Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
982
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ «Я» / Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗ ТЕЛА / SELF-IMAGE / SELF-CONCEPT / SELF-AWARENESS OF THE INDIVIDUAL / BODY IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Файзрахманов Ильнар Илдарович, Халилуллин Фаиль Фаргатович, Гайнуллин Дмитрий Евгеньевич

Статья посвящена исследованию особенностей формирования Я-концепции как условия развития самосознания личности. Авторами статьи представлен теоретический анализ авторских подходов к пониманию Я-концепции личности и ее структурных компонентов. Авторами установлено, что результатом процессов самосознания выступает Я-концепция, а образ Я в Я-концепции выступает как установка человека на самого себя, которая существует в трех модальностях. Представление о своем физическом облике является одной из составляющих Я-концепции каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Файзрахманов Ильнар Илдарович, Халилуллин Фаиль Фаргатович, Гайнуллин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-CONCEPTS AS A CONDITION FOR DEVELOPMENT OF SELF-CONSCIOUSNESS OF PERSONALITY

The article is devoted to the study of the features of the formation of the Self-concept as a condition for the development of self-consciousness of the individual. The authors present a theoretical analysis of the author's approaches to understanding the Self-concept of personality and its structural components. The authors found that the result of the processes of self-consciousness is the Self-concept, and the image of the Self in the Self-concept acts as a person's attitude to himself, which exists in three modalities. The idea of your physical appearance is one of the components of the Self-concept of each person.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

результатов. Данное занятие было направлено выстраивание коммуникаций между родителями и детьми, умение налаживать контакт между участниками процесса, преодолевать внутригрупповые противоречия. Работа в команде способствовала снижению страха ответственности за неудачу.

«Семейный рельеф». Совместный рельеф, выполненный с семьей из пластилина. На первом этапе участники коррекционного процесса получали необходимые материалы, 1 картонный лист А 4, пластилин, материал для свободного декорирования, и разъяснения педагога. На втором этапе участники распределяли обязанности между собой, решали, что изобразить, кто будет наносить рисунок на доску, кто подготавливает пластилин. Тема изображения: «Мой дом - моя крепость». На третьем этапе - участники создавали дом для своей семьи, изображали членов семьи и защиту. Четвертый этап - обсуждение результатов. Данное занятие было направлено на самоопределение ребенка, который имеет возможность при установлении контакта с родителями самому выбрать свою роль в творческом процессе, преодолевать внутригрупповые противоречия. Работа в команде с родителями способствовала снижению страха ответственности за неудачу.

Выводы. Проведенная контрольная диагностика показала, положительную динамику в коррекции агрессии у детей с ЗПР. По результатам контрольного исследования количество детей с коэффициентом, соответствующем нормальному уровню агрессии (от -1 до 1) увеличилось, количество детей, которые показали коэффициент агрессии выше уровня нормы сократилось.

Данные контрольного эксперимента продемонстрировали эффективность использования совместной изодеятельности детей и родителей в коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся с задержкой психического развития.

Успешная реализация нашего исследования подтверждает возможность использования, разработанной нами программы, в школах, классах, осуществляющих АОП 7.2 педагогами-психологами и дефектологами. Так же реализация представленной нами программы возможна в условия частых образовательных учреждений.

Литература:

1. Гринина Елена Сергеевна, Рудзинская Танзиля Фаатовна Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-semyah-vospityvayuschih-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 04.10.2020).

2. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136 с.

3. Инденбаум, Е.Л. Психосоциальное развитие при легких формах интеллектуальной недостаточности [Текст]: монография / Е.Л. Инденбаум. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011 - 120 с.

4. Ландгартен Х. Семейная артпсихотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шеффера и Л. Кери. — СПб: Питер, 2001. — С. 276-292.

5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

6. Маркина А.Ю., Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития // Вестник СМУС74. 2015. №3 (10)

7. Померанцева Татьяна Анатольевна Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-komponenty-sotsializatsii-i-individualizatsii-mladshih-shkolnikov-v-sovremennom-sotsiokultumom-obschestve (дата обращения: 15.11.2020).

8. Прихожан, A.M. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

9. Сейфи, С.Т. Коллективное творчество в формировании "школьного социума" и жизненных установок подростка [Текст]: из опыта нижегородской школы N 66 / Сейфи С.Т., Жукова Н.Н. // Мир психологии. -2008. - N 1. - С. 202-211.

10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.: илл.

