Научная статья на тему 'КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО'

КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / конструктивное взаимодействие / взаимоотношения между участниками образовательного процесса / совершенствование системы отечественного СПО / студент / преподаватель / secondary vocational education / constructive interaction / relationships between participants of educational process / improvement of system of secondary vocational education in Russia / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Абдулаев

В статье рассматриваются особенности конструктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса в системе среднего профессионального образования на современном этапе её развития в РФ. Актуальность исследования обусловлена текущим состоянием научно-технического прогресса, при котором развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует их обеспечения практико-ориентированными специалистами, обладающими профессиональной квалификацией и многофункциональными умениями. В подобных условиях существенно возрастает значимость проблем среднего профессионального образования как образовательного уровня, способного обеспечить экономический рост нашей страны. В статье изучаются различные виды взаимодействия: педагогические, взаимные, предметные, самоотношения, исследована их специфика. На основе анализа этих аспектов функционирования системы российского СПО предлагаются применимые на настоящем этапе её развития способы их улучшения, достижения большей степени конструктивности взаимоотношений между участниками учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE INTERACTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article considers the main features of constructive interaction between the educational process participants in the secondary vocational education system at the present stage of its development in the Russian Federation. The relevance of the study is due to the scientific and technological progress current state, in which the development of high-tech industries requires them to provide practice-oriented specialists with professional qualifications and multifunctional skills. In such conditions, the problems of secondary vocational education as an educational level that can ensure the economic growth of Russia become significantly important. The article studies various types of interaction: pedagogical, mutual, subject, self-relations, their specificity is investigated. The analysis of these aspects of the Russian secondary vocational education system functioning helps to work out the ways applicable at the present stage of its development, achieving a more constructive relationship between the educational process participants.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО»

- с дополнениями в учебно-профессиональные задачи, которые бы специально были ориентированы на то, чтобы создавать опыт ответственного отношения;

- с работой по управлению индивидуальными образовательными траекториями. Эта деятельность начинается много позже - уже на старших курсах, а чаще - на выпускном. Нечасто встречаются такие формы, как ответственные поручения или рефлексия профессиональной деятельности. Вместе с тем самостоятельная работа курсантов в исследуемой практике - весьма объемный и напряженный процесс. Исследуя ее, мы сделали вывод, что применение экспериментальных форм потребует специальных пилотных экспериментов, позволяющих исключить риски снижения общей эффективности самостоятельной работы.

Следует отметить, что в образовательном процессе вообще достаточно часто применяются такие формы, как ответственные поручения, постановка и решение воспитательных целей, но их использование непосредственно в процессе самостоятельная работы носит единичный характер.

Обобщение 4. Как автор-диссертант, так и другие преподаватели НВВКУ твердо уверены, что воспитательный потенциал самостоятельной работы очень высок, но в целенаправленном развитии профессиональной ответственности он

■ Самоподготовка развивает профессиональную ответственость

■ Самоподготовка может развивать профессиональную ответственость при другой организации

■ Самоподготовка не сможет развивать профессиональную ответственость

■ Самоподготовка не должна развивать профессиональную ответственость

Рис.5. Оценка преподавателями возможностей самостоятельнойработы Библиограф ичдтолйсп исак

Мнение преподавателей (29 человек) мы изучали уже в конце диагностического исследования, после многократных обсуждений проблемы. За вычетом тех респондентов, которые считают, что самостоятельную работу нельзя загружать решением воспитательных задач (6 человек), а также скептиков (3 человека), мы получили большинство респондентов (16 человек), считающих, что при целесообразной организации самостоятельной работы она сможет довольно эффективно развивать профессиональную ответственность курсантов младших курсов военного вуза.

Сделанные обобщения позволяют сформулировать вывод о том, что в исследуемой практике существует еще одно противоречие - между воспитательными возможностями самостоятельной работы и их использованием для целенаправленного развития профессиональной ответственности курсантов младших курсов.

Таким образом, в ходе диагностического исследования доказано, что на современном этапе военного строительства профессиональная ответственность военнослужащего, и прежде всего офицера, воспринимается как ключевое профессионально важное качество личности, обеспечивающее реализацию принятых подходов к укреплению дисциплины, порядка и организации военной службы.

На фоне постоянно усиливающегося внимания к профессиональной ответственности со стороны руководства Вооруженных Сил Российской Федерации остро проявляется противоречие между ее ролью в системе личностных качеств офицера и процессами ее развития в профессиональном военном образовании. В реальной практике это противоречие создает серьезные трудности в профессиональном становлении молодых офицеров - выпускников военных вузов.

