Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / CHILDREN'S HEALTH CAMP / EDUCATIONAL PROCESS / CONTENT AND ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугаллимова Надежда Николаевна, Чапурин Михаил Николаевич, Никоноров Валерьян Терентьевич

В авторской статье представлен анализ авторских подходов к определению особенностей организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере. Авторами статьи установлено, что большинство педагогов выделяют следующие основные функции деятельности летнего оздоровительного лагеря: образовательная, воспитательная, оздоровительная, развивающая, социальная, коммуникативная, творческая, обеспечивающие решение поставленных задач государственного заказа и отвечающих общественным требованиям к организации и содержанию летнего отдыха детей, призванного сформировать всесторонне гармоничную личность, готовую к творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугаллимова Надежда Николаевна, Чапурин Михаил Николаевич, Никоноров Валерьян Терентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CHILDREN'S HEALTH CAMP

The author's article presents an analysis of the author's approaches to determining the features of the organization of the educational process in a children's health camp. The authors of the article found that the majority of teachers identify the following main functions of the summer recreation camp: educational, upbringing, health-improving, developing, social, communicative, creative, ensuring the solution of the tasks of the state order and meeting social requirements for the organization and maintenance of summer recreation of children, designed to form a comprehensively harmonious personality, ready for creative activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ»

Педагогика

УДК 37.01:371.217

кандидат педагогических наук, доцент Мугаллимова Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Никоноров Валерьян Терентьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. В авторской статье представлен анализ авторских подходов к определению особенностей организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере. Авторами статьи установлено, что большинство педагогов выделяют следующие основные функции деятельности летнего оздоровительного лагеря: образовательная, воспитательная, оздоровительная, развивающая, социальная, коммуникативная, творческая, обеспечивающие решение поставленных задач государственного заказа и отвечающих общественным требованиям к организации и содержанию летнего отдыха детей, призванного сформировать всесторонне гармоничную личность, готовую к творческой деятельности.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, воспитательный процесс, содержание и организация воспитательной работы.

Annotation. The author's article presents an analysis of the author's approaches to determining the features of the organization of the educational process in a children's health camp. The authors of the article found that the majority of teachers identify the following main functions of the summer recreation camp: educational, upbringing, health-improving, developing, social, communicative, creative, ensuring the solution of the tasks of the state order and meeting social requirements for the organization and maintenance of summer recreation of children, designed to form a comprehensively harmonious personality, ready for creative activity.

Keywords: children's health camp, educational process, content and organization of educational work.

Введение. Летний оздоровительный лагерь относится к системе управления учреждениями дополнительного образования детей и подростков как наиболее массовая форма организации отдыха детей в период школьных каникул. По статистическим данным Министерства просвещения России ежегодно отдыхают в лагерях более 10 миллионов детей и подростков [14, 20, 21, 25].

Изложение основного материала статьи. Анализ и обобщение педагогической литературы и программно-нормативных документов позволяет заключить о существовании многообразных типов и видов учреждений, осуществляющих организацию культурного досуга детей и подростков [8, 12, 23, 28].

По мнению А.С. Андроповой каникулярное время рассматривается как активный период обогащения социально-культурного опыта детей и подростков, направленного на активный отдых, оздоровление, творческую самореализацию и повышение культурного потенциала подрастающего поколения [15].

Летние детские оздоровительные лагеря, в отличие от общеобразовательных школ, являются относительно самостоятельными и автономными учреждениями дополнительного образования с широким спектром предоставления услуг в образовательной деятельности, которая характеризуется открытостью, пластичностью в регламентации программного, содержательного и организационно-методического обеспечения жизнедеятельности с высокой интенсивностью организации творческой мобильности детей и подростков [1, 6, 22].

С.Л. Волков полагает, что основная функция деятельности детского оздоровительного лагеря в современных условиях его функционирования заключается в гармоничном воспитании личности, ведущей здоровый образ жизни и ориентированной на присвоение гуманистических ценностей. Решение данной стратегической цели педагогического процесса обеспечивается решением широкого круга задач социогуманистической, воспитательной и оздоровительной направленности [4].

Как считает Л.С. Груднева, основной задачей детского оздоровительного лагеря является воспитание и оздоровление подрастающего поколения, предусматривающего организацию социально-культурного досуга, психологическую адаптацию и социальную защиту детей и подростков [10].

С.Л. Сергеева полагает, что решение педагогических задач в детском оздоровительном лагере должно соотноситься с общественным заказом на воспитание и оздоровление подрастающего поколения в духе стремления к творческой самореализации и познавательной мотивации [3].

