Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИЙ "С" В РФ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИЙ "С" В РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ВОДИТЕЛЬ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПРОГРАММА / СТАТИСТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колиснык Юлия Сергеевна

Наличие системы подготовки водителей транспортных средств на сегодняшний день - обязательное для исполнения требования для любого развитого государства. Транспортная инфраструктура, наличие институтов, связанных с дорожным движением, обязывает государство в лице уполномоченных на то органов, должностных лиц и различных организаций, формировать системный подход к организации подготовки водителей транспортных средств. Отсутствие подобной системы, ее реализация не на должном уровне и с недостаточной степенью эффективности неизбежно приведет к крайне негативным последствиям, в частности, непрофессиональному вождению и, как следствие, росту аварийности на дорогах, ухудшению последствий от ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колиснык Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИЙ "С" В РФ»

УДК 37.013.78

Педагогические науки

Колиснык Юлия Сергеевна, преподаватель кафедры специальных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД

России, ВФ ДВЮИ МВД России

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

КАТЕГОРИЙ «С» В РФ

Аннотация: Наличие системы подготовки водителей транспортных средств на сегодняшний день - обязательное для исполнения требования для любого развитого государства. Транспортная инфраструктура, наличие институтов, связанных с дорожным движением, обязывает государство в лице уполномоченных на то органов, должностных лиц и различных организаций, формировать системный подход к организации подготовки водителей транспортных средств. Отсутствие подобной системы, ее реализация не на должном уровне и с недостаточной степенью эффективности неизбежно приведет к крайне негативным последствиям, в частности, непрофессиональному вождению и, как следствие, росту аварийности на дорогах, ухудшению последствий от ДТП.

Ключевые слова: подготовка, водитель, транспортное средство, программа, статистика, безопасность, дорожное движение.

Annotation: The presence of a training system for vehicle drivers today is a mandatory requirement for any developed country. The transport infrastructure, the presence of institutions related to traffic, obliges the state, represented by authorized bodies, officials and various organizations, to form a systematic approach to organizing the training of vehicle drivers. The absence of such a system, its implementation not at the proper level and with an insufficient degree of efficiency will inevitably lead to extremely negative consequences, in particular, unprofessional

driving and, as a consequence, an increase in accidents on the roads, worsening of the consequences of road accidents.

Keywords: training, driver, vehicle, program, statistics, safety, traffic.

Одним из приоритетных направлений деятельности ГИБДД в последние годы является работа по усилению контроля при подготовке и сдаче квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами. В этой связи, крайне важно исследовать действующую в России систему подготовки водителей транспортных средств, так называемых основных категорий, а именно «В» и «С».

Одним из характерных признаков любой системы, вне зависимости от того, в какой сфере она существует и каково ее наполнение, является ее структурированность. Данный признак подразумевает наличие определенных, строго очерченных элементов системы, которые, с одной стороны, являются обособленными, а с другой связаны единым лейтмотивом - реализацией тех общественных отношений, которые непосредственно составляют саму систему. Система подготовки водителей транспортных средств категорий «В» и «С» в данном случае - не исключение. Необходимо выделять следующие элементы данной системы:

1. Комплексный отбор кандидатов в водители;

2. Обучение кандидатов вождению;

3. Экзаменация кандидатов.

Отбор кандидатов в водители транспортных средств категорий «В» и «С» осуществляется, как видно из его наименования, на комплексной основе, что в частности, означает вложение в систему отбора нескольких значимых факторов. При этом все факторы, так или иначе, связаны фактом установления соответствия кандидатов статусу водителя по той или иной категории. Первым таким фактором следует называть возрастной ценз. Законодатель избрал дифференцированный подход к формулированию данного ценза, при этом в основу дифференциации положена видовая принадлежность категории

вождения. Так, для категорий «В» и «С» установлен 18 летний порог, то есть, граждане имеют право получать водительские удостоверения данных категорий исключительно по достижению совершеннолетия, что в целом видится нам оправданным. Вторым факторов отбора следует называть медицинский. Третьим фактором отбора выступает прохождение кандидатом соответствующего профессионального обучения.