Недостаточное развитие профессиональной ответственности будущих офицеров в профессиональном военном образовании - научная, организационно-педагогическая проблема. В свете диалектических теорий она проявляется в слабости противоречий, движущих развитием профессиональной ответственности курсантов военного вуза, что идет вразрез с ведущими теориями профессиональной ответственности военнослужащих. Данное противоречие в особенности проявляется на этапе обучения курсантов на младших, первом и втором курсах.

Причина слабости диалектических противоречий преимущественно заключается в том, что организация образовательного процесса в неполной мере ориентирована на раскрытые в современной науке психологические закономерности формирования и развития ответственности личности.

В целенаправленном развитии профессиональной ответственности курсантов военного вуза слабо используется потенциал самостоятельной работы. Его полноценное использование требует изменений как минимум в содержании, организации, обеспечении и мотивации этого вида учебной деятельности.

1. ЯкунинВ. А. Психология учебной деятельтстноцдентов. Москва: Логос, 1994.

2. Якуосоя М.С. ивихоонзво-пейэгогиехо/сее сзлоунгя адаптации куркннтов первого курса к учебной деятельности в военном вузе. Автореферат диссертации ... канди-даяспоуагокических саук. Ся°>атов,2003.

е. Дзбня- С>Ю. Дк/яа/еяоа пихсивониояо/-оЯ едаптации спргуитос на н/рвом и втором году обучения в военном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург 2004.

У. Ак/озов а. В. аренназсgадв0e9HUr0р0фс0З0UУ0ВkH0й падсвапокки рзщевойсковых офицеров в вузе командного профиля. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ванкт-Птгеобавг2СЮС.

¡5. Ослоз кийА.Н.Повыя/ение эффезешвностя акикюо-лрофезкивзналской подготовки курсантов вузов. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Мкивси,2А10.

6. БлокикД.Ю. Форшровас/о пторессикзалвокй кслвртентяояс/вурсантов военного вуза - будущих офицеров РВСН. Диссертация ... кандидата педагогических наук.Суя,2В12.

а. К/яос РЕ. впраспнию внаен-яво/о профвскооналвоий коКготовсс а военно-технических вузах. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Пкня рбургошо.

8. Овсянников И.В. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военных командных вузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Моосзр. -011.

9. Романоо В.Кв Лрофервсинкльная лотззсвтвва виетаых юуфко в зивгтме гражданских вузов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Тула, 2002.

Rн1erзк ce s

- . ^втз VA Ps/tototj/ya ккЛейсор nte^ÍK/'ycpí/ зЫея.в Мскккк: yrngos, 1994.

2!. Уогоовв M.S. тk/Зл-рgo-уоасс9окcВeи/кт ks/awck одар/зия Касснаtov pervogo kursa k uchebnoj deyatel'nosti v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pк/-laоoc|¡зкас9.h kauО. Sнуatоа9CЮЗ.

9. pnbryaXS.Yu. О/та/вИна аз/Мнв/сЛезкА adapfусяlиuявсаfзв по анвгот /' vtorom godu obucheniya v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-РвЛяЬurg, новс

н. АksenoоЯ.Я. Оснсв/Уасгус menл(авРofe5УВ/оaKЯокpa/gotдкSiobsоВsкqjskovyh oficerov v vuze komandnogo profilya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.

5. Brnl'sо A.N. Povystmnie >pffe/дCrnosttвkнсуо-уrofeкs/Ъna/'rtoj роСса—ув/ kursantov vuzov. Avtoreferat dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

б. Blohin D.Yu. Formirovanie professional'noj kompetentnosti kursantov voennogo vuza - buduschih oficerov RVSN. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2012.

в. Ви1авР.Е. Apкaв/en/eОgсHestвсmнзаfУk9ютa//ntс,polK/;9foуС/ v суcгнJtehnicheskih vuzah. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

8. Ovsyannikov I.V. Formirovanieprofessional'nyh kompetenciju kursantov voennyh komandnyh vuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

о. Roma/mVA Рзо/оззюаоКпууанпоуоГруВа voennyT ксдгос з sisteme grazhdanskih vuzov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Tula, 2002.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 371

Abdulaev М.А., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: mail@daggum.ru

CONSTRUCTIVE INTERACTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The article considers the main features of constructive interaction between the educational process participants in the secondary vocational education system at the present stage of its development in the Russian Federation. The relevance of the study is due to the scientific and technological progress current state, in which the development of high-tech industries re-

quires them to provide practice-oriented specialists with professional qualifications and multifunctional skills. In such conditions, the problems of secondary vocational education as an educational level that can ensure the economic growth of Russia become significantly important. The article studies various types of interaction: pedagogical, mutual, subject, self-relations, their specificity is investigated. The analysis of these aspects of the Russian secondary vocational education system functioning helps to work out the ways applicable at the present stage of its development, achieving a more constructive relationship between the educational process participants.

