Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ободова Жанна Исинбулатовна

Обосновывается актуальность подготовки будущих учителей к организации взаимодействия школьников в условиях цифровой образовательной среды. Проанализированы понятия «цифровая образовательная среда», «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «коммуникативная компетентность», «цифровая компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ободова Жанна Исинбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO THE ORGANIZATION OF THE SCHOOLCHILDREN COOPERATION IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A PRIORITY TASK OF THE MODERN PEDAGOGIC EDUCATION

The article deals with the substantiation of the topicality of future teachers training to the organization of the schoolchildren’s cooperation in the context of the digital educational environment. There are analyzed the concepts: “digital educational environment”, “cooperation”, “pedagogical cooperation”, “communicative competence” and “digital competence”.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

известия вгпу

матика, академика РАН С.М. Никольского (1905 -2012 гг.), Орел, 29-31 окт. 2020 г. Орел, 2020. С. 335-339.

4. Поляков К.Ю. Язык Python глазами учителя // Информатика. 2014. № 9. С. 4-16.

5. Продукты Google [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/about/products (дата обращения: 01.04.2021).

6. Сергеев А.Н. Сетевое сообщество как субъект образовательной деятельности в сети Интернет // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 308.

7. Сукин И.А. Python, проглатывающий слона // Информатика. 2012. № 2. С. 22-42.

8. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: https:// edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 07.06.2021).

Teaching of the programming language Python in online communities of schoolchildren

The article deals with the issues of teaching schoolchildren of online communities to programme in the environment Python with the use of the learning management system and the services of the Internet: Google Docs and Google Colabratory.

Key words: the State Unified Exam of Computer Studies and Information and Communication Technologies, programming language Python, pair programming, e-learning, online communities of schoolchildren, the Internet services of Google, Google Colabratory.

(Статья поступила в редакцию 29.04.2021)

* * *

1. Andreeva E.V. Yazyk programmirovaniya Python dlya prepodavaniya algoritmizacii i programmirovaniya v shkol'nom kurse informatiki [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.myshared.ru/slide/270634/ (data obrashcheniya: 07.06.2021).

2. Vasil'ev D.A. Metodicheskie osobennosti iz-ucheniya yazyka Python shkol'nikami // Simvol nauki. 2017. № 01-1. S. 170-172.

3. Kas'yanov S.N., Klevetova T.V., Komissaro-va S.A. Onlajn-soobshchestva i obuchenie: vzaimodej-stvie soobshchestv obuchayushchihsya i pedagogov v processe uchebnoj deyatel'nosti // Informatizaciya obrazovaniya - 2020: Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 115-letiyu so dnya rozhdeniya pa-triarha rossijskogo obrazovaniya, velikogo pedagoga i matematika, akademika RAN S.M. Nikol'skogo (1905 - 2012 gg.), Orel, 29-31 okt. 2020 g. Orel, 2020. S. 335-339.

4. Polyakov K.Yu. Yazyk Python glazami uchi-telya // Informatika. 2014. № 9. S. 4-16.

5. Produkty Google [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.google.ru/about/products (data obrashcheniya: 01.04.2021).

6. Sergeev A.N. Setevoe soobshchestvo kak sub#ekt obrazovatel'noj deyatel'nosti v seti Internet // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. S. 308.

7. Sukin I.A. Python, proglatyvayushchij slona // Informatika. 2012. № 2. S. 22-42.

8. Federal'nyj proekt «Cifrovaya obrazovatel'-naya sreda» [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF: [sajt]. URL: https://edu.gov. ru/national-project/projects/cos/ (data obrashcheniya: 07.06.2021).

ж.и. ободова

(волгоград)

подготовка Будущих учителей к организации взаимодействия школьников в условиях цифровой образовательной среды как приоритетная задача современного педагогического образования

Обосновывается актуальность подготовки будущих учителей к организации взаимодействия школьников в условиях цифровой образовательной среды. Проанализированы понятия «цифровая образовательная среда», «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «коммуникативная компетентность», «цифровая компетентность».

