4. Бурдье П. Социология политики. Москва: Socio-Logos, 1993.
5. Осипов А.М. Общество и образование. Новгород: Издательство НГУ, 2018.
6. Поляков С.Д. Технология воспитания: учебно-методическое пособие. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.
7. Зборовский ГЕ. Образование: отХХк^I веку. Екатеринбург 2010.
8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. Москва: Педагогика, 2012.
References
1. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost': Opyt sistemnogo analiza. Moskva: Politizdat, 1994.
2. Makrenya A.A. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Tyumen'. TOGIRRO, 2008.
3. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva: Politizdat, 1992.
4. Burd'e P. Sociologiya politiki. Moskva: Socio-Logos, 1993.
5. Osipov A.M. Obschestvo iobrazovanie. Novgorod: Izdatel'stvo NGU, 2018.
6. Polyakov S.D. Tehnologiya vospitaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2012.
7. Zborovskij G.E. Obrazovanie: otХХkХХI veku. Ekaterinburg, 2010.
8. Malenkova L.I. Teoriya imetodika vospitaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogika, 2012.
Статья поступила в редакцию 09.07.21
УДК 378
Tynnik G.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: [email protected]
Tarasuk N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF INTERACTIVE COMMUNICATIVE SKILLS OF INTENDING FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN THE PROCESS OF INTER-GRATING TRADITIONAL AND DISTANT EDUCATION. The article is dedicated to technological aspects of developing interactive communicative skills of would-be foreign language teachers in the process of traditional and distant learning. This problem is regarded as an urgent one due to the objective need of foreign language education in teachers having a wide range of communicative skills including those of professional interaction which are essential for the solution to burning professional tasks. The analysis of the concept "interactivity", the study of the specific features of a foreign language teacher's professional communication, as well as the structure of their communicative competence have made it possible to define interactive communicative skills as a system of professional and personal qualities providing the readiness to organize and practise both face-to-face and electronically-mediated interaction with other participants of the educational process at all levels aimed at solving cognitive, cultivating, educative and learning tasks of foreign language education. The authors present an algorithm of organizing the process of developing interactive communicative skills in foreign language classes based on the combination of traditional and distant forms of education, give a detailed description of each stage and point out pedagogical conditions providing the effective development of the skills under discussion in the process of the professional training of bachelors of 44.03.05 Pedagogy, specialty "Foreign Language Teaching". The material presented in the paper leads to the conclusion that the purposeful development of intending foreign language teachers' interactive communicative skills contributes to the expansion and interiorization of experience of solving burning tasks in the sphere of professional communication.
Key words: interactive communicative skills, foreign language education, professional communication, integration of traditional and distant education.
Г.Н. Тынник, канд. пед. наук, доц., Курский государственный университет, г. Курск, E-mail: [email protected]
Н.А. Тарасюк, д-р пед. наук, проф., Курский государственный университет, г. Курск, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ИНТЕРАКТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая статья посвящена рассмотрению технологических аспектов формирования коммуникативно-интерактивных умений будущего учителя иностранного языка в условиях традиционного и дистанционного образования. Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена объективной потребностью иноязычного образования в учителях, владеющих прочными навыками профессионального взаимодействия, реализуемого в настоящее время посредством не только традиционной, но и дистанционной форм обучения иностранному языку. На основании анализа понятия «интерактивность», а также выявления специфики профессионального общения учителя иностранного языка и структуры его коммуникативной компетенции определяется сущность коммуникативно-интерактивных умений будущего учителя как системы профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации и осуществлению как непосредственного, так и опосредованного электронной информационной средой взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса на всех его этапах с целью решения познавательных, развивающих, воспитательных и учебных задач иноязычного образования. В работе предлагается алгоритм развития коммуникативно-интерактивных умений в условиях сочетания традиционной и дистанционной форм обучения, описаны этапы его реализации, а также представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития данной группы умений в процессе подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Иноязычное образование». Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что целенаправленное развитие коммуникативно-интерактивных умений у будущих учителей иностранного языка способствует расширению и интериоризации опыта решения приоритетных задач в сфере предстоящей профессиональной коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативно-интерактивные умения, иноязычное образование, профессиональное общение, интеграция традиционного и дистанционного образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование важнейшее место в реализации программы подготовки бакалавров в данной сфере отводится электронной информационно-образовательной среде образовательного учреждения и применению дистанционных технологий. В данном документе также указаны основные виды профессиональной деятельности, выполняемые бакалаврами педагогического образования: педагогическая, проектная, методическая, организационно-управленческая, культурно-просветительская, сопровождения [1].