Key words: secondary vocational education, constructive interaction, relationships between participants of educational process, improvement of system of secondary vocational education in Russia, student, teacher.

М.А. Абдулаев, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: mail@daggum.ru

КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СПО

В статье рассматриваются особенности конструктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса в системе среднего профессионального образования на современном этапе её развития в РФ. Актуальность исследования обусловлена текущим состоянием научно-технического прогресса, при котором развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует их обеспечения практико-ориентированными специалистами, обладающими профессиональной квалификацией и многофункциональными умениями. В подобных условиях существенно возрастает значимость проблем среднего профессионального образования как образовательного уровня, способного обеспечить экономический рост нашей страны. В статье изучаются различные виды взаимодействия: педагогические, взаимные, предметные, самоотношения, исследована их специфика. На основе анализа этих аспектов функционирования системы российского СПО предлагаются применимые на настоящем этапе её развития способы их улучшения, достижения большей степени конструктивности взаимоотношений между участниками учебного процесса.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, конструктивное взаимодействие, взаимоотношения между участниками образовательного процесса, совершенствование системы отечественного СПО, студент, преподаватель.

На протяжении трёх последних десятилетий процесс поступательного развития наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения экономики РФ практико-ориентированными специалистами, обладающими профессиональной квалификацией и многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является тем уровнем, который способен обеспечить подъем национальной экономики России [1 - 14]. Подобный рост востребованности сотрудников со средним профессиональным образованием является общемировой тенденцией. Например, высокую оценку перспективам развития данного уровня образования дают американские специалисты, заявляющие, что уже к концу 2020-х гг больше половины рабочих мест «будут требовать такого образования, которое обычно дается в колледжах» [5, с. 59]. Подобным повышением требований к среднему профессиональному образованию в определённой степени определяется необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства России. Основой такого взаимодействия стала разработанная в 2020 г Минпросвещения РФ Стратегия развития среднего профессионального образования до 2030 года [14].

При этом качественное обучение в условиях современного российского СПО во многом зависит от характера взаимодействия между преподавателями и студентами [3; 6; 7]. В учебном процессе организаций СПО, как и других образовательных учреждений, от педагогических отношений, которые складываются между преподавателями и студентами, зависит формирование личностных образований обучающихся: активности, самостоятельности, познавательных интересов [1, с. 34]. Такого рода взаимодействия являются фактором, оказывающим существенное влияние на овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками. Прослеживается их действие также в сфере мотивации преподавателя [8, с. 107].

В зависимости от категорий участников в педагогической науке различают следующие виды взаимодействия:

• педагогические (отношения преподавателей и студентов);

• взаимные (отношения с взрослыми и сверстниками);

Таблица 1

Классификация отношений между участниками образовательного процесса по степени их конструктивности (по Е.В. Коротаевой)

туры);

предметные (отношениястудентов с предметами материапьнойкуль-

Вид отношений Краткая характеристика

Деструктивный Искажает форму и содержание образования, дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы, что приводит к необратимым последствиям в образовательной, сфере

Рестриктивный Осуществляется посредством строгого контроля за развитием отдельных качеств без учета целостного подхода к процессу развития и формирования личности

Реструктивный Обеспечивает решение тактических, ближайших задач в педагогическом процессе, необходимых для сохранения целостности личности на определенном уровне достижений, однако не учитывает перспективу и стратегию развития

Конструктивный Обеспечивает целостность, субстанциальную связь, необходимую для полноценного жизнеобеспечения личности и создает условия для дальнейшего ее развития [8, с. 44]

• самоотнош ен ия(отношен ия кем омусебе)[11,с.59]. По степени конструктивности Е.В. Коротаевой был также выделен ряд видов виаимодейатвиие обршзователтмоймредеТгабл.М.

В процессе организации конструктивного взаимодействия актуализируются реМатеаиеныенавыки.кав п[ееотдавмоелей.таки студентов.5асематри5ая вес-имотайссаис мевадмэмиовкиаемовеяма очиктнскиа ойразовательного процесса в системе СПО, ряд авторов [1; 2; 7; 9] отмечают некоторые характерные черты конструкта вного взаимодействия (рис. 1).

