Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ЦОС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витомскова Е.В., Федотова Е.В.

В статье предложены варианты выявления профессиональных затруднений у педагогических работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 23» города Озерска в условиях внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС). Проанализированы результаты диагностики психологической готовности коллектива лицея к внедрению ЦОС и сформированность ИКТ-компетенции у педагогического состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витомскова Е.В., Федотова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 37.08 : 004

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е.В. Витомскова, Е.В. Федотова

В статье предложены варианты выявления «Цифровое образование как способ организации профессиональных затруднений у педагогичес- и сопровождения образовательного процесса в ких работников муниципального бюджетного условиях цифровой образовательной среды», общеобразовательного учреждения «Лицей прошедшего конкурсный отбор, на основании № 23» города Озерска в условиях внедрения которого лицей стал региональной инновацион-цифровой образовательной среды (ЦОС). Проа- ной площадкой по направлению «Управленчес-нализированы результаты диагностики психоло- кие технологии организации и сопровождения гической готовности коллектива лицея к внедре- образовательного процесса в условиях цифровой нию ЦОС и сформированность ИКТ- образовательной среды». В рамках проекта компетенции у педагогического состава. планируется реализация модели «Цифровой

экосистемы лицея». Программа реализации Ключевые слова: цифровая трансформация, инновационного проекта направлена на приведе-цифровые компетенции, профессиональные ние образовательного процесса в общеобразова-затруднения, внедрение ЦОС, психологическая тельной организации в соответствие с уровнем готовность, техническая компетентность. развития науки, современных информационно -

коммуникационных и образовательных техноло-Цифровая трансформация образования являет- гий, создание цифровой образовательной среды, ся одним из трендов ведущих образовательных которая даст возможность обучающимся лицея систем мира и важным ресурсом развития образо- освоить ключевые компетенции цифровой вания в нашей стране. Необходимость перехода к экономики, обеспечит цифровую грамотность и цифровой трансформации российских школ была персонализацию образования. отмечена президентом Российской Федерации Для создания и эффективного функционирова-В.В. Путиным в Послании Федеральному Собра- ния цифровой образовательной среды педагоги-нию на 2020 год. В настоящее время в субъектах ческие работники лицея должны обладать доста-РФ, в том числе и в Челябинской области, реали- точной профессиональной компетентностью. зуется федеральный проект «Современная Профессиональная компетентность педагога -цифровая образовательная среда в Российской это качество его профессиональных действий, Федерации» [9]. Целью проекта является созда- обеспечивающих эффективное решение профес-ние условий для внедрения к 2024 году современ- сионально значимых задач [10]. ной и безопасной цифровой образовательной Поскольку речь идет о внедрении цифровой среды, обеспечивающей формирование ценности образовательной среды (ЦОС), то мы предполага-к саморазвитию и самообразованию у обучаю- ем, что необходимо выявить профессиональные щихся образовательных организаций всех видов и затруднения у педагогических работников лицея, уровней, путем обновления информационно- связанные именно с этим направлением работы, а коммуникационной инфраструктуры, подготовки значит, необходимо определиться с понятием кадров, создания федеральной цифровой плат- цифровой компетентности. формы [4]. С точки зрения авторов Г.У Солдатовой,

В связи с этим в муниципальном бюджетном Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотовой, общеобразовательном учреждении «Лицей №23» цифровая компетентность определяется как города Озерска (лицей) была разработана Прог- основанная на непрерывном овладении компетен-рамма реализации инновационного проекта циями (системой соответствующих знаний,

умений, мотивации и ответственности) способ- процесса» [5, 6].

ность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокомму-никационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности [10].

В структуре цифровой компетентности выделяют четыре компонента:

1) информационный и медиакомпетентность -знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);

2) коммуникативный - знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;

3) технический - знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;

4) потребительский - знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей [10].