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, взаимодействие, педагогическое взаимодействие, коммуникативная компетентность, цифровая компетентность.

Цифровая трансформация современного общества послужила началом поиска новых идей, подходов, проектов в системе российского образования. Информационные технологии стали важной и неизбежной частью всех

О Ободова Ж.И., 2021

сфер жизни человека, тем самым оказывая колоссальное влияние на воспитание и мировоззрение молодого поколения. Молодые люди в настоящее время имеют достаточно хороший начальный уровень пользователя информационных технологий, активно используют гад-жеты, интернет-ресурсы, медиасредства, мобильные телефоны, социальные сети, электронную почту, мессенджеры и т. д. Очевидно, что все это целесообразно использовать в современном образовательном процессе на всех его уровнях.

События 2019-2020 гг., связанные с распространением коронавирусной инфекции, увеличили скорость процесса освоения образовательными учреждениями дистанционных форм обучения. Метаморфоза перехода всего образовательного процесса в дистанционный формат в сжатые сроки, без специальной предварительной подготовки послужила причиной возникновения многих неразрешенных вопросов. Следствием онлайн-взаимодействия явилась актуализация индивидуальной образовательной потребности, нашедшей отклик в стратегической цели государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования для каждого гражданина независимо от места его нахождения, соответствующая требованиям инновационному развитию общества.

В рамках национального проекта «Образование» реализуется проект «Цифровая образовательная среда», в котором понятие «цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) трактуется как «открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса» [22]. Например, В.Г. Лапин представляет ЦОС как «совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления профессиональной образовательной организацией» [12, с. 55].

Разработана модель ЦОС, призванная регулировать «отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образователь-

кие науки -

ных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [12, с. 1]. Модель ориентирована на достижение следующих целей:

- обеспечение равного доступа к информационным системам и ресурсам и платформы ЦОС участникам сферы образования;

- повышение качества знаний;

- совершенствование умений, навыков, компетенций и квалификаций;

- обмен опытом и практиками;

- построение индивидуального учебного плана;

- осуществление мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, представленных в электронном виде, в том числе электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для образовательной деятельности в ЦОС;

- объективное оценивание знаний, умений, навыков и достижений обучающихся [17, с. 3].

Субъектами ЦОС являются участники отношений в сфере образования. Формат взаимоотношений «учитель - ученик» в условиях цифровой образовательной среды становится инновационным, что вызывает необходимость принятия новой роли современного педагога, его возможностей помимо главных воспитывающих, обучающих задач концентрироваться на умении работать индивидуально, побуждать субъекта образовательного процесса к самореализации, мотивации к учебе и развитию коммуникативных навыков.

По мнению педагогов и психологов, среда, в которой взаимодействуют люди ежедневно, так или иначе оказывает влияние на эмоциональное, интеллектуальное и физическое состояние человека. Еще А.С. Макаренко акцентировал внимание на том, что «воспитывает не сам воспитатель, а среда» [13, с. 47]. По мнению педагога, «общественное бытие может определить общественное мнение, и, следовательно, воспитание сознания членов общества должно осуществляться опосредованно, через организацию соответствующего бытия» (цит. по: [3, с. 360]).

Преобразование «среды обитания» субъекта образовательного процесса в цифровой формат отражается на психоэмоциональном состоянии индивида. Каждый обучающийся оказывается в «личном цифровом пространстве», которое формирует новые привычки,

поведение, парадигму, ценности и принципы взаимодействия в цифровом обществе.

Поскольку речь идет о цифровой образовательной среде и сетевом взаимодействии субъектов образовательного процесса, с несформи-ровавшейся цифровой этикой, навыками коммуникаций, недостаточной цифровой грамотностью, роль педагогов возрастает. Возникает вопрос: как правильно организовать взаимодействие школьников с целью повышения качества уровня знаний обучающихся в цифровой образовательной среде?

