Научная статья на тему 'Педагогические условия организации сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и общего образования'

Педагогические условия организации сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSION READINESS / NETWORKING / PRACTICE-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кесаева С. В.

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия реализации сетевого взаимодействия высшего учебного заведения и общеобразовательной школы, обеспечивающие готовность будущих педагогов к самостоятельной профессиональной деятельности. Основными условиями выделяются: отбор образовательных технологий, ориентированных на практико-ориентированное обучение; активизация исследовательской деятельности студентов посредством их участия в практико-ориентированных и междисциплинарных проектах, конкурсах, студенческих научно-практических конференциях, в работе творческих лабораторий, опытно-экспериментальных площадок общеобразовательных учреждений; создание учебно-методического обеспечения педагогического вуза, способствующего формированию практических навыков у студентов; разработка адекватной системы оценивания сформированности знаний, навыков и умений у студентов. Также в статье приведён анализ реализации сетевого взаимодействия вуза и школы, проведенного на базе ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» и ГБОУ «Гимназия «Диалог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кесаева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER AND GENERAL EDUCATION

The article discusses organizational and pedagogical conditions for the implementation of the network interaction of the higher education institution and secondary school, ensuring the readiness of future teachers for independent professional activity. The author specifies a meaningful context the concept of “pedagogical conditions” of organizing network interaction between a university and a school for the purpose of practice-oriented learning. The main conditions stand out: the selection of educational technologies focused on practice-oriented learning; activization of research activities of students through their participation in practice-oriented and interdisciplinary projects, contests, student scientific conferences, in the work of creative laboratories, experimental experimental sites of educational institutions; the creation of educational and methodological support pedagogical high school, contributing to the formation of practical skills among students; development of an adequate system for assessing the formation of students’ knowledge, skills and abilities. The article also provides an analysis of the implementation of the network interaction between the university and the school, conducted on the basis of the North-Ossetian State Pedagogical Institute and the Dialogue Grammar School.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и общего образования»

УДК 378

Kesaeva S.V., postgraduate, Department of Pedagogy, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER AND GENERAL EDUCATION. The article discusses organizational and pedagogical conditions for the implementation of the network interaction of the higher education institution and secondary school, ensuring the readiness of future teachers for independent professional activity. The author specifies a meaningful context the concept of "pedagogical conditions" of organizing network interaction between a university and a school for the purpose of practice-oriented learning. The main conditions stand out: the selection of educational technologies focused on practice-oriented learning; activization of research activities of students through their participation in practice-oriented and interdisciplinary projects, contests, student scientific conferences, in the work of creative laboratories, experimental experimental sites of educational institutions; the creation of educational and methodological support pedagogical high school, contributing to the formation of practical skills among students; development of an adequate system for assessing the formation of students' knowledge, skills and abilities. The article also provides an analysis of the implementation of the network interaction between the university and the school, conducted on the basis of the North-Ossetian State Pedagogical Institute and the Dialogue Grammar School.

Key words: organizational and pedagogical conditions, profession readiness, networking, practice-oriented training.

С.В. Кесаева, аспирант каф. педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ,

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия реализации сетевого взаимодействия высшего учебного заведения и общеобразовательной школы, обеспечивающие готовность будущих педагогов к самостоятельной профессиональной деятельности. Основными условиями выделяются: отбор образовательных технологий, ориентированных на практико-ориентированное обучение; активизация исследовательской деятельности студентов посредством их участия в практико-ориентированных и междисциплинарных проектах, конкурсах, студенческих научно-практических конференциях, в работе творческих лабораторий, опытно-экспериментальных площадок общеобразовательных учреждений; создание учебно-методического обеспечения педагогического вуза, способствующего формированию практических навыков у студентов; разработка адекватной системы оценивания сформированности знаний, навыков и умений у студентов. Также в статье приведён анализ реализации сетевого взаимодействия вуза и школы, проведенного на базе ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» и ГБОУ «Гимназия «Диалог».

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, профессиональная готовность, сетевое взаимодействие, практико-ориентирован-ная подготовка.

