Научная статья на тему 'Проблема подготовки семейного педагога'

Проблема подготовки семейного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ / ПОДГОТОВКА СЕМЕЙНОГО ПЕДАГОГА / FAMILY'S PROBLEMS / FAMILY / UPBRINGING / EDUCATION / TRAINING OF FAMILY TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Анастасия Викторовна

В статье изложена краткая история становления домашнего образования. Рассмотрены актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях. Проанализированы результаты пилотажного исследования проблем родителей, возникающие в процессе образования и воспитания детей. Предложен курс подготовки будущего учителя к работе с семьёй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of family teachers training

The article gives an account of history of formation of home education and touches upon urgent problems of family upbringing in present conditions. The article provides the reader with the results of the analysis of investigation of problems which parents have in the process of upbringing and education of children. The plan of the training course aimed at training future teachers for work with families is also presented.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки семейного педагога»

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СЕМЕЙНОГО ПЕДАГОГА

Семья, воспитание, образование, проблемы семьи, подготовка семейного педагога.

Семья, в основе которой заложены такие духовно-нравственные понятия, как любовь, вера, забота друг о друге, взаимоуважение, труд, ответственность, патриотизм, является гарантом физического и духовного здоровья общества и развивающейся личности. Комплексный и естественный характер воспитания детей в семье, семейный уклад, традиции, условия семейного воспитания имеют значительное влияние на формирование личности ребёнка. Системность, осознанность и целенаправленность родительского воспитания в огромной степени способствуют становлению полноценной, высоконравственной и востребованной обществом личности.

Современные социально-экономические реформы вносят значительные, зачастую далеко не положительные коррективы в семью: расслоение семей по уровню доходов; разрушение традиционной структуры семьи, осложнение взаимоотношений между родителями и детьми.

Проблемы семейного воспитания приобретают в современной социальной ситуации особую актуальность. Родители испытывают потребность в овладении определенным уровнем педагогической культуры. У многих взрослых возникают трудности в духовно-нравственном воспитании детей. Возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания детей.

Ввиду собственной занятости и недостатка знаний многие родители обращаются за помощью к другим людям, которые выполняют роль няни, репетитора или гувернера, не имея зачастую специальной подготовки. Разлаженность и отсутствие сотрудничества между родителями и людьми, предоставляющими подобные услуги, нередко не имеют позитивного влияния на развитие личности ребенка. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов, семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. В то же время без помощи школы и учителя семья не может обеспечить успешность учения и развития личности ребенка. Встает проблема подготовки учителя, способного взаимодействовать с семьей.

Проблема оказания образовательно-воспитательной помощи семье не является новой в педагогической науке. Важность домашнего образования подчёркивали основоположники педагогической науки Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Первые домашние воспитатели описаны в трудах М.О. Косвена, Я.Н. Щапова, С.Д. Бабишина, В.М. Петрова,

О.Н. Трубачёва, В.К. Гарданова, А.А. Шахматова, И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова. Деятельность иностранных гувернёров в России описана в трудах В.О. Ключевского, Л. Лез-гилье, В.Ф. Одоевского и др.

История появления и развития гувернёрства уходит корнями в глубину XI - XII вв., когда «мастера грамоты» обучали детей славяно-русской грамоте, передавали знания христианской веры и некоторые элементы светских наук.

С совершенствованием системы государственного образования и появлением новых учебных заведений в XVIII - начале XIX вв. образование дома на ранних начальных этапах обучения соединяется с обучением в общественных заведениях. Смена домашнего образования государственным происходила постепенно.

С 90-х гг. ХХ в. в России стали возрождаться обучение и воспитание в услових семьи с помощью профессиональных педагогов. В наши дни тоже звучат аргументы в пользу до-

машней школы. Так, в статье «Уроки домашней школы» Е. Беляков пишет: «В семье любые, даже и не слишком талантливые родители могут создать развивающую среду и стать “инструкторами” для своих собственных детей» [Беляков, 2003, с. 14].

В настоящее время созданы различные научные учреждения, которые занимаются проблемами семейного воспитания.

«Главное заключается в том, чтобы государственная семейная политика формировалась и реализовывалась как самостоятельное направление социальной политики, исходя из качественно нового социального статуса семьи в обществе, определения её реальных прав, принципов взаимодействия государства и семьи на основе правового регулирования их отношений» [Дармодехин, 2009, с. 103].