11.Ткачева, В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. . .докт. психол. наук / В.В. Ткачева. Н. Новгород, 2005. - 310 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат биологических наук, доцент Файзрахманов Ильнар Илдарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат психологических наук, доцент Халилуллин Фаиль Фаргатович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань); кандидат экономических наук, старший преподаватель Гайнуллин Дмитрий Евгеньевич Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей формирования Я-концепции как условия развития самосознания личности. Авторами статьи представлен теоретический анализ авторских подходов к пониманию Я-концепции личности и ее структурных компонентов. Авторами установлено, что результатом процессов самосознания выступает Я-концепция, а образ Я в Я-концепции выступает как установка человека на самого себя, которая существует в трех модальностях. Представление о своем физическом облике является одной из составляющих Я-концепции каждого человека.

Ключевые слова: образ «Я», Я-концепция, самосознание личности, образ тела.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of the formation of the Self-concept as a condition for the development of self-consciousness of the individual. The authors present a theoretical analysis of the author's approaches to understanding the Self-concept of personality and its structural components. The authors found that the result of the processes of self-consciousness is the Self-concept, and the image of the Self in the Self-concept acts as a person's attitude to himself, which exists in three modalities. The idea of your physical appearance is one of the components of the Self-concept of each person.

Keywords: Self-image, Self-concept, self-awareness of the individual, body image.

Введение. Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования «Я» в теориях личности свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса формирования Я-концепции как ядре человеческой личности [1, 12, 13].

«Я» рассматривается как результат выделения себя из окружающей среды, позволяющий ощущать себя субъектом физических и психических свойств, состояний, действий и процессов, свою целостность и тождественность с самим собой как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении и оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности.

B.В. Столин [2] в Я-концепции выделяет три уровня:

• физический Я-образ (схема тела), обусловленный потребностью в физическом благополучии организма;

• социальная идентичность, связанная с потребностью человека в принадлежности к общности и обусловленная стремлением быть в этой общности;

• дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации [1, 6, 26].

Изложение основного материала статьи. В исследованиях самосознания, включающих Я-физическое в теоретическую схему, существует два типа отношений между Я-физическим и общей Я-концепцией [8]. Первый тип отношений характерен для «функциональных схем» и предполагает существование многих частных аспектов самосознания, в ряду которых находится и Я-физическое.

Понимая Я-концепцию, как совокупность установок на себя, Р. Бернс выделяет в них две интегративных сферы: самооценка или принятие себя, связанное с Я-сознающим, и образ Я, связанный с Я-объектом. В установках, направленных на себя, Бернс выделяет три модальности: реальные Я-установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли; зеркальные Я-установки - представление о том, как его воспринимают другие; Я-идеальное, соответствующее наилучшим представлениям о себе в будущем.

Самую нижнюю ступень иерархии Р. Берте отдает следующим аспектам Я-концепции: Я-социальное, Я-духовное, Я-умственное, а также Я-физическое. Специфика Я-физического раскрыта Р. Бернсом слабее остальных элементов структуры [1, 27].

Л.Г. Уляева утверждает, что для личности элементом Я-физического являются не только телесность, но и движения, кинетика, с многочисленными признаками их уникальности и выразительности, и приходит к заключению, что исследования Я-физического до сих пор не получили признания и полноты, соответствующей их жизненной значимости, особенно для ряда профессий и видов занятий человека (балетное и актерское искусство, спорт, военное дело и многое другое) [15].

Второй тип отношений существует в так называемых «генетических» схемах. Он предполагает существование Я-физического на ранних этапах онтогенеза, как предпосылку и базис формирования самосознания [14, 20].

В сферу осознания Я-физического вовлекаются вначале отдельные органы чувств и части тела. Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей. Через синтез отдельных представлений у него возникает первичный образ собственного тела и способность владения им в форме произвольных движений, что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того пространства, в котором он находится, причем его дальнейшая роль в общей структуре самосознания или вообще опускается или, в лучшем случае, признается, что Я-физическое - сложный био социальный комплекс.

Наблюдаемое на ранних этапах онтогенеза формирование Я-физического не заканчивается социализацией индивида (социальной детерминацией), а становится самодетерминированным в результате динамики и опосредствования Я-концепцией [19].

Я-физическое, Я-социальное, Я-умственное и Я-эмоциональное составляют самую нижнюю ступень в Я-концепции и в структуре самосознания. К сожалению, Р. Бернс [29] лишь указал на место этих аспектов в структуре Я-концепции (не углубляясь в содержание), хотя заметил, что представление о своем физическом облике является о дной из главных составляющих Я-концепции каждого человека.

C.А. Баклушинский [23] считает, что Я-концепция не является стабильной, раз и навсегда за данной структурой. Она изменяется с течением времени, особую роль играют в этом обратные связи от лиц, принадлежащих к ближайшему социальному окружению индивида. Я-концепция проявляется через рабочие или частные Я-концепции, которые зависят от конкретного социального контекста, в котором они реализуются.