С учетом специфики деятельности детских центров, осуществляющих воспитательную функцию, в организации педагогического процесса выделяют просветительскую, развивающую, образовательную и культурно-ориентированную функции [5, 17].

Особенности содержания педагогической деятельности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря проявляются в различных формах и видах реализации творческой активности, обеспечивающих социально-культурную направленность в осуществлении рекреативно-оздоровительной, культурологической, социально-коммуникативной и воспитательно-образовательной функций [7, 31].

М.А. Порталова определила следующие функции приоритетные для осуществления активного отдыха детей в условиях летнего оздоровительного лагеря, к которым относится: просветительская, социальная, оздоровительная, физкультурно-спортивная и рекреационная [2].

А.К. Герасимов рассматривает педагогическую деятельность по организации отдыха в детском оздоровительном лагере как педагогическую систему, отличающуюся открытостью, динамикой, многоуровневостью, полифункциональностью, социальной мобильностью и личностно ориентированной направленностью [18].

Основная задача педагогического управления в условиях организации активного отдыха в летнее время заключается в стимулировании творческой самодеятельности для всестороннего саморазвития,

самоопределения и самоактуализации личности, что обеспечивает реализацию образовательных потребностей в широком спектре их проявления [11, 27].

Как полагает Ю.В. Качайский основная задача творческого педагога состоит в том, чтобы создать все необходимые и благоприятные условия для полноценного отдыха каждого ребенка, чтобы, с одной стороны, развивалась всесторонне гармонично развитая личность, с другой, всесторонне здоровый ребенок, отвечающий требованиям физического, психического и социального благополучия [9].

A.А. Дубровский считает, детские оздоровительные лагеря позволяют решать широкий круг задач, направленных на формирование творческой инициативы и активной гражданской позиции в решении жизненно важных вопросов личностного самоопределения подрастающего поколения [16].

B.Ф. Шипова полагает, что основным показателем деятельности летнего оздоровительного лагеря являются эффективность реализации педагогических технологий, обеспечивающих саморазвитие, самообразование, самовыражение и самореализацию каждого ребенка [13].

В.Н. Сметанин отмечает, что в летнем оздоровительном лагере как учреждении дополнительного образования необходимо, прежде всего, способствовать самоопределению и самореализации детей [32].

Достижение стратегической цели воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере обеспечивается в условиях реализации личностно-ориентированного подхода путем вовлечение детей и подростков в различные культурно-досуговые мероприятия, обеспечивающие ориентацию личности на осуществление индивидуального своеобразия образовательных потребностей с учетом мотивации, интереса и склонностей к различным видам творческой деятельности, максимально приближенных к индивидуальным запросам и потребностям каждого ребенка [19, 29].

Как полагает В.С. Лазарев, образовательный ресурс летнего оздоровительного лагеря должен быть направлен на реализацию творческого потенциала личности детей и подростков путем вовлечения их в различные виды и типы коллективной самодеятельности, с учетом создания креативных условий для вовлечения каждого ребенка в общественно значимую, профессионально-ориентированную деятельность, организуемой в коллективно-игровых формах взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса [30].

Т.В. Новосельцева предлагает в организации деятельности детей в детском лагере отдавать приоритет в развитии каждого ребенка в условиях совместной игровой деятельности для освоения компонентов социально-гуманитарного пространства человеческой культуры [24].

По мнению Г.Р. Ковалева социальное развитие ребенка в условиях совместной коллективной деятельности в условиях развивающей среды детского оздоровительного лагеря происходит по средством включения каждого воспитанника в разнообразные виды творческой самодеятельности с целью принятия общих коллективных решений, способствующих формированию дружеских отношений [26].

Выводы. Таким образом, следует отметить, что большинством педагогов выявлены основные функции деятельности летнего оздоровительного лагеря, такие как: образовательная, воспитательная, оздоровительная, развивающая, социальная, коммуникативная, творческая, обеспечивающие решение поставленных задач государственного заказа и отвечающих общественным требованиям к организации и содержанию летнего отдыха детей, призванного сформировать всесторонне гармоничную личность, готовую к творческой деятельности. Обобщая результаты теоретического исследования можно заключить, что воспитательный процесс в детских оздоровительных лагерях, с одной стороны, является значимым факторам в формировании личности ребенка, с другой, отличается целями, задачами, содержанием и организацией воспитательного процесса.

Литература:

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Драндров Г.Л. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике - Чебоксары, 2014.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий избранным видом спорта (на примере игры бадминтон) // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 140-144.

4. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Методика предварительного разминочного массажа в велоспорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. -№ 3. - С. 73-78.

7. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.

8. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной

физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 8. - С. 56.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 10. - С. 11.

15. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2007.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107

17. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

18. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017.

