Научная статья на тему 'Педагогическая практика как приобщение будущего педагога к взаимодействию с семьей'

Педагогическая практика как приобщение будущего педагога к взаимодействию с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ / TEACHING PRACTICE / VOCATIONAL TRAINING / ACTIVITY / FUTURE TEACHER / INTERACTION WITH FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирная Анастасия Андреевна, Смирнова Анастасия Викторовна

Освещается проблема приобщения будущего педагога к взаимодействию с семьей в процессе педагогической практики. Педагогическая практика, являясь одной из основных форм организации образовательного процесса любого направления подготовки, в данном контексте опирается на изучение теоретических профессиональных знаний (психолого-педагогических и учебно-методических основ) и предусматривает внедрение этих знаний в реальный учебный процесс. В процессе данной практики будущий педагог получает опыт преодоления смыслового и эмоционального напряжения в отношениях с семьей, актуализации личностного потенциала, профессиональной рефлексии, оказания семье социально-педагогической и психологической поддержки. В связи с этим содержание педагогической практики нацелено на развитие у обучающихся когнитивного, деятельностного и эмоционально-личностного компонентов профессиональной подготовки. Результатом опытно-экспериментальной работы явилась положительная динамика изменения компонентов подготовки обучающихся к взаимодействию с семьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирная Анастасия Андреевна, Смирнова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PRACTICE AS THE INCLUSION OF A FUTURE TEACHER IN INTERACTION WITH THE FAMILY

The article is devoted to the problem of the future teacher inclusion in interaction with the family in the process of teaching practice. The transition to tiered education in universities, the importance of meeting the new requirements of the State and society offer new challenges for pedagogical practice, increase its value in mastering pedagogical competences, the basics of teaching and educational work. Pedagogical practice as one of the forms of vocational training in the university relies on theoretical professional knowledge and provides grounds for practical cognition of patterns and principles of education and upbringing. In the educational process the course work and cognitive activity of future teachers is closely related to the academic disciplines of theoretical training. During teaching practice, theoretical knowledge is therefore used in solving practical problems. Teaching practice, serving as an activity, is interpreted as the interdependence of internal and external substantive activity, the coordination of goals, objectives, motivations, conditions for their achievement. Internal actions imply planning, foreseeing the outcome, understanding the purpose, principles and mode of action and implementation criteria. External actions imply organization of real practical activity and interaction with objects and phenomena of the surrounding reality. This situation is characteristic of the future teacher's activities during the teaching practice, which contributes to the development of general pedagogical knowledge and skills. The content of teaching practice is aimed at students' development of cognitive, activity and emotional-personal components (criteria) of vocational training for interaction with the family. In the course of the experimental work the level of students' preparedness for interaction was assessed. The results showed positive dynamics of changes in the components of students' preparedness for interaction.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика как приобщение будущего педагога к взаимодействию с семьей»

УДК 378. 146

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-2-40-47

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ

А. А. Смирная1,2, А. В. Смирнова3

1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева, Красноярск

2 Красноярский государственный институт искусств, Красноярск

3 Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск

Освещается проблема приобщения будущего педагога к взаимодействию с семьей в процессе педагогической практики. Педагогическая практика, являясь одной из основных форм организации образовательного процесса любого направления подготовки, в данном контексте опирается на изучение теоретических профессиональных знаний (психолого-педагогических и учебно-методических основ) и предусматривает внедрение этих знаний в реальный учебный процесс. В процессе данной практики будущий педагог получает опыт преодоления смыслового и эмоционального напряжения в отношениях с семьей, актуализации личностного потенциала, профессиональной рефлексии, оказания семье социально-педагогической и психологической поддержки. В связи с этим содержание педагогической практики нацелено на развитие у обучающихся когнитивного, деятельностного и эмоционально-личностного компонентов профессиональной подготовки. Результатом опытно-экспериментальной работы явилась положительная динамика изменения компонентов подготовки обучающихся к взаимодействию с семьей.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональная подготовка, деятельность, будущий педагог, взаимодействие с семьей.

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года главным вектором является социально-психологическая защита семьи как социального института [1]. В связи с этим в образовательной сфере актуализируются меры по привлечению обучающихся профильных вузов к работе с семьями с целью сохранения физического и психологического здоровья ее членов, а также социально-педагогической и психологической поддержки ребенка. Данная стратегия предусматривает введение обязательной педагогической практики у обучающихся, получающих высшее образование.