Очевидно, что качественное осуществление указанных видов профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации современного образования невозможно без высокого уровня развития коммуникативно-интерактивных умений, которые следует рассматривать как специально формируемую
группу умений в структуре профессиональной готовности учителя иностранного языка. Владение данными умениями позволит будущим педагогам более эффективно решать профессиональные задачи разных типов на основе применения системы коммуникативных и интерактивных средств обучения, а также добиваться больших результатов профессионально-педагогической деятельности в процессе не только традиционного, но и дистанционного обучения. Исследователи М.Н. Евстигнеев и П.В. Сысоев справедливо отмечают, что «неспособность учителей создавать информационную образовательную среду, в которой каждый ученик смог бы не только овладеть изучаемым предметом и полностью реализовать свой потенциал, но и сформировать умения образования и самообразования, тормозит формирование ИКТ компетентности обучающихся» [2, с. 16].
Результаты современных исследований в области методики преподавания иностранных языков (Н.Д. Гальскова, О.Г Поляков, Е.Н. Соловова, П.В. Сысо-
ев), а также накопленный эмпирический опыт в данной сфере свидетельствуют о том, что проблема развития коммуникативно-интерактивных умений будущего учителя с учетом сложившегося в настоящее время синтеза традиционного и дистанционного образования еще не нашла должного отражения в теории и методике профессионального образования педагогов. В связи с этим на современном этапе развития иноязычного образования имеет место противоречие между необходимостью детальной разработки наиболее значимых и актуальных технологических аспектов процесса развития коммуникативно-интерактивных умений будущих бакалавров педагогического образования и недостаточной освещенностью указанных аспектов в современной теории преподавания иностранных языков в высшей школе.
Указанное противоречие определило проблему настоящего исследования: каковы технологические основы процесса развития коммуникативно-интерактивных умений будущих педагогов иноязычного образования в современных условиях интеграции традиционного и дистанционного образования?
Цель данной статьи заключается в представлении технологических аспектов, обеспечивающих эффективность процесса развития коммуникативно-интерактивных умений будущих учителей иностранного языка. Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- уточнить сущность понятия «коммуникативно-интерактивные умения» учителя иностранного языка;
- разработать алгоритм организации обучения иноязычному общению, направленный на развитие коммуникативно-интерактивных умений;
- представить педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития данной группы умений в процессе подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование.
С целью решения обозначенных задач необходимо обратиться к рассмотрению основных характеристик коммуникативно-интерактивных умений.
Понятие «интерактивность» вошло в научный обиход как производная форма английского глагола «interact» - взаимодействовать, действовать, влиять друг на друга. В социологических исследованиях интерактивность рассматривается как «одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном» [3]. В педагогике данный термин понимается двояко.
Во-первых, интерактивность обозначает интенсивную целенаправленную деятельность субъектов учебного процесса по организации взаимодействия, в результате которой создается определенный коммуникативный продукт Интерактивная сторона коммуникации подробно описана ведущим российским психологом и социологом ПМ. Андреевой, доказавшей, что «общение - это не только информационный обмен между коммуникантами, но и взаимодействие, направленное на обмен знаниями и действиями» [4, с. 80].
Именно коммуникативно-интерактивные умения обеспечивают необходимый уровень продуктивного профессионального взаимодействия, при котором совместная деятельность способствует не только достижению взаимопонимания, но и получению оптимальных педагогических результатов [5]. Только в процессе осуществления продуктивной интерактивной деятельности формируется личность обучающегося. Значимым для нашей работы представляется положение И.А. Зимней о том, что «целью любой деятельности, включая коммуникацию, является не только коммуникативный продукт, но и коммуникативный результат (изменение ситуации общения), который определяет направленность реализации последующих этапов деятельности общающихся» [6]. Совместное решение задач профессиональной коммуникации, предполагающее взаимообмен опытом профессиональной деятельности, в значительной степени способствует всестороннему развитию личности будущего бакалавра педагогического образования в соответствии с его актуальными потребностями и интересами.