о »

еи Я' о

ет

S tu

-N

Сеермдничнмете

Гуманные отношения

Эффнкемтнен тдаммеднйметмн (ебщннмн)

Субъект-субъектные отношения

Кенмермкемонен радрншннмн конфликтно

Сеетерчнмете

Рис 1. Характерные черты конструктивного взаимодействия

В отечественной литературе конструктивное взаимодействие в условиях образовательной среды учреждений профессионального обучения рассматривалось мно гим и мч5ем1ша(оа9т.Т)

Таблица 2

Взгляды отечественных учёных на конструктивное взаимодействие воб]азкр ательной среде

Исследоветелт Характеристика взглядов

А.В. Мудрик Конструктивное взаимодействие рассматривается как ор-ганква^мвеммееввшт.е^т ва^.бъектте, кмзталяющав им реализовывать общую деятельность, при этом основу для взаимодействия сомгаспяемвевшостты.п одсед.е вля-ющ ийся ценностной ориентацией пре подавателя[9]

Э.Ф. Зееу Конструктивмте вааимодейсовеипмвшмаевиш соа саовоМ-ность анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяй аричесыи уле°мсвря ио реакций м реакций п автна рл.тоавосвпосоМблотьавомекамьеоос шз подобных сштутмайЛЛ]

И.А. 3имнря Конструктивмта ваa5модл9cтвиeбмоетмееомкaк тиадев-меренный контесммажду ммаславтлмм обраалоатмаьнмко процесса, смму^тсвЕ^ш^г^о^л^ныо тэмаумамб в их поведении [6]

П.И. Пидкалистый Конструктивное взаимодействие - сущностная характеристика педагогического процесса, направленного на удовлетворение как потребностей социума, так и индивида [10]

О.В. Соловьёва Конструктивное взаимодействие - соответствие средств и способов взаимодействия субъектов учебного процесса [12]

А.А. Бодалев Конструктивное взаимодействие рассматривается как взаимообмен установками, эмоциями, опытом, в результате которого участники осознают необходимость моделировать ситуацию, при которой другая сторона не испытывает негативных эмоций [1]

О.В. Князева Конструктивное взаимодействие интерпретируется как совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе обучения, обеспечивающая условия для развития навыков рефлексивного поведения [7]

Далее. Конструктивный вид взаимодействия между участниками образовательного процесса обеспечивается преобладанием субъективных факторов над объективными, так как сотрудничество и сотворчество зависят от развития соответствующих задатков и личностных качеств преподавателей и студентов познавательного процесса как совместной деятельности. В настоящее время конструктивное взаимодействие преподавателей и студентов обретает организационные формы сотрудничества, такие как деловые и ролевые игры, совместно-распределенная деятельность [10, с. 34 - 35].

В любом варианте каждая из взаимодействующих сторон реализовывала свою субъектную активность в учебной деятельности. При этом сотрудничество в первую очередь предполагает взаимодействие студентов друг с другом. В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм взаимодействия, усложняется и его общая схема. По мнению И.А. Зимней, конструктивное взаимодействие преподавателей и обучающихся позволяет рассматривать его как «социально ориентированное взаимодействие» или «сотрудничество», которое одновременно реализует функцию коммуникативную, перцептивную и интерактивную [6, с. 38 - 39]. Е.В. Коротаевой были выделены три функции конструктивного взаимодействия (рис. 2).

При этом данным автором подчеркивается обязательность коммуникативного компонента как способа приёма и передачи сообщения, а также регуляции поведения и наличия отношения, переживания, то есть аффективного компонента [8, с. 104]. При этом в рамках настоящего исследования наиболее значимыми являются коммуникативно-стимулирующая, организационная, конструктивная, информационно-обучающая, контрольно-оценочная функции, позитивно влияющие на взаимодействие между участниками образовательного процесса в рамках системы СПО.

Библиографический список

Рис. 2. Функцииконструктивного взаимодействия (по Е.В.Коротаевой)

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что основу конструктивного взаимодействия преподавателейи студентовв системеСПОсоставляют:

• ряд личностных характеристик (открытость, адекватная самооценка, инициативность,эмпатия,свободаиответственностьвобщении);

• ряд социальных навыков (умение выражать свои чувства в социально приемлемой форме, слушать и высказывать свое мнение, навыки творческого управления конфликтов, навыки самопомощи в ситуациях эмоционального дис-комфортаит.д.),атакже желаниеприменять эти навыки;

• целостный познавательный стиль, поисковая активность, навыки анализа и синтеза, способность к рефлексии, самосознанию и постановке задач соб-ственногоразвития;

• позитивное отношение человека к окружающему миру, осознание человеческой уникальности и ценности, ее смысла, а также своего места в системе общественных отношений.

