Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОПЫТ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Юлия Николаевна, Конькина Евгения Владимировна

Современному обществу, образовательному пространству, рынку труда, а также каждому субъекту в любых видах взаимодействий профессионального, жизненного, личностного характера востребуются умения грамотной работы с информацией, критического мышления и всестороннего анализа, умения гибкого и продуктивного выстраивания стратегии и тактики диалога с представителями различных социальных групп. Современный мир в силу создавшихся обстоятельств пандемии вынужденно перенес большую часть всех взаимодействий в виртуальное пространство, сужая при этом возможности контактной формы, предполагающей весь спектр живого общения и интеракции. Решение проблемы осмысления использования ресурса педагогического потенциала образовательной организации как средства формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста становится предметом анализа и обсуждения всего педагогического коллектива вуза, ответственного за подготовку специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Юлия Николаевна, Конькина Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EXPERIENCE OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF FUTURE SPECIALISTS

Modern society, the educational space, the labor market, as well as each subject in any kind of interactions of a professional, life, personal nature, will require the skills of competent work with information, critical thinking and comprehensive analysis, the skills of flexible and productive building a strategy and tactics of dialogue with representatives of various social groups. The modern world, due to the circumstances of the pandemic, has been forced to transfer most of all interactions to the virtual space, while narrowing the possibilities of the contact form, which involves the entire spectrum of live communication and interaction. Solving the problem of understanding the use of the resource of the pedagogical potential of an educational organization as a means of forming the experience of constructive interaction of a future specialist becomes the subject of analysis and discussion of the entire teaching staff of the university responsible for the training of a specialist.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

имитационное моделирование, тренинги, метод проектов), личностно-деятельностном и субъект-субъектном подходах (превалирование комплекса практических умений над знаниями, большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Сравнивая учебное пособие элективного курса и учебные материалы для обучающихся, можно обобщить, что первый помогает ответить на вопрос «Что искать?» и «Как искать?», а второй - «Где искать?», или, популярным языком, эти структурные элементы курса относятся друг к другу, как карта и ландшафт. Иначе, учебное пособие дает алгоритм определения и решения проблемы по выбранной теме, а среди перечисленной литературы, рамки которой, естественно, определяет педагог, собственно, и происходит поиск.

Одним из ключевых этапов в процессе разработки учебно-методического комплекса элективного курса является выбор целесообразных и оправданных форм и методов контроля и оценки успешности прохождения данного курса обучающимися. В современно педагогической практике, как указывалось выше, в качестве формы оценки устоялась форма тестов.

Выводы. Таким образом, учебно-методический комплекс элективного курса является сложной системой учебно-методических документов, состоящей из относительно самостоятельных компонентов, каждый из которых выполняет определенные функции: «Все части служат целому, но каждая из них служит по-своему, по-особенному, она отвечает преимущественно не за все, а за определенные черты, свойства целого... Отсюда недопустима абсолютизация той или иной части, приписывание ей всех свойств целого» [1, С. 16-17]. При этом основополагающим центром учебно - методического комплекса, является учебник (учебное пособие), а системообразующую роль играет учебная программа, дающая общий проект содержательных и методических компонентов образовательного процесса.

Литература:

1. Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). - М.: Политиздат, 1968. - 384 с.

2. Бекшаев, И.А. Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации при обучении биологии детей с ОВЗ / И.А. Бекшаев, Т.В. Дьячкова // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2017. - № 4. - С. 268-277.

3. Бекшаев, И.А. Обучение биологии детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования (на примере развивающих дидактических игр) / И.А. Бекшаев // Инклюзивное образование: теория и практика: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Орехово-Зуево, 15 июня 2018 года / Отв. ред. О.С. Мишина, О.С. Кузьмина, Т.В. Тимохина, Г.А. Романова. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. - С. 172-177.

4. Бекшаев, И.А. Профессиональное выгорание педагога / И.А. Бекшаев, Т.В. Дьячкова // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2018. - № 4. - С. 36-46.

5. Бекшаев, И.А. Особенности организации дистанционного обучения биологии детей с ОВЗ и инвалидностью / И.А. Бекшаев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. -№ 3. - С. 43.

6. Берсенева, И.А. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании на примере уроков биологии / И.А. Берсенева, Т.В. Дьячкова, И.А. Бекшаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. -С. 28-33.

