Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК) В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ'

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК) В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячкова Татьяна Валерьяновна

В статье рассмотрены значение и особенности учебно-методического комплекса элективного курса. Отмечается актуальность введения в практику образовательного процесса профильной школы элективных курсов, которые предполагают длительную работу по формированию и легитимному утверждению целостного учебно-методического комплекса. Проведен анализ структуры учебно-методических комплексов элективных курсов, который рассматривает полноту состава их компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX (EMC) IN THE STRUCTURE OF ELECTIVE COURSES

The article considers the significance and features of the educational and methodological complex of the elective course. The relevance of introducing elective courses into the practice of the educational process of a specialized school, which involves long-term work on the formation and legitimate approval of an integral educational and methodological complex, is noted. An analysis of the structure of educational and methodological complexes of elective courses was carried out, which considers the completeness of the composition of their components.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК) В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии Дьячкова Татьяна Валерьяновна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК) В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Аннотация. В статье рассмотрены значение и особенности учебно-методического комплекса элективного курса. Отмечается актуальность введения в практику образовательного процесса профильной школы элективных курсов, которые предполагают длительную работу по формированию и легитимному утверждению целостного учебно-методического комплекса. Проведен анализ структуры учебно-методических комплексов элективных курсов, который рассматривает полноту состава их компонентов.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, элективные курсы, компетентностный подход, профилизация.

Annotation. The article considers the significance and features of the educational and methodological complex of the elective course. The relevance of introducing elective courses into the practice of the educational process of a specialized school, which involves long-term work on the formation and legitimate approval of an integral educational and methodological complex, is noted. An analysis of the structure of educational and methodological complexes of elective courses was carried out, which considers the completeness of the composition of their components.

Key words: educational and methodical complex, elective courses, competence approach, profiling.

Введение. Зависимость школы от государства в большой степени обуславливает задачи и цели образования. С другой стороны институт школы, готовящий будущих специалистов, будущих граждан, определяет тенденции дальнейшего развития общества. Следовательно, связь школа - государство является двусторонней. Государство должно принимать перспективные решения по отношению школы.

Одной из таких попыток является Концепция модернизации российского образования. Документ придает большое значение среднему общему образованию, считая его «важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности». Данная концепция также предлагала такие важные направления совершенствования образования, как гуманизация и демократизация образовательного процесса, реализация предпрофильного и профильного обучения и пр. Профильное обучение, в отличие от углубленных курсов, должно отвечать потребностям и интересам школьников, делающих выбор их дальнейшего образования и поступления на соответствующую следующую ступень образования [3]. Предпрофильное обучение, осуществляемое в рамках основного общего образовании, помогает обучающимся в выборе профильного класса (при наличии таковых) средней (в том числе средней профессиональной) школы, на этапе которой, в свою очередь, проходит профильное обучение и подготовка к поступлению в высшую школу [6]. Концепция модернизации образования предлагает в качестве средства профилизации образования введение элективных курсов, которые удовлетворили бы разнообразные потребности обучающихся.

Элективный курс может быть применен и на более ранних ступенях образования, где позволительно частично избавиться от груза профессиональной ориентации и раскрыть потенциал элективного курса как индивидуализируемого вариативного компонента образовательного процесса, тем самым удовлетворяя требованиям образовательного стандарта (ФГОС ООО). Здесь на первый план могут быть выдвинуты такие цели, как культурное, экологическое воспитание, освоение метапредметных компетенций, развитие творческих способностей и креативности обучающихся.

В отличие от базовых и профильных учебных курсов, которые имеют стабильные учебно-методические комплексы, разработанные в основном для реализации их в рамках классно-урочной системы организации процесса образования, элективные курсы, которые представляются наиболее гибким компонентом образования, не имеют в полной мере разработанных целостных учебно-методических комплексов, которые удовлетворяли бы всему разнообразию имеющихся образовательных потребностей [5]. В качестве решения данной проблемы педагогам предлагается выбирать сколь либо подходящую готовую программу факультативного курса и соответствующие им учебные пособия. Но так как элективный курс подразумевает учет потребностей и интересов обучающихся, педагогу приходится подстраивать эту программу под нужды своих учеников, с которыми он ведет элективный курс.