Введение. Одной из проблем российского высшего образования является проблема обеспечения его качества. К основным требованиям, которые предъявляет к учителю начальных классов современное общество, можно отнести: готовность к переменам, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

Модернизация педагогического образования с целью приобретения будущими учителями вышеперечисленных качеств, на наш взгляд, предполагает под собой повышение уровня профессионализации педагога, которую рационально осуществлять посредством практико-ориентированного обучения [1 - 12].

В отечественной педагогике одним из актуальных вопросов остаётся вопрос о педагогических условиях, обеспечивающих готовность молодых специалистов к самостоятельной трудовой деятельности. В литературе некоторыми авторами педагогические условия трактуются как комфортная среда, способствующая успешности учения.

Е.Л. Яковлева [12], исследуя понятие «педагогические условия», характеризует его как совокупность мер, обеспечивающих достижение обучающимися поставленных дидактических целей или творческого уровня деятельности. Такие учёные, как А.С. Белкин, Л.П. Качалов, Б.И. Коротяев, под педагогическими условиями понимают комфортную среду, способствующую успешности образования [1; 6; 8].

Другие авторы [3] трактуют понятие педагогические условия как обстоятельства, которые в своей совокупности обеспечивают эффективность совместной деятельности педагога и обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Мы предлагаем под педагогическими условиями реализации сетевой формы взаимодействия вуза и школы, в рамках практико-ориентированного обучения, понимать систему педагогических мер, которые в своей совокупности образуют своеобразную технологию педагогической деятельности, направленную на воспитание личности посредством формирования социально-значимых мотивов, развития практических знаний, навыков и умений по выбранной профессии и общетрудовых способностей, необходимых для трудовой деятельности.

Первым организационно-педагогическим условием можно выделить отбор образовательных технологий, ориентированных на практико-ориенти-рованное обучение.

Для решения задач практико-ориентированного обучения из всех традиционных форм обучения в вузе (лекция, семинар, практическое занятие, лабораторный практикум) наиболее рациональной формой является лабораторный практикум, так как лабораторный практикум предполагает накопление, углубление и систематизацию приобретённых по время лекционных занятий знаний, вырабатывает у студентов способности к творческому мышлению, умение обобщать и анализировать материал лекций и учебников; развивает навык мыслить критически, способствуя познавательной активности. На наш взгляд, результатом лабораторного практикума должно стать более качественное взаимодействие студентов и преподавателей, посредством интеграции деятельности студентов

в систему деятельности преподавателя учебно-методической базы. Для этого содержание практикума, формы и методы его организации, средства педагогической коммуникации, а также деятельность преподавателя и студента должны быть направлены на формирование готовности у будущих учителей к самостоятельной профессиональной деятельности.

Второе организационно-педагогическое условие реализации сетевой формы - создание учебно-методического обеспечения педагогического вуза, способствующего формированию практических навыков у студентов.

Данное условие было реализовано посредством разработки и внедрения специального курса «Практикум по формированию готовности педагога к профессиональной деятельности»» в рамках вариативной части образовательной программы направления подготовки 44.03.05. «Педагогическое образование». Курс направлен на развитие практических умений и навыков, формирование необходимых профессионально важных качеств, осмысление теоретических знаний и раскрытие творческих способностей студентов. Данный спецкурс был апробирован на студентах четвертного курса очного отделения ГБОУ ВО «Севе-ро-Осетинский государственный педагогический институт».

В процессе изучения курса у студентов сформировались персональные стили педагогической коммуникации, раскрывались способности к импровизации при проработке педагогических ситуаций и решении педагогических задач, что даст возможность студентам в последующем активно применять их в своей профессиональной деятельности и своевременно варьировать процесс обучения детей.

Изучение курса осуществлялось во время прохождения производственной практики, трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе 36 часов на самостоятельную работу, что позволило решить следующие педагогические задачи:

- совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки в области педагогической деятельности;

- содействовать пониманию студентами важности своей профессии, создать у них положительную мотивацию к процессу обучения;

- повысить уровень коммуникативной компетентности;

- развить и воспитать в студентах профессионально значимые для педагога качества личности;

- выработать способность к самоанализу, интерпретации собственной профессиональной деятельности (рефлексивные умения).