7. Воровщиков, С.Г. Учебно-методический комплекс компетентностно ориентированного элективного курса: общее и особенное / С.Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 2. - С. 3-8.

8. Подходова, Н.С. Проблемы реализации профильного обучения и особенности отбора элективных курсов / Н.С. Подходова // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 3(41). - С. 45-48.

9. Суровцева, Н.А. Роль и место диагностики ключевых компетенций старшеклассников в процессе проектирования элективных курсов / Н.А. Суровцева, Э.К. Никитина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 100.

Педагогика

УДК 378.145

доктор педагогических наук, профессор Егорова Юлия Николаевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург) кандидат педагогических наук, доцент Конькина Евгения Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Современному обществу, образовательному пространству, рынку труда, а также каждому субъекту в любых видах взаимодействий профессионального, жизненного, личностного характера востребуются умения грамотной работы с информацией, критического мышления и всестороннего анализа, умения гибкого и продуктивного выстраивания стратегии и тактики диалога с представителями различных социальных групп. Современный мир в силу создавшихся обстоятельств пандемии вынужденно перенес большую часть всех взаимодействий в виртуальное пространство, сужая при этом возможности контактной формы, предполагающей весь спектр живого общения и интеракции. Решение проблемы осмысления использования ресурса педагогического потенциала образовательной организации как средства формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста становится предметом анализа и обсуждения всего педагогического коллектива вуза, ответственного за подготовку специалиста.

Ключевые слова: конструктивное взаимодействие, опыт конструктивного взаимодействия, будущие специалисты, потенциал образовательной организации.

Annotation. Modern society, the educational space, the labor market, as well as each subject in any kind of interactions of a professional, life, personal nature, will require the skills of competent work with information, critical thinking and comprehensive analysis, the skills of flexible and productive building a strategy and tactics of dialogue with representatives of various social groups. The modern world, due to the circumstances of the pandemic, has been forced to transfer most of all interactions to the virtual space, while narrowing the possibilities of the contact form, which involves the entire spectrum of live communication and interaction. Solving the problem of understanding the use of the resource of the pedagogical potential of an educational organization as a means of forming the experience of constructive interaction of a future specialist becomes the subject of analysis and discussion of the entire teaching staff of the university responsible for the training of a specialist.

Key words: constructive interaction, experience of constructive interaction, future specialists, potential of the educational organization.

Введение. В ряде документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [7], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [8], Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. актуализируется процесс формирования опыта конструктивного взаимодействия взрослеющих субъектов, умеющих вести диалог, достигать взаимопонимание, сотрудничать для достижения общих результатов, как значимого результата образовательной политики и государства. Востребованность современной практикой деятельности в железнодорожной отрасли специалистов, способных к конструктивному диалогу, созидательному сотрудничеству, создающих позитивные отношения взаимопонимания и новое продуктивное знание, обуславливает значимость проблематики вопросов формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения, и определяет направления совершенствования в русле социально-бесконфликтного преодоления рисков личностно-средового взаимодействия и коммуникаций в нестандартных экстремальных ситуациях жизнедеятельности и профессиональной практики.

Следует отметить, что реальная практика образования и условия пандемии, выявляет отсутствие внимания к позиции формирования опыта конструктивного взаимодействия подрастающего поколения. Недостаточно используются и актуализируются ресурсы образовательной организации в формировании опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста, наличествуют противоречия между объективной потребностью современного общества в молодых специалистах, готовых к установлению конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми для успешной профессиональной адаптации и недостаточной теоретической разработанностью формирования опыта конструктивного взаимодействия студентов.

В связи с чем, актуализируется изучение возможностей образовательной среды вуза для формирования опыта конструктивного взаимодействия будущих инженеров путей сообщения. Для технических вузов, имеющих исторически тесные связи с отраслевыми производствами, возрастает значимость и весомость поиска новых механизмов взаимодействия с производством, в том числе, в русле формирования опыта конструктивного взаимодействия студентов как будущих специалистов, способных продуктивно осуществлять совместную профессиональную деятельность и достигать социально значимого результата в согласованности и координации позиций, рационализации поведения и обмена смыслами, идеями, ценностями, информацией.

