Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНДИДАТЫ В ВОДИТЕЛИ / ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаев Сергей Юрьевич, Нигаматулин Вадим Равкатович

В статье рассматриваются вопросы оптимизации структуры и содержания программ обучения подготовки кандидатов в водители, представлены результаты проведения экспериментальной работы по апробации внедрения предложенных вариантов оптимизации учебных планов и организации подготовки преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолаев Сергей Юрьевич, Нигаматулин Вадим Равкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE TRAIN-ING OF CANDIDATES FOR DRIVERS BY OPTIMIZING TRAINING PROGRAMS AND TEACHER TRAINING

The article discusses the issues of optimizing the structure and content of training programs for candidates for drivers, presents the results of experimental work on testing the implementation of the proposed options for optimizing curricula and organizing the training of teaching staff.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

Педагогика

УДК 372.862

доцент Ермолаев Сергей Юрьевич

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь); начальник кафедры технической подготовки Нигаматулин Вадим Равкатович

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Пермь)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММ

ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оптимизации структуры и содержания программ обучения подготовки кандидатов в водители, представлены результаты проведения экспериментальной работы по апробации внедрения предложенных вариантов оптимизации учебных планов и организации подготовки преподавательского состава.

Ключевые слова: кандидаты в водители; программы подготовки; подготовка преподавателей.

Annotation. The article discusses the issues of optimizing the structure and content of training programs for candidates for drivers, presents the results of experimental work on testing the implementation of the proposed options for optimizing curricula and organizing the training of teaching staff.

Key words: candidates for drivers; training programs; teacher training.

Введение. В современных условиях войска национальной гвардии Российской Федерации выполняют специфические задачи, охватывающие различные сферы деятельности общества. Для успешного решения этих задач используются различные образцы вооружения военной и специальной техники (ВВСТ). При выполнении задач, возложенных на войска верховным Главнокомандующим вооруженными силами - Президентом Российской Федерации, в частности первой задачи и частично второй задачи в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ [7], военнослужащими Росгвардии широко применяется автомобильная техника. В соединения (организации), воинские части и подразделения Росгвардии на вооружение поступают самые современные образцы, обладающие высокой проходимостью, многофункциональностью. Применение автомобилей при выполнении задач позволяет в значительной степени повысить мобильность подразделений, своевременную доставку различных материальных запасов, эвакуацию застрявших и неисправных образцов ВВСТ. Для достижения этих целей широкое применение получили грузовые автомобили (относящиеся к транспортным средствам категории «С»).

Изложение основного материала статьи. Одним из требований, которые предъявляются к выпускникам военных образовательных организаций высшего образования (ВОО ВО), является умение управлять и организовывать эксплуатацию транспортных средств таких категорий как «В» - легковые автомобили и (или) «С» - грузовые автомобили. В Пермском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации в целях реализации данных требований организована реализация для обучающихся программ подготовки кандидатов в водители. Данная подготовка осуществляется в соответствии с приказом от 26 декабря 2013 г. № 1408 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерных Программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [5].

Организация обучения осуществляется в последовательности, определенной данным приказом и включает в себя: базовый, специальный и профессиональный циклы.

При этом базовый цикл состоит из таких разделов, как основы законодательства в сфере дорожного движения; далее последовательностью обучения предусмотрено изучение основ психофизиологические деятельности водителей, одним из основных компонентов программы базового цикла является формирование к обучающихся умений управления автомобилем при изучении основ управления транспортными средствами, кроме этого, в данном цикле предусмотрено изучение порядка оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В ходе проведения занятий по специальному циклу обучающиеся изучают основные положения по устройству и порядку технического обслуживания транспортных средств, осваивают основы управления транспортных средств, изучаемых категории и формируют навыки вождения транспортных средств на закрытых площадках (автодромах) и по дорогам общего пользования.