При этом взаимодействие становится конструктивным при эффективной организации совместной образовательной деятельности студентов и преподавателей. Со стороны преподавателя для этого необходимо, чтобы он владел навыками конструировать ситуации успеха, умел создавать проблемные ситуации на занятиях, использовать элементы игры и т.д.

Педагогический смысл конструктивного взаимодействия заключается в нахождении оптимального для каждого студента подхода, который способствовал бы совершенствованию собственной личности, проявлению самостоятельности. Тем самым конструктивное взаимодействие направлено, прежде всего, на то, чтобы актуализироватьположительныйпотенциалвкаждой учебной ситуации.

1. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. Москва: Педагогика,1983.

2. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

3. Ермишкина Е.Н. Конструктивное педагогическое взаимодействие в организации совместно-распределенной деятельности преподавателя и студентов колледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь. 2018.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический проект, Фонд «Мир»,2006.

5. Зейналова А.Д., Адилов З.А. Специфика образовательного процесса в колледже в условиях информатизации образования. Вестник социально-педагогического института. 2015; № 4 (16): 58 - 62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2005.

7. Князева О.Н. Конструктивное взаимодействие преподавателей и студентов как фактор повышения качества обучения в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2011.

8. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. Москва: Academia,2007.

9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

10. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. Москва: Педагогическое сообщество России, 1999.

11. Педагогика. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Академия, 2007.

12. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. Москва, 1992.

13. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В., Локтионова И.А., Арипов М.А. Развитие коммуникативных навыков у студентов учреждений СПО на основе интерактивных форм обучения и воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 97 - 99.

14. Стратегия развития среднего профессионального образования до 2030 года. Available at: http://edu.glavsprav.ru/spb/spo/news/4702/

References

1. Bodalev A.A. Lichnost' i obschenie. Izbrannye trudy. Moskva: Pedagogika, 1983.

2. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

3. Ermishkina E.N. Konstruktivnoe pedagogicheskoe vzaimodejstvie v organizacii sovmestno-raspredelennoj deyatel'nosti prepodavatelya i studentov kolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol'. 2018.

4. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij proekt, Fond «Mir», 2006.

5. Zejnalova A.D., Adilov Z.A. Specifika obrazovatel'nogo processa v kolledzhe v usloviyah informatizacii obrazovaniya. Vestnik social'no-pedagogicheskogo institute. 2015; № 4 (16): 58 - 62.

6. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2005.

7. Knyazeva O.N. Konstruktivnoe vzaimodejstvieprepodavatelejistudentov kak faktorpovysheniya kachestva obucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2011.

8. Korotaeva E.V. Pedagogicheskie vzaimodejstviya i tehnologii. Moskva: Academia, 2007.

9. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

10. Pidkasistyj P.I., Fridman L.M., Garunov M.G. Psihologo-didakticheskijspravochnikprepodavatelya vysshejshkoly. Moskva: Pedagogicheskoe soobschestvo Rossii, 1999.

11. Pedagogika. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2007.

12. Solov'eva O.V. Obratnaya svyaz' v mezhlichnostnom obschenii. Moskva, 1992.

13. Sorokopud Yu.V., Romanyuk E.V., Loktionova I.A., Aripov M.A. Razvitie kommunikativnyh navykov u studentov uchrezhdenij SPO na osnove interaktivnyh form obucheniya i vospitaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 97 - 99.

14. Strategiya razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya do 2030 goda. Available at: http://edu.glavsprav.ru/spb/spo/news/4702/

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 371

Asilderova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

RISKS AND PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN A MODERN FAMILY. The article examines topical issues of interethnic relations, which are defined by the author as relations between the subjects of national-ethnic development-nations, natio nalities, nation algroupsa nd their state entiti es.At thesame time, the family not only reflects the social processes taking place in society, but also creates a special spiritual climate that allows to ensure the closest interaction between representatives of different nationalities and nations, to form toleraeceossUeppedfa r n atienaltsaditione, cuetemsan d rituals-o an noble rsmSp relation ship s, to humanize the personality children and adult family members. Thus, the autUatstetemrhetle the process oUformaOpn ofemedercnomiiynerioueptebloms asppet, the solution of which should be sought in the use of public resources, one of them is the training of social teachers who are capable of solving the problems inherent in a modern family at a professional level.