В подходах к определению понятия «Я-физическое» среди исследователей нет единого мнения. В литературе встречаются различные термины, которые так или иначе связаны с психическим отражением человеком различных сторон своей телесности. Крупнейший теоретик в данной области С. Фишер [32] вынужден признать, чтосуществует серьезная путаница в использовании ряда терминов, имеющих отношение к образу тела.

Зарубежными учеными [1, 5, 24] часто применяется термин «образ тела» (body image). Определяя место образа тела в структуре Я-концепции, авторы рассматривают тело как своеобразное хранилище Я, обладающее более или менее о пределенными субъективными границами.

Тело рассматривается как объект, отражающийся в самосознании со стороны его значимости и ценности для человека, удовлетворенности его внешними характеристиками (формами и размерами) [3, 21]. К примеру,

З. Фрейд [31] и А.Адле р [1] отмечали, что некоторые типы поведения человека представляют собой по пытку компенсации истинной и воображаемой ущербности тела. В целом, в работах этих авторов подчеркивалась тесная связь телесного опыта с Я-концепцией и значимость эмоционально-ценностного отношения человека к своей телесной внешности в формировании образа Я. В ряде работ изучалась точность восприятия человеком своего тела - недооценка, переоценка, искажение в восприятии тела [7, 16, 22]. Образ тела рассматривается как результат активности определенных нейронных систем, как пластическая модель, которую каждый строит, исходя из соматических ощущений. Образ тела обеспечивает регулировку положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий [17] Например, П. Федерен [30] считает, что образ тела является ситуативной психической репрезентацией собственного тела. Дж. Чаплин [25], определяя образ тела как "представление индивида о том, как его тело воспринимается другими", считает образ тела синонимом "концепции тела".

Д. Беннет [4] предлагает выделять в образе тела две стороны: 1) "концепцию тела", которая определяется операционально как набор признаков, обозначенных самим человеком, когда он описывает тело, отвечая на вопросы или рисуя фигуру человека. Причем, если индивид описывает абстрактное тело, то это "общая концепция тела", е сли же собственное - это собственная "концепция тела" в большой степени подвержена влиянию мотивационных факторов; 2) "восприятие тела", которое выступает как чувственная, преимущественно зрительная картина собственного тела.

В настоящее время наиболее распространенным является понимание образа тела как сложного комплексного единства восприятий, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью, и с функциями тела. В частности, Р. Шонц [10] осуществил уровневое описание образа тела. В его теоретической конституции образ тела представлен на четырех уровнях: «схема тела», «телесное Я», «телесное представление» и «концепция тела». Схема тела обеспечивает представление об ориентации тела в пространстве и положение частей тела относительно друг друга.

Восприятие тела как объекта в пространстве представляет собой фундаментальный уровень телесного переживания. Большинство отечественных и зарубежных авторов сходятся во мнении, что схема тела - это прижизненно формирующаяся структура, которая позволяет субъекту представить в любой момент и в любых условиях положение различных частей своего тела и ощутить их принадлежность к единому целому [1, 2, 9, 11, 18 и др.]. Схема тела стабильна и нарушается только при глубоких воздействиях (повреждение мозга, нарушение иннервации и действие фармакологических препаратов). Даже такие серьезные психические нарушения, как невроз и психоз, минимально влияют на нее.

Телесное Я, как уровень образа тела, определяет телесную самоидентичность. Жизненный опыт разделяется на тот, который относится ко мне, и тот, который ко мне не относится. Ребенок начинает постигать мир тоже исходя из своего собственного тела: он учиться различать «внутри» и «снаружи», «перед» и «после», «там» и «здесь» и другие телесно определенные обозначения дистанции и направления.

Телесные представления человека непрерывно развиваются. Фантазии и сны обычно опираются на непривычные знаки и символы и часто не следуют правилам и логике. Одновременно тело и его функции могут иметь несколько обозначений. Например, человек, называющийся себя обезьяной, может привести несколько доводов в подтверждение этого. Он думает о себе так, потому что он ловок и проворен, или же потому, что он о ценивает себя примитивным, или оттого, что он очень волосат. На этом уровне за мыкаются элементы других уровней образа тела.

Концепция тела - формальное знание о теле, которое выражается с помощью общепринятых символов и полностью соединяется с рациональным пониманием и служит ре гулятором поведения, направленного на поддержание поведения, борьбу с болезнями [28].