Обратимся к понятию «взаимодействие». Взаимодействие носит универсальный и объективный характер, который подчеркивает связь и взаимообусловленность предметов и явлений окружающего мира. Еще в древности античные философы стремились познать мир через осмысление многообразия связей и контактов материального и нематериального миров (Аристотель, Г. Галилей, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Энгельс, В.И. Вернадский, И. При-гожин и др.). Согласно их утверждению, любую «вещь» можно познать только в момент ее связи с другими вещами. В качестве такой «вещи» может выступить и человек, который в одних ситуациях он выступает как активный участник, влияющий на форму и содержание совместной деятельности, а в других остается в роли пассивного объекта, исполнителя [11, с. 22]. Рассматривая взаимодействие как базовую философскую категорию, отмечают, что она отражает процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других [3].

Подвергая анализу понятия «взаимодействие», «сотрудничество», «совместная деятельность», Е.В. Коротаева утверждает: «Представляется, что все же в основе сотрудничества (как одного из видов взаимоотношений) лежит взаимодействие, а не наоборот. Другое дело, что, по утверждениям философов и психологов, основу взаимодействия составляет совместная деятельность людей, но она не может быть приравнена к сотрудничеству, обладающему рядом определенных признаков» [10, с. 19]. А.В. Мудрик рассматривает взаимодействие «как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу» [14, с. 141]. Иными словами, взаимодействие имеет философский аспект, отражает взаимную связь всего живого на земле.

Образовательному процессу свойственно, прежде всего, «педагогическое взаимодействие». В словаре оно трактуется как «особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию, личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок... может проявляться в виде сотрудничества... и в виде соперничества...» [6, с. 18]. Сущностью педагогического взаимодействия, по мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, является «прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь» [18, с. 33].

Исследователи отмечают, что в современных условиях активного изменения традиционных социальных структур и формирования нелинейных (сетевых, ризоматических) способов конструирования социального пространства происходит изменение онтологического статуса личности в социуме в аспекте ее связей с другими субъектами, в частности, изменяются возможности и формы социального взаимодействия [5, с. 62]. В условиях пандемии 2019-2020 гг. все межличностное реальное общение перешло в виртуальное интернет-взаимодействие. Подобный вид онлайн-взаимодействия имеет свои культурные особенности. Сетевые коммуникации и медиаресурсы оказали влияние на развитие онлайн-языка, цифровой культуры и этики.

Современные исследования цифровой культуры и субъектности, проявляющейся в цифровой реальности, многообразны, затрагивают различные стороны жизни современного человека, предполагают анализ изменения практик культурного взаимодействия, осмысление статуса цифровой реальности [1, с. 5].

Анализируя практику обучения в условиях пандемии, утверждают, что в ходе удаленного обучения особое место занимают понимание и применение особых правил взаимодействия: четкая формулировка ожиданий от работы, напоминания о целях и результатах обучения, инструкциях о способах и времени взаимодействия на удаленных сеансах. очевидно, что при такой практике требуется дополнительная специальная подготовка педагога в области формирования знаний и умений,

не всегда связанных с предметным обучением и владением содержанием конкретной дисциплины. Нужно овладеть умениями «наладить дистанционную коммуникацию всех, кто имеет отношение к получению образования каждым конкретным обучающимся» (из сообщения О.Ю. Заславской на заседании бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 22 июня 2020 г.).

Таким образом, недостаточная компетентность педагогов в вопросах организации взаимодействия обучающихся в условиях цифровой образовательной среды порождает массу сложных противоречий:

- между необходимостью использования удаленного взаимодействия «учитель - цифровые технологии - ученики» и неготовностью учителя к сетевой субъект-субъектной коммуникации;

- между потребностью обучающихся в психолого-педагогической поддержке в вопросах сетевого взаимодействия с взрослыми и с детьми и отсутствием в образовательных учреждениях психологов и тьюторов по сопровождению ребенка для оказания ему консультации, поддержки и помощи;

- между необходимостью эффективного использования педагогами цифровых технологий в образовательной деятельности и недостаточной цифровой компетентностью учителей.