Направленность обучения по профессиональному циклу на организацию и порядок выполнения грузовых перевозок автомобилями предусматривает возможность использования полученных навыков не только в личных целях, но и в ходе трудовой деятельности.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, своими локальными документами определяют последовательность изучения учебных предметов (разделов и тем) базового цикла, специального цикла и профессионального цикла.

Обсуждение структуры и содержательной части программ подготовки водителей является темой многих научно-практических исследований. Сравнение фактических результатов обучения, в сравнении с запланированными, описывалось Колиснык Ю.С., Калюжным Ю.Н., Евстюковым С.А., Кравченко П.А., Старовым С.Н. и другими авторами [2, 3, 4, 6]. Также указанными авторами проведено сопоставление указанных бюджетов учебного времени, в соответствии с нормативно-правовыми документами в Российской Федерации, в сравнении с другими государствами. Мнения авторов в данных вопросах расходятся, а предлагаемые ими меры еще подлежат апробации.

До 2015 года подготовка кандидатов в водители в Пермском военном институте проводилась в течении четырех лет обучения.

Разделы циклов были распределены в следующей последовательности:

на первом курсе - «Первая помощь пострадавшим при ДТП»;

на втором курсе - «Устройство и ТО грузовых (легковых) автомобилей»;

на третьем крсе - «Основы психофизиологической деятельности водителя», «Основы управления транспортными средствами», «Основы управления грузовыми (легковыми) автомобилями»;

на 4 курсе - «Основы законодательства в сфере дорожного движения»; «Вождение грузовых (легковых) автомобилей».

Занятия по изучению правил дорожного движения и других основ законодательства в сфере дорожного движения, а также вождение грузовых (легковых) автомобилей проводились последовательно в течении учебного года. При этом в подразделениях где были небольшие разрывы в указанных разделах показывали лучшие результаты обучения. В течении одного месяца проводилось по 6...8 часов учебных занятий по изучению правил дорожного движения и изучения других основ законодательства в сфере дорожного движения и 1-2 дня (от 6 до 12 учебных часов) занятия по вождению грузовых (легковых) автомобилей. Большие перерывы между занятиями (в несколько дней или недель) в значительной степени

сказывались на их эффективности и результативности обучения.

Большие перерывы между занятиями приводили к тому, что при проверке остаточного уровня знаний показатели составляли 60-65% от ранее изученного учебного материала.

При проведении занятий по вождению у обучающихся факультетов, где программой обучения были предусмотрены значительные временные разрывы в обучении в сравнении с обучающимися факультетов, где обучение проводилось в более сжатые сроки, были выявлены такие проблемы:

время на подготовку автомобиля увеличивалось на 17-34% (с 20 минут до 25-30 минут);

время реакции на команды, подаваемые инструктором, увеличивалось на 24-100% (с 1,0 секунды до 1,3-2 секунд); время от момента обнаружения опасности до принятия решения увеличивалось на 25-31% (с 0,9 секунды до 1,2-1,3 секунды);

скорость движения по маршруту снижалась на 34-50% (с 45-50 км/час до 25-30 км/час).

Таблица 1

Сравнительные показатели обучающихся вождению различных групп

Показатели Группы обучающихся факультетов, где программой обучения были предусмотрены значительные временные разрывы в обучении Группы обучающихся где обучение проводилось в более сжатые сроки

Среднее время на подготовку автомобиля 25-30 минут 20 минут

Среднее время реакции на команды, подаваемые инструктором 1,3-2 секунды 1,0 секунда

Среднее время от момента обнаружения опасности до принятия решения 1,2-1,3 секунды 0,9 секунды

Средняя скорость движения по маршруту 25-30 км/час 45-50 км/час

Вышеперечисленные показатели у обучающихся факультетов, где программой обучения были предусмотрены значительные временные разрывы в обучении приводили соответственно к тому, что время прохождения маршрута увеличивалось вдвое.

