ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
УДК 378
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье представлен опыт проектирования содержания учебной дисциплины, позволяющего целенаправленно формировать способности будущих педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях поликультурного образовательного пространства. Раскрыты особенности использования образовательного проекта как технологии освоения знания и его трансформации в профессионально значимые умения, построенной с учетом функций педагогического менеджмента.
Ключевые слова: поликультурность, содержание образования, взаимодействие, педагогическая деятельность, образовательный проект.
Модернизационные преобразовательные процессы в обществе повлекли за собой становление поликультурности в качестве характерной черты его изменяющейся инфраструктуры. Новые социокультурные обстоятельства диктуют необходимость разработки системы ценностей, смыслов, содержания образования и форм его реализации, отражающих происходящие изменения и соответствующих формирующимся потребностям. Ученые (Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк и др.) справедли-
Как цитировать статью: Гукаленко О. В., Ткач Л. Т., Панова Л. Д. Подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, № 3(50). С.153-163.
О.В.Гукаленко
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания E-mail: [email protected] Olga V. Gukalenko Dr.Sc. (Education), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher, Institute for Childhood, Family and Upbringing
Л. Т. Ткач
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольной педагогики и специальных методик Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко E-mail: [email protected] Lyubov T. Tkach PhD (Education), Associate Professor, Professor of the Chair of Preschool Pedagogy and Special Techniques of the Pridnestrovian State University named after Taras G. Shevchenko
Л. Д. Панова
Кандидат педагогических наук, факуль тет педагогического образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова E-mail: ldpanova@yandex. ru Lybov D. Panova PhD (Education), Faculty of Pedagogical Education, Moscow State University named after Mikhail V. Lomonosov
во отмечают, что «многомерность и сложноорганизованность современного мира, имманентная диалогичность культуры обусловливают построение образовательного пространства как поликультурного» [2, с. 464].
Системы образования Приднестровья, России, Беларуси и других государств, сближаясь в ходе интеграции в европейское образовательное пространство, взаимодействуют со сложным, этнически и культурно разнородным контингентом обучающихся. Данный факт актуализирует проблему проектирования поликультурного содержания образования и разработки форм организации учебно-воспитательной работы, позволяющих его осваивать в процессе межкультурного диалогичного процесса, интегрирующего педагогов и обучающихся в современную культуру.
Приднестровье как поликультурный регион имеет свою особенную общественно-культурную характеристику, основанную на принципе разнообразия, диалога и взаимодействия культур, реализуемом во всех сферах жизнедеятельности. В условиях полиэтничности в Приднестровье веками создавалась уникальная общность — приднестровский народ — и своеобразная поликультурная среда, где ассимилировались разные культуры. В регионе отсутствует титульный этнос. Приднестровский регион представляет собой конгломерат культур и этносов, различающихся уровнем и интенсивностью внутренних связей, спецификой политической организации, экономическими и социальными характеристиками, языком, культурой, национальным характером и менталитетом. Национальные культуры представлены примерно в одинаковом соотношении: молдаване, украинцы, русские. Четвертую группу представляют люди разных национальностей: болгары, немцы, гагаузы, евреи, армяне, азербайджанцы, цыгане и др. О развитии национальных культур народов региона свидетельствуют действующие центры национального этногенеза: общества русской, еврейской, украинской, болгарской и белорусской культуры; Союз молдаван Приднестровья, Молодежная ассоциация славян и др. Полиэтничность региона усиливается существованием различных конфессий. В настоящее время, наряду с христианскими верованиями, характерными для Европы,— православием и католицизмом,— развиваются мусульманская, иудейская, различные восточные направления веры, существует множество эзотерических обществ и сект. В регионе
успешно действуют различные политические партии и молодежные движения.
Представленные характеристики обусловливают социокультурные тенденции развития образования в регионе: не только знакомство с разными культурами и их принятие, но и умение жить в общностях, где влияния культур накладываются друг на друга и определяют ряд требований к разработке содержания и технологий общего и педагогического образования.
