфункций, корреляционно зависимых от совокупности стрессовых факторов, связанных с особенностями профессиональной деятельности, деловой и личностной коммуникации [2, 26].

Профессиональные подходы к исследования синдрома психоэмоционального выгорания в дальнейшем развивались в научных трудах американских психологов К. Маслача, С. Джексона, Б. Перлмана и других, исследования которых позволило сделать предположение, что синдром психоэмоционального выгорания является ответной реакцией организма на устойчивый и длительный по своему воздействию стресс, вызывающий психические расстройства личности как проявления нарушений его дисфункций [1, 14, 15].

Особое значение приобрело исследование социально-психологических факторов, непосредственно влияющих на развитие имеющихся дисфункций, связанных с нарушением требований к защите психического здоровья и обеспечением охраны труда работников с учетом специфики профессиональной сферы деятельности.

При этом психоэмоциональное выгорание рассматривалось как процесс и результат нарушения психической сферы деятельности работника на рабочем месте в условиях, связанных с профессиональной адаптацией к неблагоприятным факторам социальной среды.

В ходе исследования выяснилось, что данный синдром рассматривался как психологический механизм нервно-психической защиты как психосоматическая реакция на воздействие психотравмирующих факторов, как регулятивная система, позволяющая стабилизировать психическое состояние личности и уменьшить эмоциональный порог чувства тревоги, вызванного состоянием внутреннего конфликта [8].

Некоторые ученые (К. Маслач, В.Е. Орел, В.В. Бойко, М. Burish, ST. Meier, A. Pines, Е. Aronson и другие) определяют данный синдром как ответную реакцию организма на стресс, в результате которого формируется психофункциональный стереотип, обеспечивающий дозирование расходов психоэмоциональной энергии и личностных ресурсов в процессе адаптации индивида к условиям социальной и профессиональной среды его жизнедеятельности [13, 22, 29].

Конечным итогом проявления синдрома психоэмоционального выгорания является потеря саморегуляции и самоконтроля психоэмоциональных возможностей человека.

Данный синдром рассматривается как ответная реакция на стрессовый раздражитель, проявляющаяся в характерных симптомах, таких как: негативные переживания, эмоциональные волнения, социальная агрессивность, негативные установки по отношению к окружающим, профессии и самому себе.

В соответствие с характерологическими особенностями проявления эмоционального выгорания ряд исследователей Е. Mäher, S Kahili. С. Cherniss выделяют пять ключевых блоков, определяющих специфику данного синдрома [7, 16].

Симптомами синдрома эмоционального выгорания являются:

1. Соматические симптомы: постоянная бессонница; напряженное состояние мышц; повышенное давление; головокружение; повышенная утомляемость; чувство усталости; болезненность в области грудной клетки; ноющие боли в сердце; нарушение сердечных ритмов.

2. Аффективные симптомы: раздражительность; уязвимость; чувство тревоги; хроническая депрессия; фрустрация; агрессивность; потеря интереса к жизни и профессии; переживание чувства одиночества; пессимизм; безразличие к окружающим; чувство безнадежности.

3. Конативные симптомы: злоупотребление алкоголем, табаком, лекарствами и прочими психотропными веществами; снижение аппетита; гиподинамия.

4. Когнитивные симптомы: снижение умственной работоспособности; безразличие ко всему новому; потеря творческого состояния; проявление скуки, тоски, печали, апатии.

5. Социальные симптомы: снижение интереса к социальному окружению; ощущение самоизоляции; нежелание общаться с коллегами по работе; упрощение взаимоотношений как в коллективе, так и в семье;

ощущение недостатка внимания со стороны друзей, семьи и коллег по работе; снижение интереса к свободному досугу и отсутствие хобби.

При этом следует отметить, что данные симптомы имеют субъективный характер их проявления в зависимости от типологических особенностей личности (характер, тип нервной системы), а так же зависят от предрасположенности личностных свойств человека к проявлению эмоционального выгорания.

Таким образом, психоэмоциональное выгорание можно рассматривать как устойчивый симптоматичный комплекс, который раскрывается одновременно как процесс и результат психических процессов, свойств и состояний личности в целом.

Современные исследования психоэмоционального выгорания раскрывают психологические механизмы функционирования данного психического явления с точки зрения, одно-, двух-, трех- и четырехфакторных моделей его развития [1, 3, 11, 25].

Однофакторная модель предполагает истощение психоэмоциональных энергетических ресурсов организма в следствие происходящих с личностью внутренних изменений.

Двухфакторная модель характеризуется деперсонализацией личности, отражающей установочный характер ухудшения межличностных отношений в процессе деловой коммуникации.

Рассматривая данное явление с позиции трехфакторной модели происходит психическое перенапряжение, что отражается на профессиональной эффективности и работоспособности, что в конечном итоге приводит к снижению самооценки личности и потери ее индивидуальности.

Особенностью проявления четырехфакторной модели эмоционального выгорания является разделение вышеперечисленных симптомов на два отдельных блока, связанных с особенностями профессии или с субъектами межличностно взаимодействия.

Многие исследователи синдрома психоэмоционального выгорания рассматриваю его в двух взаимосвязанных плоскостях: вертикальная плоскость связывает субординацию отношений и доминанты влияния своих коллег; горизонтальная плоскость выражается в целом комплексе симптоматических проявлений [1, 16, 23, 29].

Синдром эмоционального выгорания проявляется на трех уровнях доминанты проявления эмоциональных, когнитивных и мотивационных симптомов, вследствие чего выделяются индивидуально-психологические, социально-психологические и организационно-психологические комплексы симптоматических реакций [30].

Выводы. Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования синдрома эмоционального выгорания как механизма психологической защиты личности, следует заключить, что в данном психическом феномене выделяются физический, эмоциональный, интеллектуальный, поведенческий, мотивационный комплексы объединенные в многоуровневую систему индивидуального реагирования личности на стрессовые факторы в аспекте изучения личностной деформации человека в условиях профессиональной деятельности. Исследование данного явления позволяет определить перспективы разработки технологий организации охраны труда, с целью оказания своевременной психологической помощи сотрудникам, переживающих в своей внутренней психической структуре дезадаптацию, деформацию и дезинтеграцию.

Литература:

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999. - 30 с.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Педагогические науки. - 2015. - С. 2.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.

6. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 5. - С. 9.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.

9. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

14. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

15. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

16. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

17. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.

20. Бурцев В.А., Черенщиков А.Г., Герасимов Е.А. Инновационные формы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 136-140.

21. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

23. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.

25. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

26. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

27. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

28. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

29. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

30. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1(15). -С. 76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.