Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ОПЫТ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Юлия Николаевна, Черемисина Валерия Олеговна

Развитие единого мирового образовательного пространства, активизация инвестиций в человеческий капитал актуализируют формирование целевых установок в содержании образовательного процесса, выдвигая на первый план формирования опыта конструктивного взаимодействия саморазвивающейся и самоопределяющейся личности. Современные процессы в мире и проблемные зоны, выдвигают на передний план значимость личности, способной вести конструктивный диалог, выстраивать стратегию поведения на основе рациональных способов действий. В настоящее время подрастающее поколение должно уметь осуществлять различные виды взаимодействий, характеризующихся согласованностью целей, соответствием средств, способов и занимаемой контактирующими сторонами позицией. Для успешного освоения социальных ролей современной личности важно уметь осуществлять совместную деятельность на основе созидательного сотрудничества, достижения взаимовыгодных договоренностей. В соответствии с этим, обосновывается необходимость и актуальность разработки и апробации психолого-педагогического сопровождения формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста. Авторами проведен анализа потенциала ресурсов образовательной организации. Раскрыто содержание смыслового ресурса потенциала образовательной организации при формировании опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера. Охарактеризован интеграционно-деятельностный ресурс, определяющейся образовательными программами высшего образования, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и различными направлениями деятельности обучающихся. Представлен содержательный аспект научно-исследовательской деятельности обучающихся. Проанализирована многовекторная внеаудиторная деятельность. Актуализировано значение коммуникативно-интерактивного ресурса потенциала образовательной организации для формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера. По мнению авторов, сформированность опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения определяется на основе комплекса критериев: когнитивного, мотивационного, деятельностного. Одним из условий формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера является актуализация содержания подготовки будущих инженеров идеями конвергенции знаний, гармонизации индивидуальной и коллективной ответственности, позитивной коммуникации. Вторым, важным условием формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера является, по мнению авторов, включение обучающихся в реально-виртуальную деятельность с использованием цифровых платформ в онлайн и офлайн режимах. Третьим условием является осуществление педагогической поддержки формирования опыта конструктивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Юлия Николаевна, Черемисина Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF THE EXPERIENCE OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF THE FUTURE SPECIALIST

The development of a single global educational space, the activation of investments in human capital actualize the formation of targets in the content of the educational process, bringing to the fore the formation of the experience of constructive interaction of a self-developing and self-determining personality. Modern processes in the world and problem areas bring to the fore the importance of a person who is able to conduct a constructive dialogue, build a strategy of behavior based on rational methods of action. Currently, the younger generation should be able to carry out various types of interactions characterized by the consistency of goals, the correspondence of means, methods and the position taken by the contacting parties. To successfully master the social roles of a modern personality, it is important to be able to carry out joint activities on the basis of creative cooperation, achieving mutually beneficial agreements. In accordance with this, the necessity and relevance of the development and testing of psychological and pedagogical support for the formation of the experience of constructive interaction of the future specialist is substantiated. The authors conducted an analysis of the potential resources of an educational organization. The content of the semantic resource of the potential of an educational organization in the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is revealed. The integration and activity resource is characterized, which is determined by the educational programs of higher education, the requirements of Federal State educational standards and various activities of students. The informative aspect of the students' research activity is presented. The multi-vector extracurricular activity is analyzed. The importance of the communicative and interactive resource of the potential of an educational organization for the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is actualized. According to the authors, the formation of the experience of constructive interaction of a future railway engineer is determined on the basis of a set of criteria: cognitive, motivational, activity. One of the conditions for the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is the actualization of the content of training future engineers with ideas of convergence of knowledge, harmonization of individual and collective responsibility, positive communication. The second, important condition for the formation of the experience of constructive interaction of the future engineer is, according to the authors, the inclusion of students in real-virtual activities using digital platforms in online and offline modes. The third condition is the implementation of pedagogical support for the formation of the experience of constructive interaction of subjects of educational activity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

Педагогика

УДК 378.145

доктор педагогических наук, профессор Егорова Юлия Николаевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); студент Черемисина Валерия Олеговна