Данный аспект подтверждает необходимость усиления взаимодействия школы и семьи, а следовательно, профессиональной подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьей.

Система педагогической практики обучающихся построена согласно реальной модели профессиональной деятельности педагога. Вследствие чего специфика работы будущих педагогов во время практики также многопланова и многофункциональна как и деятельность состоявшихся педагогов.

Необходимо отметить, несмотря на то, что в научной литературе показаны подходы к профессиональной подготовке педагогов (О. А. Абдулина, В. А. Адольф, Т. Е. Демидова, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, В. А. Сластенин), раскрыто содержание «профессиональной готовности» (О. В. Амосова, А. П. Беспалько, Г. К. Селевко, М. И. Шилова), предметом об-

суждения в научных исследованиях в контексте развития новых социально-экономических отношений и современных изменений в образовательной сфере, статусе семейного воспитания и статусе школы по отношению к ребенку остается открытым вопрос подготовки будущего педагога к взаимодействию с семьей. Следовательно, целью представленного исследования является научное обоснование и анализ результативности содержания педагогической практики как составной части профессиональной подготовки будущего педагога к взаимодействию с семьей.

Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыто содержание педагогической практики через приобщение будущего педагога к взаимодействию с семьей, определены компоненты (критерии) подготовленности будущих педагогов к взаимодействию с семьей.

Опираясь на научные работы А. П. Валицкой, И. А. Колесниковой, В. С. Шубинского, в которых обобщены знания о воспитательном процессе в семье, теории в рамках деятельност-ного подхода А. Г. Асмолова, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, раскрывающие сущность подготовки будущего педагога к взаимодействию с семьей, концепции В. П. Беспалько, В. В. Игнатовой, М. И. Шиловой, обуславливающие диагностические показатели подготовленности будущего педагога к взаимодействию с семьей, были проанализированы результаты педагогической практики в образовательном процессе вуза. «Педагогическая практика как педагогический процесс, направленный на освоение системы знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта и ценностей, характеризующих результативность согласованности действий субъектов и их сотрудничества, отражающих сущность взаимодействия и раскрывающихся в ходе его осуществления» [1, а 72], опирается на теоретические профессиональные знания, которые применяются в качестве реализации и решении практико-ориентированных задач. Систематизация теоретических и практических знаний, умений и навыков будущих педагогов является ключом к продуктивной педагогической деятельности будущего педагога.

В условиях педагогической практики синтезируются знания по психолого-педагогическим, социально-педагогическим, общекультурным, медико-биологическим блокам различных дисциплин, благодаря чему у обучающихся складывается представление о социально-педагогических и психологических проблемах семей.

Активное применение игровых методик и интерактивных методов в ходе практики позволяет будущим педагогам раскрыть свой творческий потенциал, работать в дружественной атмосфере и не чувствовать себя скованным структурными рамками урока [2, с. 149].

Педагогическая практика в семье нацелена на поэтапное вхождение обучающегося во взаимодействие с семьей и заключается в выполнении специфических заданий, имеющих научно-исследовательский и историко-культурологический характер. Данные задания нацелены на обогащение психолого-педагогических, социально-культурных, медицинских знаний и профессионального опыта обучающихся, в связи с чем у будущих педагогов формируется ценностное отношение к профессии [3, с. 298]. При реализации задач практики обязательным условием служит последовательность этапов ее организации, результатом которой будет являться овладение будущими педагогами умениями и навыками социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогический контекст деятельности будущего педагога представлен основными профессиональными принципами: профессиональная компетентность в определении основных семейных проблем; гуманизм, эмпатийная включенность и доброжелательность при взаимодействии с личностью, нуждающейся в помощи и поддержке. Данные принципы предопределяют содержание дидактической системы, направленной на воспитание таких ценностей, как эмпатия, порядочность, доброжелательность, взаимопомощь, поддержка, конгруэнтность, и обеспечивающей образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями [4, с. 27].

