Научная статья на тему 'Особенности профессионального общения социального педагога с семьей'

Особенности профессионального общения социального педагога с семьей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1522
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ / FAMILY / SELF-DETERMINATION OF A FAMILY / SOCIAL PEDAGOGUE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK WITH A FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустаева Флюра Альтафовна, Супруненко Галина Антоновна, Ищанова Бибигуль Тулегеновна

Профессиональное общение социального педагога с семьей актуальная проблема современной науки. Объектом исследования является российская семья, предметом общение социального педагога с семьей. Цель исследования состоит в выявлении особенностей профессионального общения социального педагога с семьей, учет которых в практической профессиональной деятельности специалиста будет способствовать совершенствованию его работы и повышению качества предоставляемых семье социально-педагогических услуг. В ходе исследования использованы методы: анализ литературных источников, опросные методы, анализ документов, педагогическое наблюдение. На основе социологических исследований выявлены социальные проблемы российской семьи, названы субъекты социально-педагогической работы с семьей, обоснована необходимость введения института социальных педагогов, призванных оказывать разноаспектную помощь семье. Введено понятие самоопределения семьи, обоснована необходимость перехода семьи к самоопределению при решении своих проблем, а также при реализации ее воспитательной функции. Выявлены особенности профессионального общения социального педагога с разными типами семей. Профессиональное общение социального педагога с семьей сложный процесс, требующий от специалиста грамотной организации межличностного взаимодействия, использования личностного потенциала с тем, чтобы создать благоприятный психологический фон и атмосферу доверия, знания социальных проблем и социально-психологических особенностей семьи, дифференцированного подхода в социально-педагогической работе с семьей. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности социальных педагогов, представить интерес в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF A SOCIAL PEDAGOGUE WITH A FAMILY

The professional communication of a social pedagogue with a family is an actual problem of modern science. The object of the research is a Russian family, the subject the communication of a social pedagogue with a family. The purpose of the research is the revealing of peculiarities of professional communication of a social pedagogue with a family, the account of which in practical professional work of an expert will promote the perfection of his work and the improvement of the quality of social-pedagogical services to a family. During the research the following methods were used: analysis of references, questioning methods, analysis of documents, pedagogical supervision. On the basis of the sociological researches: social problems of a Russian family were revealed, subjects of social-pedagogical work with a family were named, the necessity of the introduction of an institute of social pedagogues helping families was proved. The concept of self-determination of a family was introduced, the necessity of the transition of a family to self-determination while deciding its problems and realizing its educational function was proved. The peculiarities of professional communication of a social pedagogue with different types of families were revealed. The professional communication of a social pedagogue with a family is a complex process demanding the competent organization of interpersonal interaction, the usage of personal potential to create favorable psychological background and an atmosphere of trust, the knowledge of social problems and social-psychological peculiarities of a family, the differentiated approach in social-pedagogical work with a family. The results of the research can be used in practical activities of social pedagogues, in vocational training of experts.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального общения социального педагога с семьей»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-5-34 УДК 37.013.42

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ

Мустаева Ф.А., Супруненко Г.А., Ищанова Б.Т.

Профессиональное общение социального педагога с семьей - актуальная проблема современной науки. Объектом исследования является российская семья, предметом -общение социального педагога с семьей. Цель исследования состоит в выявлении особенностей профессионального общения социального педагога с семьей, учет которых в практической профессиональной деятельности специалиста будет способствовать совершенствованию его работы и повышению качества предоставляемых семье социально-педагогических услуг.

В ходе исследования использованы методы: анализ литературных источников, опросные методы, анализ документов, педагогическое наблюдение. На основе социологических исследований выявлены социальные проблемы российской семьи, названы субъекты социально-педагогической работы с семьей, обоснована необходимость введения института социальных педагогов, призванных оказывать разноаспектную помощь семье. Введено понятие самоопределения семьи, обоснована необходимость перехода семьи к самоопределению при решении своих проблем, а также при реализации ее воспитательной функции. Выявлены особенности профессионального общения социального педагога с разными типами семей. Профессиональное общение социального педагога с семьей - сложный процесс, требующий от специалиста грамотной организации межличностного взаимодействия, использования личностного потенциала с тем, чтобы создать благоприятный психологический фон и атмосферу доверия, знания социальных проблем и социально-психологических особенностей семьи, дифференцированного подхода в социально-педагогической работе с семьей.

Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности социальных педагогов, представить интерес в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Ключевые слова: семья; самоопределение семьи, социальный педагог; профессиональное общение; социально-педагогическая работа с семьей.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF A SOCIAL PEDAGOGUE WITH A FAMILY

Mustaeva F.A., Suprunenko G.A., Ishchanova B.T.

The professional communication of a social pedagogue with a family is an actual problem of modern science. The object of the research is a Russian family, the subject - the communication of a social pedagogue with a family. The purpose of the research is the revealing of peculiarities ofprofessional communication of a social pedagogue with a family, the account of which in practical professional work of an expert will promote the perfection of his work and the improvement of the quality of social-pedagogical services to a family.