Во-вторых, понятие интерактивности получило широкое распространение в образовательной практике при описании «не только межсубъектного взаимодействия, но и различных способов и средств взаимодействия человека с информационной средой и ее отдельными элементами» [7]. На современном этапе развития образовательных технологий внедрение ресурсов сети Интернет с их уникальными возможностями корпоративного взаимодействия естественным образом способствует интерактивности учебного процесса. С этой точки зрения коммуникативно-интерактивные умения связаны со способностью будущего педагога применять разнообразные электронно-коммуникационные средства (web-форумы, блоги, подкасты, мультимедийные обучающие программы, электронные конференции и вебинары и т.п.) для решения комплекса профессиональных задач. И.В. Роберт обосновано доказывает, что «выявление педагогических условий, механизмов и моделей целенаправленного включения учащихся в коллективную образовательную деятельность на основе информационного взаимодействия в сетевых сообществах (форумы, чаты, блоги, заочные турниры и т. п.) и их реализация обеспечивает научную, социальную и профессионально ориентированную значимость результатов обучения» [8, с. 202].
Таким образом, придерживаясь целостного взгляда на определение интерактивности, мы разделяем точку зрения Ю.Ю. Павронской, которая полагает, что «обучение не сводится лишь к информационному взаимодействию, а несет в себе также обмен деятельностью, ценностями, смыслами и нацелено не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности» [7].
Коммуникативно-интерактивные умения необходимы учителю иностранного языка для организации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников, реализуемого по трем направлениям: лингвистическому (формирование у обучающихся системы знаний о типологических особенностях изучаемого иностранного языка и навыков оперирования языковыми средствами общения), прагматическому (формирование способности понимать высказывания иноязычных коммуникантов и порождать собственные адекватно ситуации и цели общения) и социолингвистическому (готовность учитывать национально-культурную специфику иного лингвосоциума в ходе речевого и неречевого общения) [9].
Первостепенное значение для нашего исследования имеет концепция профессора Е.И. Пассова, в соответствии с которой профессиональное общение педагогов является каналом познания, развития, воспитания и обучения обучающихся [10, с. 8]. Следовательно, коммуникативно-интерактивные умения как неотъемлемая составляющая процесса профессиональной коммуникации обеспечивает решение учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач будущими бакалаврами в сфере иноязычного образования. Также нельзя не согласиться с мнением данного автора в том, что умения профессионального общения, к которым мы относим коммуникативно-интерактивные умения, реализуются на всех этапах урока иностранного языка и обеспечивают его целостность и связность [10, с. 166, 191].
Представляется целесообразным рассмотреть то, как применяются коммуникативно-интерактивные умения в ходе решения задач каждого из аспектов иноязычного образования.
Реализация познавательного аспекта связана с воссозданием на уроке иностранного языка атмосферы иностранной культуры с присущей ей системой специфически национальных фактов, образов, смыслов, ценностей. Учащиеся знакомятся с историко-культурным наследием стран изучаемого иностранного языка, расширяют представления о многообразии и уникальности культур, более глубоко осмысливают факты и ценности родной культуры.
Развивающий аспект заключается в формировании и поддержании познавательной и коммуникативной мотивации в процессе изучения иностранного языка. Образовательный процесс, организованный с помощью интерактивных методов и технологий, направлен на развитие языковых способностей и активизацию творческого потенциала каждого обучающегося.
Важнейшей задачей воспитательного аспекта иноязычного образования является содействие всестороннему воспитанию обучающегося, формирование высокого уровня личностной культуры. Учитель выстраивает общение с учащимися и организует их взаимодействие друг с другом таким образом, чтобы направить их на осознание, принятие и усвоение правил и морально-этических норм межличностной и межкультурной коммуникации.
