Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к работе с родителями'

Подготовка будущего учителя к работе с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1329
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / FAMILY / FAMILY EDUCATION / INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL / THE SPECIFICITY OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергина Ольга Александровна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновывается необходимость профессиональной подготовки будущего учителя к работе с родителями, определяются её специфика и основные направления. Статья предназначена для преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing future teachers to work with parents

The article is devoted to one of the most important issues of modern higher education. The author shows the necessity of professional training for future teachers to work with parents, its specific character and main directions. The article is intended for university lecturers.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к работе с родителями»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 378 ББК 74.58 К755

О. А. Кочергина Таганрог, Россия

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновывается необходимость профессиональной подготовки будущего учителя к работе с родителями, определяются ее специфика и основные направления. Статья предназначена для преподавателей вузов.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, взаимодействие семьи и школы, специфика профессиональной подготовки.

O. Kochergina Taganrog, Russia

PREPARING FUTURE TEACHERS TO WORK WITH PARENTS

The article is devoted to one of the most important issues of modern higher education. The author shows the necessity of professional training for future teachers to work with parents, its specific character and main directions. The article is intended for university lecturers.

Key words: family, family education, interaction of family and school, the specificity of professional training.

Семья традиционно занимает одно из важнейших мест в жизни человека. В ней формируется отношение ребенка к самому себе и окружающему миру, осуществляется первичная социализация личности, определяются основные

© Кочергина О. А., 2016

жизненные ценности. Родители оказывают положительное или отрицательное влияние на своих детей через механизмы подражания, идентификации и инте-риоризации моделей своего поведения. Однако в исследованиях педагогов (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. А. Караковского, Н. Д. Никандрова и др.) отмечается трансформация представлений современной молодежи о роли семьи в жизни человека, что объясняется изменением системы ценностей, утратой традиций и обычаев, разрушением семейного уклада, недостаточным уровнем понимания основной социально-психологической функции человека - ро-дительства.

В настоящее время нуклеарная (два поколения), малодетная и малолюдная семья такую важную для общества функцию выполняет частично. В отличие от других общественных институтов система взаимоотношений родителей и детей по своей сути осталась прежней. Многие родители используют практически те же методы воспитания детей, которые применялись предыдущими поколениями. Однако родители должны учитывать специфику современных социальных условий и быть готовыми к неожиданным, нестандартным, сложным жизненным ситуациям, в которых может оказаться семья в целом и ребенок, в частности. Поэтому чем больше родители будут знать о причинах и последствиях поведения, поступков детей, тем легче смогут определить тактику своих действий, выбрать оптимальный путь решения.

К сожалению, не все родители имеют возможность и желание самостоятельно изучать специальную литературу по вопросам педагогического просвещения и обучения. В настоящее время занятость семьи бытовыми, экономическими проблемами, а также педагогическая некомпетентность родителей во многом способствуют тому, что они часто перекладывают ответственность за воспитание и обучение детей на образовательные учреждения. Поэтому особое значение имеет профессионально, грамотно организованная деятельность школы по взаимодействию с семьей. В педагогической литературе взаимодействие педагогов и семьи определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в обра-

зовательном учреждении. Важную роль играет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития [Сергиенко, 2007]. Однако при осуществлении работы с родителями у педагогов возникают определенные сложности: неумение сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы; находить корректные способы общения; формальное отношение к взаимодействию с родителями; некачественное проведение мероприятий при малой активности и низкой посещаемости родителей, их теоретической неподготовленности, что усложняет конкретизацию целей и задач воспитания детей. Это объясняется различными причинами: отсутствие умений и навыков работы с родителями, необходимых в практической деятельности; слабая подготовка педагогов для просвещения родителей и общения с ними.

Важность данной проблемы определяет необходимость подготовки специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими умениями в работе с родителями. Российская система профессионально-педагогического образования предполагает широкую поддержку проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокую и всестороннюю модернизацию с определением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. В законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (Ст. 44, п. 2).

В настоящее время особое значение имеет плодотворное сотрудничество образовательной организации и семьи, способствующее созданию общего образовательно-воспитательного пространства. Оптимальный вариант взаимодействия в такой ситуации: родители обучающегося - субъекты школьной микросреды, участники общего педагогического процесса, а педагог - участник се-

мейной микросреды, человек, которому доверяют родители, прислушиваются в вопросах обучения и воспитания их детей. Актуально мнение П. Ф. Каптерева, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [Каптерев, 1982]. В. Мейдер считает, что «сегодня и вчера трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель, с его живым участием в становлении личности и ее культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник воспринимает учителя, в первую очередь, как личность. Система знаний, которую формирует он, ее воспитательные возможности, воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость [Мейдер, 2007]. Кроме того, современный педагог должен быть способным научить подрастающее поколение основам семейного этикета, помочь задуматься о духовной сущности брака, показать пути и возможности налаживания отношений между представителями разных поколений.

Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что они должны быть заинтересованы в воспитании и обучении ребенка, раскрытии его потенциала и развитии лучших качеств, необходимых ему в дальнейшем для самоопределения и самореализации. Взаимоотношения родителей и учителя нельзя представлять как бесконфликтное содружество и полное взаимопонимание, несмотря на общность их целей и задач. Поэтому педагогу необходимо установить и осуществлять контакт с родителями обучающихся, сделать их союзниками в вопросах воспитания и обучения.

В специальной литературе рассматриваются различные модели оказания психолого-педагогической помощи семье.

Педагогическая модель основана на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей, связанной с воспитанием детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, спо-

собствует их активному включению в процесс социально-личностного воспитания детей.

Социальная модель используется в случаях, когда семейные проблемы являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях осуществляется анализ жизненной ситуации, требуется помощь извне.

Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, семьи. Практическая помощь способствует преодолению барьеров общения и выявлению причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении о недостаточности у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат проблемы со здоровьем членов семьи (часто ребенка), в связи с этим между ними возникают специфические отношения. Практическая помощь родителям заключается в том, чтобы научить их правильно организовывать воспитательно-образовательную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В зависимости от причин проблемных детско-родительских отношений педагоги могут использовать различные модели оказания помощи семье. Реализация системного повышения педагогической культуры родителей поможет им посредством специального обучения существенно повысить эффективность воспитания. Родители смогут овладеть техниками общения с детьми, методиками разрешения конфликтов, которые будут способствовать укреплению контактов между ними.

При организации взаимодействия с семьей, повышения педагогической культуры родителей педагогу следует учитывать существующий положительный опыт. В. А. Сухомлинский утверждал: «Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей». Он отмечал: «Пора и родителям и учителям глубоко осознать, что ни школа без семьи, ни семья без школы не могут справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека». Рассказывая об организации работы с родителями в Павлышевской школе,

педагог писал: «У нас в школе работает вот уже полтора десятка лет постоянно действующий родительский университет. В нем несколько групп. Первая - для молодых супругов, у которых нет еще детей. Во второй занимаются родители дошкольников - ребятишек, которым предстоит поступать в I класс, а также созданы специальные группы для отцов и матерей учащихся разных возрастов... Занятия в каждой группе проводятся два раза в месяц по полтора часа. Ведут их директор школы, завучи, лучшие учителя. Вообще же эту работу я, как директор, считаю самой нужной и важной среди всех других обязанностей руководителя школой» [Сухомлинский, 1981].

В работе с родителями особое внимание следует уделять организации продуктивного общения. Учитель является лидером педагогического общения. Его деятельность характеризуется как сложная система отношений, так как сфера его общения представлена широким спектром участников, среди которых, конечно, родители обучающихся. При организации коммуникации педагогу необходимо учитывать предмет, задачи и условия общения, характеристики его участников; понимать значение речи как основного средства обучения и воспитания. Являясь субъектом педагогического общения, учитель также способствует активизации речевой культуры родителей. Они, реализуя свою социальную роль, должны не только осваивать знания, но и корректно демонстрировать их, что не всегда получается на практике. Задача педагога - организовать такое взаимодействие, чтобы каждый родитель ощущал себя не только субъектом совместной деятельности, но и значимой личностью, способной раскрыть свой коммуникативный потенциал. От того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность педагогической деятельности в целом, морально-психологический климат, удовлетворенность педагога и родителей, степень их взаимоотношений. Это во многом зависит от профессиональной подготовленности педагогов к работе в данном направлении.

Однако большинство будущих педагогов испытывают определенные трудности в осуществлении полноценной педагогической коммуникации, особенно сложно им установить отношения и организовать общение с родителями обу-

чающихся. Это объясняется тем, что будущие учителя имеют небольшой опыт профессиональных отношений со школьниками, который приобретают во время прохождения практик, предусмотренных учебными планами. Следует отметить тот факт, что программы практик не предполагают активного взаимодействия студентов с родителями обучающихся. Это связано во многом с объективными причинами: график проведения родительских собраний, особенности индивидуальной работы с родителями по конкретным вопросам, специфика посещения обучающихся на дому и др. Поэтому в ходе профессиональной подготовки у будущих учителей необходимо формировать опыт педагогической коммуникации с родителями, развивать коммуникативную компетентность в целом.