During the research the following methods were used: analysis of references, questioning methods, analysis of documents, pedagogical supervision. On the basis of the sociological researches: social problems of a Russian family were revealed, subjects of social-pedagogical work with a family were named, the necessity of the introduction of an institute of social pedagogues helping families was proved. The concept of self-determination of a family was introduced, the necessity of the transition of a family to self-determination while deciding its problems and realizing its educational function was proved. The peculiarities ofprofessional communication of a social pedagogue with different types offamilies were revealed. The professional communication of a social pedagogue with a family is a complex process demanding the competent organization of interpersonal interaction, the usage of personal potential to create favorable psychological background and an atmosphere of trust, the knowledge of social problems and social-psychological peculiarities of a family, the differentiated approach in social-pedagogical work with a family.

The results of the research can be used in practical activities of social pedagogues, in vocational training of experts.

Keywords: family; self-determination of a family, social pedagogue; professional communication; social-pedagogical work with a family.

Введение

Социально-экономический кризис, периодически переживаемый современным российским обществом, неизбежно сказывается на семье. Материальная необеспеченность большинства российских семей, постоянный рост цен на продукты питания и товары первой необходи-

мости, занятость родителей, обусловленная необходимостью поиска дополнительных источников пополнения семейного бюджета, и связанный с этим дефицит родительского внимания по отношению к детям - все это способствует росту психологической напряженности в семье, отчужденности ее членов, ухудшению социального самочувствия семьи и влечет за собой усиление различных дисфункций семьи, появление семейного неблагополучия, что прежде всего сказывается на детях. Многие категории семей (например, малообеспеченные, многодетные, неполные, семьи с детьми-инвалидами и др.) остро нуждаются в социальной и психолого-педагогической поддержке. Специалистом, призванным в современных условиях оказать необходимую помощь семье, особенно в выстраивании межличностных отношений, воспитании детей в семье, является социальный педагог. Грамотно организованное профессиональное общение социального педагога с семьей служит механизмом, который способствует улучшению социального самочувствия семьи и профилактике семейного неблагополучия.

Обзор литературы

Семья как социальный институт находится в центре постоянного внимания ученых, исследующих различные аспекты жизнедеятельности семьи, ее социальные проблемы, и является объектом изучения ученых различных областей научного знания: философии (Е.С. Баразгова, М.С. Мацковский, А.В. Меренков, Л.М. Панкова, Е.М. Черняк и др.), социологии (А.И. Антонов, С.В. Дармодехин, Л.В. Карцева, В.М. Медков, Л.Л. Рыбцова, Л.И. Савинов, А.Г. Харчев и др.), демографии (А.Г. Волков, В.В. Елизаров, М.Н. Руткевич, Г.Г. Силласте и др.), политологии (Г.И. Климантова, В.Б. Корняк, Л.Т. Шинелева и др.), экономики (Н.М. Римашевская, Л.Л. Рыбаковский, А.А. Пахомов и др.), психологии (С.А. Беличева, С.В. Ковалев и др.), истории (И.В. Бестужев-Лада, А.Д. Плотников и др.), педагогики (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик и др.).

В последние годы активно развивается социальная педагогика как наука, что отражается в трудах В.Г. Бочаровой, С.А. Беличевой, М.А. Галагузовой, М.П. Гурьяновой, Л.В. Мардаха-ева, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.М. Плоткина, Г.Н. Филонова, В.А. Фокина и др. В их работах отражены как методологические основы, теоретические положения социальной педагогики, так и функции, основные сферы деятельности социального педагога.

Деятельность социального педагога осуществляется главным образом в процессе общения. Проблемам межличностных отношений и профессионального общения посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской. И.А. Ахьямовой, А.А. Бодалева, Ю.Н. Емельянова, В.А. Кан-Калика, Г.А. Ковалева, Г.А. Кудрявцевой, А.А. Леонтьева, Х.Й. Лийметса, А.В. Мудрика, Е.В. Харченко и др.

Постановка задачи

В современных условиях особые требования предъявляются к личности и профессиональным качествам специалиста, объектом деятельности которого является такое сложное социальное образование, как семья, претерпевшая в последние десятилетия колоссальные изменения. Педагогически грамотное взаимодействие социального педагога с семьей возможно на основе знания как социальных проблем семьи, так и психологических особенностей различных типов семей. Основным компонентом профессионализма социального педагога, с нашей точки зрения, является его способность грамотно и эффективно организовать общение с семьей, независимо от ее типа, уровня материального благосостояния и педагогического благополучия. Исходя из этого, мы считаем необходимым: на основе анализа научной литературы, обобщения передового опыта социально-педагогической работы с семьей, результатов собственных социологических и педагогических исследований выявить особенности профессионального общения социального педагога с семьей, учет которых в практической профессиональной деятельности специалиста, несомненно, должен способствовать совершенствованию его работы и, соответственно, повышению качества предоставляемых семье социально-педагогических услуг.

Решению поставленной задачи способствовали социологические исследования, проведенные авторами статьи в период с 2007 по 2014 годы: анкетный опрос на тему «Реализация государственной семейной политики» (Челябинская область, 1800 респондентов), анкетный опрос на тему «Влияние финансово-экономического кризиса на жизнедеятельность современной семьи» (Челябинская область, Республика Башкортостан, 1100 человек), анкетный опрос на тему «Социальная поддержка семьи» (Челябинская область, 350 респондентов), анкетный опрос на тему «Социальная поддержка семей с детьми в условиях монопрофильного города» (г. Магнитогорск, 400 респондентов), экспертный опрос руководителей (администрации города, предприятий, учреждений, общественных организаций; проведен в г. Магнитогорске, опрошено 30 человек).

