Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»)'

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / водитель / автомобиль / ситуационная задача / квалификационный экзамен / успешность / cadet / driver / car / situational task / qualification exam / success

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Вилисов

В статье затрагивается тема показателей успешности курсантов военного вуза на примере изучения дисциплины «Автомобильная подготовка». Рассмотрены и проанализированы подходы к определению термина «успешность». Дано собственное рабочее его определение. Рассмотрены характерные ошибки курсантов, допускаемые в процессе сдачи теоретического этапа квалификационного экзамена на право управления транспортным средством категории «С» в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Для улучшения показателей успешности курсантов при решении ситуационных задач предложена методика поиска информации на поставленные вопросы экзаменационных билетов. Рассмотрены вопросы организации проведения практических занятий вождения автомобильной техники, которые закрепляют теоретические вопросы основ безопасности и Правил дорожного движения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF SUCCESS OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE DISCIPLINE “TRUCK TRAINING”)

The article touches on the topic of success indicators of cadets of a military university by the example of studying the discipline “Truck Training”. Approaches to the term “success” are considered and analyzed. The author’s own draft definition of success is given. Characteristic mistakes of cadets made in the process of passing the theoretical stage of the qualification exam for the right to drive a vehicle of category C in the subdivision of the State Road Safety Inspectorate are considered. To improve the success rates of cadets in solving situational problems, a method of searching for information on the questions posed by examination tickets is proposed. The issues of organizing practical classes of driving automotive equipment, which consolidate the theoretical issues of the basics of safety and traffic rules in practice, are considered.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»)»

лайн-игр с содержанием насилия, нецензурной брани и другого нежелательного контента на становление и развитие личности ребенка. Родители, а также лица, их замещающие, должны с особой ответственностью относиться к выбору онлайн-игр для своих детей. Большое значение имеет реакция родителей на сцены насилия в онлайн-игровой среде. Активное поощрение агрессивного поведения ребенка, скорее всего, будет способствовать усугублению насилия в реальном социальном взаимодействии его с другими людьми.

Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема кибербуллинга имеет широкое распространение в современном обществе, вызывая негативные последствия у детей, подростков, а также взрослых, пользующихся Интернетом.

Библиографический список

2. Развитие информационных технологий привело к более широкому использованию компьютерных игр и, в частности, онлайн-игр, которые предоставляют молодежи новые возможности для проявления агрессии.

3. Многопользовательские онлайн-игры могут представлять собой среду, способствующую проявлению агрессии у участников игры и, как следствие, возникновению кибербуллинга.

В качестве дальнейшего направления исследований в данной области может стать получение эмпирических знаний, позволяющих понять причинно-следственную связь между онлайн-играми и ситуацией кибербуллинга: предпочитают ли подростки - участники кибербуллинга онлайн-игры с содержанием насилия или, наоборот, геймеры, выбирающие игры с контентом жестокости, будут демонстрировать агрессивное поведение в ситуациях травли онлайн и/или офлайн.

1. Бородина В.Н., Петимко А.И. Кибербуллинг среди подростков в образовательной среде как предмет исследования. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 154 - 157.

2. Hinduja S., Patchin J.W. Cyberbullying fact sheet: Identification, prevention, and response. Cyberbullying Research Center. 2018. Available at: https//cyberbullying.org/ Cyberbullying-Identification-Prevention-Response- 2018

3. Willard N.E. Cyberbullying and cyberthreats: Responding to the challenge of online social aggression, threats, and distress. Champaign, III: Research Press. 2007.

4. Pew Research Center A Majority of Teens Have Experienced Some Form of Cyberbullying. 2018. Available at: https://www.pewinternet.org/2018/09/27/a-majority-of-teens-have-experienced-some-form-of-cyberbullying

5. Tippett N., Kwak K. Cyberbullying in South Korea. Cyberbullying in the global playground: Research from international perspectives. Wiley-Blackwell, London. 2012: 202 - 219.