Также учителям необходимо разрабатывать авторские элективные курсы, с организацией и проектированием не только учебной программы, но и учебно - методического комплекса в целом.

А.В. Хуторской предлагает, учитывая компетентностный подход в образовании, структуру учебной программы эвристического типа, которая смогла бы помочь алгоритмизировать деятельность педагога в постановке основных целей элективного курса. Данная структура подразумевает формулировку смысла образования в данной области, основные направления обучения, цели и задачи курса, определение культурно-исторических аналогий, второстепенное тематическое содержание, приоритетные для развития качества обучающихся, индивидуальные программы отдельных обучающихся, предполагаемы темы творческих (проектно-исследовательских) работ, выбор форм рефлексии, контроля и оценки образовательных результатов.

Изложение основного материала статьи. Примером взаимодействия традиционной и инновационной образовательных деятельностей при введении элективных курсов является учебно - методический комплекс, который объединяет в себе классическое содержание учебника и инновационную форму предлагаемого для изучения материала.

УМК включают в себя следующие компоненты:

• рабочую программу дисциплины или междисциплинарного курса;

• учебник или конспект лекций (тезисы);

• список учебной литературы, рекомендуемой обучающимся в качестве основной и дополнительной литературы;

• методический блок: методические указания:

1) по лабораторным и практическим работам;

2) по выполнению проектов;

3) по самостоятельной работе обучающихся;

• тестовые задания для промежуточного и итогового контроля знаний.

Учебно-методический комплекс может быть представлен в двух формах:

• традиционный (печатный) вид;

• электронный вид.

В структуре программы элективного курса должны быть следующие компоненты: титульный лист, пояснительная записка, блок содержания, методический блок, список основной и дополнительной учебной и методической литературы, указание способов мониторинга и оценки [7].

Титульный лист содержит наименование образовательной организации, сведения о месте, времени утверждения программы и кем она была утверждена. Здесь же приводится название элективного курса, объем программы в часах, класс, для которого был разработан курс, фамилия, имя, отчество автора (или авторов) программы элективного курса, год разработки программы.

Пояснительная записка является важным структурным элементом учебно-методического комплекса элективного курса, который призван отразить его концептуальный замысел. В пояснительной записке должны быть учтены: обоснование данного курса, его важности для обучающихся, какие потребности субъектов процесса образования удовлетворяются в процессе реализации курса.

Цели и задачи элективного курса должны быть четко и ясно сформулированы, соответствовать задачам профильного обучения и экологического воспитания, результаты прохождения курса и указания основных групп знаний и умений, процедур творческой деятельности, эмоционально-ценностных установок [4].

В пояснительной записке обосновываю положение электива в образовательном процессе, упоминают его связей с базовыми и профильными (при их наличии) учебными курсами, в том числе то, как элективный курс дополняет и углубляет содержание других учебных курсов.

Определение содержательных рамок элективного курса и разделов программы должны быть логически и последовательно структурированы в связи с особенностями ключевых проблем и объектов образования; должны быть определены методики и элементы содержания преподавания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

В завершении пояснительной записки приводится обоснование новизны данного элективного курса, и приведение сведений о его апробации, если такие имеют место быть, исходя из которых производится корректировка и подстройка курса для дальнейшей реализации.

В содержательном блоке учебной программы представляется основное содержание курса с темами и разделами (модули) с указанием отведенного на их изучение времени.

Учебное пособие к элективному курсу для учащихся это официально утвержденное учебное издание, которое отчасти или полностью заменяет или дополняет учебник. Учебное пособие к курсу в большей степени чем учебник должен отражать позицию его авторов, их личный опыт в преподавании и научно-исследовательский опыт [2]. Как замечает А.Г. Каспаржак, пособие к элективному курсу, как альтернатива учебнику, позволит исключить «монополию учителя на информацию». Содержание учебного пособия может быть представлено не только в виде учебного текста, но и в инновационных формах, таких как видеокурс, компьютерная программа и пр. Для создания условий, при которых у обучающихся возникнет ситуация, требующая от них познавательных действий поискового характера, формулирования и решения образовательных проблем, при создании учебного пособия рекомендуется отдавать предпочтение проблемному стилю изложения, с избыточными или неполными сведениями о путях решения проблемы, что обеспечит развитие у обучающихся умения самостоятельно ставить проблему и решать её. Исходя из этого, учебное пособие должно освещать такие аспекты элективного курса как:

• выяснение смысла изучаемого предмета и отдельных тем,

• постановка задач,

• организация образовательной ситуации,

• предоставление нужной информации,

• раскрытие путей решения проблемных ситуаций,

• обобщение и систематизация, закрепление и контроль,

• перечень самостоятельных исследования,

• домашняя работа (при необходимости),

• рефлексивное осознание образовательной деятельности и её результатов.

Следовательно, учебник, пластичное содержание которого подстраивается под текущие образовательные нужды, является уникальным, для каждого ученика и учителя [9]. Так как сохраняется необходимость в возможности дополнять учебник новыми текстами, его содержание может быть представлено на электронных носителях информации (CD-ROM, DVD, Web-сайта в сети Internet).

В качестве дополнения учебного пособия, определяющего его вариативность и пластичность в выборе проблем и путей решения поставленный образовательных задач, выступают учебные материалы для обучающихся, представленные различными устными и письменными текстами, хрестоматии, списки литературы с прилагающимися краткими аннотациями, энциклопедии, словари, справочники. Такой перечень включает в себя всю необходимую информацию по данной теме и позволяет развиться у обучающихся опыта работы с поиском отбором и анализом информации.

Список основной и вспомогательной учебной литературы должен содержать перечень основной и дополнительной доступной литературы для учителя и обучающихся, электронные и интернет-ресурсы, указание мониторингового инструментария (при его наличии). В него также рекомендуется включать указание на энциклопедии, энциклопедические словари, справочники, монографии, диссертации, статьи в сборниках научных трудов, тезисов докладов, журналах и т.п. Список рекомендуемой литературы должен, с одной стороны, полно представить имеющуюся по определенной проблеме литературу, а с другой - создать возможность для освоения учащимися опыта работы с различными видами источников информации. Следует подчеркнуть, что состав и характеристика данных учебных материалов носят примерный характер в связи с видовым разнообразием элективных курсов.

Методический блок содержит указание основных форм организации учебной и познавательной деятельности обучающихся. Учитываются такие формы, как практические занятия, экскурсии, проектно-исследовательская деятельность и т.д.

Методические пособия могут использоваться параллельно с учебными пособиями; в них приведены материалы по методике преподавания и воспитания, представленные методическими рекомендациями, конспектами уроков, сборниками практических занятий и т.д. Методические рекомендации, с учетом отводимого на элективный курс времени, целесообразно сделать частью учебного пособия.

Методическое пособие, содержащее комплекс кратких предложений и указаний по организации освоения учащимися учебного материала, является важным компонентом учебно-методического комплекса элективного курса. Приоритеты методики преподавания компетентностно ориентированного курса проявляются в междисциплинарной интеграции, содействующей становлению целостного мировоззрения, обучении через опыт и сотрудничество, учете индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; обязательной интерактивности (работа в малых группах, ролевые игры,

имитационное моделирование, тренинги, метод проектов), личностно-деятельностном и субъект-субъектном подходах (превалирование комплекса практических умений над знаниями, большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Сравнивая учебное пособие элективного курса и учебные материалы для обучающихся, можно обобщить, что первый помогает ответить на вопрос «Что искать?» и «Как искать?», а второй - «Где искать?», или, популярным языком, эти структурные элементы курса относятся друг к другу, как карта и ландшафт. Иначе, учебное пособие дает алгоритм определения и решения проблемы по выбранной теме, а среди перечисленной литературы, рамки которой, естественно, определяет педагог, собственно, и происходит поиск.

Одним из ключевых этапов в процессе разработки учебно-методического комплекса элективного курса является выбор целесообразных и оправданных форм и методов контроля и оценки успешности прохождения данного курса обучающимися. В современно педагогической практике, как указывалось выше, в качестве формы оценки устоялась форма тестов.