Описание исследования

Современная социально-экономическая обстановка России, характеризующаяся переходом к рыночной экономике, в первую очередь сказывается на семье как основной ячейке общества. На семейный образ жизни негативно влияют такие факторы, как разрушение сложившейся социальной инфраструктуры, общественных фондов потребления при низком уровне реальных доходов большей части семей, коммерциализация сфер здравоохранения и образования, рост безработицы, нестабильность доходов работающих членов семьи.

Обследования, в том числе социально-педагогические, семей различного социально-демографического типа показывают, что за чертой бедности в современных условиях оказались не только социально уязвимые семьи: малообеспеченные, многодетные, имеющие инвалидов, неполные и др., но и семьи, считавшиеся ранее благополучными, имеющие трудоспособных членов. Наблюдается резкая социальная поляризация населения. Согласно результатам нашего социологического исследования, проведенного в Челябинской области [14, с. 132], 9,1 % опрошенных нами отметили, что их семьи «живут в полном достатке», 41,2 % указали на то, что их семьи «живут достаточно хорошо», 42,6 % - «живут от зарплаты до зарплаты», 7,1 % респондентов считают, что их семьи «находятся за чертой бедности».

Большинство современных семей не имеет возможности за счет трудовой деятельности работающих членов семьи обеспечивать удовлетворение своих материальных потребностей. Так, в ходе нашего социологического исследования мы выявили, что основными проблемами российской семьи являются: высокие цены на продукты, товары, услуги; низкие заработки, неблагополучное материальное положение семьи; постоянный рост тарифов на коммунальные и транспортные услуги; ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества [23]. Причем, именно в такой последовательности расположились основные социальные проблемы семьи, независимо от того, сельская это или городская семья, проживающая в крупном городе или небольшом населенном пункте. Материальная неустроенность семьи самым непосредственным образом сказывается на положении детей в семье, их воспитании и социализации. Неслучайно в 90-е годы в России появляется институт социальных педагогов, призванных оказывать помощь семье в трудной жизненной ситуации.

Актуальной для современной семьи, как и прежде, является такая социально-педагогическая проблема, как воспитание и социализация детей. Она усложняется и в связи с производственной занятостью родителей, и в связи с появлением такого «конкурента», как интернет, с которым современные дети и подростки проводят больше времени, чем с родителями. В вопросах общения со своими детьми родители стали реже обращаться за психолого-педагогической помощью к специалистам. Если у них возникают проблемы в воспитании детей, то чаще всего семья рассчитывает только на себя в сложных ситуациях семейного воспитания (69,9 % опрошенных), первичную семью и родственников (18 %). Очень небольшой процент родителей (14,2 %) обращается за помощью к специалистам (педагогам, психологам) [21, с. 27].

Современная семья вынужденно оказалась в ситуации, когда может рассчитывать только на себя при реализации функции социализации детей. Появляется понятие самоопределения семьи, в том числе и в вопросах семейного воспитания, которое представляет собой процесс

планирования саморазвития малой группы на основе осознания ее ближайших и отдаленных целей, выбора вариантов разрешения возникающих при их осуществлении проблемных ситуаций путем выявления внутреннего потенциала семьи, обеспечивающего успешную реализацию ее основных функций в конкретных социально-экономических и социокультурных условиях» [24, с. 184].

Важной социально-педагогической проблемой является распределение воспитательных обязанностей в семье. Как правило, самоопределение в воспитании в большей степени осуществляет женщина (73 % респондентов по результатам нашего исследования). Диспропорция в распределении обязанностей в семье объясняется большей занятостью мужчин на производстве, господством патриархальных пережитков, которые позволяют мужу брать на себя меньше домашних забот, а жене, наоборот, обременять себя ими [22, с. 417].

Переход семьи к самоопределению при реализации функции воспитания детей не исключает, а, наоборот, предполагает оказание семье социальных и социально-педагогических услуг со стороны государственных учреждений. И это касается различных аспектов жизнедеятельности семьи, в том числе и материального благосостояния. В ходе социологического исследования, в рамках которого мы пытались выяснить мнение респондентов о роли государства в социальной поддержке семьи, выяснилось, что максимальное количество опрошенных (41,2 %) придерживается мнения, что государство должно заботиться обо всех семьях, гарантируя им хотя бы минимум социальных благ. Небольшой процент опрошенных (10,7 %) считает, что в первую очередь государство должно помогать семьям многодетным с одним кормильцем, семьям с инвалидами и др., которые сами не могут обеспечить прожиточный минимум. 26,2 % респондентов, что государство должно помогать семьям жить самостоятельно, без посторонней помощи. Еще 20,1 % совершенно уверенно и категорично заявляют, что надо надеяться не на государство, а на себя, самим обеспечивать достойную жизнь семьи [9].

Какими бы образованными ни были родители, какими бы обеспеченными ни были семьи, имеющие шанс нанять для своих детей дорогих гувернеров и репетиторов, в вопросах семейного воспитания и социализации детей родители всегда должны иметь возможность обратиться за психолого-педагогической помощью к специалистам. Введение в образовательных организациях и учреждениях социальной службы должности социального педагога предоставило российской семье такую возможность, ибо социальный педагог - это специалист, компетентный в вопросах оказания социальной, психолого-педагогической, социально-бытовой, консультативно-правовой и других видов помощи несовершеннолетним и родителям. Социальный педагог обязательно «выходит» на семью, изучает социальную ситуацию, помогает

родителям в вопросах семейного воспитания. «Практикующий социальный педагог - фактически посредник между детьми и школой, школой и семьей, школой и социумом. Именно социальный педагог обеспечивает системную работу школы и семьи, социально-педагогическое сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной социально опасной ситуации» [5, с. 23].

