Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ '

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
образовательная среда / продуктивность / продуктивное взаимодействие / результат продуктивного взаимодействия / условия продуктивного взаимодействия. / educational environment / productivity / productive interaction / result of productive interaction / conditions of productive interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Алла Геннадьевна, Янгиров Роман Робертович

в рамках настоящей статьи внимание акцентируется на организационно-педагогических аспектах продуктивного взаимодействия, осуществляемого в ходе образовательного процесса между соответствующими субъектами. Производится изучение конкретных условий, которые могут быть апробированы в образовательной среде высших учебных заведений при подготовке будущих учителей. Особое значение автор придает самому пониманию продуктивного взаимодействия и готовности студентов педагогических вузах к его формированию в различных условиях, в том числе и в формате электронного или дистанционного обучения. Общим выводом данной работы предусматривается обозначение конкретных организационно-педагогических условий продуктивного взаимодействия как процесса опосредованного воздействия субъектов взаимодействия друг на друга, предполагает взаимную обусловленность данных субъектов. Готовность будущего учителя к взаимодействию с учащимися можно выделить как часть готовности учителя начальной школы к профессиональной деятельности и определенное состояние, которое возникает вследствие интеграции мотивов, установок, психологических качеств, профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, опыта учебной деятельности в многопредметной среде начальной школы и профессиональной индивидуальности. Организационно-педагогическими условиями при подготовке будущих педагогов к продуктивному взаимодействию с обучающими являются: использование интерактивных форм и методов продуктивного взаимодействия, основанных на принципах диалогового обучения, при этом содержание таких методов и форм должно отражать эмоционально-волевые, личностные и коммуникативно-сензитивные психологические особенности обучающихся; организация обучения студентов в условиях электронной образовательной среды для формирования знаний, умений и навыков относительно продуктивного взаимодействия в онлайн-среде; применение знаний и формирование умений в рамках прохождения педагогической практики, что предполагает тесное сотрудничество между высшим учебным заведением и общеобразовательной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Алла Геннадьевна, Янгиров Роман Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PRODUCTIVE INTERACTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PRODUCTIVE INTERACTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENTENT

within the framework of this article, attention is focused on the organizational and pedagogical aspects of productive interaction carried out during the educational process between the relevant subjects. The study of specific conditions that can be tested in the educational environment of higher educational institutions in the preparation of future teachers. The author attaches particular importance to the very understanding of productive interaction and the readiness of students of pedagogical universities to form it in various conditions, including in the format of electronic or distance learning. The general conclusion of this work provides for the designation of specific organizational and pedagogical conditions of productive interaction as a process of indirect influence of the subjects of interaction on each other, assumes mutual conditionality of these subjects. The readiness of a future teacher to interact with students can be distinguished as part of the readiness of an elementary school teacher for professional activity and a certain state that arises as a result of the integration of motives, attitudes, psychological qualities, professional and pedagogical knowledge, skills and abilities, experience of educational activities in the multi-subject environment of elementary school and professional individuality. Organizational and pedagogical conditions in the preparation of future teachers for productive interaction with students are: the use of interactive forms and methods of productive interaction based on the principles of dialogic learning, while the content of such methods and forms should reflect the emotional-volitional, personal and communicative-sensitive psychological characteristics of students; the organization of student learning in an electronic educational environment for formation of knowledge, skills and abilities regarding productive interaction in an online environment; the application of knowledge and the formation of skills within the framework of pedagogical practice, which implies close cooperation between a higher educational institution and a general education organization.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ »

УДК 37.015.3 (075.8) ГРНТИ 14.35.07

DOI 10.24412/2409-3203-2022-30-299-303

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Кузнецова Алла Геннадьевна

д-р пед. н., профессор кафедры педагогики Янгиров Роман Робертович

магистрант направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

ФГЪОУ ВО ТГУ Россия, г. Хабаровск

Аннотация: в рамках настоящей статьи внимание акцентируется на организационно-педагогических аспектах продуктивного взаимодействия, осуществляемого в ходе образовательного процесса между соответствующими субъектами. Производится изучение конкретных условий, которые могут быть апробированы в образовательной среде высших учебных заведений при подготовке будущих учителей. Особое значение автор придает самому пониманию продуктивного взаимодействия и готовности студентов педагогических вузах к его формированию в различных условиях, в том числе и в формате электронного или дистанционного обучения. Общим выводом данной работы предусматривается обозначение конкретных организационно-педагогических условий продуктивного взаимодействия как процесса опосредованного воздействия субъектов взаимодействия друг на друга, предполагает взаимную обусловленность данных субъектов. Готовность будущего учителя к взаимодействию с учащимися можно выделить как часть готовности учителя начальной школы к профессиональной деятельности и определенное состояние, которое возникает вследствие интеграции мотивов, установок, психологических качеств, профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, опыта учебной деятельности в многопредметной среде начальной школы и профессиональной индивидуальности. Организационно-педагогическими условиями при подготовке будущих педагогов к продуктивному взаимодействию с обучающими являются: использование интерактивных форм и методов продуктивного взаимодействия, основанных на принципах диалогового обучения, при этом содержание таких методов и форм должно отражать эмоционально-волевые, личностные и коммуникативно-сензитивные психологические особенности обучающихся; организация обучения студентов в условиях электронной образовательной среды для формирования знаний, умений и навыков относительно продуктивного взаимодействия в онлайн-среде; применение знаний и формирование умений в рамках прохождения педагогической практики, что предполагает тесное сотрудничество между высшим учебным заведением и общеобразовательной организацией.

Ключевые слова: образовательная среда, продуктивность, продуктивное взаимодействие, результат продуктивного взаимодействия, условия продуктивного взаимодействия.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PRODUCTIVE INTERACTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kuznetsova Alla Gennadievna

Ph.D., Professor of the Department of Pedagogy Yangirov Roman Robertovich

undergraduate in the direction of training 44.04.01 Pedagogical education

Togliatti State University Russia, the city of Khabarovsk

Abstract: within the framework of this article, attention is focused on the organizational and pedagogical aspects of productive interaction carried out during the educational process between the relevant subjects. The study of specific conditions that can be tested in the educational environment of higher educational institutions in the preparation of future teachers. The author attaches particular importance to the very understanding of productive interaction and the readiness of students of pedagogical universities to form it in various conditions, including in the format of electronic or distance learning. The general conclusion of this work provides for the designation of specific organizational and pedagogical conditions of productive interaction as a process of indirect influence of the subjects of interaction on each other, assumes mutual conditionality of these subjects. The readiness of a future teacher to interact with students can be distinguished as part of the readiness of an elementary school teacher for professional activity and a certain state that arises as a result of the integration of motives, attitudes, psychological qualities, professional and pedagogical knowledge, skills and abilities, experience of educational activities in the multi-subject environment of elementary school and professional individuality. Organizational and pedagogical conditions in the preparation of future teachers for productive interaction with students are: the use of interactive forms and methods of productive interaction based on the principles of dialogic learning, while the content of such methods and forms should reflect the emotional-volitional, personal and communicative-sensitive psychological characteristics of students; the organization of student learning in an electronic educational environment for formation of knowledge, skills and abilities regarding productive interaction in an online environment; the application of knowledge and the formation of skills within the framework of pedagogical practice, which implies close cooperation between a higher educational institution and a general education organization.

Keywords: educational environment, productivity, productive interaction, result of productive interaction, conditions of productive interaction.

Организационно-педагогические условия представляют собой специальную организационно-педагогическую среду, которая способствует формированию готовности будущего педагога к педагогическому взаимодействию, а также совокупность мероприятий (средств, объективных возможностей) учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают достижение более высокого уровня педагогического взаимодействия. Как указывает В.А. Дволучанская «педагогические условия подготовки будущих учителей к организации продуктивного взаимодействия с обучающимися являются важнейшей составляющей системы подготовки будущих специалистов в учебном процессе вуза» [3, с. 62]. Эффективность организационно-педагогических условий при подготовке будущих учителей к продуктивному взаимодействию достигается при выполнении следующих положений:

1) успешность разработки педагогических условий зависит от четкого определения основной цели, на достижение которой направлен учебный процесс;

2) эффективность педагогических условий достигается с помощью совокупности взаимообусловленных действий и мероприятий, которые будут обеспечивать достижение результата;

3) в процессе реализации педагогических условий обеспечивается эмоциональная направленность субъектов обучения на педагогическое взаимодействие.

