Научная статья на тему 'СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА'

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ESSENCE / CONTENT / PROFESSIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннахметова Лариса Тагировна, Залялиева Ольга Владимировна, Воробьева Ирина Владимировна

В статье авторами представлены концептуальные подходы к определению сущности и содержания профессионального интереса. Профессиональный интерес рассматривается как сложное личностное образование, выступающее как единство рационального знания о профессиональной деятельности, как объекте интереса, эмоционального переживания ее субъективной значимости для удовлетворения потребностей и стремления к профессиональной деятельности как способу насыщения значимых для личности потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннахметова Лариса Тагировна, Залялиева Ольга Владимировна, Воробьева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIVE CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL INTEREST

In the article, the authors present conceptual approaches to defining the essence and content of professional interest. Professional interest is viewed as a complex personal education, acting as a unity of rational knowledge about professional activity, as an object of interest, emotional experience of its subjective significance for satisfying needs and striving for professional activity as a way of saturating needs that are significant for a person.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА»

поддержку необходимым ресурсам. В соматотерапии используется работа с метафорами при помощи таких вопросов как: «Что Вы чувствуете сейчас в теле? Проследите за этим ощущением. Где оно находится? Какого размера, цвета, из какого материала и т.п.?» Объединение различных направлений в работе с травматическими переживаниями является очень важным. Для освобождения от последствий травм, весьма важно провести работу на различных уровнях: выражение эмоций, связанных с травмой, нервно-мышечной разрядки травматической энергии, получение новых значений травматизации.

Выводы. Подводя итог результатам исследования, можно отметить, что:

1. Переживания психологической травмы - процесс, возникающий в результате воздействия на человека события, которое несет объективную или субъективную угрозу физической или психической целостности человека.

2. Психологическую травму можно понять только в том случае, если рассматривать ее как процесс переживания травмирующего события, которое сопровождается изменением в эмоциональной сфере индивида.

3. В переживании психотравмы задействованы многие личностные ресурсы, и в частности - ресурсы, отвечающие за жизнестойкость и преодолевающее поведение. Чтобы понять механизмы переживания человеком психотравмы и преодолеть ее, нужно исследовать закономерности движения сложной системы переживания события как единого целого, а также динамическую взаимосвязь всех подсистем и элементов, которые образуют целостность личности.

Литература:

1. Алферова, К.С. Гендерные особенности переживания ситуации развода: матер. конференц. «Ломоносов 2015». Секция «Психология современной семьи» / К.С. Алферова [Электронный ресурс]. - URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/6931/uid90202_report.pdf (дата обращения: O7.11.2020).

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 2004. - 262 с.

3. Levin, P.A. Waking the Tiger-Healing Trauma. The Innate Capacity to Transform Overwhelming Experiences / P.A. Levin with Ann Frederick. - Berkeley, California: North Atlantic Books, 1997. - 247 р.

Психология

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент Миннахметова Лариса Тагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Залялиева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); старший преподаватель Воробьева Ирина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Аннотация. В статье авторами представлены концептуальные подходы к определению сущности и содержания профессионального интереса. Профессиональный интерес рассматривается как сложное личностное образование, выступающее как единство рационального знания о профессиональной деятельности, как объекте интереса, эмоционального переживания ее субъективной значимости для удовлетворения потребностей и стремления к профессиональной деятельности как способу насыщения значимых для личности потребностей.

Ключевые слова: сущность, содержание, профессиональный интерес.

Annotation. In the article, the authors present conceptual approaches to defining the essence and content of professional interest. Professional interest is viewed as a complex personal education, acting as a unity of rational knowledge about professional activity, as an object of interest, emotional experience of its subjective significance for satisfying needs and striving for professional activity as a way of saturating needs that are significant for a person.

Keywords: essence, content, professional interest.

Введение. Философы утверждают, что осознаваемая человеком цель как закон определяет способ и характер его действий [6]. Цели выступают в роли системообразующего критерия, поскольку благодаря им вовлекаемые элементы множества организуются в систему, поэтому основным критерием выделения системы, как целого, из окружающей среды является рассмотрение ее со стороны целевого назначения [4]. Целью функционирования профессионального интереса, как одной из характеристик личности, является побуждение ее к осуществлению деятельности в выбранной профессии. Качественное своеобразие цели обуславливает возможность и необходимость выделения профессионального интереса как функциональной системы и исследования ее с позиции системного подхода.