Учебный аспект иноязычного образования означает формирование у обучающихся гибких и прочных навыков речевого выражения определенных коммуникативных функций с помощью изучаемых лингвистических средств (фонетических, лексических, грамматических). Решая эту задачу, педагог создает ситуации иноязычного общения, максимально приближенные к реальной коммуникации в инокультурной среде.
Суммируя представленные теоретические положения, можно заключить, что коммуникативно-интерактивные умения педагога представляют собой систему профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации и осуществлению как непосредственного, так и опосредованного информационной средой взаимодействия с другими субъектами профессиональной коммуникации на всех этапах образовательного процесса с целью обмена информацией, опытом деятельности и решения познавательных, развивающих, воспитательных и учебных задач.
К основным видам коммуникативно-интерактивных умений будущего педагога в сфере иноязычного образования мы относим следующие:
1) способность определять цели и способы профессионального общения, необходимого для установления взаимодействия в процессе решения профессиональных задач;
2) владение разнообразными языковыми средствами и речевыми моделями решения речемыслительных задач профессиональной коммуникации, а также культурой речи как на иностранном, так и на родном языке;
3) умение моделировать стратегии речевого взаимодействия с учетом национально-культурной специфики коммуникативного акта;
4) умение применять на практике стратегии и средства профессионального общения, в том числе информационно-коммуникационные средства профессионально-педагогической деятельности и технологии их внедрения в процесс обучения иностранному языку;
5) способность к рефлексии результатов как совместной деятельности, так и степени самореализации в процессе решения профессиональных задач.
Эффективная подготовка будущих учителей иностранного языка к участию в профессиональной коммуникации в качестве активных, инициативных, открытых, способных к продуктивному диалогу со всеми ее участниками, требует разработки учебно-методического сопровождения образовательного процесса, которое обеспечивало бы целостность и комплексность формируемых коммуникативно-интерактивных умений. Процесс иноязычного профессионального образования будущих бакалавров должен быть организован посредством включения
в содержание обучения таких методов и форм обучения, которые мотивируют студентов к поиску и реализации стратегий ведения профессиональной коммуникации как в условиях учебной аудитории, так и за ее пределами (дистанционно).
Развитие коммуникативно-интерактивных умений происходит на основе специальной технологии, которая понимается в нашей работе как комплекс средств и приемов обучения, направленных на достижение конкретной образовательной цели.
Мы полагаем, что технология овладения обучающимися коммуникативно-интерактивными умениями может быть последовательно реализована на занятиях по иноязычному общению в вузе по следующим этапам: этап дифференциации и осмысления особенностей профессиональной коммуникации учителя иностранного языка; этап интериоризации опыта общения в процессе решения квазипрофессиональных задач коммуникации; рефлексивно-оценочный этап.
На этапе дифференциации и осмысления особенностей профессиональной коммуникации учителя иностранного языка происходит выявление и осмысление приоритетных педагогических задач, принципов и ценностей, интериоризация поведенческих моделей. Целенаправленное развитие коммуникативно-интерактивных умений предполагает отличную от традиционной логику организации образовательного процесса: сначала формируется новый опыт, затем происходит его анализ и теоретическое осмысление в процессе применения.
Студенты изучают возможные сценарии коммуникативных действий в конкретной педагогической ситуации, тренируются в дифференциации основных коммуникативных функций, реализуемых в процессе профессионального взаимодействия учителя: информирование, объяснение, одобрение, критика, убеждение, доказывание. Парная и групповая формы работы позволяют организовать смыслопоисковый диалог между обучающимися, в ходе которого они мотивируют и обогащают друг друга. Это способствует сплочению, укреплению межличностных отношений и осознанию значимости своего участия в совместной работе. Благодаря созданию особой мотивационно-стимулирующей среды студенты увлеченно и с интересом погружаются в учебно-профессиональную коммуникацию; на основе совместного обсуждения и анализа аутентичных видео- и аудиоматериалов происходит накопление образцов профессиональной речи, осмысливание целесообразных коммуникативных поступков. Преподаватель предоставляет обучающимся необходимые схемы, памятки и эталоны речевого и неречевого поведения учителя ИЯ. В качестве приоритетных упражнений на данном этапе выступают репродуктивные упражнения, выполнение которых предполагает не только непосредственное контактирование обучающихся с преподавателем и друг с другом, но и сетевое общение, организуемое посредством ИКТ (поиск, обработка и систематизация материалов иноязычных сайтов, просмотр новостных программ, участие в профессиональных форумах учителей иностранного языка, просмотр фильмов на иностранном языке). Применение электронно-коммуникационных технологий и средств обучения, содержащих текстовый, аудио- и видеоматериал различных уровней сложности, является сильным мотивирующим фактором к выполнению групповой работы и способствует накоплению и расширению у обучающихся опыта совместной деятельности.