Институт непрерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Развитие единого мирового образовательного пространства, активизация инвестиций в человеческий капитал актуализируют формирование целевых установок в содержании образовательного процесса, выдвигая на первый план формирования опыта конструктивного взаимодействия саморазвивающейся и самоопределяющейся личности. Современные процессы в мире и проблемные зоны, выдвигают на передний план значимость личности, способной вести конструктивный диалог, выстраивать стратегию поведения на основе рациональных способов действий. В настоящее время подрастающее поколение должно уметь осуществлять различные виды взаимодействий, характеризующихся согласованностью целей, соответствием средств, способов и занимаемой контактирующими сторонами позицией. Для успешного освоения социальных ролей современной личности важно уметь осуществлять совместную деятельность на основе созидательного сотрудничества, достижения взаимовыгодных договоренностей. В соответствии с этим, обосновывается необходимость и актуальность разработки и апробации психолого-педагогического сопровождения формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста. Авторами проведен анализа потенциала ресурсов образовательной организации. Раскрыто содержание смыслового ресурса потенциала образовательной организации при формировании опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера. Охарактеризован интеграционно-деятельностный ресурс, определяющейся образовательными программами высшего образования, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и различными направлениями деятельности обучающихся. Представлен содержательный аспект научно-исследовательской деятельности обучающихся. Проанализирована многовекторная внеаудиторная деятельность. Актуализировано значение коммуникативно-интерактивного ресурса потенциала образовательной организации для формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера. По мнению авторов, сформированность опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения определяется на основе комплекса критериев: когнитивного, мотивационного, деятельностного. Одним из условий формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера является актуализация содержания подготовки будущих инженеров идеями конвергенции знаний, гармонизации индивидуальной и коллективной ответственности, позитивной коммуникации. Вторым, важным условием формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера является, по мнению авторов, включение обучающихся в реально-виртуальную деятельность с использованием цифровых платформ в онлайн и офлайн режимах. Третьим условием является осуществление педагогической поддержки формирования опыта конструктивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: ресурс образовательной организации, опыт конструктивного взаимодействия, будущий специалист.

Annоtation. The development of a single global educational space, the activation of investments in human capital actualize the formation of targets in the content of the educational process, bringing to the fore the formation of the experience of constructive interaction of a self-developing and self-determining personality. Modern processes in the world and problem areas bring to the fore the importance of a person who is able to conduct a constructive dialogue, build a strategy of behavior based on rational methods of action. Currently, the younger generation should be able to carry out various types of interactions characterized by the consistency of goals, the correspondence of means, methods and the position taken by the contacting parties. To successfully master the social roles of a modern personality, it is important to be able to carry out joint activities on the basis of creative cooperation, achieving mutually beneficial agreements. In accordance with this, the necessity and relevance of the development and testing of psychological and pedagogical support for the formation of the experience of constructive interaction of the future specialist is substantiated. The authors conducted an analysis of the potential resources of an educational organization. The content of the semantic resource of the potential of an educational organization in the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is revealed. The integration and activity resource is characterized, which is determined by the educational programs of higher education, the requirements of Federal State educational standards and various activities of students. The informative aspect of the students' research activity is presented. The multi-vector extracurricular activity is analyzed. The importance of the communicative and interactive resource of the potential of an educational organization for the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is actualized. According to the authors, the formation of the experience of constructive interaction of a future railway engineer is determined on the basis of a set of criteria: cognitive, motivational, activity. One of the conditions for the formation of the experience of constructive interaction of a future engineer is the actualization of the content of training future engineers with ideas of convergence of knowledge, harmonization of individual and collective responsibility, positive communication. The second, important condition for the formation of the experience of constructive interaction of the future engineer is, according to the authors, the inclusion of students in real-virtual activities using digital platforms in online and offline modes. The third condition is the implementation of pedagogical support for the formation of the experience of constructive interaction of subjects of educational activity.

Key words: resource of an educational organization, experience of constructive interaction, future specialist.

Введение. В то время, когда, знания современный человек может получать и дистанционно, при этом теряя эмоциональные и моральные аспекты взаимодействий; особую значимость приобретает наличие опыта конструктивного взаимодействия, определяющего согласование, координацию и трансформацию смысловых позиций участников, повышающего осмысленность жизни, способность к социальной перцепции, интерпретации и символизации, что, несомненно, актуализирует результативную интеграцию личности в постоянно изменяющиеся сферы жизнебытия.