В проведенном нами исследовании было установлено, что поликультурный аспект содержания педагогического образования определяется соответствующими содержанием и характером профессионально-предметной, социально-коммуникативной и личност-но-смысловой деятельности будущего педагога и выражается в отражении в нем полноценного значения ориентации образования на личностно-значимые, ценностно-смысловые и осознанно воспринимаемые субъектами образовательного процесса элементы. При этом необходимо, чтобы обеспечение их усвоения осуществлялось путем интеграции духовных, социальных и технологических компонентов культуры. Педагогическое проектирование поликультурного содержания может быть реализовано на базе существующего предметного содержания, определяемого государственными стандартами.
При этом следует учитывать, что социокультурные условия поликультурного региона требуют от педагогов наличия готовности к толерантному восприятию различий: социальных, культурных, этнических. Они должны знать историческое наследие и культурные традиции, уважительно и бережно к ним относиться, содействовать их обогащению и распространению. Современный педагог должен быть готов к эффективной деятельности в поликультурном регионе, обладать социальным опытом и способностями к его передаче, «проявлять свои позитивные ценности и качества в созидательной среде поликультурного социума» [3: 70], а значит, целевым ориентиром должны стать обучаемость студента, его поликультурная социализация, идентификация с педагогической субкультурой и развитие индивидуальности.
Наша позиция созвучна с целевыми образовательными ориентирами, определенными В. В. Краевским и А. В. Хуторским. Ученые считают, что целью образования является «становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивиду-
альному интеллектуальному усилию, обладающему многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Он уважает себя и других, терпим к представителям других культур и национальностей, независим в суждениях, открыт для дискуссии. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, сопровождающееся индивидуальной самореализацией обучающегося» [4].
В связи с этим в основную образовательную программу подготовки бакалавров по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям была включена дисциплина «Поликультурное образование». Обоснование необходимости введения данного курса мотивировано общим определением образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, которое представлено в Законе «Об образовании». Его изучение направлено на подготовку студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях поликультурного региона.
Программа курса определяет следующие учебно-воспитательные задачи:
- изучение образовательного потенциала национально-культурных традиций, принятых в регионе;
- формирование поликультурной грамотности будущих педагогов.
- При этом сформированность поликультурной грамотности будущих педагогов включает:
- знание закономерностей, целей, задач функционирования поликультурного образования;
- осознание и принятие поликультурных ценностей, способствующих успешности педагогической деятельности в условиях организаций образования поликультурного региона;
- изучение культурных региональных особенностей и народных традиций, их использование при моделировании содержания педагогического процесса;
- владение современными образовательными технологиями, обеспечивающими общение педагога и детей на принципах поликультурности и диалога культур.
Отбор содержания дисциплины «Поликультурное образование» и проектирование процесса организации ее освоения мы осуществля-
ли на основе следующих положений:
- принятие системы общечеловеческих ценностей, присущих различным культурным группам на основе понимания диалектической связи национальной, общегосударственной и мировой культуры;
- обеспечение историко-культурной направленности содержания образования, что обусловливает необходимость сравнительного анализа типичных явлений в различных культурах, особенностей их развития во времени, выявление общности и различий, изучения народного фольклора, образцов искусства, традиций и обычаев. При этом понятие «культура» следует рассматривать как интегративную категорию, которая обладает всеобъемлющим и многоаспектным смыслом. В качестве ментальнообра-зующих элементов поликультурное содержание образования логически должно включать сведения из народной философии, фольклора и религии;
- осуществление поликультурной гражданской идентификации и самоактуализации личности наиболее успешно происходит в процессе освоения знаний о человеке и обществе;
- учет глобализации культурно-образовательного процесса, определяющей становление целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных качеств личности в современном многополярном и взаимозависимом мире;
- поликультурная толерантность и эмпатия, обусловливающие этнокультурную идентификацию студентов в контексте урегулирования межэтнических отношений в поликультурном региональном социуме.
Методологическую основу проектирования содержания дисциплины составили основные положения фундаментальных исследований, осуществленных учеными (В. С. Ильин, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, Н. Х. Розов, М. Н. Скаткин и др.) по проблемам отбора и конструирования содержания общего образования. Мы убеждены, что они могут быть применены и к профессиональному образованию относительно структурирования специальных дисциплин.