На этапе интериоризации опыта общения в процессе решения квазипрофессиональных задач коммуникации устанавливаются прочные взаимосвязи между содержанием общения, функциональными формами его передачи и действиями коммуникантов. Иноязычное общение студентов на основе готовых образцов и эталонов переходит на более высокий уровень и стимулируется установками на неподготовленную, спонтанную речь. Данному этапу соответствует специально разработанная система интерактивных методов и приемов обучения, с помощью которых моделируются ситуации профессиональной коммуникации, воспроизводящие социокультурную и поведенческую специфику участников коммуникативного процесса в иноязычном образовании. К таким методам следует отнести ролевые и деловые игры, дискуссии, дебаты, проблемные задания, совместные проекты и презентации, метод кейсов. Участвуя в совместном решении учебно-познавательных и проблемных задач, студенты овладевают средствами речевой выразительности, стратегиями вербального воздействия на партнера; технологиями убеждения и аргументирования.
Система заданий, предлагаемых на данном этапе, побуждает обучающихся к решению квазипрофессиональных задач, в процессе которого они учатся проектировать и воспроизводить коммуникативные функции педагога иноязычного образования. Такие задания следует выполнять самостоятельно, без использования опор, что активизирует систему знаний и умений профессиональной деятельности, сформированную в ходе первого этапа. Студенты моделируют типичные ситуации общения учителя иностранного языка и анализируют возможные варианты решения поставленных педагогических задач, используя для это-
Библиографический список
го как традиционные, так и электронно-коммуникационные средства и приемы: будущие бакалавры подбирают необходимую информацию, перерабатывают и адаптируют ее в соответствии с заданными требованиями, составляют сценарии онлайн-уроков, разрабатывают контрольные задания и методику их проверки. Важно отметить, что преподавателю следует варьировать коммуникативные установки, чтобы обучающиеся могли корректировать уже изученные речевые образцы и коммуникативные средства с учетом особенностей постоянно меняющихся, непрогнозируемых ситуаций общения. Творческие задания продуктивного характера активизируют механизмы освоения способов профессионального взаимодействия и отработку навыков принятия совместных решений. Элементы группового взаимодействия используются также в организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов, что формирует способность координировать коллективную работу.
Рефлексивно-оценочный этап связан с развитием умений самоконтроля достигнутых результатов речевого взаимодействия, выявления причин коммуникативных ошибок и неудач. Студенты по очереди пробуют себя в роли экспертов и дают оценку качества созданному в процессе учебно-профессиональной коммуникации речевому продукту. Происходит диагностика возникших затруднений, самооценивание значимости приобретенного опыта.
Эффективная реализация представленного алгоритма требует особого учебно-методического сопровождения процесса развития коммуникативно-интерактивных умений будущих учителей иностранного языка в условиях сочетания элементов традиционной и дистанционной форм обучения. В частности, важнейшее условие успешного достижения необходимого уровня умений профессиональной интеракции обеспечивается благодаря использованию программно-педагогического средства «Развитие коммуникативно-интерактивных умений на основе использования электронно-коммуникационных технологий». Основными компонентами данного программно-педагогического средства являются:
- содержательный компонент, т.е. необходимая теоретическая и практическая база, составляющая основу коммуникативно-интерактивных умений учителя иностранного языка;
- мотивационно-психологический компонент, подразумевающий характер и способы построения взаимоотношений между участниками учебного процесса;
- методический компонент, включающий методы и приемы формирования коммуникативно-интерактивных умений.
