ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СЕМЕЙНОГО ПЕДАГОГА
Семья, воспитание, образование, проблемы семьи, подготовка семейного педагога.
Семья, в основе которой заложены такие духовно-нравственные понятия, как любовь, вера, забота друг о друге, взаимоуважение, труд, ответственность, патриотизм, является гарантом физического и духовного здоровья общества и развивающейся личности. Комплексный и естественный характер воспитания детей в семье, семейный уклад, традиции, условия семейного воспитания имеют значительное влияние на формирование личности ребёнка. Системность, осознанность и целенаправленность родительского воспитания в огромной степени способствуют становлению полноценной, высоконравственной и востребованной обществом личности.
Современные социально-экономические реформы вносят значительные, зачастую далеко не положительные коррективы в семью: расслоение семей по уровню доходов; разрушение традиционной структуры семьи, осложнение взаимоотношений между родителями и детьми.
Проблемы семейного воспитания приобретают в современной социальной ситуации особую актуальность. Родители испытывают потребность в овладении определенным уровнем педагогической культуры. У многих взрослых возникают трудности в духовно-нравственном воспитании детей. Возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания детей.
Ввиду собственной занятости и недостатка знаний многие родители обращаются за помощью к другим людям, которые выполняют роль няни, репетитора или гувернера, не имея зачастую специальной подготовки. Разлаженность и отсутствие сотрудничества между родителями и людьми, предоставляющими подобные услуги, нередко не имеют позитивного влияния на развитие личности ребенка. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов, семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. В то же время без помощи школы и учителя семья не может обеспечить успешность учения и развития личности ребенка. Встает проблема подготовки учителя, способного взаимодействовать с семьей.
Проблема оказания образовательно-воспитательной помощи семье не является новой в педагогической науке. Важность домашнего образования подчёркивали основоположники педагогической науки Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Первые домашние воспитатели описаны в трудах М.О. Косвена, Я.Н. Щапова, С.Д. Бабишина, В.М. Петрова,
О.Н. Трубачёва, В.К. Гарданова, А.А. Шахматова, И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова. Деятельность иностранных гувернёров в России описана в трудах В.О. Ключевского, Л. Лез-гилье, В.Ф. Одоевского и др.
История появления и развития гувернёрства уходит корнями в глубину XI - XII вв., когда «мастера грамоты» обучали детей славяно-русской грамоте, передавали знания христианской веры и некоторые элементы светских наук.
С совершенствованием системы государственного образования и появлением новых учебных заведений в XVIII - начале XIX вв. образование дома на ранних начальных этапах обучения соединяется с обучением в общественных заведениях. Смена домашнего образования государственным происходила постепенно.
С 90-х гг. ХХ в. в России стали возрождаться обучение и воспитание в услових семьи с помощью профессиональных педагогов. В наши дни тоже звучат аргументы в пользу до-
машней школы. Так, в статье «Уроки домашней школы» Е. Беляков пишет: «В семье любые, даже и не слишком талантливые родители могут создать развивающую среду и стать “инструкторами” для своих собственных детей» [Беляков, 2003, с. 14].
В настоящее время созданы различные научные учреждения, которые занимаются проблемами семейного воспитания.
«Главное заключается в том, чтобы государственная семейная политика формировалась и реализовывалась как самостоятельное направление социальной политики, исходя из качественно нового социального статуса семьи в обществе, определения её реальных прав, принципов взаимодействия государства и семьи на основе правового регулирования их отношений» [Дармодехин, 2009, с. 103].
Множественность мнений в современном мире, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни как для учителей, так и для родителей создают значительные трудности на пути поиска продуктивного контакта с семьёй. Плодотворное сотрудничество между родителями и учителями невозможно без осуществления конструктивного диалога. Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании или образовании своих детей, следует понять, что именно хотят они воспитать в своих детях, какими методами и средствами пользуются, каковы их установки.