В результате анализа социального опыта учеными в содержании образования выделены четыре основных структурных компонента:
- опыт познавательной деятельности, результатом которой стано-
вится система научных знаний;
- опыт осуществления известных способов деятельности, т.е. система интеллектуальных и практических умений и навыков, сформированных на основе полученных знаний и позволяющих действовать по образцу;
- опыт творческой деятельности, проявляющийся в умении самостоятельно комбинировать известные способы деятельности с целью получения нового результата, способности к решению возникающих проблем на основе нестандартных решений;
- опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений к себе, другим людям, миру в целом, который становится основой становления системы личностных ценностей и убеждений [6].
Основная цель освоения дисциплины состоит в формировании поликультурного сознания, позволяющего ориентироваться в современных подходах к межкультурному взаимодействию, грамотно выстраивать отношения с представителями различных субкультур: детской, педагогической, родительской.
При выборе технологии преподавания дисциплины мы опирались на позицию В. Оконя, сформулированную им в теории функционального материализма [5]. Согласно ей процесс обучения должен быть направлен на приобретение знаний, обеспечение их функционирования в мышлении обучающихся и создание условий для их использования в практической деятельности с возможностью преобразования действительности. Также нами были учтены основные положения ситуационно-контекстного подхода к формированию инвариантов профессионализма будущего специалиста системы дошкольного образования [1].
Реализация программы курса осуществляется на основе авторской технологии «Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя» [7], которая предполагает, наряду с лекционно-семинарской системой обучения, использование образовательного проекта «Народоведение Приднестровья», включающего ряд дидактических проектов, раскрывающих конкретную тему, например: «Игры народов Приднестровья», «Быт народов Приднестровья» и др. Такой подход позволяет оптимизировать процесс взаимодействия преподавателя и студентов в ходе изучения дисциплины как представителей педагогической субкульту-
ры и готовить студентов к взаимодействию с детской и родительской субкультурами.
Цель образовательного проекта: освоение, сохранение и распространение студентами культуры народов Приднестровья; самостоятельная конверсия (переработка, обогащение) ими теоретического знания учебной дисциплины в профессионально-значимые умения и навыки [8].
С учетом функций педагогического менеджмента реализация проекта включает ряд этапов: ознакомительно-подготовительный, планирование, организация, мотивация и контроль. Проектирование, создание и воплощение содержания учебного проекта основано на самостоятельной деятельности студентов. Деятельность студентов носит исследовательский, познавательный, конструктивный и продуктивно-творческий характер, а деятельность преподавателя — консультативный, корректирующий и направлена на оказание помощи и поддержки. В ходе проектной деятельности студентам предоставляется возможность аккумулировать ранее полученные знания, моделировать предметное и социальное содержание усваиваемой ими профессиональной деятельности. Участие студентов в проекте обязательное. Руководителем является преподаватель, читающий дисциплину «Поликультурное образование».
Ознакомительно-подготовительный этап включает профориента-ционную лекцию, раскрывающую особенности освоения курса, проблемное поле образовательного проекта. Студенты знакомятся с содержанием ранее реализованных учебных проектов, самостоятельно выбирают тему предстоящей деятельности. Так, в 2014-15 учебном году были реализованы дидактические проекты «Хлеб всему голова», «Подвижные игры народов Приднестровья», в 2015-16 году— «Моя малая Родина». В 2016-17 учебном году студенты работали в дидактических проектах «Традиции народов Приднестровья» и «Приднестровская экологическая тропа». В 2017-18 учебном году совместно со студентами реализуется проект «Путешествие в мир народного творчества». Наряду с выбором темы определяется соруково-дитель проекта из числа студентов, который на этапе контроля выступает в роли ведущего заключительной части.
На этапе планирования преподаватель совместно с членами проектных групп определяют форму представления результатов проектной
деятельности. Она должна быть адекватной тем, которые используются в организациях дошкольного образования, например развлечение, путешествие, беседа и т.д. Определяют содержание исследовательской деятельности студентов в соответствии с выбранной темой: на основе изучения первоисточников раскрыть основные понятия выбранной темы учебного проекта и подготовить краткое сообщение; разработать содержание интеллектуальной разминки, кроссворда, раскрывающих тему дидактического проекта; осуществить подбор дидактического материала (потешек, поговорок, пословиц, загадок, игр, стихотворений и т.п.), овладеть технологиями его использования в педагогическом процессе организации образования. По результатам этой работы студенты формируют портфолио, включают материалы в сценарий заключительной части.