Указанное программно-педагогического средство предусматривает использование таких приемов обучения, как объяснение, конкретизация, генерализация, прием смыслового развертывания, сравнительно-сопоставительный прием, прием ролевого общения и т.д.
К педагогическим условиям эффективного применения представленного алгоритма развития коммуникативно-интерактивных умений будущих учителей иностранного языка мы также относим следующие: интеграция традиционных и дистанционных средств обучения иноязычному общению; коммуникативная направленность образовательного процесса как основа для продуктивного интерактивного взаимодействия обучающихся в процессе решения педагогических задач в сфере иноязычного образования; моделирование квазипрофессиональных ситуаций на занятиях по иноязычному общению, обеспечивающее погружение в атмосферу предстоящей профессиональной деятельности; доминирующая роль интерактивных технологий обучения иностранному языку, а именно - методов кооперативного, коллективно-группового и игрового обучения, которые в наибольшей степени способствуют овладению различными видами коммуникативно-интерактивных умений.
Таким образом, мы определили, что коммуникативно-интерактивные умения будущего учителя иностранного языка представляют собой особую группу умений, которую следует рассматривать как неотъемлемый компонент его профессиональной готовности к реализации иноязычного образования. Адекватное использование педагогом коммуникативно-интерактивных умений позволяет вывести его деятельность на качественно новый уровень, поэтому данная группа умений является наиболее приоритетной в процессе профессиональной подготовки. Представленная в статье технология развития коммуникативно-интерактивных умений будущего учителя иностранного языка, реализуемая в условиях интеграции традиционного и дистанционного образования по предлагаемым этапам и при обеспечении указанных педагогических условий, нацелена на достижение более высоких результатов по сравнению с традиционной моделью обучения, так как она способствует расширению и интериоризации опыта решения важных педагогических задач в сфере предстоящей профессиональной коммуникации на основе применения современных электронно-коммуникационных средств.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Москва, 2018.
2. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав. Иностранные языки в школе. 2011; № 6: 16 - 20.
3. Интерактивность. Большой толковый социологический словарь. Available at: https://472.slovaгonline.com/1376-интерактивность
4. Андреева П.М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2006.
5. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. Москва: Просвещение, 1993.
6. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. Москва: Аспект Пресс, 2020.
7. Гавронская Ю.Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение». Высшее образование в России. 2008; № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-i-interaktivnoe-obuchenie
8. Роберт И.В. Перспективные научные исследования, определяющие развитие информатизации образования. Педагогическое образование в России. 2014; № 4: 199 - 204.
9. Галькова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
10. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва: Глосса-Пресс, 2010.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). Moskva, 2018.
2. Evstigneev M.N., Sysoev P.V. Kompetenciya uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij: opredelenie ponyatij i komponentnyj sostav. Inostrannye yazyki v shkole. 2011; № 6: 16 - 20.
3. Interaktivnost'. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar'. Available at: https://472.slovaronline.com/1376-interaktivnost'
4. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva: Aspekt Press, 2006.
5. Passov E.I., Kuzovlev V.P., Car'kova V.B. Uchitel' inostrannogo yazyka. Masterstvo i lichnost'. Moskva: Prosveschenie, 1993.
6. Zimnyaya I.A., Mazaeva I.A., Lapteva M.D. Kommunikativnaya kompetentnost', rechevaya deyatel'nost', verbal'noe obschenie. Moskva: Aspekt Press, 2020.
7. Gavronskaya Yu.Yu. «Interaktivnost'» i «Interaktivnoe obuchenie». Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-i-interaktivnoe-obuchenie
8. Robert I.V. Perspektivnye nauchnye issledovaniya, opredelyayuschie razvitie informatizacii obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 4: 199 - 204.
9. Gal'kova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika imetodika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
10. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urok inostrannogo yazyka. Rostov-na-Donu: Feniks; Moskva: Glossa-Press, 2010.
