Научная статья на тему 'Теоретическая и практическая подготовка будущего педагога-бакалавра к взаимодействию с семьей'

Теоретическая и практическая подготовка будущего педагога-бакалавра к взаимодействию с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / THEORETICAL TRAINING / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICAL TRAINING / ИНТЕРАКТИВНЫЙ КЛУБ "ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ" / INTERACTIVE CLUB "FAMILY PROBLEMS" / ДИСКУССИОННЫЙ ПРАКТИКУМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ / INTERACTION WITH FAMILY / DEBATING PRACTICUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Анастасия Викторовна, Бакшеева Зинаида Кирилловна

В статье раскрывается проблема организационно-педагогического обеспечения профессиональной подготовки будущих бакалавров к взаимодействию с семьей. Насыщение содержания такой подготовки через овладение ими способами взаимодействия с семьей и обогащение личного опыта в практической деятельности определяют перспективность и качество подготовленности будущего педагога к данному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER-BACHELOR TO INTERACT WITH FAMILY

The article reveals the problem of organizational and pedagogical support of training of future bachelors to interact with family. The saturation of the content of such training through their mastering of different ways to interact with family and enrichment of personal experience in practice determines the prospects and quality of readiness of future teachers to this interaction.

Текст научной работы на тему «Теоретическая и практическая подготовка будущего педагога-бакалавра к взаимодействию с семьей»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-БАКАЛАВРА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ

THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER-BACHELOR TO INTERACT WITH FAMILY

A.B. Смирнова, З.К. Бакшеева A.V. Smirnova, Z.K. Baksheeva

Теоретическая подготовка, практическая подготовка, интерактивный клуб «Проблемы семьи», дискуссионный практикум, педагогическая практика, взаимодействие с семьей. В статье раскрывается проблема организационно-педагогического обеспечения профессиональной подготовки будущих бакалавров к взаимодействию с семьей. Насыщение содержания такой подготовки через овладение ими способами взаимодействия с семьей и обогащение личного опыта в практической деятельности определяют перспективность и качество подготовленности будущего педагога к данному взаимодействию.

Theoretical training, practical training, interactive club «Family Problems», debating practi-cum, teaching practice, interaction with family. The article reveals the problem of organizational and pedagogical support of training of future bachelors to interact with family. The saturation of the content of such training through their mastering of different ways to interact with family and enrichment of personal experience in practice determines the prospects and quality of readiness of future teachers to this interaction.

В сложившихся в настоящее время социально-политических и экономических условиях мирового сообщества образовательный процесс должен соответствовать современным требованиям к качеству образования. Позиция российского государства в вопросах развития образования заключается в конкурентоспособности отечественной системы образования в условиях обновления технологий и инновационных исследований. В числе актуальных проблем в теории и практике образования и воспитания стоит задача подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьей. Совершенствование педагогической системы образования опирается на тесные контакты семьи и школы и предполагает усиление практической ориентации будуш,их педагогов-бакалавров к взаимодействию с семьей, максимальное использование возможностей самой семьи в образовании и воспитании подрастающего поколения. Мы согласны с тем, что «педагогическая

практика - это профессиональная проба на умение организовать взаимодействие с учениками, родителями учеников, учителями школы» [Кандаурова, Курашева, 2014, с. 85]. Система образования должна быть направлена не только на понимание существующих в данной области проблем, глубокие знания, но и на практические навыки педагога-бакалавра по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования).