В связи с этим возникает необходимость в подготовке обучающихся к коммуникативной деятельности в цифровой образовательной среде, что, безусловно, приводит к вопросу повышения профессиональных компетенций будущих учителей в области взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях ЦОС. Таким образом, значимую актуальность приобретает исследование процесса подготовки будущих педагогов к организации взаимодействия школьников в условиях цифровой образовательной среды через формирование у будущих учителей таких профессиональных компетенций, как коммуникативная и цифровая.

Вопросам коммуникации, коммуникативной компетентности и деятельности педагогов были посвящены труды многих отечественных исследователей - Б.Г. Ананьева, З.И. Васильевой, А.А. Бодалева, Ю.А. Емельянова, И.А. Зимней, И.А. Колесниковой, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, А.В. Мудри-ка, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского и др.

Согласно мнению А.В. Хуторского, коммуникативные компетенции «включают зна-

кие науки -

ние необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области» [21]. Не менее емкое определение коммуникативной компетенции мы находим в англо-русском методическом справочнике, где оно трактуется как «способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения» [7].

М.А. Пинская, А.М. Михайлова представляют образовательные результаты, формируемые на всех этапах обучения в виде модели, включающей базовую грамотность, компетенции и качества характера. Центральную часть модели занимают компетенции 4К: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество) [9, с. 5]. В основе этих компетенций лежат воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Они дают школьникам возможность учиться автономно и в кооперации с другими, проявлять себя в исследовательской деятельности [Там же, с. 7].

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 предполагает, что в результате освоения программы у выпускника-бакалавра должны быть сформированы следующие универсальные компетенции в области коммуникации, взаимодействия, командной работы: «УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализо-вывать свою роль в команде; УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государствен-

ном языке Российской Федерации и иностран-ном(ых) языке(ах); УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах» [16, с. 7-8]. В документе обозначается необходимость при электронном обучении обеспечивать «взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное посредством сети Интернет», а также каждый обучающийся должен быть обеспечен «индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки» [Там же, с. 12-13].

Совершенствование технологий, всемирная глобализация привели к переменам в обществе. Умение социально взаимодействовать, критически мыслить, кооперироваться друг с другом и способность успешно решать возникающие проблемы становятся приоритетными задачами современного общества. Одновременно система образования разрабатывает свои цели и включает в образовательные программы дополнительные перечни навыков. Школа становится ответственной за когнитивное и за социально-эмоциональное развитие детей [9, с. 4]. При этом, как указывает А.Н. Сергеев, «социализация в Интернете связана с деятельностью обучаемых в сетевых сообществах, что приводит к изменениям не только в структуре индивидуальных, субъектных и личностных свойств обучаемого, но и меняет облик социальной среды Интернета, в первую очередь - тех сетевых сообществ, с которыми связывается учебная деятельность. Данные процессы протекают как стихийно, так могут носить и управляемый характер, что связывается с процессами воспитания. Это означает, что в деятельности сетевых сообществ активное участие должны принимать педагоги, формируя и направляя то окружение, с которым связаны их учащиеся. Управляя деятельностью специально организованных сетевых сообществ, педагоги получают мощный инструмент воспитательного воздействия на обучаемых» [19, с. 89].