Авторский спецкурс представляет собой модульно-рейтинговую структуру обучения.

Модуль 1: Основы педагогической профессии.

Изучение первого модуля помогло студентам осмыслить специфику, суть и ценностные характеристики педагогической профессии.

Модуль 2: Особенности педагогической коммуникации. Данный модуль направлен на осознание студентами значимости педагогической профессии,

формирование представления о необходимых профессионально-значимых качествах и этических требованиях к деятельности учителя.

Модуль 3: Развитие профессиональной компетентности. Рефлексия.

Суть модуля заключается в формировании рефлексивного компонента профессиональной готовности, при этом была применена методика ученых И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова [10].

Модуль 4: Профессиональные пробы в осуществлении функции «Воспитательная деятельность»

Умение проводить внеурочные занятия является одним из важнейших навыков в профессиональной деятельности учителя. При изучении этого модуля студентам приходилось находить решение психолого-педагогических задач учебно-воспитательного процесса, вязанных с реализацией целей конкретных мероприятий и конкретных образовательных технологий и психического развития детей. Данный модуль позволил студентам овладеть как методами и формами обучения, выходящими за рамки учебных занятий (проведение лабораторных экспериментов, проведение практических занятий, проектная деятельность, проведение экскурсий) так и различными видами внеурочной деятельности

Модуль 5: Профессиональные пробы в осуществлении функции «Развивающая деятельность».

Во время прохождения данного модуля студенты осваивали навыки психолого-педагогического диагностирования детей, что позволит им учитывать этапы развития детей в профессиональной деятельности и уметь выявлять задержки развития.

Изучение этого модуля, как и предыдущего, является основой для формирования интеллектуально-операционного компонента профессиональной готовности студентов, путём использования в структуре данного спецкурса практических и лабораторные занятий.

Модуль 6: Профессиональные пробы в осуществлении функции «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»

Эффективность психолого-педагогического воздействия определяется не только профессионализмом педагога, но и участием всех заинтересованных лиц, в первую очередь родителей, в педагогическом процессе, созданием вокруг ребенка благоприятной среды. Изучение этого модуля формирует у студентов знания и умения в консультативной и просветительской деятельности, а также способствует формированию коммуникативного и интеллектуально-операционного компонента профессиональной готовности студентов.

Темы каждого из модулей авторского спецкурса отрабатывались в реальных условиях на базовых кафедрах, которые представляют собой общеобразовательные начальные школы, закрепленных за ГБОУ ВО «СОГПИ».

Контроль результатов реализации данного спецкурса представлял собой сочетание методов устного, письменного, практического контроля и самоконтроля, итогового и текущего контроля.

Текущий контроль предполагал предварительный, собственно текущий и рубежный контроль. Первый из них (собственно текущий контроль - на каждом занятии) давал возможность преподавателю определить качество, глубину, объем усвоения знаний каждого раздела; выявить имеющиеся недостатки и принять меры по их устранению.

Рубежный контроль позволял определить уровень усвоения студентами каждого раздела дисциплины, их способности соотносить учебный материал с уже имеющимися знаниями из других областей.

Итоговый контроль проводился по завершению изучения дисциплины и учитывал результаты текущего и рубежного контроля. Цель итогового контроля -выявить и оценить знания, умения и навыки по результатам изучения дисциплины в целом и способность применить их в условиях, приближенных к профессиональной деятельности.

Изучение спецкурса «Практикум по формированию готовности педагога к профессиональной деятельности» способствовало в подготовке студентов к основным видам профессиональной деятельности, а также оказало корректировочное воздействие на личность, посредством развития эмпатических способностей, толерантности, эмоциональной устойчивости и рефлексивных умений.

Третьим организационно-педагогическим условием является активизация исследовательской деятельности студентов посредством их участия в практико-ориентированных и междисциплинарных проектах, конкурсах, студенческих научно-практических конференциях, в работе творческих лабораторий, опытно-экспериментальных площадок общеобразовательных учреждений.

