Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COGNITIVE INTEREST / MOTIVATION / PROBLEM PROBLEM / INTERNET TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Елена Ивановна, Зенкова Людмила Александровна, Попова Татьянаспартаковна

Одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением . Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Психологические особенности учащихся данного школьного возраста актуализируют проблему воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к учебно-познавательной деятельности в обучении математике. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития, самовыражения и самореализации человека. Воспитание положительной устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности определяется условиями, стимулирующими развитие познавательных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санина Елена Ивановна, Зенкова Людмила Александровна, Попова Татьянаспартаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDES TO STUDYING MATHEMATICS OF STUDENTS IN BASIC SCHOOL

One of the moral problems of secondary school age is the inconsistency of beliefs, moral ideas and concepts with actions, actions, behavior. The system of value judgments and moral ideals is unstable. Psychological features of students of this school age actualize the problem of education of motivational and value attitude of students of secondary school age to educational and cognitive activity in teaching mathematics. Education of positive sustainable motivation of educational and cognitive activity is determined by the conditions that stimulate the development of cognitive interests.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378.51

доктор педагогических наук, профессор Санина Елена Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); аспирант кафедры комплексной безопасности и физической культуры Зенкова Людмила Александровна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); директор, отличник образования Республики Саха ПоповаТатьянаСпартаковна МБОУ «Майинский лицей имени И.Г. Тимофеева» (с. Майя)

ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Психологические особенности учащихся данного школьного возраста актуализируют проблему воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к учебно-познавательной деятельности в обучении математике. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития, самовыражения и самореализации человека. Воспитание положительной устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности определяется условиями, стимулирующими развитие познавательных интересов.

Ключевые слова: познавательный интерес, мотивация, проблемная задача, интернет-технологии, педагогические условия.

Annotation. One of the moral problems of secondary school age is the inconsistency of beliefs, moral ideas and concepts with actions, actions, behavior. The system of value judgments and moral ideals is unstable. Psychological features of students of this school age actualize the problem of education of motivational and value attitude of students of secondary school age to educational and cognitive activity in teaching mathematics. Education of positive sustainable motivation of educational and cognitive activity is determined by the conditions that stimulate the development of cognitive interests.

Keywords: cognitive interest, motivation, problem problem, Internet technologies, pedagogical condition.

Введение. Одной из важных задач современной школы является воспитание у учащихся среднего школьного возраста положительной устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности. Изменения в психике подростка происходят во внимании, мышлении, в творческом развитии. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Психологические особенности учащихся данного школьного возраста актуализируют проблему воспитания мотивационно-ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к учебно-познавательной деятельности в обучении математике.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогической литературе одним из компонентов учебно-познавательной деятельности является интерес. Л.С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтённых детских интересах». Как мотив учебной деятельности интерес рассматривали психологи Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Славина и др. С.Л. Рубинштейн называл познавательный интерес ведущим мотивом учения. Понятие «интерес» трактуется в литературе очень широко. Крутецкий В.А. дает следующее определение: «Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительно эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью» [11. В.А. Крутецкий считает, что интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода.

Психологическая особенность учащихся среднего школьного возраста - избирательность внимания. Это значит, чтобы учащиеся сосредоточились и длительное время удерживали внимание на уроке на изучаемом объекте, необходимо создавать учебные ситуации, уровень сложности которых соответствовал их возрасту и определённому уровню знаний, чтобы у них возникали вопросы, на которые они могли бы сами найти ответы. В этот период учащиеся склонны к спорам и возражениям, высказать свое мнение и суждение, участвовать в дискуссии, отстаивать, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации. Развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, синтеза. Они способны находить сходство и различие объектов сравнения, определять причину и следствие в явлениях действительности и рассуждениях [51.

Средний школьный возраст — самый благоприятный для самовыражения и самореализации человека. Формирование нравственного опыта и развитие системы справедливых оценочных суждений имеет важное значение в воспитании мотивационно-ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности в этом возрасте. Изучение мотивационно-ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности в подростковом возрасте в современной психолого-педагогической науке (Щукина Г.И., Маркова А.К., Эльконин Д.Б. и др.) позволило обобщить различные подходы к определению понятия «мотивация». Мотивацию к учению рассматривают как личностное образование, которое определяет не только потребность в получении знаний в целом, но и определяет направленность личности на интерес к изучению определенных предметов. Мотивационно - ценностное отношение к учебно-познавательной деятельности определяется изменением ведущих мотивов в познавательной деятельности [7].

Исследование по воспитанию мотивационно-ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности проводилось на примере обучения математике учащихся 7-9 классов средней школы. Математические знания являются необходимым элементом общей культуры и лежат в основе всех современных технологий и научных исследований. Формирование мотивации в процессе обучения математике обеспечивает активный поиск решения нестандартных задач, а также наполняет учебно-

познавательную деятельность личностным смыслом [5].

