Научная статья на тему 'Состояние подготовки и готовности будущего учителя к выполнению функций семейного педагога'

Состояние подготовки и готовности будущего учителя к выполнению функций семейного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ / ПОДГОТОВКА И ГОТОВНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ПЕДАГОГА / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / КРИТЕРИИ ПОДГОТОВКИ / FAMILY PROBLEMS / PREPARATION AND READINESS OF A FAMILY TEACHER / COMPONENTS OF READINESS / CRITERIA OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Анастасия Викторовна

Статья затрагивает проблемы современной семьи. Анализ теории и практики семейного воспитания доказывает, что семья требует научно-методической поддержки, которая предполагает подготовку будущего учителя к выполнению функций семейного педагога. В статье раскрывается состояние подготовки и готовности такого педагога на базе факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF PREPARATION AND READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR FULFILLING DUTIES OF FAMILY TEACHER

The article touches upon the problems of a family at present. The analysis of theory and practice of family upbringing proves that a family requires scientific-methodical support which implies the preparation of future teachers for fulfilling the duties of a family teacher. The article discloses the state of preparation and readiness of such teachers on the basis of the faculty of foreign languages of the KSPU.

Текст научной работы на тему «Состояние подготовки и готовности будущего учителя к выполнению функций семейного педагога»

СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ и готовности БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ СЕМЕЙНОГО ПЕДАГОГА

Проблемы семьи, подготовка и готовность семейного педагога, компоненты готовности, критерии подготовки.

Смена жизненных приоритетов привела к обесцениванию русской семейной культуры, умалению значимости родительства. Автономность семьи приводит к разрушению традиционных устоев семьи. Ослабление семейных устоев происходит из-за отсутствия в современной семье четкого осознания того, что ее главное предназначение в отношении детей — воспитание.

Переориентация ценностей семьи привела к формированию личности, сконцентрированной исключительно на материальном благосостоянии, практичности, имущественном владении, карьерном росте. Эгоцентризм супругов, проявляющийся в самореализации, самосовершенствовании и развитии вне семьи приводит к подрыву семейных основ в целом и воспитательной дисфункции семьи в частности. Однако, вопреки процессу интенсификации индивидуализма, рационализма, независимости и самореализации, семья по-прежнему остается очень важной в ряду других ценностей как в России, так и за рубежом [Карцева, 2003; Митрикас, 2004].

Проблемы семьи рассматриваются многими учеными-социологами (А.Е. Чири-кова, А.Ю. Шевяков, В.В. Люблинский, М.К. Горшков и др.). Социальные различия семей выражаются в разном качестве определенных аспектов жизни: морально-психологическое состояние, здоровье, степень возможностей, местопроживание, образование и мироощущение в общем.

Социальное неравенство российского общества, дифференциация семей по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни усиливают, по мнению С. В. Дармодехина, A.B. Мудрика, А.Г. Харчева, субъективное оценивание материального положения и побуждают родителей к дополнительным заработкам, отнимающим время, предназначенное для семьи. В конечном итоге стремление родителей материально обеспечить ребенка отрицательно сказывается на его воспитании.

Несмотря на тот факт, что семья и детность являются ключевыми жизненными установками россиян, настоящая ситуация развития института семьи и брака не представляется радужной.

Столкновение профессиональных интересов с семейными — одна из причин снижения рождаемости. Картина детности в России за последние десятилетия кардинально изменилась. Непрекращающийся процесс депопуляции, начавшийся в 90-х гг., не просто остановил естественный прирост населения в России, но увел его в отрицательные значения. Увеличившийся коэффициент рождаемости на 1000 человек с 8,7 в 2000 г. до 12,4 в 2009 г., не улучшает демографическую картину [Демографический..., 2010].

Результаты социологических исследований (М.С. Мацковский, А.Г. Харчев) показывают наличие противоречий между внутренней потребностью подавляющего

числа россиян в семье и нереализованностью своих намерений и семейных установок. Такое несоответствие объясняется как объективными факторами: жилищные проблемы, низкий уровень дохода, так и субъективными: безнравственность, ранний алкоголизм, наркомания [Харчев, Мацковский, 1978].

Следствием функционального нарушения семьи, изменения стиля жизни, воспитания и общения являются отрицательные тенденции в развитии детей. По мнению ряда ученых, внутреннее устройство, нравственное самочувствие семьи, культура взаимоотношений, поступки родителей, моральные и нравственные принципы являются социализирующими и воспитывающими средствами, поэтому обществу важно, какой социальный и жизненный опыт приобретает ребенок в семье.