В результате освоения образовательной программы государственного стандарта будущий педагог-бакалавр должен овладеть различными компетенциями (ОК, ПК), среди которых в первую очередь следует обратить внимание на готовность педагога включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса, с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и ро-

дителями учащихся для решения задач в профессиональной деятельности, профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности. Базовая подготовка педагога включает знание основных закономерностей взаимодействия человека и общества, способов взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса, умение устанавливать контакт и поддерживать взаимодействие с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

В теории и практике российского образования существуют предпосылки для решения задачи подготовки будущего педагога-бакалавра к взаимодействию с семьей. В современных отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях отражены: ценностное отношение к семье в гуманистической парадигме (Е.В. Бондаревская, Г. Морган, К. Роджерс); теория и практика социально-педагогического сопровождения семьи (Ю.Ю. Бочарова, Т.В. Фуряева, Ю.А. Черкасова). В научных исследованиях рассматриваются вопросы профессиональной подготовки педагогов (В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина, Н.В. Чекалева); проблема подготовки социального педагога (Т.Э. Галкина), подготовки студентов к взаимодействию с семьей (Т.Е. Быковская). Однако вопросы подготовки будущего педагога к взаимодействию с семьей в контексте современных социально-экономических преобразований в обществе и сфере образования в частности, изменения социального статуса семейного воспитания по отношению к школе (школа оказывает услуги семье) в научных исследованиях представлены недостаточно.

В этой связи выявляется ряд противоречий:

- между объективной потребностью государства и современного общества в подготовке профессиональных кадров, готовых к взаимодействию и сотрудничеству с семьей, и недостаточной ориентированностью педагогических вузов на данную подготовку;

- необходимостью профессиональной подготовки будущего педагога-бакалавра к взаи-

модействию с семьей в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения данного процесса и средств оценки;

- потребностью будущего педагога быть подготовленным к взаимодействию с семьей и недостаточным удовлетворением данной потребности в его профессиональной подготовке.

Разделение функций между школой и семьей приводит к их недостаточному взаимодействию по вопросам в сфере образования детей; ряд трудностей родителей, возникающих в процессе воспитания детей, их подготовки к жизнедеятельности в современных условиях, не разрешается в процессе сотрудничества семьи и школы.

Объективная необходимость взаимодействия педагогов с семьей, выраженная в данных противоречиях, требует разработки в педагогических вузах теоретической и практической подготовки профессиональных кадров, готовых к работе с семьей.

Наша задача - поделиться опытом теоретической и практической подготовки будущего бакалавра к профессиональной деятельности, акцентированной на взаимодействии с семьей. В процессе исследования нами дано определение взаимодействия с семьей как процесса совместной деятельности будущего педагога-бакалавра и родителей по обучению и воспитанию детей, основанной на согласованности и сотрудничестве, что позволяет данным субъектам использовать все возможности взаимодействовать друг с другом и преобразовывать не только познавательную, но и личностную сферу обучающегося. Профессиональная подготовленность будущего бакалавра к взаимодействию с семьей характеризуется определенной системой компетенций как направляющего фактора, обеспечивающих результативное взаимодействие всех субъектов воспитания, прежде всего семьи. Взаимодействие служит базой проявления профессиональных знаний, умений и приобретенных навыков будущих бакалавров.

В условиях новых требований профессиональной подготовки определение «взаимодей-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

ствие с семьей» требует некоторого уточнения (на межличностном и групповом уровнях), которое мы понимаем как взаимодействие в разновозрастной группе, где сотрудничают и взаимодействуют педагог-бакалавр, родители и дети.

В данном исследовании процесс взаимодействия педагога с семьей основывается на сотрудничестве, согласованности действий и носит субъект-субъектный характер, поскольку будущий педагог, родители и ребенок являются друг для друга источником внутреннего обогащения, что побуждает к развитию. Основное внимание в содержании исследования было обращено на обновление подготовки будущего педагога-бакалавра к взаимодействию с семьей. Актуализации проблемы такой подготовки способствовала обратная связь с родительской общественностью, где содержались запросы родителей о всесторонней помощи в воспитании и обучении их детей. Во взаимодействии с семьей будущий педагог оказывает ей образовательно-воспитательную помощь, опираясь на личный опыт родителей, учитывая их интересы, пожелания и особенности детей и семьи в целом, свой личный и педагогический опыт. Образовательно-воспитательная помощь семье заключается в вооружении родителей психолого-педагогическими знаниями, дополнительном обучении ребенка, организации до-суговой деятельности ребенка и семьи.

