УДК 378.147
Кесаева Светлана Валерьевна
Аспирант кафедры педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, [email protected], Владикавказ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ КАК ФОРМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации сетевого взаимодействия педагогического института и общеобразовательной организации в подготовке будущих учителей начальной школы с использованием практико-ориентированного обучения. Освещена имеющаяся на сегодняшний день нормативно-правовая база, регулирующая сетевую форму реализации образовательной программы. Приведены основные преимущества сетевого взаимодействия организаций высшего и начального общего образования при реализации модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров. Описаны умения, навыки и готовности, формирование которых возможно посредством создания учебных площадок на базе общеобразовательного учреждения. На примере уникальной системы сетевого взаимодействия между Северо-Осетинским государственным педагогическим институтом и Владикавказским педагогическим комплексом № 1 обоснована целесообразность применения сетевой формы. Выявлены компетенции, которые формируются у будущих учителей, благодаря подобному кооперированию с целью подготовки новых кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профессиональный стандарт педагога, практи-ко-ориентированное обучение, профессиональные компетенции, педагогическое образование.
Введение в проблему. Одной из наиболее актуальных проблем отечественного образования является поиск новых подходов к подготовке специалиста образовательной отрасли, способного выполнять повышенные требования, предъявляемые к квалификации учителя начальных классов, обусловленные современными реалиями жизни. Эти требования нашли свое отражение в профессиональном стандарте педагога.
На сегодняшний день в компетентность учителя начальных классов входит готовность осуществлять профессиональную деятельность с использованием современных образовательных технологий; применять различные ресурсы в реализации образовательной программы начального общего образования; владеть навыками совершенствования своего профессионализма; делать обучение содержательным, доступным, интересным ввиду того, что на современном этапе отечественного образования основным направлением обучения обозначен лич-ностно-ориентированный подход [6].
В этой связи становится актуальным вопрос о внедрении сетевого взаимодействия как способа подготовки кадров, соответствующих всем предъявляемым требованиям.
Сетевая форма реализации образовательных программ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как «возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [3, с. 19-20].
Из основных характеристик сетевой формы обучения отмечают преимущества:
- подготовка кадрового потенциала с уникальными знаниями и умениями, необходимыми для передовых направлений региональной экономки и отраслей экономики страны;
- повышение уровня образования в результате объединения ресурсов организаций-партнеров с целью совершенствования отраслевых, межотраслевых и региональных направлений развития в соответствии с международными стандартами;
- интеграция передовых образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс с целью совершенствования прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и регионов страны [4].
Основным принципом сетевого взаимодействия в подготовке будущих специалистов является организация практической
подготовки студентов, основанная на принципах партнерства между вузом и школой.
Организации высшего и начального общего образования взаимодействуют в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что сетевое взаимодействие организаций образования осуществляется на основании договора между организациями, входящими в сеть (при этом организации-участницы совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы), где четко прописаны структура и базовое содержание договора о сетевой форме реализации образовательных программ [3, с. 19-20].
Теоретические подходы. По мнению исследователей В. А. Гуружапова и А. А. Мар-голис, подобное сетевое взаимодействие возможно осуществить посредством создания учебных площадок на основе образовательных организаций, при этом школа берет на себя ответственность за развитие у студентов профессиональных практических навыков, необходимых в дальнейшей работе педагога начальной школы. А так как основой идеи кооперирования образовательных учреждений высшего и начального образования является концепция опоры на развитие практического опыта начального образования, то сам алгоритм взаимодействия образовательных организаций представляет собой вид функционирования проблемно-методических объединений преподавателей вузов и педагогов стажировоч-ной площадки в соответствии с задачами каждого образовательного модуля [1, с. 151].
Цель написания статьи - обоснование практико-ориентированного обучения студентов - будущих учителей начального образования на базе общеобразовательных школ как одной из версий сетевой формы реализации образовательных программ.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что целью сетевого взаимодействия организаций высшего и начального общего образования при реализации модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров является усиление готовности студентов, будущих учителей начальной школы к реальной профессиональной деятельности.
Современная система высшего образования включает в себя несколько подходов к
практико-ориентированному образованию. С одной стороны, это организация учебной, производственной и преддипломной практик с целью погружения студентов в профессиональную среду, с другой - внедрение профе ссионально-ориентированных мето -дик преподавания, содействующих развитию у обучающихся ключевых для будущей специальности качеств личности, знаний, умений и навыков, которые смогут обеспечить качественное и своевременное выполнение функциональных обязанностей по выбранной профессии.