Основываясь на опыте зарубежных стран, можно отметить, как минимум еще один фактор, который в обязательном порядке необходимо учитывать при организации комплексного отбора кандидатов в водители. Речь идет о факте отсутствия у кандидата судимости или повторного привлечения к административной ответственности (отсутствие судимости за умышленное преступление, отсутствие факта повторного привлечения к административной ответственности за определенную категорию правонарушений).

Критериями дифференциации должны выступать, вид и категория совершенного преступления (умышленное, тяжкое или особо тяжкое), а также вид административного правонарушения, выделяемый в зависимости от объекта противоправного посягательства (общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения установленного порядок управления, в сфере общественного порядка и общественной безопасности и, конечно же, в сфере дорожного движения).

В-третьих, запрет должен быть временным и может быть нивелирован вместе со снятием или погашением судимости, а также истечением сроков привлечения к административной ответственности (в течение года после наложения административного наказания.

Обучение кандидатов вождению представляется нам наиболее значимым элементом системы подготовки водителей транспортных средств категорий «В» и «С». Именно в процессе обучения водителям прививаются необходимые навыки вождения, формируется их стиль. И, на наш взгляд, именно в процессе обучения водителей на сегодняшний день скрыто наибольшее количество проблемных аспектов подготовки водителей, которые в дальнейшем

оказывают существенное негативное влияние на качество такой подготовки.

Таким образом, на сегодняшний день обучение водителя структурно подразделяется на два этапа, а именно теоретическую и практическую подготовку. За оба указанных этапа отвечают специализированные образовательные учреждения, а именно автошколы.

Первый, теоретический этап, состоит из следующих элементов:

1. Базовый цикл, который включает учебные предметы: «Основы законодательства в сфере дорожного движения»; «Психофизиологические основы деятельности водителя»; «Основы управления транспортными средствами»; «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».

2. Специального цикла, включающего: «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» (или «С») как объектов управления»; «Основы управления транспортными средствами категории «В» (или «С»); «Вождение транспортных средств категории «В» (или «С»).

3. Профессионального цикла, включающего предметы: «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом», «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».

Второй, практический, этап в автошколе можно условно разделить на следующие части:

1. Подготовка и вождение на специально оборудованной площадке (автодроме);

2. Вождение автомобиля по городу в реальных условиях.

Какие же проблемы на сегодняшний день наличествуют в системе

обучения водителей?

Большей частью, следует отметить, что основные занятия с будущими водителями имеют исключительно учебную цель - подготовка к прохождению тестового экзамена по правилам дорожного движения. Основная доля учебного времени отводится на «натаскивание» курсантов в правильном решении тестовых заданий. Если с методической точки зрения рассмотреть на, какой

результат нацелены такие занятия, то очевидно, что результат - выучивание билетов, а не знание правил дорожного движения. Речь идет о формировании сугубо учебной компетенции решения стандартных тестовых заданий. Опора в такой компетенции - на оперативное заучивание, за которым следует быстрое и прочное забывание. Поэтому, у многих исследователей совершенно справедливо возникает вопрос: «а как же с формированием профессиональных компетенций?» [1]. Следствием данной ситуации выступает обучение водителя по так называемому приспособленческому принципу, уже после сдачи экзамена и получения водительского удостоверения. В соответствии с данным принципом, названным нами процесс происходит стихийно со временем приобретения, так называемого, водительского стажа. Но, с методической точки зрения, очевидно, что простое приспособление к дорожным условиям водителя будет формировать навыки по типу «делаю как все», «авось пронесет» и т.п. [2].

Сегодня автошколы работают в условиях жесткой конкуренции, по законам рыночной экономики, основным правилом которой является снижение себестоимости подготовки. Сейчас достаточно широко распространена практика снижения количества выдаваемых по программе часов, как практических, так и теоретических. Вместо 190 часов теории выдают 30, а вместо 32 часов вождения — 5 (программа подготовки водителей категории «В»), а по документам выдано все полностью. К сожалению, по прошествии более чем 10 лет, ситуация в лучшую сторону не изменилась. На сегодняшний день автошкола, по сути, не несет никакой ответственности за качество предоставляемого обучения. Правоприменительной практике не известны случаи обращения выпускников в суд с исками о некачественном образовании. Это, безусловно и неизбежно ведет к недостаточно компетентному и профессиональному отношению к процессу обучения автошкол. Ситуацию усугубляет также тот факт, что в настоящий момент в России на неудовлетворительном уровне находится и система подготовки педагогов в сфере обучения управлению транспортным средством. Так, в частности,