Именно владение цифровой компетенцией позволило педагогам и администрации лицея в апреле 2020 года проводить обучение с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N° 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVГО-19)» и Письмом Минпросвещения России от 08.04.2020 N ГД-161/04 «Об организации образовательного

Так, для реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий педагоги лицея использовали следующие средства коммуникации с обучающимися: Skype, Zoom. В учебном процессе и внеурочной деятельности применялись образовательные платформы РЭШ, МЭШ, Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, Фоксфорд, заочная физико-математическая школа МФТИ, LECTA; электронные ресурсы: Решу ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, «Прое-КТОриЯ», НАВИГАТУМ; онлайн - школа образовательного центра «Сириус». Педагоги разрабатывали и применяли собственные электронные ресурсы.

Для организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся лицея использовались такие средства коммуникации как Skype, Zoom, Viber, WhatsApp.

Методическое сопровождение образовательного процесса и поддержка педагогических работников лицея осуществлялись с применением следующих средств коммуникации: Skype, Zoom, Viber, WhatsApp, электронная почта.

Данные обстоятельства поставили перед руководством и коллективом лицея задачу организации цифровой образовательной среды. При формировании ЦОС в общеобразовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов: психологическую готовность коллектива лицея к внедрению ЦОС и сформированность ИКТ-компетенции у педагогического состава, изучение которых было проведено в соответствии с дорожной картой внедрения инновационного проекта в январе 2020 года.

С целью определения уровня психологической готовности педагогов лицея к внедрению ЦОС педагогом-психологом была проведена диагностика психологической готовности педагогических работников к внедрению ЦОС. Диагностика осуществлялась в ходе анкетирования. Анкета (таблица 1) содержала 15 утверждений с вариантами ответов по шкале Лайкерта, распределённых по четырем блокам психологической готовности педагогических работников к внедрению ЦОС:

1. Готовность к внедрению ЦОС;

2. Осведомленность и умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

3. Способность к самоорганизации и самоконтролю;

Анкета «Диагностика психологической

к внедрен

4. Тревожность педагогических работников при работе с цифровыми образовательными технологиями.

Заполнение анкеты педагогическим коллективом лицея было предусмотрено с использованием гугл-форм.

Таблица 1

готовности педагогических работников ию ЦОС»

№ Суждения Варианты ответа

Полностью не согласен Скорее не согласен, чем согласен Затрудняюсь ответить Скорее согласен, чем не согласен Абсолютно согласен

1. Я достаточно осведомлен(а) о цифровых образовательных технологиях в обучении

2. Я не готов(а) включаться в работу по использованию цифровых образовательных технологий, так как все равно не буду чувствовать себя уверенно в этом деле

3. Я испытываю внутреннее сопротивление при необходимости работать с цифровыми образовательными технологиями

4. Процесс работы с цифровыми образовательными технологиями сопровождается низкой результативностью, у меня мало что получается

5. Я не готов(а) включаться в работу по использованию цифровых образовательных технологий, так как у меня все равно не получится хорошо разобраться с этими технологиями

6. Как правило, я испытываю негативные эмоции (страх, тревогу), когда вынужден(а) разбираться с цифровыми образовательными технологиями

7. Я хорошо знаю алгоритм действий при работе с цифровыми образовательными технологиями

8. Осваивать цифровые образовательные технологии — это сложно, лично мне это не нужно

9. Необходимость использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в своей работе вызывает у меня тревогу

10. Мне нравится работать с цифровыми образовательными технологиями

11. Я готов(а) тратить свое время на освоение цифровых образовательных технологий

12. Я беспокоюсь, что у меня не получится применить в работе цифровые образовательные технологии

13. Я убежден(а), что использовать цифровые образовательные технологии необходимо, за этими технологиями будущее

14. Освоение цифровых образовательных технологий означает идти в ногу со временем

15. Я вполне могу обойтись без цифровых образовательных технологий в своей педагогической деятельности

В представленной анкете утверждения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 являются основанием для определения уровня психологической готовности педагогических работников к внедрению ЦОС. Утверждения 1, 4, 7, 10, 13 показывают осведомленность педагогов и их умение использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Утверждения 2, 5, 8, 11, 14 отражают способность педагогов к самоорганизации и

Шкала оценивания

самоконтролю своей деятельности. А утверждения 3, 6, 9, 12, 15 демонстрируют уровень тревожности педагогов при работе с цифровыми образовательными технологиями. Для определения результата анкетирования была разработана «Шкала оценивания результатов анкеты» (таблица 2). Обрабатывая результаты, необходимо суммировать баллы, выставленные педагогическими работниками.