Это требует целенаправленной работы с семьей и подготовки учителя к этой деятельности. Направляя по нужному пути воздействия родителей на детей, педагог имеет возможность изменить отношения в семье и способствовать совершенствованию родителей. Чтобы согласовать воспитательно-образовательную деятельность родителей и учителей, построить индивидуальный подход к каждому родителю и как можно рациональнее спланировать дальнейшую работу, родителям предлагалось ответить на вопрос: какие трудности возникают у вас в процессе образования детей? В ответах они должны были указать характер затруднения: «часто», «редко», «никогда». В пилотажном исследовании приняли участие родители школ № 56, 141, 4, 28, 3, всего 270 человек.
Результаты анализа ответов родителей показывают, что реже всего родители испытывают затруднения:
- в общении со своим ребёнком;
- в предоставлении помощи ребёнку при выполнении им домашнего задания;
- в устранении пробелов в знаниях какого-либо предмета;
- в совершенствовании знаний по определенным предметам;
- с общим физическим развитием ребёнка;
- в нахождении выхода из конфликта в семье;
- в нахождении адекватной помощи в сфере образования или воспитания.
В вопросах развития креативного потенциала детей и в общем присмотре за ними большинство родителей не имеют проблем.
Отсутствие трудностей наблюдается у родителей в общем развитии детей и организации совместного досуга, хотя наблюдается небольшой процентный разрыв между ответами «редко» и «никогда». Вариант «никогда» предпочло 49,4 % опрашиваемых при ответе на вопрос о возможных трудностях с дополнительным образованием.
Неоднозначно выглядит ситуация с воспитанием определённых качеств у детей и в преодолении недостатков, так как разница в результатах невелика. При определении качеств, которые необходимо воспитать в ребёнке респонденты отметили как морально-этические, так и деловые качества, а именно: аккуратность, усидчивость, умение концентрировать внимание, трудолюбие, честность, самостоятельность, целеустремлённость, сдержанность, отзывчивость, любовь, уважение к другим, патриотизм. Среди черт характера, которые родителям хотелось бы преодолеть, чаще всего указывались: лень, невнимательность и упрямство, а также рассеянность, неуравновешенность, стеснительность и другие.
В поисках решения проблем и преодоления трудностей, возникающих у родителей в разных сферах жизни, необходимо было определить помощь, которую можно предоставить семье, и степень ее важности для респондентов. Результаты опроса показывают, что из предложенных вариантов наиболее значительным для родителя являются спорт и укрепление здоровья ребенка (79,4 %).
Приоритетное положение занимает такая помощь, как устранение недостатка знаний у детей, углубленное изучение школьных предметов, в частности иностранного языка, а также культура быта и психологическая консультация. Важным считают родители умение работать на компьютере. Немного дальше расположились (менее важными оказались) такие варианты, как занятие сверх школьной программы, обучение пению, музыке, танцам, ИЗО и прикладному искусству.
Сами родители внесли различные предложения по организации внеурочной деятельности. Они предлагают проводить разъяснительные беседы с детьми на тему уличного поведения, по организации театральных кружков, фотостудий, преподавания основ Закона Божьего, по осуществлению эстетического воспитания и консультаций психолога.
Опрос был также направлен на то, чтобы определить 5 наиболее важных источников образовательно-воспитательной помощи из 12 предложенных, куда входили: педагогическая литература; личный опыт; классные родительские собрания; телевидение, кино; художественная литература; советы близких; советы знакомых; советы социального педагога; советы учителя-предметника; советы практического психолога; советы домашнего педагога; позиция детей. Ранжирование происходило с 1 по 5 пункт, в котором первый был наиболее значимым.
Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: подавляющее большинство родителей опирается только на личный опыт в решении возникающих проблем, так как на первый план выносят собственный жизненный опыт как самый важный источник решения сложных проблем. Значительную помощь родителям могут оказывать в равной степени родительские собрания и советы близких им людей. Не менее значимой оказалась позиция детей.
Значительную роль для многих родителей в преодолении воспитательно-образовательных трудностей, а для некоторых первостепенную играют помощь учителя-предметника, позиция самого ребенка и педагогическая литература. Некоторые родители отметили отсутствие опыта общения и работы с домашними педагогами. В целом этот источник помощи отмечается респондентами во всех позициях от 1 до 5 пунктов крайне редко. Немногим более высокие позиции, чем помощь домашнего педагога, занимают советы практического психолога, социального педагога и знакомых, а также оценивается образовательно-воспитательный потенциал телевидения и художественной литературы.