Воспитание детей в нашей стране в последнее время находится в положении разлада и разобщенности действий со стороны семьи, различных государственных институтов, социальной политики в сфере воспитания детей. Анализ современной научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что отдельные вопросы семейного воспитания нашли отражение в трудах JI.B. Алиевой, С.В. Дармодехи-на, С.П. Иваненкова, A.B. Мудрика, В.В. Павловского, H.JI. Селивановой, Е.Е. Че-пурных и др. В них освещаются вопросы социализации детей в современном обществе, взаимообусловленность социальной политики и формирования личности, об-разовательно-воспитательные возможности образования социальной среды [Дармодехин, 2008; Иваненков, 2007; Мудрик, 2000; Полисубъектность..., 2009].

Современное общество требует от образования в соответствии с новыми социальными отношениями улучшения подготовки специалиста в семейной педагогике. Уровень подготовки будущего педагога должен отвечать современным интересам общества и развития профессионально-личностной компетентности педагога, что влечет за собой перемены в технологии подготовки будущего учителя и обновление содержания обучения в педвузе.

Соответствие качества подготовки стандарту и потребностям рынка труда стимулирует вузы к созданию модели учителя с учетом «опережения» и способствует регулярному изучению требований общества, принимая во внимание не только различные образовательно-воспитательные институты, но и запросы семьи. Это требует подготовку будущих педагогов к взаимодействию с семьей. Отправной точкой в подготовке педагога к взаимодействию с семьей является Государственный стандарт, диктующий требования к качеству образования. Сложность подготовки такого специалиста заключается в неопределенности этой профессии на практике и разбросанности функций среди других специалистов. Это вызывает необходимость исследования подготовки будущего учителя к выполнению функций семейного педагога.

Серьезным условием в достижении такой готовности педагога является принцип целостности содержания психолого-педагогической подготовки. Важными условиями подготовки будущего учителя к взаимодействию с семьей являются оперативная диагностика в ходе учебного процесса; постановка целей и их максимальное уточнение (этот этап является приоритетным); четкая ориентация обучения на учебные цели и гарантированное достижение результатов; оценка текущих результатов, коррекция обучения, обеспечивающая достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к выполнению функций семейного педагога предусматривает развитие способностей к овладению умениями профессионально-педагогической деятельности, готовности к практической деятельности.

Для оценки эффективности профессионально-педагогической подготовки студентов к выполнению функций семейного педагога использовались данные опросов, анкетирования студентов факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева. Методика изучения профессионально-педагогической подготовки студентов к выполнению функций семейного педагога предусматривала следующее.

1. Определение степени готовности студентов работать с семьей.

2. Диагностику профессионально-педагогической готовности студентов к взаимодействию с семьей.

3. Диагностику степени значимости личностных качеств педагога в работе с семьей.

4. Диагностику степени овладения содержанием теории и методики семейной педагогики.

Состояние готовности 125 студентов к взаимодействию с семьей на начало опытно-экспериментальной работы изучалось методом анкетирования.

При этом выяснялось наличие или отсутствие опыта преподавания (в семье в виде индивидуальных занятий, в школе или других образовательно-воспитательных учреждениях).

Результаты анализа ответов показывают, что больше половины (59 %) студентов имеют опыт преподавания, что в определенной мере объясняется спецификой факультета иностранных языков, дающей возможность давать частные уроки иностранного языка еще на стадии обучения в вузе, у 41 % такой опыт отсутствует. Среди студентов, активно включенных в процесс обучения и воспитания, 16 % получили опыт преподавания в школе, 18,5 % — в семье, 40,9 % — в форме частных уроков, 24,6 % — в летних детских лагерях.

Было выяснено, какие трудности студенты предполагают встретить в процессе преподавания или уже испытывают и кто, по их мнению, может оказать им помощь в разрешении этих трудностей.

Среди реальных или гипотетических проблем студенты указывают следующие: умение держать дисциплину, завоевать авторитет у ребенка, вызвать интерес, спланировать занятие и донести учебный материал, установить контакт с другими людьми. В качестве возможных путей разрешения трудностей они предлагают консультацию квалифицированного специалиста, учителя или психолога, родителей, а также вузовскую подготовку в виде элективных курсов. Немногие полагаются только на самого себя и практический опыт. Студентов волнуют также отсутствие или нехватка опыта, страх перед ошибками и неумение сдерживаться.

Связывают ли, студенты в будущем свою трудовую деятельность с образованием и воспитанием?