6. Fryling M., Cotler J., Rivituso J., Mathews L., Pratico S. Cyberbullying or normal game play? Impact of age, gender, and experience on cyberbullying in multiplayer online gaming environments: Perceptions from one gaming forum. Journal of Information Systems Applied Research (JISAR). 2015; № 8 (1): 4 - 18. Available at: https//jisar.org/2015-8/

7. Dittrick C.J., Beran T.N., Mishna F., Hetherington R., Shariff S. Do children who bully their peers also play violent video games? A Canadian national study. Journal of School Violence. 2013; № 12: 297 - 318.

8. Lam L.T., Cheng Z., Liu X. Violent online games exposure and cyberbullying/victimization among adolescents. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013; № 16: 159 - 165.

References

1. Borodina V.N., Petimko A.I. Kiberbulling sredi podrostkov v obrazovatel'noj srede kak predmet issledovaniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 154 - 157.

2. Hinduja S., Patchin J.W. Cyberbullying fact sheet: Identification, prevention, and response. Cyberbullying Research Center. 2018. Available at: https//cyberbullying.org/ Cyberbullying-Identification-Prevention-Response- 2018

3. Willard N.E. Cyberbullying and cyberthreats: Responding to the challenge of online social aggression, threats, and distress. Champaign, III: Research Press. 2007.

4. Pew Research Center A Majority of Teens Have Experienced Some Form of Cyberbullying. 2018. Available at: https://www.pewinternet.org/2018/09/27/a-majority-of-teens-have-experienced-some-form-of-cyberbullying

5. Tippett N., Kwak K. Cyberbullying in South Korea. Cyberbullying in the global playground: Research from international perspectives. Wiley-Blackwell, London. 2012: 202 - 219.

6. Fryling M., Cotler J., Rivituso J., Mathews L., Pratico S. Cyberbullying or normal game play? Impact of age, gender, and experience on cyberbullying in multiplayer online gaming environments: Perceptions from one gaming forum. Journal of Information Systems Applied Research (JISAR). 2015; № 8 (1): 4 - 18. Available at: https//jisar.org/2015-8/

7. Dittrick C.J., Beran T.N., Mishna F., Hetherington R., Shariff S. Do children who bully their peers also play violent video games? A Canadian national study. Journal of School Violence. 2013; № 12: 297 - 318.

8. Lam L.T., Cheng Z., Liu X. Violent online games exposure and cyberbullying/victimization among adolescents. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2013; № 16: 159 - 165.

Статья поступила в редакцию 10.01.22

УДК 378

Vilisov D.V., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: Denis.vilisov85@mail.ru

INDICATORS OF SUCCESS OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE DISCIPLINE "TRUCK TRAINING"). The article touches on the topic of success indicators of cadets of a military university by the example of studying the discipline "Truck Training". Approaches to the term "success" are considered and analyzed. The author's own draft definition of success is given. Characteristic mistakes of cadets made in the process of passing the theoretical stage of the qualification exam for the right to drive a vehicle of category C in the subdivision of the State Road Safety Inspectorate are considered. To improve the success rates of cadets in solving situational problems, a method of searching for information on the questions posed by examination tickets is proposed. The issues of organizing practical classes of driving automotive equipment, which consolidate the theoretical issues of the basics of safety and traffic rules in practice, are considered.

Key words: cadet, driver, car, situational task, qualification exam, success.

Д.В. Вилисое, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: Denis.vilisov85@mail.ru

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»)

В статье затрагивается тема показателей успешности курсантов военного вуза на примере изучения дисциплины «Автомобильная подготовка». Рассмотрены и проанализированы подходы к определению термина «успешность». Дано собственное рабочее его определение. Рассмотрены характерные ошибки курсантов, допускаемые в процессе сдачи теоретического этапа квалификационного экзамена на право управления транспортным средством категории «С» в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Для улучшения показателей успешности курсантов при решении ситуационных задач предложена методика поиска информации на поставленные вопросы экзаменационных билетов. Рассмотрены вопросы организации проведения практических занятий вождения автомобильной техники, которые закрепляют теоретические вопросы основ безопасности и Правил дорожного движения на практике.

Ключевые слова: курсант, водитель, автомобиль, ситуационная задача, квалификационный экзамен, успешность.