«Важными условиями подготовки будущего педагога к взаимодействию с семьей являются:

- оперативная диагностика состояния учебного процесса в вузе (о чем было сказано выше); постановка целей и их максимальное уточнение; четкая ориентация обучения на учебные цели и гарантированное достижение результатов; оценка текущих результатов; коррекция обучения, обеспечивающая достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов;

- диагностика профессионально-педагоги-ческой подготовленности студентов к взаимодействию с семьей как результата процесса подготовки» [Смирнова, 2013, с. 83].

С целью выявления результативности существующей в вузе подготовки будущего педагога-

бакалавра к взаимодействию с семьей нами ранее была осуществлена диагностика состояния подготовленности студентов к такому взаимодействию. Анализ результатов показывает, что отдельные профессиональные умения и навыки работы с детьми сформированы у 11,2 %. В отношении степени сформированности профессиональных умений и навыков в работе с семьями в целом, а также готовности к индивидуальной работе с ребёнком в семье по оказанию ему образовательно-воспитательной помощи ни один студент (0 %) не смог оценить себя как полностью подготовленного к осуществлению подобной деятельности.

В связи с этим перед студентами была поставлена задача - оценить степень своей подготовленности в использовании различных форм и методов в семейном воспитании и образовании. Полученные данные исследования свидетельствуют о том, что студенты в большей степени подготовлены к беседе с родителями и ребенком (58,3 %) и наблюдению (57,7 %) в семье и чуть в меньшей - к профессиональному совершенствованию, самодиагностике, дискуссии, объяснению, опросу, анкетированию, тестированию, изучению литературных источников и игре. В меньшей степени студенты готовы применять мини-тренинги (32,6 %) и разрешать проблемные ситуации, возникающие в семье (34,1 %). К рефлексивному анализу готово 39,2 % опрошенных.

В целях исследования важно было изучить и проанализировать видение и понимание студентами проблем семейного воспитания. Данные изучения показали чрезвычайно низкий уровень знаний по вопросам семейной педагогики, ее задач и методов у будущих педагогов-бакалавров (5,7 %). Более высокие по сравнению с другими показаниями у студентов - знания функций семьи (42,4 %). Очень низкий уровень знаний у студентов и в остальных категориях: учет возрастных и эмоционально-личностных особенностей детей в педагогическом процессе (19,3 %), понятие стресса и способы борьбы с ним (17,1 %), коммуникативные умения и умение располагать к себе людей (28,7 %), вопросы правильной и ра-

ционалы-юи организации режима дня школьника (21,2 %). Большую сложность для студентов представляют способы мирного, ненасильственного разрешения конфликтов у детей и взрослых (8,5 %) и умение использовать игру в практике коррекционно-образовательного процесса как важнейшего способа включения детей в процесс обучения и обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия (7,8 %). Знания педагогической этики в профессиональной деятельности педагога, правил этикета и принципов также невысоки (14,4 %).

Взаимодействие педагога с семьей предполагает решение различных проблем и ситуаций, в которых проявляется деятельностная сторона подготовленности будущих педагогов к взаимодействию с семьей. В целях такой подготовки будущим педагогам-бакалаврам было предложено решить ряд проблемных ситуаций. Результаты анализа ответов показывают, что в решении проблемных ситуаций подавляющее большинство студентов считают залогом успеха только родительский авторитет. Большая часть студентов (87,2 %) находят возможным обратиться за помощью к другим субъектам образовательного процесса: учитель-предметник, директор школы, школьный психолог, школьный социолог и др. Некоторые студенты не смогли вообще найти пути решения поставленных проблем.