Социально-педагогическая деятельность будущего педагога, отражая одну из специфических особенностей профессиональной сферы «человек - человек», направлена на оказание помощи человеку, его семье, группе людей с целью понимания ими обстоятельств, ситуации, в которой они оказались, мобилизации внутренних ресурсов, стимулирования и организации активных действий по решению жизненной проблемы [5, с. 41]. Поэтому практическая социально-педагогическая составляющая деятельности обучающегося является необходимым вектором успешной профессиональной деятельности педагога любого уровня.

Педагогическая практика как педагогическая деятельность в Кемеровском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева осуществляется обучающимися четвертого курса факультета иностранных языков каждый учебный год. Задачей при организации педагогической практики в течение последних трех лет являлось выявление положительных и отрицательных ее аспектов с целью интеграции теории и практики, разработки научно-методических рекомендаций по реализации новых социально-педагогических и психологических подходов при работе с семьей. В представленном исследовании принимали участие 240 бакалавров.

Будущие педагоги проходили практику в различных типах семей. При взаимодействии практикантов с семьей учитывались особенности семьи с целью построения алгоритма действий. Обучающиеся учитывали протекающие в семье социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

Целью педагогической практики в семье являлось приобщение будущего педагога к взаимодействию с семьей и его обогащение практическим опытом.

Перед будущими педагогами были поставлены такие задачи, как проведение беседы с родителями об особенностях их ребенка, помощь в гармонизации отношений между родителями и ребенком, выявление эмоционально-личностных особенностей ребенка, проведение анализа режима дня ребенка, оказание помощи ребенку в выполнении домашнего задания, организация досуга, дополнительное обучение ребенка различным видам деятельности. Обратимся к содержанию некоторых из задач.

Одна из задач педагогической практики выражалась в представлении и описании социально-психологического портрета семьи. Результаты данной практики свидетельствуют о том, что обучающиеся осуществляли свою практическую деятельность в полных, нуклеар-ного типа семьях (87 %). В составе семей нуклеарного типа имелись и другие родственники (5 %). Неполные семье составляли 8 %. Возраст родителей во всех семьях варьировался от 26 до 47 лет, а возраст детей, с которыми практиканты взаимодействовали, - от 6 до 13 лет.

Важной задачей в процессе педагогической практики было установление на первом этапе знакомства с семьей благоприятного контакта. При этом практиканты изучали особенности детско-родительских отношений в семье, а также влияние взаимоотношений супругов на поведение ребенка и отношения в полных и неполных семьях, применяя различные методики: «Включенный конфликт» Ю. В. Баскиной [6], цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина, А. М. Эткинда [7], тест «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера [8].

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) выявлял неосознаваемые аспекты личности ребенка, его переживания и эмоциональное реагирование в значимых и конфликтных ситуациях. Методика «Включенного конфликта» диагностировала как осознанное, так и неосознаваемое родительское отношение к детям и позволила фиксировать ряд эмоциональных, когнитивных и поведенческих составляющих родительской позиции. Цветовой

тест отношений - это невербальный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Выбор цвета отражал направленность ребенка на определенную деятельность, настроение. С помощью теста оценивалось актуальное эмоциональное состояние ребенка. Анализ результатов проведенных тестов и опросов показал, что обучающиеся овладели методикой изучения особенностей детей и детско-родительских отношений.

С помощью вышеперечисленных методов, а также метода включенного наблюдения практикантам удалось составить социально-психологический портрет семьи. Результаты исследований помогли обучающимся в построении правильной траектории при работе с родителями, а также способствовали пониманию родителями потребностей своего ребенка и умению учитывать основные параметры развития их ребенка на определенном возрастном этапе.

На основе наблюдения за поведением ребенка и родителей, а также проведенных психологических тестов обучающиеся выявляли проблемы внутри семей и организовывали свою деятельность, направленную на решение проблем. Также они оказывали консультативную помощь родителям в понимании причин поведения их детей, обогащали родителей знаниями о том, как реагировать на особенности поведения детей в сложных ситуациях. Также в их деятельность входили пропаганда здорового образа жизни, просвещение о влиянии неблагоприятного психологического климата в семье на состояние ребенка, декларирование лекций по стрессу и дистрессу, обучение практикам по релаксации и рефлексивному анализу.

