Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности'

Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6702
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / YOUNGER STUDENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PLAYING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилина Ольга Викторовна

В статье отражен методический опыт автора по подготовке учителя начальных классов в педагогическом вузе с учетом введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предлагается использовать игровую деятельность в качестве средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности. Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности будет более результативным, если выявить и реализовать следующие средства (центры деятельности): использование игр-бесед; проведение игр-предположений и организацию математического квеста «Математика в профессиях». Рассмотрены особенности младшего школьного возраста и механизмы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cognitive activity in younger students within extracurricular activities

The article reflects the author’s methodological experience in preparing primary school teachers at a pedagogical university, taking into account the introduction of a new federal-state educational standard for basic general education. It is proposed to use playing activity as a means of forming cognitive activity in primary school students within extracurricular activities. The formation of cognitive activity in younger students will be more effective if the following tools (activity centers) are identified and implemented: the use of games and discussions; holding games-assumptions and organizing the mathematical quest „Mathematics in professions.” Features of primary school age and mechanisms for organizing extracurricular activities in primary school are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности»

УДК 373.3 ББК 74.202.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. В. Гаврилина

Аннотация. В статье отражен методический опыт автора по подготовке учителя начальных классов в педагогическом вузе с учетом введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предлагается использовать игровую деятельность в качестве средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.

Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности будет более результативным, если выявить и реализовать следующие средства (центры деятельности): использование игр-бесед; проведение игр-предположений и организацию математического квеста «Математика в профессиях».

Рассмотрены особенности младшего школьного возраста и механизмы организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: познавательная активность, младший школьник, внеурочная деятельность, игровая деятельность.

FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN YOUNGER STUDENTS WITHIN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

O. V. Gavrilina

Abstract. The article reflects the author's methodological experience in preparing primary school teachers at a pedagogical university, taking into account the introduction of a new federal-state educational standard for basic general education. It is proposed to use playing activity as a means of forming cognitive activity in primary school students within extracurricular activities.

The formation of cognitive activity in younger students will be more effective if the following tools (activity centers) are identified and implemented: the use of games and discussions; holding games-assumptions and organizing the mathematical quest „Mathematics in professions."

Features of primary school age and mechanisms for organizing extracurricular activities in primary school are considered.

Keywords: cognitive activity, younger student, extracurricular activities, playing activities.

Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса в начальной школе может быть обеспечено формированием готовности обучающихся использовать универсальные учебные действия. На основании этого можно утверждать, что проблема формирования познавательной активности младших школьников является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Познавательная активность необходима ребенку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, приобрести такие качества, как инициативность и самостоятельность, найти свое место в жизни.

ФГОС начального общего образования выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают в себя формирование основ умения учиться и способность к организации своей деятельности; сформирован-ность мотивации к обучению и познанию, а также готовность и способность обучающихся к саморазвитию [1].

Прежде чем раскрыть содержание средств, необходимо рассмотреть особенности обучающихся младшего школьного возраста и организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития и основополагающие умения, навыки и качества. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

С приходом в школу школьники должны учиться, то есть запоминать учебный

материал, решать задачи, применять полученные знания на практике. Но это можно осуществить и посредством игры.

Основными психологическими особенностями данного возраста являются: природная любознательность, расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что говорит и дает учитель, а эти особенности благотворно влияют на формирование познавательной активности. Также особенностью младшего школьного возраста является наглядно-образное мышление, то есть дети лучше воспринимают наглядные и яркие образы. Поэтому при работе с детьми необходимо использовать ИКТ, красочные картинки и образы. Они познают мир через ощущения и восприятия. В процессе обучения восприятие переходит в целенаправленную деятельность и принимает характер организованного наблюдения. Также дети данного возраста обладают слабостью произвольного внимания. Чтобы заставить младшего школьника быть внимательным и сосредоточенным, необходимо задать близкую мотивацию. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию. Обычно они заучивают информацию, не понимая, для чего она им потом пригодится и как они будут ее использовать.

Формирование познавательной активности благотворно влияет на то, что материал не «зазубривается», а обучающиеся осознанно учат материал [2].

В младшем школьном возрасте дети стремятся к самостоятельности. На них накладывается домашняя работа: выполнение поручений, самообслуживание, помощь родителям. Стремление к самостоятельности, к выполнению ответственных дел является одним из критериев сформи-рованности познавательной активности.

Одной из важных особенностей младшего школьного возраста является то, что для детей становится важна оценка одноклассников. Они стремятся повторять друг за другом, выделяться из всех остальных, ждут положительной оценки о себе. Тем самым обучающиеся становятся более внима-

тельными к другим. Замечают, что у других детей появилось нового, кто с кем общается. Появление внимательности нужно поддерживать, а для этого необходимо сформировать познавательную активность [2].

