Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / КОМПОНЕНТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / DIAGNOSTICS / COMPONENTS / SOCIAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Светлана Сергеевна, Игошина Нелли Витальевна, Игошин Валерий Юрьевич

В авторской статье представлена методика диагностики уровня социального развития учащейся молодежи. На основании целостного подхода к пониманию социального развития учащейся молодежи авторами выделены структурные компоненты диагностики: когнитивный, коммуникативный, эмоциональный, мотивационный, рефлексивный. Предложенное авторами содержание диагностики социального развития учащейся молодежи может применяться при разработке педагогических моделей, ориентированных на социальное развитие обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русакова Светлана Сергеевна, Игошина Нелли Витальевна, Игошин Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF YOUTH

The author's article presents a methodology for diagnosing the level of social development of students. On the basis of a holistic approach to understanding the social development of students, the authors identified the components of diagnosis: cognitive, communicative, emotional, motivational, reflective. The content of diagnostics of social development of student youth proposed by the authors can be used in the development of pedagogical models focused on the social development of the student.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

Педагогика

УДК 316.614:378

кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Игошина Нелли Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Игошин Валерий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В авторской статье представлена методика диагностики уровня социального развития учащейся молодежи. На основании целостного подхода к пониманию социального развития учащейся молодежи авторами выделены структурные компоненты диагностики: когнитивный, коммуникативный, эмоциональный, мотивационный, рефлексивный. Предложенное авторами содержание диагностики социального развития учащейся молодежи может применяться при разработке педагогических моделей, ориентированных на социальное развитие обучающегося.

Ключевые слова: диагностика, компоненты, социальное развитие личности, учащаяся молодежь.

Annotation. The author's article presents a methodology for diagnosing the level of social development of students. On the basis of a holistic approach to understanding the social development of students, the authors identified the components of diagnosis: cognitive, communicative, emotional, motivational, reflective. The content of diagnostics of social development of student youth proposed by the authors can be used in the development of pedagogical models focused on the social development of the student.

Keywords: diagnostics, components, social development of a personality, student youth.

Введение. Современная система педагогического образования характеризуется персоналистическими тенденциями к миру личности и ее развитию в социокультурном пространстве. Начало XXI века ознаменовано концептуальными инновациями педагогического мышления в пересмотре системы ценностных приоритетов в образовательной сфере. Ведущей идеей новой концептуальной парадигмы педагогического мышления является идея социального развития личности и ее реализация в социально-культурном пространстве системы образования, обеспечивающей как саморазвитие самой личности, так и преобразование самого общества в целом. Личностно ориентированный подход предполагает такую систему социальных отношений в образовании, когда детерминированная социально-культурными условиями личность сама выступает определяющей силой и избирательной стороной социально-культурных отношений, предавая им качество избирательности и целостности, обеспечивая тем самым индивидуальную траекторию саморазвития и линейность процесса образования, основным результатом которого является гармонично развитая личность, обладающая духовным богатством, инновационным мышлением и нравственным совершенством. Именно гармонично развитая личность может воспринять, освоить и присвоить широкий спектр культурного потенциала общества, направленный на изменение отношения личности к самому себе и окружающему миру. В основе формирующейся культуры гармонично развитой личности лежит осознание субъектом образовательной деятельности идеалов, ценностей, личностных возможностей и способностей, направляющих и определяющих систему жизненных ценностно-смысловых ориентиров взаимодействия в социуме. При этом индивидуальность каждой личности предполагает уникальное и неповторимое сочетание социально-значимых качеств и свойств личности, обеспечивающих адекватное восприятие окружающей действительности и конструктивную адаптацию в социально-культурной среде. Поэтому основным условием личностно ориентированного подхода в образовании является признание уникальности и индивидуальности каждого человека и создание благоприятных условий для его оптимального развития. Индивидуальность развития личности как уникальное свойство человека проявляется в своеобразии реализации образовательных потребностей в тех сферах деятельности, которые обеспечивают наибольшую эффективность самореализации личности как субъекта социального развития в течение всей жизнедеятельности. В процессе образования необходимо учитывать индивидуальные особенности и уникальные качества саморазвития, самовоспитания, самопознания и самореализации в различных сферах человеческой деятельности, которые позволяют максимально раскрыть возможности социокультурного развития каждого субъекта общественных отношений в зависимости от складывающейся ситуации. Именно данные вопросы стоят перед современной инновационной педагогикой, целью которой является формирование всесторонне гармонично развитой личности, способной решать возникающие перед ней жизненно важные задачи в различных сферах жизнедеятельности с наибольшей эффективностью самореализации.

В современной педагогике социальное развитие обучающихся соотносится с реализацией принципа гуманизма в образовании [15, 22, 27].