Множественность мнений в современном мире, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни как для учителей, так и для родителей создают значительные трудности на пути поиска продуктивного контакта с семьёй. Плодотворное сотрудничество между родителями и учителями невозможно без осуществления конструктивного диалога. Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании или образовании своих детей, следует понять, что именно хотят они воспитать в своих детях, какими методами и средствами пользуются, каковы их установки.

Это требует целенаправленной работы с семьей и подготовки учителя к этой деятельности. Направляя по нужному пути воздействия родителей на детей, педагог имеет возможность изменить отношения в семье и способствовать совершенствованию родителей. Чтобы согласовать воспитательно-образовательную деятельность родителей и учителей, построить индивидуальный подход к каждому родителю и как можно рациональнее спланировать дальнейшую работу, родителям предлагалось ответить на вопрос: какие трудности возникают у вас в процессе образования детей? В ответах они должны были указать характер затруднения: «часто», «редко», «никогда». В пилотажном исследовании приняли участие родители школ № 56, 141, 4, 28, 3, всего 270 человек.

Результаты анализа ответов родителей показывают, что реже всего родители испытывают затруднения:

- в общении со своим ребёнком;

- в предоставлении помощи ребёнку при выполнении им домашнего задания;

- в устранении пробелов в знаниях какого-либо предмета;

- в совершенствовании знаний по определенным предметам;

- с общим физическим развитием ребёнка;

- в нахождении выхода из конфликта в семье;

- в нахождении адекватной помощи в сфере образования или воспитания.

В вопросах развития креативного потенциала детей и в общем присмотре за ними большинство родителей не имеют проблем.

Отсутствие трудностей наблюдается у родителей в общем развитии детей и организации совместного досуга, хотя наблюдается небольшой процентный разрыв между ответами «редко» и «никогда». Вариант «никогда» предпочло 49,4 % опрашиваемых при ответе на вопрос о возможных трудностях с дополнительным образованием.

Неоднозначно выглядит ситуация с воспитанием определённых качеств у детей и в преодолении недостатков, так как разница в результатах невелика. При определении качеств, которые необходимо воспитать в ребёнке респонденты отметили как морально-этические, так и деловые качества, а именно: аккуратность, усидчивость, умение концентрировать внимание, трудолюбие, честность, самостоятельность, целеустремлённость, сдержанность, отзывчивость, любовь, уважение к другим, патриотизм. Среди черт характера, которые родителям хотелось бы преодолеть, чаще всего указывались: лень, невнимательность и упрямство, а также рассеянность, неуравновешенность, стеснительность и другие.

В поисках решения проблем и преодоления трудностей, возникающих у родителей в разных сферах жизни, необходимо было определить помощь, которую можно предоставить семье, и степень ее важности для респондентов. Результаты опроса показывают, что из предложенных вариантов наиболее значительным для родителя являются спорт и укрепление здоровья ребенка (79,4 %).

Приоритетное положение занимает такая помощь, как устранение недостатка знаний у детей, углубленное изучение школьных предметов, в частности иностранного языка, а также культура быта и психологическая консультация. Важным считают родители умение работать на компьютере. Немного дальше расположились (менее важными оказались) такие варианты, как занятие сверх школьной программы, обучение пению, музыке, танцам, ИЗО и прикладному искусству.

Сами родители внесли различные предложения по организации внеурочной деятельности. Они предлагают проводить разъяснительные беседы с детьми на тему уличного поведения, по организации театральных кружков, фотостудий, преподавания основ Закона Божьего, по осуществлению эстетического воспитания и консультаций психолога.

Опрос был также направлен на то, чтобы определить 5 наиболее важных источников образовательно-воспитательной помощи из 12 предложенных, куда входили: педагогическая литература; личный опыт; классные родительские собрания; телевидение, кино; художественная литература; советы близких; советы знакомых; советы социального педагога; советы учителя-предметника; советы практического психолога; советы домашнего педагога; позиция детей. Ранжирование происходило с 1 по 5 пункт, в котором первый был наиболее значимым.

Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: подавляющее большинство родителей опирается только на личный опыт в решении возникающих проблем, так как на первый план выносят собственный жизненный опыт как самый важный источник решения сложных проблем. Значительную помощь родителям могут оказывать в равной степени родительские собрания и советы близких им людей. Не менее значимой оказалась позиция детей.