Выводы. Таким образом, учебно-методический комплекс элективного курса является сложной системой учебно-методических документов, состоящей из относительно самостоятельных компонентов, каждый из которых выполняет определенные функции: «Все части служат целому, но каждая из них служит по-своему, по-особенному, она отвечает преимущественно не за все, а за определенные черты, свойства целого... Отсюда недопустима абсолютизация той или иной части, приписывание ей всех свойств целого» [1, С. 16-17]. При этом основополагающим центром учебно - методического комплекса, является учебник (учебное пособие), а системообразующую роль играет учебная программа, дающая общий проект содержательных и методических компонентов образовательного процесса.

Литература:

1. Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). - М.: Политиздат, 1968. - 384 с.

2. Бекшаев, И.А. Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации при обучении биологии детей с ОВЗ / И.А. Бекшаев, Т.В. Дьячкова // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2017. - № 4. - С. 268-277.

3. Бекшаев, И.А. Обучение биологии детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования (на примере развивающих дидактических игр) / И.А. Бекшаев // Инклюзивное образование: теория и практика: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Орехово-Зуево, 15 июня 2018 года / Отв. ред. О.С. Мишина, О.С. Кузьмина, Т.В. Тимохина, Г.А. Романова. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. - С. 172-177.

4. Бекшаев, И.А. Профессиональное выгорание педагога / И.А. Бекшаев, Т.В. Дьячкова // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2018. - № 4. - С. 36-46.

5. Бекшаев, И.А. Особенности организации дистанционного обучения биологии детей с ОВЗ и инвалидностью / И.А. Бекшаев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. -№ 3. - С. 43.

6. Берсенева, И.А. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании на примере уроков биологии / И.А. Берсенева, Т.В. Дьячкова, И.А. Бекшаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. -С. 28-33.

7. Воровщиков, С.Г. Учебно-методический комплекс компетентностно ориентированного элективного курса: общее и особенное / С.Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 2. - С. 3-8.

8. Подходова, Н.С. Проблемы реализации профильного обучения и особенности отбора элективных курсов / Н.С. Подходова // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 3(41). - С. 45-48.

9. Суровцева, Н.А. Роль и место диагностики ключевых компетенций старшеклассников в процессе проектирования элективных курсов / Н.А. Суровцева, Э.К. Никитина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 100.

Педагогика

УДК 378.145

доктор педагогических наук, профессор Егорова Юлия Николаевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург) кандидат педагогических наук, доцент Конькина Евгения Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Современному обществу, образовательному пространству, рынку труда, а также каждому субъекту в любых видах взаимодействий профессионального, жизненного, личностного характера востребуются умения грамотной работы с информацией, критического мышления и всестороннего анализа, умения гибкого и продуктивного выстраивания стратегии и тактики диалога с представителями различных социальных групп. Современный мир в силу создавшихся обстоятельств пандемии вынужденно перенес большую часть всех взаимодействий в виртуальное пространство, сужая при этом возможности контактной формы, предполагающей весь спектр живого общения и интеракции. Решение проблемы осмысления использования ресурса педагогического потенциала образовательной организации как средства формирования опыта конструктивного взаимодействия будущего специалиста становится предметом анализа и обсуждения всего педагогического коллектива вуза, ответственного за подготовку специалиста.

Ключевые слова: конструктивное взаимодействие, опыт конструктивного взаимодействия, будущие специалисты, потенциал образовательной организации.

Annotation. Modern society, the educational space, the labor market, as well as each subject in any kind of interactions of a professional, life, personal nature, will require the skills of competent work with information, critical thinking and comprehensive analysis, the skills of flexible and productive building a strategy and tactics of dialogue with representatives of various social groups. The modern world, due to the circumstances of the pandemic, has been forced to transfer most of all interactions to the virtual space, while narrowing the possibilities of the contact form, which involves the entire spectrum of live communication and interaction. Solving the problem of understanding the use of the resource of the pedagogical potential of an educational organization as a means of forming the experience of constructive interaction of a future specialist becomes the subject of analysis and discussion of the entire teaching staff of the university responsible for the training of a specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.