Таблица 2

езультатов анкеты

Сумма баллов Уровень

до 5 баллов Очень низкий

от 6 до 10 баллов Низкий

от 11 до 15 баллов Средний

от 16 до 20 баллов Выше среднего

от 21 до 25 баллов Высокий

Всего в исследовании приняли участие 36 респондентов (педагогов лицея), что составляет 82 % от общего числа. Результаты диагностики по каждому из четырех блоков таковы:

1. Готовность к внедрению и использованию цифровых образовательных технологий

высокий уровень - 67% выше среднего - 31% средний - 2% низкий - 0% очень низкий - 0%

2. Осведомленность и умение использовать ИКТ

высокий уровень - 42% выше среднего - 50% средний - 8% низкий - 0% очень низкий - 0%

3. Способность к самоорганизации и самоконтролю

высокий уровень - 72% выше среднего - 26% средний - 2% низкий - 0% очень низкий - 0%

4. Уровень тревожности при работе с цифро-

выми образовательными технологиями высокий уровень - 0% выше среднего - 0% средний - 6% низкий - 36% очень низкий - 58%

Как видим, 67% педагогов имеют высокий уровень готовности к внедрению и использованию цифровых образовательных технологий, 31% - уровень выше среднего. Высоким уровнем самоорганизации и самоконтроля обладают 72% педагогов, эти качества необходимы для освоения инновационных методов и готовности включения в работу по использованию цифровых образовательных технологий. Также большим плюсом является и тот факт, что 94% педагогов имеют низкий уровень тревожности при использовании цифровых образовательных технологий. В образовательном процессе тревожность может передаваться от учителя к ученику, что снижает эффективность использования технологий и общую эффективность образовательной деятельности. Однако педагоги отмечают, что не всегда могут использовать в своей работе ИКТ, так как практических знаний, имеющихся у них, не всегда достаточно.

Для выявления профессиональных затруднений, связанных с владением ИКТ-компетенциями, нами были изучены практики развития цифровой компетенции педагогических работников в образовательных организациях г. Чебоксары, что позволило нам сделать следующие выводы: цифровая компетентность учителя не должна сводиться к техническим умениям, она должна включать ответственность и осознанность всех действий, совершаемых в Сети [7].

Поэтому мы предложили педагогам принять участие в анкетировании, направленном на определение уровня ИКТ-компетенции педагогических работников (таблица 3), которое позволило выявить педагогические затруднения в работе в цифровой образовательной среде [8]. Заполнение анкеты было предусмотрено с использованием гугл-форм. Шкала оценивания результатов анкетирования представлена в таблице 3.

Таблица 3

Анкета «Определение уровня ИКТ-компетенции педагогических работников»

3 балла - знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда и стабильно;

2 балла - знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и полно; 1 балл - знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и неполно;

0 баллов - знание и умение не проявляется, отсутствует.

Суждение Баллы

0 1 2 3

Я умею работать с информационно -поисковыми системами с целью поиска и сортировки данных

Я умею работать с электронными библиотеками, средствами навигации и поиска

Я имею навыки верификации информации различными способами: проверка информации с сайта в других авторитетных источниках, оценка репутации сайта, нахождение информации об а вторе (источнике) материала и др.

Я умею работать с облачными технологиями для предоставления участникам образовательного процесса удаленного доступа к сервисам и приложениям через сеть Интернет (облачные файловые хранилища, облачный офис: ведение электронных дневников и рейтинговых журналов, личных аккаунтов преподавателей и обучающихся), онлайн -опросы, тестирование, интерактивные приёмные, тематические чаты и форумы для обучающихся и обучающих, поиск информации по заданной тематике и др.)

Я умею работать с данными обучающихся, записанными в цифровых средах: использование инструментов анализа данных, отслеживание цифровой активности и цифровых данных обучающихся

Я использую цифровые технологии в геймификации образовательного процесса (виктори ны, системы голосования, игры и т.д.)