Поскольку социальный педагог имеет дело с разными категориями семей и членами семьи, имеющими порой отклонения в развитии, девиации поведения, постольку социальному педагогу необходимо умение педагогически грамотно выстроить свое профессиональное общение. Это система взаимодействия социального педагога с семьей, организованная с помощью коммуникативных средств, с целью организации взаимоотношений с членами семьи и помощи семье в решении ее проблем. Вершинной целью профессионального общения социального педагога является формирование мотивации членов семьи на позитивные изменения и повышение качества ее жизни. Мы придерживаемся позиций тех авторов, которые в общении видят «личностные процессы», способы события человека во взаимоотношениях с другими людьми [1; 6], основу для самоутверждения субъектов.

Особенностью деятельности социального педагога является то, что ее эффективность во многом определяется личностью специалиста. В основе профессионального общения социального педагога с семьей - исходная доброта, уважительность, желание идти навстречу людям, такие общечеловеческие ценности, как добро, гуманизм, способность к сопереживанию.

В этой связи большое значение имеет сформированность у специалиста комплекса профессионально-значимых личностных качеств, таких, как доброжелательность, уважительность, приветливость в общении с людьми, уравновешенность, умение эмоционально сдерживаться и организовывать ровное, спокойное общение без проявления досады, раздражения; доверительность, откровенность, альтруизм, оптимизм, жизнерадостность, внутренняя энергия; уверенность в себе, сочетающаяся с высоким уровнем самоконтроля; справедливость, профессиональный такт, подсказывающий специалисту наиболее деликатную линию поведения; эмпатийность [12, с. 43-45]. Большое значение имеет осознание специалистом значимости педагогической профессии и понимание ответственности за свое профессиональное поведение

[4; 20].

Особо следует выделить такие качества социального педагога, как гуманистическая направленность и общительность. Гуманистическая направленность - это система ценностных ориентаций и смысловых установок в сфере взаимодействия с людьми, которая подразумевает нравственно-воспитанное отношение к людям, понимание их ценности и значимости. Гума-

нистическая направленность является выражением гуманизма и человечности - базовых характеристик социального педагога [25, с. 183]. Общительность - это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности, которая выражается в склонности к доброжелательному поведению в ситуации взаимодействия с семьей, установлению взаиморасполагающих отношений, предполагает умение слушать, поддержать беседу, найти правильную форму обращения. Общение с семьей должно сопровождаться эмоционально-положительным тоном общения [18, с. 6-7].

Социальный педагог и семья как объект его деятельности формируют друг к другу определенные эмоциональные отношения, в результате чего рождается гамма разнообразных чувств, возникает доверительность, желание взаимодействовать. Требования к этической стороне профессии побуждают педагога воспринимать членов семьи такими, какие они есть, независимо от их внешних данных, черт характера, профессии, социального положения. Вместе с тем, социальный педагог может восприниматься ими, особенно на начальном этапе взаимодействия, посредством оценивания внешней стороны - физической привлекательности, умения установить доброжелательные отношения. Важны и невербальные характеристики: улыбчивость, тембр голоса, жесты.

Основным внутренним условием эффективного взаимодействия социального педагога с семьей является такой вид отношения к ней, который характеризуется безусловным принятием членов семьи как партнеров по общению, ориентацией на индивидуальную неповторимость как отдельного человека, так и семьи в целом. Эти отношения представляют собой тот оптимальный психологический фон организации контактов, к которым стремится социальный педагог, который приводит к подлинному взаимораскрытию, личностному взаимообогащению; фон, который создает условия для процесса саморазвития и самосовершенствования личностей, улучшает социальное самочувствие семьи, способствует формированию мотивации на изменение качества ее жизни.

Требования к профессиональному общению социального педагога включают в себя: хорошее владение словом - необходимо знать законы логики и аргументации, коммуникативные техники [15], и в целом, культуру речи специалиста. Ее проявлением служит способность высказывать по поводу тех или иных явлений квалифицированные суждения [16, с. 34]. Кроме того, профессионально-этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей. Это способствует сплочению, объединению представителей сообщества. Речь специалиста выполняет в этом плане важную социальную функцию [3].

Социальному педагогу приходится налаживать взаимодействие с различными типами семей. Деятельность его, независимо от места работы (образовательная организация, учреждение социальной службы) ориентирована на все семьи, однако, как правило, усиленное внимание уделяется семьям, имеющим специфические проблемы (семьи группы риска, неполные, имеющие детей-инвалидов и др. При этом, чтобы социально-педагогическая работа была эффективной, необходимо профессионально грамотно выстроенное общение социального педагога с разными типами семей с учетом их особенностей.