Выводы. Обобщая результаты анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме иссле дования можно заключить следующее:

I. Результатом процессов самосознания выступает Я-концепция.

II. Образ Я в Я-концепции выступает как установка человека на самого себя, которая существует в тре х модальностях.

III. Представление о своем физическом облике является одной из составляющих Я-концепции каждого человека. Я-физическое рассматривается как:

■ ситуативная психическая репрезентация собственного тела на основе соматических и зрительных ощущений, обеспечивающая телесную самоидентичность и регулировку положения частей тела, контроль и коррекцию двигательных действий с учетом внешних условий;

■ формальное знание о теле;

■ восприятие своей внешности и ее самооценка с учетом представлений индивида об эталонах пропорций тела и о том, как его тело воспринимается другими людьми.

Литература:

1. Александрова, Н.И. Образ физического "Я" в самосознании школьников // Тезисы докладов XI научно-практической конференции психологов спорта. - Минск, 1990. - Ч. П. - С. 99-100.

2. Альбшлави М.М., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Гендерные особенности техники соревновательных упражнений в тяжелой атлетике // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 14-20.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Педагогические науки. - 2015. - С. 2

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.

8. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 5. - С. 9.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.

11. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 11.

17. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

18. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.

21. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.

22. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

23. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

26. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 34-37.

27. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

28. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

29. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

30. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике:

Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

32. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). - С. 76-80.

Психология

УДК 159.922

кандидат философских наук, доцент Фирер Наталья Демьяновна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); ассистент Колланг Евгения Ренеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Суслова Дарья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ феномена профессионального самоопределения и факторов его развития в студенчестве. Показано, что профессиональное самоопределение представляет один из важных элементов жизненного самоопределения человека, оно может быть рассмотрено как осознанный, ценностный выбор личностью вариантов своего будущего жизненного пути и его реализации. Выделенные в статье группы факторов профессионального самоопределения способствуют постепенному формированию у студентов готовности к развитию в пространстве профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессия, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, факторы профессионального самоопределения, студенты.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the phenomenon of professional self-determination and the factors of its development in students. It is shown that professional self-determination is one of the important elements of a person's life self-determination; it can be considered as a conscious, value-based choice by a person of options for his future life path and its implementation. The groups of factors of professional self-determination highlighted in the article contribute to the gradual formation of students' readiness for development in the space of professional activity.

Keywords: profession, professional activity, professional self-determination, factors of professional self-determination, students.

Введение. В настоящее время проходят процессы, которые меняют представления людей об окружающем их мире. Многократное увеличение количества информации, которую необходимо освоить, появление новых технологий и многие другие составляющие современной жизни принуждают индивида постоянно подстраиваться к изменениям и стремиться к получению новых знаний, в результате образование в жизни человека начинает играть одну из самых важных ролей на протяжении всего периода жизни.

В данный момент особенно остро стоит проблема профессионального самоопределения молодёжи. Динамика рынка труда, особенностей профессиональной деятельности, высокий уровень конкуренции между желающими получить хорошую высокооплачиваемую работу приводят к насущной необходимости для молодых людей хорошо ориентироваться в профессиональном мире, сопоставлять качества своей личности с системой требований выбранной профессии. Сегодня молодежь находится в ситуации сложного выбора, что влечет за собой кризисные явления в процессе самоидентификации молодого поколения, а также затруднения в профессиональном самоопределении.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное самоопределение рассматривается нами в качестве важнейшего проявления психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов.

Для того чтобы наиболее полно раскрыть понятие и особенности профессионального самоопределения лучше всего первым делом рассмотреть более широкую по содержанию категорию, такую как самоопределение личности. Например, Сафин В.Ф определяет самоопределившуюся личность как социально зрелого человека, обладающего высоким уровнем развития интеллекта, физических сил, практических умений и навыков, необходимых для социально-нравственной деятельности [3].

Некоторые зарубежные и отечественные психологи, социологи рассматривают самоопределение как одну из форм социализации личности, которая связана с осознанием своих индивидуальных возможностей, либо как определенный этап в развитии и становлении личности, в ходе которого происходит построение планов на будущее и поиск себя в различных социальных ролях [1]. Индивид способен становиться и быть субъектом социальных отношений, оказывать влияние не только на других людей, но и воздействовать на самого себя с помощью анализа собственных поступков, то есть рефлексии. Из этого можно сделать вывод о том, что для более успешного выбора человеку необходим какой-то опыт, его действия должны быть обдуманными и направленными на выполнение конкретной цели.

Выбор занимает центральное место в процессе самоопределения об этом можно говорить, исходя из раскрытия данного понятия. Становление включает в себя некоторые противоречия: одним из противоречий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.