Образовательный процесс в вузе не исключает в будущем проявления у студентов трудностей во взаимодействии с семьей: неумение завоевать авторитету ребенка, установить контакт с его родными, отсутствие или нехватка опыта, страх перед ошибками в процессе взаимодействия с семьей. Главное в процессе подготовки будущих педагогов-бакалавров к взаимодействию с семьей - указать и раскрыть возможности различных путей разрешения таких трудностей в консультации квалифицированного специалиста, учителя-профессионала, подготовленных родителей. Но прежде всего необходимо направить подготовку будущих педагогов-бакалавров в вузе через введение в курс обучения (учебный план) элективных курсов, интерактивного клуба взаимодействия педагога с се-

мьей. Для подавляющего числа будущих педагогов специальный элективный курс и практические занятия по проблемам семейного воспитания являются значимыми, а подготовка будущего педагога к взаимодействию с семьей и оказанию помощи семье - необходимой. В целом результаты изучения показали слабую подготовленность будущего педагога-бакалавра к взаимодействию с семьей.

Поэтому в исследовании была поставлена и на определенном уровне решена проблема организационно-педагогического обеспечения такой подготовки будущих бакалавров. Насыщение содержания профессиональной подготовки будущего педагога к взаимодействию с семьей через овладение им способами взаимодействия с семьей и обогащение личного опыта в практической деятельности определяют перспективность и качество подготовленности будущего педагога к данному взаимодействию.

Для реализации такой подготовки в пятилетний учебный план была внедрена комплексная программа, включающая на первых двух курсах теоретико-практический курс, относящийся к вариативной части программы бакалавриата. Интерактивный клуб «Проблемы семьи» и дискуссионный практикум, обеспечивающие погружение студентов в проблемы семьи и семейного воспитания, позволили вооружать их знаниями о роли семьи в жизни Российского государства и современного общества; актуализировать знания и умения решать сложные конфликтные ситуации во взаимодействии педагога и членов семьи, анализировать проблемные ситуации и обоснованно подходить к их практическому решению; расширить представления о формах и методах взаимодействия с семьей; ориентировать будущих педагогов-бакалавров и родителей на психолого-педагогическую поддержку развития детей. Дискуссионный метод позволяет участникам обсуждаемых проблем найти свою точку зрения, определить личную позицию и принять решение.

Подготовка будущих педагогов-бакалавров осуществлялась в ролевом деятельностном режиме. Студенты овладевали знаниями научения

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

детей мирно разрешать конфликты (Р.В. Овча-рова), применялись игры на знакомство, разрядку, развитие чувства самоуважения и уважения других, общение, вербальное и невербальное самовыражение, восприятие чувств, партнерство. Для определения и развития своих профессиональных качеств, профессионального самосовершенствования в области взаимодействия с семьей проводились тренинги, в состав которых были включены упражнения, направленные на решение задач взаимодействия с семьей: «Гуманистическое представление о человеке и его воспитании», «Утверждение самоценности», «Части моего "Я"», «Круг субличностей», «Встреча с саботажником», «Оживление приятных воспоминаний», «Передача энергии», «Маяк», «Уровень счастья».

Для овладения методами изучения особенностей детей и детско-родительских отношений будущие педагоги применяли различные методики: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана, «Включенный конфликт» Ю.В. Баскиной, цветовой тест отношений Е.Ф. Ба-жина, A.M. Эткинда, тест «Семейная социограм-ма» Э.Г. Эйдемиллера.

Освоение будущим педагогом методов воспитания культуры поведения у детей (И.Н. Ку-рочкина) позволит прививать в будущем культуру поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Моделируя ситуации «Неожиданная радость» и «Общая радость» в мини-группах, студенты в игровой форме учились овладевать педагогическими приемами взаимодействия с семьей, используя предложенный алгоритм (А.И. Белкин). Для практической подготовки к взаимодействию с семьей студентами в мобильных группах рассматривались и решались проблемные ситуации. Так, были показаны шесть педагогических ситуаций из архива учебных фильмов под общим тематическим названием «Формируя личность человека». До наступления развязки сюжетной линии (фильм останавливался) студентам предлагалось решить заданные конфликты и затем сравнить с развертыванием сюжетной линии фильма. Анализ ситуаций, изложенных

в кинофильме, способствовал более глубокому осмыслению проблем педагогического взаимодействия с семьей.