В современной практике высшего образование, в русле взаимодействия его субъектов - преподавателей и студентов согласно результатам анкетирования, наличествует ряд моментов, обнаруживающих проблемные зоны, требующие решения: максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев оценки событий, своего поведения,

недоверие к старшим, затруднения в выборе путей выстраивания отношений с преподавателями и сверстниками у первокурсников; претензии к необъективности оценивания, окончание конфликтов разрывам отношений у старшекурсников; избегание принятия самостоятельных решений, неспособность разрешать конфликты, проявления излишней агрессивности и неуравновешенности в отношении с другими, неэффективные приемы самовыражения; потребность в расширении контактов с другими людьми [6].

В связи с чем, становится необходимым и актуальным разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование проводилось на базе Оренбургского института путей сообщения, факультета высшего образования. В исследовании участвовали студенты специальностей: Эксплуатация железных дорог, Система обеспечения движения поездов, Подвижной состав железных дорог, Строительство железных дорог.

Для разработки психолого-педагогического сопровождения формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста выступило необходимым проведение анализа потенциала ресурсов образовательной организации.

Смысловой ресурс потенциала образовательной организации при формировании опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера обнаруживает инженерную специфику образовательной организации, характер и содержание будущей профессиональной деятельности; отражает ценностный аспект восприятия профессиональных, коллективных смыслов в процессе профессиональной деятельности в атмосфере эмоциональной комфортности и безопасности [2; 3].

Интеграционно-деятельностный ресурс определяется образовательными программами высшего образования, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, интеграцией научной деятельности, обучения и внеаудиторной деятельности, волонтерской, культурно-массовой, спортивной деятельности. Многовариативность интеграционно-деятельностного ресурса интегрирует палитру элементов: организационную структуру и материально-техническую базу образовательной организации; информационно-педагогическое пространство, разнообразие научно-методических и информационных средств; вариативность видов мероприятий в образовательной, исследовательской, волонтерской, спортивной деятельности; инновации педагогического коллектива.

В рамках интеграционно-деятельностного ресурса значимое место и роль приобретают различные виды практики (учебная практика (ознакомительная практика); производственная практика (технологическая практика; технологическая ознакомительная практика; эксплуатационно-управленческая практика; преддипломная практика)). В ходе прохождения практик обучающиеся вовлечены в различные виды взаимодействий профессионального и личностного характера, в различные социокультурные практики: познания окружающего социума, нравственных норм общения и взаимодействия, самопознания, культурной идентификации, личностного роста, в ходе которых в условиях реального производственного процесса происходит углубление знаниевых конструктов будущих инженеров путей сообщения о формах, видах, средствах и способах продуктивной коммуникации; расширение представлений о взаимозависимости и взаимообусловленности действий участников производственных отношений в экстремальных ситуациях на железнодорожной отрасли.

Потенциал данного ресурса раскрывается и с позиции включения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, работу СНО (студенческого научного общества), студенческих научных кружков, участие в различных научно-методических конференциях (Международная научно-методическая конференция «Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики», Международная научно-исследовательская конференция «Молодежная наука в 21 веке: традиции, инновации, векторы развития», Международная научно-методическая конференция «Эпоха путей сообщения: традиции, современность перспективы»), форумах, грантовой деятельности.

Многовекторность внеаудиторной деятельности (фестиваль студенческого творчества Оренбургского территориального управления ЮУЖД «Молодежный перрон», фестиваль «Студенческий Дебют» и другие), культурно-досуговые мероприятия вуза («Студент года», «Мисс и мистер ОрИПС», «Осенний бал», «Посвящение в студенты», «День открытых дверей») обеспечивала студентам условия для формирования опыта межличностного взаимодействия; переосмысления своих индивидуальных и совместных действий для достижения результата; развития толерантности, ответственности, умения оказывать содействие и поддержку, находящимся в трудной жизненной ситуации, чувствовать собственную необходимость, духовную отдачу и пользу.

Коммуникативно-интерактивный ресурс потенциала образовательной организации для формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера обнаруживает организацию субъект-субъектного взаимодействия в различных сферах отношений, в различных видах взаимодействий (студент - студент, преподаватель - студент, студент -работодатель и др.).