Вопрос формирования и развития мотивации учащихся к изучению математики необходимо рассматривать, принимая во внимание особенности и специфику этого учебного предмета. Специфика содержания этого предмета, а также довольно отдаленный срок использования полученных математических знаний и навыков, их абстрактность не стимулируют в большинстве случаев интерес и укрепление мотивации в изучении математики. Основой для стимулирования мотивационно-ценностного отношения обучающихся к изучаемому предмету являются метапредметные связи, устанавливаемые с другими предметами, изучаемыми в школе. Опора на жизненный опыт обучающихся, также является основным стимулом развития мотивации при изучении математики [5].

Приведем пример задачи, которая описывает ситуацию в реальной действительности, но явно не подсказывают область знаний и метод решения. Применение математического аппарата опирается на знания из других предметов.

Основная цель задания: проводить анализ ситуации, развитие умений оперировать свойствами функций и представлять решение в виде математической модели.

Задача: Болид команды Старт 1 движется по трассе в Сочи с постоянной скоростью 209 км/ч., а болид команды Старт 2 - со скоростью 204 км/ч. Оба болида стартовали с первой линии. На каком своем круге по счету Старт 1 обгонит Старт 2 на целый круг.

Решение.

Скорость движения каждого болида постоянна. Пройденное каждым из них расстояние является линейной функцией от времени S=vt, где V - скорость движения, t - время движения. Обозначим длину круга I.

То, что один болид обогнал другой на целый круг, означает пройденное болидами (за одно и то же время) расстояние, которое отличается на длину круга, то есть 209 - 204t = I, откуда I = ^5.

Расстояние S, пройденное пилотом команды Старт 1, определяется по формуле S=209l:5. Отсюда следует, что S:l= 209:5 = 41,8 кругов. Таким образом, обгон произойдет на 42 круге.

Ответ: на 42 круге.

Итак, задания должны не только иметь прямую связь с реальностью и опираться на жизненный опыт обучающихся, но и обратную, а именно, стимулировать желание использовать приобретенный опыт в обычной жизни.

Открытость образовательной среды обусловливает личностную открытость и возможность реализации механизмов индивидуальной траектории развития мотивационной сферы личности. Электронное обучение, технологии виртуальной академической мобильности, социальная открытость, взаимодействие обучающихся в интернете позволяют обеспечить динамическое развитие учащихся. Глобальная информатизация общества определила создание информационно-образовательной среды [6].

Одной из наиболее интересных современных интернет - технологий, стимулирующей мотивацию к изучению математики является веб-квест. Эта технология способствует формированию поисковой деятельности учащихся и активизирует потребность к самостоятельному добыванию знаний. Разберем подробно понятие «веб-квест» как технологии обучения математике на примере образовательного веб-квеста "Магия вычислений" для учащихся 7-8 классов [2, 3].

Квест может быть использован на уроках повторения и закрепления знаний, на внеурочных занятиях, во время проведения в школе недели математики.

Работы над веб-квестом имеет определённые правила. Есть в нём главное задание, интернет ресурсы для поиска ответов на вопросы. Участники игры делятся на команды, члены каждой команды выбирают роли. Индивидуальная и групповая работа происходит одновременно, команда подводит итоги выполнения каждого задания.

В ходе работы перед учащимися стоят следующие задачи:

1) поиск информации по заданиям;

2) сбор материалов;

3) разработка структуры итогового задания;

4) оформление итогового задания (презентации, справочника, сценария).

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. На занятии проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как учителя, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования [2, 3, 5].

Web-квест: «Секреты быстрого вычисления»:

Цель: Изучение быстрых и рациональных приемов арифметических вычислений.

Главное задание: все участники выбирают роли и выполняют определенные задания с помощью интернет-ресурсов. По итогам работы составляют итоговый отчет в виде электронного справочника.

Роли:

• Знатоки сложения и вычитания.

• Знатоки умножения и деления.

• Знатоки возведения в квадрат.

Задание для знатоков сложения и вычитания:

1. Изучите быстрые приемы сложения и вычитания.

2. Выберите и составьте 7 ключевых задач на применение приемов быстрого способа сложения и вычитания с математическим обоснованием.

3. В чем заключается метод Гаусса для сложения натуральных чисел? Приведите примеры для решения методом Гаусса.

Задание для знатоков умножения и деления:

1. Изучите быстрые приемы умножения и деления.

2. Выберите и составьте 7 ключевых задач на применение приемов быстрого умножения и деления с математическим обоснованием.

3. В чем заключается метод Ферроля для умножения? Приведите примеры.