Основным объектом социально-педагогической работы с семьей являются, несомненно, малообеспеченные семьи. Низкий уровень материальной обеспеченности семьи влияет на развитие и социализацию младших членов семьи, взаимоотношения в семье, на отношения детей со сверстниками, а также вызывает раздражение у взрослых членов семьи, когда специалист (в нашем случае социальный педагог) предлагает помощь, не связанную с улучшением материального положения семьи. Социальному педагогу важно так организовать профессиональное общение с семьей, чтобы оно было, с одной стороны, убедительным, а с другой, деликатным, настраивающим семью на поиск внутренних ресурсов для решения своих, в том числе материальных, проблем.

В данном случае многое зависит от компетентности и уровня подготовки социального педагога. Перед ним выстраивается необходимость выработки определенного уровня самостоятельности у семьи, формирования мотивации с целью выхода из ситуации, объективно нарушающей ее жизнедеятельность. Мотивация предполагает побуждение семьи к активной деятельности, стимулирование, направленное на достижение индивидуальных и личных целей. Побудительными силами активности семьи являются ее потребности, интересы, инстинкты. Профессиональное общение социального педагога с семьей является сложным процессом, основанным на выявлении и целенаправленном воздействии на потенциальные (внутренние) детерминанты с помощью различных внешних мотиваторов, которые зачастую являются определяющими в решении проблемы малообеспеченности семьи [8, с. 123].

Принято считать, что главное в социальной и социально-педагогической работе с неполной семьей ориентировано на повышение доходов этой категории семей. Однако, как утверждают социологи, если связывать способы решения проблем неполных семей только с социальными выплатами, то это в лучшем случае позволяет поднять уровень их потребления. В основе профессионального общения социального педагога с неполными семьями - стимулирование членов семьи на самостоятельный поиск вариантов решения проблем, связанных с просвещением, сохранением здоровья, повышением культурного уровня и социальной компетенции их членов.

Основные усилия практической социально-педагогической работы, помогающей неполной семье в ситуации жизненного кризиса, должны быть направлены на общее состояние всех ее членов. При построении теоретического фундамента этой работы различают соматический подход (связанный с удовлетворением самых насущных, первичных потребностей человека), психологический, социальный и духовный [2, с. 52]. Соматический подход заключается в том, чтобы избавить семью от элементарных материальных лишений. Роль социального педагога в данном случае может заключаться в оказании посильной помощи в обеспечении одинокого родителя работой, устройстве детей в группы дневного пребывания социального учреждения, на периодическое лечение в санаторий и т.д. Не менее важным для социального педагога является оказание психологической и психотерапевтической помощи. Поскольку в задачи социально-педагогической работы с неполными семьями входит внесение позитивных изменений в их жизнь, то содержанием их практического решения, выражающимся в профессиональном общении социального педагога с семьей, в первую очередь должно быть формирование мотивации на изменения к лучшему, выявление потенциала и ресурсов личности каждого члена семьи.

Весьма важной задачей социального педагога при профессиональном общении с неполной семьей является перевод семьи из позиции объекта социального воздействия в позицию способного к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних отношений «социальный педагог - клиент» последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений. Социальному педагогу принадлежит жизненно важная роль в стимулировании неполной семьи на достижение целей и обеспечении равного доступа к качественному и независимому образу жизни в обществе, что в свою очередь должно позволить членам неполной семьи не чувствовать себя уязвленными [7, с. 13-14].

Профессиональное общение социального педагога с семьями, в которых есть дети-инвалиды, также имеет свои особенности, которые определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и множеством проблем, характерных для такого типа семьи. Основными из них являются проблемы: психологическая, педагогическая, материальная, медицинская, бытовая, образовательная, досуговая, информационная, занятости родителей. И только знание и учет в своей работе специфических проблем данного типа семьи поможет социальному педагогу так выстроить тактику профессионального общения с ней, что это будет способствовать повышению эффективности социально-педагогической работы.

Общение социального педагога при совместном с родителями решении семейных проблем носит консультативный характер. Деликатно, не навязывая родителям своего мнения, стараясь не вызвать раздражения у отягощенных многочисленными проблемами взрослых членов семьи, социальный педагог проводит большую работу с родителями детей-инвалидов: обучает их правильному пониманию своих нелегких обязанностей; вооружает хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и учит их применять.

Особые требования предъявляются к профессиональному общению социального педагога с семьями группы риска. В общении с ними специалист прежде всего должен знать факторы социального риска семьи. Это социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. К медико-социальным факторам относятся экологически неблагоприятные условия, инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами. Социально-демографическими факторами социального риска семьи могут стать: отсутствие одного из родителей, большое количество детей в семье, повторный брак родителей и др. Социально-психологические и психолого-педагогические факторы: деструктивные эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий общеобразовательный уровень, деформированные ценностные ориентации. Криминальными факторами являются: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейное насилие, проявление жестокости, наличие судимых членов семьи, пренебрежение родительскими обязанностями. Знание вышеперечисленных факторов социального риска семьи поможет специалисту компетентно выстроить профессиональное общение и определить формы оказания социально-педагогической помощи семьям группы риска [17, с. 255-256].

Коммуникативные качества социального педагога в работе с семьями группы риска проявляются в немалой мере в зависимости от физических и психологических особенностей членов семьи. Часто эти люди (особенно женщины и дети) имеют низкую самооценку, высокий уровень тревожности, или, наоборот, имеют демонстративно вызывающие формы поведения, они могут сомневаться в своих силах и преуменьшать свои способности, жить в постоянном страхе и стрессе [11, с. 105].