Коммуникативная компетентность - знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении; владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнеров; умение устанавливать обратную связь [Панфилова, 2008].

Условия, способствующие целенаправленному формированию коммуникативных умений и навыков будущих учителей, могут быть следующие:

- погружение студентов в специфику профессиональной деятельности педагога;

- организация совместной научно-исследовательской работы преподавателя и студентов по вопросам взаимодействия с родителями, так как ее коммуникативная направленность влияет на уровень сформированное™ исследовательского интереса будущих учителей, самоорганизации их деятельности;

- рациональная организация воспитательной работы (общественно-полезная и волонтерская деятельность, работа в кружках, секциях, в педагогических отрядах и др.) студентов, связанной с просвещением и обучением родителей;

- изучение будущими учителями учебно-методической литературы по теории и практике коммуникации с родителями.

Опираясь на вышеизложенное представление о коммуникативной компетентности, можно отметить, что ее развитие необходимо для организации результативной педагогической коммуникации в целом и, в частности, с родителями. Для этого в процессе профессиональной подготовки будущих учителей необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:

- теоретическое осмысление и практическая реализация целостной системы профессионально-коммуникативной подготовки на основе личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов;

- создание благоприятной коммуникативной среды, характеризующейся доброжелательным психологическим климатом, позитивной атмосферой общения, основанной на диалоге и ориентированной на самоактуализацию и личностное развитие студентов; в условиях коммуникативной среды у них развиваются такие качества, как самостоятельность, активность, творческое отношение к делу и ответственность за его результаты; благодаря активной коммуникативной среде формируется субъектная позиция участников образовательного процесса, проявляющаяся на интеллектуальном, познавательном, поведенческом и социальном уровнях;

- проведение диагностики и анализа результатов коммуникативной подготовки студентов на всех этапах обучения, а также их готовности к практическому применению коммуникативных знаний в работе с родителями;

- использование активных и интерактивных методов обучения (работа в микрогруппах, ролевые и деловые игры, дискуссии, проектный метод и т. д.), обучающих программ, коммуникативных технологий, способствующих конструктивному взаимодействию;

- обеспечение преемственности аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов путем увеличения доли самостоятельности будущих учителей на учебных занятиях, что обеспечивается возможностью выбора творческого задания, формы его выполнения, способа самореализации и т. д.;

- ориентация студентов на активную деятельность и их готовность самостоятельно приобретать знания, работать с информацией (получение, хранение, обработка, передача и т. д.), осваивать дидактический инструментарий как основу самообразования, который необходимо постоянно расширять и совершенствовать, а также овладевать коммуникативным опытом, чтобы достигать наиболее адекватных результатов в педагогической коммуникации;

- введение дисциплин и разработка учебных курсов, способствующих целенаправленной подготовке будущих учителей к работе с родителями [Кочергина, 2013].

Курс по выбору «Современные технологии организации работы педагога с родителями школьников» предполагает рассмотрение различных аспектов организации работы с родителями и изучение следующих тем: «Формы работы школы с родителями: педагогический инструментарий», «Коммуникативный аспект профессиональной деятельности педагога», «Способы общения и методы педагогического взаимодействия педагога с семьей», «Диагностический аспект деятельности школы во взаимодействии с семьей», «Творческий аспект сопровождения процесса педагогического обучения родителей» и др.

Структура и содержание практических занятий определяются интенсивностью и эффективностью способов развития коммуникативной компетентности в процессе обучения, что требует от студентов осмысления теоретических проблем организации коммуникации с родителями и решения конкретно-практических задач. Этапы проведения занятий могут быть представлены следующим образом: обсуждение теоретического материала и ответы на вопросы проблемного характера; выполнение практических заданий, позволяющих сформировать навыки, необходимые для конкретного направления коммуникации с родителями; выполнение творческих заданий, в которых демонстрируется степень усвоения каждым студентом материала, проявляется его инициативность, самостоятельность, креативность, вариативность; проведение диагностики и самодиагностики теоретических и практических знаний, позволяющих определить результат обучения.

В ходе профессиональной подготовки следует учитывать то, что будущим педагогам предстоит осуществлять свою деятельность в условиях ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, либерализации половых отношений, при фактическом отсутствии образовательных программ по вопросам семейного воспитания. Зачастую будущие учителя не имеют собственного опыта семейной жизни и воспитания детей; информацию (не всегда положительную) о роли семьи и брака, отношений между супругами они получают, наблюдая поведение (часто отрицательное) своих родителей и ближайшего окружения, а также с экранов телевизоров, Интернета.

В связи с тем, что профессиональная подготовка будущих учителей к работе с родителями должна быть практически ориентирована, предполагается не только теоретическое изучение различных методов, форм, средств осуществления взаимодействия с семьей, но и непосредственное участие студентов в организации и проведении занятий.