Я использую цифровые технологии для интерпретаций, оценки и синтеза данных, их генерирования, визуализации и обоснования выведенных результатов для оценки эффективности образовательных стратегий

Я умею работать с цифровыми ресурсами, офисным программным обеспечением для разработки и модификации электронных образовательных ресурсов, создания цифровых презентаций

Суждение Баллы

0 1 2 3

Я использую цифровые инструменты в процессе создания ЭОР (интеграция в них анимации, мультимедиа, интерактивных элементов и др.)

Я имею навыки целеполагания в процессе выбора, изменения, объединения и создания цифровых учебных ресурсов (ЭОР) с учетом образовательного контекста, образовательной цели и целевой аудитории / группы обучающихся

Я могу создавать сложные интерактивные цифровые учебные материалы и мероприятия, например, интерактивные рабочие листы, инструменты онлайн-оценки, интерактивные совместные учебные мероприятия (например, вики, блоги), игры, приложения, визуализации

Я обладаю навыками самообразования и саморазвития с использованием ресурсов электронного обучения (посещение дистанционных курсов, просмотр видеолекций, мастер-классов, использование открытых сетевых образовательных ресурсов и т. п.)

Я умею работать с цифровым оборудованием (Smart-до ска, проектор, компьютерная техника и др.), компонентами информационной образовательной среды школы (образовательной организации) (собственная обучающая платформа, подключение к высокоскоростному Интернету и др.), позволяющее участвовать в формировании и развитии информационной образовательной среды с соответствующей инфраструктурой

Я могу организовывать работу обучающихся в сети Интернет для поиска и обмена информацией, создания совместных проектов и презентации результатов работы в электронном виде

Я способен(на) оценить эффективность конкретных цифровых технологий для организационной и индивидуальной коммуникации

Я участвую в обсуждении используемых цифровых технологий и в разработке новой стратегии эффективного и ответственного использования цифровых технологий для коммуникации

Я работаю с интернет-ресурсами, социальными сетями для изучения новых образовательных ресурсов и генерирования новых идей

Я работаю с тематическими сетями в профессиональных сообществах для развития своих цифровых компетенций и / или содействия коллегам в развитии их цифровых и профессиональных компетенций

Я разрабатываю собственные средства коммуникации (блог, форум, собственный сайт)

Я могу стимулировать и мотивировать обучающихся на создание собственного цифрового контента, самовыражение с использованием цифровых технологий, например, для создания текстов, изображений, видео, портфолио для достижения определенной образовательной цели

Я знаю требования к соблюдению и защите прав интеллектуальной собственности в сети Интернет и обучаю этому обучающихся

Суждение Баллы

0 1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я умею использовать цифровые инструменты для экспорта электронных образовательных ресурсов, например, обучающего видео

Я ответственно веду себя в сети Интернет и обучаю этому обучающихся

Я знаю, что такое «цифровой след» и умею работать с ним

Я не пользуюсь социальными сетями, не размещаю своих данных, мой цифровой след неинформативен, не представляет интереса

Я убежден в необходимости создания цифрового портфолио

Я умею работать с цифровыми инструментами для сохранения, удаления данных, соблюдения конфиденциальности информации

Я умею распознавать действия и информацию, имеющие мошеннический умысел

Я владею навыками обучения эффективным мерам по ограничению или противодействию ненадлежащего поведения в сети интернет обучающихся и и их сверстников

Я способен(на) развивать свои профессиональные компетенции в области совершенствования уровня цифрового развития обучающихся

Таблица 4

Шкала оценивания результатов анкетирования

От 0 баллов до 45 баллов низкий уровень

от 45 баллов до 67 баллов уровень ниже среднего

от 68 баллов до 80 баллов средний уровень

от 81 балла до 90 баллов высокий уровень

В анкетировании приняли участие 43 респондента (педагогические работники лицея). Результаты получились следующие: высокий уровень владения ИКТ-компетенциями показали 6 человек (15%), средний уровень - 17 человек (38%), уровень ниже среднего - 14 человек (33%), низкий уровень - 6 человек (15%).