Исследователи отмечают также, что «важной компетенцией в сетевом обществе становится умение управлять разнообразием, преодолевать групповые границы и межкультурные различия, разделяющие участников сетей. Отсюда востребованность компетенций переговорщика, медиатора и фасилитатора, т. е. людей, которые помогают другим договари-

ваться и совместно принимать решения. При этом все более актуальным будет умение мо-дерировать дистанционные формы обсуждений. Речь в данном случае идет не столько о владении техническими навыками работы в Web 2.0, сколько об овладении психологическими коммуникативными технологиями. Не только среди современных тинейджеров, но и среди взрослых в большом дефиците остается умение стимулировать, примирять и увязывать между собой различные точки зрения часто импульсивных и "застревающих" участников интернет-форумов и блогов. Возможно, развитие и такого рода коммуникативных навыков со временем станет одной из задач российской школы» [20, с. 19].

Для решения вышеописанных задач учителю необходимо, в свою очередь, обладать цифровыми профессиональными компетенциями, которые должны обеспечить успешное использование цифровых технологий в профессиональной педагогической деятельности. В этой связи повышается уровень требований и к профессиональной подготовке педагогов, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях цифровой образовательной среды.

Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Расска-зова, Е.Ю. Зотова под цифровой компетентностью понимают «основанную на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [Там же, с. 17].

Анализируя новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды, В.И. Колыхматов справедливо отмечает, что «особая ответственность по формированию и совершенствованию цифровых навыков, цифровой культуры современного поколения ложится на все педагогическое сообщество и школу в целом. Именно поэтому современной школе, руководителям и педагогам важно знать, что интересно современному поколению школьников, как управлять процессом широкого внедрения цифровых технологий в образовательном процессе, без каких технологий невозможно формирование развивающей цифровой образовательной среды» [8, с. 6].

Развитие новой, цифровой, культурной реальности, меняющей фундаментальную парадигму образования, основанную на традиционно консервативной и слабо подвергающуюся изменениям субъект-объектной дихотомии педагогической ментальности, требует внимания к концепции цифровой культуры, что дает возможность иначе взглянуть на проблемы субъектного развития будущего педагога, поскольку субъектность, являющаяся онтологической характеристикой антропологической социальной реальности, прилежит к конституирующим основаниям самой культуры [1, с. 4].

По мнению В.И. Блинова, преобразование образовательного процесса в направлении его цифровизации значительно трансформирует всю систему взаимодействия педагога в его профессиональной деятельности, в которой исследователь выделяет три группы ролевых позиций, обеспечивающих различные уровни взаимодействия в цифровом образовательном процессе [4, с. 56-57]:

1) педагог (специалист) ^ обучающийся (группа обучающихся);

2) педагог (специалист) ^ цифровые технологии и средства ^ обучающийся (группа обучающихся);

3) специалист ^ цифровые технологии и средства.

Ведущими функциями педагога в этих условиях становятся:

- проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств ди-агностико-формирующего оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретного учебного курса, насыщенной развивающими возможностями;

- проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий;

- организация индивидуальной и групповой (в том числе самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде;

- проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в том числе сетевой;

- организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;

- формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде;

- управление учебной мотивацией обучающихся, в том числе при работе с группой, с

кие науки -

использованием инструментов фасилитации, а также в качестве носителя ролевых образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала»;

- интеграция различных жизненных пространств цифрового поколения - виртуального и реального, сопровождение развития обучающегося в реальном социальном и профессиональном мире;

- постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами, работающими с тем же обучающимся (учебной группой, проектной командой и т. п.) [4, с. 57-58].

Таким образом, умение организовать эффективное взаимодействие школьников в условиях цифровой образовательной среды является одной из актуальных задач на сегодняшний день для современного педагога, который должен обладать следующими умениями:

- грамотно организовывать комфортную адаптацию учеников к новым условиям учебного процесса в соответствии с социальными нормами и ценностями;

- подготавливать личность к осознанному приспособлению в изменяющихся социальных условиях, при усвоении и реализации социальных норм и ценностей, во взаимной интеграции личности со средой;

- продуктивно взаимодействовать с учениками в различных областях, согласно социальным нормам, учитывая их культурную и этническую принадлежность;