Осмысление потенциала образовательной организации в поиске педагогических условий формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения выступило целью нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Проведенный контент-анализ дефиниции «опыт конструктивного взаимодействия» в работах исследователей определяется как: составную часть опыта социального взаимодействия, позволяющую субъекту продуктивно реализовывать совместную деятельность в рискогенных ситуациях жизнебытия на основе созидательного партнерства; интегральное личностное образование, отражающее личностно-смысловые и эмоциональные отношения, единство социальных знаний, умений и навыков; важную часть педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивающего продуктивность и результативность сов местной деятельности [1, 5].

Опыт конструктивного взаимодействия формируется у человека на всех возрастных этапах, однако наиболее актуальным данный процесс является для подросткового возраста и юношества.

Следует отметить, что проблематика изучения опыта конструктивного взаимодействия позволяет отметить значимые, актуальные для нашего исследования, характеристики феномена, рассматриваемого нами как: педагогический феномен, имеющий социально-личностный характер (взаимосвязь социального жизнебытия, преломляющегося в индивидуальном сознании субъектов), формирующийся в ходе ценностно пережитого (индивидуального и коллективного); личностная характеристика, сформированная в ходе осмысления собственного существования в мире других; кумулятивный результат активного действования подростков с окружающим миром и людьми [2].

Опираясь на исследование Кулуевой Т.В., «опыт конструктивного взаимодействия» рассматривается нами как личностная характеристика, проявляющаяся в совокупности практически усвоенных знаний, социальных ценностей и установок, умений выстраивания целесообразных коммуникативных действий, позволяющая продуктивно осуществлять совместную деятельность субъектов взаимодействия и достигать социально значимого результата в согласованности и координации позиций, рационализации поведения и обмена смыслами, идеями, ценностями, информацией [3].

Обострение интереса к феномену конструктивного взаимодействия в условиях пандемии, когда все виды взаимодействий перенеслись в виртуальное пространство, обостряя риск безопасности, теряя при этом эмоциональную, аксеологическую составляющие; обусловил необходимость актуализации накопленного знания и опыта в направлении поиска новых механизмов сохранения и обогащения различных форм взаимодействий на основе ценностно-смыслового равенства, выстраивания продуктивно направленного общения, коллективного дискурса в гармонизации взаимодействия субъектов, свободной адаптации личности при контактах с представителями реальной и виртуальной действительности, различных социумов.

В контексте рассматриваемого вопроса важным моментом выступает резерв студенчества как возрастной группы для формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста профессиональной деятельности. Сензитивность студенчества для формирования опыта конструктивного взаимодействия определяется благоприятностью периода в формировании личностных черт, совершенствования жизненных планов и смысложизненных ориентаций; развитии стремления к саморазвитию, самопознанию, осмыслению и оценке собственных действий по отношению к действиям других, представлениям о цели и причинах своего участия во взаимодействии; осознании ценности коллективного разума, ценности сохранения и поддержания позитивных отношений с другими людьми как фактора результативной самореализации в социуме; а также, наличием внутренних противоречий - приобретение статуса взрослого человека при отсутствии опыта выполнения различных социальных ролей, недостаточной самостоятельности, но активной готовности к самоотдаче ради реализации жизненных целей [4].

В связи с этим, выступает актуальным поиск оптимальных педагогических условий формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения. Исследование проходило на базе Оренбургского института путей сообщения, в котором были задействованы обучающиеся специальностей: Эксплуатация железных дорог, Система обеспечения движения поездов, Подвижной состав железных дорог, Строительство железных дорог.

Основными задачами исследования в контексте рассматриваемой проблемы выступили:

- разработка и эмпирическая проверка процессной модели формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения;

- экспериментальная апробация педагогических условий, обусловливающих оптимальность осуществления авторской модели изучаемого процесса;

- выявление рисков, затрудняющих протекание изучаемого процесса с точки зрения своевременной редукции возникновения проблемных областей.

Для решения поставленных задач важным этапом выступило осмысление потенциала образовательной организации для формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера.

Смысловой ресурс потенциала образовательной организации охватывает духовно-нравственную атмосферу образовательной организации, традиции, обычаи студенческой жизни и этикета, знаково-символические атрибуты организации, образцы конструктивного взаимодействия, многоуровневость продуктивных формальных и неформальных партнерских взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; корпоративные элементы культуры инженеров путей сообщения.