Следовательно, организационно-педагогическими условиями формирования подготовки учителей к взаимодействию с обучающимися могут выступать различные педагогические подходы, принципы, методы, приёмы и формы работы на базе высших учебных заведений. Согласно В.А. Дволучанской, можно выделить следующие

300

организационно-педагогические условия подготовки студентов - будущих учителей к продуктивному педагогическому взаимодействию с учащимися.

Реализация первого условия предполагает осмысление текстов по методам, выделенным А.Ф. Закировой: «перевод научного текста языком живого педагогического процесса, комментирование педагогического текста, диалог-полемика с автором текста, составление частотного словаря текста, составление понятийной схемы текста; жанровая переработка текста; интерпретация педагогического текста с позиции различных субъектов педагогического процесса» [4, с. 167].

Второе условие состоит в том, что студенты проходят педагогическую практику в условиях общеобразовательных учреждений. Педагогическая практика - это вид практической деятельности студентов, направленной на решение различных педагогических задач, специфика которой состоит в том, что в ней осуществляется идентификация с профессиональной деятельностью учителя и создаются условия для формирования направленности, потребности самосовершенствования и самоопределения будущего учителя [2]. В организации практики предполагается усиление самостоятельности и активности студентов. Будущий учитель начинает реально представлять все сложности и радости педагогической работы. Именно во время практики у студента происходит формирование педагогической сознания, которая из плоскости идеальных представлений переходит в систему реальных установок и взглядов будущего учителя.

Воспитательная функция практики способствует становлению педагогической культуры, формированию собственного стиля, ведь учитель личным примером активизируют творческую самостоятельность студентов в выполнении задач практики, во время которой будущий учитель начальных классов развивается в личностном и в профессиональном планах: он учится думать и действовать как педагог.

Общение студентов - будущих учителей с учениками, а также с учителями, методистами, коллегами обеспечивает диалогическое взаимодействие, что в конечном итоге положительно влияет на будущую профессиональную деятельность. Только на практике студент может оценить свое эмоциональное состояние в процессе общения со всеми субъектами педагогической деятельности, проанализировать и оценить свои личные и профессиональные качества как будущего учителя, свою успеваемость или неуспеваемость и прогнозировать продуктивное взаимодействие.

Третьим педагогическим условием является применение интерактивных методов обучения в вузе в качестве средства подготовки будущих учителей к продуктивному педагогическому взаимодействию. Одними из эффективных форм работы исследователи называют деловые игры, проводимые с помощью дискуссий, среди которых выделяются следующие типы: дискуссия-диспут, конференция, прогрессивная дискуссия, дискуссия-соревнование.

Е.Ю. Сысоева полагает, что одним из педагогических условий подготовки учителей к продуктивному взаимодействию с обучающимися общеобразовательной школы, в том числе и младшего звена, является внедрение практико-ориентированной системы обучения, которая способствует развитию личностно-профессиональных компетенций, формами и методами которой являются: «педагогическая мастерская, арт-терапевтическая мастерская, коммуникативный тренинг; конфликт-метод, анализ педагогических ситуаций, анализ художественно-педагогических произведений, освоение техник активного слушания, позитивного переформулирования, техник снижения эмоционального напряжения» [6, с. 49].

И.В. Арябкина, О.Ю. Марковцева рассматривают культурно-эстетическое направление продуктивного педагогического взаимодействия будущих педагогов в условиях вуза. Указанные авторы к организационно-педагогическим условиям причисляют следующие основные формы: «прохождение будущими учителями педагогической практики в школах, в процессе которой формируются важнейшие профессионально-

301

педагогические компетенции; участие студентов в разнообразных социальных проектах разных уровней; научно-исследовательская деятельность будущих учителей в сфере эстетического образования школьников» [1, с. 196]. Кроме этого обращают внимание на то, что каждого студента в вузе необходимо мотивировать к саморазвитию и самовоспитанию, а жизненный опыт является фундаментом межличностного общения между студентами и их будущими учениками.