Посредством организации субъект-субъектных отношений в создавшихся условиях виртуального и реального пространства, в различных видах внеаудиторной деятельности (фестиваль творчества студенческих отрядов Оренбургской области) видео-мостах, теле-конференциях, ярмарках вакансий, круглых столах («Эффективное управление персоналом», «Первые шаги в науку», онлайн-квест «Я - гражданин России»), конкурсах (Всероссийский конкурс «Лидер XXI века», конкурс студенческого творчества «Минута славы», Всероссийский конкурс с международным участием по риторике и речевым коммуникациям «Сила Слова», Всероссийский конкурс «Философия в художественных образах», конкурс «Лучший студент»), диалог - клуба «Сила Слова: от теории - к практике!», дискуссионного кино-клуба, все участники образовательных отношений приобретали опыт нового уровня взаимодействий, способствующих нахождению компромиссных решений, коллективных решений, не смотря на удаленный формат нахождения участников.

Сформированность опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения определялась на основе комплекса критериев: когнитивный (знание о себе и других людях как субъектах общественных отношений; представления об основах, способах, типах, нормах и ценностях конструктивного взаимодействия); мотивационном (мотивационно-ценностная установка на осуществление продуктивной коммуникации; отношение к партнеру по взаимодействию как высшей ценности); деятельностном (готовность к сотрудничеству, работе в коллективе; социальная активность) [4].

Первое условие: актуализация содержания подготовки будущих инженеров идеями конвергенции знаний, гармонизации индивидуальной и коллективной ответственности, позитивной коммуникации, осуществлялось посредством обеспечения общеобразовательной подготовки будущего инженера путем включения в тематику ряда учебных дисциплин («Речевой имидж делового человека», «Деловые коммуникации», «Психология профессионально-личностного развития», «Психологические основы интеллектуально-личностного развития», «Управление персоналом», «Управление персоналом организации») задач, формирующих ценностно-смысловое отношение к конструктивному взаимодействию в диадах «студент - студент», «студент - преподаватель», «студент - мир», а также актуализации смыслового ресурса потенциала образовательной организации путем учета и активного включения обучающихся в интерактивно-коммуникационные дискуссии и взаимодействия в рамках деятельности дискуссионного кино-клуба, клуба «Сила слова» [1; 5].

В тематику вышеозначенных дисциплин были включены вопросы по конструктивному, безконфликтному ведению взаимодействий, переговоров; технологиям выхода из затруднительных конфликтных ситуаций с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Следует отметить действенность и интерес обучающихся к включению в тематику практических занятий диад задач «студент - студент», в рамках которых предлагались упражнения: развести понятия «конструктивное» и некоструктивное» взаимодействие в образовательном процессе, в профессиональной деятельности; «Составить кластер «бесконфликтная личность в социуме»; «Определить особенности конструктивного общения в предложенном тексте». Важными и результативными выступали упражнения: «Переформулирование неконструктивных утверждений в конструктивные»; найти примеры конструктивного и неконструктивного взаимодействия и общения в прессе и др. источниках; анализ отрывков из произведений художественной литературы с целью обогащения представлений о продуктивном взаимодействии и координации совместных действий в конфликтных ситуациях, ориентации на понимание, сопереживание и сочувствие другим людям.

В рамках деятельности клуба «Сила слова» обучающиеся имели возможность выступить с анализом ключевых тем современности с привлечением наследия художественной литературы и опорой на современную практику профессиональной востребованности знаний в области продуктивного взаимодействия. В результате участия в деятельности клуба обучающиеся приобретали опыт конструктивного взаимодействия с позиции расширения диапазона когнитивных конструктов о себе и других как субъектах общественных отношений, становления собственного взгляда на мир в рамках объективной оценки достижений результатов взаимодействующих партнеров, акцентирования таких чувств, как уважение и доверие в качестве приоритетных при решении поставленных задач с пользой для себя и в интересах коллектива и общества.

Значимым для реализации второго педагогического условия - включение будущих инженеров в реально-виртуальную деятельность с использованием цифровых платформ в онлайн и офлайн режимах; являлось использование как смыслового ресурса педагогического потенциала образовательной организации, актуализирующего направленность образовательного процесса на: ценностно-смысловые установки восприятия индивидуально-личностных позиций каждого взаимодействующего субъекта, ориентацию на этичное поведение как субъектов позитивной коммуникации; так и интеграционно-деятельностного ресурса, позволяющего оптимизировать возможности научно-исследовательской деятельности студентов в русле расширения ориентационного поля способов управления поведением субъектов конструктивного взаимодействия, выстраивания продуктивных форм общения в устной и письменной речи.