В случае возникновения трудностей в обращении или воспитании детей, родители обходятся своими силами или прибегают к помощи членов своей семьи, чуть реже - школьного учителя и «никогда» - знакомых или друзей.
Среди причин, заставляющих обращаться за образовательно-воспитательной помощью, родители отметили большую занятость на работе и отсутствие времени (51,6 %). Кроме этого, причинами (по мере уменьшения) становятся: неудовлетворённость учебными успехами своих детей (33,3 %), недостаток собственных психолого-педагогических знаний (32,9 %), проведение большого количества времени перед телевизором детьми (26,9 %), неудовлетворённость поведением детей дома (20,5 %), слабое здоровье детей (20,2 %), злоупотребление ими работой на компьютере (16,8 %), неудовлетворённость характером неформального общения своих детей (10,8 %). Среди причин, приведённых родителями, стоит отметить недостаток специальных знаний (иностранный язык), неудовлетворённость качеством знаний в школе и уровнем квалификации учителей в школе, большую загруженность детей сверх школьной программы, желание получить дополнительные знания по какому-либо предмету
и организацию досуга детей, а самое главное, желание стать хорошим родителем и максимально помочь ребёнку стать счастливым.
При определении отношения родителей к вопросу об оплате предоставляемой им образовательно-воспитательной помощи 75,2 % опрашиваемых склонно к бесплатной основе подобной помощи и лишь 23,2 % готовы платно получать частную помощь.
Таким образом, родители имеют трудности в различных аспектах образования и воспитания и испытывают потребность в помощи педагога. Поскольку специфика заключается в том, что результаты деятельности педагога в настоящем можно увидеть и оценить лишь в будущем, подготовку педагогических кадров в целом и семейных педагогов в частности следует рассматривать как общегосударственную проблему. Так как семейный педагог работает с ребенком индивидуально, то эффективность взаимодействия специалиста и воспитанника зависит от теоретической и практической готовности педагога к индивидуальной работе в домашних условиях, его способности «принять» малыша, наладить с ним доверительные искренние отношения; умения профессионально грамотно организовать систему межличностного общения с учетом особенностей ребенка; требований профессии и своих возможностей.
На сегодняшний день дисциплинами, которые в большей мере ориентируют студентов на индивидуальную работу, являются педагогика и психология. К сожалению, на изучение этих предметов отводится незначительное количество часов, что требует дополнительного образования в системе спецкурсов. В связи с этим нами был разработан спецкурс «Семейная педагогика в системе педагогических наук». При составлении спецкурса использованы рекомендации многих отечественных педагогов, ученых: А.И. Антонова, А.Н. Елизарова, Л.В. Мардахаева, Р.С. Немова, В.А. Сысенко, Е.Г. Силяевой, В.С. Торохтий, В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. Спецкурс включает шесть разделов.
Цель спецкурса: подготовка будущего учителя иностранных языков для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере домашнего образования.
Задачи спецкурса:
— довести до студентов содержание основных психологических теорий семьи, сформировать психологические представления о семье и работе с детьми;
— обучить будущих учителей элементам практической деятельности в семье, а также умению адекватно решать задачу психолого-педагогической помощи ребенку, семье;
— сориентировать студентов в современной ситуации в сфере семейного воспитания, обучения и педагогической поддержки саморазвития ребенка.
Данный курс был предложен студентам факультета иностранных языков как специальный курс выбора. Курс прослушали более 50 человек. Учебный план курса представлен в таблице.
Таб л и ц а 1
Учебный план курса
№ п/п Название разделов и дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практические занятия самосто- ятельная работа
1 Семейная педагогика в системе педагогических наук 8 6 - 2 Тест
2 Семейный педагог как практический психолог. Индивидуальное психологопедагогическое действие 14 8 2 4 Реферат
3 Конфликтология 14 8 2 4 Тест
4 Здоровье и режим школьника 14 8 2 4 Спецвопрос
5 Природа детской игры 12 6 2 4 Спецвопрос
6 Современный этикет. Этикет профессиональной деятельности семейного педагога 10 6 2 2 Реферат
7 Педагогическая практика в семье (отчет) 65 - - 65 Зачет
Итого 137 42 10 85
В ходе лекций раскрываются основные понятия семейной педагогики, затрагивается история развития семейного и домашнего воспитания в России и подготовки домашнего педагога. В разделе возрастной педагогики выделяется специфика каждой возрастной группы, имеющей свои закономерности и особенности психофизического развития (при этом особое место отводится периоду младшего школьного возраста).