Поэтому чрезвычайно важно грамотно установить с ними контакт и организовать дальнейшее общение и взаимодействие. Значительным моментом является первая встреча социального педагога с семьей, так как от нее зависит успех последующего взаимодействия. Социальный педагог определяет основную тему беседы, круг проблем, в решении которых он может по-

мочь. Зачастую члены семьи на первой встрече находятся в тревожном эмоциональном состоянии, или, наоборот, могут быть раздражены, недовольны, агрессивны. Необходимо проявить максимальное внимание, тактичность дружелюбие и участие, помочь семье почувствовать себя в безопасности, подвести к принятию решения о сотрудничестве. Важно - получить согласие членов семьи на сотрудничество [10, с. 248-249].

При этом необходимо помнить, что семья - это институт достаточно «закрытый», неохотно впускающий в свой мир посторонних. Нужно не просто установить контакт, но, используя различные средства профессионального общения, расположить к себе клиента, вызвать доверие у всех членов семьи, чтобы можно было выстраивать работу, формируя мотивацию людей на решение семейных проблем. Организуя общение, социальный педагог реализует индивидуальный подход, учитывает особенности членов семьи, принимая во внимание особенности характера, темперамента, способности, жизненный опыт, социальное положение и в соответствии с этим выбирает и наиболее эффективный метод работы и форму общения с конкретным человеком и конкретной семьей.

Исходя из выявленных проблем, составляется план работы с семьей. Одним из необходимых факторов социально-педагогического взаимодействия с семьей, как уже отмечалось выше, является формирование мотивации к изменению проблемной ситуации. Социальный педагог обсуждает с семьей линию поведения в сложной ситуации, опираясь на внутренние личностные ресурсы малой группы и поддержку со стороны родственников и близких людей.

Совершенствование профессионального общения социального педагога с семьей, независимо от ее типа, возможно при условии его коммуникативной компетентности. Основы формирования этой компетентности закладываются в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Овладение основами профессионального общения происходит на индивидуально-творческом уровне, но основы коммуникативных знаний, умений и навыков социального педагога закладываются в процессе его профессионального образования. В значительной степени становление личности социального педагога происходит в рамках процесса профессионального обучения специалистов. Именно среда вуза (целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс, учебная и производственная практика, научно-исследовательская деятельность, участие в студенческом самоуправлении и волонтерской работе) в комплексе формирует личность специалиста [13, с. 203-205]. Причем личностная готовность является необходимым условием профессиональной компетентности в целом [19]. В полной мере это проявляется в процессе профессионального общения социального педагога с семьей.

Заключение

Таким образом, профессиональное общение социального педагога с семьей - процесс деликатный, требующий от специалиста:

- грамотной организации межличностного взаимодействия,

- использования личностного потенциала с тем, чтобы создать благоприятный психологический фон и атмосферу доверия,

- знания социальных проблем современной семьи в целом и социально-психологических особенностей семьи в зависимости от ее типа,

- дифференцированного подхода в социально-педагогической работе с семьей, основанного на знании и учете в практической деятельности социального педагога типологических особенностей семьи.

Прийти к такому заключению стало возможным на основе изучения и анализа литературных источников, обобщения передового опыта социально-педагогической работы с семьей, результатов собственных социально-педагогических и социологических исследований, вторичного анализа результатов исследований других авторов.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука. 1980. 335 с.

2. Алексеева Л.С. Неполная семья: состояние и тенденции развития // Отечественный журнал социальной работы. 2005. № 2. С. 49-53.

3. Безенкова Т.А. Роль дисциплин культурологического цикла в формировании личности будущего специалиста в условиях высшей школы // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2014. № 7. С. 2228. URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2228.htm (дата обращения 7.04.15).

4. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. К вопросу о развитии в условиях учреждений повышения квалификации профессионально-коммуникативной деонтологической культуры менеджеров образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 8(1). С. 103-110. URL: http://mii-info.ru/data/documents/=D0=95=D0=96=D0= A1=D0=9D=202013-8=281=29.pdf (дата обращения 28.03.15).

5. Гурьянова М. Институт социальных педагогов в современной России: востребованность профессии, гармонизирующей жизнь социума и человека // Социальная педагогика в России. 2014. № 3. С. 19-25.

6. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Л., 1990. 403 с.

7. Ищанова Б.Т. Основы социальной работы с семьей. - Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. 71 с.

8. Ищанова Б.Т. Социальная поддержка семьи: профилактика / коррекция иждивенческих позиций // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 6 (43). С. 122-127.

9. Ищанова Б.Т., Мустаева Ф.А. Взаимодействие институтов общества в социальной поддержке семьи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9. 14 с. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/ishchanova.pdf (дата обращения 17.04.2015).

10. Конькова А., Кудрявцева Г.А. Социально-реабилитационная работа с семьями ВИЧ-инфицированных как средство профилактики социального сиротства // Семья в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ф.А. Му-стаевой (отв. ред.), М.Р. Москвиной, Г.А. Кудрявцевой, О.Л. Потрикеевой. - Магнитогорск, 2007. С. 247-252.

11. Кривцова Т., Кудрявцева Г.А. Проблема семейного насилия в современном российском обществе и механизмы ее разрешения // Семья в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ф.А. Мустаевой (отв.ред.), М.Р. Москвиной, Г.А. Кудрявцевой, О.Л. Потрикеевой. Магнитогорск, 2007. С. 104-107.