Подавляющее большинство студентов рассматривают педагогическую деятельность как возможную в будущем в качестве учителя иностранного языка в образовательном учреждении (50 %), учителя-предметника и классного руководителя (21 %), учителя и воспитателя в семье (29 %).

Было выявлено мнение студентов о необходимости специального элективного курса по проблемам семейного воспитания.

Для 98,8 % опрошенных специальный элективный курс по проблемам семейного воспитания является значимым, а подготовка будущего учителя к взаимодействию с семьей и оказанию помощи семье — необходимой.

Считают ли студенты необходимым и возможным готовить будущего учителя к работе с семьей посредством: лекций и практических занятий по общей педагогике, семейной педагогике, психологии взаимоотношений в семье или других мер.

Из числа студентов, для которых курс по проблемам семейного воспитания является значимым, 3,75 % подготовку будущего учителя к выполнению функций семейного педагога видят в усилении общепедагогической подготовки, 30 % студентов считают необходимым прослушать курс лекций и практических занятиях по психологии взаимоотношений в семье, 66,25 % — курс лекций и практических занятиях по семейной педагогике.

В чем, по мнению студентов, заключается деятельность семейного педагога?

На этот вопрос 20 % студентов затруднились ответить, 30 % опрошенных полагают, что работа семейного педагога заключается в решении конфликтов и проблем детей в школе и семье, 23 % — в налаживании отношений между родителями и детьми, 12 % — в воспитании и 15 % — в образовании детей.

Кроме того, студентам была предоставлена возможность осуществить самооценку уровня общепедагогической подготовки по трехбалльной шкале, в которой высокий уровень - 3 балла; средний уровень - 2 балла; низкий уровень - 1 балл. Оценить уровни готовности следовало в таких категориях: осведомлённость в современных достижениях педагогической теории и школьной практики; сформиро-ванность профессиональных умений и навыков работы с детьми; сформирован-ность профессиональных умений и навыков в работе с семьями; сформированность профессиональных умений и навыков в индивидуальной работе с ребёнком в семье по оказанию ему образовательно-воспитательной помощи; отношение к обра-зовательно-воспитательной помощи в семье. Результаты ответов отражены в табл. 1.

Таблица 1

Проявление уровней освоения общепедагогической подготовки, в %

Критерии освоения общепедагогической подготовки Уровни

1 — низкий 2 — средний 3 — высокий

1. Осведомлённость в современных достижениях педагогической теории и школьной практики 31 55,1 13,9

2. Сформированность профессиональных умений и навыков работы с детьми 41,3 55,7 7

3. Сформированность профессиональных умений и навыков в работе с семьями 75,8 24,2 0

4. Сформированность профессиональных умений и навыков в индивидуальной работе с ребёнком в семье по оказанию ему образовательно-воспитательной помощи 44,8 51,7 3,5

5. Отношение к образовательно-воспитательной помощи в семье 44,80 37,9 17,3

Высокий уровень характеризуется овладением общепедагогической подготовкой; проявлением студентами творчества, инициативы и самостоятельности; готовностью в полной мере оказать педагогическую помощь при работе с детьми и семьями. Они практически не нуждаются в контроле и помощи со стороны преподавателей. Отношение к данному виду деятельности положительное.

Средний уровень характеризуется недостаточным овладением умениями и навыками в индивидуальной работе с детьми в семье; ограниченным проявлением самостоятельности, менее инициативным проявлением творчества, что сочетается с продуктивным уровнем умений. Необходимо постоянное консультирование студентов; их отношение к образовательно-воспитательной помощи в семье нейтральное, но с положительным потенциалом.

Низкий уровень характеризуется невысокой степенью овладения профессиональными умениями и навыками, не позволяющими оказывать полноценную об-разовательно-воспитательную помощь семье; в основном проявлением репродуктивного уровня умений. Необходимы постоянное консультирование студентов, контроль. Отношение к собственной образовательно-воспитательной деятельности в семье нейтральное или отрицательное.

Изучение профессионально-педагогической готовности студентов к взаимодействию с семьей осуществлялось посредством анкетирования и решения проблемных ситуаций.