Сегодня, когда войска национальной гвардии Российской Федерации оснащены современным вооружением, военной и специальной техникой, немаловажным остаётся вопрос подготовки качественного специалиста, способного выполнить поставленные задачи не только в повседневной жизнедеятельности, но и

служебно-боевые задачи, которые зачастую сопровождаются использованием автомобильной и бронетанковой техники.

Успешность выполнения поставленной задачи зависит не только от правильных, точных, разумных команд командира подразделения (вчерашнего вы-

пускника военного института), но и его личных знаний, навыков и умений, полученных в стенах родного альма-матер.

Актуальность нашего исследования обусловлена поиском способов и методов решения проблемы решения ситуационных задач курсантами военного института в процессе изучения дисциплины «Автомобильная подготовка».

Целью исследования является анализ педагогической литературы и определение подходов к понятию «успешность», выявление показателей успешности курсантов военного вуза в решении ситуационных задач на примере изучения дисциплины автомобильная подготовка.

В процессе достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: изучить и обобщить педагогическую литературу для определения и раскрытия понятия «успешность»; дать собственное рабочее определение понятия «успешность»; рассмотреть характерные ошибки курсантов, которые зачастую допускаются в решении ситуационных задач влияющих на показатели успешности. С целью увеличения показателей успешной сдачи теоретического экзамена в подразделении ГИБДД предложена методика решения ситуационных зыдач способом поиска информации; закрепление на практических занятиях теоретической части рабочей программы дисциплины, основ безопасности и Прынил дорожного движения способом внезапной подачи вводной ситуационной задзчи при движении на учебном автомобиле.

Раскрывая понятие «успешность», обратимся к «Толковому словаркруз-ского языка», где «успешной называют какую-либо деятельность, которая имеет благоприятное течение и положительный результат», а «успешным наз ывают человека, который получает ожидаемый положительный результат от какой-то деятельности» [1, с. 1447].

Говоря об успешности обучения, Д.Х. Муртич отмечает, что успешндзть «включает в себя прохождение по ступеням и уровням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала...» [2, с. 18А].

Разделяя мнение С.Н. Соцковой и С.Д. Козловой, согласимся с тем.что показателем успешного усвоения учебного материала является итоговая оценка, где делается акцент не на показателях среднего балла, которые, в свою очередь, могут быть случайными и не отражать истинной картины успеваемости, а на оценках, полученных за самостоятельные, контрольные работы или инд печальные проекты [3].

В процессе изучения дисциплины «Автомобильная подготовка» курсант формирует систему знаний общего устройства и основ эксплуатации а вузыы-бильной техники, умение готовить автомобиль к использованию по предназначению, организацию практических работ по техническому обслужираниы и ремонту, овладевает навыками безопасного управления автомобилем в различных дорожных ситуациях, погодных условиях и внезапно возникающих ситуациях.

Дадим собственное рабочее определение успешности на примере изучения дисциплины «Автомобильная подготовка». Успешность обучения - это положительный результат, выраженный контрольной оценкой полученных знаний, навыков и умений в решении ситуационных задач, включающих в себя теоретические вопросы и практические действий при управлении автомобилем в различных дорожных ситуациях и погодных условиях.

Результатом успешного усвоения дисциплины является получение водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «С» по итогам сдачи квалификационного экзамена на третьем курсе в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД).

Квалификационный экзамен на право управления транспортным средством категории «С» включает в себя теоретический и практический экзамен. При сдаче теоретического экзамена кандидат в водители (курсант) должен правильно решить экзаменационный билет, который содержит в себе 20 вопросов. Вопросы экзаменационного билета воспроизводятся на экране автоматизированного рабочего места специальной аудитории, предназначенной для сдачи теоретического экзамена, и несут тестовый характер.

Показателем успешности курсантов в данном теоретическом экзамене является результат положительной оценки: «СДАЛ», когда курсант в отведённое ему время (20 минут) ответил правильно на ситуационные задачи экзаменационного билета.

Рассмотрим характерные ошибки [4], которые допускают курсанты при решении ситуационных задач, и какие факторы этому способствуют.

Стрессовое состояние - один из основных показателей, которые влияют на результат сдачи теоретического экзамена. Этому сопутствует новая для курсанта обстановка - специализированная аудитория подразделения ГИБДД, предназначенная для сдачи теоретического экзамена, оборудованная видеокамерами для записи процесса экзамена.