мастеров производственного обучения вождению готовят две недели — и все получают удостоверения на право обучения, а если взять, к примеру, Германию, то там «инструктор- преподаватель проходит очную подготовку в течение 6 месяцев. Экзамены сдают с 1 раза 40%, со второго еще 30% — и все, остальным работать мастером не дано. Стоимость такой подготовки составляет 8000 евро, платит за подготовку сам кандидат в мастера п/о. Изучают Правила дорожного движения, Административную практику и штрафы за нарушения ПДД, педагогику» [3].

Третьим элементом подготовки водителей транспортных средств категории «В» и «С» является сдача экзамена в ГИБДД. Экзамен состоит из двух экзаменационных частей:

1. Теоретический экзамен;

2. Практический экзамен.

В случае успешного прохождения испытаний кандидат получает права запрашиваемой категории.

К сожалению, на данном этапе также наблюдается целый комплекс проблемных аспектов.

Во-первых, это свобода выбора территориального подразделения ГИБДД, в котором происходит сдача экзамена.

Во-вторых, это неограниченное количество возможных попыток сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. Получив свидетельство, кандидат в водители начинает «штурмовать» органы ГАИ. Причем инспектор-экзаменатор выполняет роль своеобразного контролера ОТК, который' каждый' день проверяет параметры детали, находит брак и откладывает ее в ящик, который позже будет проверять повторно. В итоге количество таких недоучек растет, как снежный ком, и когда кандидат приходит в 10-й раз, ему ставят положительную оценку, иначе экзаменационные отделы ГИБДД «задохнутся» от приходящих на экзамены.

Программы разрабатывает Министерство образования и науки России, а методику - МВД России. Соответственно, учебный' процесс и сдача экзаменов

тоже существуют отдельно друг от друга. Автошколы читают теоретический' курс, полноценное усвоение которого не требуется для сдачи экзамена. В экзаменационных билетах 90 % вопросов относятся к Правилам дорожного движения. При этом 70-80 % ДТП по вине водителей происходит в результате нарушения четырех пунктов ПДД: превышения безопасной' скорости, нарушения правил обгона, уменьшения дистанции относительно безопасного значения и непредставления преимущественного права проезда [4]. Такое происходит не потому, что водители не знают эти пункты правил. Просто при изучении теоретического курса у них не сформировалось представление о том, как определять безопасные условия движения, а при обучении вождению они не научились применять знания на практике.

Чтобы маршрут испытательной' поездки мог охватить все возможные условия, продолжительность экзамена в странах ЕС составляет на категорию «В» 45 мин, на категории «С» - 90 мин. В России методика проведения квалификационного экзамена предусматривает продолжительность испытаний в течение 20 мин, на экзамен в ГИБДД РФ приходит в день порой более 80 человек [5].

Очевидно, что без кардинальных изменений подходов к обучению граждан как участников дорожного движения невозможно обеспечить безопасность дорожного движения - приоритетное направления государственной политики и важный фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны.

Библиографический список:

1. Рыжкина Е.С., Пирожков Р.В. Совершенствование программы подготовки водителей транспортных средств категории в // ИВД. 2017.

2. Лутов Д.А., Бондаренко А.В., Ушаков А.И. Совершенствование программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» в Российской Федерации // Вестник гражданских инженеров. 2017. № 3 (62). С. 239.

3. Воронина Е.Е. Критерии и показатели качества образования в организациях, осуществляющих подготовку водителей // Вестник НЦБЖД. -2016. - № 4 (30). - С. 48.

4. Никонова О.А. Реформирование системы подготовки и допуска водителей' к управлению автомобилем // Транспорт Российской Федерации. -2016. - № 1 (32). - С. 72.

5. Максимычев В.В. Профессиональная подготовка водителей: опят России и Европы // Транспорт Российской Федерации. - 2015. - № 1 (56). - С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.