Статья поступила в редакцию 15.07.21
УДК 373
Yartsev K.S., teacher (History, Social Studies) (Norilsk, Russia); postgraduate, Psychological and Pedagogical Faculty, Gorno-Altaisk State University
(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN SCHOOL. The article studies an actual problem of organizing distance learning in an educational organization based on the use of cloud technologies, which allow organizing indirect joint activities of students and teachers, serve as a condition for the development of cognitive independence, and is a condition for the successful assimilation of educational material. The article highlights characteristic features of distance learning and its main models: distribution class, independent work of students, open education + class. One of the technologies for the implementation of distance and fulltime education is cloud technologies, which include a system of information and technological methods that provide joint access to educational resources, exchange of information, tasks and results of their implementation. Considerable attention is paid to the advantages of using cloud technologies in the educational process, the didactic aspects of the organization through the use of blended learning in the form of a "flipped classroom (lesson)" model. The presented material allows to conclude that the educational process based on cloud technologies makes it possible to individualize learning and develop cooperation. Sharing cloud resources and collaborative learning to address a specific problem allows students not only to exercise cognitive autonomy, but also to develop skills in search, creative and research activities.
Key words: distance learning technologies, e-learning, distance learning models: distribution class, independent work of students, open education + class, cloud technologies, blended learning, inverted class (lesson), podcast, vodcast, pre-vodcasting.
К.С. Ярцев, аспирант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации дистанционного обучения в образовательной организации, основанной на использовании облачных технологий, которые позволяют организовывать опосредованную совместную деятельность обучающихся и учителя, служат условием развития познавательной самостоятельности, являются условием успешного усвоения учебного материала. В статье выделяются и описываются характерные особенности дистанционного обучения и его основные модели: распределительный класс, самостоятельная работа обучающихся, открытое образование + класс. Одной из технологий реализации дистанционного и очного обучения являются облачные технологии, которые включают в себя систему информационных и технологических методов, обеспечивающих совместный доступ к образовательным ресурсам, обмен информацией, заданиями и результатами их выполнения. Значительное внимание уделяется преимуществам использования облачных технологий в образовательном процессе, дидактическим аспектам организации посредством применения смешанного обучения в виде модели «перевернутый класс (урок)». Представленный материал позволяет сделать вывод, что образовательный процесс, основанный на облачных технологиях, дает возможность индивидуализировать обучение, развивать сотрудничество. Совместное использование ресурсов облачных технологий и обучение в сотрудничестве, направленное на решение конкретной проблемы, позволяют обучающимся не только проявлять познавательную самостоятельность, но и развивать навыки поисковой, творческой и исследовательской деятельности.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, модели дистанционного обучения: распределительный класс, самостоятельная работа обучающихся, открытое образование +класс, облачные технологии, смешанное обучение, перевернутый класс (урок), подкаст, водкаст, пре-водкастинг.
Современное образование расширяет свои границы за счет использования информационных систем, что приводит к созданию новой образовательной среды - дистанционного обучения.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 обучение, организованное на основе ресурсов интернета, обозначается понятием «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» [1].
Электронное обучение - это такое обучение, при котором ведущими технологиями и средствами являются информационные, телекоммуникационные сети, которые обеспечивают взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно. Технологии, которые используются при дистанционном обучении, получили название образовательных.
Информационными технологиями и использованием их в учебном процессе занимались такие ученые, как М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, В.И. Москович, Е.С. Полат, М. Мур, А.И. Черный, А.В. Хуторской.
М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Е.С. Полат под дистанционным обучением понимают такую форму, при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют на расстоянии с использованием интернет-технологий и иных средств интерактивности. При этом сохраняются все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.
М. Мур считает, что дистанционное обучение - это обучение, организованное в значительной удаленности от образовательной организации. Такое обучение требует от педагога специальной подготовки, для того чтобы использовать специальные методы и приемы коммуникации и взаимодействия. Для обеспечения эффективности образовательного процесса в условиях дистанционного обучения администрация принимает специальные организационные решения (расписание, учет требований СанПиН, обеспечение необходимыми техническими средствами) [2].
Институт дистанционного обучения выделяет три модели обучения с использованием интернет-ресурсов: распределительный класс, самостоятельная работа обучающихся, открытое образование + класс [3].