Используемые в процессе подготовки будущего педагога-бакалавра к взаимодействию с семьей сюжетно-ролевые игры предполагали решение проблемных ситуаций, разногласий ребенка с членами семьи и сверстниками.

Включаясь в различные формы работы, будущие педагоги овладевали практическими способами воспитания культуры поведения детей; анализа и обоснованного решения проблемных семейных ситуаций; умениями адекватной самооценки; снятия тревожности и формирования коммуникативной компетентности в сфере семейного воспитания. Практическая направленность данной подготовки связывается с успешным выбором и применением различных педагогических приемов, способов и идей с позитивным, доброжелательным отношением в организованной учебно-воспитательной деятельности, выходом на необходимость практического взаимодействия с семьей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проигрывания различных ролей, наблюдения за игрой других ее участников, дебатов и дискуссий и осуществления поиска оптимальных путей решения трудных ситуаций взаимодействия с семьей появилась реальная возможность вступить во взаимодействие с настоящей семьей. Упражнения для сохранения психического здоровья, методы релаксации научили будущих педагогов эффективно справляться с профессиональными стресс-факторами и трудностями в педагогической работе. Таким образом, практическая подготовка педагогов-бакалавров заключается в погружении их практическую деятельность, позволяющую овладеть методами и способами принятия решений семейных проблем. На первом этапе подготовки педагоги-бакалавры учатся поиску путей решения проблем, форм взаимодействия с семьей с помощью педагога-руководителя. В дальнейшем осуществляется попытка реализации самостоятельного решения. На заключительном этапе происходит овладение опытом, где теория обогащает практику.

Пройдя такую теоретическую и методическую подготовку в вузе, будущие педагоги-бакалавры включались в педагогическую деятельность в период педагогической практики в семье после третьего года обучения. Педагогическая практика заключается в выполнении специальных заданий каждым студентом, которые носили научно исследовательский характер и согласованы с профессиональной подготовкой студентов. Данная практика была направлена на предупреждение трудностей, возникающих при работе с семьей. Главной ее задачей являлось выявление позитивных и негативных моментов в целях совершенствования профессиональных умений и навыков будущих педагогов-бакалавров и разработки научно-методических рекомендаций по организации деятельности будущих педагогов в семье. Студенты-практиканты проходили практику в семьях разного типа, выстраивая взаимоотношения в соответствии с их особенностями.

На практике студенты составляли общую характеристику семьи, стремясь установить доверительные отношения с родителями и другими членами семьи, исследуя характер взаимоотношений ребенка и родителей, выявляя эмоционально-личностные особенности детей и их психологическое состояние, учились общению; анализировали режим дня, гигиену питания и состояние здоровья детей; оказывали помощь родителям в составлении и соблюдении режима дня и организации сбалансированного, рационального питания, помогали детям в выполнении домашнего задания; организовывали игровую деятельность и досуг семьи, привлекая всех ее членов, осуществляли дополнительное обучение детей.

Раскрытое выше содержание подготовки и организация опыта педагогической практической деятельности будущих педагогов-

бакалавров в семье способствовали формированию их профессиональной готовности к взаимодействию с семьей. Таким образом, подготовка педагогических кадров, способных взаимодействовать с семьей и работать семейными педагогами, должна быть плановой; носить системный характер; включать формирование всех необходимых компетенций при взаимодействии с семьей; характеризоваться единством теоретической и практической готовности к взаимодействию с семьей в педагогической профессиональной деятельности будущего педагога-бакалавра.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления // Высшее образование в России. 2010. №1.

2. Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: учеб. пособие / РГСУ. М.: Экон-Информ, 2011. 262 с.

3. Галкина Т.Э., Пронина Е.В. Особенности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к работе в Центре социальной помощи семье и детям // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 7. С. 146-152.

4. Кандаурова A.B., Курашева C.B. Подготовка бакалавров педагогики к социальному взаимодействию в период педагогической практики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1(27). С. 83-87.

5. Смирнова A.B. Подготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 244 с.

6. Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: монография. СПб.: Книжный дом, 2008.

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

X

H

и

W

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.