Чтобы развить у детей еще в младшем школьном возрасте такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческие способности, добиться от детей произвольного внимания и отказа от механического заучивания, необходимо сформировать познавательную активность.

Под формированием мы понимаем процесс становления личности человека как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и собственной активности личности [3].

Формирование познавательной активности у младших школьников носит поэтапный характер. Мы выделили три основных этапа, по Д. А. Маловичко [4]:

Начальный этап. На данном этапе появляется познавательный интерес, мотив и воля, при помощи которых ученик будет получать и добывать новые знания.

Поисковый этап. На данном этапе происходит постановка проблемы, выявляются способы и алгоритмы получения новых знаний.

Испытательный этап. На данном этапе полученные результаты и знания применяются на практике.

Формирование познавательной активности возможно не только на уроках, но также в условиях внеурочной деятельности. Раскроем далее специфику в организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, приобрести или развить новые умения и навыки. Внеурочная деятельность школьников в рамках ФГОС рассматривается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых

результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Особенности данного компонента образовательного процесса [1]:

• предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие;

• самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Так как внеурочная деятельность не ограничивается строгими рамками, не всегда имеет оценочную шкалу и предоставляет больше свободы обучающимся, чем урочная деятельность, то она является благоприятной средой для формирования познавательной активности у младших школьников.

Формирование познавательной активности у младших школьников может осуществляться несколькими средствами.

Средством формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности является исследовательская деятельность. А. В. Ле-онтович трактует исследовательскую деятельность как форму организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они сами овладеют понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного, направляемого учителем, решают творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом [5].

Чтобы учащиеся в познавательной деятельности были активны, в педагогике определены средства, которые формируют и повышают активность школьников. Прежде всего, это активные методы обучения: игры, соревнования, творческие и самостоятельные работы. Они помогают увлечь обучающихся содержанием и формой работы [6]. Поэтому нами были выделены средства игровой деятельности для формирования

познавательной активности у младших школьников.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется поведение школьника. В игре дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Игра позволяет ребенку самовыразиться и самореализоваться не только в обучении, но и во внеурочной деятельности [7]. Для формирования личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс нужно включать игры. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность, внимательность, инициативность.

В соответствии с этапами формирования познавательной активности у младших школьников мы выделили три средства, способствующие формированию познавательной активности у младших школьников.

1. Использование игр-бесед с целью развития познавательного интереса у младших школьников. В основе игр-бесед лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Игры-беседы рекомендуем организовывать на первых занятиях для появления познавательного интереса у обучающихся. Они способствуют развитию внимательности, сообразительности, ответственности, развитию воображения и нестандартного мышления.

Приведем пример математической игры-беседы для 1-го класса на тему: «Сложение и вычитание в пределах 20».

Рис. 1. Математическая игра-беседа для 1-го класса

Условия игры. Выполните действия и найдите ответы. Допишите числа. Соедините линией запись действия и ответ (рис. 1).

Рекомендации к игре. Рекомендуем работу в парах, для совместной коммуникации учащихся и нахождения принципа работы в игре. Используя подобные варианты числовых цепочек с разными сюжетными заданиями, мы добиваемся того, что ребенок не автоматически вписывает то или иное число, а решает, анализирует и вспоминает способ действия, который был изучен ранее, то есть реализуется возможность отработки в процессе игры предметных действий, составляющих математическую грамотность первоклассника.

2. Проведение игр-предположений с целью постановки проблемы и открытия школьниками последовательности действий по ее решению. Реализация игр-предположений соотносится со вторым этапом формирования познавательной активности у младших школьников.

Содержание игр-предположений заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. После того, как происходит постановка проблемы, необходимо выработать определенную последовательность действий для ее решения. То есть дети описывают некоторый алгоритм действий, который в даль-

нейшем можно будет использовать и в других задачах. Данный этап является сложным, так как нужно постараться увидеть проблему и решить ее, но есть ситуации, где проблема не лежит на поверхности.

Приведем пример. Математическая игра-предположение для 1-го класса на тему: «Решение логических задач».

Условия игры. Выполните логические рассуждения и найдите ответы. Соедините линиями правильные ответы (рис. 2).

Целью проведения игр-предположений является достижение того, чтобы школьники могли видеть проблему и умели находить способы ее решения.