Невнимательность проявляется курсантом в ходе решения ситуационной задачи, где вопрос экзаменационного билета сопровождается иллюстрацией рисунка с изображением дорожной ситуации. В этом случае курсант невнимательно изучает иллюстрированный рисунок задачи и, как правило, пропускает важные детали задачи (жест подаваемый регулировщиком, сигналы светофора, дорожные знаки или нанесённую на проезжую часть дорожную разметку). Разберём вопрос, связанный с невнимательностью, более детально представив один из вопросов экзаменационного билета (рис. 1).

Рис. 1. Ситуационная задача экзаменационного билета

В данной ситуационной задаче одного из экзаменационных билетов изо-брыжКн|Бе^лирлдмый БкреБрёстоы,гды ооыреддБстьпрокзда черзерногн^гули-дуемсястуыщынз реноне дыулБдызщыкоБ.лнезБгытыомдсзытоНыДБ Эыо дон мент зачастую не видит курсант при решении данного вопроса, что, собственно, зыддсойствветижемаведомо несидкильемму освытл на озерос:какимБраыоплрт-ным средствам разрешено продолжить движение? [5, с. 38].

Взлнеыие-ещёкдив вз фыкуздор, кодлдый РБАЗываыонвгативрое влвясле юакувсантвплы сднче веоузтисенкоroскзлмопa,увoкпсoмeрзющрмтоФ<зепзы собствует выбору неправильного варианта ответа, т.к. далеко не каждый курсант вданнем случае может убрать его на второй план, перебороть его.

Спешка и излишняя самоуверенность - глупая и самая распространённая оши^кку^антые,довуынаемйт при^ознив вкпдлвзв эезaБнмзсилмылго билел еа. Это прыеодит кбыстлидурнБдБдуманнсык онвдтл. Bыpнуврвыдсccекy ситл-ационной задачи, представленной выше, а именно - к поставленному вопросу: каыумелиюкБТНым емeьенкaм Блвылмено продооынвь кыижетиыС Ра данрык вопрос автором учебного пособия [5, с. 38] представлено четыре варианта от-везо: 1. MБЛкмeвквoмБ ауто^су имыгкБнoмy аыдвробилю; 2. Только автобусу; З.ыолы-о ие^1^(^виш5^второ^к^ыю; ы. ыкквм лра—пордуым сиереэвом мнижeнвр запрещено. Так где же здесь курсант проявляет спешку и излишнюю самоуве-]лннывтьд нeылyьийвБУЗБРЛил онтеть пapривткoвнытaнод-

чёркиванием. Итак, поясним эту ситуацию. Перекресток, на котором изображена сдтуа^окная ыадачо,^!^руБлый^ данныз случае его рз^рд^с^в^ири^-в^оы^!^квется^^ныф0в щымы,кто о™ епяет cркнaлвl овквoфopлДaнвыЮ с и ток регулировщика разрешает движение обоим транспортным средствам. Курсанты нт дoчетзынюувыpиунтытвотaйлкоыцы.тоыкомы выбор выоканта отведу, пррд-ставленного в задаче, осуществляют быстро и неверно.

Слабые знания Правил дорожного движения - самая основная проблема курсантов при сдаче теоретической части экзамена. Здесь идёт разделение, кто-то действительно знает и полностью понимает все без исключения вопросы экзаменационных билетов, кто-то попросту заучивает, а хуже всего, когда ответ на вопрос ситуационной задачи курсант ставит попросту наугад.

С целью увеличения показателей успешной сдачи теоретического экзамена в подразделении ГИБДД нами была применена методика решения ситуационных задач способом поиска информации. Он был использован по долгу службы предыдущей профессии в военной автомобильной инспекции, где одним из основных мероприятий была работа по укреплению дорожно-транспортной дисциплины среди личного состава и проведение дополнительных занятий с военными водителями по изучению основ и Правил дорожного движения.