В условиях пандемии актуальным стало дистанционное обучение, которое позволило определить проблему продуктивного взаимодействия педагогов в онлайн-среде. При подготовке студентов в вузах необходимо использовать организационно-педагогические условия творческого взаимодействия, включающие следующие методы и формы работы: проекты, вебинары и мастер-классы в онлайн-среде, разноуровневые творческие задания в рамках учебных дисциплин. H.A. Костикова в свою очередь также считает перспективным подготавливать будущих педагогов к коммуникативной деятельности в цифровом образовательном пространстве, что по мнению автора существенно повысит способность студентов взаимодействовать с обучающимися начальной школы. H.A. Костикова среди организационно-педагогических условий формирования продуктивного взаимодействия будущих учителей называет:

1) выполнение заданий, предполагающих взаимодействие, по разным дисциплинам непосредственно в электронной среде, что становится возможным благодаря множеству образовательных платформ (например, Moodle);

2) разработку и включение в учебный план вузов новых специальных дисциплин (например, «коммуникация в современной электронной образовательной среде»), которые будут содержать материал относительно как теоретической, так и практической направленности, позволяющий подготавливать студентов к эффективному взаимодействию с обучающимися на базе электронной образовательной среды;

3) необходимость решения педагогических задач в ходе педагогической практики (изучение опыта учителей по использованию электронных образовательных ресурсов);

4) организацию научно-исследовательской деятельности студентов относительно организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде (выполнение курсовых работ, ВКР) [5, С. 12-15].

Следовательно, согласно организационно-педагогических условий H.A. Костиковой у будущих студентов формируются знания, совершенствуются навыки и умения коммуникативной деятельности, позволяющие активно взаимодействовать с обучающимися в онлайн-среде, что является актуальным согласно требованиям времени.

Таким образом, на основании изучения разных подходов к организации и внедрению организационно-педагогических условий в системе высшего образования, позволяющего подготавливать будущих учителей к продуктивному взаимодействию, были выделены наиболее эффективные: использование интерактивных форм и методов продуктивного взаимодействия в условиях вуза на практических занятиях в системе проблемного обучения, содержание которых должно отражать эмоционально-волевые, личностные и коммуникативно-сензитивные психологические особенности обучающихся; организация обучения студентов в условиях электронной образовательной среды для формирования знаний, умений и навыков относительно продуктивного взаимодействия в онлайн-среде; применение знаний и формирование умений в рамках прохождения педагогической практики, что предполагает тесное сотрудничество между высшим учебным заведением и общеобразовательной организацией.

Список литературы:

1. Арябкина И.В. Ценностные смыслы подготовки будущих учителей начальной школы к культурно-эстетическому взаимодействию с младшими школьниками в условиях педагогического вуза / И.В. Арябкина, О.Ю. Марковцева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2 (34). - С. 191-197.

2. Волокитина, Ю.Н. Формы продуктивного взаимодействия учителей начальной школы и учащихся / Ю.Н. Волокитина, О.И. Баранова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 38. - С. 17-22.

3. Дволучанская В.А. Педагогические условия подготовки будущего учителя начальной школы к организации взаимодействияс младшими школьниками / В.А. Дволучанская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2020. -№ 4. - С. 61-69.

4. Закирова А. Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: дис. ... докт. пед. наук. - Тюмень, 2001. - 317 с.

5. Костикова H.A. Практические аспекты подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде / H.A. Костикова // Образовательный вестник «Сознание». -2019.-Т.21.-№ 7.-С. 13-18.

6. Сысоева Е.Ю. Подготовка аспирантов - будущих преподавателей к педагогической деятельности / Е.Ю. Сысоева // Вестник Самарского университета.

История, педагогика, филология. - 2020. - № 4, Т. 26. - С. 49-56.

♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.