Перед студентами была поставлена задача оценить степень своей готовности использовать различные формы и методы в семейном воспитании и образовании. Результаты отражены в табл. 2

Таблица 2

Самооценка степени готовности студентов к использованию форм и методов в семейном образовании и воспитании, в %

Формы и методы в семейном воспитании и образовании Степень готовности

готов не готов

1. Изучение литературных источников 36,5 43,5

2. Профессиональное совершенствование 45,1 54,9

3. Самодиагностика 43,9 56,1

4. Дискуссия 42,7 57,3

5. Опрос 45,1 54,9

б. Беседа 52,5 47,5

7. Анкетирование 46,4 53,6

8. Тестирование 45,1 54,9

9. Наблюдение 50 50

10.Объяснение 34 66

11. Викторина 21,7 78,3

12. Игра 48,8 51,2

13. Мини-тренинги 28 72

14. Практические ситуации и их разрешение 34,5 65,5

15. Рефлексивный анализ 43,7 56,3

16. Проектная деятельность 38,9 61,1

Данные таблицы свидетельствуют о том, что студенты в большей степени готовы к беседе (52,5 %) и наблюдению жизнедеятельности семьи (50 %) и чуть в меньшей к профессиональному совершенствованию, самодиагностике, дискуссии, опросу, анкетированию, тестированию, рефлексивному анализу и игре. Менее всего студенты готовы применять такие формы и методы, как изучение литературных источников (36,5%), объяснение (34%) и викторина (21,7%), мини-тренинги (28 %), практические ситуации и их разрешение (34,5 %), проектная деятельность (38,9 %).

Таким образом, следует вывод о недостаточной сформированное™ диагностической функции будущих учителей, а также контрольной, оценочной и коррекционной функций, которые нужны педагогу для создания действенных стимулов, благодаря им будет развиваться процесс и в нем будут происходить намеченные изменения.

В целях исследования очень важно изучить и проанализировать видение и понимание студентами проблем семейного воспитания, связанных с семейной педагогикой; функциями семьи; возрастными и эмоционально-личностными особенностями детей в педагогическом процессе; стрессом и способами борьбы с ним; правилами общения и умением располагать к себе людей; правилами мирно разрешать конфликты (у детей и взрослых); рациональной организацией режима для школьника; использованием игры в практике коррекционно-образовательного процесса и этикетом. Результаты распределения ответов отражены в табл. 3.

Таблица 3

Состояние знаниевой основы подготовленности студентов к взаимодействию с семьей, в %

Знаете ли вы Да Да, частично Скорее нет Нет

1. Что изучает семейная педагогика 0,74 69 21 2,6

2. Каковы функции семьи 46,8 42 7,4 3,8

3. Как учитывать возрастные и эмоциональноличностные особенности детей в педагогическом процессе 14,8 51,8 27,1 6,3

4. Что такое стресс и как с ним бороться 21 54,3 22,2 2,5

5. Как правильно общаться и располагать к себе людей 22,2 59,2 14,8 3,8

6. Как мирно разрешать конфликты (у детей и взрослых) 8,6 54,3 27,1 10

7. Как правильно и рационально организовать режим дня школьника 13,5 35,8 37,2 13,5

8. Как использовать игру в практике коррекционно-образовательного процесса 8,6 33,4 43,2 14,8

9. Этикет, его правила, принципы и разновидности (деловой, семейный и др.) 16 54,3 23,4 6,3

Средний показатель 17 50 24,8 8,2

Анализ изучения результатов показал, что 17 % владеют и 50 % частично владеют общепедагогической подготовкой. При этом 24,8 и 8,2 % показали отсутствие знаниевой основы семейной педагогики. По самооценке студентов, слабые знания проявляются в таких категориях, как: учет возрастных и эмоционально-личнос-тных особенностей детей в педагогическом процессе (14,8 %), понятие стресса и способы борьбы с ним (21 %), коммуникативные умения и умение располагать к себе людей (22,2 %), вопросы правильной и рациональной организации режима дня школьника (13,5 %). Большую сложность представили способы мирного, ненасильственного разрешения конфликтов у детей и взрослых (8,6 %) и умение использовать игру в практике коррекционно-образовательного процесса (8,6 %) как важ-

нейшего способа включения детей в процесс обучения и обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. Знания этикета в профессиональной деятельности педагога, правила этикета и принципы также не высоки (16 %).

Таким образом, анализ состояния подготовки и готовности будущего учителя к выполнению функций семейного педагога потребовал разработки научно-методических основ решения данных задач в системе профессиональной подготовки будущего учителя, о чем пойдет речь в следующих публикациях.

Библиографический список

1. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества// Мир психологии. 2008. № 3. С. 158-169.

2. Демографический ежегодник России. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. 525 с.

3. Иваненков С. П. Российская молодежь: современные семейно-брачные ценности и установки // CREDO NEW. 2007. № 4.

4. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. № 7.

5. Митрикас A.A. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5.

6. Мудрик A.B. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. учеб. завед. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 192 с.

7. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогичес-кой реальности (концепция) / ред. Н.Л. Селиванова. М.: УРАО «ИТИП», 2009.

8. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.