Таким образом, в процессе осуществления сетевого взаимодействия между вузом и школой у будущих учителей предполагается формирование:
- умений анализировать текущее состояние, ресурсы и внутренние резервы обучающегося, рекомендовать способы повышения их эффективности с научной точки зрения, принимать во внимание индивидуальные особенности обучающихся в учебном процессе;
- готовности оценивать и применять на практике современные образовательные методики и технологии оценки, соответствующие поставленным задачам, в том числе обеспечивающим индивидуализацию образовательного процесса и его интенсивность;
- готовности применять дидактические методы и технологии координирования самостоятельной работы у обучающихся в информационно-образовательной сфере;
- навыков организации взаимодействия с детьми и подростками в образовательном процессе;
- умений реализовывать в своей профессиональной деятельности функции управления, таких, как разработка модулей образовательных программ, в том числе осуществляемых во внеурочной практике, а также формировать и моделировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
- готовности применять данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования, организации и осуществления педагогической деятельности;
- умений осуществлять профессиональную рефлексию;
- умений вести документацию [6].
Объект исследования. Примером такого кооперирования между вузом и школой может служить уникальная система сетевого взаимодействия между Северо-Осетинским государственным педагогическим институтом (далее институт) и Владикавказским педагогическим комплексом № 1, являющимся структурным подразделением института, но имеющего статус юридического лица. В него входят прогимназии «Эрудит», «Интеллект» и гимназия «Диалог».
Более подробно остановимся на опыте взаимодействия института и гимназии «Диалог».
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия "Диалог"» -учебное заведение, реализующее услуги в области общего образования и дополнительного образования детей.
Образовательный процесс в гимназии носит академический характер, поэтому она является академической, а образовательные услуги в ней предоставляются детям, имеющим повышенные способности к обучению по гуманитарным и по естественно-научным
Трудоемкость и содержание практико-будущих учителей
дисциплинам [5].
Основными целями деятельности гимназии являются:
- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка, для адаптации обучающихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения ими профессиональных образовательных программ;
- формирование у обучающихся соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
- сохранение и приумножение (на основе полилингвальности и поликультурности образовательного процесса) осетинской национальной культуры и традиций, а также национальной культуры и традиций других народов, проживающих в РСО-Алания [5].
Сетевое взаимодействие между институтом и названным учебным заведением осуществляется в рамках практико-ориентиро-ванного обучения, в содержание которого включено следующее (табл.).
Таблица
ориентированного обучения студентов начальной школы
Трудоемкость и содержание практики по семестрам Содержание практико-ориентированно-го обучения
Семестр Зачетные единицы Количество недель
2-й семестр 2 з. е. 1,3 недели (рассредоточенная) Психолого-педагогическое наблюдение
3-й семестр 2 з. е. 1,3 недели Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
4-й семестр 2 з. е. 1,3 недели (рассредоточенная) Погружение в профессию
1-6-й семестр 2 з. е. (контроль в 6-м семестре) 1,3 недели (рассредоточенная) Социализаторская практика (педагогическое волонтерство)
6-й семестр 5 з. е. 3,3 недели Внеклассная воспитательная работа, пробные уроки
7-й семестр 2 з. е. 1,3 недели Первые дни ребенка в школе
8-й семестр 12 з. е. 8 недель Стажировка (педагогическая практика, преддипломная практика)
Итого 27 з. е. 18 недель
Результаты исследования. В итоге подобного сетевого взаимодействия, по мнению учителей-методистов гимназии «Диалог», у будущих учителей начальной школы формируется следующая готовность:
- к проектированию образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, принимая во внимание особенности социальной адапта-
ции первоклассника в связи с переходом от игровой деятельности к учебной;
- к объективной оценке успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;
- к постановке различных видов учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организации их решения (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной со-
ставляющей их содержания [8].
Таким образом, благодаря сетевому взаимодействию института и гимназии «Диалог», происходит интеграция теории и практики под патронажем опытных педагогов гимназии и ведущих научно-преподавательских работников института.
В заключение следует отметить, что сетевое взаимодействие мотивирует обучающихся на овладение профессией, дает возможность с первого года обучения осваивать специфику педагогической деятельности, накопить опыт взаимодействия с субъектами образовательного процесса, сформировать профессионально важные качества личности.
Библиографический список
1. Гуружапов В. А., Марголис А. А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологические науки и образование. - 2014. - № 3 (19). -С. 143-159.