Практиканты, обучаясь на факультете иностранных языков, смогли применить свои профессиональные навыки на практике. Занимаясь с детьми иностранным языком, обучающиеся оказывали помощь в выполнении домашнего задания (отрабатывали навыки произношения, грамматические правила построения предложений), устраивали языковое погружение, что явилось результативным методом в процессе овладения иностранным языком.

Анализируя результаты педагогической практики, будущие педагоги отмечали, что родителям необходимы как индивидуальные консультации, так и групповые психологические тренинги. Многие родители нуждались в организации психолого-педагогической помощи и поддержке в воспитании своих детей.

Для качественного анализа полученных результатов изменения уровня приобщения будущих педагогов к взаимодействию с семьей были отдельно рассмотрены средние значения признаков, которые были классифицированы по трем компонентам (критериям): когнитивный, деятельностный и эмоционально-личностный.

Для оценки уровня подготовленности обучающихся к взаимодействию с семьей по дея-тельностному компоненту было исследовано влияние педагогической деятельности будущих педагогов в семье на уровень удовлетворенности родителей обучением и воспитанием их детей (рис. 1). В исследовании принимало участие 100 родителей. Для этого родителям было предложено ответить на утверждения в анкете, которые включали следующие вопросы: особенности темперамента ребенка, причины страхов детей, распорядок дня у ребенка, привычки и питание у ребенка и другие.

В ходе опытно-экспериментальной работы важно было проследить динамику изменения когнитивного компонента подготовки обучающихся, так как своеобразие структуры взаимосвязей между когнитивным развитием и успешностью обучения зависит от эффективности функционирования системы образования [9, с. 26]. Результаты анализа понимания будущими педагогами проблем семейного воспитания и знаний, необходимых педагогу при взаимодействии с семьей по оценке преподавателей отражены на рис. 2.

Деятельностны сгкомпон ент

60% 40% 20% 0%

42%

43%

36%

Ьт М Ц

1-низкнк 2-ереснкн й)

уровни

начало ■ оконча н ие

ыис. 1. 3|эеоиоде)ьке1е дкннпн влажная педпоогнческнго веанмодейст^иы ебуоающисся (ЭГ) с родителями на уровень удовлетворенности родителей на начало и окончание опытно-экспериментальной работы

(оестеитност(ые коокадену). %

Когнитивный компонент

58%

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

50% 1

В |

и II А

1-низкий 2-средний Зиысоким

уровни

н ач ало окончание

Рис. 2 . Ср а в ниттльопе дкеныесостоу нис ((^гниысн о й кснквы попгнтв уленьоэпиоКучоющисся (ЭГ) к взаимодействию с семьей на начало и окончание опытно-экспериментальной работы по оценке преподавателей (когнитивный компонент), %

Сравнительные данные состояния когнитивной основы подготовленности обучающихся к взаимодействию с семьей свидетельствуют о повышении уровня знаний и качественном переходе из категории «частичного» владения в «полное» у будущих педагогов ЭГ. По мнению преподавателей, произошло усиление теоретической подготовленности студентов ЭГ в дисциплинах психолого-педагогического, социально-педагогического, общекультурного и медико-биологического блоков.

Являясь индивидуальностью, педагог, взаимодействующий с семьей, проявляет себя как личность во всем многообразии качеств. В силу того, что деятельность педагога характеризуется не только когнитивной, но и аксиологической (ценностной) составляющими [10, с. 51], в процессе опытно-экспериментальной работы отслеживался эмоционально-личностный компонент подготовки обучающихся. Критерием оценки личностных качеств педагога в работе с семьей послужили психолого-педагогические знания и результаты ин дивидуанбной деятелыюованбееающося ваемье (риа. б?).

Эмоционально-личностный компонент

1-низкий

2-средни й уровни

3-вышки й

I начало I окончание

Рис. 3. Сравнительные данные оценки обучающихся (ЭГ) значимости личностных качеств педагога в работе с сем ьей на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (эмоционтльно-л ичностный компонент), И

Таким обр<эоМк педоногическая оражпка, оснаоанная но воаимодийитвио бу°унцего пн-дагога с семьей, способствовала реализации основных практико-ориентированных задач. Основываясь на теоретическом анализе психолого-педагогических подходов к профессио-нальнойоодгитавке оеддглгог иоэалиооцидпоакоическойдлятепонооти обоооющиаияпуу работе с семьями, было выявлено, что педагогическая практика в семье способствует приобщению будущего педагога к взаимодействию с семьей, а именно расширению социальных связей педагога, семьи и воспитанника, созданию условий для эффективного решения психолого-педагогических задач, ориентации обучающихся на планомерную и целенаправленную работу с ребенком в семье, формированию универсальных компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Смирнова А . В . Подготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей: дис .... канд . пед . наук . Красноярск, 2013. 249 с .