Во время пандемии образовательная организация столкнулась с необходимостью осваивать новые технологии дистанционного образования и взаимодействия в интеграционном единстве онлайн и офлайн форматов. Организация образовательного процесса и воспитательной работы потребовало освоение как педагогами, так и обучающимися новых дистанционных технологий и нового формата, способов ведения диалога с использованием текстовых форм, видеоформатов.

Обучающиеся готовили исследовательские проекты и выпускные квалификационные работы в смешанном режиме онлайн и офлайн форматов. В русле реализации данного условия активно реализовывались различные виды работы с использованием Интернет-источников: хотлист (обучающиеся в самостоятельном поиске информации на интернет-сайтах составляли список источников, отражающих определенную тему; трэжа хант (подборка обучающимися ссылок на интернет-сайты по предложенной тематике и формулирование вопросов по теме), вебквест (осуществление проекта, исследовательской работы в коллективном сотрудничестве). Востребованным и актуальным выступил «Проектный офис», организованный в электронной образовательной среде ОрИПС.

В русле третьего педагогического условия: осуществление педагогической поддержки формирования опыта конструктивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Была разработана и апробирована авторская программа «Педагогические технологии конструктивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности», программа интересная и актуальная как для обучающихся, так и для педагогов. Разделы программы включали следующие позиции вопросов: психолого-педагогические особенности поколения Z и минимизация рисков виртуализации подрастающего поколения; обучение педагогов в работе с собственной образовательной платформой, актуализация электронного портфолио; решение конфликтных ситуаций с помощью конструктивных техник; привлечение и использование ресурсов социума и семьи в формировании опыта конструктивного взаимодействия и другие.

Обучающиеся и педагоги отмечали результативность прохождения данной программы в русле приобретения и актуализации знаний и навыков урегулирования эмоциональных конфликтов, установления уровня открытости, доверительности во взаимодействии с другими, активизации саморефлексии значимости совместной деятельности и созидательного диалога с другими.

Выводы. Эффективность реализации выбранных педагогических условий формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения подтвердилось положительной динамикой по когнитивному, мотивационному, деятельностному критериям.

Полученные результаты позволили констатировать эффективность обоснования психолого-педагогического сопровождения формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста. Экспериментально подтверждено, что психолого-педагогическое сопровождение формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста, определяет динамику и качество достижения конечного результата и обеспечивает выявление причинно-следственных связей педагогического влияния на решение поставленных задач исследования.

Литература:

1. Игнатова, Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение преподавателей и студентов в конфликте: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Игнатова Екатерина Сергеевна. - Самара, 2015. - 22 с.

2. Князева, О.Н. Конструктивное взаимодействие преподавателей и студентов как фактор повышения качества обучения в вузе: автореферат. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Князева Ольга Николаевна. - Воронеж, 2011. - 24 с.

3. Кулуева, Т.В. Формирование опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности / Т.В. Кулуева, С.Н. Жданова // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 6. - С. 262-268.

4. Курунов, В.В. Методика диагностики готовности к сотрудничеству в совместной деятельности // В.В. Курунов, Н.А. Айнулина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 5. - С. 4.

5. Маковская, Э.Н. Использование партисипативного педагогического взаимодействия для адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Э.Н. Маковская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №5. -С. 68-71.

6. Harris, R.A. ^gn^ve psychology of mass communication / R.A. Harris. - Hoboken: Taylor and Francis. 2013. - 561 p.

Педагогика

УДК 372.862

доцент Ермолаев Сергей Юрьевич

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь); начальник кафедры технической подготовки Нигаматулин Вадим Равкатович

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММ

ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оптимизации структуры и содержания программ обучения подготовки кандидатов в водители, представлены результаты проведения экспериментальной работы по апробации внедрения предложенных вариантов оптимизации учебных планов и организации подготовки преподавательского состава.

Ключевые слова: кандидаты в водители; программы подготовки; подготовка преподавателей.

Annotation. The article discusses the issues of optimizing the structure and content of training programs for candidates for drivers, presents the results of experimental work on testing the implementation of the proposed options for optimizing curricula and organizing the training of teaching staff.

Key words: candidates for drivers; training programs; teacher training.