3. Организация математического кве-ста «Элементы логики. Суждение: истинное или ложное» с целью использования открытой последовательности действий в аналогичных ситуациях реальной жизни. Организация математического квеста соответствует третьему этапу формирования познавательной активности у младших школьников - применение знаний на практике. На данном этапе занятий школьникам нужно было вспомнить предыдущие занятия, то, чему они научились, и постараться использовать эти знания.

Для квеста рекомендуем использовать программно-педагогический комплекс «Мир информатики» для начальной школы. Например, в разделе для первого года обучения, тема: «Истинность и ложность суждений», мы разыгрываем ситуацию о голодной

Рис. 2. Математическая игра-предположение для 1-го класса

мышке, которая хочет скушать кусочек сыра, но лакомый кусочек сыра будет ей доступен только при условии, если мы поможем отличить верные и неверные утверждения. При этом утверждения показаны графически, аналитически и словесно (рис. 3).

Так как это игра, то рекомендуем использовать групповую форму работы. Детям необходимо пройти несколько испытаний, чтобы помочь мышке и получить заветный кусочек сыра. Данный способ мы считаем очень действенным, так как у детей уже проявляется познавательный интерес, они стремятся узнать что-то новое, использовать полученные знания. Так как в квесте присутствует соревновательная составляющая, то это создает мотивацию для детей и учебный процесс становится наиболее эффективным.

Формирование познавательной активности у младших школьников возможно в условиях не только урочной деятельности, но также в условиях внеурочной деятельности. Нами были выделены основные преимущества внеурочной деятельности, которые могут благоприятно влиять на формирование познавательной активности у младших школьников.

При изучении уровня сформированно-сти познавательной активности у младших школьников мы выделяем критерии и показатели познавательной активности младших школьников, а также анализируем результаты изучения уровня сформированности познавательной активности у младших школьников. Так как нами были выделены компоненты познавательной активности у младших школьников, то каждому компоненту соответствуют определенные уровни, критерии и характеристики компонентов познавательной активности (таблица).

Для выявления уровня сформированности познавательной активности у младших школьников мы предлагаем использовать беседу с подготовленными вопросами, где ответы детей соотносились с уровнем.

Мы укажем вопросы, которые рекомендуем использовать:

• Всегда ли вы доводите начатое дело до конца?

Рис. 3. Фрагмент математического квеста «Элементы логики. Суждение: истинное или ложное», ППК «Мир информатики». Первый год обучения

• Как вы справляетесь с трудностями?

• Что вам нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

• Много ли вы читаете дополнительной литературы?

• Как вы включаетесь в деятельность?

• Что делаете, если при изучении какой-то темы возникли вопросы?

• Насколько вы самостоятельный?

• Что вы делаете, когда узнаете на уроке что-то новое?

• Оцениваете ли вы свою деятельность?

Данные вопросы связаны с тремя компонентами познавательной активности младших школьников: эмоционально-волевым, процессуальным, оценочно-регулирующим. Благодаря критериальным характеристикам мы можем определить, какой уровень сформированности познавательной активности присутствует у школьника.

В комплексе с проведением беседы мы рекомендуем использовать методику диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой для выявления уровня мотивации у младших школьников. Данная диагностика соотносится с мотиваци-онно-целеполагающим структурным компонентом познавательной активности младших школьников. Целью методики является выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими предметов.

И. Ф. Харламов трактует познавательный интерес как эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер [8].

Нами были выявлены определенные средства формирования познавательной активности у младших школьников в усло-

Таблица

Уровни, критерии и характеристики компонентов познавательной активности

Компоненты познавательной активности Уровни, критерии и характеристики

творческий интерпретирующий репродуктивный

Эмоционально-волевой компонент Умение длительно, сосредоточенно и внимательно работать, высокая концентрация внимания Средняя концентрация внимания, может отвлекаться на внешние факторы Отсутствие усидчивости, низкая концентрация внимания

Высокая степень самостоятельности Проявление ситуативной самостоятельности Минимальная самостоятельность

Стремление к преодолению трудностей, доведению дела до конца Преодоление трудностей с помощью взрослого Уход от деятельности в случае возникновения затруднений

Активная позиция по приобретению и овладению знаниями Занимает активную позицию в зависимости от ситуации Пассивная позиция по приобретению и овладению знаниями

Мотивационно-це- леполагающий компонент Характерна внутренняя мотивация (существует система внутренних мотивов) Переход от внешней к внутренней мотивации Характерна внешняя мотивация (задается преподавателем)

Отношение к заданию: принятие и выполнение Отношение к заданию: интерес, но не выполнение Отношение к заданию: непринятие и невыполнение

Процессуальный компонент В деятельность включается самостоятельно В деятельность включается при дополнительном стимулировании Отказ от включения в деятель -ность