Значительную роль для многих родителей в преодолении воспитательно-образовательных трудностей, а для некоторых первостепенную играют помощь учителя-предметника, позиция самого ребенка и педагогическая литература. Некоторые родители отметили отсутствие опыта общения и работы с домашними педагогами. В целом этот источник помощи отмечается респондентами во всех позициях от 1 до 5 пунктов крайне редко. Немногим более высокие позиции, чем помощь домашнего педагога, занимают советы практического психолога, социального педагога и знакомых, а также оценивается образовательно-воспитательный потенциал телевидения и художественной литературы.

В случае возникновения трудностей в обращении или воспитании детей, родители обходятся своими силами или прибегают к помощи членов своей семьи, чуть реже - школьного учителя и «никогда» - знакомых или друзей.

Среди причин, заставляющих обращаться за образовательно-воспитательной помощью, родители отметили большую занятость на работе и отсутствие времени (51,6 %). Кроме этого, причинами (по мере уменьшения) становятся: неудовлетворённость учебными успехами своих детей (33,3 %), недостаток собственных психолого-педагогических знаний (32,9 %), проведение большого количества времени перед телевизором детьми (26,9 %), неудовлетворённость поведением детей дома (20,5 %), слабое здоровье детей (20,2 %), злоупотребление ими работой на компьютере (16,8 %), неудовлетворённость характером неформального общения своих детей (10,8 %). Среди причин, приведённых родителями, стоит отметить недостаток специальных знаний (иностранный язык), неудовлетворённость качеством знаний в школе и уровнем квалификации учителей в школе, большую загруженность детей сверх школьной программы, желание получить дополнительные знания по какому-либо предмету

и организацию досуга детей, а самое главное, желание стать хорошим родителем и максимально помочь ребёнку стать счастливым.

При определении отношения родителей к вопросу об оплате предоставляемой им образовательно-воспитательной помощи 75,2 % опрашиваемых склонно к бесплатной основе подобной помощи и лишь 23,2 % готовы платно получать частную помощь.

Таким образом, родители имеют трудности в различных аспектах образования и воспитания и испытывают потребность в помощи педагога. Поскольку специфика заключается в том, что результаты деятельности педагога в настоящем можно увидеть и оценить лишь в будущем, подготовку педагогических кадров в целом и семейных педагогов в частности следует рассматривать как общегосударственную проблему. Так как семейный педагог работает с ребенком индивидуально, то эффективность взаимодействия специалиста и воспитанника зависит от теоретической и практической готовности педагога к индивидуальной работе в домашних условиях, его способности «принять» малыша, наладить с ним доверительные искренние отношения; умения профессионально грамотно организовать систему межличностного общения с учетом особенностей ребенка; требований профессии и своих возможностей.

На сегодняшний день дисциплинами, которые в большей мере ориентируют студентов на индивидуальную работу, являются педагогика и психология. К сожалению, на изучение этих предметов отводится незначительное количество часов, что требует дополнительного образования в системе спецкурсов. В связи с этим нами был разработан спецкурс «Семейная педагогика в системе педагогических наук». При составлении спецкурса использованы рекомендации многих отечественных педагогов, ученых: А.И. Антонова, А.Н. Елизарова, Л.В. Мардахаева, Р.С. Немова, В.А. Сысенко, Е.Г. Силяевой, В.С. Торохтий, В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. Спецкурс включает шесть разделов.

Цель спецкурса: подготовка будущего учителя иностранных языков для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере домашнего образования.

Задачи спецкурса:

— довести до студентов содержание основных психологических теорий семьи, сформировать психологические представления о семье и работе с детьми;

— обучить будущих учителей элементам практической деятельности в семье, а также умению адекватно решать задачу психолого-педагогической помощи ребенку, семье;

— сориентировать студентов в современной ситуации в сфере семейного воспитания, обучения и педагогической поддержки саморазвития ребенка.

Данный курс был предложен студентам факультета иностранных языков как специальный курс выбора. Курс прослушали более 50 человек. Учебный план курса представлен в таблице.

Таб л и ц а 1

Учебный план курса

№ п/п Название разделов и дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля

лекции практические занятия самосто- ятельная работа

1 Семейная педагогика в системе педагогических наук 8 6 - 2 Тест

2 Семейный педагог как практический психолог. Индивидуальное психологопедагогическое действие 14 8 2 4 Реферат

3 Конфликтология 14 8 2 4 Тест

4 Здоровье и режим школьника 14 8 2 4 Спецвопрос

5 Природа детской игры 12 6 2 4 Спецвопрос

6 Современный этикет. Этикет профессиональной деятельности семейного педагога 10 6 2 2 Реферат

7 Педагогическая практика в семье (отчет) 65 - - 65 Зачет

Итого 137 42 10 85

В ходе лекций раскрываются основные понятия семейной педагогики, затрагивается история развития семейного и домашнего воспитания в России и подготовки домашнего педагога. В разделе возрастной педагогики выделяется специфика каждой возрастной группы, имеющей свои закономерности и особенности психофизического развития (при этом особое место отводится периоду младшего школьного возраста).