Анализ показал, что 60% (24 человека) педагогического состава лицея никогда не задумывались о необходимости сбора цифрового следа обучающихся или фиксации каких-либо образовательных результатов, отличных от субъективной оценки. Как следствие, они не знакомы с методиками сбора цифрового следа. Цифровой след - это закрепленные в данных показатели образовательного опыта [1]. А между тем фиксация цифрового следа обучающихся позволит определить связь между актом обучения и его результатом, даст возможность анализировать, с какими действиями связаны образовательные успехи ученика, благодаря чему он освоил ту или

иную деятельность, а это может быть использовано как рекомендация по развитию другого обучающегося.

Цифровой след обучающегося может стать частью его цифрового портфолио, где будут фиксироваться все достижения школьника, начиная уже с четвертого класса: сведения о победах в конкурсах и олимпиадах, о пройденных уроках и полученных отметках, о глубине изучения отдельных тем, о результатах экзаменов, о волонтерской деятельности обучающегося и многое другое. По словам Министра просвещения Российской Федерации Кравцова С.С., «анализ больших данных позволит школе построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика, оценить эффективность своей программы, и в случае необходимости скорректировать ее. Школьнику в автоматическом режиме будут предлагаться материалы для восполнения пробелов в знаниях или для углубленного изучения. То есть внедрение

цифровых технологий позволит сделать образовательный процесс более индивидуальным. А значит - эффективным» [3].

Анкетирование показало, что 50% (20 респондентов) педагогов лицея видят целесообразность перехода к электронному портфолио, понимают его эффективность в сфере образовательных маршрутов школьника и его результатов.

Кроме того, у 73 % респондентов (29 человек) не до конца сформировано понимание собственного цифрового следа, того массива неструктурированных данных, которые педагог оставляет в глобальной информационной сети от любого своего действия: заполнение профиля в социальных сетях, прохождение опросов, переходы по ссылкам, комментирование, отправка сообщений. А это становится основой для цифровой идентичности человека, его цифрового образа [2].

Неумение распознавать действия и информацию, имеющие мошеннический умысел, отметили 40% респондентов (16 человек), а 35% респондентов (14 педагогов лицея) до сих пор не владеют навыками обучения эффективным мерам по ограничению или противодействию ненадлежащего поведения в сети интернет обучающихся и их сверстников. Только 30% респондентов (12 педагогов лицея) отметили умение работать с цифровыми инструментами для сохранения, удаления данных, соблюдения конфиденциальности информации. В связи с этим мы можем говорить о недостаточной осведомлённости педагогов лицея о новых рисках и угрозах Сети, увеличивающихся вследствие несоблюдения правил безопасности: распространение избыточной информации о себе, незащищённые пароли и их небезопасное хранение. К сожалению, многие педагоги до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам.

Таким образом, выявление профессиональных затруднений у педагогических работников в условиях внедрения ЦОС является важным пунктом, поскольку позволяет зафиксировать и уровень психологической готовности педагогических работников, и уровень их владения цифровой компетенцией. Определение слабых мест в профессиональной деятельности, связан-

ной с цифровой компетентностью педагогов, позволит администрации лицея правильно выстроить дальнейшую траекторию работы, принять стратегические управленческие решения в создании эффективной цифровой образовательной среды: повысить квалификацию педагогов, разработать индивидуальные маршруты повышения квалификации для педагогических работников, испытывающих затруднения при работе с цифровыми образовательными технологиями, организовать обучение и обмен опытом внутри образовательной организации.

Список литературы

1. Комиссаров, А. Дата-инжиниринг для всех. Как научиться анализировать образовательные данные / А. Комиссаров. - URL: https://vc.ru/u/606445-2035-universitv/186148-data-mzMniring-dlya-vseh-kak-nauchitsya-analizirovat-obrazovatelnve-dannve (дата обращения: 11.05.2021)

2. Морозов, А. В. Профессиональная подготовка педагогов в условиях цифровизации / А. В. Морозов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник. Вып. 14. Ч. 2 - Москва, 2019. - С.750-751. ISBN: 978-5-248-00938-1.