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования профессионального интереса к конкретной деятельности педагога, врача, инженера может быть решена только на основе изучения его сущности и содержания, психологических механизмов его возникновения и развития.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова [9] интерес определяется как «внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным» Философы определяют интерес как «понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом» [11, 15], акцентируя внимание на значимости объективных явлений для субъекта деятельности. С психологической точки зрения, интерес характеризуется как «положительное эмоционально окрашенное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем» [17], как «потребностное отношение человека к миру» [10, 18], как отношение личности к объекту, составляющего определенную для нее ценность и привлекательность [6], как психологическое образование, определяющее отношение личности к определенным областям действительности [8, 10, 12], как выражение общей направленности личности [13], как интегральное познавательно-эмоциональное отношение к деятельности [7], как действенная сторона личности,

определяющая систему ее отношений и действий, как энергетическая сила, активизирующая личность и побуждающая ее к осуществлению профессиональной деятельности [3].

В ряде определений интерес связывается только с познавательной деятельностью в виде отношения, реализуемого «в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане» [14].

В других работах интерес связывается не только с познавательной, но и другими видами деятельности. В частности, Л.А. Гордон [21] понимает под интересом «...эмоционально окрашенную направленность нашего сознания на определенные объекты, соединенную со стремлением к ним и обычно - с соответствующей деятельностью». Б.И. Додонов [27] определяет интерес как устойчивую особенность человека, которая выражается в увлеченности предметом или делом. Автор предлагает различать две формы проявления и существования интереса: как состояния и как свойства.

Интерес как состояние (эмоционально-интеллектуальное) характеризуется интенсивным вниманием человека к предмету интереса. Внимание вызывается и поддерживается удовлетворением, которое доставляет человеку интересующий предмет. Интерес как устойчивая особенности личности (свойство) - это потребность в предмете интереса, который вызывает положительное эмоциональное переживание. Автор считает, что интерес как свойство личности формируется через возникновение у субъекта конкретного интереса как состояния. Особое место в системе интересов человека занимает профессиональный интерес, выражающий отношение человека к конкретной профессии, и выступающий вследствие этого основным «внутренним» регулятором профессиональной деятельности. Интерес к различным видам профессиональной деятельности является предметом многих исследований. Он рассматривается: как интерес к предпочитаемому виду деятельности [20]; как индивидуально-психологическое явление, которое в сочетании с умениями и навыками выступает в качестве инкорпорирующего начала творческого отношения к деятельности [12]; как структурная единица направленности [5], которая в сочетании со склонностью определяет профессиональное призвание человека. Профессиональное призвание к конкретной профессии означает внутреннее состояние личности и силу, которые выражаются в устремленности к определенной профессиональной деятельности [30]. В свете психологической теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) профессиональный интерес выступает как структурный элемент направленности, побуждающей субъекта заниматься конкретной профессиональной деятельностью относительно независимо от ситуации [7]. С одной стороны профессиональный интерес является предпосылкой к совершению деятельности, с другой стороны, результатом ее воздействия на субъекта - сформировавшейся направленностью.

В теории личности, разработанной советскими психологами (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.), сформулирован личностный принцип, предполагающий рассмотрение психических процессов и состояний не как отдельных предметов исследования, а как процессов и состояний личности. Согласно концептуальным положениям данной теории профессиональный интерес понимается как сложное личностное образование психических состояний и процессов, проявляющихся в отношении субъекта к конкретной профессиональной деятельности. Сформировавшийся профессиональный интерес имеет предметность и субъективность, функционируя у конкретной личности [16]. Эффективность деятельности определяется характером профессионального интереса, уровнем его развития, который в свою очередь, достигается в том случае, когда определенная деятельность приобретает для субъекта «личностный смысл» [26].

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных понятий и действий, разработанной советскими психологами (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), деятельность включает две части -внутреннюю (ориентировочную) и внешнюю (исполнительную). В содержание ориентировочной основы деятельности входят знания и представления о цели, способах и условиях деятельности. Если конкретная профессиональная деятельность (врача, летчика, педагога, тренера и т.д.) имеет определенные ценности для конкретной личности, вызывает у нее интерес, то необходимыми составными элементами ориентировочной основы данной деятельности начинают выступать и мотивы, связанные с ее осуществлением. В этом случае правильнее говорить не об ориентировочной, а ценностно-ориентировочной основе профессиональной деятельности, в качестве которой и выступает профессиональный интерес как сложное личностное образование.