Метод поиска информации достаточно прост. При проведении плановых занятий и консультаций перед практическими занятиями по дисциплине «Автомобильная подготовка» курсантам второго и третьего курса было предложено решать ситуационные задачи с использованием Правил дорожного движения. В случае, когда вопрос экзаменационного билета вызывал затруднение в выборе правильного ответа, курсант осуществлял поиск этой информации непосредственно в источнике, по которому собственно и построены эти экзаменационные билеты.

В решении ситуационных задач все методы и способы хороши: помощь преподавателя и дискуссия с товарищем, наполненные информацией, и развешанные по стенам аудитории плакаты по основам безопасности дорожного движения и Правилам дорожного движения. Но мы не просто так выделили способ поиска информации. Ведь открыв источник, которым в данном случае выступают Правила дорожного движения, курсант осуществляет самостоятельный поиск нужного раздела, пункта Правил, нужного определения, названия дорожного знака или дорожной разметки без помощи преподавателя или комментария к Правилам дорожного движения.

Поиск правильного ответа на поставленный вопрос задачи самостоятельно, разбор дорожной ситуации, в то же время и повторение уже пройденного ранее материала служит успехом в решении ситуационных задач.

Успешно пройденный этап теоретической части экзамена в специализированной аудитории подразделения ГИБДД предоставляет курсанту допуск к практической части экзамена. Проверка навыков управления транспортным средством категории «С» и выполнении манёвров проходит на закрытых площадках, автодромах, территориях, имеющих твёрдое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов или на участках дорог с малоинтенсивным движением.

Управление транспортным средством возлагает на водителя большую ответственность, неважно, за рулём какого автомобиля он сидит: легкового или грузового. Водитель обязан соблюдать Правила дорожного движения, быть предельно внимательным, умело и быстро принимать решения в сложившейся дорожной ситуации и дорожной обстановке. Уметь критически мыслить, правильно и быстро принимать решение в сложившейся ситуации, ведь дорога шуток не любит и ошибок не прощает.

Залогом успешной сдачи практического экзамена служит отношение самого курсанта к изучению дисциплины, начиная с занятий по изучению общего устройства и основ эксплуатации автомобильной техники, умение готовить автомобиль к использованию по предназначению, его обслуживание и организация ремонта.

Умелое руководство и организация проведения практического занятия преподавателем, инструктором практического вождения и оператором тренажёра позволяет в комплексе закрепить и выработать навыки, а также получить практический опыт в вождении грузового автомобиля.

При проведении практических занятий с использованием тренажёров отрабатываются посадка в автомобиль, действия органами управления, пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем и нисходящем порядке, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения, выключение двигателя, умение получать и обрабатывать информацию с контрольно-измерительных приборов. Здесь действия курсанта контролирует оператор, подсказывает, поправляет и учит правильным приёмам.

Практическое вождение автомобиля на закрытой площадке и по учебному маршруту с целью приобретения навыков вождения автомобилем и выполнения манёвров происходит под руководством мастера производственного обучения (инструктора практического вождения) и преподавателя.

Содержание данного занятия направлено на изучение порядка действий водителя (курсанта) при движении в населенном пункте по маршрутам различной сложности; на привитие навыков по управлению автомобилем в условиях дорожного движения, на развитие способности соблюдать требования безопасности

Библиографический список

военной службы при эксплуатации военной автомобильной техники и неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения.

Подкрепление теоретических вопросов основ безопасности и Правил дорожного движения на практике носит очень важный характер. Примером этому служит созданная инструктором вождения в процессе движения автомобиля по учебному маршруту практическая ситуация, которую необходимо решить: к примеру, прокол правого переднего колеса. Здесь инструктор проверяет, а курсант умело действует, применяя теоретические вопросы подготовки на практике. В этой вроде бы простой ситуации проверяются действия водителя (курсанта) в случае вынужденной остановки автомобиля из-за его технической неисправности, порядок применения аварийной сигнализации и правильного выставления (не менее 15 метров от автомобиля) знака аварийной остановки. Здесь уместно процитировать высказывание великого русского полководца Александра Васильевича Суворова: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа».

Таким образом, показателями успешности курсантов при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка» является выполненная рабочая программа дисциплины и успешная сдача квалификационного экзамена в подразделении ГИБДД на право управления транспортным средством категории «С», ключевым элементом которого также является комплексная работа курсанта, командира подразделения, профессорско-преподавательского состава, мастеров производственного обучения и подразделений технического обеспечения учебного процесса военного института.