Вследствие этих проблем каждое занятие начиналось фактически с восстановления моторных навыков. Для решения этих проблем в военном институте были созданы контрольная и экспериментальные группы. У контрольной группы обучающихся были внесены изменения в учебный план:

время проведения занятий было сокращено с четырех лет обучения до трех лет;

изучение разделов стало проходить последовательно и в более сжатые сроки - перерывы между занятиями минимизированы;

изучение теоретического уровня стало завершаться промежуточным контролем; вождение автомобилей стали проводить после сдачи промежуточного контроля;

занятия по вождению автомобилей были выведены из дисциплины «Техническая подготовка» в раздел «Практики» учебного плана.

В течении двух лет проводилась данная работа в результате чего были получены следующие результаты: время обучения сократилось с четырех лет до трех;

логическое построение последовательности изучения разделов дисциплины «Техническая подготовка»; изучение разделов, завершающееся промежуточной аттестацией, позволяло определить уровень сформированности запланированных компетенций;

вождение начинается после успешной сдачи промежуточной аттестации.

Особенность обучения вождению автомобилей, в настоящее время, в отличие от многих других образовательных организаций, заключается в непрерывности занятий, проводимых в разделе «Практика в вождении автомобилей» в течении 9 учебных дней продолжительностью по 8 часов каждый.

Результаты экспериментальной группы по отношению к контрольной, показали: время на адаптацию к водительскому месту, подготовки (регулировке сиденья, зеркал и т.д.) к движению, а также время начала движения доведено до оптимальных показателей; время реакции обучающихся на команды, подаваемые инструкторами вождения и время с момента обнаружения опасности до оценки обстановки, принятия решений и начала принятия мер, направленных на избежание (минимизации последствий) происшествий значительно снизилось и, в среднем показателе, составляет 0,8-1 секунды; минимизация времени на восстановление моторных навыков обучающихся.

Итоговым результатом явилась сдача квалификационного экзамена в подразделении ГИБДД. Результаты экзамена показали:

1. Сдача теоретической части - в каждом взводе у экспериментальной группы были выше контрольной на 16% (в контрольной группе - в среднем 17 обучающихся; в экспериментальной группе - в среднем 21 обучающийся).

2. При сдаче экзамена по практическому вождению результат экспериментальной группы был выше контрольной на 52,3% (в контрольной группе из 17 обучающихся в среднем сдавали 9 человек; в экспериментальной группе - из 21 обучающегося сдавали 17 человек).

Таблица 2

Средние показатели успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами в ГИБДД

Показатели Контрольная группа обучающихся Экспериментальная группа обучающихся

Средние показатели успешной сдачи теоретического экзамена (во взводах) 17 21

Средние показатели успешной сдачи практического экзамена по вождению автомобилей (во взводах) 9 (из 17 допущенных) 17 (из 21 допущенного)

В связи с тем, что занятия по вождению автомобильной техники стало проводиться в форме учебной практики (в вождении автомобилей) время на подготовку профессорско-преподавательского состава к проведению занятий в течение семестров обучения стало минимальным. В целях повышения качества проведения таких занятий были приняты решения по оптимизации порядка подготовки преподавательского состава в подготовительные периоды. До начала семестров обучения на учебно-методических сборах и в ходе инструкторско-методических занятий перед отработкой новых тем, больше внимания стало уделяться обсуждению и выработке единого понимания порядка проведения занятий. Реализация основных принципов обучения - от простого к сложному; связи теории с практикой; последовательности и систематичности позволило также повысить и уровень подготовки инструкторов вождения и техников (проводящих занятия на тренажерах). Проблеме планомерного формирования навыков постоянно уделяется большое внимание [1].