Теория установки, разработанная советскими психологами Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, Р.Г. Натадзе и др., позволяет рассматривать профессиональный интерес как своеобразную установку, представляющую собой целостное состояние психической готовности субъекта к выполнению конкретной профессиональной деятельности. Профессиональный интерес, как свойство личности, является основой возникновения психического состояния готовности (установки) к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. С другой стороны, ситуативно возникающее психическое состояние интереса к профессиональной деятельности выступает основой формирования интереса как свойства личности. Сформированный профессиональный интерес является своеобразной доминантой, подчиняющей всю деятельность человека. В своем учении о доминанте А.А. Ухтомский указывал, что для успешного выполнения любой деятельности необходимо наличие человека стойкой доминанты и «. нужно все время, я бы выразился, воспитывать данную доминанту» [16, 29]. Такой доминантой по отношению к профессии и выступает профессиональный интерес. Г.Д. Бабушкин [2] определяет профессиональный интерес как сложное личностное образование, возникшее в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой мотивированное субъективное отношение к конкретной профессиональной деятельности, осознаваемое и переживаемое личностью.

Таким образом, профессиональный интерес в современной психолого-педагогической литературе рассматривается как: целостная система, включающая в свое содержание психические процессы, состояния и свойства личности (системный подход); как структурный элемент направленности, побуждающей субъекта заниматься конкретной профессиональной деятельностью относительно независимо от ситуации (деятельностный подход); ценностно-ориентировочная основа профессиональной деятельности (деятельностный подход); личностное образование психических состояний и процессов, проявляющихся в отношении субъекта к конкретной профессиональной деятельности (личностный подход); как своеобразная установка, представляющая собой целостное состояние готовности личности к определенной профессиональной деятельности.

Определение сущности профессионального интереса позволяет перейти к рассмотрению вопроса о его содержании. В существующих подходах к раскрытию природы профессионального интереса можно выделить три общих момента. Во-первых, подчеркивается, что возникновение и проявление всякого интереса как отношения к действительности предполагает в качестве необходимого условия познавательную деятельность человека, результатом которой выступает знание действительности, знание того объекта, что вызывает интерес [1, 19, 24]. Во-вторых, отмечается, что интерес вызывает, сохраняет и усиливает только те отражаемое в сознании человека объективные явления, которые, будучи связаны с его потребностями и мотивами, являются для него субъективно значимыми, и поэтому привлекают его, вызывают определенные эмоциональные переживания [22, 31]. В-третьих, выделяется роль интереса, как фактора, побуждающего человека к переходу от познания объекта и эмоционального переживания его личностной значимости к волевой активности, направленной на его действенное преобразование [4, 23, 28]. Этой точки зрения придерживается и С.П. Крегжде [25], рассматривающий профессиональный интерес как системно-организованное образование, как сложный многоступенчатый иерархический симптомокомплекс психических процессов, свойств и состояний, включающий познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную профессиональную деятельность.

Г.Д. Бабушкин [3] считает, что содержание профессионального интереса составляют эмоции, мотивы, интеллект и воля, проявляющиеся в отношении субъекта к выбранной профессии. Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение субъекта к выбранной профессии, удо влетворенность ее выбором; мотивационный свидетельствует о том, что послужило возникновению мотивов выбора профессии, их направленности и содержания; интеллектуальный компонент показывает, насколько правильно субъект понимает выбранную профессию, характеризует самооценку своей профессиональной подготовленности и познание профессии; волевой показывает степень проявления субъектом волевой активности при овладении профессией и в совершенствовании профессиональной деятельности. Осуществлению любой деятельности предшествует формирование у человека определенной установки (готовность совершать ее). Побудителем возникновения установки к той или иной деятельности является сама деятельность. Установка всегда мотивирована, имеет предметную направленность и включает в себя познавательный компонент, волевую активность и эмоциональное отношение, данные компоненты характерны и для профессионального интереса.

Выводы. Сравнивая результаты приведенных выше работ, следует отметить наличие единства во взглядах авторов на содержание профессионального интереса как сложное личностное образование, выступающее как единство рационального знания о профессиональной деятельности, как объекте интереса, эмоционального переживания ее субъективной значимости для удовлетворения потребностей и стре мления к профессиональной деятельности как способу насыщения субъективно-значимых потребностей. В качестве структурных компонентов профессионального интереса выделяются: 1) знания о цели, содержании, способах и результатах профессиональной деятельности; 2) осознание и понимание объективной мотивационной значимости профессиональной деятельности как способа удовлетворения потребностей деятельного субъекта; 3) субъективные эмоциональные переживания, отражающие степень и характер удовлетворенности человека профессиональной деятельностью; 4) волевую активность, проявляющуюся в практической реализации способов профессиональной деятельности.

Литература:

1. Альбшлави М.М., Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Гендерные особенности техники соревновательных упражнений в тяжелой атлетике // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 14-20.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Педагогические науки. - 2015. - С. 2

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.

7. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.

10. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у

спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 11.

16. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

17. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.

20. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

23. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.

26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

28. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

30. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

31. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1(15). -С. 76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.