Наличие познавательных вопросов Познавательные вопросы появляются лишь в отдельных ситуациях Отсутствие познавательных вопросов

Интерес удерживается долго Интерес удерживается, но возможна смена интереса Интерес не удерживается

Стремление поделиться с окружающими новой информацией, полученной на внешкольных занятиях Может делиться выборочной информацией Нет стремления передать новую информацию

Оценочно-регулирующий Осуществление самооценки Осуществление самооценки происходит только в случае необходимости Осуществления самооценки не происходит

виях внеурочной деятельности. При разработке внеурочных мероприятий необходимо учитывать, что используемые средства должны соотноситься с описанными в теории этапами формирования познавательной активности.

Можно сделать вывод, что под познавательным интересом понимается отношение личности к окружающему миру, наполненное мотивами, эмоциями и носящее увлекательный характер. Появление познавательного интереса проходит через несколько уровней: любопытство, любознательность и сам познавательный интерес.

Познавательная активность - качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.

Нами были выделены четыре основных структурных компонента познавательной активности младших школьников: эмоционально-волевой, мотивационно-целепола-гающий, процессуальный и оценочно-регулирующий.

Мы определили уровни познавательной активности: репродуктивный, интерпретирующий и творческий.

Формирование познавательной активности у младших школьников носит поэтапный характер, поэтому нами были определены этапы: начальный (появление познавательного интереса), поисковый (постановка проблемы и выявление последовательности действий решения) и испытательный (применение полученных знаний на практике).

Для выявления исходного уровня сформированности познавательной активности у младших школьников использовалась разработанная нами беседа. Для выявления уровня сформированности мотива-ционного компонента познавательной активности у младших школьников нами использовалась методика диагностики на-

правленности учебной мотивации Т. Д. Ду-бовицкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы выделили следующие средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности: использование игр-бесед с целью развития познавательного интереса у младших школьников; проведение игр-предположений с целью постановки проблемы и открытия школьниками последовательности действий по ее решению; организацию математического квеста «Элементы логики. Суждение: истинное или ложное» с целью использования открытой последовательности действий в аналогичных ситуациях реальной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС Начального общего образования (1-4 класс): приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. от 31.12.2015). URL: Щр://миноб-рнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 21.04.2019).

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. 350 с.

3. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика // Электронный учебно-методический комплекс. 2006. URL: http://www.kgau. ru/distance/mf_01/ped-asp/01_01.html (дата обращения: 21.04.2019).

4. Маловичко Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 125-129.

5. Пути формирования познавательной-активности младших школьников / С. Жораева, У Ибрагимова, Б. Бейсен-баева, Ж. Аманбеккызы // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3, ч. 4. С. 481484.

6. Пряжникова О. В. Игра // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 6. С. 79.

7. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997. 512 с.

REFERENCES

1. FGOS Nachalnogo obshchego obra-zovaniya (1-4 klass): prikaz Minobrnau-ki Rossii ot 06.10.2009 No. 373 (v red. ot 31.12.2015). Available at: http://mi-nobrnauki.rf/dokumenty/922 (accessed: 21.04.2019).

2. Bozhovich L. I. Lichnost i ee formirova-nie v detskom vozraste. Psikhologiche-skie issledovaniya. Moscow: Prosve-shchenie, 1968. 350 p.

3. Ivanova V. A., Levina T. V. Pedagogika. In: Elektronnyy uchebno-metodicheskiy kompleks. 2006. Available at: http://

www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/ 01_01.html (accessed: 21.04.2019).

4. Malovichko D. A. Poznavatelnaya ak-tivnost kak komponent tvorcheskogo samorazvitiya shkolnika. Vestn. Ady-geyskogo gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika ipsikhologiya. 2010, No. 1, pp. 125-129.

5. Zhoraeva S., Ibragimova U., Beysenbae-va B., Amanbekkyzy Zh. Puti for-mirovaniya poznavatelnoy aktivnosti mladshikh shkolnikov. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovani-ya. 2015, No. 3, part 4, pp. 481-484.

6. Pryazhnikova O. V Igra. Eksperiment i innovatsii v shkole. 2009, No. 6, pp. 79.

7. Kharlamov I. F. Pedagogika: ucheb. po-sobie. Moscow: Yurist, 1997. 512 p.

Гаврилина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь

e-mail: [email protected]

Gavrilina Olga V., PhD in Education, associate Professor, Primary education Department, State budgetary educational institution of higher education„Crimean Engineering-Pedagogical University", Simferopol

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.04.2019 The article was received on 26.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.