Key words: family education, professional training, socialization, gender differentiation.

М.М. Асильдероеа, д-р пед. наук, доц., декан факультета социальной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: beror63@mail.ru

РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы межнациональных отношений, которые определяются автор ом как отношения между суб ъектами на -ционально-этническога развития - нациями, народностями, национальнымог^епам и. При этом семьюня тилнко отражает социальные процессы,п|ионс-ходящие в обществе, но и создает особый духовный климат, позволяющий обеспечить наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народностей и наций, формировать терпимость и уважение к национальным традициям, обычаям иобряд ам, облагоржк ивать семейные взаимоотно шения, гуманизировать личность детей и взрослых членов семьи. Таким образом, утверждает автяи.вирановллнииаов ре менной се мои проявлнютсиразличные проблемы, решение которых следует искать в использовании обществе нныхреаиасоя.одн имезних являетст подготопаа яор иальных педагогов, способных на профессиональном уровне разрешать те проблемы, которые присущи современной семье.

Ключевые слова: семейное воспитание, профессиональная подготовка, социализация, половая диффоренциация.

На современном этапе развития педагогической теории и практики представляется практически очевидным факт значительного влияния родителей на формирование мировоззрения ребёнка [1 - 11]. Пожалуй, наиболее очевидный пример проявления данной тенденции наблюдается у детей, выросших в религиозных семьях, у которых, как правило, сильно выражены религиозные чувства.

Далее в целях раскрытия темы настоящей статьи будет нелишним также упомянуть, что влияние внешней среды на формирование личности ребёнка находится в определённой зависимости от его пола. Половая социализация ребёнка, таким образом, представляет собой достаточно сложный и весьма протяжённый во времени процесс.

Начинается самоопределение половой принадлежности со второго гада жизни, закрепляясь к третьему [10, с. 165]. При этом различия детей в поведении, интересах, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах наиболее явно выражаются с 11 - 12 лет. Следовательно, проблемы, имеющие отношение к формированию психологического пола ребёнка, являются для родителей актуальными на протяжении достаточно долгого времени. При этом одним из существенных показателей решения такого рода проблем является формирова-

Таблица 1

Представления подростков-участников исследования о положительных сторонах мужчин и женщин

Стороны личности Мужчины Женщины

Черты характеры Уважительное отношение к женщине, доброта к детям, нежность к матери, мужественность, сила воли Нежность, ласковость, отзывчивость, любовь к детям, трудолюбие

Деловые качества Бескорыстие, умение зарабатывать, помощь другим людям Умение содержать дом в красивом порядке, создавать уют, успешная работа, позволяющая не оставлять надолго без внимания и заботы детей

Внешний вид Строгость, сдержанность манер, немногословие, подтянутость Элегантность, умение красиво одеваться, красивый макияж [1, с. 82]

ние у него устойчивыхпредставлений оааиболеезначимыхкачеснвах, присущих личности мулххннв1 и женщины.

Нами было проведено экспериментальное нвнч ение проблемы половой социализации детей в семье [1]. Задачей исследования служило выяснение таких представленийл аесросеноа и юношей. Унащимел (4Ндеесмкамв40мапачектл) ч классовшколы№ 9 с Маныилеса было ициеложеви кяписать сочинение на тему: «Современный мужчина, современная женщина: какими я их представляю». Анализ представленных сочинений позволил выделить ряд личностных каческвлфонмкчаедения ипжнын и женщин (теНп. 1).

В числе наиболее важных задач семейной социализации фиксируется фор-лиравин че хнлвшей к оавушeнp^щaйaжныныaчести (вит. 1)

ч

о о т и и

Готовность к вступлению в брак

Потребность в создании семьи

Умение правильно строить внутрисемейные отношения

3

Умение воспитать будущих детей

Рис. 1. Качества, которые необходимо выработать в грвцаыса семейччйюи.иаливыции.

иьобходимость развития вышеперечисленных качеств обусловливается, прежде всего, особенностями существования современной семьи [5; 8; 10], к наиболее существенным относятся:

• рост количества разводов;

• омоложение брака;

• низкий уровень развития у обоих супругов умений к построению внутрисемейных взаимоотношений [2; 5; 8].

С учётом вышеперечисленных условий нами было проведено исследование, основной целью которого являлось определение уровня готовности молоде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.