Данный ресурс актуализирует направленность образовательного процесса к социальному нормированию осуществления конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений посредством регулирования их коммуникативных действий (целеполагания, планирования, инициативного содействия и сотрудничества, коммуникативной рефлексии); реализацию социальных норм и ценностей продуктивной коммуникации, позитивного стимулирования и разумного ограничения поведенческих моделей с использованием ресурсов социокультурного окружения. Использование данного ресурса при формировании опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера обнаруживает инженерную специфику образовательной организации, характер и содержание будущей профессиональной деятельности; отражает ценностный аспект восприятия профессиональных, коллективных смыслов в процессе профессиональной деятельности в атмосфере эмоциональной комфортности и безопасности.

Общекультурная подготовка будущего инженера путей сообщения включает ряд дисциплин (Речевой имидж делового человека, Деловые коммуникации, Психология профессионально личностного развития, Психологические основы интеллектуально-личностного развития, Управление персоналом, Управление персоналом организации), в рамках которых возможно актуализировать тематику, обогатив знаниями о вербальных смыслах поведенческих моделей окружающих людей в зависимости от конкретных ситуаций; о конструировании логики осмысления себя и окружающих субъектов с учетом осуществления нестандартных ситуаций межличностного взаимодействия, совместной деятельности; о статусно-ролевом функционале субъектов общественных отношений, нормативах, регулирующих поведение людей.

Коммуникативно-интерактивный ресурс потенциала образовательной организации обуславливает свободную ориентацию обучающегося в информационном пространстве социума, своевременный учет позитивных и редукцию негативных стилей взаимодействия; успешное выстраивание субъект-субъектного взаимодействия; активное апробирование социальных ролей, созидательных поведенческих способов в различных видах деятельности в соответствии с индивидуальными способностями, устремлениями и интересами; трансляцию образцов накопленного опыта конструктивного взаимодействия в разнообразные сферы социума.

Вынужденные условия пандемии перенесли большую часть взаимодействий в виртуальное пространство, актуализируя необходимость для каждого субъекта образовательных отношений приобретения навыков дистанционного взаимодействия, нивелирования затруднительных ситуаций в организации и самом процессе общения с помощью новых, ранее, редко используемых дистанционных технологий и ресурсов электронной образовательной среды вуза.

Педагогическими условиями, определяющими результативность формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения выступили:

- обогащение подготовки будущего инженера путей сообщения идеями конвергенции знаний, гармонизации индивидуальной и коллективной ответственности, позитивной коммуникации;

- включение будущих инженеров путей сообщения в реально-виртуальную деятельность с использованием цифровых платформ в онлайн и офлайн режимах;

- реализация педагогической поддержки формирования опыта конструктивного взаимодействия субъектов образовательных отношений.

Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, позволили выявить ряд рискогенных факторов и затруднений: недостаточное использование педагогами возможностей потенциала образовательной организации в целях формирования опыта конструктивного взаимодействия будущих инженеров, реализация непродуктивных форм самовыражения, препятствующих утверждению в разновозрастном коллективе, приоритет индивидуального над общественным в принятии решений.

По результатам выявленных позиций были разработаны индивидуальные программы социально-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса.

Выводы. Эффективность реализации выбранных педагогических условий формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения подтвердилось положительной динамикой по когнитивному, мотивационному, деятельностному критериям.

Полученные результаты позволили констатировать эффективность обоснования педагогического потенциала образовательной организации как средства формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего инженера путей сообщения. Экспериментально подтверждено, что выявленные педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия будущих инженеров, определяют динамику и качество достижения конечного результата и обеспечивают выявление причинно-следственных связей педагогического влияния на решение поставленных задач исследования.

Литература:

1. Игнатова, Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение преподавателей и студентов в конфликте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.С. Игнатова. - Самара, 2015. - 22 с.

2. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика: монография / Е.В. Коротаева. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 164 с.

3. Кулуева Т.В. Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристко-краеведческой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч.4. - С.109-111.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2018. - 714 с.

5. Смирнов, В.С. Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.С. Смирнов. - Кострома, 2006. - 25 с.

6. Сысоев, П.А. Теория и методика использования информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку: учеб.метод. пособие / П.В. Сысоев. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. - 254 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2019 г.) [Электронный ресурс]. -URL: http://www. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.