Социальное развитие учащейся молодежи происходит в процессе освоения деятельности (учебы), в которой обучающийся вступает во взаимодействие с другими субъектами деятельности. Необходимым условием социального развития выступает реализация идеи свободного развития личности в условиях современной образовательной организации, которая предполагает не только перестройку образовательного процесса, но и созидание «воспитывающей, обучающей (развивающей) среды». Такая среда стимулирует активность обучающихся, поощряет ее, насыщает новым, трудным, но посильным и поэтому увлекательным, культурным материалом. Учебная деятельность в социальном плане представляет собой спроектированный педагогами процесс, регламентирующий уровни социального взаимодействия его участников [8, 18, 25]. Уровни взаимодействия определены уровнем социальной позиции (статусом) субъекта и соответствующими моделями ролевого поведения. Субъективные установки самого обучающегося могут содержать совершенно другие представления как о своем статусе, так и о роли в данной ситуации. Возникающее противоречие между жесткими требованиями социальной системы и установками самого обучающего (мотивами, целями,

ожиданиями) снимается, если ему предоставляется возможность приобрести положительный социальный опыт [4, 21, 29].

В педагогическом целеполагании утверждается требование «диагностичности» (измеримости) относительно как задач обучения, так и задач развития. В педагогической практике часто воздействие образовательной среды на личность обучающего ускользает из поля зрения педагогов. Анализ конкретных результатов диагностики позволит педагогу организовать процесс освоения значимой деятельности таким образом, что ее содержание и методы в наибольшей степени будут отвечать целям социального развития [2, 3, 9, 26].

Изложение основного материала статьи. Нами выделены элементы структуры личности, которые, с одной стороны, определяют внешнюю и внутреннюю соотнесенность человека с социумом, а с другой стороны, связаны с динамикой изменений в социальной структуре личности (социальный статус, новые модели поведения; ролевые ожидания) [13, 17].

При разработке диагностического инструментария мы придерживались сформулированного нами понятия «социальное развитие обучающегося» под которым понимается сложный процесс формирования качественных образований в социальной структуре личности обучающегося, имеющий определенные хронологические границы, выраженный в форме социальной активности; способности к сознательному проектированию собственной жизни, умению осуществлять успешную жизнедеятельность в образовательной социальной среде [10, 12].

Особое значение в структуре межличностных отношений учащейся молодежи приобретает социальная позиция (статус), который занимает тот или иной обучающийся, а также взаимоотношения внутри учебной группы являющиеся условием социального развития обучающихся [1, 5, 20].

В западной социологической литературе разработана специальная терминология для обозначения социального статуса (положения) человека [29]. Уровень социального статуса определяется, с одной стороны, социальной позицией (статический социальный уровень), ролью как динамическим выражением социального статуса, а также предпочтениями (выборами), отдаваемыми данному индивиду другими членами группы. Для определения статуса обучающегося в системе межличностных отношений мы использовали методику А.А. Реана [28, 30]. Статус обучающегося определялся как алгебраическая сумма полученных им положительных и отрицательных выборов, деленной на количество членов группы, минус единица. По числу выборов обучающихся можно разделить на четыре группы:

1) «звезды», к этой группе относятся обучающиеся, получавшие максимальное количество выборов;

2) «предпочитаемые», к этой группе относятся обучающиеся, получавшие среднее количество выборов;

3) «принятые», к этой группе относятся обучающиеся, получавшие несколько выборов;

4) «не принятые», к этой группе относятся обучающиеся, не получавшие ни одного выбора [11, 23].

Как показывают данные психологических исследований среди обучающихся, процентное соотношение

между группами находится в следующих отношениях: на первую группу приходится 15%, на вторую - 30%, на третью - 39%, на четвертую - 16% [28]. Данные свидетельствуют, что в образовательной среде половина обучающихся испытывает дискомфорт и неудовлетворенность в общении и социальном взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками. Каждый шестой ученик находится в положении «отверженного». Такая оторванность от коллектива приводит к тому, что ребенок замыкается в своем кругу, у таких обучающихся резко сужается круг общения, снижается уровень самооценки, искажается представление о собственном Я. Изменение динамики уровня социального статуса является объективным показателем уровня социального развития. Социальный статус отражает успешность (неуспешность) жизнедеятельности обучающегося в образовательной среде, умение располагать к себе других, вызывать симпатии, располагать к общению [14, 24].

Критериями социального развития являются промежуточные состояния, имеющие свои особенные элементы, отличные от элементов высокого и более низкого уровня на каждой из выделенных стадий (коммуникабельность, контролирование общения, проявление индивидуальности, уровень самооценки, качества лидера, познавательные и социальные мотивы деятельности) [7, 16].

Целостный подход в понимании социального развития учащейся молодежи дал основание выделить структурные компоненты: когнитивный, коммуникативный, эмоциональный, мотивационный, рефлексивный.

1. Когнитивный компонент: психические свойства личности (педагогическая диагностика; анкетирование родителей; психолого-педагогическая карта обучающегося); особенности мышления (обследование обучающихся; опрос педагогов ШТУР и его модификации); познавательный потенциал (тест Равена).

2. Коммуникативный компонент: межличностная коммуникация (карта наблюдений Стотти).

3. Эмоциональный компонент: эмоциональные состояния (тест «Несуществующие животные», диагностика уровня тревожности).