Задание для знатоков возведения в квадрат.

1. Изучите быстрые приемы возведения в квадрат.

2. Выберите и составьте 7 примеров быстрого способа возведения в квадрат с математическим обоснованием.

3. Ознакомьтесь с картиной Н.П Богданова-Бельского «Устный счет» и решите задачу на картине, предложенную ученикам.

Критерии оценивания:

критерии отлично хорошо удовлетворительно

содержание максимально полно отражает тему веб-квеста довольно полно отражает тему веб-квеста недостаточно полно отражает тему веб-квеста

оформление оформление справочника логично по структуре, привлекательно на вид и удобно при использовании есть небольшие трудности в логичности по структуре.в целом привлекательны на вид, удобно при использовании есть существенные трудности в логичности по структуре.общий вид мало-привлекательный, неудобно при использовании

грамотность математические ошибки и ошибки в изложении материала практически отсутствуют как собственно в выполненном задании, так и в его устной презентации имеются некоторые математические ошибки и ошибки в изложении материала (но не более 2 в общей сложности) имеются многочисленные математические ошибки и ошибки в изложении материала

Электронные образовательные ресурсы, усиливают интерактивность диалога между обучающимся и обучающей средой, развивают самостоятельную познавательную активность обучающегося. Формирование самостоятельной деятельности с использованием интернет - технологий способствует развитию личности, воспитанию мотивационно-ценностному отношению к учебно- познавательной деятельности [4].

Выводы. Познание - это сложный, продолжительный и противоречивый процесс. Воспитание мотивационно-ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста обуславливает поиск интерактивных методов обучения в условиях цифровой образовательной среды. Это позволит человеку сохранить интерес к познавательной деятельности в течение всей его жизни. Стремление к знаниям, независимо от возраста, необходимо в профессиональной сфере, так как быстро изменяющиеся экономические условия и технический прогресс определяют принцип непрерывного образования в современных условиях. Это отвечает необходимости формирования мотивационно-ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности обучающихся среднего школьного возраста [1, 5].

Воспитание положительной устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности определяется условиями, стимулирующими развитие познавательных интересов. К ним относятся следующие условия:

1. Условия связанные с содержанием учебного материала: новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический сведения к сообщаемому материалу, метапредметные связи, устанавливаемые с другими предметами, опора на жизненный опыт обучающихся.

2. Организация процесса обучения в условиях цифровой образовательной среды: применение различных видов интернет-технологий, использование проблемного обучения и исследовательского метода к изучению нового материала, выполнение творческих заданий.

3. Развитие коммуникативных отношений, между учениками и учителем, между учащимися в классе. Развитие коммуникативно-речевых способностей позволяет увлечь учащихся совместной работой, придает познавательному процессу интерактивный характер.

Литература:

1. Крутецкий, В.А., Психология [Текст] / Крутецкий, В. А. // Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980. — 352 с.

2. Попова, Т.С. Интерактивные методы и средства обучения математике в средней школе. [Текст.] / Е.И. Санина, Т.С. Попова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №5. - с. 95-99.

3. Санина, Е.И. Интерактивные технологии как основа формирования самостоятельной деятельности студентов в обучении математике в вузе. [Текст] / Т.А. Воронько, Е.И. Санина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. ч. 9. С. 75-82.

4. Artyukhina M., Sanina E., Frolov I., Zhiganova O. The theory and technique of interactive training in mathematics at the higher school. [Text] // INTED2018 12th International Technology, Education and Development Conference (5-7 March, 2018 Valencia, Spain). Published by INTED Academy, 2018. - 7946 - 7950 pp.

5. Sanina E. Features of studying mathematics in-dearth in basic schools [Text] // E. Sanina, M. Taranova, T. Popova 5th International Conference SGEM 2018 SOCIAL SCIENCES & ARTS Scientifically Indexed Conference . Bulgaria, 26 August - 1 September, 2018.с. 317-323.

6. Shabanova, M., Sergeeva, T., Nikolaev, R., Pavlova, M. Inquiry-based Mathematics Education in the Style of Experimental Mathematics. [Text] // 12th International Technology, Education and Development Conference, 5-7 March, 2018, Valencia, Spain: INTED2018: Conference Proceedings, Valencia: IATED Academy, 2018, 7933-7941.

7. Sungurova N., Sysoeva N., Glamazdin I., Kryukovskaya G. Internet Techlologies as a Means of Establishing Informative Preferences and Motivational attitudes of Natural Sciences Specialties Students[Text] // 10th International Conference on Education and New Learning Technologies. 2-4 July, 2018. Palma, Spain. p. 8898-8907 http://dx.doi.org/10.21125/edulearn.2018.2082

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.