3. Не цифрой единой : [интервью с министром просвещения РФ С. Кравцовым] // Российская газета - 2021. - 12 января.

4. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: экспертно-аналитический доклад. - Москва, 2017. - 133 с. -URL: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/ novaya-tehnologicheskaya-revolutsia-2017-10-13.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

5. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) : Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 " - URL: http ://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _349217/ (дата обращения: 11.05.2021).

6. Об организации образовательного процесса : письмо Минпросвещения России от 08.04.2020 N ГД-161/04 - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_350323/ (дата обраще-

ния: 11.05.2021)

7. Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - 384 с.

8. Отчет реализации промежуточного этапа проекта № 19-29-14030 «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования» (19-29-14030 мк РФФИ) / М. Чоросова, Г. С. Соломонова, Р. Е. Герасимова [и др.]. - Якутск : Препринт, 2020. - 204 с.

9. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» - https://edugov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 11.05.2021).

10. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Расска-зова, Е.Ю. Зотова. - Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.- ISBN 978-5-99047 06-1-3.

References

1. Komissarov, A. Data-inzhiniring dlya vsekh. Kak nauchit'sya analizirovat' obrazovatel'nye dannye / A. Komissarov. - URL: https://vc.ru/u/606445-2035-university/186148-data-inzhiniring-dlya-vseh-kak-nauchitsya-analizirovat-obrazovatelnye-dannye (data obrashcheniya: 11.05.2021).

2. Morozov, A. V. Professional'naya podgotovka pedagogov v usloviyakh tsifrovizatsii / A. V. Morozov // Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya : ezhegodnik. Vyp. 14. Ch. 2 - Moskva, 2019. - S.750-751. ISBN: 978-5-248-00938-1.

3. Ne tsifroy edinoy : [interv'yu s ministrom prosveshcheniya RF S. Kravtsovym] // Rossiyskaya gazeta - 2021. - 12 yanvarya.

4. Novaya tekhnologicheskaya revolyutsiya: vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii: ekspertno-analiticheskiy doklad. - Moskva, 2017. - 133 s. -URL: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsia-2017-10-13.pdf (data obrashcheniya: 11.05.2021).

5. O merakh po obespecheniyu sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossiyskoy Federatsii v svyazi s

rasprostraneniem novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19) : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 02.04.2020 № 239" - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _349217/ (data obrashcheniya: 11.05.2021).

6. Ob organizatsii obrazovatel'nogo protsessa : pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 08.04.2020 N GD-161/04 - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_350323/ (data obrashcheniya: 11.05.2021).

7. Opyt obrazovatel'noy organizatsii v sfere formirovaniya tsifrovykh navykov: materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. - Cheboksary: ID «Sreda», 2019. - 384 s.

8. Otchet realizatsii promezhutochnogo etapa proekta № 19-29-14030 «Kognitivnye modeli i algoritmy formirovaniya tsifrovoy kompetentnosti pedagoga v usloviyakh tsifrovizatsii obshchego obrazovaniya» (19-29-14030 mk RFFI) / M . Chorosova , G. S. Solomonova, R. E. Gerasimova [i dr.]. - Yakutsk : Preprint, 2020. - 204 s.

9. Federal'nyy proekt «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» - URL: https://edu.gov.ru/ national-project/projects/cos/ (data obrashcheniya: 11.05.2021).

10. Tsifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditeley. Rezul'taty vserossiyskogo issledovaniya / G. U. Soldatova, T. A. Nestik, E. I. Rasskazova, E.Yu. Zotova. - Moskva : Fond Razvitiya Internet, 2013. - 144 s. - ISBN 978-5-9904706-1-3.

Сведения об авторах

Витомскова Екатерина Валерьевна -

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей J№ 23» Озерского городского округа

Федотова Екатерина Викторовна - тьютор регионального инновационного проекта, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 23» Озерского городского округа

Information about authors

Vitomskova Ekaterina Valerievna - Teacher of Russian Language and Literature, "Lyceum №. 23", Ozersk

Fedotova Ekaterina Viktorovna - Tutor of the Regional Innovational Project, Teacher of Russian Language and Literature, "Lyceum № 23", Ozersk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.