Научная новизна исследования состоит в уточнении и определении собственного понятия «успешность», в предложенном методе решения ситуационных задач способом поиска информации и закреплении теоретических основ безопасности и Правил дорожного движения на практике с применением различных вводных.

Теоретическая и практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть применены при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка» курсантами военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации.

1. Толковый словарь русского языка: Около 7000 словарных статей: Свыше 35 000 значений: Более 70 000 иллюстративных примеров. Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

2. Муртич Д.Х. Влияние различных факторов на успешность обучения студентов первого курса. Психология XXI века. Организация деятельности психологической службы образовательного учреждения: материалы Х Международной научно-практической конференции молодых учёных. 2015: 186 - 188.

3. Соцкова С.Н., Козлова С.Д. Психолого-педагогические аспекты успешности обучения (из опыта работы). Вестник Тульского филиала финуниверситета. 2019; № 1-1: 309 - 313.

4. Вилисов Д.В., Дахин А.Н. Актуальные проблемы освоения учебной дисциплины «автомобильная подготовка» курсантами 2-го курса при решении ситуационных задач в условиях образовательной среды вуза. Педагогический профессионализм в современном образовании: сборник научных трудов XIV Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021: 135 - 140.

5. Копусов-Долинин А.И. Экзамен в ГИБДД: учебно-методическое пособие. Предназначено для подготовки водителей категории «С», «D» и подкатегории «С1», «D1». Москва: Издательство ООО «Эксмо».

References

1. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: Okolo 7000 slovarnyh statej: Svyshe 35 000 znachenij: Bolee 70 000 illyustrativnyh primerov. Moskva: OOO «Izdatel'stvo Astrel'»: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003.

2. Murtich D.H. Vliyanie razlichnyh faktorov na uspeshnost' obucheniya studentov pervogo kursa. Psihologiya XXI veka. Organizaciya deyatel'nosti psihologicheskoj sluzhby obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: materialy H Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. 2015: 186 - 188.

3. Sockova S.N., Kozlova S.D. Psihologo-pedagogicheskie aspekty uspeshnosti obucheniya (iz opyta raboty). Vestnik Tul'skogo filiala finuniversiteta. 2019; № 1-1: 309 - 313.

4. Vilisov D.V., Dahin A.N. Aktual'nye problemy osvoeniya uchebnoj discipliny «avtomobil'naya podgotovka» kursantami 2-go kursa pri reshenii situacionnyh zadach v usloviyah obrazovatel'noj sredy vuza. Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii: sbornik nauchnyh trudov XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2021: 135 - 140.

5. Kopusov-Dolinin A.I. 'Ekzamen v GIBDD: uchebno-metodicheskoe posobie. Prednaznacheno dlya podgotovki voditelej kategorii «S», «D» i podkategorii «S1», «D1». Moskva: Izdatel'stvo OOO «'Eksmo».

Статья поступила в редакцию 06.01.22

УДК 376

Gaiduk D.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: gaiduk.dan@yandex.ru

Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

Smirnov A.A., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

Shatkov D.V., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

FEATURES OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN INCLUSIVE EDUCATION. The article reveals a problem of improving the educational process in inclusive education. The concept of the educational process in modern conditions has been clarified. The adaptive capabilities of the educational process are revealed, which ensure the active inclusion of students with disabilities in the social environment of the educational organization. The psychological characteristics of students of this category are generalized. The necessity of interaction between the family and the educational organization on the issues of upbringing has been determined. Rehabilitation and correctional educational influences of the teaching staff are identified, which contribute to the elimination of psychological and physical difficulties of students in educational activities. The organization of productive communication processes of students with disabilities with peers and teachers is disclosed. The directions of the formation of an inclusive culture in an educational organization and society are proposed. The directions of an integrated approach in organizing the educational process of students with disabilities in educational institutions are proposed. The ways of solving the main problems of upbringing in inclusive education are grounded.

Key words: education, inclusive education, social and cultural education, integrated approach, adaptive and non-traditional methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.