2 . Войтюк В . П . Обеспечение преемственности школы и вуза через педагогическую практику // II Ялтинские научные

чтения . Крым в истории России: прошлое и настоящее . Ялта: Крымский федеральный ун-т им . В . И . Вернадского, 2017 . С.147-151.

3 . Сапрыгина С . А. Профессионально-культурные практики в оценке будущих бакалавров // Актуальные направления

научных исследований XXI века: теория и практика . 2015 . Т. 3, № 9-1 (20-1) . С . 291-299 .

4 . Кочурова С . В . Внедрение технологических подходов в педагогическую практику // Инновации в современной науке .

М . : Перо, 2015 . С . 27-30 .

5 . Смирная А. А. Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям: дис .

... канд . пед . наук . Красноярск, 2008. 279 с .

6 . Баскина Ю . В . Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»): автореф . дис .

... канд . психол . наук. М . , 1992 . 18 с .

7 . Бажин Е . Ф . , Эткинд А. М . Цветовой тест отношений (ЦТО) . Л . , 1985. 18 с .

8 . Эйдемиллер Э . Г . , Добряков И . В . , Никольская И . М . Семейный диагноз и семейная психотерапия . СПб .: Речь, 2007. 352 с .

9 . Вербицкая Л . А. , Зинченко Ю . П . , Малых С . Б. , Тихомирова Т . Н . Когнитивные основы успешности обучения русскому

языку: кросскультурное исследование // Вопросы психологии . 2017 . № 1. С . 26-40 .

10 . Смирнова А. В . , Смирная А. А . Специальный курс «Проблемы семьи и семейного воспитания» как основа теоретической

подготовки будущего педагога к взаимодействию с семьей // Current trends and prospective directions of innovative development of international scientific activities Materials of the I European international research and practice conference . Warsaw, Poland: Scientific publishing center «Open knowledge», 2017 . С . 48-57.

Смирная Анастасия Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева (пр. им. газеты Красноярский рабочий, 31, Красноярск, Россия, 66037); Красноярский государственный институт искусств (ул. Ленина, 22, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: nastenasm@yandex.ru

Смирнова Анастасия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660060). E-mail: anastasyavic@mail.ru

Материал поступил в редакцию 18.06.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-40-47

TEACHING PRACTICE AS THE INCLUSION OF A FUTURE TEACHER IN INTERACTION WITH THE FAMILY

А. А. Smirnaya1'2, A. V. Smirnova3

1 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russian Federation

2 Krasnoyarsk State Institute of Arts, Krasnoyarsk, Russian Federation

3 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russian Federation

The article is devoted to the problem of the future teacher inclusion in interaction with the family in the process of teaching practice. The transition to tiered education in universities, the importance of meeting the new requirements of the State and society offer new challenges for pedagogical practice, increase its value in mastering pedagogical competences, the basics of teaching and educational work. Pedagogical practice as one of the forms of vocational training in the university relies on theoretical professional knowledge and provides grounds for practical cognition of patterns and principles of education and upbringing. In the educational process the course work and cognitive activity of future teachers is closely related to the academic disciplines of theoretical training. During teaching practice, theoretical knowledge is therefore used in solving practical problems. Teaching practice, serving as an activity, is interpreted as the interdependence of internal and external substantive activity, the coordination of goals, objectives, motivations, conditions for their achievement. Internal actions imply planning, foreseeing the outcome, understanding the purpose, principles and mode of action and implementation criteria. External actions imply organization of real practical activity and interaction with objects and phenomena of the surrounding reality. This situation is characteristic of the future teacher's activities during the teaching practice, which contributes to the development of general pedagogical knowledge and skills. The content of teaching practice is aimed at students' development of cognitive, activity and emotional-personal components (criteria) of vocational training for interaction with the family. In the course of the experimental work the level of students' preparedness for interaction was assessed. The results showed positive dynamics of changes in the components of students' preparedness for interaction.