В ходе поиска путей интенсификации занятий немаловажным направлением деятельности было определено повышение методического уровня подготовки преподавательского состава, проводящих занятия по указанным разделам и дисциплинам, а также инструкторов по вождению. Повышение профессионального уровня преподавательского состава, реализующих программу подготовки водителей грузовых (легковых)автомобилей осуществлялось по нескольким направлениям. В ходе учебно-методических сборов, в начале каждого семестра, проводились показные занятия и подводились итоги образовательной деятельности с рассмотрением положительного опыта и выявленных недостатков в обучении. Проводимый анализ результатов обучения находил свое отражение в выступлениях с докладами на конференциях и семинарах. Проводимое сопоставление результатов, поиск закономерностей, выдвижение гипотез и их экспериментальная проверка, а также поиск путей решения в научной литературе находили свое отражение в написании научных статей. Данные вопросы активно обсуждались с коллегами из других образовательных организаций.

Инструкторско-методические занятия, проводимые накануне изучения новых тем, организовывались отдельно с преподавателями и совместно с инструкторами по вождению. Таким образом, принимаемые меры, позволили повысить уровень методической подготовки и достигать наилучших результатов (в соответствии с аналитическими данными ГИБДД) в течение последних лет по успешной сдаче экзамена в ГИБДД на право управления транспортными средствами с первого раза и получения водительских удостоверений.

Выводы. В результате выполненных мероприятий по подготовке кандидатов в водители, в том числе за счет оптимизации учебного плана и повышения уровня подготовки преподавательского состава, повысилась эффективность, интенсивность занятий и результативность подготовки кандидатов в водители в военном институте.

Литература:

1. Гаврилин, А.Н. Применение инновационных методов преподавания дисциплины "автомобильная подготовка" / А.Н. Гаврилин, В.Р. Нигаматулин // Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения: Сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Пермь, 30 ноября 2017 года / Под ред. В.Ф. Купавского. - Пермь: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2017. -С. 133-137. - EDN YRRIIO.

2. Евтюков, С.А. О целях и содержании концепции совершенствования российской системы профессиональной подготовки водителей транспортных средств / С.А. Евтюков, П.А. Кравченко // Безопасность дорожного движения. Сборник научных трудов. - 2013. - № 13. - С. 32-37. - EDN RBMJAZ.

3. Калюжный, Ю.Н. Профессиональная подготовка водителей транспортных средств (проблемы и перспективы) / Ю.Н. Калюжный // Современное состояние и перспективы обеспечения безопасности дорожного движения: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Орел, 12 ноября 2018 года / Под редакцией Ю.Н. Калюжного. - Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2018. - С. 67-72. - EDN MGZEDJ.

4. Колиснык, Ю.С. Проблемы подготовки водителей транспортных средств категорий "С" в РФ / Ю.С. Колиснык // E-Scio. - 2020. - № 11(50). - С. 647-654. - EDN SHXWCN.

5. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 (ред. от 19.10.2017) "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026). Date Views 05.06.2022 www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165639/.

6. Старов, С.Н. Качество подготовки водителей / С.Н. Старов // Транспортное дело России. - 2019. - № 2. - С. 110-112. - EDN YVQPGY.

7. Статья 2. Задачи войск национальной гвардии. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Date Views 05.06.2022 www.consultant.ru/document/cons doc LAW 200506/b880dc2bdbb1dae26cc88e603c1f1c284c84b03c/.

Педагогика

УДК 37.013

аспирант кафедры комплексной безопасности и физической культуры Зенкова Людмила Александровна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» ( г. Москва)

ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Вопрос развития мотивации и формирования ценностного отношения к познавательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды обретает новые смыслы. В статье рассматривается цифровая образовательная среда и ее особенности. В рамках цифровой образовательной среды актуализируется исследовательская деятельность, которая оказывает наиболее продуктивное влияние на процесс воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся. Исследовательский метод позволяет объединять знания из различных областей науки в одном исследовании за счет межпредметного взаимодействия и способствует развитию навыка в применении полученного опыта в различных сферах теоретического и практического знания. Именно, таковыми являются обучающие ситуации программы разговорного клуба в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, ценности, познавательная деятельность, цифровая среда.

Annotation. The question of the development of motivation and the formation of a value attitude to cognitive activity in the digital educational environment takes on new meanings. The article considers the digital educational environment and its features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.