Организационный этап сопряжен с выполнением исследовательских заданий по выбранному аспекту проекта. Например, в проекте «Хлеб всему голова» надо было изучить особенности использования каравая при встрече гостей и продемонстрировать эту сцену; составить кроссворд из названий хлебобулочных изделий русского, молдавского, украинского народов; организовать проведение подвижных дидактических игр, содержание которых имеет прямое или косвенное отношение к хлебу; провести конкурсы по отгадыванию загадок, чтению стихотворений о хлебе, «провести фрагмент занятия с детьми по выпечке печенья» и т.д. Полученные результаты студенты представляют на семинарских и практических занятиях, в условиях активного полилога определяют качество выполненных работ, возможность их использования в работе с детьми дошкольного возраста. По результатам теоретического исследования в проекте «Традиции народов Приднестровья» Трач Е. (102 группа, профиль Дошкольное образование) выступила с докладом на студенческой конференции; результатом выполнения исследовательского задания студенткой Стретий К. (102 группа, профиль Дошкольное образование) стала презентация на тему «Посиделки в произведениях живописи».
Во всех проектах предусматривается изучение возможных вариантов работы с родителями по разрабатываемой теме. Например, в проекте «Моя малая Родина» студенты создавали для них памятку по ознакомлению детей с памятниками родного города/села и представляли ее в деловой игре «Родительское собрание». В проекте «Хлеб всему голо-
ва» подготовили папку-передвижку «Как изготовить детское печенье», предварительно обсудив на лабораторном занятии рецепты, взятые из русской, молдавской и украинской кухни. Проект «Подвижные игры народов Приднестровья» предусматривал подготовку консультации «Как играть с детьми». Содержание и правила игр обсуждались на практическом занятии, и студенты упражнялись в проведении игр в соответствии с ними. Из наиболее удачных фрагментов был составлен окончательный вариант содержания консультации в соответствии с требованиями.
Следует отметить, что для оперативного обмена информацией создается единый почтовый ящик группы. Индивидуальные замечания, уточнения становятся предметом обсуждения всех участников проекта. Его использование позволяет также быстро вносить коррективы в материалы, подготовленные студентами.
Постепенно студенты становятся субъектами педагогического процесса. Приобретаемый ими опыт служит источником познавательного взаимодействия и дальнейшего изучения выявленных проблемных точек. Мотивирующим фактором также выступает постепенная и последовательная подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине, которая включает: ответы на вопросы экзаменационного билета, участие в различных формах профессионально-ориентированной деятельности по реализации поликультурного содержания образования.
Контроль носит систематический характер. Наряду с формами текущего контроля — кроссворд, защита реферата, выступление с презентацией, студенты регулярно представляют результаты проектной деятельности. По результатам выполнения учебных и исследовательских заданий студенты получают определенное количество баллов, которое влияет на итоговую оценку по дисциплине.
Наряду с этим для оценки эффективности проводимой работы нами используются материалы, полученные психологической службой университета в ходе регулярно проводимого исследования психологического климата коллектива, отношения студентов к своей группе, их конфликтоустойчивости, личностно-профессиональной направленности. В 2017-18 учебном году при обследовании студентов 102 группы профиля «Дошкольное образование» были зафиксированы следующие результаты. В группе сформирован неустойчиво благоприятный психологический климат — 57,5%, 30% респондентов отме-
тили благоприятный психологический климат в коллективе, а 12,5% сочли его неблагоприятным. Преобладающим был отмечен средний уровень конфликтоустойчивости (85%). Все студенты группы (100%) удовлетворены взаимоотношениями с преподавателями и сокурсниками. Большинство студентов обладает высоким уровнем профессиональной направленности (87,5%). Они отмечали, что будут стремиться к овладению профессией, она эмоционально привлекательна, они считают выбранную профессию делом своей жизни и в дальнейшем хотят совершенствоваться в данной области. 12,5% респондентов были отнесены к среднему уровню профессиональной направленности: осваиваемый ими профиль не в полной мере соответствует интересам и склонностям, освоение содержания образовательной программы вызывает некоторые трудности, дальнейшее трудоустройство по избранному профилю неопределенно. Наряду с этим студенты отмечали положительное влияние образовательного проекта на развитие совместной деятельности членов группы, формирование коллективной ответственности и бесконфликтного поведения. Эти показатели включены нами в раскрытие понятия способности к межкультурному взаимодействию.