Цель раздела «Семейный педагог как практический психолог» - в обосновании эффективности способов педагогического действия. Психология рассматривается как инструмент педагогики, а педагогика - инструмент психологии. Изучаются возрастные особенности школьников и педагогическое воздействие. Студенты учатся учитывать эмоционально-личностные особенности детей и их темперамент. Подчеркивается важность учителя, его профессиональной компетентности в формировании личности младшего школьника, его овладения методами самодиагоностики профессионально-личностных качеств, стилем педагогического общения и методами профессионального самосовершенствования. В связи с тем что решение образовательных и воспитательных задач становится неэффективным, а иногда невозможным без поддержки со стороны родителей и их активного участия, студентам необходимо владеть педагогикой сотрудничества.
Целями семейного педагога, выступающего в роли психолога, являются установление доверительных отношений, эмоциональное сплочение ее членов; развитие рефлексии воспитательных приемов родителей, формирование у них осознанного отношения к собственным трудностям в семейном общении, гармонизация детско-родительских отношений в целом. Общение с другими людьми - неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. Не только самое хорошее в нашей жизни, но и самое неприятное связано с общением.
В разделе «Конфликтология» уделяется внимание профессиональным и семейным стресс-факторам, трудностям в педагогической работе и практическим советам по их преодолению. Рассматриваются типы и причины конфликтов, управление конфликтами и пути их решения. Отдельно выделяется конфликт «учитель - ученик», «учитель - родитель», «родитель - ребенок», рассматриваются пути его решения. В этот раздел входят также вопросы мирного разрешения таких конфликтов. Для детей общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Студенты учатся тому, как обучить детей основам коммуникации, опираясь на идеи мира и ненасилия в общении. Умелое сочетание умственного труда и физических упражнений может обеспечить гармоничное развитие личности. Родители хотят вырастить своего ребенка здоровым и физически развитым. Это возможно только при правильном физическом воспитании ребенка. В разделе «Здоровье и режим школьника» раскрываются понятия школьной нагрузки, работоспособности, правильного питания, рациональной организации режима дня и правила выполнения домашнего задания.
Социально-педагогическое значение игры в воспитании и образовании детей невозможно переоценить. В разделе «Игра» студентами изучаются классификации игр, игровая позиция педагога как фактор действенного влияния на ход и результаты реализации игровых прог-
рамм, а также игры в практике коррекционно-развивающего образовательного процесса. Требования, предъявляемые современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методами, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Этот факт обусловил наличие в спецкурсе раздела «Этикет». Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать их в личной жизни и в профессиональной деятельности. В содержание этого раздела включены педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей и практическое руководство обучения младших школьников правилам современного этикета. Теоретическая подготовка студентов обеспечивается через проведение подготовительных занятий, предполагающих переосмысление установки в отношении работы с ребенком в семье и формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых для решения поставленных перед ними задач.
Работая в семье, домашний педагог выполняет функции многих специалистов, действующих с разных содержательных позиций. В качестве психолога семейный педагог выявляет условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Как учитель - отвечает за успешное продвижение ребенка в рамках учебного процесса. В роли социального педагога - снижает негативное влияние окружающей среды. В качестве воспитателя учитель не просто организует мероприятия и развлечения, но помогает ребенку осваивать внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми. Работая в семье и находясь в тесном контакте с ребенком и родителями, домашний педагог становится основной фигурой, интегрирующей многих специалистов. Безусловно, решение образовательных и воспитательных задач становится неэффективным, а иногда невозможным без поддержки со стороны родителей и их активного участия.
Анализ влияния данного курса на профессиональную подготовку будущего учителя будет представлен в следующих публикациях.
Библиографический список
1. Беляков Е. Уроки домашней школы // Семья и школа. 2003. № 3. С. 14-16.
2. Дармодехин С.В. Семья и общество: новое качество социальных отношений // Известия РАО.
2009. 3 (11).