- № 4. - С. 141.

19. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.

20. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Н. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н.Теоретическое исследование особенностей развития системы ценностных ориентаций подростков // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-4. - С. 277-281.

22. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

23. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шугаев А.Г. Педагогический контроль в системе управления качеством образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. -С. 34-37.

26. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

27. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

28. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6-1. - С. 170-174

29. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

30. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

31. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.

32. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1(15). -С. 76-80.

Педагогика

УДК 371

аспирант Нго Дык Тай

Тульский государственный университет (г. Тула)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИНДЕНТИФИКАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КАК ПРЕДМЕТА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Формирование навыков профессиональной самоидентификации и саморегуляции является одним из центральных моментов становления профессиональной личности будущих специалистов. В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования. Целесообразно определить их проблемное поле; выявить приоритеты подготовки на современном этапе; уточнить понятие, структуру и компонентный состав формирования профессиональных навыков с учетом самоидентификации и саморегуляции будущего специалиста в личностно-профессиональное становление в образовательном процессе современного Вуза.

Ключевые слова: профессиональные навыки, профессиональная самоидентификации, профессиональная саморегуляция, профессиональная личность, профессиональный опыт, профессиональная деятельность.

Annotation. The formation of skills of professional self-identification and self-regulation is one of the central points in the formation of the professional personality of future specialists. The article discusses the theoretical and methodological foundations of the study. It is advisable to determine their problem field; to identify training priorities at the present stage; clarify the concept, structure and component composition of the formation of professional skills, taking into account the self-identification and self-regulation of a future specialist in the personal and professional formation in the educational process of a modern university.

Keywords: professional skills, professional self-identification, professional self-regulation, professional personality, professional experience, professional activity.

Введение. Современная молодежь сталкивается, с главным вопросом - с выбором профессии. Как не допустить ошибок и не сделать неправильный выбор? Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие - в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи - после 3 - 5 лет работы по профессии [1].

Профессиональные навыки — это знания и умения, необходимые кандидату для работы на той или иной должности. Профессиональные навыки - это личные качества, умения и способности, помогающие сотруднику организации выполнять свои рабочие обязанности.

Профессиональная самоидентификация является одним из важнейших факторов интеграции молодого специалиста в профессию. Без осознания специалистом принадлежности к профессии невозможна не только профессиональная адаптация, но и эффективная профессиональная подготовка.

Успех профессиональной деятельности во многом зависит от сформированности у будущего специалиста личностно-профессиональной саморегуляции, которая представляет собой регуляцию специалистом собственных возможностей в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.

В личностной саморегуляции проявляется активно-действенное отношение к труду, к самому себе, его социальные установки, опыт, направленность и интересы.

Изложение основного материала статьи. Саморегуляция - (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - в общем случае воздействие на систему, осуществляемое с целью выдерживания требуемых показателей ее работы, но реализуемое посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой в соответствии с законами ее организации.

Самоидентификация - развитие привязанности к другому и восхищение им как обладающим чертами и качествами, которыми сам хотел бы обладать. Динамика профессиональной идентичности зависит как от характера и интенсивности ситуативных влияний на человека, так и от индивидуальных особенностей субъекта, то есть источниками ее изменений являются внешние и внутренние факторы.

Вузы занимаются формированием различных профессиональных навыков, однако мы будем далее исследовать мнения ученых по поводу навыков самоидентификации и саморегуляции как компонентов системы профессиональных навыков.

В современном образовательном процессе высшего специального учебного заведения (Вуза) необходима и правомерна реализация всех четырех видов технологий, так как именно их взаимодополнение, комбинирование позволяет строить процесс формирования профессиональных навыков студентов с учетом принципов научности, последовательности, этапности, системности, непрерывности. Для оптимизации данного процесса, с нашей точки зрения, наибольшее значение имеют деятельностные и развивающие проблемно-поисковые технологии. Информационно-развивающие и личностно-ориентированные технологии здесь играют дополнительную роль, но в ряде случаев выступают основой реализации указанных технологий, что определяется конкретной спецификой производственного процесса и видом деятельности, которой занимается специалист.

Саморегуляция учебной деятельности студентов Вуза отличается от саморегуляции на предшествующих возрастных этапах и связана со спецификой личностного развития в юношеском возрасте и особенностями обучения в Вузе.

Для повышения эффективности учебной деятельности студентов необходимо сформировать оптимальный стиль их саморегуляции, который характеризуется высоким уровнем звеньев саморегуляции, такими факторами, как волевая организация личности, самоорганизованность и самообладание, высоким уровнем локуса контроля и низкой частотой проявления таких психических состояний, как тревожность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.