Введение. В современных условиях войска национальной гвардии Российской Федерации выполняют специфические задачи, охватывающие различные сферы деятельности общества. Для успешного решения этих задач используются различные образцы вооружения военной и специальной техники (ВВСТ). При выполнении задач, возложенных на войска верховным Главнокомандующим вооруженными силами - Президентом Российской Федерации, в частности первой задачи и частично второй задачи в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ [7], военнослужащими Росгвардии широко применяется автомобильная техника. В соединения (организации), воинские части и подразделения Росгвардии на вооружение поступают самые современные образцы, обладающие высокой проходимостью, многофункциональностью. Применение автомобилей при выполнении задач позволяет в значительной степени повысить мобильность подразделений, своевременную доставку различных материальных запасов, эвакуацию застрявших и неисправных образцов ВВСТ. Для достижения этих целей широкое применение получили грузовые автомобили (относящиеся к транспортным средствам категории «С»).

Изложение основного материала статьи. Одним из требований, которые предъявляются к выпускникам военных образовательных организаций высшего образования (ВОО ВО), является умение управлять и организовывать эксплуатацию транспортных средств таких категорий как «В» - легковые автомобили и (или) «С» - грузовые автомобили. В Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации в целях реализации данных требований организована реализация для обучающихся программ подготовки кандидатов в водители. Данная подготовка осуществляется в соответствии с приказом от 26 декабря 2013 г. № 1408 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерных Программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [5].

Организация обучения осуществляется в последовательности, определенной данным приказом и включает в себя: базовый, специальный и профессиональный циклы.

При этом базовый цикл состоит из таких разделов, как основы законодательства в сфере дорожного движения; далее последовательностью обучения предусмотрено изучение основ психофизиологические деятельности водителей, одним из основных компонентов программы базового цикла является формирование к обучающихся умений управления автомобилем при изучении основ управления транспортными средствами, кроме этого, в данном цикле предусмотрено изучение порядка оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В ходе проведения занятий по специальному циклу обучающиеся изучают основные положения по устройству и порядку технического обслуживания транспортных средств, осваивают основы управления транспортных средств, изучаемых категории и формируют навыки вождения транспортных средств на закрытых площадках (автодромах) и по дорогам общего пользования.

Направленность обучения по профессиональному циклу на организацию и порядок выполнения грузовых перевозок автомобилями предусматривает возможность использования полученных навыков не только в личных целях, но и в ходе трудовой деятельности.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, своими локальными документами определяют последовательность изучения учебных предметов (разделов и тем) базового цикла, специального цикла и профессионального цикла.

Обсуждение структуры и содержательной части программ подготовки водителей является темой многих научно-практических исследований. Сравнение фактических результатов обучения, в сравнении с запланированными, описывалось Колиснык Ю.С., Калюжным Ю.Н., Евстюковым С.А., Кравченко П.А., Старовым С.Н. и другими авторами [2, 3, 4, 6]. Также указанными авторами проведено сопоставление указанных бюджетов учебного времени, в соответствии с нормативно-правовыми документами в Российской Федерации, в сравнении с другими государствами. Мнения авторов в данных вопросах расходятся, а предлагаемые ими меры еще подлежат апробации.

До 2015 года подготовка кандидатов в водители в Пермском военном институте проводилась в течении четырех лет обучения.

Разделы циклов были распределены в следующей последовательности:

на первом курсе - «Первая помощь пострадавшим при ДТП»;

на втором курсе - «Устройство и ТО грузовых (легковых) автомобилей»;

на третьем крсе - «Основы психофизиологической деятельности водителя», «Основы управления транспортными средствами», «Основы управления грузовыми (легковыми) автомобилями»;

на 4 курсе - «Основы законодательства в сфере дорожного движения»; «Вождение грузовых (легковых) автомобилей».

Занятия по изучению правил дорожного движения и других основ законодательства в сфере дорожного движения, а также вождение грузовых (легковых) автомобилей проводились последовательно в течении учебного года. При этом в подразделениях где были небольшие разрывы в указанных разделах показывали лучшие результаты обучения. В течении одного месяца проводилось по 6...8 часов учебных занятий по изучению правил дорожного движения и изучения других основ законодательства в сфере дорожного движения и 1-2 дня (от 6 до 12 учебных часов) занятия по вождению грузовых (легковых) автомобилей. Большие перерывы между занятиями (в несколько дней или недель) в значительной степени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.