Одним из ключевых мероприятий в проведённом исследовании можно назвать участие студентов - будущих учителей начальной школы в работе «Учебно-научно-методической лаборатории «Диалог», являющейся одной из базовых кафедр ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (далее Лаборатория).

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия «Диалог» - учебное заведение, реализующее услуги в области общего образования и дополнительного образования детей.

Образовательный процесс в гимназии носит академический характер, поэтому она является академической, а образовательные услуги в ней предоставля-

ются детям, имеющим повышенные способности к обучению по гуманитарным и по естественнонаучным дисциплинам [4].

Одними из основных целей деятельности Гимназии являются:

- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка, для адаптации обучающихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения ими профессиональных образовательных программ;

- формирование у обучающихся картины мира, отвечающей современному уровню знаний и образовательной программы;

- сохранение и приумножение, (на основе полилингвальности и поликультурности образовательного процесса) осетинской национальной культуры и традиций, а также национальной культуры и традиций других народов, проживающих в РСО-Алания [4].

В своей деятельности Лаборатория руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Федеральными и республиканскими законами, а также нормативно-правовыми документами, регламентирующими образовательную деятельность, охрану здоровья и защиту прав детей.

Основными задачи, которые стоят перед Гимназией, являются:

- осуществление комплексного обследования вербальных и невербальных процессов у детей дошкольного и школьного возраста;

- консультирование родителей и законных представителей ребенка по коррекционно-развивающим и психолого-педагогическим аспектам образовательного процесса;

- организация и проведение студенческих научных исследований;

- популяризация педагогических и дефектологических знаний;

- разработка и апробация научного учебно-методического материала.

Во время прохождения обучения на базе Лаборатории студенты применяли

знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин, систематизировали и усовершенствовали их [7].

По предварительной договорённости с родителями, обследование и кор-рекционно-педагогическая работа с детьми проводилась на лабораторных занятиях, в специально отведённое для этого учебное время, под наблюдением специалиста Лаборатории и преподавателей ГБОУ ВО СОГПИ, там же осуществлялась учебная и производственная практика.

Результатом обучения студентов в условиях учебно-методической лаборатории «Диалог» стало следующее:

- понимание будущими учителями сущности и значимости профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки;

- мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

- развитие компетенций в процессе подготовки;

- способность к рефлексии, обобщению и трансляции опыта;

- направленность на творческую производственную самореализацию в профессиональной деятельности.

В итоге подобного сетевого взаимодействия, по мнению учителей-методистов гимназии «Диалог» и преподавателей ГБОУ ВО СОГПИ у будущих учителей начальной школы формируется следующая готовность:

- к проектированию образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования принимая во внимание особенности социальной адаптации первоклассника в связи с переходом от игровой деятельности к учебной;

- к объективной оценке успехов и возможностей обучающихся с учётом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;

- к постановке различных видов учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;

- к проектированию программ индивидуального развития ребенка совместно с другими специалистами и родителями;

- к восприятию непосредственных по форме обращений детей к учителю и умению распознавать за ними серьезные личные проблемы;

- к правилам и нормам профессиональной этики [9].

Данная форма деятельности также способствует формированию и таких профессионально-значимых качеств, как эмпатия, альтруизм, доброжелательность, терпение и толерантность, осознание социальной значимости своей профессии. После работы с детьми студенты заполняли карту «Анализа собственной деятельности», в которой они подробно излагали, что извлекли из данной коммуникации, также фиксировали свои промахи, анализировали достижения и возникшие трудности. Сами преподаватели отметили, что испытывали ряд трудностей в процессе работы в Лаборатории, так как им необходимо было создать естественную для ребенка и его консультанта обстановку, корректировать и руководить деятельностью студента, особенно в сложных случаях, но при этом не умалить его значимости и авторитета.

Обучение в условиях Лаборатории способствовало развитию научно-исследовательской деятельности студентов. Полученный на базе «Учебно-научно-методической лаборатории» научно-теоретический и практический материал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.