4. Мотивационный компонент: взаимодействия со сверстниками (мотивационная анкета, методика незаконченных предложений); взаимодействия с педагогами (методика незаконченных предложений. Карта самонаблюдения Скотта); отношение к выполняемой деятельности (мотивационная анкета, методика незаконченных предложений. Социальная траектория интереса).

5. Рефлексивный компонент: рефлексия социально-культурной деятельности (психолого-педагогическое тестированиепо методике А.А. Карпова).

Для анализа результатов диагностики социального развития учащейся молодежи необходимо выявить «коэффициенты динамики», которые отражают направление динамики диагностируемого этапа по отношению к предыдущему состоянию. Так, «коэффициент динамики» равный единице, свидетельствует об отсутствии изменений, если коэффициент больше единицы, то динамика положительная [6, 19].

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования диагностики социального развития учащейся молодежи следует заключить:

1. Эффективность процесса социального развития учащейся молодежи заключается в создании необходимых и достаточных педагогических условий для раскрытия индивидуального своеобразия образовательных потребностей в различных сферах социально-культурной деятельности, обеспечивающих творческое саморазвитие, самопознание, самовыражение и самореализацию личности с целью воспитания всесторонне гармонично развитой личности, способной с максимальной эффективностью решать социально значимые задачи и проблемы.

2. Разработанная нами методика диагностики социального развития учащейся молодежи может применяться при разработке педагогических моделей, ориентированных на социальное развитие обучающегося.

Литература:

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-1. -С. 76-79.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4 (32). - С. 113-118.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5493-5497.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-2. - С. 369-373.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

11. Бурцев В.А., Шамгуллин А.З., Бурцева Е.В. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

12. Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 320.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Экспериментальное исследование когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе занятий настольным теннисом // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - № 4. - С. 12-18.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н., Баширова Д.М., Мартынова А.С., Евграфов И.Е., Халиуллин Р.С. Экспериментальное исследование свойств игрового внимания и качеств мышления у спортсменов, занимающихся настольным теннисом // Проблемы современного педагогического образования.

- 2017. - № 56-6. - С. 31-39.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 133-136.

17. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

18. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.

- № 56-6. - С. 39-47.

19. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

20. Бурцева Е.В., Баширова Д.М. Методика формирования игрового внимания у юных теннисистов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 9. - № 4 (9). - С. 99-104.

21. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.

22. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой с женщинами среднего возраста // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. -С. 5503-5507.

23. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.

24. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.

25. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

26. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

27. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. - 2015. - С. 392-394.

28. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

29. Тернер Дж. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

30. Zotova F.R., Miftakhov M.R., Burtseva E.V. Heritage of the world summer universiade-2013 as a factor of social-cultural development of the region // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - Т. 16. - № 3 (16). -С. 92-97.

Педагогика

УДК: 372.881.111.1

кандидат педагогических наук Савина Анна Анатольевна

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Коларькова Оксана Геннадьевна Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация. Предметом данного исследования является использование электронных обучающих ресурсов на занятиях по иностранному языку в системе подготовки специалистов среднего звена. Авторы статьи анализируют уже имеющийся в данной сфере опыт; указывают на существующие проблемы психолого-педагогической направленности и выделяют оптимальные условия организации эффективного обучения иностранному языку. В статье также рассматривается опыт применения проектной методики как одной из форм работы с использованием электронных ресурсов.

Ключевые слова: медиаграмотность, самостоятельная работа, проектная деятельность, Интернет материалы, подготовка преподавателей.

Annotation. The subject of the research is the usage of electronic educational resources when teaching further education students a foreign language. The authors of the article analyze the experience in this sphere, highlight existing psychological and pedagogical problems and emphasize optimal conditions for effective teaching students a foreign language. The article also touches upon the project work experience as one of the forms of using electronic resources.

Keywords: media literacy, independent work, project activity, Internet materials, teachers' training.

Введение. В сфере образования на сегодняшний день отчетливо обозначен переход от бумажных носителей информации к электронным. Поэтому анализ существующих форм использования электронных источников обучения является актуальным вопросом в современной педагогике. Об этом свидетельствуют существующие нормативные документы Министерства образования Российской Федерации [5].

Анализ теоретической литературы и практического опыта организации работы студентов с использованием электронных ресурсов выявляет большое количество вопросов, связанных с определением соотношения классической формы презентации нового материала (объяснение преподавателем, лекции, обсуждение в аудитории) и современной формы в виде самостоятельного поиска информации и исследования.

Новизна данного исследования состоит в том, что авторы, проанализировав степень изученности проблемы, предлагают способы решения остающихся спорными вопросов и предлагают конкретные формы работы с использованием электронных ресурсов, апробированные и демонстрирующие высокий показатель эффективности обучения на занятиях по иностранному языку в Приволжском филиале Российского государственного университета правосудия.

Изложение основного материала статьи. Современные образовательные стандарты являются основным ориентиром для создания рабочих программ, инструментов и критериев оценки знаний студентов. В требованиях к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование» заявлена общая компетенция 4 (ОК 4) -«способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» [10]. Формирование данной компетенции предусмотрено в рамках дисциплин языкового цикла «Иностранный язык» и «Русский язык и культура речи», а также практически всех дисциплин профессионального цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.