Keywords: teaching practice, vocational training, activity, future teacher, interaction with family.

References

1. Smirnova A. V Podgotovka budushchegopedagoga v vuze k vzaimodeystviyu s sem'yey. Dis.... kand. ped. nauk [The preparation of the future teacher in high school to interact with the family. Dis . cand . ped . sci . ] . Krasnoyarsk, 2013. 249 p . (in Russian) .

2 . Voytyuk V. P Obespecheniye preemstvennosti shkoly i vuza cherez pedagogichskuyu praktiku [Ensuring the continuity of school and University through pedagogical practice] . II Yaltinskiye nauchnyye chteniya. Krym v istorii Rossii: proshloye i nastoyashcheye

[II Yalta scientific readings . Crimea in the history of Russia: the past and present] . Yalta, VI. Vernadsky Crimean Federal University Publ . , 2017, pp . 147-151 (in Russian) .

3 . Saprygina S . A. Professional'no-kul'turnyye praktiki v otsenke budushchikh bakalavrov [The professional and cultural practices in

the evaluation of future bachelors] . Aktual'nyye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika, 2015, vol . 3, no. 9-1 (20-1), pp. 291-299 (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 . Kochurova S . V Vnedreniye tekhnologicheskikh podkhodov v pedagogicheskuyu praktiku [The introduction of technological

methods in pedagogical practice] . Innovatsii v sovremennoy nauke [Innovations in modern science] . Moscow, Pero Publ . , 2015. Pp 27-30 (in Russian)

5 . Smirnaya A. A. Priobshcheniye budushchego spetsialista sotsial'noy raboty k sotsial'no-pedagogicheskim tsennostyam. Dis.

kand. ped. nauk [Familiarizing of the future specialist of social work to the socially-pedagogical values . Dis . cand . ped . sci . ] . Krasnoyarsk, 2008. 279 p . (in Russian) .

6 . Baskina Yu . V Metodika diagnostiki roditel'skogo otnosheniya (metodika «vklyuchennogo konflikta»). Avtoref. dis. kand. psikhol.

nauk [The technique of diagnostics of a parental relationship (method of «enabled conflict») . Abstract of thesis cand . psychol . sci . ] . Moscow, 1992 . 18 p . (in Russian) .

7 . Bazhin E . F. , Etkind A. M . Tsvetovoy test otnosheniy [Colour test of relations (CTR)] . Leningrad, 1985.18 p. (in Russian) .

8 . Eydemiller E . G . , Dobryakov I . V. , Nikol'skaya I . M . Semeynyy diagnoz i semeynaya psikhoterapiya [The family diagnosis and

family therapy] . Saint Petersburg, Rech Publ, 2007 . 352 p . (in Russian) .

9 . Verbitskaya L . A. , Zinchenko Yu . P , Malykh S . B . , Tikhomirova T N . Kognitivnyye osnovy uspeshnosti obucheniya russkomu

yazyku: krosskul'turnoye issledovaniye [The cognitive bases of the success of learning the Russian language: cross-cultural research] . Voprosy psikhologii - Voprosy Psychologii, 2017, no. 1, pp. 26-40 (in Russian) .

10 . Smirnova A. V , Smirnaya A . A . Spetsial'nyy kurs «Problemy sem'i i semeynogo vospitaniya» kak osnova teoreticheskoy podgotovki

budushchego pedagoga k vzaimodeystviyu s sem'ey [Special course «Problems of family and family education» as a basis for the theoretical preparation of the future teacher for interaction with the family] . Current trends and prospective directions of innovative development of international scientific activities Materials of the I European international research and practice conference. Warsaw, «Open knowledge» Publ . , 2017 . Pp . 48-57

Smirnaya A. A., Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (pr. im. gazety Krasnoyarskiy rabochiy, 31, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660037); Krasnoyarsk State Institute of Arts (ul. Lenina, 22, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). Е-mail: nastenasm@yandex.ru

Smirnova A. V., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev (ul. Ady Lebedevoy street, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660060). Е-mail: anastasyavic@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.