Кроме того, подготовка к работе с родителями должна осуществляться не только в учебных аудиториях, но и в условиях образовательных организаций (участие в родительских собраниях, конференциях, деловых играх, форумах, социальных опросах и др.) с целью приобретения студентами непосредственного первоначального опыта работы с родителями. Такая подготовка может включать несколько этапов:

Диагностический этап способствует установлению контакта с родителями, выявлению их психолого-педагогических потребностей в воспитании и обучении ребенка, определению групп родителей по степени информированности, их готовности к повышению педагогической культуры, освоению методов обучения и воспитания и т. д. Для этого будущие учителя должны сформировать банк анкет и опросников для родителей, которые помогут педагогам выяснить информацию по определенным направлениям, спрогнозировать результаты предстоящей работы.

Поисково-творческий этап направлен на организацию педагогического образования родителей. Студенты должны определить тематику мероприятий,

используя материалы диагностики, составить план совместной деятельности, разработать содержание, подобрать формы и методы проведения (тематический вечер, родительское собрание, семинар, встреча за круглым столом, педагогический практикум и др.) занятия.

Коррекционный этап предполагает обсуждение подготовленных студентами материалов с одногруппниками, преподавателем, а также, по возможности, с практикующими учителями. При необходимости в содержание вносятся изменения и даются рекомендации.

Основной этап предполагает участие (если это возможно) студентов в мероприятиях, которые организуют образовательные учреждения для родителей. Будущие учителя могут выступить на родительском собрании, подготовить раздаточный материал, провести игру и т. д. Они имеют возможность проверить свои способности, раскрыть свой педагогический потенциал, реализовать себя.

Аналитический этап предполагает анализ проведенного мероприятия, результатов взаимодействия с родителями, оценивание собственного участия. На этом этапе можно провести анкетирование родителей, учителей, что будет способствовать пониманию того, удовлетворены ли потребности родителей в полученной информации, осознают ли они значимость своей педагогической деятельности, роли семьи в формировании личности ребенка.

Таким образом, работа с родителями - это важнейшее направление в профессиональной деятельности учителя. Подготовка будущих педагогов - сложный, динамичный процесс, предполагающий организацию результативной педагогической коммуникации, в основе которой лежит диалог как наиболее благоприятная форма взаимодействия субъектов образовательных отношений, основанная на принципах взаимообогащения и взаиморазвития, что в дальнейшем будет способствовать интеграции продуктивной коммуникативной деятельности педагога и родителей.

Библиографический список

1. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. / П. Ф. Капте-рев. М., 1982. 426 с.

2. Кочергина О. А. Коммуникативные педагогические технологии: теория и практика: учеб. пособие / О. А. Кочергина; под ред. Е. А. Михайлычева. Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2013. 224 с.

3. Мейдер В. Личность педагога в образовательном пространстве // Здравый смысл. 2007. № 3 (44). URL: http://www.atheizmru.ru/humanism/journal/44/meider.htm (дата обращения: 10.09.2016).

4. Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. 2-е изд., испр. М., 2008. 336 с.

5. Сергиенко Т. Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Е. Сергиенко. СПб., 2007. 24 с.

6. Сухомлинский В. А. О педагогической культуре родителей / Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т. 3 / Сост. О. С. Богданова, В. 3. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1981. С. 455-467.

References

1. Kapterev P. F. (1982). Didactic essays. The theory of education. Selected works / P. F. Kapterev. Moscow, 1982. 426 p.

2. Kochergina O. A. (2013). Communicative educational technologies: theory and practice: tutorial / O. A. Kochergina; Ed. E. A. Mikhalycheva. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute named after A. P. Chekhov, 2013. 224 p.

3. Meyder V. (2007). A teacher's personality in the educational space // Common sense. 2007. No. 3 (44). URL: http://www.atheizmru.ru/humanism/journal/44/meider.htm.

4. Panfilova A. P. (2008). Training on pedagogical communication: manual for students / A. P. Panfilova. 2nd issuing, rev. Moscow, 2008. 336 p.

5. Sergienko T. E. (2007). Interaction of teachers and parents in creating a healthy lifestyle of preschool children: abstract of the thesis: 13.00.01 / E. T. Sergienko. St-Petersburg, 2007. 24 p

6. Sukhomlinsky, V. A. (1981). On parents' pedagogical culture / Selected pedagogical works: in 3 volumes. Vol. 3 / Comp. O. S. Bogdanov, V. Z. Smal, A. I. Sukhomlinskaya. Moscow: Peda-gogika, 1981. P. 455-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.