2. Зайцева К. Н. Противоречия между профессиональной подготовкой педагога и современными требования к обучению // Успехи современной науки. - 2016 - № 4 (1). - С. 113-116.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 135 с. - (Законы Российской Федерации).
4. Весна Е. Б., Гусева А. И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL: https://www. science-education.ru/ra/article/view?id=10934/ (дата обращения: 17.12.2016).
5. Государственное бюджетное образова-
тельное учреждение «Гимназия «Диалог» [Электронный ресурс]. - Владикавказ, 2017. - URL: http://dialog-osetia.ru/ (дата обращения 26.01.2017).
6. Кочкаева Л. А. Требования к учителю начальных классов в условиях перехода к новым государственным образовательным стандартам [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/11/16/ trebovaniya-k-uchitelyu-nachalnykh-klassov-v-usloviyakh/ (дата обращения: 20.01.2017).
7. Патрушева И. В. Практико-ориентиро-ванный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - № 4, Т. 7. - URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/133PVN415.pdf/ (дата обращения: 10.01.2017).
8. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. - М., 2017. -URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1/ (дата обращения: 22.01.2017).
9. Knight P. T., & Yorke M. Employability and good learning in higher education // Teaching in Higher Education. - 2003. - № 8 (1). - P. 3-16.
Поступила в редакцию 25.04.2017
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Kesaeva Svetlana Valerjevna
Postgraduate Student at the Chair of Pedagogy of North Ossetian State Pedagogical Institute, [email protected], Vladikavkaz
NETWORK INTERACTION BETWEEN HIGH SCHOOL AND SCHOOL AS A FORM OF THE ELEMENTARY SCHOOL'S FUTURE TEACHERS' PRACTICE-ORIENTED TRAINING
Abstract. The article deals with the problem of implementing the network interaction between the pedagogical institute and the general education organization in the preparation of future primary school teachers using practical-oriented instruction. The current legal and regulatory framework for regulating the network form of implementing the educational program is highlighted. The main advantages of network interaction between organizations of higher and primary general education are presented in the implementation of the model of practice-oriented training of teaching staff. Described skills and readiness, the formation of which is possible by creating educational areas on the basis of a general education institution. Using the sample of a unique system of network interaction between the North Ossetian State Pedagogical Institute and Pedagogical Complex No. 1 of Vladikavkaz-city, the expediency of using a network form is substantiated. The competences that are to be formed by future teachers are revealed, thanks to such cooperation with the purpose of training new personnel in according with the Professional Standard of the Teacher.
Keywords: network interaction, professional standard of the teacher, practice-oriented training, professional competence, teacher education.
References
1. Guruzhapov, V. A., Margolis, A. A., 2014. Designing a model of practical-oriented training of pedagogical staff on bachelor's programs in the field of preparation "Psychological and pedagogical education" (teacher of primary classes) on the basis of network interaction of educational organizations implementing higher education programs and primary general education. Psychological sciences and education, 3 (19), pp. 143-159. (In Russ., abstact. in Eng.)
2. Zaitseva, K. N., 2016. Contradictions between the professional training of the teacher and modern requirements for training. The successes of modern science, 4 (1), pp. 113-116. (In Russ., abstact. in Eng.)
3. RF Federal Law «On Education in Russian Federation» dated December 29 2012, No 273-FZ (In Russ.)
4. Vesna, Ye. B., Guseva, A. I., 2013. Models of interaction between organizations in the network form of implementing educational programs. Modern problems of science and education, 6. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=10934/ (In Russ., abstact. in Eng.)
5. State budget educational institution "Gymna-
sium" Dialogue. Vladikavkaz, 2017. Available at: http://dialog-osetia.ru (In Russ.).
6. Kochkayeva, L. A., 2012. Requirements to the teacher of primary classes in conditions of transition to new state educational standards. Social network of educators. Available at: http://nsportal.ru/nachal-naya-shkola/materialy-mo/2012/11/16/trebovani-ya-k-uchitelyu-nachalnykh-klassov-v-usloviyakh/ (In Russ.).
7. Patrusheva, I. V., 2015. Practice-oriented approach to the organization of independent work students of pedagogical higher education institution. Internet-journal "NAUKOVODENIE". Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/133PVN415.pdf/ (In Russ.).
8. Professional Teacher Standard. Coordinating Council of educational and methodological associations and scientific and methodological councils of higher education. Available at: http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/1/
9. Knight, P. T., & Yorke, M., 2003. Employabili-ty and good learning in higher education. Teaching in Higher Education, 8 (1), pp. 3-16.
Submitted 25.04.2017