12. Кудрявцева Г.А. Развитие коммуникативной компетентности социального педагога в процессе его профессиональной подготовки: Дис. ...канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1998. 202 с.

13. Кудрявцева Г.А., Мустаева Ф.А. Особенности профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в условиях промышленного города // Социальная работа в современном обществе: теория, технологии образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 10-11 октября 2006 г.: в 2-х кн. Кн. 2 / Под общ. ред. проф. Е.Д. Катульского; ред.-сост. проф. В.А. Никитин. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-ва, 2007. С. 201208.

14. Мустаева Ф.А. Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества: Дис. ... д-ра социол. наук. - Екатеринбург, 2012. 318 с.

15. Пахомова И.Ю. Коммуникативная компетентность будущего педагога // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4. URL: http:// joumal-s.org/mdex.php/sisp/artide/view/420136/pdf_57 (дата обращения 28.03.15).

16. Потрикеева О.Л. Развитие профессионально-педагогической культуры студентов факультета социальной педагогики: Дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2001. 177 с.

17. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография / Под ред. Ф.А. Мустаевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. 292 с.

18. Формирование коммуникативной компетентности социального педагога: Методическое пособие для студентов / Сост. Г.А. Кудрявцева, Ф.А. Мустаева. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. ин-т, 1998. 52 с.

19. Яковлев Б.П., Коваленко Л.А. Технология формирования профессиональной компетентности студентов // Современные исследования социальных проблем(электронный научный журнал). 2013. № 1. URL: http://joumal-s.org/index.php/sisp/article/view/120138/pdf_32 (дата обращения 28.03.15).

20. Gavrilova I.V. Comparative analysis of professional competence in the field of personal qualities of students of teaching and non-teaching profiles // Modern Research of Social Problems. 2013. № 8. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/8201313/pdf_605 (accessed March 28, 2015).

21. Mustaeva F.A. Family as an Agent of Socialization // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. 3-9 September 2014, Bulgaria. SGEM Conference on Psychology & Psychiatry, Sociology & Healthcare, Education. Conference Proceedings. Vol. 11. Bulgaria, 2014. Pр. 125-129.

22. Mustaeva F. Self-determination of a Russian Family in Socialization and Upbringing of Children // Science, Technology and Higher Education: materials of the V International research and practice conference, Westwood, June 20th, 2014 / Publishing office Accent Graphics communications. - Westwood, Canada. 2014. Рр. 415-419.

23. Mustaeva F.A. The Social Problems of Today's Family // Russian Education and Society. 2010. Vol. 52. № 07. Pр. 69-78.

24. Mustayeva F. The Self-determination of a Family as a Sociological Category // Scientific Enquiry in the Contemporary World: Theoretical Basics and Innovative Approach. - FL, USA, L&L Publishing. 2012. Vol. 2. Pр. 183-187.

25. Suprunenko G. Professional originality of communicative competence of social sphere specialist // The Second International Conference on Eurasian scientific development: Proceedings of the Conference. 2014. Pр. 181-185.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsikhologiya lichnosti. - M.: Nauka. 1980. 335 p.

2. Alekseeva L.S. Otechestvennyy zhurnalsotsial'noy raboty. 2005. № 2, pp. 49-53.

3. Bezenkova T.A. Pis'ma vEmissiya. Offlayn : elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2014. № 7. P. 2228. URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2228.htm (data obrashcheniya: 7.04.15).

4. Grebennikova V.M., Nikitina N.I. European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal so-tsial'nykh nauk). 2013. № 8(1). S. 103-110. URL: http://mii-info.ru/data/documents/=D0=95=D0 =96=D0=A1=D0=9D=202013-8=281=29.pdf (data obrashcheniya: 28.03.15).

5. Gur'yanova M. Sotsial'nayapedagogika vRossii. 2014. № 3, pp. 19-25.

6. Emel'yanov Yu.N. Teoriyaformirovaniya ipraktika sovershenstvovaniya kommunikativnoy kom-petentnosti: Dis. ... d-ra psikhol. nauk. - L., 1990. 403 p.

7. Ishchanova B.T. Osnovy sotsial'noy raboty s sem'ey. - Magnitogorsk: izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova, 2014. 71 p.

8. Ishchanova B.T. Pedagogicheskiy zhurnalBashkortostana. 2012. № 6 (43), pp. 122-127.

9. Ishchanova B.T., Mustaeva F.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2012. № 9. 14 p. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/ishchanova.pdf (data obrashcheniya: 17.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kon'kova A., Kudryavtseva G.A. Sem'ya v sovremennom obshchestve: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Family in Modern Society: Proceedings of All-Russian Scientific-Practical Conference] / Pod red. F.A. Mustaevoy (otv. red.), M.R. Moskvinoy, G.A. Kud-ryavtsevoy, O.L. Potrikeevoy. - Magnitogorsk, 2007, pp. 247-252.

11. Krivtsova T., Kudryavtseva G.A. Sem'ya v sovremennom obshchestve: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Family in Modern Society: Proceedings of All-Russian Scientific-Practical Conference] / Pod red. F.A. Mustaevoy (otv.red.), M.R. Moskvinoy, G.A. Kud-ryavtsevoy, O.L. Potrikeevoy. - Magnitogorsk, 2007, pp. 104-107.