8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитанияобучающихся»[Электронный ресурс] .URL:http : //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_3 5 8792/3d0cac60971a5112 80cbba229d9b6329c07731f7/

Педагогика

УДК 372.881.111.1

доктор педагогических наук, декан факультета иностранных языков Ежова Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и МПАЯ Стуколова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ В

УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации, что является особенно актуальным в свете современных требований федеральных государственных образовательных стандартов, подразумевающих развитие (иноязычной) коммуникативной компетенции на высоком уровне со способностью к общению на различные темы, в варьирующихся ситуациях коммуникации, а также формирование компетенции в сфере пользования средствами и ресурсами сети Интернет, информационными технологиями. В ходе решения задач исследования авторами проведён теоретический анализ научно-практической литературы с установкой на выявление и сравнение наиболее популярных Интернет-ресурсов, применяющихся в процессе обучения английскому языку учителями-практиками. Разработан алгоритм обучения грамматике иностранного языка в школе на основе коммуникативного подхода через применение популярных Интернет-ресурсов, апробированы алгоритм для формирования и совершенствования грамматических навыков и речевых умений обучающихся уровня общего образования в границах выбранной темы. Результаты исследования подтверждают предположение о том, что процессе развития аспектных грамматических навыков и включения их в речевые умения будет проходить эффективно при применении предложенного авторами алгоритма, проанализированных Интернет-ресурсов, сайтов, платформ, которые представлены в данной работе. Как теоретические, так и практические результаты исследования могут быть полезны в процессе профессиональной деятельности специалистов сферы общего и высшего образования при обучении иностранному языку. Перспективными видятся исследования в сфере применения Интернет-технологий, ресурсов, которые позволяют реализовывать интерактивные методы в обучении аспектам иностранного языка.

Ключевые слова: грамматические навыки, грамматическая структура, Интернет-ресурсы, информационные технологии, интерактивное обучение, алгоритм.

Annotation. The paper discusses the possibilities of using Internet technologies in the process of the foreign language grammar acquisition at secondary schools, which is especially relevant taking into account modern requirements presented in the federal state educational standards, implying the development of a (foreign language) communicative competence at a high level with the ability to communicate with native speakers on various topics, in varying communicative situations, as well as competence in the field of the means and the implementation of the Internet resources and information technologies. In accordance with the set goal and objectives, the authors carried out a theoretical analysis of scientific and practical literature with the aim of identifying and comparing the most popular Internet resources used by specialists in the process of a foreign language. An algorithm has been developed for teaching grammar at school on the basis of a communicative approach through the use of popular Internet resources. The algorithm presented by the authors and exercises based on a certain topic have been tested for the formation and improvement of students's grammatical skills and speaking skills. The results of the study confirm the assumption that the process of development of students' grammar skills will be effective through the implementation of the authors' algorithm and the Internet resources, sites, platforms that are analyzed and presented in the paper. Both theoretical and practical results of the research presented can be useful in the process of specialists' work in the field of general and higher education in the process of a foreign language acquisition. Study in the field of application of Internet technologies, resources that make it possible to implement interactive methods in teaching aspects of the language shows prospects for further research.

Key words: grammar skills, grammar structure, Internet resources, information technology, interactive teaching, algorithm.

Введение. Современное образовательное пространство претерпевает определенные изменения, которые, в первую очередь, ориентированы на развитие всех сфер жизни общества. Не является исключением и сфера образования. Выпускник школы 21 века должен владеть не только знаниями, умениями и определенным опытом деятельности, но и быть успешной личностью, с качествами, которые позволяют быть гибким и быстро адаптироваться к смене условий развития и существования. Данные положения отражены, в том числе в требованиях актуальных федеральных образовательных стандартов общего образования к результатам освоения содержания обучения [9; 10; 13].

Одним из важнейших планируемых результатов обучения является сформированная на определённом уровне касаемо каждой ступени обучения (иноязычная) коммуникативная компетенция, т.е. способность общаться на иностранном языке с носителями языка в разнообразных коммуникативных ситуациях. Формирование последней не представляется возможным без обучения грамматической стороне речи как основе формулирования высказываний, инструменту структурирования речи.

Решением задачи повышения интереса обучающихся, их мотивации к изучению грамматики как функциональной и неотъемлемой составляющей освоения иноязычной речи, реализации принципа интерактивности и речевой направленности в процессе овладения грамматическим материалом может, несомненно, стать использование современных информационно-коммуникационных (ИК) средств, включая Интернет-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.