- эффективно организовывать взаимодействие обучающихся, ориентировать и вдохновлять их на новые идеи;

- развивать коммуникативные навыки у школьников в цифровой среде, такие как умение правильно формулировать вопросы и отвечать на них, непринужденно вступать в диалог, находить компромисс;

- формировать у учащихся такие качества, как доброжелательность, сопереживание, открытость и любознательность;

- формировать у школьников умения работать в команде, сотрудничать, достигать общих целей, критически относиться к информации, уметь сглаживать конфликты;

- обладать способностями к созданию между учениками доброжелательной атмосферы взаимного доверия и уважения в цифровом общении;

- обладать навыком создания позитивной эмоциональной атмосферы между субъектами образовательного процесса в ситуации взаимодействия в условиях ЦОС;

- формировать у школьников способность выражать свое мнение, творчески мыслить, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать;

- формировать у учащихся мотивацию к сотрудничеству, взаимной поддержке и коллективизму в условиях ЦОС;

- формировать у обучающихся умения использовать цифровой контент в целях эффективного взаимодействия;

- обладать способностью быстро и эффективно использовать новые возможности цифровой образовательной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таким образом, организация эффективного взаимодействия школьников в условиях цифровой образовательной среды возможна при условии обладания педагогами необходимыми базовыми профессиональными коммуникативными и цифровыми компетенциями, формирование которых должно стать приоритетной задачей в системе подготовки будущего учителя.

Список литературы

1. Асадуллин Р.М., Фролов О.В. Субъектное развитие будущих педагогов в цифровой культуре // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 2(155). С. 4-12.

2. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1971. Т. 5. С. 7.

3. Дегтярев Е.В. Диалектическая модель как социально-мировоззренческая основа социальной модели философии воспитания: система А.С. Макаренко в контексте кризисных явлений в педагогике // Философия освгти. 2013. № 2(13). С. 356-369.

4. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Би-ленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов [и др.]; под науч. ред. В.И. Блинова. М., 2019.

5. Каменский Е.Г., Гримов О.А. Сетевые сообщества в социальных сетях как фактор развития личностной субъектности // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2014. № 2(34). С. 62-67.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. С. 18.

7. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англорусский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.

8. Колыхматов В.И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учеб-метод. пособие. СПб., 2020.

9. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М., 2019.

10. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. М., 2007.

i вгпу -

11. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие как область исследований современной науки // Вестн. Ун-та Рос. академии образования. 2019. № 4. С. 22-29.

12. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1(21). С. 55-59.

13. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

14. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000.

15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2019 г. № 204 [Электронный ресурс]. URL: М1р://кгет1т.ги/а^/Ьапк/43027(дата обращения: 15.04.2021).

16. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февр. 2018 г. № 121 [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440 301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 18.04.2021).

17. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 дек. 2019 г. № 649 [Электронный ресурс]. URL: http://publica tion.pravo.gov.ru//Document/View/00012019122500 47 (дата обращения: 21.04.2021)

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.

19. Сергеев А.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010.

20. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказо-ва Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М., 2013.

21. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Вестн. Ин-та образования человека. 2011. № 1. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2011/103/ (дата обращения: 17.04.2021).

22. Цифровая образовательная среда - это. [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatel naya_sreda_ehto.html (дата обращения: 08.04.2021).

педагогические науки

* * *

1. Asadullin R.M., Frolov O.V. Sub#ektnoe raz-vitie budushchih pedagogov v cifrovoj kul'ture // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 2(155). S. 4-12.

2. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. 3-e izd. M., 1971. T. 5. S. 7.

3. Degtyarev E.V. Dialekticheskaya model' kak social'no-mirovozzrencheskaya osnova social'noj mo-deli filosofii vospitaniya: sistema A.S. Makarenko v kontekste krizisnyh yavlenij v pedagogike // Filoso-fiya osviti. 2013. № 2(13). S. 356-369.

4. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo pro-fessional'nogo obrazovaniya i obucheniya / P.N. Bi-lenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov [i dr.]; pod nauch. red. V.I. Blinova. M., 2019.

5. Kamenskij E.G., Grimov O.A. Setevye soob-shchestva v social'nyh setyah kak faktor razvitiya lich-nostnoj sub#ektnosti // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Lobachevskogo. Ser.: Social'nye nauki. 2014. № 2(34). S. 62-67.

6. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pe-dagogicheskij slovar'. M., 2000. S. 18.

7. Kolesnikova I.L., Dolgina O.A. Anglo-russkij terminologicheskij spravochnik po metodike prepoda-vaniya inostrannyh yazykov. SPb., 2001.

8. Kolyhmatov V.I. Novye vozmozhnosti i ob-uchayushchie resursy cifrovoj obrazovatel'noj sredy: ucheb-metod. posobie. SPb., 2020.

9. Kompetencii «4K»: formirovanie i ocenka na uroke: prakticheskie rekomendacii / avt.-sost. M.A. Pinskaya, A.M. Mihajlova. M., 2019.

10. Korotaeva E.V. Pedagogicheskie vzaimodej-stviya i tekhnologii. M., 2007.

11. Korotaeva E.V. Pedagogicheskoe vzaimodej-stvie kak oblast' issledovanij sovremennoj nauki // Vestn. Un-ta Ros. akademii obrazovaniya. 2019. № 4. S. 22-29.

12. Lapin V.G. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie obespecheniya kachestva podgotovki stu-dentov v srednem professional'nom obrazovanii // In-novacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2019. № 1(21). S. 55-59.

13. Makarenko A.S. O vospitanii. M., 1988.

14. Mudrik A. V. Social'naya pedagogika: ucheb-nik dlya stud. ped. vuzov / pod red. V.A. Slastenina. 3-e izd., ispr. i dop. M., 2000.

15. O nacional'nyh celyah i strategicheskih za-dachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2019 g. № 204 [Elektronnyj resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027(data obrashcheniya: 15.04.2021).

16. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie fe-deral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo stan-darta obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu pod-gotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie»: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 fevr. 2018 g. № 121 [Elektronnyj re-

surs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO %203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (data obrashcheniya: 18.04.2021).

17. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: prikaz Ministerstva prosve-shcheniya Rossijskoj Federacii ot 2 dek. 2019 g. № 649 [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo. gov.ru//Document/View/0001201912250047 (data obrashcheniya: 21.04.2021)

18. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii: uchebnik dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij / S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shi-yanov [i dr.]; pod red. S.A. Smirnova. M., 2000.

19. Sergeev A.N. Podgotovka budushchih uchite-lej informatiki k professional'noj deyatel'nosti v sete-vyh soobshchestvah Interneta: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2010.

20. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Yu. Cifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo issledovaniya. M., 2013.

21. Hutorskoj A.V. Opredelenie obshchepredmet-nogo soderzhaniya i klyuchevyh kompetencij kak ha-rakteristika novogo podhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nyh standartov [Elektronnyj resurs] // Vestn. In-ta obrazovaniya cheloveka. 2011. № 1. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2011/103/ (data obrashcheniya: 17.04.2021).

22. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda - eto... [Elektronnyj resurs] // Akkreditaciya v obrazovanii. URL: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sre da_ehto.html (data obrashcheniya: 08.04.2021).

Training of future teachers to the organization of the schoolchildren cooperation in the context of the digital educational environment as a priority task of the modern pedagogic education

The article deals with the substantiation of the topicality of future teachers training to the organization of the schoolchildren's cooperation in the context of the digital educational environment. There are analyzed the concepts: "digital educational environment", "cooperation", "pedagogical cooperation", "communicative competence" and "digital competence".

Key words: digital educational environment, cooperation, pedagogical cooperation, communicative competence, digital competence.

(Статья поступила в редакцию 26.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.