Цель раздела «Семейный педагог как практический психолог» - в обосновании эффективности способов педагогического действия. Психология рассматривается как инструмент педагогики, а педагогика - инструмент психологии. Изучаются возрастные особенности школьников и педагогическое воздействие. Студенты учатся учитывать эмоционально-личностные особенности детей и их темперамент. Подчеркивается важность учителя, его профессиональной компетентности в формировании личности младшего школьника, его овладения методами самодиагоностики профессионально-личностных качеств, стилем педагогического общения и методами профессионального самосовершенствования. В связи с тем что решение образовательных и воспитательных задач становится неэффективным, а иногда невозможным без поддержки со стороны родителей и их активного участия, студентам необходимо владеть педагогикой сотрудничества.

Целями семейного педагога, выступающего в роли психолога, являются установление доверительных отношений, эмоциональное сплочение ее членов; развитие рефлексии воспитательных приемов родителей, формирование у них осознанного отношения к собственным трудностям в семейном общении, гармонизация детско-родительских отношений в целом. Общение с другими людьми - неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. Не только самое хорошее в нашей жизни, но и самое неприятное связано с общением.

В разделе «Конфликтология» уделяется внимание профессиональным и семейным стресс-факторам, трудностям в педагогической работе и практическим советам по их преодолению. Рассматриваются типы и причины конфликтов, управление конфликтами и пути их решения. Отдельно выделяется конфликт «учитель - ученик», «учитель - родитель», «родитель - ребенок», рассматриваются пути его решения. В этот раздел входят также вопросы мирного разрешения таких конфликтов. Для детей общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Студенты учатся тому, как обучить детей основам коммуникации, опираясь на идеи мира и ненасилия в общении. Умелое сочетание умственного труда и физических упражнений может обеспечить гармоничное развитие личности. Родители хотят вырастить своего ребенка здоровым и физически развитым. Это возможно только при правильном физическом воспитании ребенка. В разделе «Здоровье и режим школьника» раскрываются понятия школьной нагрузки, работоспособности, правильного питания, рациональной организации режима дня и правила выполнения домашнего задания.

Социально-педагогическое значение игры в воспитании и образовании детей невозможно переоценить. В разделе «Игра» студентами изучаются классификации игр, игровая позиция педагога как фактор действенного влияния на ход и результаты реализации игровых прог-

рамм, а также игры в практике коррекционно-развивающего образовательного процесса. Требования, предъявляемые современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методами, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Этот факт обусловил наличие в спецкурсе раздела «Этикет». Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать их в личной жизни и в профессиональной деятельности. В содержание этого раздела включены педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей и практическое руководство обучения младших школьников правилам современного этикета. Теоретическая подготовка студентов обеспечивается через проведение подготовительных занятий, предполагающих переосмысление установки в отношении работы с ребенком в семье и формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых для решения поставленных перед ними задач.

Работая в семье, домашний педагог выполняет функции многих специалистов, действующих с разных содержательных позиций. В качестве психолога семейный педагог выявляет условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Как учитель - отвечает за успешное продвижение ребенка в рамках учебного процесса. В роли социального педагога - снижает негативное влияние окружающей среды. В качестве воспитателя учитель не просто организует мероприятия и развлечения, но помогает ребенку осваивать внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми. Работая в семье и находясь в тесном контакте с ребенком и родителями, домашний педагог становится основной фигурой, интегрирующей многих специалистов. Безусловно, решение образовательных и воспитательных задач становится неэффективным, а иногда невозможным без поддержки со стороны родителей и их активного участия.

Анализ влияния данного курса на профессиональную подготовку будущего учителя будет представлен в следующих публикациях.

Библиографический список

1. Беляков Е. Уроки домашней школы // Семья и школа. 2003. № 3. С. 14-16.

2. Дармодехин С.В. Семья и общество: новое качество социальных отношений // Известия РАО.

2009. 3 (11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.