12. Kudryavtseva G.A. Razvitie kommunikativnoy kompetentnosti sotsial'nogopedagoga vprotsesse egoprofessional'noypodgotovki: Dis. ...kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 1998. 202 p.

13. Kudryavtseva G.A., Mustaeva F.A. Sotsial'naya rabota v sovremennom obshchestve: teoriya, tekhnologii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 10-11 oktyabrya 2006 g.: v 2 kn. Kn. 2 [Social work in modern society: theory, technology of education: Proceedings of All-Russian Scientific-Practical Conference, October 10-11th, 2006: in 2 books. Vol. 2] / Pod obsh. red. prof. E.D. Katul'skogo; red.-sost. prof. V.A. Nikitin. - M.: Izd-vo Mosk.

gumanit. un-va, 2007, pp. 201-208.

14. Mustaeva F.A. Samoopredelenie sem'i v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestva: Dis. ... d-ra sotsiol. nauk. - Ekaterinburg, 2012. 318 p.

15. Pakhomova I.Yu. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem (elektronnyy nauchnyy zhur-nal). 2013. № 4. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/420136/pdf_57 (data ob-rashcheniya: 28.03.15).

16. Potrikeeva O.L. Razvitie professional'no-pedagogicheskoy kul 'tury studentovfakul teta sotsial'noy pedagogiki: Dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2001. 177 p.

17. Sovremennaya rossiyskaya sem'ya: protivorechiya funktsionirovaniya i razvitiya : monografiya / pod red. F.A. Mustaevoy. - Magnitogorsk: MaGU, 2013. 292 p.

18. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti sotsial'nogopedagoga: Metodicheskoe posobie dlya studentov / Sost. G.A. Kudryavtseva, F.A. Mustaeva. - Magnitogorsk: Magnitogorskiy gos. ped. in-t, 1998. 52 p.

19. Yakovlev B.P., Kovalenko L.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2013. № 1. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/120138/ pdf_32 (data obrashcheniya: 28.03.15).

20. Gavrilova I.V. Comparative analysis of professional competence in the field of personal qualities of students of teaching and non-teaching profiles // Modern Research of Social Problems. 2013. № 8. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/8201313/pdf_605 (accessed March 28, 2015).

21. Mustaeva F.A International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. 3-9 September 2014, Bulgaria. SGEM Conference on Psychology & Psychiatry, Sociology & Healthcare, Education. Conference Proceedings. Vol. 11. [International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. 3-9 September, 2014, Bulgaria. SGEM Conference on Psychology & Psychiatry, Sociology & Healthcare, Education. Conference Proceedings. Vol. 11]. Bulgaria, 2014, pp. 125-129.

22. Mustaeva F. Self-determination of a Russian Family in Socialization and Upbringing of Children // Science, Technology and Higher Education: materials of the V International research and practice conference, Westwood, June 20th, 2014 [Science, Technology and Higher Education : materials of the V International research and practice conference, Westwood, June 20th, 2014] / Publishing office Accent Graphics communications. - Westwood, Canada. 2014, pp. 415-419.

23. Mustaeva F.A. The Social Problems of Today's Family // Russian Education and Society. 2010. Vol. 52. № 07, pp. 69-78.

24. Mustayeva F. The Self-determination of a Family as a Sociological Category // Scientific Enquiry in the Contemporary World: Theoretical Basics and Innovative Approach [Scientific Enquiry in the Contemporary World: Theoretical Basics and Innovative Approach. - FL, USA, L&L Publishing]. FL, USA, L&L Publishing. 2012. Vol. 2, pp. 183-187.

25. Suprunenko G. Professional originality of communicative competence of social sphere specialist // The Second International Conference on Eurasian scientific development: Proceedings of the Conference [The Second International Conference on Eurasian scientific development: Proceedings of the Conference]. 2014, pp. 181-185.

данные об авторах

Мустаева Флюра Альтафовна, профессор кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, доктор социологических наук, профессор

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455000, Россия e-mail: fmust@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9537-2666

Супруненко Галина Антоновна, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455000, Россия e-mail: galinakud@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4625-6892

Ищанова Бибигуль Тулегеновна, старший преподаватель кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, Челябинская область, 455000, Россия e-mail: bibigulischanova@rambler. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3415-1756

DATA ABOUT THE AUTHORS

Mustaeva Flyura Al'tafovna, Professor of the Chair of Social Work and Psychological-Pedagogical Education, Doctor of Sociology, Professor

Nosov Magnitogorsk State Technical University

38, Lenin Avenue, Magnitogorsk, Chelyabinsk Region, 455000, Russia

e-mail: fmust@mail.ru

Suprunenko Galina Antonovna, assistant professor of the Chair of Social Work and Psychological -Pedagogical Education, Ph.D. in Pedagogical Science, Assistant professor Nosov Magnitogorsk State Technical University 38, Lenin Avenue, Magnitogorsk, Chelyabinsk Region, 455000, Russia e-mail: galinakud@mail.ru

Ishchanova Bibigul' Tulegenovna, Senior lecturer of the Chair of Social Work and Psychological -Pedagogical Education

Nosov Magnitogorsk State Technical University

38, Lenin Avenue, Magnitogorsk, Chelyabinsk Region, 455000, Russia

e-mail: bibigulischanova@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.