В заключение следует отметить, что сочетание лекционно-семи-нарской системы обучения и самообучения в ходе проектной деятельности способствует оптимизации освоения содержания учебных дисциплин, развитию личностно-смысловой деятельности студентов, способности к бесконфликтному взаимодействию в ходе решения учебных и профессиональных задач. Проектирование поликультурного содержания педагогического образования и использование профессионально-ориентированных форм обучения позволяют формировать его восприятие как профессиональную ценность, готовность будущего педагога к диалогу с поликультурным окружением, основанному на общечеловеческих и педагогических ценностях.
Литература
1. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с.
2. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография. М.: Ростов н/Д: Изд-во РГПУ 2004. 576 с.
3. Гукаленко О. В. Формирование патриотизма и гражданственности в условиях поликультурной среды современного университета // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы / науч.
ред. В. И. Казаренков. М.: РУДН, 2017. С. 65-74.
4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Интернет-журнал «Эйдос». 04.02.2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2003/0402.htm (дата обращения: 24.11.2017).
5. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. М., 1990. 378 с.
6. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
7. Ткач Л. Т. Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя // Образовательные технологии: журнал для организаторов и специалистов обучения в системе высш. и сред. проф. образования. М.: Народное образование. 2011. № 1. C. 117-121.
8. Ткач Л. Т., Марачковская О. Л. Развитие личностно-смысловой деятельности студентов средствами поликультурного содержания педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 5. С. 101-108.
PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The authors of the article represent the experience of designing the content of the academic discipline, which allows to purposefully shape the abilities of future teachers for intercultural interaction in the conditions of a multicultural educational environment. The peculiarities of the use of the educational project as the technology of mastering knowledge and its transformation into professionally significant skills are revealed, which is constructed taking into account the functions of pedagogical management.
Keywords: multiculturalism, content of education, interaction, pedagogical activity, educational project.
References
• Borisenkov V. P., Gukalenko O. V., Danilyuk A. Ya. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya: monografiya. M.: Rostov n/D: Izd-vo RGPU, 2004. 576 s. [In Rus].
• Gukalenko O. V. Formirovanie patriotizma i grazhdanstvennosti v usloviyah polikul'turnoj sredy sovre-mennogo universiteta // Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy / nauch. red. V. I. Kazarenkov. M.: RUDN, 2017. S. 65-74. [In Rus].
• Kraevskij V. V., Hutorskoj A. V. Predmetnoe i obshchepredmetnoe v obrazovatel'nyh standartah // Internet-zhurnal «Ejdos». 04.02.2003. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.eidos.ru/ journal/2003/0402.htm (data obrashcheniya: 24.11.2017). [In Rus].
• Okon' V. Vvedenie v obshchuyu didaktiku: per. s pol'sk. M., 1990. 378 s. [In Rus].
• Teoreticheskie osnovy soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya / pod red. V. V. Kraevskogo, I. Ya. Lernera. M.: Pedagogika, 1983. 352 s. [In Rus].
• Tkach L. T. Pogruzhenie v professional'no-pedagogicheskuyu deyatel'nost' cherez kul'turu pri podder-zhke prepodavatelya // Obrazovatel'nye tekhnologii: zhurnal dlya organizatorov i specialistov obu-cheniya v sisteme vyssh. i sred. prof. obrazovaniya. M.: Narodnoe obrazovanie. 2011. № 1. C. 117-121. [In Rus].
• Tkach L. T., Marachkovskaya O. L. Razvitie lichnostno-smyslovoj deyatel'nosti studentov sredstvami polikul'turnogo soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2016. № 5. S. 101-108. [In Rus].
• Verbickij A. A., Il'yazova M. D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya: monografiya. M.: Logos, 2011. 288 s. [In Rus].